Шалва Амонашвили: «Урок — это когда ребёнок набирает света. Педагогическая система амонашвили

, Россия

Научная сфера: Место работы: Учёная степень:

доктор психологических наук

Учёное звание: Альма-матер : Известен как:

выдающийся педагог

Награды и премии


Орден Буратино

Ша́лва Алекса́ндрович Амонашви́ли (род. 8 марта , Тбилиси) - советский, грузинский и российский педагог и психолог.

Биография

Окончил Тбилисский государственный университет, факультет востоковедения. Педагогическую деятельность начал пионервожатым в 1952 году, будучи студентом второго курса. В 1958 году закончил аспирантуру при НИИ педагогики им. Я. С. Гогебашвили и защитил кандидатскую диссертацию по педагогике в 1960 году.

Ш. А. Амонашвили относится к числу редких учёных, которые отказываются от своей кандидатской диссертации, поскольку она опровергается его последующими идеями. Своими учителями называет Академика Давид Онисимович Лордкипанидзе (Он пристрастил меня к классической педагогике (Коменский , Ушинский , Гогебашвили, Руссо , Песталоцци . Вся классика) и Барнат Иосифович Хачапуридзе (доктор психологических наук, создал свою версию теории установки, исследовал невоспринимаемые раздражители в установке) . В 1972 году защитил докторскую диссертацию по психологии на Учёном Совете . В 70-80-ые годы он активно взаимодействует с известными московскими педагогами и психологами, в частности с В. В. Давыдовым , который оказывает ему помощь, когда деятельность Амонашвили подвергается резкой критике со стороны официальной педагогики, и его пытаются освободить от должности заведующего лабораторией. С 1958 года по 1991 год работал в НИИ педагогики Грузии - лаборантом, научным сотрудником, учёным секретарём, заведующим лабораторией, заместителем директора, директором, генеральным директором Научно-производственного педагогического объединения.

В 1989-1991 годах был народным депутатом СССР, членом Верховного Совета СССР . С 1991 по 1998 год заведовал кафедрой начального образования в Педагогическом университете им. С. С. Орбелиани г. Тбилиси. С 1998 года по сей день работает заведующим лабораторией гуманной педагогики в Московском городском педагогическом университете (МГПУ) .

Член-корреспондент АПН СССР с 23 мая 1985 г., действительный член АПН СССР с 27 января 1989 г., почётный член РАО с 21 марта 1993 г., действительный член РАО с 30 мая 2001 г. Состоит в Отделении психологии и возрастной физиологии . Доктор Honoris Causa Софийского университета (Болгария) . Научный руководитель экспериментальных школ в Москве (№ 1715), С.-Петербурге (№ 38), Тюмени, Нижневартовске, Сургуте и других городах . Ректор Академии педагогического искусства и социализации . В сентябре 2001 года для целей дальнейшего научного исследования и популяризации идей гуманной педагогики при Международном центре Рерихов (МЦР) был создан Международный Центр Гуманной Педагогики под руководством Ш. А. Амонашвили . Руководитель издательского дома «Шалвы Амонашвили». Вместе с членом-корреспондентом РАО Д. Д. Зуевым издаёт «Антологию Гуманной Педагогики» (вышло более 40 томов).

Семья

  • Родители - Амонашвили Александр Дмитриевич (1910-42) - погиб на фронте, Амонашвили Мария Ильинична (1915-90).
  • Сестра - Амонашвили Натела Александровна, учитель Тбилисской I экспериментальной публичной школы №1, д.п.н., автор пособий и дидактических материалов для 1–4 классов.
  • Жена - Ниорадзе Валерия Гивиевна - д. п. н., проф. МГПУ.
  • Дети - Паата (1964) - психолог, социолог, писатель, издатель, Нино - филолог, ювелир.

Педагогические идеи

Разработчик оригинальной концепции гуманной педагогики. Гуманная педагогика ориентирована на личность ребенка, абсолютное отрицание авторитарной, императивной (повелительной, приказной) педагогики.

Основные установки

Ш. А. Амонашвили выдвигает следующую установку в воспитании: принятие любого ученика таким, каков он есть: «мы должны быть людьми доброй души и любить детей такими, какие они есть». «Понимать детей - значит стать на их позиции»

Основные методические подходы

Вся воспитательная система построена не по принципу подготовки ребенка к жизни, а на основе понимания детства как важнейшего жизненного этапа, со своими сложными проблемами и переживаниями, которые должны пониматься и приниматься педагогом.

Труды

  • Амонашвили Ш. А. Обучение. Оценка. Отметка. - М., 1980
  • Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети!: Пособие для учителя/ Предисл. А. В. Петровского. - М., 1983.
  • Амонашвили Ш. А. Как живете, дети? - М., 1986
  • Амонашвили Ш. А. Единство цели. - М., 1987
  • Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. - М., 1984
  • Амонашвили Ш. А. В школу - с шести лет. - М., 1986
  • Размышления о гуманной педагогике.- М., 1996
  • Амонашвили Ш. А. Улыбка моя, где ты? Мысли в учительской. - М., 2003.
  • Амонашвили Ш. А. Спешите, дети, будем учиться летать!.- М..2005.
  • Амонашвили Ш. А. Почему не прожить нам жизнь героями духа.- М.,2003.
  • Амонашвили Ш. А. В Чаше Ребёнка сияет зародыш зерна Культуры. - Артемовск, 2008.
  • Амонашвили Ш. А. Чтобы дарить Ребёнку искорку знаний, Учителю надо впитать море Света. - Донецк, 2009.
  • Амонашвили Ш. А. Как любить детей (опыт самоанализа). - Донецк, 2010.
  • Амонашвили Ш. А. Амона-Ра: Легенда о Камне. - Артемовск, 2010.

На иностранном языке

Ш. А. Амонашвили автор книг: Педагогическая симфония (трилогия: «Здравствуйте, дети!», «Как живёте, дети?», «Единство цели»). М., 1983-1986; Переведена на многие языки. В 2003 году издана в трёх томах на китайском; Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. М., 1984. Переведена на чешский, венгерский, болгарский и др. языки; Школа Жизни. М., 1996. Переведена на югославский, эстонский языки;

Критика взглядов Ш. Амонашвили

Главным критиками работ Шалвы Амонашвили, пожалуй, остаются представители Русской Православной церкви. Так, по мнению протеерея Александра Новопашина, представителя Информационно-консультативного центра св. Иринея Лионского, педагогические взгляды педагога пропитаны оккультизмом. В доказательство своей точки зрения автор представляет следующие аргументы:

  • "...Амонашвили, как и многие проводники учения деструктивных культов вводит собственный новояз";
  • "...гуманизм Амонашвили основанный на «винегрете» из религий и философских течений ведет к полной потере духовных ориентиров, прежде всего у невоцерковленных педагогов и закладывает в сознание ребенка мину замедленного действия, которая позднее приведет к трагической развязке";
  • "О целях детского воспитания говорится в самых общих выражениях – самих по себе ничего не значащих. Такие понятия, как «совершенство», «божественность», «мудрость» в педагогике Амонашвили не имеют ясного определения, они размыты и по-сути остаются словами";
  • Вольная трактовка текстов Евангелия со стороны Ш. Амонашвили;
  • Манеры Амонашвили на публичных выступлениях напоминают поведение неопятидесятнических пасторов;
  • остальные аргументы сводятся к критике Ш. Амонашвили по вопросам теологии.

