Развитие мелкой моторики должно идти как можно раньше. С самых маленьких лет. Пока ваш малыш грудничок ему необходимо делать массаж ручек и пальчиков. Таким образом вы будете оказывать действие на те точки, которые непосредственно имеют связь с головным мозгом. Пока ваш малыш раннего и младшего дошкольного возраста необходимо делать абсолютно простые упражнения. Сопровождайте упражнения веселыми стишками. Так для ваших детей будет намного интереснее. Мелкая моторика развивается при изучении застегивания и расстегивания пуговиц, при завязывании шнурков. Когда ваш ребенок достигнет уже более старшего возраста, развитие мелкой моторики должно быть самым важным шагом для того, чтобы подготовить детей к походу в школу. Главным навыком является подготовка рук к письму.
Развить мелкую моторику рук и пальцев детей очень важно. В коре нашего головного мозга есть центры, которые отвечают за разные навыки. И центры, которые отвечают за мелкую моторику рук и пальцев находятся очень близко к другим центрам. Например, к центрам, отвечающим за речь детей. Таким образом при активации определенных центров вы задействуете и соседние центры.
Поэтому родители детей должны четко понимать важность таких упражнений.
Упражнения для развития мелкой моторики:
Малышу нужно опустить руки в тарелку и несколько минут пытаться мешать крупу в воде. Далее смените содержимое тарелки. И снова дайте ребенку помешать его содержимое. Через несколько минут снова смените содержимое на другую крупу. После того, как упражнение закончится, предложите ребенку закрыть глаза и на ощупь определить каждое содержимое.
Обязательно позволяйте трогать и рассматривать свои руки. Играйте с детьми в пальчиковые игры сопровождая их забавными считалками. Пусть малыш учится вдевать шнурки через дырочки на своих детских ботиночках. Помогайте ему проходить эти шаги. Желание детей быть как взрослые поможет ему развивать сосредоточенность.
Развитие мелкой моторики должно стоять на первом месте. Поскольку у многих детей наблюдается сильное отставание в развитие, как следствие.
К 4-5 годам ребенок должен уметь завязывать шнурки, лепить из пластилина сложные фигуры. К 6 годам малыш уже должен самостоятельно пришить пуговицу. Пальчики должны с уверенностью удерживать карандаш или ручку и уже уметь что-то писать.
Упражнения позволяют повысить энергию ваших детей. Шаги помогают изучить собственное тело и повысить чувствительность пальцев рук.
Такие упражнения позволяют развивать сенсорику, ощущать рамки своего тела и учится управлять им.
Развитие как мелкой так и крупной моторики является очень важным для всех детей. У многих возникает вопрос – А как же развивали моторику в другие времена?. Благодаря подручным средствам. Сейчас очень многие родители стараются покупать детскую обувь на липучках, чтобы не тратить время на шнурование. Хотя это очень полезно. Как вы могли уже убедиться из упражнений выше. Девочки должны пробовать делать то, что делает мама. Если мама стирает, можно дать небольшой платочек, чтобы малышка развивала данный навык, если она проявляет к этому интерес. Перебирать разные виды круп. Мальчикам очень интересно делать то, что делают отцы. Разбираться в мелких деталях, собирать и разбирать конструкторы. Изучать содержимое того или иного предмета. Как можно раньше давайте детям столовые приборы, чтобы они пробовали кушать сами и учились правильно держать приборы.
О пользе мелкой моторики для общего развития ребёнка наслышаны многие родители. Не случайно оригинальные упражнения, игры и занятия по специальным методикам интересуют современных мам и пап, придерживающихся позиции о всестороннем развитии малыша.
Как организовать занятия? Какой реквизит нужен? Вооружитесь советами психологов, подумайте какие игры и действия заинтересуют вашего малыша. Выбирайте полезные, эффективные упражнения для деток 1–3 лет.
