Папье-маше – древнейшее искусство, не утратившее своей популярности. Попробуйте это несложное творчество и найдите в нем источник для новых шедевров!
Техника папье-маше проверена временем, ведь ее история насчитывает несколько тысяч лет! Древние египтяне делали посмертные маски, используя слои папируса, перемежеванного клеящим веществом. В Персии из многослойной бумаги изготавливали декоративные изделия, в том числе сундуки и кубки. Часто, поверх бумажного слоя наносили тонкие металлические пластины.
Прочность изделий из папье-маше с большим количеством слоев была подмечена еще в древнем Китае – там стали использовать эту технику для производства доспехов и щитов, которые могли защитить воина не только от стрелы, но и от удара мечом.
Многократное покрытие природными лаками прибавляло материалу дополнительную прочность. Кроме того, в Японии и Китае из этого материала изготавливали церемониальные маски, декоративные элементы к военному костюму, предметы домашнего декора (шкатулки, вазы) и даже пуговицы.
Часто поверхность изделий покрывали глянцевым лаком и, таким образом из сравнительно дешевого материала получали вещи, выглядящие роскошно. В Индии папье-маше можно было встретить на любом ремесленном рынке в виде богато-орнаментированных изделий для домашнего обихода.
С 17-го века папье-маше стало активно использоваться во Франции, а затем и в Англии, в кукольном деле – эта техника как нельзя лучше позволяла воспроизвести тонкие черты кукольных лиц. Большим преимуществом была высокая прочность материала. В отличии от фарфора, готовое изделие из папье-маше не было хрупким, а также было намного легче чем дерево.
В 18-ом веке папье-маше стало недорогой альтернативой архитектурной лепнине и резному дереву, позднее эту технику стали использовать даже для изготовления элементов мебели (например, спинок стульев) и церковной утвари.
По сегодняшний день папье-маше широко используется в кинопроизводстве и театре для изготовления бутафории (муляжей различных вещей: оружия, посуды, украшений, предметов интерьера, имитации рельефов в ландшафте или архитектурных конструкций), накладных элементов для грима (носов, подбородков), деталей сценического костюма (головных уборов, масок).
Папье-маше является одним из немногих видов творчества, который будет интересен практически каждому, ведь вариантов изделий из клееной бумаги огромное множество, а сам процесс работы в этой технике не требует художественной подготовки или определенных знаний. Несмотря на то, что для этого вида творчества используется бумага, оно не имеет ничего общего с другими бумажными хобби , плетением из бумажных трубочек.
Преимущества этого увлечения налицо:
Как уже было подмечено, папье-маше очень экономный вид творчества. Основное, что нужно для папье-маше, это тонкая бумага и клей (ПВА, столярный, канцелярский, желатиновый или крахмальный клейстер). Существует два принципиально разных варианта этой техники:
Включить это хобби в список своих увлечений могут все, о успех ждет только тех, кто не любит бросать начатое. Качества, которые будут полезны в работе с папье-маше:
Первый вариант (из кусочков) подходит для изготовления масок, кукольных голов, фигурок, шкатулок. Поверхность готовых изделий поддается шлифовке, поэтому достичь идеальной гладкости весьма просто. Весь процесс работы можно разделить на несколько этапов.
Подготовить тонкую бумагу (хорошо подходит газета). Для этого можно нарезать или порвать ее на кусочки, их размер зависит от предполагаемого размера изделия – для мелких работ это может быть 1х1 см, для крупных до 4х4, 4х10 см. Порванная бумага сделает поверхность изделия более гладкой, чем нарезанная.
Подготовить форму, на которую будет наклеиваться бумага. Для этого можно взять как уже готовый предмет, так и вылепленный из пластилина или глины (например, голову куклы).
Если берете готовый предмет за основу папье-маше, помните, что для получения объемной формы нужно будет разрезать уже готовое папье-маше на две половины, чтобы достать базовую форму, а затем склеить их. Поэтому основа может быть повреждена при разрезе. Для шаровидной формы можно взять воздушный шар, который по окончании работы можно извлечь через предварительно оставленное отверстие в слоях бумаги.
Чтобы готовое папье-маше получилось легко отделить от основы (как готовой, так и лепленной), рекомендуется смазать форму вазелином либо обернуть ее пищевой пленкой, перед тем как наносить первый слой бумаги.
Обклеить форму слоями бумаги. Количество слоев зависит от желаемой толщины и прочности – минимальное количество 4–5, максимальное – не ограничено, но уже при 15 слоях толщина стенки изделия будет около 0,5–0,7 см, поэтому делать слоев больше этого количества обычно смысла нет.
Для равномерного покрытия формы бумагой, удобно чередовать слои разных цветов – так будет понятно, когда начинать новый.
Хорошо просушить изделие (в течение суток) и снять с формы. Если для снятия требуется разрез, удобно сделать его острым ножом для бумаги. После извлечения формы, нужно с внутренней стороны изделия вдоль разреза наклеить кусочки бумаги так, чтоб половина кусочка выходила за границу разреза, затем промазать их клеем и приложить вторую половину изделия.
Также нужно заклеить линию стыка половинок снаружи двумя слоями бумаги и для прочности покрыть еще одним слоем папье-маше всю форму (если предполагается дальнейшее окрашивание, то лучше слоем белой бумаги).