Примечания

Ссылки

  • Ш. А. Амонашвили. Ребенок и взрослый в творческом диалоге 1 часть
  • Ш. А. Амонашвили. Ребенок и взрослый в творческом диалоге 2 часть
  • Ш. А. Амонашвили интервью Обсуждение закона «Об образовании в РФ»
  • Без политики с Шалвой Амонашвили - интервью днепропетровскому телевидению
  • Видео презентации уроков Ш.А. Амонашвили: «Мудроречие», «Математика», «Слова-подарки»
  • Шалва Амонашвили: «Урок - это когда ребёнок набирает света»
  • Программа «Наблюдатель» (эфир 14 мая 2012 года). Гости студии - Виктор Шаталов и Шалва Амонашвили
  • Официальный сайт Международного центра гуманной педагогики
  • Информационно-консультативный центр Св. Иринея лионского

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Учёные по алфавиту
  • Родившиеся 8 марта
  • Родившиеся в 1931 году
  • Лауреаты премии Правительства РФ
  • Педагоги России

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Амонашвили, Шалва Александрович" в других словарях:

    - (р. 1931), грузинский педагог и психолог. Один из создателей системы начального обучения детей шестилетнего возраста. Труды по психологии и методике начального обучения … Энциклопедический словарь

    - (р. 1931), грузинский педагог и психолог, почётный член РАО (1993). Один из создателей системы начального обучения детей с шестилетнего возраста. Труды по психологии и методике начального обучения … Большой Энциклопедический словарь

Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Курский государственный университет»
Кафедра педагогики высшего образования

Реферат
на тему: «Педагогические идеи Ш. А. Амонашвили»

Выполнила:

Проверил:

Курск
2014

Введение
1. Биография Ш.А. Амонашвили
2. «Что такое гуманная педагогика?»
3. Основные идеи гуманно-личностной педагогики
4. Ш.А. Амонашвили - продолжатель идей гуманной педагогики
5. Принципы педагогической деятельности Ш.А. Амонашвили
6. Свод правил для учителя
Заключение
Список литературы

Введение

В современной ситуации необходим творческий поиск новых подходов, концептуальных путей и содержательных форм в работе с детьми.
Современные воспитательные концепции отличаются стремлением опираться на общечеловеческие ценности и цивилизованные формы жизнедеятельности во всех сферах. Во всех концепциях в той или иной мере присутствуют:
Идеи гуманизации;
Осуществление воспитания в контексте культуры;
Создания открытых воспитательных систем;
Возврата воспитания в семью;
Поддержки и развития индивидуальности;
Альтернативности и гибкости методов и организационных форм воспитания.
В психолого-педагогической науке ведется разработка проблем развития культуры личности, что подчеркивает ее теоретическую и практическую необходимость для реального учебно-воспитательного процесса.
Вместе с тем, необходимо признать, что на современном этапе складывается как это ни парадоксально некоторое «утомление» гуманистическим подходом. Про него уже столько сказано, столько людей вообще и педагогов в частности объявило себя его горячими приверженцами, притом что реальные подвижки в системе образования идут гораздо медленнее. В результате возникает непроизвольный вопрос: а есть ли этот самый гуманистический подход к воспитанию? В чем он заключается? Или это только лишь красивая, но увы избитая фраза?

1. Биография Ш.А. Амонашвили

Амонашвили Шалва Александрович (родился 8 марта 1931г., в г. Тбилиси (Грузия)). Грузинский педагог и психолог, доктор психологических наук (1973), профессор. (1980) руководитель Центра Гуманной Педагогики и лаборатории гуманной педагогики при МГПУ, научный руководитель экспериментальных школ в Москве, Петербурге, Тюмени, Нижневартовске, Сургуте и других городах. Член-корреспондент АПН СССР с 23 мая 1985 г., действительный член АПН СССР с 27 января 1989г., почетный член РАО с 21 марта 1993г., действительный член РАО с 30 мая 2001 г. Состоит в Отделении психологии и возрастной физиологии.
После окончания Тбилисского университета (1955) работал в НИИ педагогики МП Груз. ССР (в 1983-91 - директор), с 1987 - генеральный директор экспериментального научно-педагогического производственного объединения MHO Грузии. С 1964 руководит экспериментом по определению нового содержания, форм и методов начального обучения, в т. ч. обучения детей с 6 лет в условиях школы. Система воспитания и обучения Амонашвили - «педагогика целостной жизни детей и взрослых» - строится на началах гуманности и веры в ребёнка, на основе воспитания творчеством и сотрудничества педагогов с детьми. Задача школы - опираясь на всю полноту детской жизни, придать ей культурные формы саморазвития, превратить школьные занятия в «уроки счастья жизни», познания, общения, взросления.
Ш.А. Амонашвили окончил востоковедческий факультет Тбилисского университета. В 60 - 70-х годах возглавил массовый эксперимент в школах Грузии, имевший широкий отклик по всему миру в силу обоснования нового научного направления, которое обрело известность под названием «Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе». Его система «Школа жизни» рекомендована Министерством образования РФ для применения на практике. Принципы гуманной педагогики, разрабатываемые Шалвой Александровичем Амонашвили, понятны и близки всем творчески работающим педагогам, которые хотят избавиться в своей работе от рутины и шаблонов авторитарной педагогики.
Публикации:
Основы формирования навыков письма и развития письменной речи в начальных классах, Тб., 1970;
Обучение. Оценка. Отметка, М., 1980;
Созидая человека, М., 1982;
Здравствуйте, дети! М., 1983;
Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников, М., 1984;
В школу - с шести лет, М., 1986;
Как живете, дети?, М., 1986;
Единство цели, М., 1987;
Личностно-гуманная основа педагогического процесса, Минск, 1990.
Создатель и руководитель Издательского дома Шалвы Амонашвили совместно с академиком, членом-корреспондентом РАО Д.Д. Зуевым издает 100 - томную «Антологию гуманной педагогики».

2. «Что такое гуманная педагогика?»

Учебно-познавательная деятельность школьника стимулируется не только посредством интересного учебного материала и разнообразных методов его преподнесения, но и характером отношений, которые утверждает педагог в процессе обучения. В атмосфере любви, доброжелательности, доверия, сопереживания, уважения школьник охотно и легко принимает учебно-познавательную задачу. Школьник, видя, как ценится его достоинство, самостоятельная мысль, творческий поиск, начинает стремиться к решению более сложных учебно-познавательных задач.
Наиболее полный ответ на вопрос «Что такое гуманная педагогика?» мы находим у Шалвы Александровича: «Эта педагогика принимает ребенка таким, какой он есть, соглашается с его природой. Она видит в ребенке его безграничность, осознает его космичность и ведет, готовит его к служению человечеству на протяжении всей жизни. Она утверждает личность в ребенке путем выявления его свободной воли и строит педагогические системы, процессуальность которых предопределяют учительская любовь, оптимизм, высокая духовная нравственность. Она поощряет педагогическое творчество и призывает к педагогическому искусству. Гуманное педагогическое мышление стремится объять необъятное, и в этом сила образовательных систем и процессов, рожденных в его недрах». В традиционной педагогике педагогическое мышление двухмерно, все строится на поощрении и наказании: ведет себя ребенок хорошо - поощряем, плохо - наказываем; учится - отлично, не учится - плохо и т.п. А педагогическому процессу, по Амонашвили, присуще «четвертое измерение в педагогическом мышлении» - духовная устремленность вверх, принятие ребенка таким, каков он есть.
Амонашвили предлагает организацию такой детской жизни, которая помогает взрослому направить энергию ребёнка на продуктивные занятия. Нравственная. основа детско-учительской кооперации в системе Амонашвили - способность радоваться успехам других, готовность прийти на помощь. Отношения между старшими и младшими детьми организуются путём шефской помощи детскому саду, начальным классам и пр. Отменены балльные оценки, не допускается сравнение детей друг с другом. Обучение начинается сразу на нескольких доступных учащимся уровнях, напр., обучение чтению - от беглого чтения до знакомства с буквами. Ученики соучаствуют в построении урока, в составлении заданий, собственного учебника, в планировании ответов и т.п.