Польза очевидна:
Вы хотите, чтобы детки активно развивали моторику, воображение, творческое мышление? Узнайте, какие игры и принадлежности понадобятся. Полезные предметы и задания активизируют процесс познания мира, улучшают деятельность отделов головного мозга, отвечающих за двигательную функцию, развитие речевой зоны.
Развивают моторику и артикуляционный аппарат:
Для занятий используйте не только наборы для рисования или лепки, картон, ножницы, другие предметы из магазина. Оглянитесь вокруг: дома немало вещей, подходящих для полезных тренировок.
После полугода обязательно предлагайте малышу чашку, ложку, к году – детскую вилочку с тупыми зубчиками. Ежедневное применение столовых приборов хорошо развивает мелкую моторику.
Совет! Никогда не используйте в качестве материала для изготовления шаров книги, журналы, газеты, даже старые. Нельзя рвать литературу: малыш должен перенять уважительное отношение к книге.
Покажите малышу, как украшать тесто сладкой ягодой. Ребёнок берёт двумя пальчиками изюминки, раскладывает на поверхности пирога, создаёт рисунок. После выпечки обязательно похвалите юного пекаря, расскажите домашним, кто украшал пирог.
Детки охотно выполняют полезное упражнение, если мама скажет, что без его помощи не обойтись. В одну миску насыпьте макароны, фасоль, горох. Можно смешать два вида разноцветных (контрастных) бусин. Начните с двух разновидностей предметов, постепенно усложняйте задачу.
Перед началом сортировки покажите, как держать мелкие предметы. Подходит пинцетный захват двумя пальчиками (указательным и большим) или щепоткой (три пальчика вместе).
Даже в 8–9 месяцев детки легко справятся с этой задачей. После года усложните упражнение, чтобы ребёнок запомнил размер, а не только порядок нанизывания красного, жёлтого или синего колечка. Понадобится пирамидка с кольцами одного цвета.
Простое, эффективное упражнение:
Следите, чтобы ребёнок не брал предметы в рот, не совал в уши. При попытке «экспериментов» объясните, что будет болеть ушко или животик.
Положите в ёмкость с завинчивающейся крышкой маленький предмет, завёрнутый в бумагу. Задача – открыть баночку, достать сюрприз. Подбирайте ёмкости разного размера, чтобы малыш отвинчивал крышки большего/меньшего диаметра.
Предложите ребёнку во время купания завести ключиком игрушечную черепаху, жабку или крокодильчика. Задача по силам деткам от года и старше.
Выполняйте задание вместе:
Понадобится толстый шнурок, бусинки с отверстием подходящего диаметра. Задача – нанизать все детальки.
Находчивые мамочки отпиливают верх у колпачков от фломастера, режут на 2–3 части: получаются бочонки (колечки), полые внутри. Оригинальные изделия легче нанизывать на шнурок. Малыш справляется с колпачками от фломастера? Предложите яркие бусинки для создания оригинального украшения.
Что делать:
Суть упражнения:
Упражнение развивает мелкую моторику, готовит деток к посещению сада, школы. Задача – научить малышей застёгивать, завязывать, шнуровать, закреплять детали одежды.
Многие мамы покупают полезные игрушки со шнуровкой, делают развивающий коврик с липучками, застёжками. Но на себе проделать ту же операцию сложнее.
Показывайте, как действовать, поощряйте попытки снять/надеть шапку, носки, штаники, куртку. Используйте в качестве элементов застёжек не только липучку, молнию, но и пуговицы.
Эффективное упражнение из подручных средств. За основу возьмите пальчик, клубок, карандаш, катушку. Задача – намотать тонкую верёвку, толстую нитку, неширокую ленточку на основу. Следите, чтобы не передавить пальчик.
Отлично развивают моторику несложные действия. Малыш играет и совершенствует навыки: строит домик, лепит пасочки, насыпает, затем высыпает песок из ведёрка.
Почему новорожденный и стоит ли беспокоиться? У нас есть ответ!
О режиме и рационе ребенка в 10 месяцев прочтите странице.