Хорошо просушенное изделие можно отшлифовать с помощью мелкозернистой наждачной бумаги.
Разукрашивать папье-маше можно любой краской, но лучше всего взять акрил – он не будет стираться с формы и быстро сохнет. При желании папье-маше вскрывают лаком.
Второй вариант папье-маше (из бумажной массы) подойдет для формирования готовых изделий методом простой лепки или лепки на каркасе. Кстати, само название техники переводится с французского как «жеванная бумага». Вариантов рецепта приготовления массы довольно много, и после нескольких проб Вы найдете собственное оптимальное соотношения ингредиентов.
Обычно ее делают таким образом: размачивают газетную бумагу, картон от коробок либо яичных лотков, или туалетную бумагу в теплой воде, оставляют ее на несколько часов, периодически разминая руками (можно поставить на плиту, чтобы поддерживать воду в теплом состоянии).
После размокания, массу тщательно отжимают и измельчают блендером или на мясорубке (более трудоемкий вариант – протирают через сито). Далее к массе прибавляют клей и вымешивают до тех пор, пока однородная эластичная масса не перестанет липнуть к рукам.
Сформированное изделие полностью высыхает за 2-3 дня – сушить на батарее его не стоит, так как это может привести к появлению трещин. Высохшая масса становится твердой и очень легкой. Ее также можно отшлифовать и покрыть краской так же, как и или .
Как уже было подмечено, в технике папье-маше можно делать совершенно разные виды изделий, это отличный способ изготовить как декоративные произведения, так и вещи для практического применения в доме. С помощью этой техники можно сымитировать более дорогостоящие материалы, например, металл, камень или керамику.
Домик для кошки
Работа с папье-маше успокаивает, помогает сосредоточиться на процессе и отдохнуть от повседневных забот, развивает творческое мышление. Начиная с простых и распространенных изделий, вы быстро перейдете к реализации собственных креативных идей.
Чтобы вам легче было перейти от планов и сомнений к действиям, наши рукодельницы приготовили пошаговые инструкции с фото. Взяв за основу мастер-классы, вы быстро освоите технику папе-маше и научитесь создавать собственные шедевры, достойные подражания.
Папье-маше по-французски значит «рваная бумага». Рукоделие это заключается в оклеивании какой-нибудь формы кусочками мягкой бумаги в несколько слоев. Это несложно, но требует терпения и аккуратности.
Для работы необходимы: большой стол, который обязательно надо застелить газетами или клеенкой. Тряпка для вытирания рук от клея. Обойный клей (который разводят, следуя указаниям на коробке) или клейстер (развести крахмал в чуть теплой воде и размешать до густоты сметаны. Продолжая помешивать, понемногу осторожно доливать кипяток до тех пор, пока не получится прозрачная, очень густая жидкость, похожая на кисель. Дать клейстеру остыть.). Клейстер нельзя долго хранить. Лучше всего варить каждый раз свежий клейстер.
Если предполагается, что форма, которую будут оклеивать, останется внутри изделия, ее смазывают клеем. Если же форму придется потом извлекать, надо смазать ее вазелином и клеить первый слой бумаги на него.
В этой технике газету разрывают только руками и ни в коем случае не режут ножницами.
Бумагу разрывают на маленькие кусочки и оклеивают ими всю поверхность формы. Смазывают первый слой бумаги клеем и наклеивают второй слой. Чтобы не запутаться, где какой слой, для второго слоя можно взять бумагу другого цвета. Таким образом оклеивают форму несколькими слоями бумаги.
Куски бумаги могут быть и крупнее. Но в этом случае сначала опускают куски в миску с клеем, дают им намокнуть и мнут в руках. Только тогда большие куски бумаги плотно покроют поверхность формы, собираясь в складки. Складки хорошенько разглаживают руками. В этом случае форму не надо предварительно смазывать клеем.
Ничего нельзя делать с изделием (снимать с формы или красить) до тех пор, пока оно окончательно не высохнет. В зависимости от величины оно сохнет 1 — 2 суток. Сушат изделия при комнатной температуре. При сушке на батарее они могут потрескаться. А потом его можно украшать: раскрашивать, наклеивать аппликации и пр. На такой поверхности лучше всего ложится гелиевая ручка, очень хорошо — акварель и туш, более- менее нормально — маркер.
Папье-маше можно также изготовить из бумажной массы. Этот способ дает больший простор для фантазии. Из нее можно лепить, ее можно прессовать или лить в формы. Для папье-маше из бумажной массы понадобятся: газеты, большая миска, клей ПВА, клейстер, кружка, сито, миксер. Мелкие кусочки газеты положить в большую кружку или кастрюльку, залить их водой и подождать, пока газеты размокнут. Переложить размокшие газеты небольшими порциями в миксер и размешать так, чтобы получилась однородная масса. Если миксера нет, можно залить газеты горячей водой и через 3 часа размешать их руками до получения однородной массы. Откинуть массу через сито и дать воде стечь. Переложить массу в миску и добавить 1 столовую ложку обойного клея (клейстера) и 1 столовую ложку клея ПВА. Все вместе хорошо вымесить. Добавить еще клея, пока масса не начнет немного липнуть к рукам. Массу нужно хранить в холодильнике, в полиэтиленовом пакете. Если при хранении масса станет слишком жидкой, ее следует отжать и добавить еще немного клея.
