Аскезы женщины (Торсунов). Что такое аскеза — основы практики в реальной жизни

23.07.2019 Красота


Автор жила некоторое время с индийскими девушками, изучая их поведение и традиции. Мало кто из европейских студентов соглашались жить с индусами, т.к. не понимали их менталитета и считали ограниченными и неразвитыми. Наша исследовательница Джесси поначалу так и посчитала. Все разговоры девушек сводились к семейным темам – обсуждение рецептиков, о детях, мужьях, домашнем хозяйстве. Каждый вечер они бегали звонить своим мужьям и в подробностях выясняли что кушал, как прошел день, а подружки в этот момент очень участливо и эмоционально поддерживали ее. Когда Джесси узнала, что ее соседки имеют очень престижное образование, ее изумлению не было границ.

Одна из индусок получила образование в Юридическом университете в Сорбонне и вовсе, как оказалось, не для того чтобы сделать блестящую карьеру. Муж ее юрист и она прошла обучение, чтобы слушать, понимать и успокаивать мужа. И даже идея давать советы ему по работе не приходила к ней в голову. Глубокая убежденность индусских девушек – женщина создана для того, чтобы изучать и делать жизнь мужа приятной.


Интересный факт, что индийские женщины не отправляются в другую страну без семейного альбома. Он является предметом особого благоговения. Девушки их рассматривали ежедневно с большим интересом, обсуждая мельчайшие детали. Причем делали это совершенно искренне. И очень сочувствовали Джесси, которой и в голову не приходило таскать с собой по миру семейный альбом, которого как такового и не было. Так, семейный альбом помогает поддерживать и укреплять связь с семейным очагом и близкими.

Аскетизм.

Аскезы есть женские и мужские. Ошибка многих женщин – совершать мужские аскезы, что пагубно влияет на их здоровье и судьбу.

К женским аскезам относится:

Всегда быть красивой (будет рассмотрено в теме «Красота физического тела женщины»)

Быть послушной мужу («Взаимоотношения»)

Быть вдохновительницей своего мужчины.

Для духовного роста очень важно служить. Нужно сначала принять прибежище у человека (для женщины это муж), потом – у Бога. Через служение мужу мы научаемся служить Богу. Наша женская духовная практика – дать любовь мужу, сделать его счастливым.

Для этого каждая женщина должна носить амулетницу, которая позволяет укрепить связь с любимым человеком и постоянно находиться под его защитой. Амулетница представляет собой небольшой кусочек мягкой, приятной на ощупь ткани, через которую продета веревочка.

В нее кладется фотография мужа, отца или брата, стоп мужа (того под чьей защитой сейчас находится женщина). Также там могут находиться различные обереги из святых мест. Носится амулетница на шее возле сердечной чакры. Можно класть фотографию любимого, с которым уже обручена девушка. Можно спросить его разрешение на ношение его фотографии, объяснив, что это укрепляет связь.

Никогда не носите фотографии близких людей в кошельке, иначе отношения никогда не будут бескорыстными. Можно носить амулетницу с фотографией в виде рамочки из хрусталя, дерева, золота, серебра (нежелательны дешевые сплавы, бижутерия).

Интересно, что у каждой индуски имеется такая амулетница и они очень часто прикасаются к ней прося благословения у защитника в каждом деле, будь то замешивание хлеба, воспитание детей и пр. На ночь кладут под подушку.

Чудесные вещи происходят при ношении такой амулетницы. Уже через полгода муж, каким бы безответственным он не был, становится реальным защитником. Это связано с тем, что, когда жена обращается за помощью к нему, он автоматически дает на тонком плане защиту и вскоре это станет проявляться на физическом плане. Амулетница размягчает и очищает сердце женщины. Твой защитник должен жить в сердце. Каждая женщина должна носить амулетницу независимо от религиозных убеждений.


Природа женщины и мужчины

Мужчины могут черпать любовь из 3-х источников:

2) от работы – таких мужчин, которые работают не ради денег, а вдохновлены своим делом, считанные единицы;

3) от женщин – таких мужчин большинство. Именно этих мужчин мы призваны сделать счастливыми.

Исходя из вышеизложенного женщина не должна ни на секунду забывать, что мужчина, за которого она согласилась выйти замуж не святой, иначе он не сделал бы ей предложение и черпал любовь от Бога. Если мы ропщем на судьбу за то, что нам в мужья не досталась личность, похожая на Кришну, стоит честно спросить себя – мы очень похожи на Радхарани? Среди 25 качеств Радхарани, приводимых в священных писаниях перечисляются умение приятно говорить, вкусно готовить, показывать фокусы и пр.