По адресу узнайте о пользе и правилах применения детских развивающих ковриков.
Популярный детский аттракцион легко устроить в ванной:
Первое упражнение:
Второе упражнение:
Дайте малышу губку, покажите, как собрать воду со стола, как сжать и выдавить жидкость. Выбирайте губку подходящего размера, чтобы помощник легко сжал предмет одной рукой.
Предложите малышу яркую книгу с плотными листами: слишком тонкая бумага легко рвётся, часто склеивается, плохо переворачивается. Покажите пример, скажите, что где-то в книге спрятан сюрприз (яркая закладка, календарик, открытка). Пусть маленький исследователь перелистывает странички по одной, не торопится, чтобы не пропустить подарок.
Не все мамы понимают, насколько полезное упражнение выполняет малыш, рисуя палочкой фигурки на песке или земле. Любимое занятие развивает координацию, воображение, учит аккуратности, доведению дела до конца.
Теперь вы знаете, какие упражнения подходят для развития мелкой моторики у деток возраста 1–3 годика. Занимайтесь с желанием, показывайте малышу пример, хвалите за достижения. Для полезных занятий используйте подручные материалы и предметы для творчества из магазина.
Ещё несколько игр для развития мелкой моторики в следующем видео:
Появление малыша в доме – это не только радость для родителей, но и ответственность. Мама и папа ухаживают за новорожденным и воспитывают свое чадо. В первый год жизни он должен научиться ходить, выговаривать некоторые слова, узнавать своих родителей. В два – уже уметь держать ложку, рисовать или что-то лепить из пластилина. Для выполнения точных движений и улучшения координации необходимо выполнять игры для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Поэтому маме необходимо заниматься с карапузом, чтоб он научился необходимым в обиходе навыкам.
В детском возрасте это способствует формированию психического здоровья у малыша. Грудничку мама делает массаж всего тела, но больше уделяет внимание пальчикам стоп и кистей. В 3-4 месяца ребенок пытается играть игрушками. Они не должны быть слишком мелким, так как он тянет их в рот. Ловкость развивается постепенно. Сначала движения неуклюжие, и только при повторении они совершенствуются. Нужно отметить, что медики различают несколько периодов: сначала первые 12 месяцев, когда реализуется хватательный рефлекс, затем это 2, 3, 4 года, когда появляется точность движений, целенаправленность.
В детском саду и школе ребенок уже должен иметь развитую моторику рук для того, чтобы:
Внимательно наблюдая за ребенком можно обнаружить нарушение развитие этого показателя. Дети в возрасте 4-5 лет должны соответствовать таким требованиям:
Это далеко не весь перечень умений ребенка. Формирование навыков зависит от того, как рано родители начали занятия с малышом. Иногда наблюдается запоздалое развитие детей. Одно дело, если это поражение органов или психические заболевания. Но встречаются случаи, когда это просто результат запущенности.
Возможные отклонения ловкости движения рук:
Если ребенок в 5 лет не умеет выполнять эти пункты, то это считается функциональным нарушением.
Родители могут самостоятельно определить этот показатель. Для этого ребенка нужно попросить повторить движения за мамой или папой. Рассмотрим перечень таких приемов:
Если в 3 года дочка или сын выполняет 30-40%, то в 5-летнем возрасте он сможет выйти на 100% результат. Если вышло ниже, то нужно заниматься, так как в дальнейшем он будет отставать в этом показателе.
Начинать занятия нужно по мере взросления, последовательно. Вы можете сделать следующие действия:
Нервные окончания стимулируют работу клеток головного мозга, что приводит к увеличению интеллектуальных способностей.
Существует множество методик. Рассмотрим различные варианты, которые несложно выполнить дома.
Зимой очень укрепляют здоровье мероприятия на улице. Это могут быть:
Зимой очень важно находиться все время в тепле. Это относится не только к детям, но и к родителям. Выбирайте качественные и влагоотталкивающие куртки. Интернет-магазин спортивной экипировки Stayer предлагает широкий выбор моделей с большим функционалам и ярким дизайном.
