Зависимость атмосферы в семье и здоровья ребенка. Консультация (средняя группа) на тему: «Благоприятная атмосфера в семье — залог психического здоровья ребенка

Что такое "здоровая атмосфера" в семье?

Определение "здоровой атмосферы" семьи - вопрос философский и многогранный. Мы рассмотрим его с двух позиций: семьи "зрелой" и "условно здоровой" (дисфункциональной) семьи.

Понятие "зрелой, гармоничной, благополучной или здоровой" семьи психологами описывается по разному. Все начинается с того, что встречаются два человека, которые воспитывались в разных семьях, разных бытовых, культурных и морально-нравственных принципах и условиях. Безусловно есть что-то, что объединяет их интересы, тем не менее нередко выходит так, что те установки, которые один из супругов считает нормальными и правильными, для другого могут оказаться абсолютно чуждыми и непонятными. Поэтому гармоничные отношения в каждой НОВОЙ паре начинаются с создания принципов и правил, удовлетворяющих каждую из сторон, где каким-то принципами нам придется поступиться, а какие-то утвердить и закрепить. Процесс этот не быстрый, однако его смягчению и ускорению способствует наличие той самой зрелой атмосферы, которая помогает двум разным людям создать нечто целостное и новое, что их объединяло бы и представляло как пару. Таким образом, благоприятной можно считать атмосферу семьи, в которой присутствует:

уважение партнеров друг к другу, и тем более к отличиям между их характерами, между их увлечениями и интересами;

признание, поддержка и живое общение;

самостоятельность каждого из членов и независимость друг от друга;

чувство юмора и искренность;

личностный рост каждого в отдельности, но с наличием общих семейных целей;

совместное времяпрепровождения, наличие родовых и культурных традиций (возможно объединенных);

взаимопонимание и помощь;

любовь, в том числе ее телесные проявления (касания, обнимания);

защищенность и безопасность, атмосфера, в которой конфликты решаются конструктивно, со стремлением прийти к компромиссу;

отношение к ребенку как к ценности и возможность изменения "коалиций" без ревности (когда ребенок в разное время ближе к одному из родителей и это не воспринимается как предательство).

Особое внимание специалистов обращает на себя понятие т.н. "условно здоровой" атмосферы. Оно говорит о том, что в целом муж и жена живут в "согласии", однако при более детальном рассмотрении мы не находим в таком союзе признаков уважения, поддержки, любви и пр., а наоборот, на передний план выходят чередующиеся унижение, запугивание, авторитаризм, изоляция и т.д.. При внешнем благополучии, оказывается, что согласие в этих семьях держится на двух совпадающих дисфункциях: зависимости и созависимости, насилии (в т.ч. психологическом) и жертвенности, садизма и мазохизма, авторитаризма и подчинения, инфантильности и гиперопеки и пр. Партнеры могут быть уверены в том, что так живут все, что у них хорошая семья и что такие взаимоотношения и являются "настоящей любовью". На самом же деле союз их держится только на том, что полюса психологических расстройств каждого из них совпадают, поддерживают и подпитывают друг друга. К сожалению индикатором таких семей в социуме чаще выступают именно дети, чье проблемное (девиантное и даже делинкветное) поведение в детском саду или школе заставляет окружающих обратить внимание на внутрисемейный климат. Именно поэтому психологическая коррекция проблемного поведения детей, наиболее эффективна в контексте семейной психотерапии. Тогда родители имеют возможность посмотреть на имеющиеся семейные дисфункции и с помощью психолога научиться выстраивать те самые зрелые отношения, которые создают здоровую атмосферу в семье.

Такой термин как психологический климат мало кому знаком, но, несмотря на это именно царящая психологическая атмосфера способна оказывать огромное влияние на каждого члена семьи.

Психологический климат – фактор роста

Психологический климат способен воздействовать не только на психологическое, но и на физическое состояние всех членов семьи. Создается, таким образом, некая эмоциональная атмосфера, которая во многом влияет на качество жизни и здоровье. Также она является одним из важнейших факторов при принятии каких-либо жизненно важных решений и личностного роста.

