Разработка занятий по развитию зрительного восприятия. Коррекционное занятие по развитию зрительного восприятия у детей младшего возраста, имеющих нарушение зрения «Игрушки

09.08.2019 Новости

«Путешествие в сказку»

Конспект занятия

по развитию зрительного восприятия

в специализированной средней группе

для детей с нарушениями зрения

учитель-дефектолог

МДОУ детского сада

комбинированного вида № 88

г. Комсомольска-на-Амуре

Тема: «Путешествие в сказку».

Цель: способствовать развитию зрительного восприятия.

Задачи:

1. Развивать умение детей узнавать, называть точным словом коричневый цвет, локализовывать его из множества красно-оранжево-желтых, соотносить коричневый цвет с реальными предметами и предметными изображениями.

2. Продолжать знакомить детей с силуэтным и контурным изображением конуса, развивать умения соотносить изображение конуса и треугольника с изображениями реальных предметов и предметных изображений, упражнять в дифференциации предметных изображений в форме конуса и треугольника.

3. Закреплять умения выкладывать сериационный ряд из пяти предметов по величине с использованием слов-терминов.

4. Воспитывать доброжелательное отношение к сказочным героям, желание помогать им в трудной ситуации.

Материал для занятий:

· демонстрационный: цветные иллюстрации снеговика и принца, для фланелеграфа – ваза, «конфеты» красного, оранжевого, желтого цветов.

· раздаточный: листы с заданиями (из рабочей тетради по развитию зрительного восприятия), елочки по высоте (по 5 шт. на каждого ребенка), цветные фломастеры и карандаши.

Ход занятия:

I . Организационный момент.

(дети заходят в кабинет и становятся в круг)

Учитель-дефектолог: - Возьмемся за руки

И встанем все по кругу,

Чтоб передать свое тепло друг другу.

И пусть частичка вашего тепла

Вас греет всюду и всегда.

Ребята, сколько у нас сегодня гостей! Посмотрите на них, улыбнитесь, подарите частичку вашего тепла нашим гостям.

А теперь вот таких добрых, хороших и пригожих я приглашаю в сказку.

II . Основная часть.

Ребята, вы любите сказки? (да)

А какие бывают герои в сказках? (добрые, злые, смелые).

Сегодня, я хочу рассказать вам новую сказку.

…Была весна. Солнышко с каждым днем стало греть сильнее. Снег давно растаял. Кое-где стала пробиваться зеленая травка. И вот однажды в один теплый весенний денек ехал мужичок на лошадке, видит в лесу стоит Снеговик. Удивился мужичок. Снег давно растаял и снеговика не должно быть. Спрашивает мужичок Снеговика: «Откуда ты взялся и почему не растаял?». А снеговик и говорит: «Я не Снеговик. Я – принц. Меня злая колдунья заколдовала. Сказала, расколдует, если я выполню все её задания. А я не могу, вот и стою здесь и горюю».

Учитель-дефектолог: - Ребята, а как вы думаете, мы сможем расколдовать принца? (да)

А что для этого нужно сделать? (выполнить задания колдуньи )

Все готовы помогать принцу? (да)

Слушайте внимательно первое задание:

Соберите в вазу конфеты в коричневом фантике.

(на столе разложены «конфеты» коричневого, красного, оранжевого, желтого цветов, дети выбирают «конфеты» по заданию и кладут в «вазу» на фланелеграфе)

Какие конфеты выбирали? (выбрали «конфеты» коричневого цвета).

Почему не взяли конфеты в красном фантике?

Вывод: - В вазу нужно было собрать конфеты только в коричневом фантике.

Молодцы! Вы справились с первым заданием.

(дети садятся за столы)

Следующее задание колдуньи нарисовано на листах. Вы будете раскрашивать, проводить линии. А чтобы пальчики были умелыми, давайте выполним гимнастику для пальцев.

Пальчиковая гимнастика «Пальчики»

Пальцы правой руки (показать)

Пальцы левой руки (показать)

В кулачок их сожми (сжать в кулак)

И потом отпусти.

А теперь будем пальцы соединять.

Раз, два, три, четыре, пять (соединяем пальцы, начиная с больших)

Пальцы мы соединили,

Их прижали, отпустили

Раз, два, три, четыре, пять -

Пальцы встретятся опять.

Повстречались, а потом опять расстались.

Посмотрите внимательно на картинки вверху листочка. Назовите их. Начинаем по порядку слева направо.

(Дети называют нарисованные картинки - черепаха, конфеты, жёлуди, медведь, шишка, обезьяна).

https://pandia.ru/text/78/494/images/image002_76.jpg" alt="42" align="left" width="127 height=111" height="111">

https://pandia.ru/text/78/494/images/image004_46.jpg" alt="43" align="left" width="126" height="126 src=">

https://pandia.ru/text/78/494/images/image007_45.jpg" alt="Изображение 006" align="left" width="103" height="116 src=">.jpg" alt="Изображение 072" align="left" width="144" height="116 src=">

https://pandia.ru/text/78/494/images/image012_31.jpg" alt="Копия" align="left" width="48" height="65 src=">.jpg" alt="Изображение" align="left" width="167" height="148">

Проверка задания:

Какие предметы положили в коробку с конусом, а какие в коробку с треугольником? (в коробку с конусом положили зонтик, колпак, пирамидку, а в коробку с треугольником положили линейку и флажок).

Молодцы! Справились с заданием.

И последнее задание колдуньи, слушайте внимательно:

В своем саду колдунья решила посадить ёлочки от самой высокой до самой низкой. (Дети самостоятельно выполняют задание, раскладывают на столе ёлочки от самой высокой до самой низкой).

Проверка задания.

Серёжа, как ты разложил ёлочки? (от самой высокой до самой низкой).

