Подростковая агрессия: причины и способы борьбы. Как справиться с подростковой агрессией

26.08.2019 Стиль

Внеурочная деятельность

Обществознание

Психология и педагогика

Агрессия – это проявление нарушений в эмоциональной сфере, сбой в психологической защите ребенка. Какой сценарий преодоления подобного поведения выбрать? Как помочь ребенку "дать отпор" в конфликтных ситуациях, и в чем причины агрессии? Разбираемся вместе.

Агрессивность может быть ярким симптомом психического заболевания или расстройства. Но в данной статье мы рассматриваем агрессию как нарушение эмоциональной сферы, проекцию неправильных сценариев или реакцию на вторжение в личное пространство - т.е. как психологическую защиту. В этом случае учителя и родители могут предпринять самостоятельные шаги, не обращаясь к помощи психологов.

Откуда берется агрессия?

Хотелось бы напомнить, что в подростковом возрасте, начиная с младшего подросткового (10-11 лет), успешное общение со сверстниками ставится подростком «на вершину пирамиды». Любое событие воспринимается им в связи с собственными позициями успеха или неуспеха. Отсюда, кстати, настоящая зависимость от лайков в Instargam и желание набрать как можно больше друзей в ВКонтакте. Сомнения в своей успешности заставляют ребенка испытывать сильнейший дискомфорт, приводят к снижению самооценки и могут проявиться в симптомах нервозности и тревожности.

Речь не идет о просто необщительных детях или интровертах, мы говорим о болезненной для самого ребенка дезадаптации.

Отношения, которые складываются в группе сверстников, для ребенка становятся моделью поведения - образом, который он проецирует на себя. Для школьника (как и для взрослого человека, будем честны) важно занять статусное или «свое» место в жизни и в коллективе. Трудности 10-летнего ребенка, оказавшегося «вне игры», могут повлиять на успех в его взрослой жизни. Неадекватная самооценка и попытка компенсировать невнимание и знаменитый «игнор» со стороны окружающих и приводит к агрессивности.

Виды агрессии

Прежде чем предпринять решительные действия в отношении агрессивного ребенка, попытайтесь понять, с каким видом агрессии вы сталкиваетесь. Как правило, взрослые склонные замечать только самые яркие (первый и второй) из них.

  1. Физическая агрессия: постоянные драки, попытки дать отпор физически, задирчивость
  2. Косвенная агрессия: словесная травля, злые шутки, сплетничество: «Знаешь эту жирную корову Людку из 6 „б“? Давай скажем классной, что это она журнал в ведро уронила»
  3. Вербальный негатив: невежливые жесты, угрозы на словах «Я тебя задушу, придурок, ненавижу!», крик и визг
  4. Тихая агрессия: саботаж, игнорирование, негативизм. Ребенок делает вид, что не слышит и не слушает вас. Когда вы пытаетесь с ним поговорить, он уходит в комнату и надевает наушники.

«А я ему как дам в ухо, пап!» Не лучше ли было поговорить?

Если перед подростком встанет выбор: обсудить конфликтую ситуацию с «врагом» или сразу дать физический отпор - что он выберет? На самом деле, выбранная модель поведения зависит от множества параметров: от воспитания до эмоционального состояния в момент ссоры.

Тем не менее, одна из самых распространенных причин агрессии крайне проста: бью, потому что не знаю другого способа отреагировать. Если у ребенка нет иных примеров разрешения конфликтов (он не видел переговоров в семье, среди друзей или одноклассников), к тому же, находится в состоянии тревожности, о котором говорилось выше, - драка почти неизбежна.

А зря. Умение постоять за себя физически должно находиться в гармонии с умением противостоять словесно.

В европейских школах, знаменитых колледжах и университетах туманного Лондона, про которые мы наслышаны, нет ОБЖ. А вот логика и риторика входят в программу с начальной школы. Справедливо будет возразить, что мы в России живем в других реалиях, но этого аргумента недостаточно. Если ребенок в будущем хочет стать юристом, предпринимателем, историком, бизнесменом, политиком, то кроме знаний, посвященный поведению при пожарах, ему потребуется умение грамотно вести диалог. Любому современному человеку необходим такой навык.

Полезно ли умение договариваться подростку?

Ребенок, который действительно может разрешить конфликт с помощью логики и аргументов, а не кулаков, заслужит уважение сверстников. Хулигана, который решает все вопросы кулаками, могут бояться, перед ним могут заискивать, но об уважении речи не будет. Повторюсь, в этом возрасте качество и успешность общения со сверстниками влияет на самооценку. Если ваш ребенок а) интересен, б) грамотно (а не заумно!) говорит в) может решить любой вопрос, то к нему со временем станут обращаться за советом. Подобный авторитет скажется положительно и на самооценке, и на позиционировании. Не обязательно быть самым красивым или быстрее всех бегать, умение решать спорную ситуацию - это умение, которое куда более редко, а потому ценно.

Что делать родителям, если ребенок проявляет агрессию?

Частый случай: родители не могут справиться с агрессией ребенка, а потому пытаются решить задачу подавлением. Если этот способ не дает результатов, в ход идут уговоры, регулярные скандалы и простейший шантаж: «Успокойся, или сегодня ты не будешь играть в приставку!», «Если ты еще раз будешь со мной спорить, то про поход на каникулах с другом забудь!». Такая модель борьбы с подростком ни к чему не приводит, так как прямолинейное действие и попытки «надавить» на ребенка в этом возрасте бесполезны.

Способ 1. Дать выход агрессии

Агрессия - это естественно. Если бы человек в момент своего появления на земле не был агрессивен, скорее всего, он бы не выжил. Но в XXI веке у нас нет необходимость сражаться за пропитание и территорию, поэтому агрессия должна быть контролируемой. Своими физическими силами надо уметь управлять. Если этого не происходит, то наносится вред не только окружающим, но и себе.
Отдайте ребенка в спортивную секцию, где ему объяснят, что решение спора кулаками - не выход, но навыки честной борьбы и самозащиты ему пригодятся. Пусть это будет футбол или легкая атлетика, можно смело попробовать восточные единоборства - дзю-до, самбо, карате. Они хороши тем, что учат ребенка не только владеть своим делом, но и эмоциями.

Сашу в восьмом классе дразнили заучкой и выдрой, потому что она предпочитала книги и секцию по шахматам курению за школой. Но когда девочка выиграла сначала районную олимпиаду по математике, а потом и всероссийскую, злые нападки одноклассников стали казаться ей чем-то несущественным. «Да, вы „крутые“ и „взрослые“, зато до меня вам как до Парижа пешком», - справедливо думала Александра.

