Понятие, методы и формы правового воспитания. Правовое воспитание: понятие, механизм, формы и методы

22.07.2019 Советы

Формирование правовой культуры, ее содержательная определенность достигаются посредством правового воспитания, включающего привитие специальных правовых знаний, навыков, правил поведения, связанных с совершением тех или иных юридически значимых действий, поступков.

Главным фактором в правовом воспитании выступает существующая в государстве система юридического образования (начального, среднего, высшего), обеспечивающая приобретение необходимых знаний о феномене права как социальном явлении, принципах и приемах правотворческой и правоприменительной деятельности, способствующая развитию чувства уважения к праву, активной и справедливой правовой позиции в сфере общественных отношений.

Ни в правотворческой, ни в правоприменительной деятельности правовая безграмотность, какие-либо ошибки, негативно сказывающиеся на человеческой судьбе, недопустимы. Неквалифицированное, неправильное толкование правоприменителем тех или иных правовых нормативов порождает неверные, несправедливые правовые решения, которые дискредитируют деятельность правоприменительных органов, способствуют распространению правового нигилизма, выражающегося в скептическом отношении к указанным органам, неверии в реальную эффективность и ответственность их деятельности, отчужденности от органов государственной власти.

Путем формирования правовой культуры является правовое воспитание. В настоящее время в юридической литературе существуют различные определения правового воспитания.

В.К. Бабаев: "Правовое воспитание есть планомерный, управляемый, организованный, систематический и целенаправленный процесс воздействия на сознание, психологию граждан Российской Федерации всей совокупности многообразных правовоспитательных форм, средств и методов, имеющихся в арсенале современной правовой деятельности, с целью формирования в их правосознании глубоких и устойчивых знаний, убеждений, потребностей, ценностей, привычек правомерного поведения".



А.А. Кваша определяет правовое воспитание через его составные элементы: "правовое воспитание состоит в передаче, накоплении и усвоении принципов и норм права, а также в формировании соответствующего отношения к праву и практике его реализации, умении использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности". "Отсюда, - продолжает автор, - необходимость в осознанном усвоении основных, нужных положений законодательства, выработке чувства глубокого уважения к праву. Полученные знания должны превратиться в личное убеждение, в прочную установку строго следовать предписаниям, а затем - во внутреннюю потребность соблюдать закон".

Л.П. Рассказов : "Правовое воспитание - целенаправленный процесс воздействия на сознание людей с целью формирования высокого уровня правовой культуры. В его задачи входит формирование:

а) знаний о праве;

б) внутреннего уважения к праву;

в) умения применять правовое знание на практике;

г) привычка действовать в соответствии с правовыми предписаниями". Далее Л.П. Рассказов раскрывает сущность правового воспитания, которое представляет: "...систему элементов, образующих правовоспитательный процесс. Эта система включает в себя субъекты (воспитателей), объекты (воспитываемых), правовоспитательные мероприятия (формы, методы, средства)"

Правовое воспитание - составная часть общегражданского воспитания, включающего в себя множество компонентов. Как известно, существуют различные формы (виды) воспитания личности: политическое, идеологическое, трудовое, нравственное, правовое, культурное, патриотическое, семейное, школьное и т.д. Все они тесно взаимосвязаны, поскольку образуют единый процесс духовного (интеллектуального) воздействия на сознание и поведение людей.

Среди форм правового воспитания обычно выделяют:

а) правовую пропаганду (лекции, беседы, консультации; издание популярных книг, брошюр; проведение «круглых столов»; выступления в печати, по радио и телевидению; ответы на вопросы слушателей и читателей, т.е. своего рода «юридический всеобуч»);

б) правовое обучение (передача и усвоение профессиональных знаний в высших учебных заведениях, средних специализированных школах, училищах, техникумах, колледжах; преподавание основ права на различных курсах, сборах и т.д.;

в) юридическую практику, повседневный опыт (участие в судебных процессах в качестве истца, ответчика, потерпевшего, народного заседателя, присяжного; заключение разного рода гражданско-правовых сделок, пользование услугами адвоката, правоохранительная деятельность);

г) самообразование (собственное постижение и осмысление правовых явлений, окружающей правовой действительности, самостоятельное изучение законодательства, научной литературы, общение с окружающими).

Поскольку не все члены общества приобретают специальное юридическое образование, важное значение для формирования правовой культуры имеет пропаганда правовых знаний, навыков, правовой идеологии, т.е. их распространение и компетентное разъяснение, среди различных слоев населения по месту их жительства, учебы, работы с учетом национального фактора, что особенно актуально в многонациональных государственных образованиях. Осуществляется это работниками юстиции, юристами (учеными и практиками) как в прямой устной форме (например, в форме бесед, лекций, вечеров вопросов и ответов и т.п.), так и посредством использования широкой сети средств массовой информации - радио, телевидения, печати, Интернета.

Существенный вклад в деятельность по пропаганде правовых знаний вносят уполномоченные по правам человека (омбудсмены), занимающиеся, кроме своих обязанностей по внесудебной защите прав человека, правовым просвещением по вопросам прав человека, форм и методов их защиты. Уполномоченные, в частности, в школах и вузах выступают с лекциями, проводят семинары на темы об основных направлениях деятельности государственных правозащитных органов, о международных стандартах в области прав человека, осуществляют подготовку, издание и распространение периодических и информационных материалов, просветительской литературы, связанной с охраной и защитой прав человека.

Методами правового воспитания выступают убеждение, принуждение, наказание, поощрение, потенциальная угроза применения санкций, профилактика, предупреждение и другие способы и приемы воздействия на сознание и поведение субъектов. Использование тех или иных методов зависит от конкретных обстоятельств.

В процессе правового воспитания важно сформировать у каждого гражданина верное понимание роли права в жизни общества, его ценность, необходимость; развить чувство собственного достоинства, правоты, защищенности и в то же время стремление бороться за право - свое и чужое.

Ценностную значимость имеет взаимосвязь правовой культуры с нравственной культурой, генетическая и функциональная специфика которой обусловлена закономерностями общественного бытия и имеет диалектический характер. И та и другая содержат определенный регулятивный потенциал, отражающий человеческие потребности, интересы, но сферы непосредственного действия этих культур не идентичны. Они не имитируют друг друга, ни одна из них не подчинена другой, и вместе с тем они не противостоят друг другу, имманентно взаимосвязаны. Повышение правовой культуры невозможно без повышения нравственной культуры, и наоборот.

Правовые идеалы выработаны нравственными идеалами человека, поэтому всякий правовой идеал имеет определенное нравственное значение. Чувство справедливости - главное соединительное звено нравственности и права. Справедливость - руководящее начало правового бытия правовой жизни. Феномен нравственности породил феномен права. Однако реальное осуществление нравственных идеалов, их претворение в жизнь невозможно (во всяком случае не всегда) без права, которое создает для этого соответствующие нормативные условия правовой значимости. Нравственность формулирует, нормативно цементирует жизненные цели, право своими средствами, включая при необходимости принудительные (порой весьма жесткие) средства (против антинравственного), актуализирует, реализует эти цели. Таким образом, не только нравственность как таковая способствует развитию и совершенствованию права, но и само право, его нормы имеют непреходящее значение для развития и совершенствования человеческой нравственности.

28 апреля 2011 г. Президентом РФ были утверждены "Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан". Основы являются в определенной степени программным документом, основные положения которого носят ярко выраженный декларативный характер, однако его значение в настоящее время особенно велико, поскольку с утверждением Основ на высшем уровне (не с политической трибуны, а в официальном документе) был признан сам факт существования правового нигилизма, препятствующего развитию России как современного цивилизованного государства и, что наиболее важно, в качестве одной из целей государственной политики отмечена необходимость "скорейшего и безболезненного" преодоления правового нигилизма.

Правовое воспитание представляет собой целенаправленный процесс, необходимый для воздействия на сознание людей для формирования . Правовое воспитание необходимо, чтобы создалась устойчивая установка на законопослушное поведение. Дети должны следовать законам не потому, что их будут ругать родители или посадят в тюрьму, а по своему внутреннему убеждению жить по законам государства.