Кукла в технике папье-маше своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото Автор: Репешко Людмила Петровна, учитель начальных классов, МОУ "Оленовская школа № 1 Волновахского района", пгт. Оленовка, Донецкая область. Описание материала: Мастер-класс для взрослых и детей. Назначение: Кукла для выступлений на празднике. Цель: Изготовить чудо-куклу для приколов. Задачи: - Вызвать интерес к изготовлению "живых" кукол. - Развивать воображение и любовь к искусству. Материалы: банка, подсолнеч... |
Мастер - класс с пошаговыми фото "Изготовление тарелочки в технике папье-маше"Предлагаю вашему вниманию мастер - класс по изготовлению тарелочки в технике папье - маше. Папье - маше это наиболее простая техника изготовления предметов с помощью бумаги и клейстера. Родиной считается Китай, где была изобретена бумага. Существует два варианта техники папье - маше. Первый предусматривает варку эластичной массы из бумаги и клейстера. Второй, который применим сегодня, основан на наклеивании кусочков... |
Создание снежной бабы. Мастер - класс с пошаговым фото. Мастер-класс будет полезен воспитателям ДОУ, родителям, детям дошкольного возраста и творческим людям. Цель Развивать творческие способности детей. Задачи: 1. Знакомство и освоение новой техникой при изготовлении объемной игрушки. 2. Воспитывать интерес к творчеству. 3. Развивать мелкую моторику. 4. Закреплять навыки работы с клеем (клейстером) Для работы нам понадобиться: - газеты и любая д... |
Мастер-класс с пошаговым фото «Сова своими руками»Выполнила: Минеева Полина, ученица 2 класса, 8 лет, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Виловатовская средняя общеобразовательная школа» Горномарийского района Республики Марий Эл Руководитель: Севодняева Эльвира Николаевна, учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Виловатовская средняя общеобразовательная школа» Горномарийского района Республики Марий Эл Цели: познакомить с технико... |
Поделка в технике папье – маше и квиллинг для детей 5-6 лет «Цветущая планета». Пошаговая инструкция с фото Автор: подготовительная группа Руководитель: Самонкина Елена Александровна воспитатель МБДОУ ЦРР – д\с «Оленёнок» п. Нижний Куранах РС (Якутия) Описание: предлагаем вашему вниманию мастер-класс по изготовлению красивой поделки в технике папье – маше и квиллинг. С такой поделкой могут справиться дети 5-6 лет. Данную работу можно применять в кружковой работе, для совместной творческо... |
Как сделать грибы в технике папье-маше своими руками Автор: Косарева Наталья Николаевна, студентка КОГПОБУ СКП и СО. Описание и назначение. Этот мастер – класс несомненно будет интересен как воспитателям детских садов, педагогам дополнительного образования, родителям и всем творческим людям. Муляжи грибов могут быть использованы в качестве наглядного материала для показа на занятии, как атрибуты для аттракционов или при оформлении осеней композиции, для проведения дидактических игр, так и... |
Ангелочек в технике папье-маше своими руками. Пошаговая инструкция с фотоАвтор: Попова Елена Анатольевна, воспитатель МБОУ гимназия "УВК №1" детский сад г.Воронеж Цель:изготовление Ангелочка Задачи:1. Развитие навыков и умений в работе с бумагой, развитие мелкой моторики рук; 2. Развитие детского воображения, художественного и пространственного мышления; 3. Создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха Материалы и оборудование: бумага, клей, стакан. краски,... |
Мастер-класс «Новогодний сувенир» с пошаговыми фото изготовления поделки из подручных материалов.Украшение для елки своими руками. Сувенир-подарок. Новогодний декор. Автор: Чугунова Татьяна Николаевна, воспитатель МБУ «Школа № 26», структурное подразделение детский сад "Тополек", г.о. Тольятти. Описание: данный МК предназначен для старших воспитанников дошкольных учреждений и младших школьников, воспитателей ДОУ, учителей начальной школы, родителей. Назначение: Украшение для елки, новогодний... |
Мастер-класс по лепке для старших дошкольников (папье-маше). Тема: ЖирафПо результатам исследований А.Ю.Прищепка и Н.Ф.Яришевой, изобразительное искусство, и в частности лепка, является эффективным средством для подготовки руки ребенка дошкольного возраста к письму, изучение формы предмета, его величины, строения, цвета, назначения. Под технологией лепки мы понимаем владение детьми инструментом, способами лепки. Это понятие охватывает также и развитие глаза, руки, их согласованную работу. Технол... |
Мастер-класс для детей дошкольников по лепке из бумаги (папье-маше) Тема: «Елочка».Лепка имеет большое значение для детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков. Лепка, также, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного. У маленького ребёнка особая острота восприятия. То, что эмоционально воспринято в детстве, запоминается на всю жизнь. Вос... |
Мастер-класс "Большое Кinder-яйцо в технике папье-маше"Автор: Иванова Виктория Олеговна, воспитатель МДОУ "Детский сад комбинированного вида №156" г. Саратова Назначение. Данный мастер-класс будет интересен и полезен для воспитателей детских садов, родителей, для педагогов различных сфер образования. Предназначен для взрослых людей и дошкольников (6-7 лет). Данный сувенир станет незабываемым подарком для любого малыша, поскольку внутри яичко получается полым, и туда может поместиться некоторое... |
Новогодние игрушки своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фотоМастер-класс по лепке (папье-маше) Тема: Новогодние игрушки Мастер-класс направлен как на детей, так и на взрослых. Однако большее предпочтение отдаю детям. Каждый вид изобразительной деятельности развивает у детей определенные качества. Только занимаясь лепкой, ребенок знакомится с объемной формой предмета, взаимосвязью его частей, у него формируются навыки работы двумя руками, скоординированность движений, активно развиваются м... |
Вы смастерите такого забавного тигренка, если возьмете:
Снимите крышку с банки, переверните тару, поставьте ее на стол. Облепляя банку пластилином, сразу формируйте уши, глаза, лапы, черты лица тигренка. Вот как сделать копилку дальше.