Игоря в десятом из-за прыщей и глупой челки не воспринимали девушки. Зато после того, как он начал участвовать в школьных постановках и выступил на городском вечере поэтов со своими стихами, внешность отошла на второй план. Романтичный Игорь был куда милее, чем пытающиеся быть брутальными одноклассники. Да и подписчиков в его авторской группе в Вконтакте было достаточно, чтобы чувствовать свою значимость (родители, не бойтесь социальных сетей, если дети пытаются в них самовыражаться!)

Самодостаточные люди не агрессивны, им нет смысла бороться за свое место под солнцем - они его нашли.

Способ 3. Записать на курсы ораторского мастерства или предложить литературу

О важности умения вести аргументированную полемику в этом материале сказано достаточно. Запишите своего подростка на курсы или дайте ему почитать хорошую литературу на эту тему. Поможет не только Шопенгауэр или книга Поварнина, но и простая классика. Герои Джека Лондона, Марка Твена, Толстого и Артура Конан Дойля изъясняются просто потрясающе. Быть острым на язык в наше время - выгодное преимущество.

Задумайтесь также о том, как принято решать конфликты в вашей семье, если вы учитель - в классе. Да мы садитесь за стол и все внимательно обсуждаете проблему с супругом? В классе вы выслушиваете ученика, чье мнение отличается от общепринятого, или обрываете словами: «Чепуха, Достоевский имел в виду совсем не это»?
Возможно, что вы не даете себе отчет относительно собственных эмоций и реакций. Все мы люди, все мы перегораем, как лампочки. Но наши дети замечают все. Они не столько слушают нас, сколько смотрят на нас. Если агрессия подростка вызвала невольным копированием матрицы поведения внутри семьи, то попытка перевоспитать только ребенка не принесет успеха.

Способ 5. Следить за здоровьем

Помимо психологических существуют множественные биологические причины агрессивного поведения. Например, низкая частота сердечных сокращений. Понаблюдайте за подростком: имеет ли место агрессия без причины? Если да, ребенок часто кричит, немотивированно злится - « Меня все вообще бесит!», а не «Меня бесит физика, не могу решить задачку! », то по возможности стоит сходить к врачу, чтобы начать программу коррекции.

Причиной агрессии может стать повышенная тревожность. Снижайте ее любым способом, чтобы не пытаться избавиться от следствия вместо причины. Если ребенок сильно устает в школе, беспокоится из-за экзаменов, внешности или низкой популярности, его травят или он просто склонен к нервозности, то стоит с этим поработать. Способы могут быть самыми простыми: арт-терапия (

Агрессивное поведение подростков с каждым годом все более и более нарастает и проявляется. При этом от него страдает в первую очередь само подрастающее поколения.

Слово агрессия происходит от латинского “aggredi”, что буквально означает – «нападать», «нападения». К сожалению, ритм современной жизни, всевозможные стрессовые ситуации приводят к тому, что агрессивность молодеет и озлобленные, раздраженные воспитанники детских садов уже скорее норма, а не исключение из правил.

Психологи называют агрессивным такое деструктивное поведение, при котором наносится вред другим людям, психологический или моральный.

А вот когда агрессивное поведение проявляется без причины, это может означать, что человек страдает от серьезного гормонального дисбаланса в организме, а также болезни Альцгеймера. Психотерапевты настаивают на тщательном обследовании и выявлении причин агрессивного поведения, особенно, если оно проявляется в подростковом возрасте.

Агрессивное поведение подростков, если оно не вызвано заболеваниями или нарушениями в организме, может быть как формой протеста на ограничения в школе, дома, так и желание самоутвердиться среди одноклассников посредством конфликтов с педагогами. Кроме того, причинами агрессии могут также стать социально-экономическое неравенство, влияние СМИ, фильмов, плохая компания, конфликты в семье между родителями и детьми. В любом случае, пускать ситуацию на самотек не следует.

Агрессивное поведение детей и подростков не должно пугать родителей и педагогов, его своевременная диагностика и корректировка (лечение) дает очень хорошие прогнозы.

Агрессивное поведение – это отклонение, с которым нужно и можно бороться. Современная психология и психиатрия с агрессивным поведением детей и подростков справляется довольно успешно. Важно правильно и своевременно определить причину, которая привела к агрессивному поведению, и назначить лечение. Это может быть как визиты к психологу на профилактические беседы, так и медикаментозное лечение.

Если в детском возрасте агрессия не была устранена, то в подростковом с бороться будет намного сложнее.

Проблема агрессивного поведения подростков

Проблема агрессивного поведения подростков сегодня, как никогда ранее, актуальна. Психологи отмечают, что последние годы существенно возрос уровень агрессии среди подростков, при чем, как развивающихся, так и развитых, благополучных стран.

Первопричиной является неблагоприятная атмосфера в семье, которая навязывает ребенку антинормы общественного поведения.

Засилье насилия и жесткости в СМИ и кинематографе приводят к тому, что агрессивное поведение воспринимается подростками как норма. С помощью агрессии они пытаются утвердиться в коллективе, достичь желаемого.

На развитие агрессивности влияет множество факторов, как биологических (наследственность, заболевания), так и психологических.

Агрессивное поведение подростков - диплом на эту тему выбирают все большее количество выпускников ВУЗов психологического направления. Агрессивное поведение подростков, их диагностика и корректировка сейчас, как никогда ранее, актуальны и востребованы.

Школьные психологи отмечают, что агрессия распространена как среди учеников старших классов, так и младших. А в специализированных медицинских учреждениях невропатологи не успевают принимать пациентов. Но с другой стороны, нельзя не отметить, что если ранее, 20-30 лет назад агрессивность приписывали только лишь к неправильному воспитанию, то сейчас признали, что агрессивное поведение – это заболевание, которое нужно лечить.

Для того чтобы понять проблему агрессивного поведения подростков и выработать пути её решения, прежде всего, нужно понять почему, под влиянием каких факторов она возникает. Так сказать найти причины данного явления.

Поиски причин подростковой агрессивности и будет посвящена данная глава нашего исследования.

Человек не бывает от рождения эгоистом или альтруистом, смелым или трусливым, скромным или хвастливым. Всё зависит от той среды, в которой развивается личность. В процессе развития личности возникают те или иные качества личности. Они могут быть, как социально полезными, так и социально вредными.