Правовое воспитание является активной целенаправленной деятельностью государства, общественных структур, СМИ, трудовых коллективов, педагогов для создания у граждан осознанного желания соблюдать законы.

Для эффективного правового воспитания есть особые формы и методы, все они подчинены единой цели – подготовить социально активного члена общества, который знает свои права, готов их отстаивать, а также обладает прогрессивным юридическим мировоззрением.

Содержанием правового воспитания является приобщение людей к знаниям о государстве и праве, законности, правах и свободах личности, понимание сущности правовых учений, доктрин, выработка у граждан устойчивой ориентации на законопослушное поведение. Конечно, некоторые правовые ценности, имея основу и происхождение в моральных нормах, усваиваются личностью в процессе разнообразной социальной практики.

Формы правового воспитания

Есть несколько основных способов, с помощью которых учащимся в доступной форме объясняют, что именно нужно делать, чтобы жить в рамках закона.

Основные формы воспитания:

  1. Обучение – это передача подрастающему поколению накопленных ранее знаний в сфере юриспруденции. Чаще всего проходит в форме уроков правоведения, на которых изучают азы теории государства и права, виды юридической ответственности и наказаний. Уроков правоведения в большинстве школ очень мало, за это время очень сложно достичь высокого уровня правового воспитания.
  2. Пропаганда – с помощью телевидения, радио, электронных средств информации молодежи рассказывают о правильности законного образа жизни. Например, твердят о необходимости платить налоги, сообщать информацию о готовящихся преступлениях, соблюдать правила дорожного движения и т. д.
  3. Юридическая практика – эта форма правового воспитания актуальна больше для учащихся учебных заведений с профильным юридическим уклоном. Заключается в посещении заседаний суда, исправительных учреждений, полиции, встречах с адвокатами, прокурорами, другими юристами.
  4. Самообразование – детей призывают обращать внимание на юридически правильное поведение и брать пример с таких людей в плане соблюдения законов. Важно показать учащимся, на кого именно стоит ориентироваться . Например, на известных правозащитников, активистов, адвокатов. Самообразование очень важно в педагогике, так как дети сами изучают азы права, законы, решают юридические задачи.
  5. Индивидуальная воспитательная работа эффективная форма воспитания для детей, которые уже в раннем возрасте имеют проблемы с законом. К ним нужно найти особый подход, своеобразные рычаги воздействия, чтобы своевременно поставить трудновоспитуемых детей на путь законного образа жизни.

Правовое воспитание - это целенаправленная деятельность государственных органов и общественности по формированию у граждан и должностных лиц правосознания и правовой культуры, это специальное воздействие на сознание и поведение людей с целью выработки у них устойчивой ориентации на законопослушное поведение.

Правовое воспитание представляет систему элементов, образующих правовоспитательный процесс.

Его основными элементами являются: субъекты воспитания (государство и его органы, должностные лица, общественные организации, отдельные граждане); объекты воспитания (отдельные индивиды, группы населения - молодежь, военнослужащие и т. д.); содержание воспитания - передача воспитуемым юридического опыта общества;формы и методы правового воспитания.

В содержательном плане смысл и цель правового воспитания заключаются в том, чтобы поднять индивидуальное или групповое правосознание до уровня правосознания общества (социальной группы). Правовая информация, опыт, содержащиеся в общественном (групповом) правосознании, должны быть «доставлены» при помощи соответствующих средств, форм и методов в сознание воспитуемых. Поскольку общественное правосознание находит свое непосредственное воплощение в нормах права, постольку правовое воспитание во многом предполагает их усвоение.

Формы правового воспитания

К формам правового воспитания относятся:

§ правовое обучение (специальная подготовка и обучение в высших и средних специальных учебных заведениях, в школе);

§ правовая пропаганда (правовое воспитание населения в лекториях, общественных консультациях, телевидением, другими средствами массовой информации и т. д.);

§ правовое воспитание правонарушителей правоприменительными (правоохранительными) органами (правовоспитательная деятельность органов внутренних дел, суда, прокуратуры, органов, исполняющих наказание, и др.);

§ юридическая практика (особенно важна для практикующих студентов, которые получают знания в результате непосредственного участия в правоприменительной деятельности).

Правовое обучение как система передачи и усвоения прошлого исторического опыта, а также практики и навыков реализации права в условиях современной действительности призвано сформировать у индивида чувство уверенности и самостоятельности в правовой сфере, стимулировать правовую активность личности. Правовая активность предполагает добровольное, осознанное, инициативное, социально и нравственно ответственное поведение человека.

Формы правового воспитания, отражая внешнюю, поведенческую сторону взаимоотношений воспитателя и воспитуемого, могут быть как устные (лекции, беседы, встречи с юристами и т. п.), так и печатные (газеты, книги, плакаты и т. д.).

Вместе с тем правовое воспитание нельзя сводить только к правовой информированности граждан. Это более глубинный процесс, связанный с осознанием прав и свобод человека и гражданина, положений Конституции и основных действующих законов.

Методы правового воспитания

Методы правового воспитания - это многообразные приемы педагогического, психологического и иного воздействия на воспитуемых. К ним относят, прежде всего, убеждение и принуждение, личный пример, поощрение и др.

Средства правового воспитания делятся:

§ на материальные (нормативные и правоприменительные акты, акты толкования права, газеты, журналы и др.);

§ устные (лекции, семинары, беседы и т. п.).

В заключение следует отметить, что правовая культура является составной частью общей культуры и функционирует во взаимодействии с другими сферами культуры. Поэтому для совершенствования правовой культуры необходимо повышать уровень культуры в целом. В этом плане особо значимым является взаимодействие правовой и нравственной культуры. Именно нравственное сознание как элемент нравственной культуры опосредованно способствует деятельности личности в соответствии с предписаниями правового закона.

Правовое воспитание тесно связано с политическим и нравственным воспитанием. Нельзя сформировать у человека уважение к закону, если нет уважения к государству (законодателю), к другим людям - носителям субъективных прав и свобод.

Вопрос 2 Административные правонарушения и административные взыскание

Административное правонарушение представляет собой общественно опасное, противоправное, виновное деяние в виде действия или бездействия, за которое установлена административная ответственность.

Административные правонарушения обладают рядом признаков. Важнейший из них - противоправность - означает, что проступок представляет собой деяние, запрещенное нормативным правовым актом. Виновность состоит в том, что ответственность за проступок наступает только при наличии вины правонарушителя. Наказуемость проступка означает, что привлечь к ответственности за правонарушение можно только в том случае, если за это деяние нормативными правовыми актами установлена ответственность. Общественная опасность административного проступка состоит в посягательстве на безопасность дорожного движения, пожарную безопасность, правила, связанные с приобретением, хранением и использованием огнестрельного или служебного оружия, взрывчатых веществ, радиоактивных изотопов, сильнодействующих ядов и некоторых других объектов.

Состав административного проступка образуют четыре элемента: объект правонарушения, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

Объект административного проступка - это урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности общественные отношения, на которые посягает проступок. Причинение ущерба общественным отношениям возможно путем:

  • причинения вреда субъекту общественных отношений (например, доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения);
  • воздействия на вещь, по поводу которой возникло общественное отношение (уничтожение полезной для леса фауны);
  • устранения себя из общественного отношения, что влечет неисполнение обязанности (отсутствие регистрации по месту жительства). Объективная сторона административного правонарушения
  • это деяние, которое запрещено нормами административного или иных отраслей права и за которое предусмотрена административная ответственность.

О наличии объективной стороны можно говорить только в том случае, если в основе деяния лежит осознанное, волевое поведение. Таким образом, отсутствует деяние в том случае, если вред причинен под влиянием непреодолимой силы, физического воздействия, принуждения.

В некоторых случаях необходимо наступление общественно- вредных последствий. О присутствии объективной стороны можно говорить в данном случае лишь при наличии причинно-следственной связи между деянием и последствиями.

Иногда законодательство связывает наступление административной ответственности с такими признаками, как неоднократность, повторяемость.

Неоднократность - это совершение однородного деяния несколько раз. В данном случае неоднократные деяния составляют не несколько, а одно административное правонарушение. В том случае, если совершается несколько однородных деяний, каждое из которых в отдельности образует состав административного проступка, принято говорить о повторяемости. Повторяемость - это совершение одним и тем же лицом в течение одного года однократного правонарушения, за которое оно уже подвергалось административному взысканию.