Можно сначала смачивать кусочки газеты в воде, затем обмакивать их в ПВА, оформляя поверхность шарика, приклеивать сюда порванные бумажки.
Эти заготовки нужно прикрепить к основе малярным скотчем, поверх также нанести массу для папье-маше.
Не всегда основу просто обклеивают порванными газетами, существуют очень интересные рецепты приготовления масса для папье маше. Познакомитесь с одним из них.
Из такой массы вы сможете слепить фигурку животного, например, медведя. Возьмите:
Теперь нужно отжать бумагу. Для этого постелите на дуршлаг свернутую в несколько слоев марлю, положите сюда немного массы, часть воды стечет. Остальную удалите, приподняв края марли, выжав бумагу. Также выжмите и остальную, но не пересушите, немного воды оставьте.
Складывайте всю эту бумагу в большую миску, затем добавьте туда строительный клей. Перемешайте массу. Это будет легче сделать, если вы станете смешивать бумагу с клеем небольшими порциями.
Добавьте льняное масло, перемешайте. Оно позволит стать массе пластичней. Теперь можно лепить из папье-маше или складывать эту массу в формы, чтобы изготавливать детали игрушки. Склеивать вы будете при помощи ПВА, который называется «Момент столяр».
Когда в течение нескольких дней заготовки из папье-маше полностью высохнут, их нужно будет ошкурить средней, затем мелкой наждачкой.
Ее также можно сделать из массы, рецепт которой вы только что узнали или воспользоваться другим. Вот таким получится домик этого сказочного персонажа.
Слепите из массы для папье-маше окошко, ставни. Используя стек, украсьте их резьбой. Начинаем делать чердак, на фото он розового цвета.
Даже не верится, что такие замечательные произведения искусства можно создавать из туалетной бумаги.
Чтобы использовать меньше папье-маше, сначала вы можете обкрутить верхнюю проволоку фольгой, затем покрыть ее этой массой, сформировав черты лица, уши.
Создадим их, используя всё ту же технику папье-маше. Хотите, чтобы на елочке красовались вот такие веселые ежики, тогда приступайте к творческой работе прямо сейчас.
Для этого положите рядом с ним:
Заранее застелите стол газетами, покройте его полиэтиленовой пленкой. Тогда ребенок не испачкает рабочую поверхность.
Пусть ребёнок скатает из фольги шарики.
Когда пирожные хорошо высохнут, пусть ребёнок даст волю фантазии. Воспользовавшись красками, маленькими красными помпонами, мелко нарезанными цветными бумажками, сделает вот такое праздничное угощение для кукол.
В такой же технике можно смастерить и другие детские поделки на Новый год. Своими руками они соорудят заготовки из фольги, которую надо обклеить кусочками газеты. Этот процесс был описан только что. Чтобы прикрепить игрушку на елку, на этом этапе нужно привязать шнурком или веревкой кольцо для ковров, как это сделано на подсказке-фотографии.
Если хотите увидеть, как сделать массу для папье маше, тогда посмотрите второй сюжет.
Папье-маше является простой и дешевой технологией, которая позволяет создавать настоящие шедевры. Причем, доступна техника, как для взрослых, так и для детей. И для создания поделок не понадобятся какие-либо сверхъестественные материалы.
Существует два способа создавать поделки. Делать это можно, формируя из приготовленной массы формы, либо наклеивать рваную бумагу на какую-либо основу. Своими руками можно создать поделку любой человек, для этого не нужны какие-либо специальные навыки или умения. Понадобится лишь аккуратность и терпение.
Данная техника успешно применяется даже в детских садах для развития моторики у детей. Она позволяет создать не только детские поделки, но и статуи, шкатулки и многие другие предметы интерьера.
Рассмотрим как делается несколько видов поделок.
Сделать красивое блюдце или тарелку можно с ребенком.
Для этого понадобится:
Тарелка ложится вверх дном и смазывается тонким слоем растительного масла. Это нужно для того, чтобы в дальнейшем изделие без проблем можно было отделить от основы. Газета разрывается на мелкие части, каждая из которых обмазывается клейстером и приклеивается к тарелке. Начинать нужно от середины, продвигаясь постепенно к краям. Газетные части наклеиваются в несколько слоев. Причем, каждый слой должен подсохнуть. Всего их будет четыре. После высыхания последнего слоя заготовка отделяется от основы, края равняются ножницами. На поделку наносится несколько слоев белой гуаши. После высыхания, готовую тарелку можно украсить узорами, орнаментом или рисунком.
Для изготовления воздушного шарика своими руками необходимы: старая газета, воздушный шар, ПВА, кисточка, цветная бумага, карандаш, фломастеры, ножницы, салфетка.