Развивайте мелкую моторику рук с первых месяцев жизни. Это поможет Вам быстро научить малыша держать ручку и кушать ложкой.
Екатерина Морозова
Время на чтение: 10 минут
А А
В последние годы многие мамы сталкиваются с проблемой «слабых пальцев» у малышей. Задержка моторного развития, увы, перестала быть редкостью: современные дети с трудом овладевают навыками расстегивания пуговиц, завязывания шнурков и проч. Как следствие – адаптационные проблемы в детском саду. Важно своевременно начинать упражнения для развития мелкой моторики, чтобы подготовить чадо к социальной жизни.
Впрочем, поводов для таких тренировок гораздо больше, чем кажется…
3-4 десятилетия назад детским рукам не были знакомы планшеты и прочие гаджеты, которые сегодня заменяют им не только нянь, но и иногда и мам с папами. Детские руки были заняты перебиранием гречки в банке с фасолью, стиркой носовых платочков, нанизыванием сушек на веревочки, сборкой деревянных пирамидок, вышиванием — и прочими, казалось бы, бесполезными, но крайне эффективными занятиями.
Логичным следствием технологического прогресса стало отставание детей в развитии. Одна из граней этого отставания – мелкая моторика, развитие которой малышам до 3 лет крайне необходимо.
Каждый ребенок индивидуален, и у каждого – свои ступеньки развития.
Старт «тренировок» по мелкой моторике у всех свой, но специалисты считают, что идеальный возраст – 8 месяцев, когда пальчики уже к таким упражнениям готовы.
Учитывая, что все тренировки (начиная с 8 месяцев) проходят через игру, время занятий ограничивается только занятостью мамы и здравым смыслом.
Среднее время занятия (рекомендуются именно ежедневные занятия) – 30-60 минут, в зависимости от возраста. Для малыша 8-12 месяцев будет достаточно 10-15-минутного занятия, для ребеночка постарше время занятий увеличиваем, соответственно его увлеченности.
Чем больше будет использовано методов для тренировки мелкой моторики, тем занятия будут эффективнее.
В том разнообразии игрушек для мелкой моторики, что сегодня представлено в детских российских магазинов, можно легко потеряться.
Какие игрушки признаны самыми эффективными? Что именно купить?
Также в список наиболее эффективных игрушек для мелкой моторики можно включить конструкторы, классические пирамидки и фактурные погремушки, мягкие книжки и кубики, объемные пазлы и матрешки.
Игр и упражнений для тренировки мелкой моторики игр можно придумать огромное множество – причем, из подручных средств, без вложений и даже не сходя с места.
Не оставляйте ребенка наедине с игрушками, которые могут нанести ему вред! Помните, что любое занятие по тренировке мелкой моторики следует осуществлять только под наблюдением взрослого!
Здравствуй, читатель ! Сегодня у нас несколько необычная статья, тема которой - мелкая моторика. Будет много восклицательных и вопросительных знаков – ругаться я буду. В основном на психологов, но и вам, наверное, тоже достанется. Ругать буду психологов за их отношение к рассматриваемому вопросу, а именно к развитию мелкой моторики. Родителям же достанется за использование принципа достаточности в воспитании своих детей.
Мелкая моторика - это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.
Именно развитию мелкой моторики у детей психологи придают особую важность и при этом связывают развитие мелкой моторики именно с развитием речи. Дело в том, что в мозге зоны, отвечающие за проекцию кистей рук, расположены рядом с зоной, отвечающей за речевые навыки. Тут, как правило, имеют ввиду зону «Брока», ответственную за речь, а точнее, за артикуляцию. Это официальное мнение психологов. Этому большие психологи учат в институтах психологов маленьких, и об этом пишут во всех книгах для родителей, но у меня возникает ряд вопросов…
Во первых, помимо зоны Брока также рядом расположена зона Вернике, которая отвечает за понимание речи. Но это не столь важно. Больше всего меня интересует, куда подевались остальные зоны в мозге психологов?! Такое ощущение, что для психологов на зоне Брока свет клином сошелся. Научить ребенка говорить можно вовремя, просто постоянно разговаривая с ним. Это тоже очень хорошо работает. Но я встречал в своей жизни отлично говорящих болтунов. Говорили очень хорошо и быстро, но по большому счету это была полная ахинея. Отличный пример: девочка – нянька из мультика «Супер семейка».
