Примерная тематика уроков эстетики в начальных гимназических классах. Конспект занятия по эстетическому воспитанию на тему: "Культура и мы"

Воронежской области

ГОБУ НПО ВО «ПУ № 56»

Программа

художественно – эстетического воспитания учащихся

Программу разработала

преподаватель литературы

Трубицына Мария Викторовна

Паспорт программы:

Наименование:

Программа художественно – эстетического воспитания учащихся

ГОБУ НПО ВО

«Профессиональное училище № 56 г. Россоши»

Сроки реализации:

2011-2014 учебные годы

Исполнители:

Педагоги,

учащиеся 1-3 курсов,

родители, библиотекари, преподаватели воскресной церковно – приходской школы

Законодательная база для разработки программы:

Закон «Об образовании Российской Федерации»;

Конституция Российской Федерации;

Концепция модернизации образования

Полное название образовательного учреждения:

Государственное образовательное бюджетное учреждение

начального профессионального образования

Воронежской области

«Профессиональное училище № 56 г. Россоши»

ГОБУ НПО ВО «ПУ № 56»

Адрес образовательного учреждения:

396659, Воронежская область,
г. Россошь, пл. Октябрьская, 152
тел./факс (47396/296) 2- 77- 89
e - mail

Организационно – правовая форма:

Государственное образовательное бюджетное учреждение

начального профессионального образования

Воронежской области

«Профессиональное училище № 56 г. Россоши»

Учредитель:

Департамент образования, науки

и молодежной политики Воронежской области

Пояснительная записка


В современном мире, где рядом с на­деждами живёт тревога о судьбах чело­вечества и планеты, наиболее важ­но воспитание будущих поколений в духе гуманизма. Сегодня приоритет общечеловеческих ценностей связан с таким пониманием человека, которое в равной мере базируется на его биологическом, психофизиологическом и культурном единстве.

В условиях эстетического раз­вития и эстетического воспитания, в от­личие от других форм воспитания, за­действованы все эти уровни развития человека как представителя рода.

Человек будущего должен быть сози­дателем, личностью с развитым чувством красоты и активным творческим нача­лом. «Я убеждён, - пишет один из круп­нейших представителей английской тео­ретической мысли Херберт Рид, - что ни­когда до сих пор в мировой истории ху­дожественное воспитание не было так важно, как теперь, и как оно будет важно для грядущих лет... Я не хочу сказать, что художественное воспитание разре­шит все проблемы. Но я думаю, что мы не можем сохраниться как цивилизован­ная нация, не развивая в значительной мере эстетический элемент жизни».

Эстетическая деятельность - это ду­ховно-практическая, эмоционально-ра­циональная активность человека, со­держанием которой является построе­ние индивидуальной картины мира че­рез создание выразительных художест­венных образов, а целью - гармониза­ция своих отношений с миром, модели­рование образа «Я», формирование «Я-концепции творца».

Художественный образ лежит в осно­ве передаваемого подросткам эстетического опыта и является центральным, связую­щим понятием в системе эстетических знаний. Эстетическое отношение может быть сформировано только в установке на восприятие художественных образов и выразительность явлений.

Художественная деятельность - спе­цифическая по своему содержанию и формам выражения активность, нап­равленная на эстетическое освоение мира посредством искусства.

В эстетическом развитии цент­ральной является способность к воспри­ятию художественного произведения и самостоятельному созданию вырази­тельного образа, который отличается оригинальностью (субъективной новиз­ной), вариативностью, гибкостью, под­вижностью... Эти показатели относятся как к конечному продукту, так и к харак­теру процесса деятельности, с учётом индивидуальных особенностей и возра­стных возможностей.

Программа художественно-эстетического воспитания «Красота спасет мир» построена в соответствии с потребностями и интересами обучающихся, так как учебно-воспитательный процесс направлен на познание, развитие, формирование нравственной системы оценок, самореализацию и проектирование собственной деятельности будущих работников строительной сферы.


Программа построена на следующих принципах:


    развитие и воспитание творческих способностей обучающихся;


    коллективная деятельность и раскрытие себя в сценическом и жизненном пространстве;


    формирование базовой культуры личности и самореализации в социальном пространстве.


Данная программа рассчитана на 2011 – 2014 учебные годы и охватывает учащихся 1 – 3 курсов. Программа «Красота спасет мир» направлена на развитие нравственных и художественно-этических ценностей, накопленных разнообразных, в том числе и эстетических впечатлений, знаний, умений и навыков, необходимых в дальнейшей жизни, на воспитание нравственной культуры личности, нравственного сознания и культуры общества с преломлением его в поведение.

Положительные эмоции играют важную роль в жизни подростка, подросток противопоставляет их лавине негатива, который выплескивается сегодня на него в самых различных ситуациях. Педагог должен научить ребят выражать время их собственным голосом, собственным Я.

Художественно - эстетическое воспитание помогает открыть и познать себя, обрести уверенность, преодолеть внутреннюю несвободу, страх, подросток становится раскрепощеннее, учится формулировать и излагать свои мысли публично, появляется творческая активность, общительность, неповторимость собственной личности и неповторимость других членов коллектива.

Программа художественно-эстетического воспитания не ставит цели изучения методов, приемов и стилей какого либо вида искусства, главное - развитие творческих способностей, духовного мира и формирование интересной неординарной личности, готовой к взрослой жизни.

Цели программы:

    Воспитать потребность к усвоению новой информации, научить думать и действовать, выражать свое мнение, анализировать жизненную ситуацию.

    Сформировать творческую личность, способную к самостоятельному освоению нравственных ценностей.

Задачи:

    Вырабатывать потребность в приобретении знаний.

    Вовлекать учащихся в художественно-творческую деятельность и приобщать их к эстетической культуре.

    Развивать вкус, творческие способности.

    Прививать любовь к родному краю, природе.

    Развивать и совершенствовать интеллектуальную, психофизическую, физическую и творческую активности.

    Повышать мотивации обучающихся на культурные формы отдыха

Поставленные задачи выполняются посредством учебной и внеурочной деятельности: от игрового процесса к образовательному. Выступления, конкурсы, открытые уроки, концерты, миниатюры, инсценировки, спектакли приносят праздничность в жизнь учащихся и помогают раскрыть индивидуальные способности.

Организация досуга ребят проводится по плану внеурочной воспитательной работы, составленному с учетом традиций училища, с вовлечением максимального количества учащихся.

Принципы художественно-эстетической деятельности

1. Принцип развития

2. Принцип индивидуальности

3. Принцип творчества и успеха

4. Принцип поддержки и доверия

5. Принцип ответственности

Основание для разработки программы

Ситуация развития общества, обостряю­щиеся процессы поиска человеком смысла существования и своего места в ми­ре, приводит к необходимости углубления художественно-эстетического обра­зования.

Художественно-эстетическое образование - образование средствами искус­ства. Искусство –– художественное творчество может быть основным наставником в формировании личности. Главное помочь юноше и девушке, научить их видеть и понимать прекрасное. Именно искусство должно выступить для подрастающего поколения «за­щитным поясом», охранить от тех средств массовой информации, ко­торые распространяют идеи насилия, жестокости и могут нанести личностные и психологические травмы, став источником агрессивного поведения подростков. Все виды искусств формируют в личности мировоззрение, систему эмоционально-ценностных представлений о взаимодействии с природой и обществом, на­страивают личность на самосовершенствование, самообразование и гармонию отношений с природой.

Основные принципы программы:

    Соразмеренность урочной и внеурочной деятельности.

    Технологическая оснащённость (методические разработки, сценарии, технические средства и т. д.)

    Системность (календарные даты, периодичность проведения кружков, секций, мероприятий).

    Доступность (в соответствии с психолого-педагогическими способностями).

    Целесообразность.

    Реалистичность (в соответствии с ресурсами училища).

    Эстетичность (проведения, оформления, содержания).