В каждом возрастном этапе развития человек занимает определённое положение в системе общественных отношений. Каждый возрастной этап характеризуется своими требованиями к человеку, определяет круг его прав и обязанностей. Для каждого возраста характерна своя "социальная ситуация развития", т.е. определённое соотношение условий социальной среды и внутренних условий формирования личности.

В подростковом возрасте в период с 11-ти до 15-ти лет человек переживает ряд изменений биологических - половое созревание и психологических - появление большого количества новообразований касающихся самосознания и эмоциональной сферы.

Подросток под воздействием этих изменений начинает чувствовать себя взрослым. Он чувствует себя равноправным членом общества, семьи, класса. У него возникает внутренний конфликт между возросшим самосознанием и самооценкой, желанием преобразования окружающего мира с одной стороны, и невозможностью фактически реализовать возникшие потребности с другой. Он стремится к реализации себя, как личности, но из-за недостатка знаний и жизненного опыта порой сталкивается с суровой правдой жизни. На пути к достижению своих целей, поставленных перед собой ещё под воздействием по детски наивного мировоззрения, но воспринимаемых подростком вполне серьёзно. Он наталкивается на препятствия преодоление, которых требуется принятие взрослых решений, и принятие на себя ответственности, к которой молодой человек ещё не готов в силу своего, как физического, так и морально-психологического развития.

В этом кроется корень той проблемы, о которой идёт речь. В подростковом возрасте наблюдается повышенная агрессивность и конфликтность, проявляющаяся, как в семье, так и школе.

Подростка характеризует открытое протестующее поведение, эмоциональная и нервно-психическая неустойчивость, не желание мириться с излишней опекой взрослых и несправедливостью мира, застенчивость и юношеский максимализм. Всё это вызывает беспокойство родителей и педагогов.

Желание чувствовать свою особенность, отличие от окружающих, а вместе с тем отождествление себя с взрослыми важная психологическая особенность молодых людей в данный период жизни.

Молодой человек в подростковом возрасте начинает строить планы своей будущей взрослой жизни, ищет применение своей энергии. Его взгляды на жизнь во многом не реальны и фактически, но они важны для подростка и он ревностно защищает их. Родители, учителя или просто знакомые для подростка взрослые. И даже более "продвинутые" сверстники с высоты своего жизненного опыта пытаются наставить подростка "на путь истинный" и навязать собственное, по их мнению, правильное мнение. Но при этом они часто забывают, что сами были такими, не учитывают возрастные способности подростка и его личное мнение. Этим они не только не решают проблему, но ещё более усугубляют положение. "Поучения" взрослых вызывают реакцию протеста со стороны подростка. Как следствие это ведёт к отчуждению между поколениями. Между взрослыми и подростками рвётся и без того слабая в этот период связь, исчезает взаимопонимание.

Подросток переживает кризис заключающийся в преодолении пути вхождения ребёнка в взрослое общество. От того насколько ребёнок усвоил правила и моральные ценности общества, насколько его личные моральные ценности близки к общественным зависит сложность преодоления им этого пути. К стати сказать, данный кризис может быть усугублён ещё тем, что ребёнок воспитываясь в одной социальной среде во время подросткового возраста попадает в иную социальную среду с другими моральными ценностями. В этом случае внутренний конфликт личности может ещё больше углубиться и привести к неадекватным последствиям. В связи с этим хотелось бы сказать, немного забегая вперёд, что наша современная система воспитания, как пережиток тоталитарного общества, всё ещё основана на насилии, страхе и подавлении личности. Хотя и наблюдаются некоторые положительные изменения. Мы не говорим о детских садах, школах, средних и высших учебных заведениях, где в последнее время наблюдается наоборот излишний либерализм. Мы хотим коснуться так называемых исправительно-трудовых учреждений, которые даже с натяжкой таковыми назвать сложно. Ответьте, кто, из подростков попав в детскую воспитательную колонию, вышел от туда с не искалеченной душой в той или иной мере? Раз, попав в "лапы" уголовно исполнительной системы подросток вряд ли уже когда-либо станет нормальной гармоничной личностью, разве только внешне он будет соблюдать общественные нормы. Но внутренний протест будет сохраняться всю жизнь. И только от особенностей характера личности зависит, вырвется ли этот протест наружу.

Многое в становлении личности подростка зависит от обстановки в семье - той социальной сферы в которой он живёт и воспитывается.

Так называемая "неблагополучная" семья, ведущая асоциальный образ жизни воспитывает соответственным образом новую личность - своего ребёнка. Не видя родительской ласки, находясь в вечном полуголодном состоянии в окружении похмельных взрослых и при этом, испытывая предвзятое отношение со стороны более "благополучных" сверстников и даже некоторых морально и интеллектуально ограниченных взрослых, такой ребёнок неизбежно придёт к пониманию того, что он окружён врагами. Как следствие, достигнув подросткового возраста, почувствовав силу, он направит свою агрессию на "чистеньких и беленьких" сверстников из благополучных семей, видя во всех без исключения своих былых обидчиков. И, по сути, этот подросток не виноват, а виновата социальная среда, в которой он рос. Голодным, засыпая на грязной постели под аккомпонимент пьяных воплей родителей, испытывая на себе насмешливые взгляды одноклассников из-за того, что его одежда не из модного магазина, к тому же часто не первой свежести. Такой ребёнок вначале переживает чувство горькой обиды и зависти к своим более успешным сверстникам, а затем это чувство с большей долей вероятности переродится в чувство ненависти.

Агрессия, как защитное средство, вот объяснение того, что группа подростков - оборванцев избивает прилично одетого молодого человека, покупающего в ларьке дорогие сигареты. Они не могут позволить себе этой роскоши и компенсируют унижением того, кто имеет такую возможность.