Вероника, первая елочка какая по высоте? (самая высокая).

Вторая? и т. д.

Вывод: - Вы правильно выложили елочки от самой высокой до самой низкой.

III . Заключительная часть.

Ребята, как вы думаете, вы помогли принцу выполнить все задания колдуньи? (да).

Молодцы!

Посмотрите, вы ничего не заметили? (снеговик растаял, появился принц).

Принц: «Спасибо вам, ребята, спасли вы меня, а то остался бы я на всю жизнь Снеговиком. Вы добрые ребята, не испугались колдуньи. В подарок от меня теплые и ласковые солнышки».

(детям получают в подарок картинку с солнышком)

Ребята, какое доброе дело мы сегодня с вами сделали? (помогли принцу).

Чем помогли принцу? (выполнили задания колдуньи, расколдовали принца).

Дети уходят в группу.

Используемая литература:

1. , Андриевская руку ребенка, готовим её к рисованию и письму: Конспекты занятий с играми и упражнениями по развитию мелкой моторики и графических навыков у детей 5-7 лет. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2004.

3. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида под ред. – Просвещение, 1997.

4. Программа «Развитие зрительного восприятия и знакомство с окружающим».

5. Форма, цвет, величина – наши верные друзья! Рабочая тетрадь № 2 для дошкольников 4-5 лет. - г. Комсомольск – на – Амуре: МДОУ детский сад комбинированного вида № 88, 2011.

Специальные коррекционные занятия тифлопедагога по развитию зрительного восприятия проводятся по методикам, разработанным С. В. Сташевским; Л. И. Плаксиной; Л. П. Григорьевой, М. Э. Бернадской, И. В. Блинниковой, О. Г. Солнцевой; Л. В. Рудаковой.

Курс специальных коррекционных занятий тифлопедагога по развитию зрительного восприятия состоит из нескольких этапов. На каждом этапе обучения решаются свои задачи, детям предлагаются задания определенного уровня сложности. Так, на начальном этапе тифлопедагог учит детей фиксировать взор на игрушке или предмете, выделять их, узнавать среди других; прослеживать взором за их движением; выделять основные зрительно воспринимаемые признаки (такие, как цвет, форма, величина). Постепенно с развитием зрительных возможностей детей усложняются задачи, которые ставит перед ними тифлопедагог. Занятия тифлопедагога по развитию зрительного восприятия у дошкольников с косоглазием и амблиопией теснейшим образом взаимосвязаны с лечебно-восстановительным процессом. Так, на каждом этапе лечения ребенка (плеоптическом, ортоптическом, стереоскопическом) на коррекционных занятиях используется соответствующий дидактический материал, проводятся специальные игры и упражнения, способствующие закреплению результатов аппаратного лечения зрения.

В период плеоптического лечения тифлопедагог включает в занятия игры и упражнения, способствующие активизации деятельности амблиопичного глаза. Та, предлагает детям задания, в которых учит их выделять с помощью зрения цвет, форму, величину предметов и изображений; задания, связанные с обводкой по контуру через кальку, упражнения с мелкой мозаикой, конструктором и т. п.

В период ортоптического лечения с детьми проводят специальные упражнения по подготовке к лечению на синоптофоре, упражнения, закрепляющие результаты лечения на этом аппарате. С этой целью детей учат, например, накладывать одно изображение на другое, подбирать цветное изображение к контурному или силуэтному, точно совмещать их.

На этапе стереоскопического лечения тифлопедагог проводит с детьми игры и упражнения на зрительное соизмерение величины предметов, определение их удаленности, расстояния между ними и т. п. Например, такие игры, как «Распредели игрушки по величине», «Разложи по величине геометрические фигуры», «Прокати мяч в воротики», «Набрось кольцо», «Поймай рыбку», «Попади в мишень», «Загони шарик в ячейку» и т. д.

Со слепыми дошкольниками, имеющими остаточное зрение (0,01 – 0,04) тифлопедагог проводит индивидуальные занятия по развитию остаточного зрения. Комплекс упражнений для занятий с этими детьми подбирается для каждого ребенка с учетом рекомендаций врача-офтальмолога. Дети выполняют упражнения, развивающие умение сосредотачивать зрительное внимание на заданном объекте, формирующие навыки нахождения их в поле восприятия и узнавания. Проводят также игры и упражнения, в которых повышается световая и цветовая чувствительность глаз, точность узнавания игрушек и предметов.

Большое внимание на занятиях тифлопедагога по развитию зрительного восприятия уделяется формированию у детей понимания роли зрения в жизнедеятельности человека. Это связывается с конкретными ситуациями из жизни. Так, например, тифлопедагог предлагает детям рассмотреть игрушку, собрать пирамидку или построить домик из кубиков (сначала с помощью зрения, а затем – с закрытыми глазами), посмотреть вокруг себя, рассмотреть другого ребенка, найти дорогу из группы на участок детского сада и т. д. Тифлопедагог объясняет детям, что именно глаза помогают им увидеть и узнать все окружающее, правильно выполнить задание с игрушкой, выбрать направление, в котором надо идти. Постепенно дети начинают понимать, что такое «зрение» и осознавать его роль в их жизни.

Необходимо также дать детям представление об их собственных зрительных возможностях (как они видят без очков и в очках). Например, тифлопедагог предлагает ребенку рассмотреть игрушку, посмотреть в окно и т. д. сначала без очков, а затем в очках. Внимание ребенка обращается на то, что он увидел в первом и во втором случаях, ему предлагают рассказать об этом. Тифлопедагог помогает ребенку осознать то, что без очков он не может увидеть целый ряд признаков предметов, некоторые детали, особенности строения предметов и т. д. Детей подводят к пониманию необходимости ношения очков и лечения на аппаратах.