3. Основные идеи гуманно- личностной педагогики

Гуманно-личностная педагогика основана на следующих постулатах:
1. Гуманное педагогическое мышление не есть открытие современной теории и практики. Оно основано на классическом наследии и находит истоки в ведущих религиозных, философских и педагогических учениях.
2. Педагогика по сути своей есть общечеловеческая форма и культура мышления, тенденции которого заложены в природных функциях человека. Она развивается не столько научными достижениями, открытыми наукой закономерностями, сколько уровнем и качеством общечеловеческой культуры, истоками духовности и мотивацией деятельности. В этом благо педагогического мышления, как постоянного источника творчества и созидания. В этом же отличие его от науки в строгом смысле этого слова.
3. Гуманно-личностная педагогика во главу угла ставит воспитание личности через развитие ее духовного и нравственного потенциала; способствуя раскрытию и созиданию в ребенке черт и качеств благородства. Воспитание человека благородного есть ведущая цель гуманно-личностного образовательного процесса.
4. Гуманно-личностная педагогика принимает идеи классической философии и педагогики о том, что ребенок есть явление в земной жизни, он есть носитель своей жизненной миссии и наделен высочайшей энергией духа.
5. Гуманно-личностный образовательный процесс строится на понимании целостности природы ребенка, ее движущих силах, раскрытых и научно обоснованных современной психологией и определяемых нами, как стихийные устремления, страсти личности ребенка в его стремлении к развитию, взрослению, свободе.
6. Суть гуманно-личностного образовательного (педагогического) процесса, гуманно-личностного подхода к ребенку заключается в том, что учитель, являясь творцом этого процесса, основывает его на движении стихийных страстей в ребенке; направляет его на полное развитие сил и способностей, проявляющихся в многогранной деятельности ребенка; нацеливает его на выявление и утверждение личности ребенка; насыщает его высшими образами прекрасного в человеческих взаимоотношениях, в научном познании, в жизни (образование).
Гуманно-личностная педагогика, реализованная в «Школе Жизни» Ш.А. Амонашвили, исходя из реальных условий российской действительности не отрицает предметного обучения, классно-урочной системы, но стремится обогатить учебную деятельность «Светом духовности и знаний», превратить урок в саму «Жизнь детей». Отсюда и соответствующие акценты:
Вот как выглядит основной цикл образовательных курсов начальных классов «Школы Жизни»:
1. Уроки познавательного чтения.
2. Уроки письменноречевой деятельности.
3. Уроки родного языка.
4. Уроки математических воображений.
5. Уроки духовной жизни.
6. Уроки постижения красоты.
7. Уроки планирования и деятельности.
8. Уроки смелости и выносливости.
9. Уроки о природе.
10. Уроки о мире наук.
11. Уроки общения.
12. Уроки иностранной речи.
13. Уроки игры в шахматы.
14. Уроки компьютерной грамотности. Амонашвили Ш.А. Школа жизни. - М., 2000. - с. 46.
Очевидно, что работать в режиме подобного учебного плана может не только верящий в идеи гуманной педагогики, но и целенаправленно подготовленный учитель.
7. Гуманное педагогическое мышление требует адекватных понятий, оно непосредственно связано с убеждениями личности, занимающейся его теоретическим обогащением или практическим осуществлением. Вот почему переориентация учителей от традиционно- авторитарных подходов на гуманное педагогическое мышление есть важнейшая проблема дела развития образования в современных условиях.
8. Гуманно-личностный подход к воспитанию в современной российской школе опирается на глубинную мудрость российского менталитета от Сергия Радонежского до В.И. Вернадского; он питается жизненным источником мировой педагогической мысли от Конфуция и Сократа до Дж. Дьюи и М. де Монтеня, он несет в себе чистоту идей современных мыслителей от Л.С.Выготского и Д.Н. Узнадзе до Я. Корчака и В.А. Сухомлинского.
Овладение основами гуманного педагогического мышления -- непреложная часть формирования учителя третьего тысячелетия.

4. Ш.А. Амонашвили - продолжатель идей гуманной педагогики

Советская педагогика определяла возможность и необходимость внешнего воздействия в формировании убеждений и ценностных ориентаций.
В начале XX века в российской педагогике оформился идеал гуманной демократической школы, ориентированной на личность. Образ такой школы нарисован И.И. Горбуновым-Посадовым. "В нашей школе, - писал он, - не будет места никакому насилию. Никакому принуждению над детской душой, во имя чего бы они ни производились. Там в основу всего будет положена любовь и такое глубокое уважение к личности ребенка, как и к личности каждого взрослого человека. Там учителя будут не насильниками, а старшими товарищами учащихся, не педагогическими поварами, начиняющими ученические мозги фаршем учебников, но сотрудниками их в деле искания истины и знаний, с любовью помогающими им своим опытом и познаниями. Такие учителя будут видеть в каждом ребенке отдельную личность, живую человеческую душу со всем скрытым в ней бесконечным духовным миром, а не Сидорова, Петрова, Иванова классного списка, безличную часть школьного стада. Они будут выше всего ценить проявление духа ребенка, самостоятельную работу его ума. Боголюбов В.И. Педагогическая технология: эволюция понятия//Советская педагогика. - N9, 1991.
Они будут посвящать больше всего времени и заботы изучению запросов, сил, способностей своих учеников, чтобы знать, что они, учителя, должны делать и чего не делать. Но главным делом будет для них то, чтобы установить духовное единение, взаимное доверие, искреннее равенство между ними и их учениками-товарищами, без чего не может быть никакой истинной взаимопомощи в работе воспитания и образования".
Такие очаги гуманистической педагогической культуры в российском образовании были всегда, даже в период его тотальной идеологизации и унификации.
Образ "идеальной школы" нарисован К.Н. Вентцелем в виде "Дома свободного ребенка", В.А. Сухомлинским - в виде "Школы радости", Ш.А. Амонашвили - в виде "Школы жизни".
В развитии детской индивидуальности В.А. Сухомлинский большое значение придавал знаниям, социальному опыту. В этом мы находим подтверждение тезиса о том, что нельзя впадать в недооценку знаний как системы социальных ценностей, но их необходимо вписать в контекст реальной жизни учащихся, обеспечить с их помощью полноценное индивидуально-личностное развитие каждого ребенка.
Как решить эту задачу, показали в 80-х годах учителя-экспериментаторы Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, В.А. Караковский, С.Н. Лысенкова, М.П. Щетинин, В.Ф. Шаталов. В отчете о своей творческой встрече они написали: "То, что веками повторяли выдающиеся педагоги-гуманисты, что прежде было мечтой, то для нас стало житейской необходимостью: мы должны дать нашим детям новые стимулы, которые лежат в самом учении. Если внешних побуждений к учению почти нет, если способов к принуждению совсем нет, если нельзя рассчитывать на всеобщий интерес к предмету и если мы реалисты, не хотим прятаться от действительности, то перед нами лишь один путь: мы должны вовлекать детей в общий труд учения, вызвать у них радостное чувство успеха, движения вперед, развития". Шаталов В.Ф. Педагогическая проза. - М., Просвещение 1980. - с. 61
В широкой среде педагогической и родительской общественности хорошо известны средства, которые эти учителя применяли для побуждения детей к учению без принуждения: постановка трудной цели, сотрудничество педагога с детьми в ее достижении, использование опорных сигналов, отказ от практики плохих отметок, качественная оценка результатов работы, представление детям возможности сделать свободный выбор, опережающее обучение, крупноблочная подача учебного материала, отношение к уроку как совместному "произведению" педагога и детей, коллективное творчество, развитие способностей учеников к самоанализу и самооценке, защита каждого ребенка как личности... Эти положения стали исходными для обоснования Ш.А. Амонашвили гуманно-личностного подхода в образовании и путей его практического воплощения в "Школе жизни".
"Школа жизни" Ш.А. Амонашвили основана на принципах гуманно-личностной педагогики. Автор выделяет 6 особенностей образовательного процесса.
Первая состоит во внутренней преемственности созидательной деятельности Природы и человека-воспитателя. Природа, по мнению Ш.А. Амонашвили, закладывает в ребенка возможности безграничного развития. Школа берет на себя ответственность продолжить дело природы и сотворить из него благородного человека.
Вторая особенность образовательного процесса в гуманной школе - его целостность, понимаемая как целостность жизни ребенка, устремленного в будущее.
Третья особенность касается урока, который рассматривается как аккумулятор, как ведущая форма жизни детей, а не только их учения.
Благополучие жизни ребенка на уроке обеспечивается благодаря сотрудничеству с учителем, другими детьми. Четвертая особенность педагогического процесса и состоит в том, что сотруднические взаимоотношения учителя с детьми становятся его естественным качеством.
Пятая особенность гуманного педагогического процесса проявляется в развитии у детей способности к оценочной деятельности при одновременном упразднении школьных отметок, что является залогом успехов детей в учении.
Шестая особенность "Школы жизни" - в особой, гуманной миссии учителя в ней. "Очеловечивание среды вокруг каждого ребенка, гуманизация социума и самого педагогического процесса есть высшая забота учителя".
Гуманного учителя не покидает "любовь и преданность каждому ребенку, чувство глубокой ответственности перед судьбой каждого ребенка; стремление к пониманию каждого ребенка". Амонашвили Ш.А. Школа Жизни. - М.., 2000. - с. 37
Личностно-гуманный подход к ребенку является фундаментальным достижением теории и практики гуманистической педагогики. Многолетний опыт педагогической работы привел Ш.А. Амонашвили к убеждению, что для решения задач образования есть два подхода - императивный и гуманный.
Императивный характер обучение приобретает в том случае, если оно строится без учета личностных особенностей и потребностей ребенка. Педагог, осуществляющий такое обучение, уверен, что ребенок обязательно будет ему сопротивляться, а поэтому его необходимо принудить к учению строгими требованиями, императивами. Гуманный же подход состоит в том, что воспитатель оптимистически мыслит о детях, подходит к ним как к самостоятельным субъектам учения, способным учиться не по принуждению, а добровольно, по собственному желанию и свободному выбору. Иными словами, педагог исходит из того, что у каждого ребенка есть свой личностный смысл, есть личностная значимость учения, на которую и надо опираться в педагогическом процессе. А если такого личного смысла нет, то надо помочь ребенку его обрести.
"Инструментировать учение как свободно избираемую учеником деятельность, - пишет Ш.А. Амонашвили, - это значит:

    во-первых, создавать наилучшие условия для его целенаправленного, социального и педагогически значимого развития, воспитания, обогащения знаниями и опытом;
    во-вторых, управлять этим процессом в согласии с потребностями его крепнущих внутренних сил, то есть с позиции самого ребенка (выделено автором), его интересов".
Обращение к культурным образцам педагогической практики позволяет сделать некоторые выводы о наиболее существенных чертах гуманистической парадигмы образования. Первая из них состоит в особом ценностном отношении к ребенку и детству как уникальному периоду жизни человека. Затем - признание развития личности (умственного, физического, нравственного, эстетического) главной задачей школы, а становление уникальной индивидуальности ребенка - ее главным результатом. Содержание образования включает когнитивный, креативный и этический (нравственный) компонент в их единстве и взаимодействии.
Что касается педагогических средств, методов и форм организации педагогического процесса, то каждая образовательная система ведет творческий поиск и находит собственное содержание, методы, средства воспитания и обучения. Гуманистическое направление предполагает свободу и творчество как учащихся, так и педагогов.
Общими требованиями ко всем гуманистическим моделям выступают создание культурно-воспитательной среды, в которой происходит свободный выбор личностью способов творческой самореализации и ее культурное саморазвитие, и осуществление социально-педагогической защиты, помощи и поддержки каждого ребенка в ее адаптации к социуму и жизненном самоопределении.
Очевидно, что гуманистическая педагогика устремлена в будущее человека, утверждая, что все зависит от его собственных усилий и активности, опирается на силу разума, а не на сферу социального, внешнего по отношению к человеку. Тем самым гуманистическая педагогика утверждает приоритет сознания над бытием. В связи с этим гуманизация образования, как альтернатива, исключает статичный, безличностный подход к человеку.
Гуманистическое направление центрировано на человеке (главная ценность), культуре и социуме как взаимосвязанных детерминантах образования, направленного на поддержку процессов индивидуального саморазвития и самоопределения ребенка. Эти особенности гуманистической парадигмы создали предпосылки для возникновения в ее контексте личностно ориентированных cтратегий и моделей образования. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М., 2001. - с. 42

5. Принципы педагогической деятельности Ш.А. Амонашвили
гуманная педагогика обучение
Первый принцип - это любить ребенка. Любовь человеческое солнце. Солнце излучает тепло и свет, без которых не было бы жизни на Земле. Учитель же должен излучать человеческую доброту и любовь, без которых невозможно воспитать гуманную душу в человеке. Ребенок становится счастливым, как только ощущает, что учитель его любит, любит искренне и бескорыстно. Любовь облегчает воспитание, так как она есть единственная добрая сила, доставляющая (приносящая) ребенку гармонию души, стимулирующая его взросление, доброе отношение к окружающим. Педагогика любви не терпит грубости, давления, ущемления достоинства, игнорирования жизни ребенка. Все это составляет темную силу педагогики, педагогическое зло, которое порой способно разрушить и отравить освещенную и согретую любовью и добротой жизнь ребенка, внести в нее растерянность, разочарование, злобу.
Второй принцип (он вытекает из первого) - это очеловечить среду, в которой живет ребенок. Очеловечивание среды означает внимание ко всем сферам общения ребенка с целью обеспечения ему душевного комфорта и равновесия. Ни одна сфера общения не должна раздражать ребенка, рождать в нем страх, неуверенность, уныние, униженность. Несогласованность разных сфер общения в воспитании вызывает колебание ребенка, он теряется, легко может прийти к озлобленному душевному состоянию. Тогда он начнет делать назло другим, даже назло отцу, матери, и учителю тоже, тогда именно он с легкостью найдет приют в «тихом омуте». Кому объединять все сферы общения ребенка? Учителю, кому же еще. Он должен внести ясность во все эти сферы, преобразовать их в интересах воспитания ребенка.
Третий принцип - прожить в ребенке свое детство. Это надежный путь для того, чтобы ребята доверились учителю, оценили доброту его души, приняли его любовь. Одновременно это и путь познания жизни ребенка. Глубокое изучение жизни ребенка, движение его души возможно только тогда, когда учитель познает ребенка в самом себе. Но чтобы в будущем более глубоко вникнуть в суть этого принципа, я постараюсь сделать для себя педагогические выводы из следующей мысли Маркса: «Мужчина не может снова превратиться в ребенка, не впадая в ребячество. Но разве его не радует наивность ребенка и разве сам он не должен стремиться к тому, чтобы на более высокой ступени воспроизводить свою истинную сущность? Разве в детской натуре в каждую эпоху не оживает ее собственный характер в его безыскусственной правде?»
У учащихся возникает много познавательных вопросов, на которые часто они не находят ответа. Педагог поощряет детей задавать ему подобные вопросы. В одних случаях он указывает школьникам, в каких источниках можно найти ответы на них, в других же записывает вопрос, обещая просмотреть необходимую литературу, а на одном из уроков объявляет, что готов дать исчерпывающий ответ.
Ученики должны чувствовать, с какой ответственностью и серьезностью относится учитель к их вопросам. Ответы учителя должны способствовать, во-первых, дальнейшему развитию интересов детей, во-вторых, возвышению авторитета и достоинства каждого из них.
И форма ответа, и само его содержание, и тон педагога должны глубоко затрагивать чувства детей. В экспериментальном обучении Ш.А. Амоношвили отчетливо проявлялось возрастание познавательных интересов школьников к явлениям действительности, вопросы их становились содержательными и многосторонними.