Но выше изложенное не значит, что агрессивное поведение порождение социальных низов. Подростки из вполне благополучных и даже зажиточных семей в последнее время всё более и более бывают замечены в актах агрессии. При этом они в отличии от подростков из низов общества делают это не из чувства обиды или голода, а ради развлечения, что ещё более усугубляет проблему. Например, среди "золотой молодёжи" стало модно устраивать охоту на бомжей, которая нередко заканчивается реальным убийством. Это явление также имеет свои психологические корни. В народе про таких молодчиков говорят: "С жиру бесятся". Но в реальности корни лежат глубже, как правило, в состоятельных семьях, принадлежащих элите общества родители пытаются держать своих чад в жестоких рамках, строго регламентируют их жизнь: устраивают в престижные учебные заведения, указывают каким спортом заниматься или с кем дружить. При этом мнение ребёнка не учитывается - он должен соответствовать своему общественному положению, социальному статусу. Под воздействием этих ограничений у ребёнка зарождается протест против тех условий, в которых он живёт. Он стремится к свободе. В результате в подростковом возрасте этот протест вырывается наружу, и подростки выходят из-под влияния родителей объединяются в неформальные группировки, где находят для себя психологически комфортную обстановку. Хорошо если эти объединения носят позитивный характер и приносят реальную пользу если не обществу, то хотя бы самим членам объединения, например, волонтёрские отряды по сбору средств голодающим Африки, спортивные команды, музыкальные группы и т.п. Но бывают деструктивные объединения от вполне безобидных, пришедших на смену панкам и хиппи конца прошлого столетия, Эму и Готов наших дней, до крайне агрессивного настроенных борцов за чистоту расы скинхэдов и охотников на бомжей.

Подросток в силу своих возрастных качеств стремится почти всегда к совершению подвига. Поэтому то насколько агрессивно будут вести себя члены молодёжных объединений, во многом зависит от позиции лидера данной группы. Как правило, лидер объединения бывает чуть старше основного контингента и обладает определённым жизненным опытом и убеждениями. Имеет авторитет среди остальных, он может вдохновить своих последователей, как к озеленению улиц, так и к истреблению алкашей, бомжей, азиатов. И в том и в другом он может внушить своим последователям, что от их работы воздух в городе станет чище. И в том и другом случае они с воодушевлением примутся за дело. Только вот разница в том, что в первом случае души подростков станут чище и сами они добрее и принесут пользу не только себе, но и другим людям, а во втором один злодей под благовидным предлогом породит ещё десяток другой себе подобных.

Кроме приведённых выше примеров влияния на личность ребёнка оказывают и средства массовой информации, видеофильмы и компьютерные игры. Влияние последних остро ощущается последнее время. Подросток, садясь за компьютер и запуская очередную "стрелялку" погружается в виртуальную реальность, насквозь пропитанную агрессией. Его неокрепшая психика подвергается колоссальной атаке, меняется мировосприятие. Доходит до того, что у человека "съезжает крыша" и он перестаёт различать настоящую и виртуальную реальность. Думая, что у него, как у компьютерного героя несколько жизней, а окружающие его люди монстры из виртуального мира, он совершает такие поступки, что, придя в себя ужасается тому, что сотворил, не веря в реальность происходящего. Те же последствия могут произойти и под влиянием боевиков, фильмов-ужастиков и постоянных сливов в массовое сознание информации о терактах и прочих актах насилия посредством теленовостей.

Говоря о подростковой агрессии, следует сказать, что агрессивность мальчиков и девочек старшего школьного возраста отличается по некоторым корневым основам. Как правило, эти основы такие же, как и у взрослых представителей определённого пола.

Мальчики-подростки испытывают агрессию в таких межличностных отношениях как учёба, спорт, личная угроза, ситуация алкогольного опьянения.

Девочки-подростки более бурно реагируют на не дооценивание их внешних и духовных данных, неблагодарность, психологическое ущемление

Физическое само восприятие мальчиков-подростков обострённее, им труднее скрыть видимые физические недостатки, которые и могут стать причиной агрессии.

Хотелось бы обратить внимание на такой важный фактор служащий одной из причин воспитания агрессии в подростках. Это домашнее насилие. Данный вид насилия стал привлекать к себе внимание общества лишь последние 30-35 лет. Не смотря на то, что данное явление является с давних лет скрытой эпидемией. Данные статистики говорят о том, что треть всех совершённых убийств совершаются родственниками потерпевших.

Домашнее насилие, как средство контроля одного члена семьи над остальными - болезнь семей с самым разным социальным статусом и материальным положением.

Существует несколько видов домашнего насилия.

Физическое - использование силы для нанесения телесных повреждений различной тяжести вплоть до убийства. Сюда относится и пресловутое повсеместно распространённое наказание ребёнка ремнём. Даже существует распространённое убеждение, что если человек не воспитанный то его мало "пороли" в детстве.

Вербальное - ссора, ругань, проклятия, оскорбления и угрозы.

Психическое - использование чувств (безразличие), унижение, оскорбление унижений, имеющих для жертвы ценность, срыв злобы на более слабых членах семьи (чаще всего детях) причиной которой является проблемы на работе, в коллективе, ссора с другим членом семьи.

Сексуальное - принуждение человека к самым разным сексуальным отношениям помимо его воли.

Экономическое - лишение экономической независимости.

Каждый вид насилия способен одинаково причинять боль жертве, поэтому невозможно их разделить по силе воздействия.

Традиционно считается, что больше всего от домашнего насилия страдают женщины. Существует ряд программ, как у нас в стране, так и за рубежом направленных на помощь женщинам. Однако исследования, проведённые специалистами, показали, что главные жертвы насилия - дети. Агрессивные отношения между супругами неизбежно скажутся на их детях.

Ребёнок видевший, как отец избивает мать (или ещё хуже наоборот) неизбежно получает психологическую травму. В последствии он легко сможет воспроизвести подобные действия в своей семье, не испытывая при этом ни каких угрызений совести. То же самое, если при воспитании ребёнка применялись насильственные методы по поводу и без повода. Это отразится на его будущих детях.

В связи с этим необходимо помнить, что попытки устранить нежелательное поведение ребёнка с помощью физического наказания могут дать противоположный результат:

Во-первых, наказывающие таким образом родители становятся примером агрессивного поведения.

Во-вторых, дети, которых часто наказывают, будут стремиться избегать родителей или оказывать сопротивление.

В-третьих, если наказание слишком возбуждает или расстраивает, дети могут вытеснить из памяти причину наказания и бессознательно сопротивляться усвоению правил приемлемого в обществе поведения. (Хотя, существует мнение, что применение розг ещё в начале XX века давало положительный воспитательный эффект).

Страх наказания может привести детей к мысли, что агрессивное поведение можно проявлять в недоступных для взрослых местах, так чтобы об этом не стало известно. Это внешнее скрытие отрицательного поведения на деле лишь усугубляет проблему.

С другой стороны во время процесса воспитания не возможно полностью отказаться от применения наказания. Но оно должно быть умеренным и адекватным совершённому проступку.

Ребёнок, которому уделяется слишком мало внимания, родительской любви и материнской ласки. Которому предоставлено слишком много свободы и для которого введено мало ограничений на проявление негативного, агрессивного поведения, скорее всего, вырастет агрессивным.