В зависимости от объекта посягательства, административные правонарушения делятся на виды:

  • посягающие на права граждан и здоровье населения;
  • посягающие на собственность;
  • в области охраны окружающей среды, памятников истории и культуры;
  • в области промышленности;
  • в сельском хозяйстве, на транспорте, в области дорожного движения, связи и жилищно-коммунального хозяйства;
  • в области финансов и торговли;
  • посягающие на общественный порядок и установленный порядок управления.

Административное взыскание - это мера административной ответственности за административное правонарушение. Цели его - защита правопорядка, воспитание лиц, совершивших административные правонарушения, в духе уважения к закону и предупреждение совершения новых правонарушений самими правонарушителями и другими лицами.

В соответствии со ст. 3.2 КоАП за совершение административных правонарушений могут применяться следующие виды административных взысканий:

§ предупреждение;

§ административный штраф;

§ возмездное изъятие предмета, ставшего орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;

§ конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом правонарушения;

§ лишение специального права, предоставленного гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты);

§ административный арест;

§ административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства;

§ дисквалификация.

Административные взыскания в соответствии с законом делятся на основные и дополнительные. Возмездное изъятие и конфискация применяются в качестве как основных, так и дополнительных административных взысканий, а все другие - как основные.

Предупреждение как мера административного взыскания применяется за незначительные административные правонарушения и выносится в письменной форме.

Штраф - взыскание имущественного (денежного) характера. Минимальный размер составляет одну десятую, а максимальный - сто минимальных месячных размеров оплаты труда или до десятикратной величины стоимости похищенного, утраченного, поврежденного имущества, а также размера незаконного дохода, полученного в результате совершенного административного правонарушения.

Определение размера штрафа с учетом инфляции производится по следующим основаниям:

§ по отношению к сумме стоимости предмета - объекта правонарушения. В частности, наложение штрафа в размере сокрытой (заниженной) суммы доходов от налогообложения;

§ в кратном исчислении к месячному доходу (до трехмесячного дохода, например);

§ в кратном исчислении к минимальному месячному размеру оплаты труда;

§ по отношению к должностному окладу.

Возмездное изъятие применяется как принудительная мера только в отношении предмета, который явился предметом или объектом административного правонарушения. Вырученная сумма за изъятый предмет передается бывшему собственнику имущества.

Конфискация - это принудительное безвозмездное обращение предмета, ставшего орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, в собственность государства.

Конфискация как мера административной ответственности состоит в безвозмездном изъятии только предмета правонарушения, но не вообще имущества правонарушителя как меры уголовной ответственности.

Лишение специальных прав, предоставленных гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты) на срок от пятнадцати дней до трех лет.

Лишение права управления транспортными средствами не может применяться к лицам, пользующимся этими средствами в связи с инвалидностью, кроме случаев, предусмотренных законодательством.

Лишение права охоты не может применяться к лицам, для которых охота - основной источник существования.

Административный арест применяется в исключительных случаях за отдельные виды правонарушений чрезвычайного положения - до 30 суток. Административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 12 лет, к лицам, не достигшим 18 лет, к инвалидам I и II групп.

Административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся правонарушении - двух месяцев со дня его обнаружения.

Законодательство об административной ответственности организаций не упорядочено и не представляет еще сложившуюся систему. Нормы об административной ответственности организаций содержатся в отдельных законах, принятых в последние годы (например, в Земельном кодексе РФ). По общему правилу субъектами административной ответственности выступают организации - юридические лица. В отдельных случаях к административной ответственности могут привлекаться обособленные подразделения юридических лиц - филиалы. Административная ответственность юридических лиц наступает в виде штрафа.

Правовое воспитание - это целенаправленная деятельность государственных органов и общественности по формированию у граждан и должноcтных лиц правосознания и правовой культуры.

Правовое воспитание - сложный процесс, включающий в себя следующие составные части:

1) субъекты воспитания (органы государства, государственные служащие, политики, преподаватели, журналисты и др.);

2) объекты воспитания (граждане, трудовые коллективы, социальные группы и т.д.);

4) методы воспитания (убеждение, поощрение, наказание и иные приемы психолого-педагогического воздействия на объект воспитания);

5) формы воспитания.

К формам воспитания относятся:

Правовое обучение (состоит в передаче, накоплении и усвоении правовых знаний в школе, средних специальных и высших учебных заведениях);

Правовая пропаганда (заключается в распространении правовых идей и правовых требований среди населения телевидением, радио, иными средствами массовой информации);

Юридическая практика (способствует передаче юридической информации, знаний посредством участия граждан в процессе прежде всего правоприменительной деятельности и т.п.);

Самовоспитание (связано с личным опытом, самообразованием, собственным анализом правовых явлений).

Правовое воспитание нельзя сводить только к правовой информированности граждан. Это более глубинный процесс, связанный с осознанием прав и свобод человека и гражданина, положений Конституции и основных действующих законов.

53. Правовой нигилизм: понятие, исторические корни. Правовой идеализм

Правовой нигилизм -отрицание социальной ценности права; осознанное игнорирование требований закона, та часть правосознания, которая резко критически относится к требованиям уважения и соблюдения права

В конце ХIХ в. В России наблюдался процесс нарастания правовового нигилизма. А.И. Герцен писал еще в начале 50-х годов, что правовая необеспеченность, искони тяготевшая над народом, была для него своеобразной школой. Вопиющая несправедливость одной половины законов научила народ ненавидеть и другую; он подчиняется им как силе. Полное неравенство перед судом убило в народе всякое уважение к законности. Русский, какого бы он звания ни был,- полагает А.И. Герцен, - обходит или нарушает закон всюду, где это можно сделать безнаказанно; и совершенно также поступает правительство.

Как известно, Л.Н. Толстой относился к праву отрицательно, отождествляя его с возведенной в закон волей тех, кто находится у власти.

По мнению славянофилов, право заменяло человеческую совесть полицейским надзором. Так, К. Аксаков считал, что русский народ не стремится к государственной власти, политическим правам, являясь народом «не-государственным».

Главным мотивом вышеприведенных выводов было убеждение в несовместимости права и нравственности.

Весьма распространенной была точка зрения, что правовой нигилизм в России усилился под влиянием глубокого кризиса «юридического мировоззрения» на Западе, где идеология естественного права в тот период была фактически мертвой, а «правовое мировоззрение» считалось устаревшим, не выдержавшим кризиса. Исключительная прогрессивность приписывалась социализму. Преждевременное увлечение последним оказалось впоследствии одной из значительных помех на пути развития правовой культуры в России.

Можно полагать, что в русском правовом нигилизме следует видеть двойственную историческую природу: исконно русскую и привнесенную в Россию с Запада.

Это отношение к праву имеет различную степень интенсивности. Поэтому различают пассивные и активные формы правового нигилизма. Пассивная форма выражается в неверии в возможности права, в непризнании его позитивной роли в обществе (славянофилы). Активная форма характеризуется враждебным отношением к законам, пропагандой своего мировоззрения среди других граждан (анархизм).

Юридический нигилизм может быть характерен для общества в целом, социальной группы или отдельной личности. Он может быть стойким и спонтанным. Однако в любом случае правовой нигилизм не доходит до стадии сознательного нарушения правовых норм. Он означает лишь непризнание права, отсутствие веры в его социальную ценность.

Истоки подобного отношения к праву коренятся в недоверии к власти, в рассмотрении закона как указания, приказа со стороны государства, в безнаказанности должностных лиц, в расхождении предписаний законов и действительности, в пороках правосудия и т. Д. Этому во многом способствует несовершенство и противоречивость законодательства, неспособность власти обуздать преступность, гарантировать гражданам их права и защитить от произвола и т. Д. Порой беззаконие творится от имени закона, формально прикрывающего преступные интересы частных лиц и подтверждающего изречения: «где два юриста - там три мнения», «закон что дышло: куда повернешь - туда и вышло».