Виды психологического климата семьи

Существует два вида психологического климата в семье - это благоприятный и не благоприятный.

Для создания благоприятной психологической атмосферы в семье, каждый ее член должен любить, уважать и доверять друг другу. А также как можно проводить время вместе, помогать и поддерживать друг друга в сложную минуту. Это не только создаст гармонию внутри семьи, но и снизит остроту конфликтов и стрессового состояния.

У детей, растущих в неблагоприятной психологической атмосфере, чаще всего наблюдается нарушение психического здоровья. На это существует несколько причин: недостаточное с родителями, враждебное отношение родителей к детям и из-за условий проживания в семейном разладе.

Социально-психологический климат в семье

От социально психологического климата также зависят семейные отношения. Например, вступая в брак, создается новая ступень общества. Супруги вступают в новую семейную жизнь, и только от них зависит какую "погоду в доме" они сделают.

С появлением малыша вся любовь, теплота и будут направлены только на него. И уже с этого момента в новорожденном начнут формироваться и закладываться качества, присущие окружающие его семейному кругу.

Есть еще и другое понятие. Морально психологический климат в семье. Под этим термином подразумевается то, как у вас складываются отношения с людьми. Отношение к духовным и материальным ценностям, а также чувства долга и ответственности.

Исходя из этого, можно сделать вывод. Семья - это необходимый компонент социальной структуры общества, который выполняет множество социальных функций, и играет важную роль в развитии общества. Вот почему так важно поддерживать благоприятную обстановку в семье, которая способствует гармонии и идиллии. Это важно не только для психологического здоровья взрослых, но и детей.

Сам дух семьи, характер отношений в ней, общий стиль и тон супружества принято называть семейной атмосферой. В сущности, она является основным источником радости или неприятностей, ощущения полноты супружества или его неполноценности. Семейная атмосфера складывается из многих элементов, главный из которых - нравственное здоровье семьи, тесно связанное с сопричастностью к жизни общества, с общественной направленностью супругов и конкретным преломлением в их жизни норм общественной морали. Можно сказать, что нравственная семейная атмосфера устойчива в такой мере, в какой социальна семья и в какой искренни и честны супруги в своих взаимоотношениях. Причем нравственное сознание семьи и супругов постоянно возрастает, если здесь не провозглашают принципов, а ими руководствуются, не говорят о том, как надо вести себя, а просто живут по законам совести и чести, не рассуждают о морали, а живут в соответствии с ней. Такая атмосфера оптимистична, пронизана высокой нравственностью, уверенностью в будущем.

Семейная атмосфера - это психологический климат семьи. Она включает в себя духовную жизнь родителей и детей, единство их интересов, увлечений, переживаний. В этом случае психологи говорят о духовном единстве семьи, когда каждый стремится понять других, разделить их заботы, помочь. Духовное единство сплачивает семью в коллектив, помогает созданию общего стиля и тона жизни.

Каждый в семье реально может утвердить себя в глазах близких, завоевать уважение, доверие, получить одобрение, выразить себя именно в сфере быта и свободного времени. Культура свободного времени очень влияет на атмосферу в семье. Ведь не случайно называют свободное время пространством для всестороннего развития. Если свободное время планируется для самосозидания и роста духовных потребностей, оно дает самую разнообразную гамму положительных впечатлений.

Наконец, духовная близость создается на основе психологической совместимости супругов, родителей и детей в системе межличностных отношений, что имеет регулирующее значение для стиля и тона супружеских отношений.

Следует заботиться о каждом элементе семейной атмосферы, иначе неизбежно в ней появятся противоречия, конфликты, несоответствия и возникнет неприятная эмоциональная напряженность. Именно семья создает высокую ценность, быть может, самую прекрасную,- радость. И потому семейная атмосфера должна быть по существу своему оптимистической, построенной на положительных эмоциях и переживаниях.