Подводя итоги сказанному, отметим, что основные черты личности подростка:

Эмоциональная неустойчивость;

Застенчивость;

Юношеский максимализм;

Отсутствие чувства объективной реальности;

Повышенная тревожность;

Стремление к самостоятельности не подкреплённое физическими и психическими способностями;

Повышенная чувствительность;

Плаксивость (в основном у девочек);

Противоречивость в мыслях и поступках;

Бунтарский дух поведения

кроме того, могут, в той или иной мере, породить ещё одну черту - подростковую агрессивность.

Агрессивность как личная особенность связана с комплексом психологических качеств и свойств подростков:

1. В это время у подростка происходит становление самооценки. Но часто происходит расхождение между стремлениями подростка, утверждением себя как личности и положением ребенка, школьника, зависимого то воли взрослого, вызывает углубление кризиса самооценки. Это выливается в неприятие оценок взрослых независимо от их правоты.

2. Неудовлетворенность потребностями находит отражение в частности в тяге подростков к интимно-личностному и стихийно-групповому общению со сверстниками. В процессе стихийно-группового общения устойчивый характер приобретают агрессивность, жестокость и прочее (отношения в случайной группе не так важны и агрессивность в группе это способ удовлетворения во взрослости).

3. В подростковом возрасте ведущей деятельностью становится общение. Одно из важнейших проявлений коммуникативного поведения подростков это желание выделиться, отличиться любой ценой, выражающееся часто в агрессии.

4. Половое созревание - гормональный взрыв (не синхронное развитие организма), влияет на психику (становится неустойчивой) и самосознание.

Итак, рассмотрев некоторые особенности подросткового возраста, резюмируем, что недостаточное умение приспосабливаться к внешним условиям, различным конфликтам и экстремальным ситуациям, доверчивость и повышенная внушаемость, а также уязвимость, недостаточная избираемость поведения могут приводить к становлению насильственного поведения (агрессивности и т.д.).

Кроме того, на формирование личности детей и подростков влияет ряд внешних факторов: семья, телевидение, сверстники и др. И если это влияние негативно, то агрессия обостряется.

Если в семье принято агрессивное поведение, то это, как правило, подкрепляет агрессивное поведение ребенка в отношениях со сверстниками. Дети и подростки могут научиться агрессивному поведению и у сверстников. Есть точка зрения, что телевидение одна из очень серьезных причин влияющих на агрессивное поведение: наблюдение насилия провоцирует общее возбуждение и заряжает отрицательной энергией поведение человека, снимает запреты на агрессивное поведение и др.

Агрессивность в личностных характеристиках подростков формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется и в соответствующем поведении. Вместе с тем на развитие агрессивности подростка могут влиять и природные особенности его темперамента, например, возбудимость и сила эмоций, способствующие формированию таких черт характера, как вспыльчивость, раздражительность, неумение сдерживать себя. Один из выходов агрессии подростков это преступления. Поэтому профилактика агрессивного поведения у подростков актуальна и определяется личными особенностями этого возраста. В связи с чем в последнее время стали появляться работы психологов о работе со школьниками с девиантным поведением и детьми группы риска.

Агрессия – это достаточно распространённое психоэмоциональное проявление. Она не является чем-то особенным, а присуща любому человеческому индивиду и даже животным. В своих патоморфологических проявлениях агрессия не имеет нужды в лечении и не свидетельствует о психической патологии.

Данное состояние является защитной реакцией и имеет свое важное эволюционное значение. Но при случаях это проявление может считаться симптомом и иметь уже менее положительные последствия.

Агрессия не проявляется наличием стандартных и однообразных проявлений, в мире высоких технологий это явление все больше эволюционирует, перетекая в совершенно новейшие аспекты проявлений.

Причины развития

Агрессия – это понятие, дрейфующее в междунаучном пространстве, оно применимо к большому количеству аспектов жизни человека. Знаковое количество агрессивной пропаганды имеется на телевидении. В связи с наличием агрессивных импульсов у индивидуума любого сословия и имеются тенденции к их высвобождению разными путями. Агрессия не исключительно человеческое выражение чувствительности, она может возникать у животных при защите территории или угрозе посильного уровня. За ней обычно следует нападение.

Агрессия имеет латинское происхождение от созвучного слова «агрессио» и перевод звучит, как нападение. Это поведение свойственно для животных и человеческих персон с целью нападения. Из биологического термина агрессия уже давно распространилась и в международное право, в котором обозначает любое незаконное действие. В игровом мире, в котором выражать агрессию стало разрешено и безопасно, появилось все больше агрессивного контента.

Причины агрессии имеет смысл рассматривать, поскольку она имеет и классическое психологическое значение, описанное дальше. В целом аспект агрессии во всех проявлениях заключается в злобных проявлениях. Но имеется отличие, зависящее от многообразия факторов и от первопричин.

Агрессия обусловлена внешними факторами, неблагоприятно воздействующими на спокойствие индивидуума. Но также частой первопричиной агрессии становится внутреннее психическое состояние. Помимо психологического аспекта, агрессия проявляется в качестве психиатрического симптома, в подтверждение наличия психиатрических болезней.

Для психиатрических патологий наиболее характерны агрессивные тенденции при шизофрении, особенно с выраженной продуктивной галлюцинаторной и бредовой симптоматикой. Также имеется такой подвид при БАР, это гневливая мания, которая помимо классической триады маний имеет в своей структуре высокий «столбик» агрессивности. Высокая агрессивность также характерна для отдельных форм психопатий, или расстройств личности.

Агрессивное поведение присуще наркоманам и людям с синдромом абстиненции, страдающим последствиями наркомании. Агрессивные обычно алкоголики, особенно по отношению к близким окружающим со слабостью к ним. В целом индивидуум, в алкогольном и наркотическом опьянении может иметь высший уровень агрессии из-за торможения коры и активации низших инстинктов.

У детей агрессивные побуждения могут иметь тенденцию возникновения при психопатологиях. При умственной отсталости, особенно с наличием расстройств поведения, а также при аутизме. Агрессивными могут быть дети с гиперреактивностью, при сочетании с дефицитом внимания. Все эти случаи говорят об аномальном уровне агрессии, который превышает некие установленные социальные нормы.