Вернемся к нашим баранам… В мозге вокруг представительства кистей рук расположено гораздо больше зон, чем убеждают психологи. Зоны, отвечающие за внимание и концентрацию, за образное и пространственное мышление, память и т. д. Проще говоря, рук тянет за собой весь интеллект! И как мне кажется, наличие у ребенка речевых навыков не может быть индикатором общей развитости.
Далее… Зоны Брока и Вернике расположены в доминантном полушарии мозга. У правшей в левом, у левшей в правом. И опять вопрос. Почему психологи всегда говорят только о развитии доминантного полушария? Такое ощущение, что у нас растут однобокие дети. А как же второе полушарие, ответственное за творческое мышление и обработку новизны? Мы ведь вроде развиваем моторику обеих рук , а не одной. Поэтому развитие мелкой моторики также развивает творческие способности ребенка.
Еще один момент… Меня беспокоит очень своеобразный подход психологов к применению приемов развития мелкой моторики . Это же касается и родителей! В целом он выглядит так: у родителей рождается ребенок. Он растет в своей кроватке, играет с погремушками, смеётся. Веселый и здоровый карапуз. Но идет время, а ребенок не говорит. Проходит еще время, ему уже три годика, но говорит он очень плохо. И тут родители понимают: «О боже мой!!! Что-то пошло не так!». Ведут его к психологу, а психолог и говорит: «Ваш ребенок отстает в развитии (а то мы сами не догадались). Будем развивать» И начинает развивать его мелкую моторику, специально занимается с ним. Речь развили - и отлично. Наблюдаем дальше, а он карандаш держит, как лопату… «О боже мой!!! Срочно учим держать карандаш!» Дальше… «О боже мой!!! Он пуговицы не умеет застегивать!» Ну и т. д. Вопрос: А зачем психологи и родители ждут отклонений в развитии ребенка? Не проще было с самого рождения заниматься с ним?!
А вот это уже попахивает заговором 🙂 Вообще не понятно, почему психологи и родители развивают в детях навыки до того уровня, когда они могут нормально существовать и взаимодействовать с окружающими, т. е. до среднестатистического. И на этом всё останавливается. Такое ощущение, что психологи не любят слишком умных. И кто вообще установил эти нормы? Какие вообще могут быть нормы в развитии интеллекта?! И совершенно не понятно, почему все вышеизложенное устраивает родителей? Неужели потому, что вам психологи так говорят? 🙂 Как мне кажется, каждый родитель хочет вырастить как минимум гения. Так почему никто не делает этого?!
Предлагаю всем родителям в развитии своих детей использовать принцип недостаточности. Т. е. достигнутый результат хорош только на момент его достижения, а дальше он опять недостаточно хорош. Вы должны понимать, что фундамент для дальнейшего развития ребенка закладывается именно в раннем детстве. И насколько результативно будет пройден этот период, настолько успешной может быть остальная жизнь. Не факт, конечно, но шансы многократно возрастут. А поэтому не ждите! Начинайте заниматься с ребенком с первых месяцев жизни. И совет… Только постоянные систематические занятия дадут вам положительный ощутимый результат.
Здесь я не буду описывать способы развития мелкой моторики у детей, т. к. в интернете и без меня информации по этому поводу хватает. Просто наберите в поисковике «Развитие мелкой моторики» и попадете туда, куда нужно. Да и сайт у меня не про детей, а про взрослых.