Газета измельчается и смачивается водой. Воздушный шар надувается и смазывается растительным маслом, либо жирным клеем. Поверхность шарика покрывается слоем влажной бумаги без клея. Следующий слой крепится уже с помощью ПВА. Количество слоев – 4. Каждый из них обязательно промазывается клеем и просушивается. После высыхания поверхность шара можно украсить аппликациями либо раскрасить красками.
Возле «хвостика» шарика нужно оставить небольшое отверстие, через которое в дальнейшем воздушный шар прокалывается и извлекается.
Рассмотрим подробно, как сделать овечку и улитку.
Для каркаса животного нужно сделать основу. Для нее понадобится туалетная бумага, размоченная в воде. Она должна находиться в жидкости в течение 40 минут. После этого, она отжимается руками, вода сливается и добавляется клей ПВА. Масса должна стать однородной.
Этим составом обмазывается капсула от киндер сюрприза. После высыхания, изделий, слой разрезается и капсула извлекается. Понадобится две заготовки – для туловища и головы. Ноги выполняются из бумаги. Для этого нужно свернуть «в трубочку» небольшие отрезки бумаги, с одной стороны разрезав их «звездочкой», чтобы можно было приклеить ноги к туловищу. Изготовить шерсть для овечек нужно их ваты. Из нее скатываются небольшие шарики и приклеиваются по всей поверхности головы и туловища. Из плотного картона вырезаются ушки и хвостик. Глаза можно вырезать из любой картинки. Украсить овечку можно бантиком, веночком из цветов.
Понадобится: бумага, клей, кисть, краски.
Техника приготовления массы для поделки идентична той, которая применялась для изготовления овечки. Их размоченной бумаги и клея, формируется «длинная колбаска» и сворачивается калачиком. Сделать голову можно из этого же состава, сформировав шарик и приклеив его к туловищу. Все части нужно соединять только после полного их высыхания. В дальнейшем поверхность улитки грунтуется белой краской и оставляется на некоторое время высыхать. Останется лишь разукрасить тело, голову и нарисовать спираль, глаза, рот. Завершительный этап – покрыть готовую поделку лаком.
Такие поделки можно использовать для сада. Дети с удовольствием будут участвовать в процессе и в дальнейшем гордиться созданными шедеврами своими руками.
Сделать снеговика не сложно и очень интересно.
Для изготовления понадобятся следующие материалы :
Из влажной газеты формируются шары нужного размера. Все заготовки заворачиваются в фольгу, и формируется тело снеговика. Затем оно обматывается ватой и закрепляется нитками. Руки формируются из ваты, которая сворачивается в трубочку. Легче это сделать, накрутив вату на карандаш или спицу. Зафиксировать руки, чтобы они не распадались нужно клеем. Приклеиваются к туловищу клеящим составом. Для создания головного убора понадобится капсула из киндер сюрприза. Смесь размоченной туалетной бумаги и клея наносится на половинку капсулы. После высыхания отделяется от пластмассового остова и покрывается красками. Туловище снеговика грунтуется белой гуашью.
Когда снеговик высохнет, нужно нарисовать глава, нос, рот пуговки. Добавить яркости к образу поможет лак для волос с блестками.
Очень интересные поделки можно делать для детского сада. Рассмотрим некоторые из них более подробно.
Нужны: елочная игрушка, газета, лист белой бумаги, ПВА, вода, акриловая грунтовка белого цвета, поролон, салфетка с красивым новогодним рисунком для украшения будущей игрушки, краски, тесьма, двусторонний скотч.
Старая елочная игрушка в виде шара оклеивается влажной газетой без клея. Следующий слой уже фиксируется клеем. Слоев должно быть не менее 5. Причем следует чередовать слои – один из газеты, второй из белой бумаги. Каждый слой необходимо хорошенько подсушить.
После высыхания шар из бумаги разрезается на две половинки. Когда шар будет извлечен, бумажные части склеиваются по шву.
Приклеивается двусторонний скотч и тесьма, чтобы игрушку можно было повесить на елку. Следующий этап – декорирование поделки своими руками. В первую очередь шар покрывается белой грунтовкой с помощью поролоновой губки. Оставляется до полного высыхания (по времени примерно 40-50 минут). Затем берется та часть салфетки, на которой изображен рисунок. Он вырезается и прикрепляется к игрушке клеем ПВА. Поверх рисунка клей наносится тоже. Заключительный этап – нанесение финишного слоя краски и покрытие игрушки лаком для ногтей с блестками.
Основа колобка – воздушный шарик. Можно использовать и большие воздушные шары. Его следует обклеить туалетной бумагой, смоченной в воде. Принцип нанесения слоев идентичен вышеописанным. После высыхания, необходимо сделать небольшой разрез, проколоть воздушный шар и извлечь его. Полученное отверстие заклеивается небольшим отрезком бумаги. Из поролоновой губки вырезаются ножки колобка. Поверхность полученного бумажного шара покрывается желтой гуашью. На верхнюю часть головы приклеиваются волосы из бумаги. Цветная бумага понадобится еще и для того, чтобы сделать глаза и ротик колобку. Они приклеиваются клеем. Ножки можно приклеить на двусторонний скотч.