К формам проявления правового нигилизма можно отнести восприятие права лишь как средства оформления политических решений, принятия несовершенных, необеспеченных правовых актов, нарушения прав человека, слабой защищенности личности, которая во многом явилась результатом реализации принципа из известной сказки Л. Филатова: «Действуй строго по закону, то бишь действуй... Втихаря» и т. Д.

Пути преодоления правового нигилизма связаны с повышением уровня правовой культуры, выработкой гуманистической и эффективной правовой политики, переоценкой социальных ценностей, принятием качественных законов, выражающих интересы адресатов, повышением эффективности деятельности правоприменительных органов и др.

Формы выражения правового нигилизма:

Прямые умышленные правонарушения

Подмена законности целесообраз-ностью

Массовое несоблюдение юридических предписаний

Нарушения прав человека

Издание противоречивых и взаимоисключа-ющих правовых актов

Несогласован-ные действия органов власти

Правово́й идеали́зм (юриди́ческий фетиши́зм) - гипертрофированное отношение к юридическим средствам, переоценка роли права и его возможностей, убеждённость, что с помощью законов можно решить все социальные проблемы.

Правовой идеализм является прямой противоположностью правового нигилизма, однако обе эти категории имеют сходные по содержанию последствия негативного характера. Категорию «правовой идеализм» ввёл в научный оборот в 1994 году профессор Н. И. Матузов в статье «Правовой нигилизм и правовой идеализм как две стороны одной медали»

Представители правового идеализма уверены, что принятие хороших законов сможет изменить существующее положение дел в лучшую сторону. Тем не менее, данная позиция ошибочна. Право, несмотря на множество регуляторов, не всесильно, а правовые методы регулирования требуют соответствующих условий для их воплощения и создания подготовленной почвы для их действия.

Правовой идеализм в Российской федерацииправить

В России правовой идеализм получил особое развитие и распространение в правовом сознании на уровне государственного аппарата власти, а в 1990-х годах - и в широких народных массах, соперничая с правовым нигилизмом.

54. Правомерное поведение: понятие, виды

Правомерное поведение является одной из разновидностей юридически значимого поведения. Юридически значимое поведение – такое поведение, которое урегулировано правовыми нормами, является типичным и социально значимым, сознательным, влекущим юридические последствия поведения субъектов.

Юридически значимое поведение имеет следующие признаки:

– наличие поведения, которому свойствен социально значимый, типичный, сознательно-волевой характер;

– внутренний (проявляющийся со стороны субъекта) и внешний (действующий со стороны государства) контроль;

– оценка государством и официальное документальное фиксирование в нормативных правовых документах;

– детальное и довольно четкое определение запретов и дозволений;

– наличие юридически значимых последствий.

Правомерное поведение – это такое поведение, которое соответствует норме права и не нарушает ее.

Правомерное поведение обладает следующими признаками:

1) имеет социальную значимость;

2) соответствует требованиям норм права;

3) данное поведение имеет обеспечение и поддержку со стороны государства;

4) правомерное поведение проявляется и в положительных действиях, и в положительном бездействии;

5) контролируется как со стороны лица, так и со стороны государства;

6) имеет юридические последствия.

Выделяют также следующие виды правомерного поведения:

1) по уровню его социальной значимости:

необходимое поведение, затрагивающее все основы жизнеспособности общества;

– желательное поведение, отвечающее частным интересам всего общества, а также удовлетворяющее потребности отдельных ее субъектов;

– допустимое поведение, имеющее довольно сомнительную личную или общественную пользу, но все-таки разрешенное государством, учитывая его высокую социальную значимость;

2) по личной мотивации, которые проявляются в форме:

– восприятия норм права как направлений для поведения, ориентиров, которые наиболее целесообразны и отвечают интересам всего общества;

– повиновения правовым предписаниям, требованиям, но без какого-то внутреннего согласия или присутствия сомнений в правомерности данных требований, так называемое конформистское поведение;

– страха субъекта перед наказанием за иные варианты поведения;

3) по уровню социальной активности субъекта:

обыденное , которое выражено в ежедневном правомерном поведении субъекта;

активное , такое поведение, которое реализуется в осуществлении положительных поступков, но при этом связано и с дополнительными затратами времени, материальных средств, сил и др.;

пассивное , которое выражается, как правило, в положительном бездействии, которое связано с добровольным отказом от обладания субъектом прав и свобод, принадлежащих ему по закону.

Правоспособность – это закрепленная в законодательстве возможность субъекта обладать юридическими правами и нести юридическую ответственность.

55. Правонарушение: понятие, признаки, виды

Правонарушение – это нарушение норм права, а именно акт, который является противным праву, его предписаниям, законам. Считается, что совершить правонарушение – это значит нарушить право. Правонарушитель, преступая запрет или не исполняя обязанности, которые устанавливают нормы права, своим поведением противопоставляет личные интересы интересам всего общества. Деформация поведения, которая вызвана социальными и психологическими причинами, может привести в отдельных случаях к противозаконному поступку, а именно к правонарушению.

Каждое отдельное правонарушение является конкретным, так как оно:

1) совершается конкретным человеком;

2) происходит в определенном месте и в определенное время;

3) приходит в противоречие с действующим правовым предписанием;

4) характеризуется точными конкретными признаками, притом что отдельные правонарушения и их типы различны, хотя как антисоциальное явление они обладают общими чертами.

Можно выделить следующие признаки правонарушения, которые вместе и образуют это понятие:

1) правонарушение – это всегда деяние (действие или бездействие);

2) правонарушение – это всегда виновное деяние;

3) правонарушение – это нарушение правовых норм, которые содержат юридические обязанности и запреты.

Правонарушение – это деяние, поступки людей, поведение, действие или бездействие. Деяние – это внешне объективированный акт, который проявляется и воспринимается как отношение субъекта к реальной действительности, иным субъектам, государству и обществу. Вина является субъективным моментом деяния и необходимым признаком правонарушения.

Итак, правонарушения – это:

1) противоправные, виновные действия;

2) противоречащие нормам права деяния;

3) общественно опасные деяния;

4) нарушение общественных и личных интересов, общественного правопорядка и субъективных прав.

Правонарушения весьма разнообразны. Это разнообразие определяется различным содержанием общественных отношений, которые подвергаются посягательству со стороны правонарушителей, а также различным характером целей и мотивов поведения субъектов, спецификой жизненных ситуаций и др.

Виды правонарушений делят в зависимости от сферы общественной жизни , в которой они совершаются:

1) на правонарушения в сфере управленческой деятельности;

2) правонарушения в сфере экономики;

3) правонарушения в семейно-бытовой сфере.

В зависимости от опасности правонарушения для общества их делят на преступления и иные правонарушения (проступки).

Проступки отличаются от преступлений меньшей общественной опасностью. Они совершаются в различных сферах общественной жизни, имеют различные объекты посягательства и правовые последствия. В этой связи они классифицируются на гражданские, административные, дисциплинарные правонарушения.

Гражданские правонарушения (проступки) отличаются от других проступков объектом посягательства. Им являются имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения.

Административные проступки представляют собой предусмотренные нормами административного, финансового, земельного, процессуального и иных отраслей права посягательства на установленный порядок государственного управления, законные интересы граждан (например, нарушение правил финансовой отчетности, правил противопожарной безопасности и др.).

Юридический состав правонарушения

Под составом правонарушения понимают совокупность признаков, которые характеризуют согласно российскому законодательству как правонарушение конкретное общественно вредное деяние. Состав любого правонарушения включает в себя:

1) характеристику объекта правонарушения, объективной стороны;

2) субъективной стороны и субъекта правонарушения.

Обязательным признаком состава правонарушения считают объект правонарушения. Объект правонарушения – одно из важных понятий теории правонарушений. Каждое преступление, проявляется ли оно в действии или бездействии, всегда является посягательством на конкретный объект. Нет преступления, которое ни на что не посягает. Данное положение можно применить ко всем видам правонарушений. В современной правовой литературе широкое распространение получило мнение, что объектом правонарушения являются общественные отношения, которые регулируются нормами права. Правонарушение является определенным социальным явлением, которое воздействует на всю систему общественных отношений.