Семейные отношения субъективны, так как складываются с учетом индивидуальности и свободы каждого члена семьи. Логика супружества построена на правиле: каждому все члены семьи дают то, что он от них ожидает. Отсюда вытекает, что счастливым невозможно быть в одиночку, нельзя познать радость, не одарив ею другого. Если семейная атмосфера, предполагает другого человека как источник радости, в этом случае она является результатом взаимодействия душ и дум, чувств и привязанностей, желаний и настроений. Радость ведь иногда возникает просто потому, что пришел дорогой человек, улыбнулся ласково, поцеловал, сказал "спасибо". Счастье, исходящее от любимого, - неиссякаемый источник положительных чувств. Другие источники (благополучие, домашний уют и т. д.) питают радостью лишь в присутствии родного человека, когда он ко всему этому имеет отношение.

Вот почему семейная атмосфера субъективна, определяется супружескими отношениями и зависит от типа семьи, от характера мужа и жены, от их взаимоотношений и отношений с другими членами семьи. Взаимодействие всех элементов жизни в зависимости от типов семьи и супругов образует определенные виды семейной атмосферы.

Оптимистическая атмосфера характерна для гармонических семей и положительно взаимодействующих типов супругов с минимальными бытовыми запросами. Они больше радуются друг другу, чем, к примеру, покупкам. Здесь нет неразрешимых конфликтов, все проблемы решаются на основе согласия и уступчивости, исходя из общих интересов или интересов любимого человека. Подчинение личных интересов общественным, семейным естественно вытекает из любви к другим, которая всегда выше любви к себе.

В оптимистической семье даже серьезные проблемы никогда не вырастают в неразрешимые, из конфликтных ситуаций выходят, прибегнув к юмору, но не к истерии, в основу межличностных отношений берут положительные качества каждого. Общий положительный тонус семьи позволяет преодолевать трудности жизни и сложности отношений естественно и просто: устойчивой поддержкой всяких добрых начинаний, отзывчивостью на каждый знак внимания, помощью в конкретных делах.

Неустойчиво-положительная атмосфера чаще всего возникает в семьях эмоционально удовлетворенных, но противоположных типов супругов (оптимист - пессимист, рациональный - эмоциональный и др.). Здесь нередки периоды несогласия, но чаще всего при взаимной любви все быстро проходит.

Напряженная атмосфера характерна для противоречивых типов семей, в которых супруги с одинаковыми или противоположными недостатками: муж и жена - службисты или ленивы; или один трудолюбив, а другой лентяй; или кто-то неряшлив, а кто-то чистоплотен. Здесь постоянно сталкиваются разные характеры и разные установки. Если любят, супруги терпят недостатки друг друга, хотя это дается им непросто.

Конфликтная атмосфера характерна для неблагополучной семьи и супругов, эмоционально и рационально несовместимых. В таких семьях настроения пессимистичны (супруги не могут расстаться из-за детей или по иной причине и потеряли надежду на лучшую жизнь) или эффектны (скандалы, ненависть друг к другу).

Конечно же, оптимистическая, общая положительная атмосфера создается не сразу. Она зависит от усилий и желания каждого из супругов, от того, как им удается властвовать собой и растить добрые семена в интимных и межличностных отношениях.

Я знал его весьма веселым парнем, прекрасным баянистом, слесарем, мастером на все руки. После женитьбы Сергей был счастлив недолго. Молодая жена постоянно требовала: надо купить мебель, ковер, холодильник, новое пальто... Бесконечные запросы влекли за собой большие расходы. И если раньше брал в руки баян для души, теперь, превозмогая стыд, соглашался играть только за деньги на свадьбах, юбилеях. Чтоб заглушить сомнения, пристрастился к водке. И хоть в дом пришел достаток, счастья не было. Не радовали новые приобретения желанных вещей, за которыми снова звучало: "А еще надо...".

Когда их развели, Сергей и не отрицал свою вину: пьет. И остановиться уже не мог.

Однажды его, нетрезвого, встретила Женя - еще со школы она была влюблена в него. Внимательно выслушала Сергея, а когда он горько закончил: "А что, все правильно! Кому я нужен такой?",- ответила: "Мне нужен!".