Однако агрессия присуща людям и при относительном психическом здоровье. Высшая степень агрессии характерна для персон, подпадающих под влияние хронического стресса. Также часто такие агрессивные побуждения могут формироваться у людей, которые большое количество времени проводят за агрессивными играми и телепередачами. У детей проявления агрессии активируются при дефекте воспитания, нахождении в неблагоприятных условиях и попадании в «дурную» компанию.

Личная необустроенность, большие рабочие эмоционально-стрессовые нагрузки, агрессивное окружение — также становятся факторами риска для проявления агрессии. Отсутствие отдыха с постоянным изнурением может провоцировать вспышки гнева, побуждающие к агрессии.

Агрессия у женщин часто имеет в основе гормональные фоновые перестройки. Агрессия у мужчин более характерна из-за их типичного агрессивного поведенческого аспекта, характерного для мужского пола. Не все мужчины имеют излишне агрессивные тенденции, побуждения. А даже при их наличии, обычно они имеют разумные границы.

Проявления и приступы

Агрессия очень многообразна в своих проявлениях, поскольку может иметь совершенно разные цели. Она может быть защитным явлением, может не иметь объективных причин, а может иметь некие скрытые мотивы.

Агрессия характеризуется множеством разного рода классификаций из-за разных граней оценки такого поведения. Она нормальная по классификации, или адекватная, когда ее имеет смысл проявить в защиту своей жизни, чести или чести своих родных. Это нормальный лимитированный всплеск агрессии без превышения меры силы. Сверхпороговая агрессия – это проявления, превышающие некий допустимый уровень и причиняющий явный урон тому, на кого она направлена.

Агрессия, находящаяся в структуре психических заболеваний, сопровождается сопутствующими симптомами, характерными для тех патологий, в структуре которых формируется. При шизофрении кроме агрессии имеется симптоматика, характерная для данной патологии, которая проявляется в аутизации, замкнутости, бреде и галлюцинациях. При маниях с агрессивными тенденциями, помимо агрессивных проявлений всегда есть приподнятая физическая активность, усиленное мнестическое и идеаторное возбуждение.

Агрессия может характеризоваться приступоподобным характером, это свойственно и применимо для взрывных особей с холерическим темпераментом. При этом персона совершенно спокойно ведет себя чаще всего, но в отдельно выбранные моменты повышенного стресса она может взрываться приступом агрессии. Такой приступ обычно проходит весьма быстро, не задерживаясь длительно после начала, но оставляет неприятный негативный осадок.

Агрессия у женщин часто бывает приступоподобной, связанной с избранными жизненными моментами, и они часто в последующем испытывают за это вину. Также может активироваться постоянная агрессивная тенденция, при этом женщина подвергается агрессивным импульсам, которые регулярно выплескивает.

Агрессия у мужчин имеет более постоянный характер и является частью личностной структуры. В целом мужчины гораздо больше подвержены агрессивным тенденциям.

Проявления агрессии могут не иметь классического описания из-за модификации общественных проявлений и порицания открытого агрессивного выплескивания. Она может находить физическое отыгрывание, что характерно для низкоуровнего личностного развития. В целом такие виды не приветствуются.

Физическая агрессия выливается в виде ударов, толчков, любых телесных способов. Этот вид может иметь опасность для здорового функционирования, который впоследствии приведет к нанесению физического урона. Данный вид агрессии наказывается криминальным кодексом.

Вербальная агрессия – частая в разновидностях проявлений агрессии, она проявляется криками и обидными фразами. Этот вид также имеет криминальную ответственность. Люди часто используют споры и крики для доказательства правоты и отстаивания собственных убеждений. Но это не достойная методика или способ доказательств, и часто он лишь разжигает вражду и спорящие при таких попытках выражают «узколобое» мнение, не слушая других.

Агрессия может иметь прямое выражение, когда человеку в лицо было выражено недовольство и высказано четкое мнение и несогласие. Но в нашем псевдо неагрессивном обществе все больше распространяется косвенная агрессия. При этом в глаза не выражаются агрессивные побуждения, а даже проявляются дружелюбные веяния. Но зато за спиной персона получает целый ушат гадостей, которые распространяются в виде сплетен, слухов и намёков.

Агрессия может иметь четкое направление против чего-то и характерна и присуща обычно психически здоровым, уравновешенным людям. Используется с защитными целями, для отстаивания своего мнения. Неупорядоченная агрессия не четко направлена и бьет разносторонне, просто угрожая тем, кто попался под руку. Такие формы агрессии больше характерны для индивидуумов, которые имеют психически нестабильное здоровье.

Подростковая агрессия

Этот вид агрессивных побуждений очень распространённый, поскольку подростковые перестройки психики, которые задевают и физические и психические аспекты являются сильным критерием расшатывания психики. Подростковая агрессия является нормальной тенденцией развития и сепарации подростка. Это бывает из-за появления споров, желания иметь свое мнение и взгляды. Не всё в базовой семье его может устроить.

Подростковая агрессия практически всегда будет проявляться, поскольку это процесс взросления. В норме это желание отгородиться от родительского влияния, доказать окружающим и несомненно самому себе свою взрослость. Нередко родительское поведение становится предиктором подростковой агрессии. Это чрезмерное ущемление прав подростка, нарушение его личностных границ.

Помимо этого, на будущую агрессивность подростка сильно влияет безразличие родных и враждебность. В первом описании агрессия – это попытка привлечь внимание, во втором – защитная реакция. Очень часто агрессивные тенденции формируются у нежеланных детей. У тех, чью агрессию постоянно подавляют, также усиливаются ее пути выработки. Дети очень чувствительны в плане нелюбимости и отрицания родителями. Гиперопека, как и контроль также часто вызывают агрессию у подростков, как безучастность и безразличие.

Если родители безучастны в жизни подростка, то это также провоцирует агрессию в его жизненной истории. Слабая эмоциональность в семейных узах часто замещается агрессией. Поскольку эмоциональное выражение очень важно, а если подростка этому не обучили, то он будет агрессировать.

Провокатором агрессии для подростков могут быть моменты публичных унижений, как и личные непубличные унижения и разнообразные оскорбления. А поскольку школьные моменты насыщены перипетиями проблем и скандалов, а также здоровой конкуренцией, то агрессия в школе нередкое дело. Это период становления зрелой личности, который перенасыщен моментами испытаний, а также излишних психических, физических, умственных и эмоциональных нагрузок.

Очень часто подростковые вспышки агрессии могут формироваться при сильном подавлении, когда в окружении не позволительно свободно выражать эмоции. Блокировка проявлений самостоятельности в авторитарных семьях также может выливаться в поведенческое агрессирование подростка.