На занятиях по развитию зрительного восприятия тифлопедагог знакомит детей с основными правилами охраны зрения (например, соблюдение правильной позы при выполнении графических упражнений, рассматривания картинок; умение правильно пользоваться дополнительным освещением и т. д.).

Важнейшая задача – обучение детей приемам правильного использования своего зрения и оказания ему помощи. Так, тифлопедагог, учит детей быть внимательными при зрительном рассмотрении игрушек, предметов и изображений; формирует алгоритм зрительного восприятия (учит рассматривать их в определенной последовательности, по плану); внимательно слушать словесные описания тифлопедагога и сопоставлять с ними зрительно воспринимаемые объекты, вырабатывает у детей согласованные движения глаз и руки (умение сопровождать движения глаз движениями руки). Детям дают также представление о том, что зрительную информацию об окружающем мире необходимо дополнить той, которую можно получить с помощью слуха, осязания, двигательно-тактильной чувствительностью и т. д.

Необходимо отменить роль словесной регуляции тифлопедагогом зрительного восприятия детей. Он направляет рассматривание детьми игрушки или предмета по определенному плану, последовательно корригирует и активизирует его. С этой целью тифлопедагог задает детям вопросы, использует словесные инструкции: «Как называется эта игрушка (предмет)?», «Какого цвета игрушка?», «Рассмотри игрушку внимательно», «Обведи взором контур игрушки», «Найди глазами части этой игрушки; назови их», «Какой формы игрушка?» и т. д.

Непременное условие успешности работы тифлопедагога по развитию зрительного восприятия – активное включение в процесс зрительного обследования речи самих детей (обучение их словесному описанию своих зрительных впечатлений). Это необходимо для осмысления детьми информации, получаемой с помощью зрения, анализа ее и осознанного использования в различных видах самостоятельной деятельности.

Таким образом, на специальных коррекционных занятиях по развитию зрительного восприятия у детей формирует умение рационально пользоваться нарушением зрением; получать с его помощью информацию об окружающем; зрительное восприятие сопровождать восприятием других модальностей; развивают мыслительную деятельность и познавательную активность. Это позволяет детям получать адекватные представления об окружающем их мире.

Развитие зрительного восприятия можно разделить на цветовое восприятие, восприятие формы и величины.

Методики для развития восприятия формы:

ТОЧЕЧНЫЙ РИСУНОК

Игра направлена на развитие восприятия формы.

Возраст участников: от 2 лет.

Инструкция и ход игры: здесь понадобятся лист бумаги и карандаш, на глазах у ребенка вы из точек рисуете "тропинку" (несколько точек на расстоянии 3-5 см друг от друга), затем просите ребенка соединить их все в одну линию. "А теперь моя тропинка будет поворачиваться. Вот посмотри и угадай, какую форму она приняла?" Точками вы указываете вершины простейших фигур - треугольника, круга, квадрата. Если ребенку трудно провести прямую линию от точки к точке, предложите ему на выбор карточки с уже изображенными фигурами, пусть он выберет из них. Усложняя, берите предметные изображения - машинку, солнышко, медвежонка.

Эта методика помогает развить восприятие геометрических фигур, их анализ (Сколько углов? И т.д.) зрительный анализ, пространственные представления, мелкую моторику рук, развивает память, внимание, творческое воображение и координацию.

Методики для развития цветового восприятия

Кто (что) бывает такого цвета?

I вариант: Пусть ребенок выберет любой понравившийся ему цвет и вместе подумайте кто (что) бывает такого цвета? Устройте соревнование "Кто больше придумает".

II вариант: Задайте ребенку вопрос: "Какие цвета и их оттенки можно взять, чтобы нарисовать яркое солнышко, мишку, яблоко, облака, небо и т.д.?" Желательно, чтобы все карточки лежали оттенками вверх и были хорошо видны ребенку. С помощью этой игры можно научить ребенка подбирать не только цвет соответствующий какому-либо предмету или явлению, но и оттенки, отражающие психологическое и физическое состояние предмета.

В этой методике ребенок учиться дифференцировать цвета и их оттенки, соотносить их с предметами окружающего мира, развивает ассоциативное мышление, воображение, память. На основе восприятия цвета формируются и представления о цвете. А благодаря этому дети смогут не только применять его в своей деятельности (изобразительной, трудовой), в игре, но использовать цвет как сигнал к действию в быту (например, понимать сигналы светофора). Для развития восприятия цвета ребенком существует группа заданий на различение цветов. Эта группа заданий основана на зрительном различении предметов по цвету при непосредственном их сближении, т. е, примеривании.

Значение цветового восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создаёт фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения. Хорошо развитое восприятие цветов может в дальнейшем проявляться у ребёнка в виде наблюдательности, его способности подмечать особенности предметов и явлений. В процессе обучения в школе восприятие будет совершенствоваться и оттачиваться в согласованной работе с мышлением, воображением и речью.

Методики для развития восприятия величины

"Красные штанги"

10 красных деревянных штанг. Самая короткая штанга имеет длину 10 см. Каждая следующая штанга длиннее предыдущей на 10 см. Самая длинная штанга длиной 1 метр. Все штанги по 2,5 см шириной и высотой. Штанги лежат в беспорядке на ковре. Ковер должен достаточно отличаться по цвету от материала. Учитель берет самую длинную штангу, охватывает ее руками за концы и кладет у верхнего края ковра. Он проводит правой рукой по всей длине штанги. Затем от берет более короткую штангу и кладет ее перед первой. При этом обращает внимание на то, чтобы левые концы штанг лежали на одной прямой. Когда все штанги упорядочены, учитель проводит рукой по ступенькам получившейся лестницы. Так ребенок интуитивно постигает различие длин. Перед тем, как ребенок повторит упражнение, штанги нужно снова разложить поодиночке в беспорядке на ковре. Контроль за ошибками: равномерность ряда нарушена (визуальный контроль). Правильность промежутков между длинами ступеней "лестницы" проверяется самой короткой штангой (механический контроль).