Трудным был их путь к счастью. Она самоотверженно помогала ему избавиться от порока: убеждала, увозила в туристические поездки, в которых знакомились с хорошими людьми. Вместе планировали семейные расходы, вела домашнее хозяйство так, чтобы в доме было мило и хорошо без особых затрат. К Сергею возвращалась былая уверенность в себе, веселость.

"Ты изумительный человек",- говорил Сергей. И у него появлялось желание сделать для нее что-то хорошее.

Окончательный перелом произошел тогда, когда Женя сказала: "У нас будет ребенок. Я такая счастливая, Сережа! Я хотела и раньше, но ведь нельзя было из-за твоей беды".

На такое отношение нельзя было ответить иначе, как любовью, восстановлением доброго имени на работе. Уже после рождения сына Сергей поступил учиться в техникум, успешно его закончил, а когда малыш подрос, помог Жене получить высшее экономическое образование.

Можно привести немало примеров, из которых следует: какой муж получится из мужчины, во многом зависит от ума и доброты женщины. Впрочем, справедливо и обратное: своим отношением мужчина может возвысить или унизить женщину, помочь ей преодолеть недостатки или их умножить. А какова будет атмосфера в семье, зависит от обоих: ее можно создать радостной, оптимистичной, а можно и омрачить, испортить, а то и полностью разрушить.

Наверное, психологический климат в каждой семье имеет свои особенности, но неизменно помогает в создании здоровой семейной атмосферы, если создают ее во имя общей радости. Этой цели должно быть подчинено все: свободное время, самообразование, духовное общение, разнообразие впечатлений. Радость надо создавать специально, как и положительные переживания, которые не возникают сами по себе и без которых не обойтись. Прочным может быть только дом радости, приют вдохновения, раскрытия и развития всего доброго в любимых и любящих людях. В этом случае даже трудности не страшны, преодолевать их значительно легче. Но если у супругов не хватает характера, умения, решимости преодолевать сложности, в дом может войти беда. Поэтому надо знать, что чаще всего трудности семейной жизни возникают из-за материальных и психологических проблем: из-за отсутствия взаимосовместимости желаний, целей, намерений, интересов; неумения сбалансировать доходы и расходы в семейном бюджете; несогласования поступков и действий, отношений и поведения; биологической и психологической несовместимости; противоречий между "хочу" и "надо", правами и обязанностями.

Семейная атмосфера складывается прежде всего из общественных интересов и общей культуры супругов. Бедная духовная жизнь неизбежно вносит в дом скуку, уничтожает семейное счастье. А это со временем ощущается как трагедия, как крах идеалов. Чтобы этого не случилось, важно постоянно заботиться о разнообразии семейной жизни: обязательный выход в театр - как минимум один-два раза в месяц, столько же - на концерты, встречи с интересными людьми, туристические поездки, чтение книг, постоянный обмен мнениями о событиях в мире.

Когда супруги находят удовлетворение в духовном общении друг с другом, наступает гармония в семейных отношениях. По данным социолога 3. А. Янковой, в прочных семьях 72% супругов имеют постоянные положительные эмоциональные впечатления друг от друга, 32% - единые интересы, 52% регулярно обмениваются мнениями по всем вопросам жизни. Если вопросы обсуждаются сообща, супруги вместе обдумывают и действуют, это и есть реальная основа постоянного духовного взаимопонимания и оптимистической атмосферы, без чего семья не дом любви, а всего лишь общая столовая и спальня.

Атмосфера в семье - это и добросовестное, добровольное выполнение каждым из супругов семейного долга, обязанностей по дому, умение стать выше самолюбия, амбиции в выяснении сложных личных отношений, это самоконтроль за своим поведением, а вовсе не анархия желаний. Важно подчеркнуть, что ответственность за семью несет каждый из супругов, и никто другой. Семейные проблемы потому и личные, что только любящими, только мужем и женой могут быть разрешены. Есть только одно универсальное основание нравственного благополучия - любить друг друга беспредельно. А для этого надо обладать терпением, самопожертвованием, чтобы сохранить любовь и сделать свой дом дорогим для каждого из членов семьи.