Основная педагогическая идея

Создание условий для социально значимого определения на будущее. Формирование научного мировоззрения, ценностного взгляда на общество, труд, материальные и духовные богатства народа, активной гражданской позиции. Педагогика сотрудничества, методика коллективных творческих дел, метод проектов, личностно-ориентированная технология

Основные направления программы

Художественно-эстетическое

воспитание (ХЭВ)

Организация

культурного досуга

Образовательный процесс

Построение учебного процесса, как преподавание искусства по отдельным предметам, так и интегрированное преподавание, обеспечивающее целостное представление о многообразии всех видов искусств

Сочетание различных направлений досуга (художественных, интеллектуальных и т.д.)

Внеурочная воспитательная работа

Выступление на

общеучилищных, городских, районных и областных мероприятиях

Организация структуры воспитательной среды

Внеаудиторная работа

Создание предметных линий, взаимодействие с молодежным центром, музеем, городской библиотекой и др.

Налаживание связей с учреждениями образования. Работа кружков и секций (например, кружок воскресной школы) на базе училища

Работа с семьёй

Родительский всеобуч.

Роль семьи в воспитании гармоничной личности

Художественно-эстетическое воспитание осуществляется в процессе ознакомления с природой, разными видами искусства и активного включения в различные виды художественно-эстетической деятельности. Оно направлено на приобщение к искусству.

Особое место в программе занимает ознакомление обучающихся с художественной литературой как искусством. Художественная литература способствует развитию эстетических и нравственных чувств, речи, интеллекта, закладывает позитивное отношение к миру. В структуре программы художественная литература как средство всестороннего развития занимает место между нравственным, трудовым и художественно-эстетическим воспитанием. В процессе чтения обучающиеся знакомятся с писателями и поэтами, обмениваются мнениями по поводу прочитанного, особенностях художественной прозы и поэтической речи.

В разных учебных группах программа предусматривает:

развитие интереса к различным видам искусства (литература, изобразительное, декоративно-прикладное искусство, музыка, архитектура и др.);

формирование художественно-образных представлений, эмоционально-чувственного отношения к предметам и явлениям действительности, воспитание эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости на прекрасное;

развитие творческих способностей в художественно-речевой и музыкально-художественной деятельностях;

обучение основам создания художественных образов, формирование практических навыков и умений в разных видах художественной деятельности;

развитие сенсорных способностей: восприятия, чувства цвета, ритма, композиции, умения элементарно выражать объекты и явления действительности в художественных образах;

приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства.

Основные мероприятия в течение года

Мероприятия

Время проведения

Праздник «День знаний».

Сентябрь

День здоровья

Сентябрь

Концертная программа «С днём учителя»

Октябрь

Вечер отдыха «Осень правит балом»

Октябрь

Праздник «День матери»

Ноябрь

Интеллектуальный марафон (олимпиады по предметам)

Ноябрь

Конкурс новогодних газет

Декабрь

Новогодний карнавал

Декабрь

Станция «Освободительная»

Январь

Празднование дня защитника отечества

Февраль

«День птиц» Станция «Весенняя»

Март

Март

Проведение мероприятия к Дню Великой Победы.

Май

День здоровья «В здоровом теле, здоровый дух»

Май

Праздник Доброго слова

Май

Экскурсии, походы.

Июнь

Календарь традиционных мероприятий по художественно-эстетическому воспитанию учащихся:

Сентябрь

Торжественная линейка, посвященная Дню знаний;

«Посвящение в первокурсники».

Конкурс «История старой реликвии»

Октябрь

Праздничный концерт ко Дню учителя;

конкурс газет «День Учителя»;

конкурс рисунков «Мамины глаза»

выставка декоративно-прикладного творчества

Ноябрь

«Осенний калейдоскоп»

Конкурс фотопрезентаций «Золотая осень»

Декада здорового образа жизни Акция «Я выбираю жизнь!»

Конкурс плакатов «Скажем – НЕТ!»

Конкурс стихотворений, девизов

Оформление буклетов о вреде курени, алкоголя и наркотиков

Декабрь

Открытие мастерской Деда Мороза;

конкурс на лучшую новогоднюю открытку;

конкурс «Самый нарядный новогодний кабинет»

Январь

КТД «Истоки народных традиций». Фольклорная конкурсно-игровая программа «Преданья старины глубокой…»

Вечер в библиотеке «Раз в крещенский вечерок»

Конкурс сочинений «Освободители города Россошь»

праздник «Последний звонок»;

Февраль

Конкурс солдатской песни «Чувства, опаленные войной»;

конкурс чтецов;

Декада здорового образа жизни

конкурс рисунков «День Защитника Отечества»

Фольклорно-игровая программа «Проводы Зимы»

Март

Декада здорового образа жизни

Апрель

Конкурс на самую смешную фотографию;

Май

Праздничный концерт «День Победы»; конкурс чтецов;

КТД «Живи и помни!»;

конкурс рисунков и плакатов

«Война глазами детей»;

отчетный концерт «Праздник доброго слова».

Копилка мероприятий

Устные журналы:

· «Очевидное - невероятное»

· «Моя родословная»

· «Семейные традиции»

Игры:

· «Добро пожаловать!»

· «Тайны вокруг нас»

· «По каким правилам мы живем?»

· «Твои гражданские права»

Диспуты:

· «Можно ли изменить свой характер?»

· «Что значит владеть собой?»

· «Каким бы я хотел видеть своего друга, свой коллектив?»

· «Почему важно беречь честь коллектива и быть коллективистом?»

· «Можно ли стать красивым?»

· «Что такое духовность человека?»

· «Что такое красота в моде, в жизни, в искусстве?»

· «Сеющий неправду пожнет беду»

· «Разумное и нравственное всегда совпадают»

· «Кому легче жить - культурному или некультурному человеку?»

· «Надо ли любить всех?»

Игры-доказательства:

· «Суд над пороками людей»

· «Суд над наркоманией»

· «Суд над алкоголизмом»

· «Ложь на скамье подсудимых»

· «Суд над воровством»

Вечера:

· «Золотая осень»

· «Орден твоего деда»

· «Моя малая Родина»

Викторины:

· «Классики литературы о добре и зле»

· «Победа в Великой Отечественной войне»

· «Новогодняя. По странам и континентам»

· «Братья наши меньшие»

Беседы:

· «Расскажи мне обо мне»

· «Как изучить самого себя»

· «Что значит быть хорошим сыном, дочерью?»

· «Умей беречь честь бабушки и дедушки и добрую память о них»

· «Расскажи мне о себе»

· «В дружбе - сила»

· «Чтобы иметь друга, надо быть им»

Выставки поделок:

· «Золотые руки»

· «Природа и фантазия»

«Масленица щедрая»

Встречи с интересными людьми:

· «Советы мудрых»

· «Защитники Родины у нас в гостях»

· «История глазами моих родственников»

· «Национальные традиции в моей семье»

· «Моя родословная»

Конкурс сочинений:

· «Я и мой старший брат»

· «Я в ответе за младших в семье»

· «Мои соседи»

· «Что значит быть человеком?»

· «Береги честь смолоду»

· «Самый дорогой человек»

Заочные путешествия:

· «Здесь живут мои родственники»

· «Дорогами великих географических открытий»

· «По странам и континентам»

Игры-путешествия:

· «Имена путешественников на карте нашей страны»

· «Доброе утро, ветеран»

· «Праздничный сюрприз»

· «Снежная сказка»

Проведение классных часов:

«В союзе с красотой»

«Как прекрасен этот мир»

«Красота вокруг нас»

«Хорошие манеры»

Искорки пестрых дел

· «Презентация мира»

· «Социодрама»

· «Разброс мнений»

· «Публичная лекция»

· «Пять минут с искусством»

· «Приглашение к чаю»

· «Дерево, посаженное тобою»

· «Турнир знатоков этикета»

· «Дискуссионные качели»

· «Гостиная (поэтическая, музыкальная, театральная)»

· «Интеллектуальный аукцион»

· «Большой круг»

· «Диалог с веком»

· «День добрых сюрпризов»

· «Путешествие в свое прошлое»

· «Проблемы и аргументы»

· «Свободный разговор»

· «Смешинка»

· «Этический тренинг»

· «Конверт дружеских вопросов»

· «В одной связке»

Творческие конкурсы:

· На лучшее стихотворение о...царице наук - математике

· Рисунков на тему... («День Победы»)

· На лучшее поздравление с... (Днем учителя).