Данная методика развивает дифференцировку величины предметов, учит последовательности в выполнении работы, развивает логику, пространственную ориентацию. Величина предмета обычно устанавливается в зависимости от места, занимаемого им в ряду однородных предметов. В качестве эталонов величины выступают представления об отношениях по величине между предметами, обозначаемые словами, указывающими на место предмета в ряду других ("большой", "маленький", "самый большой" и т. д.). Усложнение этих представлений заключается в постепенном переходе от сравнения двух-трех предметов к сравнению многих предметов, образующих ряд убывающих или возрастающих величин.

Задача воспитателя - помочь детям овладеть рациональными приемами зрительного обследования формы предметов, научить их целенаправленному рассматриванию. Успешнее всего эта задача достигается с помощью интересных и занимательных для малышей обучающих игр. Зрительное восприятие тесно переплетается с развитием зрительной памяти и мышления дошкольников. При определении средств развития зрительного восприятия дошкольников следует исходить из основных положений возрастных особенностей детей. Правильно подобранный материал и грамотно организованное занятие позволяет раскрыть качества и свойства предмета, отличительные и общие признаки. Использование наглядности стимулирует развитие зрительного восприятия, познавательную активность, позволяет поддерживать интерес к занятиям и преподносить даже самый сложный материал в доступной форме.

(Дeтeй встрeчаeт мягкая игрушка – мeдвeжонок)

- Здравствуйтe рeбята, я и мeдвeжонок очeнь рады с вами встрeтиться. Вы сeгодня здоровались друг с другом? А давайтe eщe раз поздороваeмся только нeобычным способом, хотитe узнать каким? Тогда становитeсь в круг повeрнитeсь к своeму сосeду и поздоровайтeсь ручками, спинками, носиками, обнимитe друг друга и скажитe «Привeт».

- Я сeгодня принeсла вам волшeбный фонарик, eго сила увeличиваeтся от добрых и ласковых слов. Давайтe мы будeм по кругу пeрeдавать фонарик и говорить добрыe и ласковыe слова всeм рeбятам (дeти пeрeдают фонарик, называют своё имя и комплимeнт).

Смотритe, от ваших добрых слов фонарик зажeгся.

II. Мотивационный этап.

Игра «Угадай по описанию».

Цeль: развитиe слухового и зритeльного восприятия; внимания и памяти; мышлeния и рeчи (активизация и расширeниe словарного запаса).

Рeбята, сeйчас мы с вами провeдeм с вами нeбольшую игру.

Я расскажу вам о прeдмeтe, который нарисован на пeрвой картинкe. Вы вниматeльно послушайтe и догадайтeсь, о ком или о чeм идeт рeчь:

Дикоe животноe, живeт в лeсу, большоe лохматоe, любит мeд.

Правильно, слушайтe дальшe.

Дикоe животноe, хитрая, рыжая, с пушистым хвостом.

Молодцы. А что будeт изображeно на слeдующих картинках?

Насeкомоe, с разноцвeтными крыльями, похожа на цвeток.

Транспорт, большой, тяжeлый, с крыльями и хвостом.

Овощ, красного цвeта, круглый, eго кладут в салат и в борщ.

Сладкая, малeнькая, в красивой бумажкe.

Мeняю шубку на сeрую. Собираю грибы, ягоды, шишки, развeшиваю их на вeтках и храню в дуплах.

Вы правильно догадались, о каких прeдмeтах идeт рeчь.

Надeюсь, и в ходe дальнeйшeй работы вы будeтe такжe вниматeльны.

III. Практичeский этап.

Упражнeниe «Назови лишнee»

Сeйчас я буду называть группы слов. А вы должны опрeдeлить лишнee, назвать eго и объяснить, почeму вы так думаeтe.

Готовы?

  1. Тополь, бeрeза, роза, липа, осина.
  2. Стол, ковeр, крeсло, кровать, шкаф.
  3. Трeугольник, квадрат, круг, указка.
  4. Саша, Витя, Пeтров, Коля.
  5. Вeсeлый, быстрый, вкусный, осторожный, грустный.

Физкультминутка. Пластичeский этюд «Вeсёлыe чeловeчки» под музыку.

Чeловeчки в домe жили, (Показываeм крышу над головой)

Мeж собой они дружили. (Пожимаeм руки друг другу)

Звали их совсeм чудно -

Хи-хи, Ха-ха, Хо-хо. (Хлопаeм в ладоши)

Удивлялись чeловeчки:

Хо-хо-хо-хо-хо-хо-хо! (Пожимаeм плeчами, поворачиваясь друг к другу)

Им собака шла навстрeчу (Ходьба на мeстe)

И вздыхала глубоко (Вздыхаeм)

Засмeялись чeловeчки:

Хи-хи-хи-хи-хи-хи-хи. (Исполняeм «пружинку»)

Хочeшь, милая собачка мы прочтeм тeбe стихи? (Наклон головы в разныe стороны)

Улыбнулась тут собака, завиляла им хвостом. (Улыбаeмся друг другу, «виляeм хвостиком»)

Долго eй стихи читали и смeялись всe потом! (Потопываeм ногами)

Вeсeлились чeловeчки и собака:

Ха-ха-ха (Потряхиваeм головой)

Вот такая получилась у нас славная игра!

Слeдующee занятиe для очeнь вниматeльных дeтeй. На магнитной доскe картина. Вниматeльно рассмотритe ee. (20 сeкунд)

А тeпeрь отвeтьтe на вопросы:

Какой прeдмeт нарисован в вeрхнeм правом углу картины?

Гдe нарисовано облако?

Что нарисовано в вeрхнeй цeнтральной части картины?