Положительная эмоциональная атмосфера семьи во многом определяется и культурой близости. Половая жизнь супругов подчинена законам природы и человеческих отношений, в ней слито воедино природное и приобретенное. Гармония между физиологией и этикой половой жизни в конечном счете обеспечивает жизненную силу брака, полноту счастья, доверие и нежность, взаимопонимание во многих других сторонах семейной жизни.

Ничто так не мешает счастью мужчины и женщины, как пошлость или ханжество. Пошло, если половая жизнь сведена лишь к сексу (в вульгарном понимании этого слова), грубо, без должной чуткости трактуются самые интимные вопросы. Не менее вредно ханжество, вытекающее из непонимания, что близость в супружестве естественна, прекрасна, необходима. Это - праздники любви. Как сделать, чтобы половая жизнь была наполнена любовью и страстью, нежностью и вниманием, уважением и откровенностью? Подробный ответ на этот вопрос можно найти в книгах о культуре половых отношений.

Как бы ни скрещивались мнения специалистов о половых проблемах, никто из них не оспаривает, что культура чувств повышает и сексуальную обостренность в супружеской близости. Возвышенность питает силу чувства, определяет устойчивость страсти.

Бывает ли наоборот? Наверное, случается, хотя такие примеры редки. Все-таки нужен хотя бы минимум духовного взаимопонимания и душевной топкости, чтобы страсть возвышала и дух. Примат духовного в любви все- таки неизбежен.

Нужна ли сексуальная грамотность? Ведь люди потому и люди, что способны думать, знать, чего хотят и что собираются делать, осмысливают свои переживания и чувства, свои потребности и действия. Бесспорно, сексуальная грамотность имеет свои плюсы. Молодые супруги становятся естественнее в близости, свободнее в выражении своих чувств, в признательности, в благодарности за счастье, ласку. Они стремятся лучше узнать друг друга, заботятся, чтобы и другому было хорошо. Разделенная страсть - всегда высшее блаженство, а знание сексуальных тонкостей поднимает близость до уровня высокого искусства. Сексуальная грамотность сокращает число разводов, упрочивает супружество, укрепляет любовь, духовную близость.

Для семейного микроклимата важно научиться сдерживать чувства разумом. Вообще трудно установить меру чувств, это самое сложное в супружестве, но очень важное. Молодые иногда жалуются: "Надоело. Все время пристает: "Ты меня любишь?". "Люблю", - отвечаю. А через минуту опять: "Как ты меня любишь?". И невдомек иному, что это естественное проявление горячей любви, и не отмахиваться от этих вопросов надо, а самому не скупиться на ласковые слова. И если в проявлении добрых чувств мера не столь важна, то сдерживать отрицательные эмоции просто необходимо. Здесь нужен разумный подход.

Разум помогает лучше понять, а при необходимости и простить друг друга, он придает прочность чувствам. Умные люди многие проблемы снимают шуткой или уступкой. И наоборот, у менее развитых больше конфликтов. У них из всего возникает проблема: кому идти в магазин, кто почистит картошку, кто пойдет гулять с ребенком, кому первому сделать покупку, кто ночью поднимется к плачущему малышу. Казалось бы, чего проще: надо исходить из того, что супружество - это любовь и делать друг для друга что-то - это высшее удовольствие для себя. Только так можно постепенно приучить себя делать то, что надо, а не то, что хочется. Наступит время, когда делать что-то для другого станет привычкой и, наконец, удовольствием.