· Актерского мастерства.

· На лучший репортаж из... (мастерской, столовой).

· Агитпредставлений.

· Юных фотолюбителей.

· На лучшую праздничную стенгазету.

· На лучший научный реферат о... (вреде курения).

· Музыкальных пародий.

· Букетов (икебана).

· Исполнителей народных песен.

· Рисунков на стекле (витражей, новогодних оригами).

Основные линии художественно – эстетического воспитания

1 курс

Умение воспринимать красоту природы. Красота природы в произведениях поэтов, писателей, художников. Развитие художественных способностей.

Уважительное отношение к народному творчеству, памятникам культуры. Развитие художественных способностей. Красивое и безобразное.

Умение создавать красоту. Красота повседневной жизни. Развитие художественных способностей.

Общие законы красоты. Ритм. Гармония. Развитие художественных способностей.

2 курс

Азбука театра: сценарий, режиссёр, действующие лица, актёры, спектакль, афиша. Русская народная игрушка. Русские народные песни. Развитие художественных способностей.

Русские народные промыслы. Народная песня в творчестве русских композиторов. Развитие художественных способностей.

Театр в России. Русские и советские исполнители народных песен с мировым именем. Развитие художественных способностей.

Возрождение народных промыслов сегодня. Народная песня и популярная музыка сегодня. Развитие художественных способностей.

Многообразие театральной жизни сегодня. Современная живопись и скульптура. Развитие художественных способностей.

3 курс

Понятие об эстетике. Роль народного творчества в развитии современной культуры. Охрана памятников культуры. Способы повышения культурного уровня. Развитие художественных способностей.

Понятие культуры элитарной и массовой. Человек как творец своего внешнего облика. Красота мужская и женская. Достойная и пошлая жизнь как антиподы. Идеал мужчины и женщины. Умение видеть и создавать красоту. Развитие художественных способностей.

Ожидаемые результаты

Художественно - эстетическая осведомленность учащихся. Повышение художественно-эстетической воспитанности: художест­венного вкуса, манеры общения, внешнего вида, ценностной ориентации; художе­ственно-эстетической развитости (практических умений).

Увеличение обучающихся, мотивированных на культурные формы отдыха.

Эстетическая направленность
учебно-воспитательного процесса.

Единство учебной, воспитательной работы предполагает эстетическое воздействие на учащихся в процессе преподавания всех учебных дисциплин. Значение имеет все – содержание учебного материала, пути и способы его преподнесения, красочная образная речь педагога, эстетично оформленная наглядность, современные технические средства.

Работа по эстетическому воспитанию должна пронизывать каждый элемент урока. Знания, полученные на уроках литературы, истории, обществознания, истории архитектуры отражаются в учебной и внеклассной деятельности воспитанников.

Серьезную роль в художественно-эстетическом воспитании учащихся мы отводим на внеклассных занятиях, на которых стремимся научить воспринимать и ценить природу, искусство, прививаем навыки культурного поведения (эстетика поведения).

Художественно-эстетическое направление представлено кружками клубами по интересам:

    Литературно – поэтический кружок «Изящная словесность»

    Творческая мастерская «Радуга творчества»

    Кружок при воскресной церковно – приходской школе «Эстетика повседневности»

Для эффективности работы по художественно-эстетическому воспитанию создана методическая база:

    программы художественно-эстетического воспитания;

    тематическое планирование работы;

    конспекты занятий, сценарии досугов и праздников.

Для осуществления полноценного развития и воспитания обучающегося необходимо согласование усилий образовательного учреждения и семьи, в которой он воспитывается.

Поэтому сотрудничество с семьей строим по двум направлениям:

    вовлечение семьи в образовательный и воспитательный процесс, организованный образовательным учреждением.

    повышение психолого-педагогической культуры родителей осуществляется через родительские собрания и консультации.

Эффективность работы по художественно-эстетическому воспитанию зависит от координации работы с другими учреждениями. Коллектив училища тесно сотрудничает с библиотекой им. Прасолова, краеведческим музеем, молодежным центром, другими учреждениями города Россошь.

ЛИТЕРАТУРНО – ПОЭТИЧЕСКИЙ КЛУБ


Творческая мастерская


Кружок

при воскресной церковно – приходской школе

«Эстетика повседневности»


РУКОВОДИТЕЛЬ КЛУБА ПО ИНТЕРЕСАМ

Трубицына Мария Викторовна

преподаватель литературы

Положение о литературно-поэтическом клубе

1. Общие положения

Клуб «Изящная словесность» – литературный клуб по интересам. Специфика клуба определяется вниманием к развитию творческих способностей учащихся, популяризации поэтического и литературного наследия.

2. Задачи:

    расширять и углублять программный материал по литературе и русскому языку; развивать самостоятельность, творческую инициативу учащихся; тренировать ум и память; пробуждать интерес к предмету, к произведениям литературы; формировать навыки общественного поведения и полезной деятельности.

Цели:

    популяризация поэтического и литературного наследия;

    воспитание любви к родному краю; привитие культуры общения;

    воспитание чувства прекрасного;

    развитие сценического мастерства;

    воспитание активной жизненной позиции;

    актуализация известного о русском языке;

    осознание русского языка как национальной ценности;

    воспитание любви к родине;

    формирование ответственности к исторической памяти;

    развитие умения строить связные высказывания;

    воспитание языковой культуры личности;

    формирование представления о богатстве и выразительности языка;

    развитие интереса к родному языку;

    побуждение к самостоятельной работе со словарями и справочной литературой;

    расширение лексического запаса и кругозора учащихся:

    выявление современных путей развития русского языка;

    формирование представления о позитивных и негативных явлениях в современном русском языке;

    привитие культуру ведения диалога;

    воспитание вежливости, тактичности

    обсуждение, обмен впечатлениями о произведениях современных писателей;

    просмотр экранизаций художественных произведений,

    встречи с интересными людьми,

    оформление тематических подборок,

    фотопрезентации, экскурсии.

4. Организация деятельности клуба:

    основу клуба составляют постоянные члены из числа учащихся 1-3 курсов;

    в заседаниях клуба могут принимать участие все учащиеся, заинтересованные в предложенной для обсуждения теме;

    в работе клуба могут принимать участие преподаватели училища;

    организацию работы клуба осуществляет руководитель клуба.

5. Членство в клубе:

    членами клуба являются учащиеся училища;

    приём в члены клуба осуществляется на его заседаниях в течение учебного года;

    участие в работе клуба допускает членство в других студиях, кружках и клубах.

6. Управление клубом:

    управление клубом осуществляет его руководитель;

    деятельность клуба продолжается в течение учебного года;

    актив клуба ведёт подготовку к заседаниям клуба: организует мероприятия согласно плану; отвечает за своевременное оформление отчётных материалов по результатам полугодия; ведёт работу по привлечению новых членов клуба; разрабатывает план работы клуба на текущий учебный год;

    актив назначает ответственного за проведение очередного заседания или берёт на себя организационные обязанности по его проведению.

7. Контроль за деятельностью клуба

    Контроль за деятельностью клуба осуществляет заместитель директора по УВР Гребенченко Л. В.

План работы на 2013 – 2014 уч. год

месяц

мероприятия

курс

сентябрь

Знакомство с учащимися первого курса. Организация работы клуба «Изящная словесность»

Составление плана на 2013 - 2014год.