Субъект правонарушений – необходимый элемент состава правонарушения. Субъект производит все действия, преступления и поступки. Тем самым он воздействует на объект и собственными действиями привносит изменения во внешний мир. Таким образом, если объект – это внешнее явление, которое существует независимо от субъекта, то субъект является носителем действия. Субъект и объект находятся постоянно в таком взаимодействии между собой, когда на одном полюсе расположен субъект, а на другом – объект. Учитывая общефилософское понимание взаимодействия субъекта и объекта как единства двух противоположностей в правовых взаимоотношениях, субъект и объект постоянно должны быть вместе, так как:

1) субъект и объект определяют наличие или отсутствие правонарушения;

2) в правонарушении объект не существует без субъекта, носителя действия, как и субъект не будет субъектом, пока не повлияет своими действиями на объект правонарушения.

Субъектом правонарушения могут быть только вменяемые физические лица.

Субъективную сторону правонарушения считают еще одним нужным признаком состава правонарушения:

1) в ней обнаруживается вредность противоправного деяния для общества;

2) характер субъективной стороны правонарушений отличает собственно правонарушения от объективно противоправных проступков;

3) субъективную сторону правонарушения составляют элементы, которые показывают правонарушение с точки зрения внутреннего состояния человека при совершении им данного деяния.

Психологи делят деяние человека на два этапа:

1) принятие решения, а именно деятельность человеческого мозга;

2) поведение человека, которое выражено внешне, а именно связано с осуществлением решения под руководством сознания.

Таким образом, внешняя и внутренняя стороны поведения человека находятся в очень тесной взаимосвязи, и противопоставлять или отрывать одну сторону от другой невозможно.

Вина – это определенное психическое отношение человека к своему конкретному внешнему поведению и его следствию, а не состояние психики этого лица вообще. В соответствии с данным определением право выделяет две главные формы вины: 1) умысел; 2) неосторожность.

Объективную сторону правонарушения составляют все элементы деяния, которыми можно охарактеризовать правонарушение как конкретный акт внешнего поведения лица.

Понятие и признаки юридической ответственности

Ответственность – это отношение лица к установленным государством правилам поведения и обществу. Человек ответствен перед теми правовыми нормами, с помощью которых реализуется управление и контроль над всеми происходящими процессами в государстве.

Ответственность можно рассматривать в двух аспектах:

1) ретроспективном . Суть ретроспективной ответственности состоит в том, что она является реакцией государства на совершение противоправного проступка, выражающейся в государственном принуждении нарушителя;

2) позитивном . Понятие позитивной ответственности объясняют как средство стимулирования правомерного поведения людей, которое вытекает из осознанного исполнения норм права. Позитивная юридическая ответственность является важным средством повышения активности и правомерного поведения. Существование позитивной ответственности определено необходимостью координировать, уточнять действия каждого с действиями других в процессе совместной деятельности, согласовывая частный интерес с общим.

Ретроспективная и позитивная ответственность являются двумя взаимосвязанными аспектами, являющимися разновидностями юридической ответственности.

Позитивную ответственность считают ответственностью будущего , которая должна сменить ретроспективную ответственность. Позитивную ответственность считают более совершенной формой ответственности, которая приводит прежде всего к ответственному отношению к собственным поступкам, оценке поступков окружающих и высокому уровню правового воспитания. Они призваны не противопоставляться друг другу, а взаимодействовать, укреплять правопорядок и правосознание в обществе.

Юридическая ответственность выступает гарантией исполнения таких обязанностей, которые не исполняются добровольно. Юридическая ответственность отличается от других обязанностей по своему содержанию. Она всегда является обязанностью, которая носит неполноценный, нежелательный для субъекта, на которого она будет возложена, характер, умаляющей его правовой статус, приводящей к лишениям определенного рода.

Юридическую ответственность, таким образом, рассматривают как обязанность терпеть неблагоприятные последствия за проступок, который противоречит правовым нормам. Необходимо различать объективные и субъективные предпосылки возникновения ответственности.

Объективная сторона юридической ответственности – это правовое регулирование государством общественных отношений с помощью норм права.

Субъективная сторона – это свобода воли лица, его возможность осуществлять различную деятельность, ведь без воли нет вины, а без вины индивид не несет ответственности.

Юридическую ответственность характеризует то, что она:

1) предусмотрена законодательством;

2) применяется органами государства. Лишь государство обладает аппаратом принуждения, и только оно определяет порядок применения мер принуждения;

3) наступает лишь за совершение правонарушения;

4) выражается в конкретных материальных нормах и применяется в соответствии с процессуальными нормами права. Материальные нормы права предусматривают, определяют возможные и должные формы поведения. При этом процессуальные нормы обусловливают порядок применения норм материального характера;

5) выражается в обязанности претерпевать неблагоприятные следствия разного рода.

57.Понятие, принципы и основания юридической ответственности.

Юридическая ответственность - один из видов социальной ответственности индивида. Ее главная особенность в том, что юридическая ответственность связана с нарушением юридических норм, законов, за которыми стоит принудительный аппарат государства. Это - властно-императивная форма ответственности, опирающаяся на силовое начало. Здесь всегда присутствуют карательный, воспитательный и превентивный моменты. Иными словами, перед нами извечная проблема деяния и воздаяния.

Юридическая ответственность - наиболее строгий и предельно формализованный вид социальной ответственности. Наказание за правонарушения, особенно за преступления, как правило, предусматривается и объявляется всему обществу заранее. Человек знает, что ему грозит, если он преступит тот или иной закон, нарушит ту или иную правовую норму. При других видах социальной ответственности этого нет

К основным принципам юридической ответственности относятся следующие:

1) принцип законности, который означает, что вся процедура возложения и реализации ответственности должна протекать в строгих рамках закона, юридических норм, исключать произвол, своеволие;

2) принцип обоснованности предполагает, что ответственность должна быть следствием правонарушения, содержащего в себе все признаки его состава и необходимые доказательства, если этого нет - нет и основания для привлечения лица к ответственности;

3) принцип неотвратимости требует, чтобы ни одно правонарушение, тем более преступление, не оставалось безнаказанным: важна не суровость наказания, а его неминуемость (неизбежность); все противоправные деяния должны раскрываться, виновные нести ответственность;

4) принцип справедливости - наказание должно соответствовать тяжести содеянного, обстоятельствам его совершения и личности виновного; недопустимость двойной ответственности за одно и то же правонарушение; все равны перед законом и правосудием;

5) принцип гуманизма - наказание не может иметь своей целью причинение физических страданий, унижение человеческого достоинства виновного, оно должно учитывать смягчающие обстоятельства и мотивы правонарушения; возможность условного осуждения, отсрочки приговора;

6) презумпция невиновности - каждый гражданин предполагается невиновным, пока не будет доказано иное в установленном законом порядке.

ПРИЗНАКИ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ: 1.Устанавливается государством в правовых нормах; 2.Опирается на государственное принуждение; 3.Применяется специально уполномоченными органами; 4.Выражается в определенных отрицательных последствиях; 5.Является формой реализации санкции правовой нормы; 6.Возлагается в процессуальной форме; 7.Наступает только за совершенное правонарушение.

Основанием юридической ответственности в узком смысле является состав правонарушения, то есть наличие всех элементов, составляющих акт правонарушения (объект, субъект, объективная сторона, субъективная сторона).

Основанием юридической ответственности в широком смысле является наличие трех оснований: нормативного, фактического, процессуального.

Нормативное основание - это наличие нормы права, предусматривающей возможность возложения ответственности.

Фактическое основание - это наличие факта правонарушения (фактически совершенного деяния), с которым связывается возникновение охранительного правоотношения, в рамках которого реализуется юридическая ответственность.

Процессуальное основание - это наличие правоприменительного акта, который конкретизирует общие предписания охранительной нормы права(содержит санкции), определяет вид и меру юридической ответственности.

58.Виды юридической ответственности и их характеристика.

Виды юридической ответственности.по отраслевому признаку: 1) уголовную; 2) гражданскую; 3) административную; 4) дисциплинарную; 5) материальную; 6) процессуальную; 7) конституционную (дополнит.).

Уголовная ответственность - наиболее суровый вид ответственности. Она наступает за совершение преступлений и в отличие от других видов ответственности устанавливается только законом. Никакие иные нормативные акты не могут определять общественно опасные деяния как преступные и устанавливать за них меры ответственности.