Кто изображeн в нижнeм лeвом углу картины?

Гдe находится чeрный котeнок?

Постарайтeсь запомнить всe прeдмeты, которыe нарисованы на картинe.

(чeрeз 20 сeк пeрeвeрнуть плакат)

Сколько котят нарисовано на картинe?

Какой они окраски?

Каких насeкомых вы видeли на картинкe?

Сколько цыплят нарисовано на картинe?

Какого они цвeта?

Давайтe провeрим ваши отвeты.

(плакат вновь пeрeворачивают на доскe)

Молодцы, вы были вниматeльны.

А о каких прeдмeтах мы eщe нe говорили?

Сколько цвeтков на картинкe?

Какого цвeта цвeты?

(плакат снимаeтся с доски)

А тeпeрь, рeбята, возьмитe листы бумаги и цвeтныe карандаши. В вeрхнeм лeвом углу нарисуйтe облако, в вeрхнeм правом углу – самолeт, в цeнтральной вeрхнeй части листа – солнцe.

В нижнeй части листа нарисуйтe пять цвeтков, такого жe цвeта как на картинe.

Давайтe провeрим как вы выполнили вашe заданиe.

Молодцы!

Физкультминутка (использованиe муз. композиции «Танeц малeньких утят» .

Цeль : снятиe мышeчного и психоэмоционального напряжeния, развитиe эмоциональной сфeры.

Мы отлично потрудились

И нeмного утомились.

Приготовьтeсь, всe рeбята!

Музыкальная зарядка!

(Дeти танцуют танeц «Малeньких утят»)

Игра «Поиграeм в сыщика»

Пeрeд вами листочки с разными фигурами.

- Найдитe и раскрасьтe трeугольники жeлтым цвeтом, многоугольники – синим.

Молодцы.

Игра «Найди своe счастьe».

Рeбята, пeрeд вами листочки с заданиeм. Ваша задача - найти два цвeтка с пятью лeпeстками, раскрасить их жeлтым цвeтом.

IV. Рeфлeксивный этап.

Нашe занятиe подходит к концу. Вспомнитe и расскажитe мнe и мeдвeжонку, чeм мы сeгодня занимались.

- А тeпeрь встанeм в круг, возьмeмся за руки и скажeм друг другу «Спасибо!». И, посмотритe, фонарик наш опять зажeгся, это произошло от ваших улыбок и тeплых слов.

Этот конспект корекционо-развивающего занятия, направлен на развитие зрительного восприятия. Возрастная категория- дети старшего дошкольного возраста. данный конспект был представлен на конкурсе "Методическая копилка" в 2016 году. Будет полезен педагогам-психологам, а также воспитателям, работающим в ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Актуальность выбранной темы в том, что в настоящее время внимание многих психологов в мире привлечено к проблемам развития ребёнка-дошкольника. И это не случайно, так как именно дошкольный период жизни является периодом наиболее интенсивного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. Актуальность темы также связана с тем, что одним из важнейших показателей психического развития детей дошкольного возраста является уровень зрительного восприятия.

Исследованиям развития зрительного восприятия детей дошкольного возраста посвятили свои работы Л.В. Фомичева, А.М. Витковская, Л.И. Плаксина, Л.А. Дружинина, Л.П. Григорьева и др..

Зрительное восприятие – важнейший вид перцепции, а также совокупность процессов построения зрительного образа мира на основе сенсорной информации, получаемой с помощью зрительной системы. При этом оно рассматривается не только как реакция на стимуляцию, но и как акт извлечения информации о событиях и объектах внешнего мира .

Акт зрительного восприятия начинается с реакций на обнаружение зрительной информации, выделение, различение и анализ признаков воспринимаемых объектов, до осознания и присвоения данной информации в виде образов восприятия. Далее в результате аналитико-синтетической деятельности зрительная информация переходит в образ мышления, памяти, где хранится и используется для соответствующей ориентации, обучения и действия в окружающей действительности .

Роль зрительного восприятия огромна. Развитие зрительного восприятия даёт возможность детям дошкольного возраста узнавать свойства объектов, отличать одни предметы от других, выяснить существующие между ними связи и отношения .

Зрительное восприятие обеспечивает усвоение и анализ детьми сенсорных эталонов – это значит, что у них формируются представления об основных разновидностях каждого свойства предмета и дальнейший их анализ друг с другом. Зрительное восприятие совершенствует удовлетворительное развитие сенсорных способностей (ощущение, восприятие, представление, память). С их помощью дошкольники могут распознать предметы на ощупь, что способствует развитию мелкой моторики рук. Дошкольники, видя перед собой предмет, могут назвать все его характерные особенности. Оно также направлено на то, чтобы научить дошкольников точно, полно, и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве и т.д.) .

Также зрительное восприятие имеет и познавательное значение: ребенок получает широкую, многоаспектную и разнообразную информацию об окружающем мире, что способствует формированию знаний, навыков и умений, которые необходимы для практической ориентации в окружающем мире и осуществлении различных видов деятельности. Формирование зрительного восприятия является основой становления образных форм познания ребенка-дошкольника на следующем этапе возрастного развития (школьном возрасте).

Зрительное восприятие имеет и регулятивное значение: обеспечение регуляции позы, удержания равновесия, регуляции поведения у ребенка.

Следует заметить, что именно с восприятия(непосредственно зрительного восприятия) предметов и явлений начинается познание окружающего мира. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатами их переработки. Искажение картины мира на уровне восприятия влечет за собой искажение способов и продуктов деятельности памяти, мышления, воображения. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие и зрительное восприятие в частности.

Кроме того, зрительное восприятие должно развиваться в оптимальных условиях: когда взаимодействие со средой качественно разнообразно и количественно достаточно, тогда организуются полноценные способы анализа объекта и синтезируются системы признаков для построения адекватных образов внешней среды .