Помимо этих семейных причин с определенными проявлениями в качестве протеста агрессия является стороной проявления личностных особенностей. Персоны с выраженными страхами и склонностью к ожиданию наихудшего также подвержены агрессии, в равной степени с самоедством. Также агрессия может быть защитой, как проявление неуверенности в собственной безопасности.

Поскольку подростки наиболее подвержены гормональным изменениям, резким настроенческим скачкам и выбросам гормонов, то они могут проявлять агрессию просто из-за сложности ее сдержать. Все это провоцирует выброс катехоламинов и других стрессовых гормонов. Нередко агрессия, раздражительность – это проявления неуверенности в своей личностной основе, а также защитная поведенческая форма и стратегия.

Зачастую агрессией подростки прикрывают чувство вины за что-то. Нередко эти проявления не осознанны, что усугубляет борьбу с ними. Одиночество также может проявляться в чувстве агрессии и ненависти. Нередко агрессию у подростков провоцируют определенные ситуации. Эта агрессия имеет термин — ситуативная и проходящая. Такие агрессивные побуждения могут быть из-за болезни, переутомления, нарушенного рациона и неправильного, несбалансированного питания. Помимо этого, данное поведение часто проявляется при чрезмерном увлечении компьютерными играми.

Диагностика

Диагностирование явных форм агрессии совершенно не составляет труда. Проявления ее — это явные поведенческие проявления и всплески эмоций. Это состояние всегда задевает психику и самого обладателя, и окружающих.

Диагностика также может заключаться в классической беседе, когда индивидуум рассказывает о своих чувствах, вспоминая какие-то неприятные жизненные ситуации. Помимо этого, имеются специальные опросники и классической присмотр со свидетельствами свидетелей и близкого окружения.

Не стоит пытаться спровоцировать индивидуума на агрессию, это не гуманно и может плохо закончиться. Но есть специальный опросник тестов Басса-Дарки для выявления разнообразных форм агрессии. Он способен идентифицировать много разных видов и проявлений агрессии, среди которых физическая, косвенная, раздражение, как проявление агрессии, негативизм, как отрицательная форма поведения. Также он выявляет обидчивость, подозрительность (не психотическую), вербальную агрессивность и чувство виноватости. Все это отдельные проявления агрессивных побуждений. Это простой опросник и он построен из 75 вопросов. На них можно дать положительный либо отрицательный ответ. Его можно давать всем возрастным группам, начиная от детей-школьников, действенен в группах. Он довольно понятен и прост в подсчетах. Но такие тесты мало актуальны, если в коллективе нет психолога, который обучит с этим работать.

Основные вопросы про желание или выполнение нанесения вреда, раздражение и степень агрессивности при этом. Также есть вопросы про сплетни, негативизм, обман и угрызения совести. Все вопросы построены просто, но есть некая степень повторяемости, чтобы исключить лжецов, которые пытаются подделывать ответы.

Из физических агрессивных побуждений есть вопрос про кидание предметами, удары и желание к таким действиям. Также есть вопросы о предположительном отношении окружающих. Об оскорблениях, насмешках, издевательствах, доверии, предвзятом отношении.

Ответы оцениваются по семи шкалам зависимо от описанного вида агрессии. Все вопросы могут дать один или ноль балов и по сетке относятся к определенному виду агрессии. Этот тест довольно точно выявляет разные виды. Пассивная агрессия легко может быть выявлена с помощью такого теста. Агрессия у женщин проявляет себя в шкалах агрессии с косвенными тенденциями, обиды, чувства вины. Агрессия у мужчин чаще обращена в сторону физической в соответствии с этим тестом.

Также подсчитывается общее количество, нормой считается 21 балл, с индексацией до 4, враждебность до 7 баллов с индексацией 3. Благодаря выявлению такого уровня агрессии в коллективе можно выявить скрытые агрессивные тенденции. А в школе имеет смысл также проводить так называемый тест имен. При этом учитель просит детей анонимно написать именно того, с кем дружишь, кого не любишь и подобное. Таким образом учитель способен выявить общие деструктивные тенденции в классе и способствовать более здоровому социальному отношению. Все это помогает налаживать конфликтную обстановку благодаря правильным подходам.

Кроме этого диагностику агрессивных тенденций может провести психолог, который используя проективные методики и специальные тесты может даже понять на кого именно она направлена. Нередко агрессивные тенденции можно выявить в процессе психоанализа и даже самоанализа. Это самокопание способствует более здоровому функционированию психики.

Купирование и варианты лечения

Купирование такого состояние сильно отличается зависимо от его степени патологичности, если это состояние в структуре психиатрической патологии, например, шизофрении или мании, то имеет смысл применить нейролептики, а во втором случае еще и нормотимики. Из нейролептиков наиболее актуальны седативные средства: Тизерцин, Трифтазин, Труксал, Галоперидол, но в большей дозе, поскольку в малой он действует как стимулятор. Также из антипсихотиков действенны атипичные варианты, особенно: Азалептол, Клопиксол, Клозапин, Азапин, Лепонекс. Все эти препараты действенны и при мании, но если она в структуре БАР, то стоит добавить нормотимики. Из тимостабилизатоов актуальны: Вальпроком, Карбамазепин, Ламотрил, Депакин, Ламотриджин, соли Лития.

При агрессии не психотического уровня достаточно использовать седативные средства, а также транквилизаторы. Из растительных седативных и легких форм транквилизаторов можно выбрать Новопассит, Афобазол, Персен, Адаптол, Бифрен. Помимо этого, имеет смысл использовать классические транквилизаторы, особенно в моменты агрессивных приступов. Наиболее распространённые: Сибазон, Седуксен, Диазепам, Гидазепам, Ксанакс. Если агрессия не выражена, но есть шанс, что она может нарушить суточные ритмы, то стоит применить снотворное: Меланин, Золпидем, Золпиклон, Валесан, Соновин.

При агрессии, которая не сопровождается разрушительными тенденциями имеет смысл бороться с ней классическими методиками. Хорошее воздействие дает классическая музыка и фитотерапия. Подходящее вдыхание аромамасел с успокаивающим действием. Из фитосредств наиболее подходящие: ромашка, зверобой, календула, мята, пустырник, мелисса, липа, мать-и-мачеха. В плане ароматерапии отличным действием обладают аромамасла лаванды, мяты и других растений, а также успокаивающие аромакомбинации.