6. Свод правил для учителя

Проявляйте живой интерес к жизни ребенка, к его радостям, огорчениям, стремлениям, успехам, неудачам, к его личностным переживаниям; при необходимости содействуйте, помогайте, выражайте ему «сорадость», сочувствие.
Общайтесь с ребенком как со взрослым, от которого ждут взаимного доверия, уважения, понимания.
Делайте день рождения каждого ребенка праздником в классе, высказывайте ему пожелания, преподносите ему в подарок уроки, рисунки, сочинения о нем, давайте ему почувствовать, как его любят, уважают учитель и товарищи, каких успехов они от него ждут. Устанавливайте с каждым ребенком личные, доверительные взаимоотношения, вызывайте доверие и искренность ребенка к вам вашей доверительностью и искренностью к нему.
Любите смеяться вместе с детьми, веселитесь, играйте, шалите вместе с ними.
Говорите с детьми спокойным, располагающим к себе голосом и экспрессией.
Свою раздражительность поведением ребенка выражайте ноткой намека на то, что вы от него этого не ожидали, что у вас о нем более высокое представление.
Выражайте живой интерес к увлечениям (хобби) отдельных детей (собирание марок, открыток, составление альбомов и т.д.), участвуйте в них.
Удивляйтесь, восхищайтесь, радуйтесь, когда тот или иной ребенок довершает достойный поступок, проявляет смекалку и сообразительность, мыслит сосредоточенно.
Поощряйте творческую деятельность детей, помогайте им писать пьесы, ставить спектакли, оформлять их художественно и музыкально, готовить художественные утренники, выступать со своей самодеятельностью перед родителями, другими учениками, детсадовцами.
Научите детей выпускать книжки с собственными рассказами, сказками, сочинениями, стихами и т.д., интересуйтесь этими книжками, читайте их, берите их с разрешения автора показать своим коллегам.
Предлагайте детям стать художниками книжек с рассказами, стихами, сказками, напечатанными на листках, которые следует сложить и сшить, оформить обложки, нарисовать в них картины по содержанию произведения, а также объяснить слова, поставить вопросы к тексту.
Извиняйтесь перед ребенком, если по какой-либо причине не можете сразу ответить на познавательный вопрос, с которым он обращается к вам; объясните причину откровенно, скажите, что дадите ответ через несколько дней, и не забудьте выполнить обещание.
Приобщайте родителей к школьной жизни своих детей, приглашайте их руководить кружками, дежурить в школе, устраивайте с ними встречи детей.
Пишите письма родителям с положительной оценкой поступка ребенка, по поводу достижения успеха в учении, по любому значительному поводу, достойному одобрения.
Предлагайте родителям присутствовать на уроках.
Делайте урок аккумулятором жизни детей, цените, любите, принимайте и провожайте каждый урок.
Знакомьте детей с планом урока, с содержанием заданий, принимайте во внимание пожелания детей по содержанию урока.
Приглашайте детей быть соучастниками ваших педагогических поисков, высказывать свое мнение по поводу того или иного метода, задания и т.д., применяемых вами с целью апробирования.
Поощряйте детей ставить вопросы, спрашивать, спорить, выражать собственное мнение, утверждать свою позицию, от носитесь к мыслям, утверждениям, оценочным суждениям, отношениям и т.д. детей серьезно, с достоинством.
Провоцируйте дискуссии детей с вами, давайте им возможность доказывать вам, объяснять ошибку, опровергать ваше утверждение и тогда, признав их правоту, выражайте им благодарность за то, что не дали вам углубиться в своем заблуждении.
Учите детей этично высказывать и доказывать свое мнение, спорить.
Поощряйте поисковую, исследовательскую деятельность детей, отдельного ребенка, практикуйте на уроках чтение научных докладов, обсуждение отдельных вопросов.
Учите детей думать, проявляйте свое поощрительное отношение к детям, умеющим думать, размышлять, обдумывать.
Размышляйте вслух сами, чтобы давать детям образцы, как думать, как искать решение задачи, как обсуждать, оценивать.
Часто предлагайте детям письменные задания с размышлениями о самом себе, о своих взаимоотношениях с окружающими его людьми, об отношении их к нему.
Подчеркнуто уважайте право ребенка оберегать его спокойствие от шума и другого рода раздражений при обдумывании задачи, при выполнении письменной работы.
Можно самому тоже писать вместе с детьми сочинение, выполнять самостоятельные задания, контрольную работу, а затем знакомить их с результатами своих стараний, давайте возможность высказывать свои оценочные суждения.
Призывайте детей самим находить и исправлять допущенные ошибки в своих письменных работах; исправленные самими ошибки в дальнейшем не считать за ошибки.
Предлагайте детям на уроках альтернативные материалы, задачи и задания.
Пользуйтесь способом «допущения» ошибок, давайте детям возможность обнаруживать их и исправлять; благодарите детей за содействие.
Не ставьте одного ребенка в пример другому ни в прилежании, ни в поведении.
Помогайте ребенку превзойти самого себя.
Замечайте и радуйтесь, когда ребенок достигает успеха.

Заключение

Гуманистическая школа осуществляет решительный поворот к личности учащегося, он становится действительно субъектом своего развития, а не средством, с помощью которого педагоги реализуют отчужденные от данного индивида абстрактные планы и программы. Такая школа уважает личное достоинство каждого ученика, его индивидуальные жизненные цели, запросы и интересы, создает благоприятные условия для его самоопределения в развитии. Педагоги в такой школе ориентируются не только на подготовку воспитанника к будущей жизни, но на обеспечения полноценного проживания каждого возрастного этапа: детства, отрочества и юности – в соответствии с психическими особенностями развивающейся личности.
Разумеется, общественное педагогическое сознание не может кардинально измениться за такой малый исторический период, но безусловно, что грядущие десятилетия пройдут под знаком идей гуманной педагогики, идей педагогики сотрудничества, идей педагогики ненасилия.
Амонашвили предлагает организацию такой детской жизни, которая помогает взрослому направить энергию ребёнка на продуктивные занятия. Нравственная основа детско-учительской кооперации в системе Амонашвили - способность радоваться успехам других, готовность прийти на помощь.

Список литературы

    Амонашвили Ш.А. «Размышления о гуманной педагогике», 1996.
    Амонашвили Ш.А. Гуманно-личностный подход к детям. М.,1998.
    Амонашвили Ш.А. Культура педагогического общения. М., 1990.
    Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск, 1990.
    Амоношвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. М., 1984.
    Воспитательные системы современной школы: опыт, поиски, перспективы. М., 1995.
    Гуманистические воспитательные системы: вчера и сегодня. М., 1998.
    Профессия учитель. Под ред. В.П. Олавкина. М., 1985.
    Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998.
    Современные педагоги-новаторы. Под. ред. А.Д. Коровиной. Л., 1984.
    Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. М., 2002.
и т.д.................

Педагог с мировым именем Шалва Амонашвили и корифей учительского цеха уверен, что все родители – прирожденные педагоги, нужно лишь видеть мир глазами детей

Педагог с мировым именем Шалва Амонашвили и корифей учительского цеха уверен, что все родители – прирожденные педагоги, нужно лишь видеть мир глазами детей. Предлагаем вашему вниманию некоторые постулаты гуманной педагогики от Шалвы Амонашвили, которые помогут родителям увидеть себя со стороны и лучше узнать своих детей.

В воспитании детей нужно придерживаться мысли: «Спасибо, Господи, за то, что доверил мне воспитание твоего чада. Я замечательный родитель, у меня чудный ребенок, которого подарил Бог. Это не моя собственность – мне доверена вселенская сущность. И он пришел в этот мир, чтобы свершить то, что ему предписано, а не для того, чтобы как-то скрасить мою старость».

Все без исключения родители желают своим детям только счастья. При этом в понятие «счастье» они вкладывают материальное благополучие, карьерный рост, счастливый брак и т.д. Но такие представления о счастье очень ограничены, они закрывают ребенку жизненный путь. Главная цель – это воспитать благородного и великодушного человека. Разве благородный и великодушный человек пропадет, если родители не оставят ему большого наследства? Конечно нет, так как он имеет духовные ценности. Ведь на самом деле жизнь на Земле – это лишь подготовка к вечной жизни.

Воспитать благородного и великодушного ребенка можно лишь на собственном примере – подобное воспитывается подобным. Как самим стать такими? Подарить улыбку, какую-то нужную вещь, радостную новость, сделать хороший поступок – это и есть проявление великодушия. Само развитие в себе этих качеств уже будет благородством и великодушием.

Сейчас растет новое, особое поколение, так называемые дети-индиго. И они пришли в это мир, чтобы помочь нам измениться к лучшему. Этого требует сама жизнь. Если кто-то из вас, уважаемые родители, курит, сквернословит, злословит – немедленно перестаньте это делать ради детей! Освободите свои мысли от раздражительности, зависти и претензий к окружающим. На Востоке говорят: «Воля – это Бог в человеке», поэтому призовите на помощь всю свою волю, чтобы избавиться от всех ненужных и вредных наслоений в уме. Не заселяйте свой ум грязными мыслями и желаниями. Ведь они рождаются, проживают целую жизнь и умирают, оставляя после себя слой энергетической грязи, которая оседает в уме навсегда.

Ответственность родителей – ограждать детей от информационной грязи. То, что сейчас показывают по ТВ, – это настоящая информационная помойка, в которой много агрессии, злости, насилия, которые просто убивают детскую психику. Вместо этого читайте детям книги, которые учат добру, ходите с ними в театры, галереи. Выбрать характер ребенка нельзя, но воспитывать нужно. Любой ребенок – это носитель огромного богатства, которое мы запираем в сейфы так, что потом дети никогда сами не смогут открыть.

Любой ребенок рождается с врожденным чувством красоты. И родители должны поддерживать и развивать это чувство. Что это значит? Окружить красотой речи, благоприятной обстановкой в доме, теплой семейной атмосферой. Речь – это великий дар Бога, поэтому не тратьте время на пустую болтовню. Передавайте словами мудрость, учите любить, прощать, сопереживать, развиваться духовно, и тогда с помощью слов ребенок будет расти.

С детьми нужно разговаривать как со взрослыми, они не любят, когда с ними «сюсюкают». Если в вашей речи нет уважения к ребенку, то лучше вообще не говорите. Конечно сложно это воплотить сразу на практике. Все начинается с мысли, поэтому постарайтесь сами мысленно настраиваться на искренний, уважительный разговор, принимая ребенка таким, какой он есть, и со временем у вас все получится, дорогие родители.

Три заповеди гуманной педагогики от Шалвы Амонашвили:

Верьте в безграничность ребенка, каким бы он ни был.

Верьте в свою родительскую божью искру, мудрость. В каждом из нас заложена родительская любовь, нужно лишь прислушаться к себе.