Вывод: зрительное восприятие – это одна из основополагающих психических функций и в дошкольном возрасте этот познавательный процесс превращается в особую познавательную деятельность (имеющую свои цели, задачи, средства и способы осуществления). Однако если эта деятельность развивается стихийно, сама по себе, без грамотного педагогического руководства со стороны взрослых, она нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Именно поэтому необходимо проводить целенаправленную и систематическую коррекционную работу по развитию зрительного восприятия ребенка-дошкольника. Эта работа важна для полноценного развития ребенка, формирования и осуществления будущей учебной деятельности, успешной адаптации к окружающей его физической и социальной среде.

Цель: развитие зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Развитие зрительного и предметного восприятия у детей.

2. Расширение зрительных представлений ребенка о предметах животного мира (группа «Птицы»), а также повышение информированности ребенка о разных видах птиц.

3. Формирование навыка по проведению линий по определенному предметному контуру и дальнейшее узнавание изображенного предмета

4. Развитие зрительного внимания и наблюдательности.

5. Обучение детей умению зрительно обследовать и анализировать предмет, по заданному описанию его основных признаков (цветовая гамма).

6. Развитие эмоционального положительного отношения к играм.

Оборудование: игрушки – Солнышко, Птица, Бабушка-Загадушка, мяч, картинки с изображением птиц, картинка с изображением «волшебной поляны», бланк с точками, ленты зеленого, синего и желтого цвета, цветные карандаши (по количеству детей).

Форма организации занятия: подгрупповая (3-4 ребенка)

Возрастная группа: старшая или подготовительная.

Занятие построено в игровой форме, с использованием сказки и представляет собой небольшое, но увлекательное путешествие. Также на занятии была создана психологом проблемная ситуация (надо помочь найти птицу), которая тесно связана с выбранной мною тематикой.

Тема «Птицы» выбрана не случайно, так как согласно проведенной результатам диагностики (информированности об окружающем мире, который включает вопросы на данную тематику) выявилось то, что дети испытывают затруднения при назывании различных видов птиц. В основном информированность в данном направлении ограничивается названием 2-4 птиц, которые наиболее известны детям (например, петух, курица, воробей, снигирь и т.д.). Именно поэтому появилась идея создать специальное занятие, которое посредством выбранной темы не только повысит осведомленность ребенка на данном направлении, но и одновременно будет способствовать развитию зрительного восприятия (см. задачи занятия).

Для того, чтобы дети проявляли интерес к разрешению этой непростой ситуации, использовались: специальные куклы-помощники (они включаются в занятие постепенно, так как большое количество зрительных стимулов может отвлечь ребенка от выполнения главной задачи-разрешения проблемной ситуации), а также увлекательные упражнения и игры, которые непосредственно способствовали развитию зрительного восприятия.

На занятии использованы наглядные яркие картинки, которые очень заинтересовывает детей, и они с интересом отыскивают нужные предметы; также использованы загадки и физкультминутка (подобраны по тематике занятия), рисование по контуру – рисунок бабочки (кроме зрительного восприятия задействована мелкая моторика рук). Кроме того, психолог старается побуждать их к активной речевой деятельности с помощью дополнительных вопросов (например, стихи-связующие звенья между упражнениями, задание про бабочку, и последующая беседа о ней и т.д.). Рассмотрим основные составляющие коррекционно-развивающего занятия:

1. Игра-приветствие. Основная цель – создать благоприятную и доброжелательную атмосферу в начале занятия, а также настроиться на совместную деятельность, общение. Во время ритуала педагог-психолог находится в кругу вместе с детьми, показывает пример, подсказывает, подбадривает, настраивает детей.

2. Основной этап. Включает в себя следующие элементы

1. Сказка. В ней происходит, во-первых, знакомство со сказочными героями: Солнышком, солнечной птичкой, зайчиком (этот персонаж находится только при чтении сказки в основной части занятия). Во-вторых, в ней описывается сказочная проблемная ситуация: как найти солнечную птичку, которая улетела и которую нужно найти Солнышку (с помощью психолога и детей). В третьих, при выявленной проблемной ситуации и благодаря дополнительной речевой активизации со стороны психолога, у ребенка появляется желание ее разрешить в положительном ключе. Кроме того, у него появляется мотивация, которая также способствует активному включению ребенка в процесс занятия. Для того, чтобы разрешить проблемную ситуацию, дети выполняют различные упражнения и игры развивающего плана.

2. Развивающие упражнения. Эти упражнения направлены не только на развитие необходимых познавательных процессов (зрительного восприятия, наблюдательности, зрительного внимания и т.д.), но и помогают ребенку эмоционально включиться в предлагаемую психологом интересную для ребенка деятельность. На занятии использовался следующий наглядный материал: волшебная полянка, яркие и красочные картинки с изображением птиц, бланки с точечным «образцом» бабочки. На занятии они легко заинтересовывают детей, помогают им познавать мир на наглядных примерах, формируя зрительный образ изучаемого материала, умения сравнивать этот материал, что необходимо для эффективного усваивания представленного тематического материала.

3. Загадки и Бабушка-Загадушка. Загадка– это замысловатое образное описание какого-либо предмета или явления, сделанное с целью испытать сообразительность человека. Загадка указывает на важнейшие признаки предмета, его свойства, не называя предмета, а сравнивая его с другим. Бабушка-Загадушка (как ведущий помощник в этом упражнении), не только задает загадки, но и активизирует их речевую деятельность (чтобы они сами смогли рассказать о тех видах птиц, которые они знают). Когда все загадки отгаданы, а наглядные картинки разложены, Она указывает на верный путь, который является одной из ступенек к разрешению проблемной ситуации.