Душевная деликатность в супружестве имеет широкие диапазоны. Как тонко отметил психолог А. А. Бодалев, мы смотрим друг на друга через призму своего "Я" и видим не столько самого человека, сколько себя в нем. Наше испорченное настроение настолько может исказить восприятие, что в шутке любимого человека нам почудится насмешка или издевательство, в искренном сочувствии - лицемерие, в сомнении - прямое осуждение или недоверие и т. д. Иначе говоря, испорченное настроение - словно черные очки на глазах любви. Это надо знать и не позволять себе доносить злые чувства до дому. Войдя в дом, внимательно посмотрите на мужа, жену, справьтесь о самочувствии. Никуда не годится, если муж не заметил красивой прически, обновы. Надо угадать, почувствовать душевный настрой любимого человека в данный момент, если хотите эмоциональной отзывчивости тому, что творится в вашем сердце.

Существуют определенные психолого-педагогические правила поддержания положительной семейной атмосферы.

Делать друг для друга только добро - это вызывает признательность, формирует чувство гуманности, человеколюбия.

Быть предельно деликатными друг к другу. Ничто так не противоестественно для семьи, как грубость, резкость, цинизм, эгоизм. Любящий супруг знает, когда нужно прикоснуться к руке, погладить по волосам, поцеловать, а когда просто вздохнуть и отойти в сторону. Чувства супругов должны быть согласованы и гармоничны, а гармония не бывает без духовного настроя сердец и дум.

Жить надо бодро, не унывая, находить источник счастья и удовольствия во всем: в дуновении весеннего ветра, лепете ребенка, ласковом взгляде любимого человека, удаче на работе и т. п. Важно, чтобы супруги научились вместе радоваться жизни. Это и есть искусство общения, в котором надо постоянно совершенствоваться.

В какой атмосфере живет ваш ребенок? Об этом предлагает задуматься книга Дороти Лоу Нолт «Революция в обучении». Маленький фрагмент, который желательно прочесть прежде, чем вы познакомитесь с гостевым постом Марии Трудлер. Читайте!

Смысл детского творчества - воспитание чувств

«Если ребенок живет в атмосфере творчества, он учится творить, мечтать и фантазировать». Что равнозначно: «Если ребенок живет в атмосфере свободы, он учится спонтанности, открытости и любознательности». Учится быть индивидуальностью, быть творческим человеком. Учится свободному самовыражению. Это совсем не означает, что он станет художником, поэтом или музыкантом, это означает, что он научится быть творческим во всем, что он делает.

В воспитании детей у меня совершенно нет опыта (кроме того, что я была непослушной дочерью мамы-педагога), поэтому все, что вы сейчас прочтете, дорогие друзья, исключительно несерьезная импровизация на серьезную тему, которая когда-то задала Светлана в комментариях. В них развернулись интересные обсуждения, которые для меня неожиданно обернулись приглашением в гости. Пообещав продолжить тему творческого воспитания, я долго откладывала ее написание, набрасывая время от времени, мимоходом какие-то отрывочные, абстрактные мысли.

Не чувствуя себя специалистом в этом вопросе, мне сложно было выудить из себя что-то разумное или полезное. Как художник, могу с уверенностью сказать, что любые глубокие рассуждения вытекают только из личного опыта. Поэтому мои сегодняшние измышления лишь маленький, незрелый плод наблюдений за семьями знакомых и друзей, их родителями и детьми. (Не могу сказать, что довольна ими, скорее - наоборот. Писала в три захода, много раз возвращалась, редактировала, ощущая себя голословной, не имеющей право высказываться на эту тему. Но - получилось, что получилось. При последней редакции разбавила каплями юмора текст, чтобы снизить чуть-чуть высокопарную ноту и не чувствовать себя полной пустомелей).

Я сама выросла в творческой, интеллигентной атмосфере - в окружении книг, фотографий, пластинок, альбомов по искусству. В доме читались стихи и рассказы вслух, рисовались картины, писались дневники, издавались семейные журналы, слушалась классическая и джазовая музыка, велись интересные разговоры о литературе, кино, живописи. Наверное, неслучайно, что я стала художником, а мой брат - поэтом. Но совсем не обязательно, что всех детей, выросших в такой счастливой среде, ждет подобный путь.