Верьте в преобразующую силу гуманной педагогики. Она позволяет ребенку заглянуть внутрь себя и увидеть богатство души.

Два примера гуманной педагогики из личного опыта Шалвы Амонашвили:

1. Письма из комнаты в комнату

Моя дочка была очень своенравной, не хотела принимать ничьих наставлений. Однажды мы заказали ей для какого-то праздника платье, нужно было что-то ушить после примерки, и дочка решила, несмотря на позднее время, срочно пойти к портнихе. Мать уговаривала отложить визит на следующий день, но дочь не слушала. Я не стал вмешиваться, потому что в состоянии аффекта ребенок ничего не слышит и будет настаивать на своем. Поэтому я начал в соседней комнате писать ей письмо, объяснив, что сейчас у нее такой возраст, когда настроение меняется, как погода весной.

И что в то же время нужно понять и мать, которая будет беспокоиться за нее. Все это было написано не с позиции «сверху-вниз», а на равных, по-дружески. Я подложил это письмо дочери в комнату, и когда она его нашла под подушкой и прочитала, то первый вопрос был такой: «Папа, а почему ты это написал, а не сказал?» Я ответил: «Потому что ты бы меня все равно не услышала. Ты не против, если я и впредь буду иногда писать тебе письма?» С тех пор письма из комнаты в комнату стали для нас традицией. И когда однажды после очередной ситуации дочь вдруг не получила письма (я сделал это нарочно), она сама подошла и спросила: «А где же письмо?» Потом дочь повзрослела, и надобность в письмах отпала сама собой. Пишите письма из комнаты в комнату, от сердца к сердцу!

2. Настоящий мужской разговор

Сын учился в пятом классе, когда сильно обидел маму, и она расплакалась. Я не стал вмешиваться. Прошла неделя. Сын учил уроки, когда я подошел к нему и сказал: «Пойдем, прогуляемся. Мне нужно с тобой серьезно поговорить. Это очень важно». Мы молча пошли в сторону парка. Но это было не пустое молчание. Иногда нужно просто помолчать, чтобы выразить кипение чувств. Воспитание всегда происходит во внутреннем мире, а не во внешнем. Сын понял, что предстоит что-то важное.

– Сынок, мне нужна твоя помощь, – начал я разговор. – Было время, когда я влюбился. И я обещал этой девушке, что если она выйдет за меня замуж, то я сделаю все, чтобы никто никогда ее не обидел. Это твоя мама… И теперь мне нужен твой совет, как мне поступить с сыном, который обидел мою любимую женщину?

Сын подумал и ответил: «Накажи меня».

– Раньше я был один мужчина в семье, теперь пусть нас будет двое. Двое мужчин, которые будут защищать наших любимых женщин. Давай договоримся, что никто не узнает о нашем разговоре, это будет наш с тобой мужской союз.

Мы крепко пожали друг другу руки, закрепив тем самым наш важный договор. Такие мужские разговоры, которые показывают полное уважение и доверие к ребенку, дают огромный импульс и фундамент для воспитания. Такие разговоры, не на каждый день, тем и ценны – эффект от них намного сильнее и глубже.

A A A

Шалва Амонашвили - легенда отечественной педагогики. Доктор психологических наук, профессор, педагог-новатор, автор многих научных трудов.

Ну а то, что видишь, слышишь и чувствуешь при встрече с этим человеком - доброта, трогательный грузинский акцент, внутренняя сила и глубина мудрости...

Ниже представлены выдержки из семинара Шалвы Амонашвили в Ижевске, а также некоторые его высказывания на уроке, который он провёл прямо на сцене для учеников 2 класса одной из ижевских школ. Разговорная речь Шалвы Александровича оставлена без изменений.

Если без сердца идёте к детям, урок не состоится. Технологии состоятся, а урок - нет. Урок - это когда ребёнок набирает света . Если вести урок без сердца, вас увидят дети, запомнят что-то, сдадут что-то, потом экзамен, вы отметки поставите, а потом они «выплюнут» эти знания и всё.

Нужно открыть своё сердце. И ещё одна задача - воодушевить того, кто в этом нуждается. Воодушевить верой в него.

Такая педагогика возможна, она реальна, и она не зависит от обстоятельств. Я есть создатель обстоятельств. Где я, там и моя педагогика – моё сердце, моё сознание.

Педагог I века нашей эры Марк Фабий Квинтилиан (Римская империя) произносит удивительную фразу: «Наша душа - небесного происхождения». Он произнёс это как основу для своей жизни, для своей педагогики. Очень много мудрости в каждом из нас, дорогие мои друзья. Но мы не любим по этим мудростям жить, творить, общаться…

Я хотел бы задать вам несколько вопросов. Я не буду требовать на них ответы. Сохраните их, эти вопросы помогут вам.

1. Есть ли у Вас, лично у Вас, какое-либо философское представление о ребёнке?

2. Какой Вы есть учитель? Вы лично (воспитатель, руководитель, начальник)?

3. Существуют три типа учителей. Те, которые объясняют, те, которые жалуются, те которые вдохновляют. К какому типу Вы принадлежите? Вслух об этом никому не говорите. Это Ваш секрет.

4. Стремитесь ли Вы к новому опыту?

5. Перед кем вы чувствуете ответственность за ваш педагогический труд? Может быть, перед детьми, перед их судьбами? Может, перед человечеством? Перед страной, перед Президентом? Перед директором, завучем?

Может быть, кто-то скажет: «Я несу ответственность перед Богом. Всё остальное - промежуточные звенья».

Я вам прочту великую мысль, пусть она сопровождает вас. Она взята из Нового Завета, из Евангелия от Матфея. Все Писания я очень уважаю, люблю, ценю, изучаю. А в Новом Завете глубже и образнее всего представлен образ ребёнка.

Иисуса Христа часто спрашивали его ученики: как мы будем с Тобой в Царствие Небесном? Кто будет сидеть у Твоих ног, кто будет с левой стороны, кто с правой? Они, в общем, были строптивые люди, и хотели узнать, кто выше, кто ниже.

И Иисус, призвав дитя, поставил его перед ними и сказал: «Истину говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдёте в Царствие Небесное. Кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царствие Небесном, кто примет одного такого дитя во Имя Моё, тот Меня принимает».

Видите, как интересно. Я учитель, захожу в класс, а в классе у меня 30 учеников, и я принимаю каждого от Его Имени. Тогда кто же каждый из этих детей? Маленькие Иисусы Христы и Девы Марии, которые сидят у меня за партами. Могу ли возвысить своё сознание до такой степени, и принимать их так? Или это просто те, кто на моих нервах играет? Учатся - не учатся, хотят - не хотят, ведут - не ведут себя как нужно.

Так сможем ли мы возвыситься до такой степени, чтобы принимать каждого ребёнка во Имя Христа? Ох, какая сложная задача!

Знаете в чём дело, дорогие мои друзья? Я в каком-то шоке нахожусь, не могу выйти из этого состояния уже несколько лет - 2 миллиона детей-бомжей в России! Они выброшены, как будто мусор выбросило общество. Пройдут годы, кем они будут? Где взять столько Макаренко, чтобы образумить этих детей, дать им напутствие, импульс? Люди не хотят быть Макаренко. Им себя жалко.

А в Писании сказано: «…нет воли Отца, чтобы погиб один из малых сих». А два миллиона погибают…

Я не знаю, как обстоят дела у вас. Как у вас в республике - есть наркоманы или нет ни одного? Есть в школе курящие или нет ни одного? Есть в школе дети, которых школа вот-вот «выбросит» за порог? Есть учителя, которые говорят: «Или он или я в классе»?

Есть такие?

Каждый учитель, который даёт урок, тут же сам получает урок.

Никогда в жизни никого не критикуйте, пожалуйста! «Утверждающий богат, отрицающий беден». Кто критикует - как слепой становится, и того не получит, что отрицает, и того не найдёт, чего ищет.

В России разрешено принимать в школу 6-летних детей. Если мама этого хочет, она имеет право отдать своего 6-летнего ребёнка в школу. Но есть одна беда. Мы таких детей смешиваем с 7-летними. А это совершенно разные дети. 6-летние дети более успешно осваивают грамоту. 7-летние дети - с трудом. Странно, правда? Это потому, что у 6-летних детей есть мотив. Для них осваивать грамоту - это, как говорил Выготский, быть в зоне ближайшего развития, а для 7-летних - это уже зона актуального развития. Проще говоря, им уже не хочется этого. 6-летние - более податливы к обучающему процессу.