4. Связующие звенья занятия. Каждое упражнение или игра составляют основное содержание занятия. Чтобы оно было интересным, динамичным и связным, необходимы «звенья», которые логично и в непринужденной игровой форме соединяют каждое упражнения друг с другом в единое целое. С этой целью используются: разноцветные дорожки (ленты), стихи (тематические, например, о веселом доме, солнечной птичке, заключительный стих).

5. Физкультминутка. Физкультминутки – это набор полезных ребёнку физических упражнений в виде весёлых игр и тематических стихов. При выполнении таких упражнений у ребёнка улучшается кровообращение, работа сердца, лёгких, повышается и поддерживается на должном уровне умственная активность и работоспособность, восстанавливается положительное эмоциональное состояние, поддерживается интерес к занятию. Благодаря ей, можно обучить чему-то полезному. В данном случае была использована тематическая физкультминутка «Птички и ветер», которая непосредственно связана с основной темой занятия.

3. Заключительный этап. Основная цель– создание «завершающей» благоприятной и доброжелательной атмосферы при проведении ритуала прощания, подведение итогов и рефлексия занятия, разрешение проблемной ситуации для детей, а также эмоциональный отклик на нее.

Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста.

  1. Приветствие. Игра «Мячик»

Дети встают в круг.

Психолог: давайте поздороваемся. А поможет нам в этом мячик. Я передам его тому, с кем встречусь глазами. Я встретилась глазами с Машей, кивнула головой в знак приветствия, и бросаю ей мячик от меня к ней. Теперь Маша встреться с кем-нибудь взглядом…(Все дети по очереди встречаются взглядами и бросают мяч). Замечательно! А теперь я прочитаю вам интересную сказку.

  1. Основная часть

2. Сказка «Солнышко и птичка»

Жило-было в своем домике солнышко. Оно было очень большое, желтое, очень-очень теплое и дружелюбное. Его другом была птичка. Она была небольшая, зато такая же красивая и веселая, как и солнышко и поэтому ее называли солнечная птичка. Птичка тоже любила солнышко, потому что, когда оно выходило, то дарило миру тепло и свет. Но вот подул северный ветер, появились на небе тучи, пошел дождь, стало очень холодно, и птичка улетела. Загрустило Солнце. Оно говорит: где же ты, солнечная птичка? Тут подошел к Солнцу зайчик и говорит: не грусти. Твоя солнечная птичка улетела в волшебную страну. Попасть в нее можно только проходя по зеленой дорожке, и она приведет тебя на полянку.

Психолог: Давайте ребята найдем зеленую дорожку и пройдем по ней в полянку и поможем нашему солнышку найти птичку.

Дети и психолог идут по зеленой дорожке и приходят на «Волшебную поляну».

  1. Упражнение «Волшебная поляна»

Психолог: вот наше Солнышко отправилось в путь по небольшой дорожке, и она привела их на полянку. Но полянка не простая, а волшебная. На ней много-много знакомых вам предметов. Найдите среди них всех-всех птичек и покажите мне (Приложение 1).

Картинка, изображающая полянку, вешается на доску. Дети зрительно анализируют «волшебную поляну», отыскивая нужные предметы.

Молодцы, вы нашли всех птичек.

  1. Упражнение «Загадки про птиц»

Психолог: Солнышко отправилось по зеленой дорожке дальше и увидело небольшую избушку. В ней жила Бабушка-Загадушка.

Солнышко: Здравствуйте! Меня зовут Солнышко, а вас?

БЗ: Здравствуй, зовут меня Бабушка-Загадушка (далее БЗ).

Психолог: Здравствуй, Бабушка-Загадушка. Мы с детишками и Солнышком пришли к тебе за помощью. Скажи Бабушка-Загадушка, знаешь ли ты, как найти нам солнечную птичку-друга Солнышка?

БЗ: Знаю, но сначала скажите мне, каких вы знаете птиц? (дети отвечают) . Молодцы! Однако для вас у меня еще есть интересные загадки про птиц. Отгадайте их, и я вам скажу, где искать птичку.

Психолог: Давайте поможем Солнышку отгадать загадки Бабушки-Загадушки, чтобы она рассказала, где искать нашу солнечную птичку.

БЗ дает следующие загадки про птиц и дети их отгадывают.

Загадки про птиц

1. На скале он строит дом.

Разве жить не страшно в нем?

Хоть кругом и красота,

Но такая высота!

Нет, хозяин не боится

Со скалы крутой скатиться -

Два могучие крыла

У хозяина... (Орла)

7. Она летом мошек ловит,

Гнёздышко из глины строит.

Коль летает высоко,

Значит дождик далеко,

Если же летает низко,

Это значит дождик близко. (Ласточка)

2. Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая. (Сорока)

8. Эту птицу всякий знает:

На шесте её дворец,

Червяков птенцам таскает

Да трещит весь день... (Скворец)

3.Чик-чирик!

К зернышкам прыг!

Клюй, не робей!

Кто это? (Воробей)

9. Во дворе я - королева.

Вон мой дом, на ветке слева.

Птица в перьях серо-черных,

Я умна, хитра, проворна. (Ворона)

4. Всю ночь летает -

Мышей добывает.

А станет светло -

Спать летит в дупло. (Сова)

10. Посмотрите на балкон:

Он с утра воркует тут.

Эта птица - почтальон,

Пролетит любой маршрут. (Голубь)

5. Кто красуется на ветке

В желтой праздничной жилетке?

Это маленькая птичка,

А зовут ее... (Синичка)

11. Хищный нрав у этой птицы,

С ней вам лучше не водиться.

Птица сверху налетает

И цыплят внизу хватает. (Ястреб)

А в июне и в жару

Вывожу свои рулады

В парке, в роще и в бору.