Тематическая подборка «Мой город Россошь». Конкурс сочинений «Славные имена моей малой родины»

Тематическая линейка, посвященная Дню пожилого человека

Заседание «О культуре поведения в Интернете» (ко дню Интернета России (30.09)

первый

второй

третий

октябрь

Конкурс художественного оформления

поэтических произведений «Золотая осень»

Тематическая подборка «Учителями славится Россия»

19 Лицеистам посвящается… Литературная гостиная

23 – 55 лет назад Б.Пастернаку присуждена Нобелевская премия по литературе. Тематическая подборка о лауреатах Нобелевской премии

первый

первый

второй

ноябрь

Викторина «В мире русских слов»

Творческая мастерская «Выразительное чтение стихотворений» (в рамках подготовки смотра художественной самодеятельности)

«Моя мама» конкурс стихотворений, эссе, творческих и художественных работ

21 – Всемирный день приветствий. Презентация о культуре общения

100 лет (1913) – «Детство» М.Горького. Просмотр экранизации о детстве Максима Горького

второй

первый

второй

третий

декабрь

Интеллектуальная игра «Самый умный»

85 лет (1928) – «Кем быть?» В.В.Маяковского. Конкурс устного рассказа « Моя профессия»

5 – 210 лет со дня рождения Ф.Тютчева, русского поэта (1803-1973). Поэзия зимнего дня. Конкурс чтецов.

Мастер класс. Подготовка к конкурсу художественной самодеятельности.

первый

январь

Заседание клуба. Просмотр кинофильма

2014 год - Год культуры в России. Указ о проведении Года культуры в России.

Оформление бюллетеней «Их именами названы улицы нашего города». «Они защищали наш город»

25 января - День российского студенчества (Татьянин день). Праздничное заседание клуба.

первый

первый

второй

третий

февраль

Конкурс устного рассказа о культуре общения.

Конкурс презентаций ко Дню Святого Валентина «Моя валентинка»

21 февраля – Международный день родного языка (с 1999г.) Беседа о значении родного языка.

первый

второй

март

205 лет назад вышла первая книга басен И.А. Крылова. Конкурс на лучшее исполнение басен Крылова

Конкурс художественного оформления поэтических произведений «Мама, милая мама…»

21 марта – Всемирный день поэзии (с 1999 г.). Поэтическая гостиная. Мое любимое стихотворение

Посещение спектаклей театра Рамс

первый

второй

третий

апрель

«Православные традиции празднования Пасхи в России». Встреча с преподавателем Воскресной школы.

Творческая мастерская ко всемирному дню книги (23 апреля). Встреча с библиотекарем

первый

второй

май

3 мая – Всемирный день свободы печати. Встреча с библиотекарем о новинках библиотечного фонда.

Конкурс чтецов «Нам этот мир завещано беречь»

«Праздник Доброго слова»

Подведение итогов работы клуба.

Награждение активных участников

первый

второй

июнь

Участие в мероприятиях, посвященных ДНЮ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ

«От улыбки станет всем светлей»

Высказывания учащихся училища разных лет:

    Жизнь прекрасна, когда в ней есть ТЫ!!!

    Жизнь прекрасна тогда, когда счастливы твои близкие и родные люди!!! Вот что делает жизнь прекрасной!!!

    Жизнь прекрасно – тогда, когда твои мечты сбываются!!!

    Жизнь прекрасна, главное суметь пережить те времена, когда кажется иначе!!!

    Жизнь действительно прекрасна!!! Нужно видеть во всем только положительный урок!!!

    Жизнь прекрасна, если всегда думать позитивно)))) о чем ты думаешь, то и притянешь - вот и есть тайна жизни, надо всегда улыбаться, даже когда грустно.

    Жизнь прекрасна тогда, когда твои родные, тебя любят!!!

    Жизнь прекрасна тогда, когда люди уважают друг друга.

Ожидаемые результаты

Воспитывая красотой, мы учим подростков тонким наблюдениям, глубокому проникновению в мир искусства, воспитываем стремление своими руками творить прекрасное вокруг себя. Главное здесь - создание благоприятных условий для развития творческой природы обучающихся, создание взаимосвязи искусства и учебных предметов, направленной на обеспечение целостного художественно-творческого развития. Мы считаем, что жизнь юного человека должна быть яркой, красочной, эмоциональной. Важно, чтобы подростки были включены в этот процесс, были активными участниками. Необходимо, чтобы они пели, танцевали, создавали произведения искусства (пусть не шедевры). Занятия вокалом, театром, танцами, ИЗО должны стать средством самовыражения, самоутверждения. Концерты и фестивали искусства, литературные салоны, музыкальные гостиные и выставки рисунков, фото, изящных поделок – все это наши училищные традиции.

Заключение

Работа всего коллектива по художественно-эстетическому воспитанию в течение многих лет дает свои результаты. К концу обучения повышается уровень воспитанности учащихся, снижается количество правонарушений, появляются положительные привычки, формируются трудовые и творческие навыки, развиваются способности общаться и жить среди людей.


Тема. Эстетическое воспитание.
Цель: дать учащимся представление об эстетическом воспитании, указать особенности эстетического воспитания, познакомить со средствами и методами. Развивать навыки работы с книгой. Воспитывать интерес к учебной литературе.
Оборудование Ю.К. Бабанский «Педагогика»
Тип урока: лекция
Ход урока.
1.Организационный момент. Проверка домашнего задания. Сообщение темы, цели урока. План.
1. Роль эстетического воспитания в развитии личности.
2. Сущность эстетического воспитания и его содержание