И опять совершенно не понятная мне позиция психологов. Все, что касается развития мелкой моторики, все посвещено детям. Ну вырос ребенок - и что? Развитие встало колом??? остался тот же, количество в нем - тоже, количество связей между нейронами ощутимо уменьшилось (такова специфика, объясню в другой раз), так почему не развивать дальше мелкую моторику? От развития мелкой моторики взрослые получат все те же плюсы, что и дети. Речевые навыки вряд ли ощутимо улучшатся, но мыслительные процессы - очень даже. Это обязательно нужно делать!
Есть небольшая загвоздка в способах развития. Ведь мелкая моторика взрослых уже в достаточной степени развита. Мы уже обладаем всеми основными навыками. Значит, нужно что-то еще.
Для развития мелкой моторики взрослых отлично подойдет обучение игре на каком-нибудь музыкальном инструменте. Я бы выбрал что-нибудь популярное. Например, гитару. В общем я её и выбрал 🙂 Помимо прикладного назначения (развития мелкой моторики) на гитаре всегда можно сыграть жене. Или не жене 🙂 Да и кроме мелкой моторики, обучение игре на музыкальном инструменте очень сильно прокачает ваш мозг. Целая новая система образуется в вашем мозгу, а это очень ценный бонус.
Если вы уже играете на каком-то музыкальном инструменте, то учитесь играть на другом. Со струн переходите на клавиши или духовые инструменты. Но можно попробовать и что-то другое. Например, можно освоить десятипальцевый метод печати. Из жизненных наблюдений могу сказать, что все те, кто обладает десятипальцевым методом печати, обладают очень высокой скоростью мышления и выдающейся сообразительностью. Однажды размышляя над этой взаимосвязью, я подумал, что это может быть совпадением, и провел небольшой и ненавязчивый опрос среди друзей и родственников. И эта взаимосвязь подтвердилась.
Для обучения игре на музыкальных инструментах есть множество различных самоучителей. Стоит поискать в интернете. А для обучения десятипальцевому методу печати лично я использую онлайновый клавиатурный тренажер «Клавогонки». Очень оригинальная идея для клавиатурного тренажера. Регистрируйтесь на сайте, внимательно все прочитайте и преступайте к тренировкам. И помните, что только регулярные систематические занятия дадут ощутимый, устойчивый результат.
Это врожденная или выработанная способность владения не ведущей рукой так же, как ведущей. Суть в следующем... Легкость владения вашей ведущей рукой примерно отражает развитость вашей психики и когнитивных навыков. Проделайте следующее упражнение: запишите вашей ведущей рукой любое предложение. Оцените, насколько это было легко. Далее то же предложение запишите не ведущей рукой и оцените, насколько это было трудно. Разница в легкости написания ведущей и не ведущей рукой примерно равна спящему внутри вас потенциалу. Наверняка после этого несложного упражнения многие поразятся этой огромной разнице.
Еще одно преимущество амбидекстрии... Для решения проблем некоторых эпилептиков нейрохирургам приходится идти на контрмеры - эпилептикам рассекают мозг. Отделяют полушария друг от друга. Далее за больными еще некоторое время наблюдают, и эти наблюдения привели к следующему открытию. Активность доминантного полушария возрастает в то время, как не доминантное полушарие практически прекращает свою активность. Каков тут вывод? Плохо развитое не доминантное полушарие, из-за своей неразвитости, притормаживает доминантное полушарие мозга, не давая раскрыть ему весь свой потенциал. Проверить это очень легко.
Проделайте упражнение, которое я описал выше, но после того, как вы запишете предложение не ведущей рукой, то же самое предложение запишите опять ведущей рукой и оцените, насколько быстрее, легче и ровнее стал ваш прежний почерк. Это происходит буквально мгновенно. Эффект будет сильнее, если не ведущей рукой писать дольше. Развитие не ведущей руки - это очень важный момент в развитии своих способностей. Так что тренируйтесь.
К слову сказать, всемирно известный гений Леонардо Да Винчи развил свое владение не ведущей рукой до совершенства, чего и вам желаю 🙂