Лепка объемных поделок своими руками выполняется из приготовленной массы. Для этого в теплой воде размачивают либо туалетную бумагу, либо газету. Разбухает бумага в воде в течение получаса. Затем отжимается через сито или марлю и выкладывается в емкость. Добавить в состав можно любой клей – ПВА или сделанный своими руками клейстер. Масса должна быть однородной. Для этого она перемешивается с помощью миксера. Впоследствии можно сформировать из этой массы любую поделку – шар, сердце, узор. Лепить также не сложно, как и из пластилина. Декор выполняется красками, лучше гуашью.
Чтобы в дальнейшем она не оставалась на руках, поделка обрабатывается специальным лаком. Добавить к декору поделки можно все что угодно – бусины, блестки, бисер.
Сделать арбуз папье-маше своими руками достаточно просто. Материалы: туалетная бумага, клей метиловый и ПВА, пленка, самоклеящаяся гуашь, лак акриловый.
Из бумаги или газеты, воды и клея готовится смесь. Лучше добавить в смесь и метиловый клей, и ПВА. Основа арбуза – воздушный шар или мяч. Предварительно основа обматывается скотчем или пищевой пленкой. Это обеспечит в дальнейшем беспроблемное извлечение мяча или шара. Клеевая масса из бумаги наносится тонким слоем на основу (5 мм). Следует тщательно ее разгладить и высушить. Так как мяч круглый, нужно сначала нанести клеящий состав на одну половину, высушить, затем на вторую, оставив между ними границу 6 мм. Когда клей высохнет, обе половинки снимаются с мяча или воздушного шара. Между собой они склеиваются метиловым клеем и тщательно высушиваются.
Чтобы сделать хвостик арбуза, понадобится проволока, которая вставляется в поделку. На нее наносится тоже слой клеящего состава.
Ножом вырезается треугольник (кусочек арбуза), размером с кулак. С помощью клеящего состава делается внутренний бордюр на месте разреза. В дальнейшем данный паз можно будет вставить в арбуз или извлечь его.
Поделка окрашивается в зеленый цвет, с помощью более темного оттенка рисуются круговые линии. Кусочек арбуза с внутренней стороны окрашивается красным цветом, маркером рисуются косточки. Бордюр вырезанного кусочка тоже окрашивается красным цветом. Обязательное условие – покрытие акриловым лаком всего изделия.
Делать такие изделия не трудно. Достаточно проявить фантазию и иметь под рукой клей, туалетную бумагу воду и краски.
Работа с папье-маше характеризуется доступностью и низкой стоимостью материалов. К тому же работать с папье-маше просто и легко.Что же такое папье-маше? Это бумажная масса, состоящая из мелких кусочков бумаги, при помощи которой можно смоделировать различные вещи. О техниках создания папье-маше будет рассказано чуть ниже. Какова же история создания папье-маше?
Судя по названию можно сказать, что родиной техники папье-маше является Франция, в переводе означает «жеваная или рваная бумага». Если же углубиться более детально в историю возникновения папье-маше, то выясняется, что уже в Древнем Китае эта техника использовалась при изготовлении военных доспехов. Постепенно техника папье-маше из Китая стала распространяться в другие страны. Только в 17 веке Европа узнала о данном виде ремесла. Именно в это время французские мастера начали изготавливать из этой массы куклы и игрушки, а позже и другие предметы быта и декора. У нас же в России способ создания предметов из бумажной массы начал распространяться в конце 17-го – начале 18-го веков.На некоторое время техника папье-маше утратила свою популярность, но в 21 веке интерес к папье-маше возродился. К тому же при изготовлении изделий данным способом стали использоваться современные материалы и элементы декора, что сделало процесс создания предметов из папье-маше очень увлекательным.
В технике папье-маше можно изготовить разнообразные предметы, украшающие нашу обыденность: куклы, маски, рамки для фотографий, шкатулки, фигурки-сувениры, декоративные вазы и тарелки, елочные игрушки, абажуры, архитектурную лепнину, даже бижутерию и мебель. Активно используют папье-маше и в театрах в создании атрибутов для спектаклей.
Для начала разберемся в различных способах приготовления папье-маше:
1 способ – это последовательное наложение на форму кусочков рваной бумаги друг на друга в несколько слоев. Такой способ называют машированием.
Как работать с материалами в этой технике?
Берется нужный предмет, который будет использоваться в качестве формы для будущего изделия и обрабатывается тонким слоем вазелина или растительного масла в тех местах, куда будут накладываться кусочки газет или другой бумаги. Если форма удобная, то вместо вазелина или масла можно использовать пищевую пленку. Это делать необходимо для того, чтобы готовая и высушенная масса из папье-маше легко отделилась от формы.
Затем на подготовленную поверхность накладывается первый слой, состоящий из кусочков бумаги, предварительно смоченных в воде. После подсыхания первого слоя таким же образом выкладывается бумагой и второй слой.
Только с третьего слоя кусочки бумаги рекомендуется обмакивать уже в клее. Для того чтобы не путаться в том, все ли участки формы обклеиваются равномерно, используйте разную по цвету бумагу для каждого слоя. Слоев может быть выложено от 4-5 и более – смотря какое изделие вы делаете, и для каких целей будете его использовать. При наложении кусочков бумаги надо смотреть, чтобы они не образовывали заломы, и аккуратно разглаживать образовавшиеся складки или пузырьки пальцами.
Прежде чем снять готовое изделие, его нужно хорошенько просушить.