4. Условия эстетического воспитания
1. Роль эстетического воспитания в развитии личности Уже в древности пробивала себе дорогу мысль об элементах эстетики и красоты в жизни и деятельности человека. Об этом, в частности, говорится в одной притче Плутарха. Три раба везут тачку с камнями. Каждому из них философ задает один и тот же вопрос: «Зачем ты везешь эти тяжелые камни?» Первый отвечает: «Приказали везти эту проклятую тачку». Второй говорит: «Везу тачку, чтобы заработать на хлеб». Третий же сказал: «Строю прекрасный храм». Видеть в труде созидательное начало красоты – значит творить прекрасное и в соответствии с ним преобразовывать окружающий мир.
Значение эстетического воспитания.
1. Выполняет большую познавательную функцию и тем самым способствует развитию сознания и чувств личности, ее взглядов и убеждений. В.Г. Белинский отмечал, что в познании окружающего мира имеются два пути: путь научного познания и познание средствами искусства. В этой связи Белинский подчеркивал, что искусство способствует развитию сознания и убеждений человека не меньше, чем наука.
2. Формирование нравственности. Еще Аристотель писал, что музыка способна оказывать влияние на эстетическую сторону души, и поскольку она обладает таким свойством, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи. Отмечая эту сторону воздействия искусства на личность, A.M. Горький называл эстетику этикой будущего.
3. Средство духовного возвышения человека. Искусство развивает эстетическую культуру человека, учит его понимать прекрасное и строить, как уже отмечалось, жизнь по «законам красоты». Однако влияние искусства на воспитание человека в определяющей мере зависит от его художественно-эстетического развития. В восточных странах говорят: «Нет красоты в песках пустыни, есть красота в душе араба». Без знания законов художественного отражения действительности, без понимания языка и художественных средств искусство не возбуждает ни мыслей, ни глубоких чувств.
2. Сущность эстетического воспитания и его содержаниеПонятие эстетическое воспитание органически связано с термином эстетика, обозначающим пауку о прекрасном. Поэтому в общем плане эстетическое воспитание обозначает процесс формирования чувств в области прекрасного. Но в эстетике это прекрасное связано с искусством, с художественным отражением действительности в сознании и чувствах человека, с его способностью понимать прекрасное, следовать ему в жизни и творить его. В этом смысле сущность эстетического воспитания состоит в организации разнообразной художественно-эстетической деятельности учащихся, направленной на формирование у них способностей полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и жизни, на выработку эстетических понятий, вкусов и идеалов, а также развитие творческих задатков и дарований в области искусства. Поскольку эстетическое воспитание осуществляется с помощью искусства, его содержание должно охватывать изучение и приобщение учащихся к различным видам и жанрам искусства – к литературе, музыке, изобразительному искусству. Именно этой цели служит включение в программу школьного обучения русского языка и литературы, изобразительного искусства и музыки. Существенной стороной эстетического воспитания является также познание прекрасного в жизни, в природе, в нравственном облике и поведении человека.
Содержание эстетического воспитания
1. Формировать у учащихся эстетические потребности в области искусства, в постижении художественных ценностей общества.
2. Развитие у учащихся художественных восприятий. Эти восприятия должны охватывать широкую сферу эстетических явлений. В частности, необходимо научить школьников воспринимать прекрасное в различных видах искусства, природе, окружающей жизни и поведении людей.
3. Овладение знаниями, связанными с пониманием искусства и умением выражать свои суждения (взгляды) по вопросам художественного отражения действительности. С этим связано формирование у учащихся представлений и понятий о специфике отражения этой действительности в различных видах и жанрах искусства, выработка умения анализировать содержание и нравственно-эстетическую направленность искусства.
4. Формирование у учащихся художественного вкуса, связанного с восприятием и переживанием прекрасного. Нужно научить школьников чувствовать красоту и гармонию подлинного произведения искусства, проявлять художественную взыскательность, а также стремление к повышению культуры поведения.
5. Приобщение учащихся к художественному творчеству, развитие их склонностей и способностей к музыке, изобразительному искусству и литературе. Л.Н. Толстой высказывал убеждение в том, что у каждого ребенка есть разнообразные потребности в художественном творчестве, которые необходимо развивать и использовать в целях воспитания.
6. Раскрытие и осмысление гражданской основы искусства и способствовать формированию у учащихся общественных взглядов и убеждений, а также нравственности.
3. Задачи эстетического воспитания.
1. Формирование у школьников художественно-эстетических потребностейЭстетическое воспитание в школе начинается с младших классов на уроках музыки, изобразительного искусства, природоведения. Основное направление этой работы состоит в практическом ознакомлении учащихся с различными видами искусства, приучении их к эстетическому восприятию и простейшим эстетическим суждениям.
Методы
1. Пример и художественная подготовка самого учителя. Ему необходимо владеть умением красиво писать, выразительно и эмоционально читать стихи и рассказы, иметь навыки музыкального и изобразительного искусства. Это создает условия для переживания детьми внутренних противоречий между имеющимся и необходимым уровнем их эстетического развития, но и возбуждают потребность в приобщении к искусству.
2. Прием сравнения при изучении литературных произведений, прослушивании музыки и рассматривании картин и побуждение их к оценке этих произведений, выражению собственного отношения к их достоинствам и недостаткам.
3. Заучивание стихов, песен, демонстрацию репродукций картин.
4. Показ красоты родной природы, экологические экскурсии, создаются гербарии из местных растений, проводятся выставки картин, посвященные животному миру, и т.д. кружки «Друзья природы», «Зеленый патруль», акции «В защиту леса» и т.д.
2. Формирование у учащихся эстетических представлений, понятий и вкусовОднако основная работа в этом направлении осуществляется с учащимися-подростками и старшими школьниками, обладающими для этого необходимыми способностями к более глубокому пониманию искусства.
1. Обогащать учащихся представлениями о художественных средствах передачи настроения человека, которые используются в литературе, музыке и изобразительном искусстве.
2. Осмысление и усвоение учащимися таких понятий, как композиция произведения, его сюжет, фабула, художественный образ, эпитет, метафора, сравнение, минор и мажор в музыке, перспектива в изобразительном искусстве и др.
3. Написание сочинений, устное и письменное рецензирование произведений литературы, музыки, театральных постановок, кинофильмов и художественных выставок.
4. Использование на занятиях произведения музыки и изобразительного искусства.
5. Эстетика занятий: эмоционально-выразительное изложение материала учителем, красивые записи на доске, побуждение учащихся к логически стройным суждениям и ответам на вопросы при проверке знаний
6. Использованием классической литературы, лучших образцов современной музыки и художественного творчества.
3. Приобщение школьников к художественному творчеству и развитие их способностей в области литературы, музыки и изобразительного искусстваБудучи по своей природе существом творческим, человек обладает склонностью к художественно-творческой деятельности.
Методы
1. Задания делать иллюстрации к литературным произведениям, пейзажные зарисовки родной природы, пробовать писать стихи или рассказы. Такие задания имеют целью не формирование профессиональных умений в области художественного творчества, а рассчитаны главным образом на их эстетическое развитие.
2. Различные формы внеклассной работы: кружки и студии по литературе, музыке и изобразительному искусству, коллективы художественной самодеятельности, организация встреч с работниками искусства, проведение художественно-творческих конкурсов, олимпиад и т.д.
4. Использование эстетического воспитания в целях формирования нравственности учащихсяПри изучении произведений искусства важнейшее значение имеет раскрытие их гражданской и нравственной направленности и использование их в целях морального формирования учащихся. Для этого необходимо вырабатывать у учащихся понимание того, что подлинное произведение искусства всегда утверждает правду жизни, пафос творческого созидания прекрасного, стимулирует стремление людей к прогрессу, к осуществлению идеалов добра, свободы и справедливости. Любовь к Родине, борьба со всеми искажениями в жизни общества, развитие духовной красоты человека-творца – такова идейная направленность произведений лучшей художественной классики.
Методы
1. Различные формы внеклассной работы: литературно-художественные вечера
5. Формирование эстетики поведенияОдновременно и в органическом единстве с развитием эстетических потребностей, понятий и вкусов необходимо обращать серьезное внимание на эстетику поведения учащихся.
Методы
На уроках отрабатывается культура соблюдения тишины и порядка, бережное отношение к книгам и тетрадям, школьной мебели и учебному оборудованию, благожелательное отношение и вежливость между учащимися.
Эстетика организации труда и разнообразной практической деятельности учащихся во внеурочное время.
Беседы с учащимися о нравственном этикете, о культуре речи, о внешнем виде человека и манере его поступков, ознакомление их с современной модой в одежде, обуви и прическе.
Встречи с модельерами, работниками парикмахерских и швейных ателье, артистами и другими деятелями культуры. Эти встречи помогают школьникам не только осмысливать проблемы моды и поведения, но и учат их хорошим манерам, предупреждают ультрамодные увлечения, способствуют выработке этической культуры.
6. Формирование эстетической культуры учащихся
Формирование эстетической культуры - это процесс целенаправленного развития способности личности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности. Он предусматривает выработку системы художественных представлений, взглядов и убеждений, воспитание эстетической чуткости и вкуса. Одновременно с этим у школьников воспитывается стремление и умение вносить элементы прекрасного во все стороны бытия, бороться против всего уродливого, безобразного, низменного, а также готовность к посильному проявлению себя в искусстве.
4.Условия эстетического воспитания.
1. Эстетика детской жизни.
2. Научно-организованный труд
3. Гармоничная учебная деятельность.
4. Творческая деятельность учащихся.
5. Этика общения.
6. Природа.
7. Беседы и конференции по произведениям художественной литературы
8. Средства искусства. Учебный план общеобразовательной школы включает дисциплины художественного цикла - литературу, музыку, изобразительное искусство, чтение,
9. Музыкальная фонотека, кино-, видео- и телефильмы, театр.
Таким образом, эстетическое воспитание, являясь одним из компонентов целостного педагогического процесса, призвано сформировать у школьников стремление и умение строить свою жизнь по законам красоты.
Ш. Проверка самостоятельной работы учащихся по вопросам
IV. Подведение итога урока. Выставление оценок.
V. Д/з: записи в тетради. «Педагогика»И.Харламов с. 405


Приложенные файлы

Тема: "Что такое красота?
Цели: выяснить представление детей о красивом в жизни, природе, искусстве; способствовать формированию нового понятия "чувство красоты"; дать доступные сведения о людях, создающих красоту; воспитывать бережное отношение ко всему, что нас окружает.