Для удержания уровня агрессии в определенных рамках имеет смысл заниматься практикой йоги или цигун. Практика йоги помогает регулировать контроль эмоциональной сферы и держать в узде нервные проявления. Помимо этого, любые физиотерапевтические нагрузки, хвойные ванны, отпуск, являются естественным выбросом негативных эмоций и способствуют выделению эндорфинов – гормонов счастья и нормального состояния. Также все эти техники являются природными регуляторами уровня усталости и помогают поддерживать тело в тонусе и вести здоровый образ жизни.

Помимо этого, отлично помогают контролировать уровень агрессии медитативные практики, они способствуют её кратковременной остановке. Это позволяет индивидууму приостановится, остановить мгновение, задуматься и передохнуть, заметив красоту мира в бесконечном течении жизни. Все это несомненно поспособствует уравновешенности и удержит агрессивные импульсы.

При неконтролируемой агрессии, не доходящей до психотического уровня, имеет смысл обратиться к психотерапевту. Это поможет упорядочить мысли и обрести контроль. Для таких пациентов подходят и групповые и индивидуальные виды психотерапии. Особенно хорошо действует мандалатерапия, арт практики, песочная терапия.

Но все же иногда стоит осмотреть своё окружение, может агрессию провоцирует какой-то конкретный индивидуум и имеет смысл избавиться от общения с ним или изменить подходы. Иногда это существенно снижает уровень напряженности. Хорошим способом сброса напряженности с агрессивностью могут быть агрессивные, боевые и рисковые виды спорта.

Возможные последствия

Агрессия всегда имеет определенного рода последствия. Эрик Берн, основатель трансактного анализа говорил, что персоны, которые играют в игры, всегда платят определенным образом, причем зависит эта плата от уровня игры. Под играми он подразумевал агрессивные проявления и роли, которые люди выбирают в привычных либо же стрессовых ситуациях. Степень выраженности последствий агрессии зависит от уровня проявлений и может иметь три проявления. Первый – это легкая степень агрессии, при этом последствия в основном эмоциональные. То есть после такого всплеска следует слабость, угрюмость и чувство вины. Если персона переживает более глубокую степень вовлеченности в агрессивные побуждения и тенденции, то она будет испытывать уже некоторый социальный ущерб после таких конфликтов. Это увольнение с работы, потеря определенных сумм, неких социальных благ. Самая тяжелая степень вовлеченности характеризуется физическим уроном и даже смертью.

Все мы с детства осведомлены о том, что выражать агрессию неприлично и это не приветствуется общественными рамками и границами. И всю жизнь мы учимся сдерживать эти негативные побуждения. Именно такой излишней отказ от эмоциональности может провоцировать накопление негативных эмоций с последующим их взрывом, вплоть до нервного срыва.

Последствия агрессии с близкими также не имеют ничего хорошего. Они несут негатив, негативно сказываются на детской психической функциональности и могут приводить к разводам. Иногда длительно накопленная агрессия может выливаться посредством драки и криков с бурным выяснением обстоятельств. Естественно агрессивные побуждения в коллективе, которые нередко наблюдаются на работе, имеют тенденцию к усугублению с отыгрыванием негативных сценариев, в которых наиболее сильно страдает низший по званию.

Все знают, что выражение агрессии не приветствуется социумом, именно поэтому, если мы не сдерживаемся, то нас гложет чувство вины. Иногда значительные разрушения могут оставаться впоследствии агрессии, особенно если это агрессия разыгрывается между лидерами двух держав или даже бизнес корпораций. Именно негативные последствия учат удерживать уровень агрессии в рамках и не выплескивать ее неконтролированно.

Примеры агрессии

Примеры данного состояния отличаются зависимо от вида агрессии. Активная агрессия выражается в форме действий и примером может послужить драка, бой, крики. Она направляется на конкретного индивидуума, и он осознает, что на него направлены некие агрессивные импульсивные действия. Пассивная агрессия не проявляется открыто, это скрытые отвратительные действия, направленные против кого-то. Пассивная агрессия может проявлять себя сплетнями, разными «подставами» и обычно индивид не догадывается, что это агрессирует кто-то с целью его уничтожения.

Аутоагрессия – это подвид агрессии, которую индивидуум направляет сам на себя. Примером такой агрессии могут служить суицид, какие-то изнурительные диеты, саморазрушительное поведение, трудоголизм также считается таким видом. Пассивная агрессия широко распространена в современном обществе из-за запрета физического выражения агрессии.

Но не типично агрессия может становиться механизмом разрушения, она может быть инструментальной и иметь четкие цели. Поскольку подлость, ненавистные, завистливые импульсы также могут быть примерами агрессии. Примером вербального агрессирования может быть сора, визг, крик. Дети умело используют агрессию для манипуляций, когда они кричат, желая что-то получить, а родители, не всегда понимания, вырабатывают у них этот манипулятивный ряд своим потаканием.

Примером косвенной агрессии могут быть злые шутки или ненаправленные всплески ярости и разгневанности. Это могут быть крики, размахивание кулаками, битье столов, посуды или других неодушевленных предметов, топанье ногами. К внутренней агрессии также относятся самоунижения, угрызения, самообвинения, ощущение греховности и падения.

Агрессия может иметь защитные цели, при этом она занимает оборонительные позиции. Примером такой агрессии служит защита своей территории животными. Также такая агрессия возможна при защите своей жизни от нападающих, а также своего имущества. Провоцирующие агрессивные действия проявляются во время нападения, причем чаще необоснованного.

Агрессия может иметь разные характеристики. Она может быть здоровой, то есть быть четко направленной и иметь характерные признаки. При таком виде просматривается четкая обоснованность. Пример такой агрессии — патриотизм, защита своих прав и свобод. В таком случае она не обязательно имеет физическое выражение. Примером такой агрессии в социальном плане являются митинги, забастовки, провокативные издания. Необоснованная агрессия не считает проявлением здорового ее вида, она имеет деструктивные тенденции. Такие тенденции присущи даже младенцам и имеется большое количество исследований на эту тему. Психическое функционирование индивидуума мало постижимо, но известно, что агрессивные импульсы находятся в структуре подсознательного.

Враждебная агрессия не имеет под собой адекватных причин. Несомненно, подсознание знает причину агрессирования на конкретного индивидуума, но внешне это выглядит как абсолютно необъяснимые нападки.

Инструментальная агрессия присуща персонам, которые «идут по трупам». Это люди, не брезгующие разными способами, чтобы добиться своей цели, пусть даже подлыми затеями.