Административная ответственность наступает за совершение административных проступков, предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях. Кроме того, эта ответственность может определяться указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и нормативными актами субъектов Федерации.

Гражданско-правовая ответственность наступает за нарушения договорных обязательств имущественного характера или за причинение имущественного внедоговорного вреда, т. Е. За совершение гражданско-правового деликта. Ее сущность состоит в принуждении лица нести отрицательные имущественные последствия. Полное возмещение вреда - основной принцип гражданско-правовой ответственности. Дисциплинарная ответственность возникает вследствие совершения дисциплинарных проступков. Специфика их противоправности заключается в том, что в данном случае нарушается не запретительная норма, а позитивное правило, закрепляющее трудовые обязанности работника. Различают три вида дисциплинарной ответственности: в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, в порядке подчиненности и в соответствии с дисциплинарными уставами и положениями. Меры дисциплинарной ответственности - выговор, строгий выговор, увольнение и т. Д.

Материальная ответственность наступает за ущерб, нанесенный работником предприятия, учреждения. Возлагается администрацией предприятия.

Процессуальная юридическая ответственность. Как вид юридической ответственности определяется особенностями предмета и метода правового регулирования, так и процессуальная ответственность подразделяется на виды. Единой процессуальной ответственности нет и не может быть. Выделяют следующие виды процессуальной ответственности: уголовно-процессуальную, гражданско-процессуальную, конституционную и административную.

Под конституционной ответственностью имеются в виду, например, отрешение Президента от должности, отзыв депутата, роспуск Государственной Думы, отставка Правительства и т.д. Такую ответственность называют еще политико-правовой.

По основаниям возникновения юридическую ответственность можно разделить на объективную и субъективную. К объективной относится гражданско-правовая ответственность, возникающая по факту причинения вреда. Здесь факт причинения вреда - объективное основание ответственности, норма закона, ее предусматривающая - формальное основание.

Субъективной будет ответственность, возникающая только при наличии у субъекта правонарушения вины как обязательного признака правонарушения. С этой позиции вину можно считать субъективным основанием ответственности.

По способам воздействия можно выделить юридическую ответственность: компенсационную (восстановительную), направленную на возмещение вреда, и репрессивную (штрафную, карательную), реализующуюся в применении наказания

Ответственность может быть виновной и безвиновной. Безвиновной являются только некоторые случаи имущественной, гражданско-правовой ответственности, прямо предусмотренные законом (например, причинение вреда источником повышенной опасности).

По сфере применения в литературе выделяются хозяйственно-правовая, государственно-правовая и другие виды ответственности.

59.Понятие и элементы механизма правового регулирования общественных отношений.

Механизм правового регулирования - это система юриди­ческих средств, с помощью которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений.

Цель механизма правового регулирования - обеспечить свободное движение интересов субъектов к ценностям (содер­жательный признак). Механизм правового регулирования - система различных юридических средств, позволяющих достигать его цели (формальный при­знак).

Можно выделить следующие элементы механизма право­вого регулирования:

*норма права (в ней устанавливается модель удовлетво­рения интересов);

*юридический факт или фактический состав с таким решающим фактом, как организационно-исполнительный право­применительный акт;

*правоотношение (нормативные требования здесь конкре­тизируются для соответствующих субъектов);

*акты реализации прав и обязанностей (действия субъек­тов в форме соблюдения, исполнения и использования);

*охранительный правоприменительный акт (в случае правонарушения).

В качестве своеобразных дополнительных элементов механизма правового регулирования могут выступать акты официального толкования норм права, правосознание, режим законности и др.

Каждый основной элемент механизма правового регулирования предполагает соответствующую стадию. 1. На первой стадии формулируется общее правило поведения (модель), которое направлено на удовлетворение тех или иных интересов, находящихся в сфере права и требующих их справедливого упорядочения. 2. На второй стадии происходит определение специальных условий, при наступлении которых "включается" действие общих программ и которые позволяют перейти от общих правил к более детальным. Элементом, обозначающим данную стадию, является юридический факт,

3. Третья стадия - установление конкретной юридической связи с весьма определенным разделением субъектов на управомоченных и обязанных.. Данная стадия воплощается именно в таком элементе механизма правового регулирования, как правоотношение.

4. Четвертая стадия - реализация субъективных прав и юридических обязанностей, при которой правовое регулирование достигает своих целей - позволяет интересу субъекта удовлетвориться. Акты реализации субъективных прав и обязанностей - это основное средство, при помощи которого права и обязанности претворяются в жизнь, т.е. Осуществляются в поведении конкретных субъектов. Эти акты могут выражаться в трех формах: соблюдении, исполнении и использовании. Названная стадия механизма правового регулирования отражается в таком его элементе, как акты реализации прав и обязанностей.

5. Пятая стадия является факультативной. Охранительный правоприменительный акт - она вступает в действие тогда, когда субъекты в процессе правореализации нарушают нормы права и когда на помощь неудовлетворенному интересу должна прийти соответствующая правоприменительная деятельность. Данная факультативная стадия (осуществляемая лишь в случае возведения препятствий) отражается в таком соответственно факультативном элементе механизма правового регулирования, как охранительные правоприменительные акты.

Под методом правового регулирования, применяемым в отрасли права, понимается набор способов и приемов регулирования отношений между субъектами, складывающихся вследствие особых свойств предмета регулирования.

Каждая отрасль права имеет свой специфический метод правового регулирования, который определяется спецификой общественных отношений и характеризуется следующими специфическими чертами:

1) характером положения участников правоотношения;

2) особенностью содержания правоотношений;

3) особенностью состава юридических фактов;

4)спецификой ответственности.

Важнейшим методом правового регулирования, используемым в хозяйственном (предпринимательском) праве, служит метод автономных решений - МЕТОД СОГЛАСОВАНИЯ. При таком методе субъект предпринимательского права самостоятельно решает тот или иной вопрос, а при вступлении в правовое отношение отделает по согласованию с другим его участником.

В процессе государственного регулирования предпринимательской деятельности применяется МЕТОД ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПРЕДПИСАНИЙ. При таком методе одна сторона правового отношения дает другой предписание, обязательное для выполнения.

Для регулирования предпринимательских отношений может использоваться и МЕТОД РЕКОМЕНДАЦИЙ. При его применении одна сторона правового отношения дает другой стороне рекомендацию о порядке ведения предпринимательской деятельности.

Кроме того, используется МЕТОД ЗАПРЕТОВ. Например, в Законе РФ об охране окружающей среды установлены запреты на недопущение действий хозяйствующими субъектами, причиняющих вред окружающей среде.

60.Законность и правопорядок в обществе: понятия, основные черты, гарантии.

Под законностью понимается строгое и неуклонное соблюдение всеми субъектами права существующих в стране законов и основанных на них подзаконных нормативных актов. Ключевым словом здесь выступает соблюдение. Именно в нем изначальный смысл и суть рассматриваемого явления в любой его интерпретации. Нет соблюдения - нет и законности.

Основные принципы законности. В принципах раскрываются социальное и функциональное назначение законности, ее сущность, роль и место в обществе, связь с другими категориями:

1. Принцип единства. Этот принцип направлен на эффективное противодействие местничеству, ведомственности, региональному влиянию. Законность, если видеть в ней прежде всего соблюдение законов, должна быть единой и одинаковой для всех и на всей территории страны

2. Принцип недопустимости противопоставления законности и целесообразности. В процессе соблюдения, исполнения и применения законов очень важно не допускать подмены законности целесообразностью. Высшая государственная целесообразность заключена в самом законе

3. Принцип неотвратимости наказания за нарушение законности.

4. Принцип верховенства закона.

5. Принцип защиты прав и свобод человека как приоритетной цели законности.

6. Принцип взаимосвязи законности и культурности. Суть данного принципа заключается в том, что законность есть почти зеркальное отражение общей, политической и правовой культуры общества, его граждан.

7. Презумпция невиновности.

Правопорядок есть порядок, основанный на праве. Иными словами, это система отношений, охраняемых, защищаемых, регулируемых правом.