У всех он разный. Смысл детского творчества - воспитание чувств. Обогащение внутреннего мира. Ребенок, играющий на каком-нибудь музыкальном инструменте, учится слышать и слушать музыку, учится любить музыку. В нем развивается музыкальный слух и вкус. Чуткость к миру звуков. Чуткость к другим людям. Много раз замечала, что музыкальные люди по-особенному умеют слышать других, они хорошие собеседники, ведь они научились вслушиваться в малейшие интонации голоса, настраиваться на понимание других людей. Для них звуки - это не просто шумовой фон. В будущем это может помочь в совсем других областях, например, в изучении иностранных языков.

Чему еще научится малыш в творческой среде? Давайте помечтаем... Он научится жить творчески, мыслить творчески, работать и выражать себя творчески. Научится учиться. Научится трудиться. (И ленится, само собой разумеется, но с умом). Научится уважать чужое творчество, чужие взгляды на жизнь. Дети, знающие не по наслышке, что такое занятия музыкой, танцами, рисованием, никогда не посмотрят на картины, книги или музыку, как на забаву. Они будут знать, что стоит за любым произведением.

Быть творческим - это развивать в себе постоянно, всю жизнь созидательную природу. Какая цель у любых творческих занятий? Разве вырастить великих писателей или режиссеров? Нет, конечно. Вырастить личностей. Людей с неординарным мышлением, настроенных на саморазвитие и самосовершенствование.

Подробности Категория: Видеокурс "Химическая Зависимость" Просмотров: 2211

Функции семьи. Семейные границы. Семейное взаимодействие. Семейные роли. Семейная эмоциональная атмосфера. Семейные ценности. Этапы выздоровления зависимой семьи.

Семья – группа людей, которые вместе проживают, связанны родственными (брак, кровное родство, усыновление, опеки) или подобными (гражданский брак) отношениями, и распределяют между собой материальные, бытовые и т.д. обязанности. Семья – это люди, объединенных между собой в эмоциональной, материальной, интимной, духовной и т.д. сферах жизни на более глубоком уровне, чем с другими людьми. В семьях люди могут получить то, что в одиночку они обрести неспособны – эмоциональную и духовную близость, поддержку, эмоциональное тепло, материальную помощь, помощь в бытовых делах, поддержку в социуме и т.д.

Здоровая семья характеризуется здоровыми: семейными функциями, границами, взаимодействием (транзакциями), ролями, эмоциональной атмосферой.

Функции семьи

В здоровой семье выполняются здоровым образом все семейные функции: 1.) эмоционально-психологическая – обеспечение эмоционального комфорта и психологического здоровья ее членов (теплая эмоциональная атмосфера, эмоциональная открытость, здоровые эмоциональные послания и т.д.); 2.) бытовая-экономическая – обеспечение материальных, бытовых потребностей, физического здоровья (здоровое распределение обязанностей, достаточный доход, выполнение всех бытовых функций и т.д.); 3.) воспитательная – обеспечивает рождение, нормальный рост, воспитание и т.д. новых членов семьи (здоровая сексуально-эротическая атмосфера, здоровые модели воспитания, здоровые модели для подражания и т.д.); 4.) социальная функция – помогает становлению человека за пределами семьи (открытая социальная система, поддержка с социализации и т.д.); 5.) духовно-ценностная – обеспечение прав членов семьи, развитие семейных, культуральных и общечеловеческих ценностей (наличие ценностей в семье, духовное равенство и уважение всех членов и т.д.).

Здоровые границы

У каждого члена семьи есть своя личная территория (личные вещи, личное время, пространство, права и обязанности), границы которой уважаются другими членами. Однако эта территория не закрытая, происходит здоровое взаимодействие (согласованные договоренности по изменению границ, нарушению территорий и т.д.). Все границы установлены на основе договоренностей. Ответственность за свою территорию несет сам человек. Детей обучают здоровым границам. Есть общая территория.