Оборудование: корона для царевны Несмеяны, музыкальное сопровождение, Книга с иллюстрациями «100 красивейших городов мира», поделки, изготовленные детьми.

Ход занятия

1. Сообщение темы.
-На уроках по эстетике мы будем беседовать о красоте, которая нас окружает.
-Ребята, что бы вы могли назвать красивым?

2. Вступительная беседа.
– Вспомните, что красивого вы видели, когда шли в школу.
-Красивое можно увидеть (цветы, картину, море, небо, танец и т. д.), услышать (песню, музыку, плеск волны, шелест листьев и т.д.), почувствовать красоту доброго, благородного, мужественного поступка. Таким образом, красота – это все то, что нас окружает и доставляет нам радость, приятное, делает нашу жизнь интереснее, богаче.

3. Музыкальная пауза
-Послушайте музыку. Вам понравилась эта мелодия? Что вы себе представляли, когда слушали ее? А теперь под эту музыку выполним разные движения. Какое у вас стало настроение? Почему?

4. Конкурс «Царевна Несмеяна»
-Одна из самых лучших, самых высоких способностей человека – это уметь удивляться. Но, к сожалению, этот дар не каждому дается от природы, точно так же, как не каждый обладает от рождения музыкальным слухом или чувством юмора.

Вспомните русскую сказку о царевне Несмеяне, которую ничто не могло рассмешить. Попробуйте представить эту царевну на веселом детском празднике, на котором все дети смеются, радуются, а бедной Несмеяне вовсе не смешно. Она и понять не может, над чем смеются другие и что же такое веселье? Ведь злой волшебник у нее отнял дар удивляться всему смешному и веселому.

Давайте поможем царевне Несмеяне избавиться от злых чар волшебника. Попробуйте рассмешить нашу царевну.
5. Рассказ учителя
-Есть и такие люди, которые лишены чувства красоты. У них может быть хорошее зрение, хороший слух, но они не видят и не слышат, не умеют удивляться красоте. И таким людям жить очень трудно, ведь они вообще не видят вокруг прекрасного. Значит, вся красота жизни для них наглухо закрыта...

– Можно ли в такой беде помочь и как? Что бы вы посоветовали таким людям?

Нам очень жаль людей, которые равнодушны к красоте своего города, леса, речного берега, к закату солнца, к нежной музыке, к цветам, к голосу соловья и т. д., и если им не помочь, то такие люди могут принести немало бед. Например, человек, который любит и ценит красоту, никогда не сломает ветку березы, никогда не сорвет с клумбы цветок, не бросит камнем в птицу, а, наоборот, будет сам стремиться сделать что-то красивое, порадовать других.

6. Рассказ учителя о людях, создающих красоту
-Давайте поговорим о людях, создающих красоту.
-Назовите людей, которые работают над тем, чтобы у нас в стране все было красиво, все радовало бы глаз человека, создавало бы хорошее настроение.
- Это дворники, которые делают улицы чистыми. Это садовники, строители, архитекторы, которые создают красивые города. Это парикмахеры, портные, которые заботятся о красоте человека. Это музыканты, художники, поэты, писатели, это все люди, которые трудятся и любят свою Родину.

7. Итог занятия
-Дети! Будьте активными создателями красоты, будьте настоящими друзьями ее.
- Какие красивые дела вы можете сделать в школе, классе, дома, на улице?
-Например, мы можем оформить красиво класс и поддерживать всегда в нем чистоту и порядок, посадить цветы, деревья и ухаживать за ними, а самое главное самим не портить красоту, созданную людьми и природой и не позволять это делать другим.

8. Дети украшают класс своими поделками, поливают цветы, наводят порядок в классе.

В последние годы проблема эстетизации образовательно-воспитательного процесса стала одной из наиболее острых проблем не только педагогики, но и всего общества в целом. Необходимыми условиями формирования современной гармонически развитой личности являются богатство его внутренней духовной культуры, интеллектуальная свобода, высокий нравственный потенциал, хороший эстетический вкус, пластичность межличностного, межнационального и социального общения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Красота – могучий источник нравственной чистоты, духовного богатства, физического совершенства … Мы с первых же дней школьного воспитания учим детей понимать красоту окружающего мира, природы, общественных отношений. Восприятие, осмысливание красоты – это основа, стержень эстетического образования, сердцевина той эстетической культуры, без которой чувства остаются глухими ко всему прекрасному.

В. А. Сухомлинский

Пояснительная записка

Данная программа является одним из механизмов решения актуальной проблемы современного мира – эстетизации личности ребенка.

Умение эстетически правильно оценивать предметы и явления при непосредственном контакте с ними, умение творить красоту вокруг себя, умение наполнять свой «детский» мир эмоциональными переживаниями, ярко окрашенными представлениями – все это качества, которые необходимо сформировать у младшего школьника.

В основу программы положены различные средства эстетического воспитания: природа, музыка, литература, живопись... Использование вышеназванных средств в формировании эстетической культуры младших школьников дает возможность им не только почувствовать многомерную красоту природы, но и научиться жить и творить по законам красоты.

Программа состоит из отдельных блоков, включающих в себя определенные темы занятий. Содержание занятий предоставляет детям возможность почувствовать мир красоты в целом, позволяет развивать их творческие способности, дать оценку предметам и явлениям окружающей действительности. Содержание каждого блока можно реализовывать отдельно от остальных, однако для решения поставленной цели необходимо вести систематическую работу по всем шести блокам.

Кроме того, в программе представлены разнообразные формы и методы воспитательной работы по эстетическому развитию личности ребенка. Это беседы, практические занятия, творческие мастерские, экскурсии, походы в музеи и галереи… Местом проведения воспитательных дел может быть классная комната, лес, парк, музей, картинная галерея.

Целенаправленная работа в выбранном направлении позволит подвести детей к тому, что красота должна пронизывать все сферы деятельности человека, всю его жизнь, а это в свою очередь будет способствовать успешному решению задач программы.

Цель программы : воспитание эстетической культуры младших школьников.

Цель реализуется через задачи :

Формирование общей культуры учащихся;

Развитие эстетических чувств младших школьников, творческих

Способностей;

Формирование активного интереса к произведениям искусства;

Формирование у детей представлений о красоте и гармонии природы;

Воспитание бережного отношения к памятникам культуры, к предметам и

Явлениям окружающего мира.

Название

Количество часов

Форма

I Блок «Радуга природы»

1. Этот загадочный и фантастический мир

Природы

2. Пусть всегда будет солнце

3. Природа и фантазия

Беседа

Экологический утренник

Экскурсия +практическое занятие

II Блок «Музыка стучится в наши сердца»

1. С музыкой навеки

2. Музыкальное путешествие

3. Веселая нотка

Заочное путешествие

Поход в дома-музеи

Танцевально-музыкальный час

III Блок «Ярмарка литературных чудес»

  1. «Мороз и солнце – день чудесный…»
  1. Мой любимый герой

3. Литература и театр

Литературная гостиная А.С.Пушкина

Встреча с литераторами

Поход в театр

IV Блок «Я и мой красивый мир»

  1. У зеркала
  2. Королевство вежливых слов

3. Час игры и игрушки

Беседа

Практическое занятие

Беседа

V Блок «Увидеть прекрасное – создать удивительное…»

1. Мир моих увлечений

2. Галерея волшебных красок

3. Старый бабушкин сундук

4. Я карандаш с бумагой взял

Беседа + защита проектов

Поход в картинную галерею

Праздник русского костюма

Выставка рисунков

VI Блок «Творческая мастерская»

  1. Город будущего
  2. Снежная сказка

3. Мир прекрасного вокруг нас

Защита проектов

Практическое занятие

Беседа

I Блок «Радуга природы» (4 ч.)