Следует различать понятия "правовой порядок" и "общественный порядок". Они соотносятся как часть и целое, последнее понятие несколько шире первого. Если правопорядок, основывается на праве и является конечным итогом его реализации, то общественный порядок предполагает соблюдение не только правовых, но и всех иных социальных норм, действующих в обществе (моральных, корпоративных, обычаев, традиций и т.д.).Правопорядок является ядром, центральным элементом общественного порядка.

Гарантии законности и правопорядка принято делить наобщие и специальные, или юридические. К общим относятся: экономические, политические, идеологические, общественные, организационные; к специальным (юридическим): прокурорский надзор, правосудие, контрольная деятельность органов власти и управления, юридическая ответственность, институт жалоб и заявлений граждан и др.

Экономические гарантии. Суть данных гарантий заключается в том, что общее состояние экономики страны (многообразие форм собственности, экономическая свобода, уровень жизни населения и т.д.) Существенным образом влияет на положение дел в правовой сфере, и в частности на состояние законности и правопорядка. Причем воздействие экономических факторов может быть как позитивным, так и негативным.

Политические гарантии. Под названным видом гарантий понимается степень политической стабильности в обществе, четкая работа всех ветвей и структур власти, институтов демократии, органов государства (федеральных и региональных), нахождение их в конституционном поле.

Идеологические гарантии. Состояние законности и правопорядка, всей юридической системы во многом зависит от господства в обществе тех или иных идей, доктрин, взглядов, от уровня нравственной и правовой культуры. Прогрессивная, гуманистическая идеология, демократические убеждения, развитое правосознание, безусловно, предопределяют отношение власти к праву, законам, правам личности, как и законопослушание самих граждан. К идеологическим гарантиям относятся также правовая пропаганда (просвещение), воспитание членов общества, и прежде всего госслужащих, в духе уважения к правовым ценностям, преодоления правового нигилизма. Немаловажную роль играет подготовка высокопрофессиональных кадров юристов, ориентация их на неуклонное соблюдение законности, Конституции, норм права.

Общественные гарантии. Имеется в виду деятельность различных общественных организаций и объединений, средств массовой информации, всех негосударственных образований и институтов по выявлению фактов правонарушений, злоупотреблений, противозаконных действий, коррупции, привлечение к ним внимания общественности, а также официальных инстанций в целях устранения указанных аномалий.

Организационные гарантии. Под ними разумеется повседневная оперативно-организационная работа правоохранительных органов и всех иных властных структур, направленная на обеспечение законности и правопорядка в обществе, выявление, профилактику и пресечение правонарушений, защиту прав граждан.

Специальные (юридические):

* прокурорский надзор. Прокуратура, выполняя свою прямую функцию и назначение, осуществляет надзор за соблюдением всеми субъектами права законов, возбуждает в соответствующих случаях уголовные дела, опротестовывает противозаконные акты.

* правосудие. Суды, отправляя правосудие, наказывают виновных в совершении преступлений, защищают права граждан, восстанавливают справедливость.

* контрольная деятельность органов власти и управления. Органы государственной власти и управления создают необходимые условия для реализации россиянами своих прав и законных интересов.

* юридическая ответственность. Контрольные структуры следят за исполнением соответствующих решений, инструкций, распоряжений; выявляют нарушения, допускаемые должностными лицами, ставят вопрос об их ответственности.

* институт жалоб и заявлений граждан. Это возможность любого гражданина обратиться в суд либо в надлежащую административную инстанцию по поводу ущемления его трудовых, жилищных, семейных и других прав, обжаловать незаконные действия чиновника. Можно обратиться также в международный суд, если все средства защиты внутри страны исчерпаны.

формирование у учащихся чувства гражданственности, гордости за свое государство, уважения к установленным законам, недопустимости их нарушения. Правовое воспитание исходит из того, что идеалом поведения человека в правовом демократическом обществе является активное и сознательное исполнение им норм нравственности и права. На этом основывается взаимодействие педагогической и юридической наук: педагогика движется от воспитания нравственных норм к правовым, юриспруденция - от правовых к нравственным. Обе науки решают единую задачу - формирование правового сознания и правопослушного поведения подрастающего поколения.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ

формирование правового сознания и поведения юного гражданина. Система П. в. определяется характером и политикой гос-ва. П. в. часто рассматривается в рамках гражданского воспитания. Эти направления воспитания имеют много общего, но П. в. в большей степени ориентировано на осознанное восприятие юрид. законов, правовых норм и обязанностей.

Правовая норма - идеальная модель должного поведения человека в обществе. Реальное воздействие правовой нормы на поведение личности зависит от соответствия юридич. предписаний реальным потребностям общества, от состояния законности, психол. готовности личности соблюдать предписания, выраженные в типичном поведении участников обществ. отношений. Взаимодействие права и ребенка осуществляется гл. обр. опосредованно, через родителей и взрослых, участвующих в его воспитании. Не являясь в полной мере дееспособным гражданином, ребенок находится под защитой закона; его особый статус закреплен во Всеобщей декларации прав человека (1948) и в между-нар. Конвенции о правах ребенка (1989). В условиях семейного и шк. воспитания ребенок органично усваивает привычки правомерного (согласующегося с нормами права) поведения, осн. знания о нравств. и правовых нормах, а также первичные навыки социальной деятельности.

Термин «П. в.» появился в 20 в., но право всегда - как в авторитарных, так и в демокр. обществах - считалось важным элементом воспитания гражданина. В антич. культуре Сократом, Платоном, Аристотелем было сформировано ставшее традиционным для европ. стран представление о гражд. добродетели как неотъемлемой черте гражданина, где важное место занимала законопослушность. Аристотель особо подчеркивал роль закона в воспитании добродетельности в кн. X «Никомаховой этики». В Др. Риме это положение развивали Цицерон, Квинтилиан и их последователи. Идеи гражд. воспитания, рассматриваемые в тесной связи с правом долженствования, получили распространение в эпоху Возрождения, особенно во Флорентийской республике (15 в.), в воззрениях представителей школы «гражд. гуманизма» (П. Верджерио, Л. Бруни и др.). Исполнение гражд. долга связывалось с подчинением закону, праву. Эти традиции были развиты в трудах мыслителей эпохи Просвещения. С кон. 18 в. в гос. шк. системах стали вводиться уч. курсы законоведения, моральных и политич. наук и т. п. для гимназий и др. школ, а с кон. 19 в. - гражд. ановедение.

В России проблема преподавания и изучения гос. законов возникла с утверждением просвещенного абсолютизма и первыми попытками создания системы гос. школ. Из идей просветителей Екатерина II допускала лишь те, что не угрожали монархии. В то же время для нее были характерны и такие высказывания, как «законоположение должно применяться к народному умствованию», «для введения лучших законов необходимо потребно умы людские к тому приготовить» («Наказ» имп. Екатерины, 1907, с. 57-58). В 1783 по высочайшему повелению императрицы было издано предназначенное для чтения в нар. гор. уч-щах пособие «О должностях человека и гражданина». Изучение законов включалось в контекст морального воспитания.

Вопросы воспитания гражд. добродетели и законопослушания освещены в трактате А. Ф. Бестужева и его курсе морали для кадетских корпусов.

В 19 в. в России задаче воспитания законопослушных граждан уделяли большое внимание демокр. круги (от А. Н. Радищева до земской интеллигенции) и представители «официальной народности». Законодательство в той или иной степени изучалось в разл. уч. заведениях. Традиции преподавания права в России основывались на офиц. подходе «государственной» школы (Б. Н. Чичерин, К. Д. Кавелин, С. М. Соловьев и др.). В то же время значительное влияние оказывала школа «естественного права» (С. И. Гес-сен, Б. А. Кистяковский, П. И. Новгородцев, Л. И. Петражицкий и др.).

Правовое обучение в России отличалось от подобного процесса в Европе и Америке. Если в европ. странах акцент делался на воспитании члена гражд. общества, наделенного естественными и неотъемлемыми правами (напр., курс «Гражданове-дения» во Франции, 2-я пол. 19 в.), то в России гл. задачей являлось законопослушание верноподданного гражданина.

В нач. 20 в. подходы рус. и заруб. педагогов к роли права значительно сблизились. В России появился перевод 26-го изд. уч. книги Г. О. Арнольда-Форстера - «Права и обязанности юного гражданина» (1906), предназначенного изначально для юных граждан Великобритании.