Пусть 6-летние дети идут в школу, но их надо различать.

Во многих странах мира детей учат уже с 5-летнего возраста, в Англии, например. Есть идеи ещё понизить планку начала обучения.

Я не сторонник раннего обучения, я сторонник раннего воспитания.

Урок для второклассников.

Вы извините меня, пожалуйста, что я оторвал вас от ваших дел, но мне очень нужна ваша помощь. Я пригласил вас на урок, и у нас с вами будут свои, очень сложные дела.

Закройте, пожалуйста, ваши глаза и скажите внутри себя, в сердце: «Учитель, мы поможем тебе, чтобы урок состоялся». Спасибо.

Когда речь идёт о мудрости, кричать нельзя. Давайте тихо-тихо произнесём: «В начале было Слово». Если сказать просто, то эта фраза значит - то, что нас окружает, то, что на небе, то, что внутри нас, всё создано Словом, неким таинственным Словом. (…) Так что, берегите слова, не разбрасывайте словами, отходите от плохих слов.

Знаете что, вы тянете руку, не дослушав вопроса, и она подводит вас! Рука обманула вас. Не руку надо тянуть, а уши приготовить.

Что есть человек на земле? Чудо. Каждый из вас – чудо. Я тоже чудо. И все в зале – тоже.

Какое слово самое главное? Бог. А второе слово? Любовь. Бог есть Любовь. Если кто-то умеет любить, становится маленьким богом. Только надо уметь любить преданно.

Вечером того же дня, после семинара, который, кстати, 78-летний (!) Шалва Александрович, вёл с 10.00 до 17.00, мы встретились.

Вечером у него было запланировано ещё несколько встреч…

Таких людей, как Вы, я встречаю нечасто. Вы стали сегодня моим Учителем. С Вашей вводной лекции я вышла с открытой душой.

Однако в мире сейчас другие приоритеты – власть, деньги, борьба за свои интересы. Мир же сток.

Что Вы делаете, чтобы оставаться открытым и любящим человеком?

Я предлагаю Вам построить внутри себя «образовательный храм». Закрыть глаза и увидеть нечто прекрасное – как будто школа во мне.

И попробовать совместить, синтезировать в себе внутреннюю и внешнюю жизнь. Тогда и я и Вы будем теми людьми, в которых все нуждаются. Только надо хранить свой храм, свой внутренний мир в чистоте и красоте.

А как это сделать?

Это трудно. Почему существует такая сила как воля? Нам же воля дана. Один мудрец говорит: «Воля - Это Бог в человеке». Этот Бог во мне существует.

Это самоорганизация другими словами?

Воля - это когда мы можем идти против своих желаний. Если я иду на поводу своих желаний, там воля не нужна. Там сам ветер меня несёт, хочется - и делаю. Но если, то, что я делаю - не годится, тогда нужна воля, чтобы пресечь это. Воля - строитель нашего внутреннего мира. Сложно будет в начале, при помощи воли, скажем, постоянно быть добрым. Но если я буду продолжать это делать постоянно, то воля отходит, и я уже таким становлюсь сам.

Нужно родиться волевым человеком или это можно в себе воспитать?

Каждый несёт в себе волю. Если помогут взрослые, мы будем волю в себе развивать, если не помогут, нам нужно призвать разум в себе, поставить цель и отсекать всё, что мешает её достижению. Когда отсекаешь, конечно, больно, но цель не терпит траты времени.

Вы – создатель «гуманной педагогики». Значит, Вы признаёте, что наша педагогика не всегда гуманна к ребёнку?

Не только я. Это реальное состояние дел. Недавно вышёл 2-ой том Новой российской энциклопедии. И там впервые отразилось такое понятие как «авторитарная педагогика». Раньше этого понятия не было. В энциклопедии говорится, что авторитарную педагогику (которая, кстати, сейчас бытует почти во всех школах) можно применять только в колониях, и то с оговорками. Такой педагогике может противостоять только гуманная педагогика.

Чем они отличаются друг от друга?

Отличаются как чёрное от белого. Гуманная педагогика призывает ребёнка, через сочувствие, помощь, сопереживание, самому идти к своей судьбе. Авторитарная педагогика принуждает к этому. Она тоже имеет цель – дать что-то прекрасное ребёнку. Но - путём принуждения, приказов, отметок, давления, строгости. Гуманная педагогика вовлекает ребёнка в процесс становления самого себя. Это более сложный процесс, конечно.

Согласитесь, в школе существуют стандарты: урок – домашнее задание – проверка сделанного. Получается такой образовательный конвейер. Как на этом конвейере найти путь к каждому ребёнку?

Стандарты, во-первых, существуют в отношении знаний. Это политика государства, это должно быть. Хотя само слово – «стандарт» – плохое. Стандарты должны существовать, но они разработаны для учителя-троечника. Для такого, который только что закончил педколледж и должен давать знания ребёнку. Какие это знания? Высшие – он сам не потянет (ребёнок – да, а вот он сам – не тянет). Так вот, стандарты строятся на уровне образованности учителя, а ребёнок способен на большее.

Мы («гуманные» педагоги) тоже ищем подходы к ребёнку. Но не через давление. Понимаете, ребёнок имеет страсть к развитию, к взрослению и свободе. Если я, учитель, пойму ребёнка с его страстями и буду ему в этом помогать, я – гуманный учитель для него. Он меня примет и пойдёт за мной. Если я не пойму его с его страстями, и буду только оценивать ребёнка: знает – не знает, запоминает – не запоминает, то он никогда меня любить не будет. Дети, от 1 до 11 класса, любят тех учителей, которые их понимают. Мы хотим облагораживать учителя. Не просто давать технологии, а сердце сделать добрым, ум сделать мудрым, возвысить учителя в его благородстве, дать ему понять, что он несёт высочайшую ответственность перед, если хотите, Творцом.

Вы такое серьёзное значение придаёте личности учителя. Где найти такого учителя?

Их действительно мало. Если среди всех учителей, с которыми я встречаюсь, хотя бы 5 – 8 процентов задумается, что что-то можно изменить, за одним учителем ведь сотни детей стоят. Многие учителя ждут поддержки, им нужно просто руку подать, улыбнуться, сказать что-то ободряющее. Если так сделать, то многие учителя как дети, охотно идут за этой новизной.

Учителю тоже нужен учитель…

Конечно!!! Без учителя человек – пропащий. Выстраивается иерархия: я – учитель, но и сам ищу учителя, я сам ученик.

Лучшие учителя – это ваши ученики. От них можно многому научиться, если принимать их как своих учителей.

Кто ещё были Ваши учителя?

Они разные. Например, Иисус Христос, думаю, могу назвать его своим Духовным Учителем.

Варвара Вардиашвили, учительница литературы. Её, конечно, уже нет в живых, но она до сих пор – мой Учитель.

Маленькая Леночка, которая на уроке заплакала, заорала, что не любит математику. Сказала мне: «Зачем тебе красные чернила?», после чего я убрал их из своей жизни и жизни своих учеников.

Восток говорит: «Никто тебе не друг, никто тебе не враг, каждый для тебя - Учитель».

Как Вы считаете, почему все государственные реформы в образовании не оправдывают ожиданий?

Я Вам скажу. Все реформы начинаются не там, где они должны быть начаты, а там, где они изначально обречены на провал. Реформа начинается только в учителе. Если я – плохой учитель, дайте мне лучшие программы, во что они превратятся в моих руках? Если я хороший учитель, дайте мне плохие программы, что я с ними сделаю? Попытайся увидеть методику по-своему, и дай самого себя детям. Так кто реформирует школу? Министр со своей программой? Или я со своими личными истинами? Надо воспитывать учителя – мыслящего, творческого, свободного. Не ругать учителей, а возвысить их. Это же художники жизни. Нынешние учителя рисуют середину 21 века.

Дети меняются во временах?

Конечно. Именно – во временах! Точнее, меняются времена, и они зовут новые поколения детей. Время вызывает детей. Было время, которое вызывало детей-акселератов. Сейчас время зовёт детей Света.

Что это за дети?

Примерно то же самое, что дети индиго, необычные дети. Они, идут с начала 90-х и очень отличаются от детей, к примеру, конца 70-х. Они отличаются одарённостью, раза в 2-3 больше, чем это когда-либо было. Второе. Среди этих детей есть те, кто обладают необычными способностями, чего раньше вообще почти не было и расценивалось как чудо. Они, например, могут в секунду умножать шестизначные числа, и так далее.