1 Тема: Этот загадочный и фантастический мир природы.

На занятии дети знакомятся с красотой фантастического мира природного сообщества, рассматривают фотографии уголков родной природы, подготовленные ими вместе с родителями, коллективно составляют выставку фотографий «Природа родного края». В ходе занятия учитель показывает детям, что красоту природы можно передать с помощью красок, слов, музыки.

Дети слушают фрагменты музыкальных произведений, читают любимые стихотворения о природе, рассматривают репродукции картин. В результате у детей формируется образ природы, как дома человека, в котором чувствуется тепло, уют и красота.

2 Тема: Пусть всегда светит солнце.

Для того чтобы дети осознали себя частью Матушки-природы, которая не терпит бездушного отношения и заслуживает глубочайшего уважения и бережного обращения, программой предусмотрен экологический утренник. Место проведения – классная комната. Дети предварительно готовятся к нему: подбирают экологические сказки (День рождения Капельки, Берегите лес и др.), украшают зал, готовят костюмы. На утреннике дети инсценируют сказки, отвечают на вопросы героев сказок, читают стихи, составляют правила взаимодействия с окружающей средой.

3 Тема: Природа и фантазия.

Главная цель этого занятия - научить детей действовать и жить в согласии с природой, сохранять ту красоту, которая предстала перед нами, перед всем человечеством. Чтобы увидеть, почувствовать, распознать такую красоту, ребята совершают экскурсию в лес.

Старик-лесовик перед экскурсией знакомит ребят с содержанием их деятельности в лесу, сопровождает во время нее. Во время экскурсии имеют место следующие задания: посмотри…, найди…, ощути… и др. Учащиеся собирают природный материал, из которого можно выполнить оригинальную поделку.

В ходе второго занятия дети устраивают выставку работ из природного материала «Удивительное рядом», обмениваются опытом выполнения изделий.

Литература:

  1. Я познаю мир: Детская энциклопедия: природа/Под ред. О.Г.Хинн- М.:АСТ,1996.-480с.
  2. Мазнин О.Е.500 загадок для детей.- М.:ТЦ «Сфера»,2002.-450с.
  3. Левитман М.Х.Экология – предмет: интересно или нет?- СПБ: Лениздат; союз,2001.-236с.
  4. Экологические сказки /Педсовет №11,2004
  5. Есенин С.Стихи и поэмы- М.: Издательство «Художественная литература»,1974
  6. Володина Н.Э. К цветку цветок. - М.,1993
  7. Новлянская З.А. Величие красоты./Искусство в школе.- 2007.- №5

II Блок «Музыка стучится в наши сердца» (4 ч.)

1 Тема: С музыкой навеки.

Мы живем в звучащем мире. Самые разнообразные звуки слышим мы на улице, в транспорте, дома. И все-таки в этом безбрежном море звуков наше ухо легко выделяет особые – музыкальные. Поэтому данное занятие проводится в форме заочного путешествия в мир знаменитых композиторов. Мысленно путешествуя по прошлому веку, дети знакомятся с жизнью В.А.Моцарта, П.И.Чайковского, Н.И.Верстовского, И.В.Бетховена…

В ходе занятия дети слушают фрагменты музыкальных произведений, делятся своими впечатлениями.

На данном занятии важно, чтобы дети осознали, что музыка великих композиторов живет и сейчас, что люди и сегодня восхищаются красотой звучания каждой ноты, что музыка способна вызвать чувство сопричастности к эпохе, переданной «художником» нот.

2 Тема: Музыкальное путешествие.

Музыка – это искусство звука. Своими особыми средствами она передает впечатления от окружающего нас мира. Она может вызвать у слушателей ощущение радости, легкости, грусти, одиночества…

Музыкальное путешествие предполагает знакомство ребят со знаменитыми местами композиторов, где они жили и работали:

Дом-музей С.В. Рахманинова;

Музей-усадьба композитора М.П. Мусоргского;

- музей-усадьба композитора М.И. Глинки .

Важно, чтобы дети испытали чувство гордости за свою Родину, богатую талантливыми людьми, и чувство восхищения их произведениями.

Учителю следует создать особую атмосферу, чтобы дети не просто познакомились с музеями, но и получили эстетическое наслаждение от того, что находятся в том месте, где создавались замечательные произведения, пользующиеся популярностью и сейчас.

3 Тема: Веселая нотка.

Основная задача данного занятия – формирование понимания детьми значимости искусства в жизни каждого человека. В рамках танцевально-музыкального часа, дети смогут выразить свои чувства через пение, танец, примут участие в музыкальных играх.

Главное в том, что дети смогут сами почувствовать, ощутить настроение музыки, а значит, смогут выразить это настроение с помощью движений тела, голосом, словом.

Литература:

  1. Фатеев С.С. Детские музыкальные праздники- М.,2000
  2. Я познаю мир: Детская энциклопедия: музыка/ Под ред. О.Г.Хинн М: АСТ,1996.-480с.
  3. Пушкина С.И. Мы играем и поем – М.,2001
  4. Халина А.И. Музыкальная азбука- М.: Просвещение,1998
  5. Гуртова Т.Т. Танец в системе эстетического воспитания./Искусство в школе.-2007.-№4
  6. Колосова Н.О.Здравствуй, музыка! - М.,1987

III Блок «Ярмарка литературных чудес» (4 ч.)

1Тема: Мороз и солнце – день чудесный.

На занятии, которое можно провести в форме литературной гостиной, дети окунутся в мир произведений А.С.Пушкина. Основная задача занятия – дать детям почувствовать уклад и мир прошлых веков, то время, в котором жил и творил А.С.Пушкин. Дети готовят стихи поэта, отрывки известных произведений, оформляют стенгазету о его жизни и деятельности, украшают зал.

Важно показать детям красоту рифмы произведений великого поэта и писателя, красоту звучания его прозы, стихотворений.

Учитель может дать творческое домашнее задание – попробовать написать стихотворение или сказку, которые можно прочитать одноклассникам на уроке чтения.

2 Тема: Мой любимый герой.

Каждый современный человек знает: общение с книгой многогранно, здесь каждый работает по-своему. Главное в том, чтобы дети обязательно «нашли» своих писателей и поэтов, свои книги, своих героев, которые восхищали бы их, стали близкими и дорогими, делали сердце добрым, а душу мудрой. Но у каждого ребенка этот герой может быть своим собственным, из придуманного и написанного им литературного произведения (рассказа, сказки и т.д.).

В ходе занятия писатели-земляки, литераторы могут дать детям рекомендации по написанию литературных произведений, предложить пробовать свои способности в литературе, почувствовать тонкость звучания слов в произведениях. Итогом занятия может быть мини-книга с произведениями ребят.

3 Тема: Литература и театр.

На первом занятии дети знакомятся с многообразием видов театра: драматический, кукольный, театр теней, музыкальный. Учителю необходимо показать, что театр – это жизнь. Эта жизнь представлена в спектакле: игрой актеров, музыкой, словом. Дети могут попробовать свои способности в роли актера, поставить пьесу-сказку для школьного вечера. На этом занятии у детей может зародиться идея создать свой собственный театр в классе.

На втором занятии ребята посещают кукольный театр. После просмотра спектакля учитель дает задание – нарисовать то, что им больше всего понравилось в театре, или вылепить главного героя пьесы из пластилина, сделать декорации к пьесе, написать сочинение-отзыв. Все это позволит учителю понять, насколько пополнился багаж впечатлений ребенка от просмотра спектакля.