Важный момент. Если вы использовали сложную форму, с которой нет возможности снять полученную массу, то вам придется разрезать это изделие при помощи острого канцелярского ножа и извлечь форму. После этого необходимо разделенные части из папье-маше склеить между собой, наложить на стыки кусочки бумаги в два слоя, а затем обложить финальным слоем всю поверхность изделия для надежности и выравнивания поверхности.
2 способ – это формирование объемной липкой массы путем смешивания клеящего состава с мягкой рыхлой бумагой. Такой способ называется образованием бумажной массы. Создание изделий в такой технике напоминает лепку из глины или пластилина.
Посмотрите на видео, как создается бумажная масса из яичных лотков:
Чтобы получить бумажную массу, надо разорвать несколько листов газеты, бумаги или картона, поместить в кастрюлю, залить водой, подождать, когда все хорошенько размокнет и поставить на огонь. Дать покипеть около получаса. После того, как масса разбухнет, ее необходимо отжать от излишков воды, а затем превратить в однородную смесь при помощи блендера или мясорубки.
Бумажная масса для будущих изделий готова. Ее можно поместить в воздухонепроницаемую емкость и хранить некоторое время. Перед использованием массу перемешивают с клеем или клейстером до тех пор, пока она не станет эластичной и равномерно липкой. Некоторые мастера для большей прочности и эластичности в бумажную смесь добавляют также немного гипса или мела и растительного масла.
Готовое изделие сохнет 2-3 и более суток естественным способом, без применения отопительных приборов, чтобы не допустить растрескивания.После того, как изделие из папье-маше полностью высохнет, его надо обработать мелкозернистой наждачной бумагой и только после этого приступить к декорированию.
Мы рассмотрели наиболее распространенные способы получения изделий из папье-маше. Есть еще промышленный способ, когда листы плотного картона склеиваются друг с другом в несколько слоев и спрессовываются, а затем обрабатываются. Полученные изделия отличаются особой прочностью.
Для создания папье-маше используют: газету, любую другую рыхлую бумагу, в том числе туалетную бумагу, салфетки, бумажные платочки и картон, например, упаковочный. Хороши для создания бумажной массы и ячейки из-под яиц.
Для маширования чаще всего берется газета и любая рыхлая бумага.
Если будущее изделие предполагается некрупным, то и кусочки бумаги должны быть поменьше, например, начиная от 1 х 1 см, 2 х 2 см. Для крупных изделий можно подготовить кусочки большего размера.
Почему лучше бумагу рвать, а не нарезать ножницами или резаком? Дело в том, что рваные края бумаги получаются более нежными и рыхлыми, их легче сглаживать с поверхностью, они менее заметны на изделии по сравнению с нарезанной бумагой, у которой края получаются более выраженными и плотными.
Для создания бумажной массы в ход идет не только рыхлая бумага в различных ее вариациях, но и картон.
Также немаловажным ингредиентом для создания папье-маше является клей.
Для работы в технике папье-маше пригодны сухой обойный клей, ПВА и клейстер, приготовленный своими руками.
Обойный клей применяется обычно при машировании, когда форма обклеивается в несколько слоев кусочками бумаги.
Способ подготовки обойного клея: высыпать нужное количество сухой массы клея в чашку и залить холодной водой до необходимой консистенции. Оставить массу для набухания в течение 10 минут. Для оптимального результата лучше использовать инструкцию, прилагаемую к клею.
После приготовления клея можно обмакивать в клей заранее подготовленные рваные кусочки бумаги. После того как кусочек бумаги достаточно пропитается, наложить его на подготовленную поверхность формы. Обойный клей сохнет медленнее, чем клей ПВА. У обойного клея есть существенный плюс – он оберегает работы от плесени из-за своего состава.
Клей ПВА чаще используется для базы, где требуется особо крепкое сцепление бумаги. Он также хорош в качестве отвердителя и надежного фиксатора при и после нанесения последнего слоя бумаги. Клей ПВА также применяют для скрепления отдельных деталей предмета. Его используют и при машировании. В последнем случае клей ПВА можно развести водой.
И тот и другой клей могут вызвать раздражение кожи. Поэтому наносите клей при помощи кисточки, либо надевайте на руки перед работой резиновые перчатки.
Хорошим материалом для создания папье-маше служит обычный домашний клейстер , который несложно приготовить своими руками: берется 1 часть муки и 3 части воды, хорошо перемешивается до удаления комочков и ставится на огонь. Массу постоянно нужно помешивать. Довести до кипения и снять с огня. Дать остыть, после этого применять по назначению.
Клейстер можно приготовить и из крахмала , который нужно чуть развести теплой водой. Помешивая получившийся раствор, вливать в него тонкой струйкой кипяток. Получится жидкость, похожая на кисель. Это и есть клейстер.
Помните, что клейстер приготовлен из натуральных продуктов, поэтому подвержен быстрой порче при неправильном и долгом хранении. В холодильнике клейстер в закрытой таре может храниться несколько дней. Поэтому подготавливайте клейстер в нужном количестве, стараясь не оставлять про запас.
Клейстер применяется как при машировании, так и при создании массы для папье-маше.
Рассмотрим по порядку.
Начнем с инструментов.
Для создания изделий из папье-маше нам могут понадобиться следующие инструменты:
Ёмкости с широким горлом , где можно пропитывать бумагу в воде или клее.