Я Вам сейчас задам вопрос – чему равняется сумма чисел от 1 до 100? Вы можете дать ответ сейчас, сразу?

В Сургуте я тоже задал этот вопрос, и один маленький мальчик сразу же назвал верный ответ. Я спрашиваю: «Егор, как ты это вычислил?» - «Не знаю» - «А что происходило в твоей голове за это время?» - Пожимает плечами. Так как это объяснить?

Или 5-летняя девочка рисует потрясающие картины. Никто её не учил, кроме того, мама не рисует, папа не рисует. Как это возможно? Она мне говорит: «Вот здесь, видите, окошечко есть? - и пальчиком в воздухе рисует, - Я оттуда всё срисовываю. – А почему твоя рука именно так скользит? – Я не знаю. А Ваша, что нет?»

Как это объяснить? Одарённость, например, объяснима. А вот это – нет.

Дети идут с новыми задачами. Наверное, наступит середина века, и тогда нам будут нужны их необъяснимые дары. Сейчас нам это пока непонятно.

Что это за механизм «привлечения» разных детей, как он работает, на Ваш взгляд?

Такие вещи не объяснишь, и поэтому учёные могут спорить.

Это связано с нашей верой. Я лично верю, что есть Высший Разум. Как мы его назовём? Богом? Творцом?

В Высший Разум верили Эйнштейн, Нильс Бор, который физику создавал и атом расщеплял, Менделеев верил, даже Дарвин.

Есть Высший Разум, который слагает некие обстоятельства нашей жизни.

Ровно в своё время пришли Руставели, Пушкин – созидать нечто Вечное, во всяком случае, Долго-Вечное. И это Вечное есть пища для меня, для Вас.

Что Вас вдохновляет в жизни? Вы прекрасно выглядите и производите впечатление молодого и энергичного человека…

Многое вдохновляет. Я люблю общение с людьми. Люблю свою жену. Детей очень люблю. Люблю слушать их, это большое вдохновение для меня. Ещё, учителя очень способствуют «всему хорошему ко мне».

Любовь к жизни, в целом?

Любовь к жизни. Но не такая, животная, а духовная, когда не боишься эту жизнь покинуть.

«Никто тебе не друг, никто тебе не враг, каждый для тебя Учитель».

Ольга Сорокина

Фото - Екатерина Дериглазова

Шалва Амонашвили - выдающийся учитель, профессор, доктор психологических наук, академик АПН СССР и РАО. Получил известность в преподавательской среде как автор уникальной системы работы со школьниками, названной «Гуманная педагогика».

Биографическая справка

Родился Амонашвили Шалва Александрович в столице Грузии, Тифлисе, 8 марта 1931 года. Отец, Александр Дмитриевич, погиб на фронте в 1942 году, поэтому вся тяжесть воспитания легла на плечи матери - Марии Ильиничны.

По окончании школы Шалва Александрович поступает на факультет востоковедения Тбилисского госуниверситета. Попав на 2 курсе вожатым в пионерлагерь, он понял, что его призвание - учить детей. В 1958 году Амонашвили заканчивает аспирантуру НИИ педагогики, а два года спустя защищает кандидатскую. В 1972-м становится дипломированным психологом, защитив докторскую диссертацию.

Профессиональная деятельность

Своими учителями ученый считает таких выдающихся гуру как Хачапуридзе, Гогебашвили, Ушинский, Коменский, Руссо. Сегодня в один ряд к ним можно поставить и самого Амонашвили Шалву Александровича.

Педагогическую деятельность начал в Грузии, затем переехал в Москву, где активно перенимал опыт и щедро делился своим с такими же талантливыми преподавателями. Особенно ученый сдружился с будущим академиком АПН СССР Давыдовым. Система гуманной педагогики, разработанная Шалвой Александровичем, хоть и приносила выдающиеся результаты, жестко критиковалась официальными органами.

С конца 1950-х до начала 1990-х Амонашвили работал в Научно-исследовательском институте педагогики Грузинской ССР, где прошел путь от простого лаборанта, до гендиректора Научно-производственного педагогического объединения. В 1989 году, благодаря выдающимся заслугам, ученого избирают народным депутатом СССР, которым он был до развала страны. Проработав 8 лет на кафедре начального образования Тбилисского педуниверситета, в 1998 году Шалва Амонашвили перебирается в Московский городской педуниверситет, где ему предложили возглавить лабораторию гуманной педагогики.

Заслуги уважаемого учителя не остались незамеченными. С 1985 года он являлся действительным членом АПН СССР, с 1993-го - Российской академии образования. Профессор ведет активную просветительскую деятельность, выступает в школах, научных центрах, университетах, издает книги и альманах. Часто бывает в Украине, где его система весьма популярна. Впрочем, часть специалистов критически относятся к его идеям и подходам, что нормально для академической среды.

В чем секрет феномена преподавателя и ученого из Грузии? Почему одни учителя его боготворят, а другие считают чуть ли не сектантом? Гуманная педагогика Шалвы Александровича призывает к пробуждению сердца, развитию интуиции, уделяет внимание творчеству, фантазии, свободному самостоятельному мышлению школьников с самого первого класса.

Цель гуманной педагогики простая и величественная - воспитание благородного человека, высокодуховного, культурного, этичного. Который стремится к совершенствованию и расширению познания. Который ставит перед собой задачу принести как можно больше пользы окружающим и направляет свой талант на служение общему благу.

Кстати, идеи гуманной педагогики не новы. Они отражены в творческом наследии Пирогова, Макаренко, Сковороды, Сухомлинского, Льва Толстого, Ушинского, Коменского, Узнадзе, Гессена, Песталоцци и многих других выдающихся учителей. Но Амонашвили предоставил им современное звучание, связал с проблемами сегодняшнего дня, разработал соответствующие методики и рекомендации.

Новаторство

Шалву Амонашвили по праву называют педагогом-новатором. Каким-то шестым чувством он ощущает детей, вселяет в них уверенность, раскрепощает, а те отвечают доверием и любовью. Уроки выдающегося учителя в корне отличаются от скучного повествования многих преподавателей. Он контактирует с аудиторией, привлекает внимание детей к себе и, соответственно, к излагаемому материалу. Учебный процесс сопровождается разминкой и релаксацией.

Недаром Международная Ассоциация Детских фондов удостоила его почетной золотой медали имени Льва Толстого, и это далеко не единственная награда. Но самой почетной Шалва Александрович считает благодарные глаза своих воспитанников.

Названия авторских программ говорят сами за себя: уроки любви, мудрости, терпения, увлечения. Опираясь в основном на творчество, они дают толчок к раскрытию личности. Амонашвили говорит о том, что дети любят трудности, поэтому надо опережать события, чтобы стать для них действительно помощником. Он предлагает ученикам задания, которые заставляют задуматься даже взрослых. А дети через несколько минут уже выдают ответы. Он - сторонник домашних заданий, но задает он их не детям, а семье - родители решают задачки вместе со своим чадом. Педагог убежден, что с помощью взрослого ребенок становится умнее.

Книги

Шалва Амонашвили выразил свои мысли и наблюдения в многочисленных трудах, ставших настольными книгами для многих учителей. Отметим некоторые из работ:

  • 1982: "Созидая человека".
  • 1986: "Как живете, дети?"
  • 1987: "Единство цели".
  • 1986: "В школу - с 6 лет".
  • 1996: "Школа жизни".
  • 2003: "Улыбка моя, где ты?"
  • 2006: "Истина школы".
  • 2009: "Вера и любовь".
  • 2009: "Рука водящая".
  • 2010: "Опыт самоанализа".

Критика

Как уже отмечалось, не все специалисты одобряют предлагаемые автором принципы воспитания. Шалва Амонашвили не раз оказывался в центре скандалов. Порой его обвиняют в культе самого себя и даже в сектантстве.

Основные аргументы оппонентов ученого сводятся к его свободной интерпретации текстов «Евангелия» и «Жития святых», сопоставлении себя как учителя с Христом, который также наставлял своих учеников. В пример приводят слова Шалвы Александровича: «Я учитель. И Христос Учитель. В чем разница между мной и Христом?» При этом фразу «Я носитель света!», которую ученый советует троекратно произносить перед зеркалом для уверенности и собранности, оппоненты из церковных кругов трактуют не иначе как магическое заклинание. Между тем такие кодовые фразы являются типичными в психологии и повсеместно применяются, например, в аутотренинге.