Литература:

  1. Пушкин А.С. Стихи и проза- М.: Детская литература,1989
  2. Толстой Л.Н.Сказки, басни и рассказы - М.: Детская литература,1987
  3. Вертаньян Э.А. Путешествие в слово- М.: Просвещение,1992
  4. Светловская Н.Н. Встречи с писателями – М.,1989.-286с.
  5. Снегирев Г.Г. Поэзия познавательности/Учительская газета,1986.-№21
  6. Михайлова А.Я. Ребенок – художник и театр кукол./Начальная школа,1991.-№12
  7. Ушакова А.Л. Еще раз о воспитании искусством./Искусство в школе.-1998.-№7

IV Блок «Я и мой красивый мир» (4 ч.)

1 Тема: У зеркала.

Это занятие предполагает знакомство младших школьников с такими понятиями, как «культура внешнего вида», «эстетика внешнего вида».

Мысленно представляя себя стоящим перед зеркалом, ребята рассуждают, о чем следует помнить и что делать, чтобы зеркало всегда отображало красивое и выразительное лицо, умные глаза, красивые лаконичные жесты.

Интересной может получиться беседа о современных требованиях к одежде, о правилах поведения в общественных местах. Вместе с учителем они рассматривают варианты совместимости цветов одежды, аксессуаров. Дети должны понять, что в человеке все должно быть прекрасно: от внутреннего мира до внешнего вида.

2 Тема: Королевство вежливых слов.

На занятии дети знакомятся с многообразием вежливых слов, говорят о том, какие слова употребляются ими при общении с друзьями, с родителями, с учителями.

Детям нужно помочь осознать ролевые позиции при общении с людьми и соответственно строить свое речевое поведение. Для этого используются игровые ситуации, где моделируются различные варианты общения ребенка: знакомство со сверстниками, утреннее приветствие родителей и учителей, общение в театре, в поликлинике, на уроке. Такие упражнения формируют социальный опыт учащихся.

3 Тема: Час игры и игрушки.

Всем известно, что игрушки в жизни детей имеют огромное воспитательное значение. Играя, они познают мир, учатся общению, исполняют множество ролей – пап, мам, дедушек, бабушек, врачей, учителей… Но у игрушек есть еще и особое «звучание» - они становятся дорогими и близкими друзьями детей и даже уходят с ними во взрослый мир.

В ходе занятия следует поговорить с детьми о том, какие игрушки им нравятся больше всего и чем объясняется их выбор, что игрушки нужно беречь и любить. Затем можно предложить конкурс сочинений, стихотворений, сказок «Моя любимая игрушка». Можно подтолкнуть детей к изготовлению игрушек своими руками и презентации их на конкурсе.

Литература:

  1. Богуславская Н.Е. Веселый этикет – Екатеринбург: «АРД ЛТД»,1997.-192с.
  2. Шамсутдинова С.С. Учимся говорить по-русски – Л.: Просвещение, 1991.-127с.
  3. Образцова Т.Н. Игры для детей. М.: ООО «Этрол»,2005.-160с.
  4. Егунова Н.К. Игрушки своими руками./Искусство в школе.-2007.-№4
  5. Горелов И.Р. Умение общаться./Воспитание школьников.-1994.-№3
  6. Янковская Н.Н. Игра, импровизация, самоопределение./Искусство в

школе.-2007.-№3

V Блок «Увидеть прекрасное – создать удивительное…» (5 ч.)

1 Тема: Мир моих увлечений.

В ходе первого занятия выявляются увлечения детей, которыми они занимаются на досуге. Детей следует объединить в микрогруппы по видам увлечений и предложить провести презентацию своих увлечений в любой форме – сказки, устного журнала, путешествия.

На следующем занятии дети «путешествуют» по миру увлечений, например, представляя страницы оформленного устного журнала. Рассказывая о том, чем они занимаются на досуге, дети стараются показать эстетическую сторону своего занятия. Ведь именно эта красота повлияла на их выбор.

2 Тема: Галерея волшебных красок.

Занятие проводится в картинной галерее. Рассматривая картины, учащиеся знакомятся с видами изобразительного искусства.

На занятии учителю важно обратить внимание детей на своеобразие каждой картины, на индивидуальный почерк каждого автора, на смешение красок, на композицию картины.

3 Тема: Старый бабушкин сундук.

Это занятие проводится в форме праздника, посвященного русскому костюму. Главную мысль этого занятия можно выразить словами великого русского поэта А.С. Пушкина: «Постижение мудрости красоты народной может быть только через создание ярких картин будней и праздников молодежи конца XIX - начала XX веков».

На празднике дети смогут оценить красоту русского костюма, погрузиться в мир прошлых веков, найти отличия современной одежды от исконно-русской.

Кроме этого, дети вместе с бабушками и дедушками могут изготовить соломенных кукол, сшить им русские наряды. Творческие работы можно оформить как экспонаты выставки «Русские узоры».

4 Тема: Я карандаш с бумагой взял…

Занятие, рассчитанное на 1 час, предполагает «погружение» в мир живописи, где царят яркие краски, разнообразные формы, причудливые изгибы предметов.

В ходе занятия учитель организует выставку детских работ « Дом семи карандашей». Атмосферу волшебства на этом занятии помогут создать сказочные персонажи: Мальвина, Буратино и Пьеро, роль которых могут исполнить шефы-старшеклассники.

Литература:

  1. Бахревский В.В. Ждите нас волшебниками – М.: Детская литература,1991.-126с.
  2. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел.- М.: Педагогика,1989
  3. Ахмова А.А. Как прекрасен этот мир, посмотри/Искусство в школе.-2001.-№6
  4. Фатеев С.С. Детские музыкальные праздники - М.,2001
  5. Хазанова Е.Л. Радость современной работы./Искусство в школе.-2006.-№2

6. Красный Ю.Д.Читай! Рисуй! Показывай! /Искусство в школе.-2006.-

№4

VI Блок «Творческая мастерская» (3 ч.)

1Тема: Город будущего.

Данное занятие дает возможность выявить интересы, реализовать мечты ребят. Кто из нас в детстве не хотел построить или нарисовать город-сказку, город-мечту. Вот и ребятам можно предложить создать фантастический проект города будущего, в котором они хотят жить. Работа над этим проектом потребует от ребят творчества, инициативности и, конечно, небольшой помощи родителей.

На занятии дети демонстрируют схемы, рисунки, чертежи, графики, рассказывают о них, используя песни, сценки, стараются, как можно убедительнее обосновать свое мнение.

2 Тема: Снежная сказка.

Представленные детьми проекты городов будущего требуют их реализации. Данное занятие способствует этому. В ходе занятия, опираясь на свой проект, дети строят снежные города, где живут люди, звери, птицы. Помощниками в строительстве могут быть не только члены команды, но и члены семей ребят.

Учителю важно обратить внимание на формы, пропорции каждого снежного кома, являющегося частью их снежного города.

3 Тема: Мир прекрасного вокруг нас.

Это занятие является итоговым. В ходе беседы дети убеждаются в гармонии и красоте мира, а так же в единстве человека с этим миром. Ведь человек и природа – это равные и необходимые части окружающей действительности. Какой бы предмет, явление мы не рассматривали, в каждом из них красота своя. Лепестки ромашки, капли дождя, ваза, пейзажи…- это красота, данная нам свыше, красота, которую создает человек.

Окружающий нас мир прекрасен. Важно учить детей видеть, слышать, понимать, ценить и беречь эту красоту.

Литература:

  1. Розенвассер В.Б. Беседы об искусстве- М.: Просвещение,1987.-183с.
  2. Котовщикова А.А. Кто бы мог подумать?- М.,1989
  3. Защита фантастических проектов/Начальная школа-1992.-№7-8
  4. Красный Ю.Д. Город своими руками./Искусство в школе.-2006.-№6
  5. Неменская Л.А. Искусство и ты. – М.: Просвещение,2002