Эти трели, переливы

Мелодичны и красивы. (Соловей)

Когда дети отгадали названия птиц, БЗ показывает картинки соответствующих птиц (Приложение 2).

БЗ: молодец Солнышко. Молодцы ребята. Так и быть, скажу, где искать вам солнечную птичку. Идите по этой синей дорожке дальше, и увидите домик.

Дети идут по дороге, а психолог читает следующее стихотворение:

Домик этот не простой.

Он веселый, расписной.

Любят дети там играть,

Рисовать и движения выполнять!

Психолог: вот и подошли мы к домику, но домик это не простой, а волшебный и живет в нем одно интересное насекомое. Какое это насекомое, мы сейчас узнаем, если возьмем карандаш и соединим точки в определенной последовательности. Начинаем!

  1. Упражнение «Соедини по точкам»

Дети соединяют точки и появляется рисунок бабочки (Приложение 3).

Психолог: скажите, что у нас получилось?

Дети: бабочка.

Психолог: а чем похожи друг на друга бабочка и птичка?

Дети: умеют летать, имеют крылья, лапки, маленький размер и т.д.

Психолог: а что вы знаете о бабочках?

Дети отвечают, дают свои варианты : летать, прыгать, гулять, собирать нектар и т.д.

Психолог: молодцы, а вы знаете, что бабочка умеет не только (варианты, которые выделили дети) , но и еще выполнять веселую зарядку. Давайте вместе с бабочкой выполним веселую физкультминутку, которая называется «Птички и ветер»

  1. Физкультминутка «Птички и ветер»

Маленькие птички,

Птички-невелички,

По лесу летают,

Песни распевают. (машем руками, как крылышками)

Буйный ветер налетел, (руки вверх, раскачиваемся из стороны в сторону)

Птичек унести хотел.

Птички спрятались в дупло (приседаем на корточки, закрываем голову руками)

Там не тронет их никто.

Дети выполняют физкультминутку и повторяют слова за психологом.

Психолог: молодцы ребята, замечательно выполняли все движения!

Осталось нам совсем немножко

Вот и желтая дорожка.

Найдем здесь нашу невеличку-

Солнечную птичку.

  1. Игра «Найди солнечную птичку»

Психолог: Вот ребята мы и пришли на последнюю полянку. Видите как много здесь разных красивых птичек. Так много, что солнышко растерялось и не знает где ее найти. Давайте поможем солнышку отыскать солнечную птичку. Я назову, какая она, а вы по описанию попробуйте ее найти: она имеет красный клювик и красные ножки, оранжевую головку, желтое тело и хвостик, крылья у нее разукрашены желто-красными линиями, кончик крылышка-желтый.

Психолог раскладывает на столе картинку с изображением 12 птиц различных расцветок, дети находят нужную птичку по описанию психолога (Приложение 4).

Психолог: верно, молодцы, смогли найти нашу птичку-невеличку-солнечную птичку.

3. Заключительная часть

Появляется кукла - солнечная птичка. Здесь же находится кукла-Солнышко.

Птичка: Спасибо ребята, что нашли меня. А я думала, что никогда не смогу найти свою полянку и друга-Солнышко.

Солнышко: молодцы ребята, нашли мою солнечную птичку. От такой радости лучики мои стали теплее, настроение мое поднялось и стало очень – очень весело.

8. Ритуал прощания «До свиданья, милый друг ».

Психолог: молодцы ребята, замечательно сегодня поиграли, помогли Солнышку, и нашли его птичку. Скажите мне, что мы делали на занятии? Кого искало Солнышко? Какое было Солнышко, когда оно потеряло птичку? (грустное, печальное). А какое теперь стало Солнышко, когда нашло птичку (радостное, веселое). Молодцы. А теперь, давайте встанем в круг, возьмемся за руки и скажем напоследок такой стих:

До свиданья, милый друг.

Оглянись скорей вокруг.

Здесь все наши дети (каждый ребенок называет свое имя)

Солнышком согреты.

Солнышко прощается со всеми детьми, подходит к каждому ребенку прощается с ним (говорит: «До свиданья, Маша, до свиданья Саша» и т.д.), гладит по головке.

Психолог: на этом занятие наше заканчивается. До свидания!

Литература

  1. Ахутина Т.В., Пылаева Н. М. Диагностика зрительно-вербальных функций у детей 5-7 лет.// Школьный психолог, 2001 г., № 15.
  2. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства. - Ярославль, 1998 г.
  3. Гаврина С. Е. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать, Ярославль, 1998 г.
  4. Григорьева Л.П. Психофизиологические исследования зрительных функций нормально видящих дошкольников. - М.: Педагогика, 1983 г.
  5. Григорьева Л.П., Бернадская М.Э., Блинникова И.В., Солнцева О.Г. Развитие восприятия у ребёнка. // Приложение к журналу "Дефектология". Вып. 6. - М., Школа-Пресс, 2001 г. - С. 24-38.

6. Гусев А. Н. Общая психология: в 7 т.: Т. 2: Ощущение и восприятие.- М.: Академия, 2007 г.

7. Запорожец А. В. Развитие восприятия и деятельности: Хрестоматия по ощущению и восприятию. Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и М. Б. Михалевской. - М.: Просвещение, 1975 г.

8. Зинченко В. П., Зинченко Т. В. Восприятие // Общая психология / под ред. Петровского А. В. - М., 1986 г.

9. Источники Internet: detkam.e-papa.ru, http://paidagogos.com, http://mbdouds23.ru, ncportal.ru.

10. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр (средняя, старшая, подготовительная группы). - М.: ВАКО, 2005 г.

11. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Под ред. И.В. Дубровиной /2-е издание, стереотипное. - М.: Академия, 1999 г. - 206 с.

12. Ушакова О.Д. Загадки, считалки, скороговорки.- СПб.: «Издательский Дом «Литера», 2008 г.