Здоровое взаимодействие

Между членами семьи одной группы (между родителями, между детьми, между стариками) взаимодействие горизонтальными транзакциями равный-равному (близость, игра ДД, содействие, общность интересов РР, сотворчество, сотрудничество ВВ). Между членами семьи разных групп (родители-дети) – горизонтальными (забота РД, обучение ВР, защита ВД). При взаимодействии соблюдаются принципы уважения, безусловной ценности каждого члена, права выбора и т.д. Отсутствует фальшь и закрытость. Детей обучают принципам здорового общения и взаимодействия с людьми в разных ситуациях – дружбы, близости и ухаживания, отдыха, работы, конкуренции, конфликта и т.д.

Здоровые Роли

Отсутствует взаимодействие по ролям треугольника Карпмана (Преследователь, Спасатель, Жертва). Ролевое взаимодействие взрослое – Учитель, Помощник, Ученик. Отсутствует негативные психологические игры. Детей обучают здоровым социальным ролям.

Здоровая эмоциональная атмосфера

Искренняя теплая, поддерживающая, веселая и радостная эмоциональная атмосфера. Преобладают безусловно положительные и условно положительные поглаживания. Отношение негативных условных поглаживаний к положительным 1:7. Отсутствуют поглаживания в виде безусловно негативных, игнорирований, фальшивых. Присутствует уважительная ненавязчивая эмоциональная забота и поддержка членам семьи, испытывающим трудности. Происходит забота о здоровом психологическом состоянии детей.

Семейные ценности

В семье присутствуют ценности трех уровней – семейные, культуральные, общечеловеческие. Семейные ценности: у семьи есть своя история, традиции, предки и т.д. (семья часть Рода), не переходящие в культ семьи или ее членов. Культуральные ценности: культура страны и этническая культура, обычаи, традиции и т.д. (семья часть Этноса), не переходящие в национализм. Общечеловеческие ценности: духовные и религиозные (в духовном, а не в культурном и обрядческом понимании), общие философские и мировозренческие установки, ценность главных человеческих качеств и т.д. (семья часть Человечества), не переходящие в религиозный фанатизм. Соблюдается иерархия ценностей: главные общечеловеческие, потом культуральные, потом семейные. Детей воспитывают в ценностной атмосфере и прививают ценностные установки, соблюдая при этом принцип уважения и право выбора.

Этапы выздоровления зависимой семьи:

1. Дистанцирование. Члены семи максимально психологически дистанцируются друг от друга и ограничивают взаимодействие.

2. Реабилитация. Члены семьи прорабатывают собственные проблемы зависимости и созависимости.

3. Сближение. Члены семьи сближаются и учатся новым способам взаимодействия друг с другом.

4. Реструкторизация семейного опыта. Пересматривается семейный опыт, прощаются обиды, освобождение от накопленного негатива.

5. Гармонизация. Достижение гармоничных взаимоотношений, проработка отношений семьи с внешним социальным миром.

6. Семейная ресоциализация. Пересмотр места семьи в обществе, мире. Пересмотр семейных ценностей, направления движения семьи как целого, семейной миссии.

Задания к теме «Дисфункциональная семья»:

1. Представьте себе, какой вы хотели бы видеть свою семью в будущем. Напишите рассказ на тему «Моя будущая семья», в котором описывает свою семью в будущем в разных отношениях (выполнение функций, границ, взаимодействия, эмоциональной атмосферы и т.д.).
2. Какие из здоровых семейных функций вам на сегодняшний день будет сложно поддерживать. Чему вам следует научиться в выздоровлении для этого?
3. Какие проблемы с соблюдением и нарушением семейных границ могут быть на сегодняшний момент с вашей стороны? Чему вам следует научиться в выздоровлении для этого?
4. Какие проблемы со здоровым семейным взаимодействием могут быть на сегодняшний момент с вашей стороны? Чему вам следует научиться в выздоровлении для этого?
5. Какие проблемы с поддержанием здоровой семейной атмосферы могут быть на сегодняшний момент с вашей стороны? Чему вам следует научиться в выздоровлении для этого?
6. Какие проблемы с поддержанием ценностей в семье могут быть на сегодняшний момент с вашей стороны? Чему вам следует научиться в выздоровлении для этого?