Кисти разных размеров , форм и толщины для нанесения клея и лака.
Канцелярский нож , который может понадобиться для разрезания изделия для выемки форм либо разделки картона.
Мелкозернистая наждачная бумага для подготовки изделия к последующему декорированию.
Воздушные шары для использования в качестве форм. Такие шары очень удобны в применении и не требуют разрезания изделия для выемки форм. Достаточно только сдуть шарик и вытащить его через маленькое отверстие за прикрепленную нитку. Дырку заклеить кусочками бумаги и затем обклеить всю поверхность изделия завершающим слоем. На воздушный шар рекомендуется наложить не менее 7-8 слоев, чтобы работа приобрела достаточную крепость и не треснула после сдувания шара.
Подставки для форм , в качестве которых могут служить чашки, тарелки и другие аналогичные предметы обихода. Подставки можно сделать из проволоки.Для изготовления сложных форм может понадобиться проволока и фольга . Для примера смотрите фото:
Гофрированный картон как основа для покрытия его папье-маше. Примером может служить сделанная из усиленного гофрированного картона коробка, обклеенная папье-маше. Или вот такая фигура:
Уайт-спирит и другие растворители для очистки кистей от акриловых или масляных красок.
Для последующего декорирования изделий из папье-маше могут потребоваться следующие инструменты и материалы:
Ножницы, линейка, треугольник, карандаш, циркуль, щипчики, шило, резиновые перчатки.
Кисти различной толщины и форм для нанесения красок и росписи. Кисти могут быть как синтетическими, так и натуральными, желательно мягкими.
Трафареты для нанесения рисунков.
Губки, лоскуты для устранения недостатков при декорировании изделий и полировки.
Калька для переноса рисунка на декорируемую поверхность.
Клейкая лента. В качестве клейкой ленты применяется малярный скотч на бумажной основе. Он используется для соединения различных деталей из картона. Также его можно применить в процессе покраски изделия для образования ровного стыка между разными по цвету областями.
Грунтовка, которая служит основой для дальнейшей обработки изделия из папье-маше. В качестве грунтовки для последующего нанесения акриловой краски используется гипс на основе полиакрилатов или белая акриловая краска. Для гуаши и плакатной краски можно использовать основу из белой водоэмульсионной или латексной краски. Грунтовку рекомендуется наносить в 2 слоя.Паста рельефная используется для придания изделию шероховатой грубой поверхности или, наоборот, гладкой и шелковистой. Все зависит от того, какая цель преследуется при изготовлении изделия из папье-маше. Наносят рельефную пасту с помощью шпателя – лучше всего резинового для более тщательной обработки труднодоступных мест. Рельефную пасту можно наносить через трафарет. В итоге получается красивый рельефный узор. Поверх пасты легко ложатся акриловые краски. Рельефная паста быстро затвердевает, обладает высокой прочностью и водостойкостью.Акриловые краски на водной основе обладают высокой покрываемостью, быстро сохнут, а после высыхания создают водонепроницаемую поверхность. После высыхания краски не требуют завершающего слоя лака, их даже можно протирать влажной тряпкой. Используют в работе глянцевые, матовые и перламутровые акриловые краски.Латексные краски содержат в составе каучук и очень удобны при работе с трафаретами, так как не растекаются (если качество хорошее). После высыхания образуют прочную и эластичную пленку.
Масляные краски содержат в себе масла, поэтому требуют большего времени для сушки, чем другие краски. Такие краски нужно разбавлять уайт-спиритом или другими растворителями. Для более быстрого высыхания в краску добавляют разбавительные лаки. После нанесения и высыхания масляной краски поверхность обрабатывается лаком в 2 слоя.В работе можно использовать плакатную и акварельные краски, гуашь . Но они не образуют водонепроницаемого покрытия, поэтому требуют закрепления лаком после нанесения.
Лаки используются в качестве защиты работ, для упрочнения изделия, для износостойкости. Существуют матовые, глянцевые, перламутровые и атласные лаки. Поверхность из папье-маше выдерживает любой тип лаков. Чаще всего используют следующие лаки:
Полиакриловый лак на водной основе имеет преимущество по сравнению с другими – он не желтеет после высыхания, его лучше всего наносить поверх акриловых красок.
Аэрозольный лак можно наносить поверх любых покрытий.
Полиуретановый лак на масляной основе хорошо ложится на гуашь и другие виды красок.
Для создания эффекта состарившейся поверхности мастера используют . Работа с такими лаками требует определенных навыков и знаний, поэтому прежде чем декорировать изделие из папье-маше при помощи кракелюрного лака, изучите технику работы с ним.
Тонкая бумага, салфетки, носовые платки и ткан ь идеально подходят для выполнения сморщенных, сжатых текстур при декорировании.
В качестве декоративных элементов можно использовать цветную, упаковочную, тисненую, папирусную бумагу, различные наклейки, вырезки, иллюстрации, декупажные салфетки и т.д.
Работа с папье-маше характеризуется доступностью и низкой стоимостью материалов. К тому же работать с папье-маше просто и легко.Что же такое папье-маше? Это бумажная масса, состоящая из мелких кусочков бумаги, при помощи которой можно смоделировать различные вещи. О техниках создания папье-маше будет рассказано чуть ниже. Какова же история создания папье-маше? Судя... admin [email protected] Administrator Красавица и умница