Во мн. гимназиях, общеобразоват. и спец. школах для трудящихся в России преподавался курс социологии Г. А. Энгеля, к-рый имел разл. названия: законоведение, обществоведение, введение в теорию гос-ва и права. После Окт. 1917 именно Энгель стал автором первого сов. учебника для школ по социологии (1919), где проводилась мысль об общепед. значении П. в., о взаимосвязи права и морали как разл. регуляторов поведения, влияющих на уровень гражданственности личности. П. Ф. Каптерев высказывал идею о воспитании чувства законности у детей. В работе «Об общественно-нравственном развитии и воспитании детей» (1908) он утверждал, что именно в школе дети «получают основы гражданского образования и где обычное обучение при помощи директоров и преподавателей есть только средство для достижения другой, главнейшей и существеннейшей цели гражданского воспитания детей» (Каптерев П. Ф., Избр. пед. соч., 1982, с. 248). Подобная точка зрения высказывалась в работах педагогов 1-й четв. 20 в.: «Конституция республики учащихся» К. Н. Корнилова (1917), «Основы социального воспитания в народной школе» Н. Н. Иорданского (1918-19), «Нравственно-правовые представления и самоуправление у детей» (1925) и др.

В программу первых сов. курсов обществоведения были включены вопросы изучения гос. строя бурж. гос-ва и Сов. гос-ва. По программам Единой трудовой школы учащиеся изучали Конституцию страны, систему организации сов. власти в центре и на местах, сущность сов. исполнит, органов власти, избират. прав трудящихся. Были попытки соединить обучение по этим проблемам с организацией дет. среды, напр. в образцово-показательных уч. учреждениях, таких, как 1-я опытная станция Наркомпроса и колония «Бодрая жизнь» под руководством С. Т. Шацкого.

Вопросы правосознания подрастающего поколения рассматривались П. П. Блон-ским. Он выделял значение живого ист. разбора, конкретных форм общественно-гос. устройства общества взамен сухого и формального комментария конституций и уставов разл. учреждений. Им были предложены формы и приемы изучения школьниками политико-правовых ин-тов общества (суд, социальная мораль, парламент, мин-во и пр.). Блонский считал возможным создание курса гражд. воспитания, куда включались бы и частные вопросы формирования правосознания личности: 1-я часть - описание органов гос-ва и общества, 2-я часть - социальная мораль (связь личной жизни с общественной и необходимость солидарности, идея справедливости, уважение к человеческой личности, братство людей, благо гос-ва как высш. благо, участие в обществ. деятельности как нравств. обязанность).

А. С. Макаренко, реализуя в 20-30-х гг. свою воспитательную систему, связывал разумное отношение к вопросам поведения школьников, выработку положительных привычек детей с формированием сознат. отношения к праву и дисциплине. Однако существовавший в сов. обществе 30-х гг. правопорядок отразился и на деятельности педагогов, на содержании правового обучения и воспитания. Мн. пед. идеи или не были реализованы или искажались.

В послевоен. годы П. в. было сведено фактически к правовому просвещению в рамках изучения Конституции СССР. В 40-х - нач. 50-х гг. пед. разработки проблем П. в. ограничивались гл. обр. методикой школьного преподавания осн. положений сов. конституции.

Разл. модели П. в. в последующие десятилетия также далеко не всегда выдерживали проверки их практикой. Так, один из первых сов. исследователей гражд. и правового воспитания Д. С. Яковлева отмечала специфич. задачи П. в. (1970): приучение к строгому соблюдению осн. прав и обязанностей граждан не по принуждению, а по убеждению; активное участие школьников в борьбе за соблюдение социалистич. законности; воспитание чувства хозяина страны; предупреждение правонарушений (Яковлева Д. С., Стимулы и мотивы общественной деятельности учащейся молодежи, 1970). Однако такие глобальные задачи в практике испытывали сопротивление социальной среды и не могли быть реализованы.

Идея 70-80-х гг. о необходимости широкого развития правоохранительного движения подростков достаточно аргументирование оспаривается в 90-х гг.

Психол.-пед. исследования показали, что достичь в шк. возрасте развитого правового сознания не представляется возможным. Поэтому ряд специалистов считает, что нецелесообразно ставить перед П. в. нереальные задачи. Учащимся необходимо давать представления о правовых нормах общества, влияющие на формирование социально полезных установок, и стимулировать их активную деятельность в этом направлении, способствующую накоплению позитивного опыта. Знакомство учащихся с правовыми аспектами гос. деятельности, основами законодательства особенно важно в условиях роста преступности детской, увеличения удельного веса правонарушений, совершенных подростками, в общем числе преступлений, расширения влияния антисоциальной субкультуры на детей и молодежь. Только педагогически и целесообразно организованная пед. деятельность в области П. в., формирующая установки на уважение к закону, интерес к праву и направленная на поиск наиб. эффективных путей реализации правовых предписаний общества, осуществления своего гражд. долга в правовой сфере, может быть признана социально полезной, приемлемой для гражданина страны.

Задачи П. в. в Рос. Федерации требуют изменения подходов к его содержанию на основе признания примата междунар. прав человека и Конвенции о правах ребенка и разработки его практич. методики.

Правовое сознание и поведение детей и подростков нельзя формировать обособленно, отдельно от др. форм сознания. Необходима интеграция разл. знаний об обществе, включая правовые, и использование доступных форм донесения их до ребенка. Одним из первых таких курсов является «Граждановедение» («Обще-ствознание»), призванное формировать правовую культуру школьника на основе раскрытия всей гаммы общечеловеческих ценностей, составляющих общую гуманистич. культуру личности. Правовые представления детям даются в тесной связи с реальными проблемами жизни, через них формируются соответствующее отношение, правовые чувства и убеждения.

В уч. процессе в 90-е гг. наиб. перспективна идея интегративного подхода к формированию правосознания учащихся посредством как создания спец. воспита-тельно-образоват. курсов (типа «Человек и общество», «Граждановедение»), так и реализации в курсах истории, экономики, биологии, лит-ры и др. задач П. в. В школах Рос. Федерации активно используется курс «Граждановедение» (5-9-е кл.), к-рый позволяет не только рассмотреть вопросы права в разл. жизненных ситуациях, но и смоделировать деятельность детей по решению проблем правового характера при пед. руководстве взрослых.

В большинстве стран мира изучение права ведется по программам гражд. воспитания. В США имеются программы, нацеленные на развитие у детей чувства гражданственности. Опираясь на раскрытие пед. аспектов осн. обязанностей и прав гражданина, педагоги разрабатывают методику воспитания. Школа стремится правильно формировать представление детей о свободе, равенстве в «общем школьном доме».

Нек-рые педагоги пытаются смоделировать черты гражданина 21 в. (напр., В. Ньювелл, Ун-т Майами), к ним относят: гражд. грамотность (умение высказывать обоснованное суждение по осн. совр. проблемам от экономики до экологии); критич. мышление, обществ. совесть (умение определять добро), терпимость (к др. верованиям, культуре, обычаям) и плюрализм мнений, глобальное гражданство («общий мировой дом»), полит. активность.

Во Франции существуют уч. программы, раскрывающие вопросы П. в. для учащихся образоват. школ, лицеев. Даже для детей дошк. возраста в сер. 80-х гг. разработано пособие П. Гамарра и Ж. Эпин «Гражданское воспитание: что это сегодня?» с рисунками и доступным текстом, в к-ром авторы стремились рассказать малышам о стране и «общем мировом доме», ознакомить их с полит. устройством Франции, объяснить такие понятия, как нация, республика, ее символы, обязанности граждан, и ввести детей в круг вопросов о правах человека, обществ. безопасности и междунар. сотрудничества.

Лит.: Блонский П. П., Школа и общественный строй, в его кн.: Избр. пед. соч., М., 1961; Головченко В. В., Эффективность правового воспитания, понятие, критерии, методика измерения, К., 1985; Правовое воспитание молодежи, К., 1985; Лукашева Е. А., Право, мораль, личность, М., 1986; ТатаринцеваЕ. В., Правовое воспитание. Методология и методика, М., 1990.

Отличное определение

Неполное определение ↓