Женщины могут черпать любовь практически ото всюду – цветы, природа, музыка, украшения и др. Для женщины очень важен тактильный контакт, так она может получать и давать свою любовь. Именно благодаря частым прикосновениям матери в детстве ребенок получает достаточно любви, чтобы быть счастливым. В Индии дети до 5-7 лет окружены огромной любовью и вниманием со стороны родителей и всех взрослых. Это очень высокий уровень.

99% брахмачарьев смогут духовно реализоваться, если женятся. А женщина учится, безусловно, любить не тогда, когда выйдет замуж, а когда родит.

Если мужчина на вас женится, он признает, что нуждается в вас, хочет черпать любовь в вас. Уже за это нужно уважать своего мужа.

Существуют наслаждения в женском и мужском теле.

В мужском:

Зарабатывать и тратить деньги,

Делать кого-то зависимым,

Иметь статус в обществе.

В женском:

Рождать детей,

Кормить ребенка, ухаживать за ним и близкими,

Выполнять работу по хозяйству – мыть, убирать, готовить

Женщина должна четко помнить о полигамности мужской природы. Помимо своей воли у мужчины возникает мысль о сексе каждые 4 мин. И нужно уважать своего мужа за невероятные усилия по сохранению верности вам.

Жена не должна быть слишком возвышенной, иначе муж чувствует свою ущербность и ненужность и будет искать тепла на стороне.

Женщине не приносит счастья глубокое изучение брахманских наук.

Мужчин естественным образом привлекают более красивые женщины. Это объясняется тем, что у таких женщин хорошая гормональная система, и они больше способны родить здоровых детей. Если мужчина не хочет детей, нужно с большой осторожностью к нему отнестись.

Важная задача женщины изучить себя как тело, но со временем мы поймем, что мы не тело. Так, мы научимся абстрагироваться от тела.

В экадаши и на растущую Луну благоприятно начинать менять что-то в своей жизни.

Минимальный срок, чтобы почувствовать эффект от новых действий (диеты, упражнений) – 21 день.

Они получили в раю заповедь: не вкушать от древа познания добра и зла (см.: Быт. 2: 17). Заповедь «не вкушать того-то и того» прекрасно знакома любому православному человеку. Это заповедь о посте - самый древний росток семейной аскезы.

Как мы знаем, первую семью искушал сатана - родоначальник всяческого зла: завистник не мог спокойно видеть их счастливую жизнь. Адам и Ева нарушили заповедь о невкушении. Господь призвал их к ответу. В тот момент они постарались переложить свою личную вину на кого-то другого, будто бы сами они вовсе не были виноваты. Причем Адам обвинил жену, которую, он подчеркнул, получил от Бога. Вот и свершилось грехопадение, каяться в нем люди не стали. Господь лишил их рая и наложил на людей епитимью.

Кратко припомним слова епитимьи от Бога. Жене было сказано: «Умножу скорбь в беременности твоей, в болезни будешь рождать детей; и к мужу влечение твое, и он будет господствовать над тобой» (Быт. 3: 16). Мужу Господь предрек: «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю» (Быт. 3: 19).

Скорби вошли в жизнь людей. Стойкое перенесение скорбей составляет важную часть аскезы.

Наша задача - помнить, что скорби пришли как следствие . Нести их надо без озлобления, без ропота на Бога. Скорбно болеть, скорбно нам умирать (возвращаться в землю). Надо это ощущение скорби переплавить в покаяние. Тогда угнетающие мысли о смерти могут стать возвышеннее - стать памятью смертной.

После грехопадения Адам вынужден не просто работать, а тяжко работать. Так было в его жизни, так есть и в нашей. Всякому мужчине надо думать о том, как прокормить себя и свою семью. Приходится делать работу и трудную, и занудную.

Архимандрит Сергий (Шевич) много сталкивался с тем, что прихожанам порой в тягость та работа, на которую им приходится ходить каждый день. Отец Сергий обращал внимание, что работа для семейного человека - то же, что послушание для монаха. Как известно, монахи не выбирают послушание по своему вкусу, кому что нравится. Какое послушание благословили, такое и выполняется. Пусть оно будет непривлекательным и скучным - послушание приучает монаха отсекать свою волю и, соответственно, творить волю Божию. Для Адама и его потомков воля Божия - жить после грехопадения в нерайских условиях, не роптать на это и каяться. А еще надеяться на Бога, Который ведет людей в Свое Царствие.

Для женщин временем особых испытаний является беременность. Нужно думать не столько о себе, сколько о ребенке, усиленно следить за здоровьем, соблюдать режим и, может быть, - ради ребенка расстаться с выгодной работой, отказаться от намечающегося карьерного роста. Такая аскеза-воздержание. А что уж говорить о перенесении родовых мук, о беспрерывных хлопотах с новорожденным младенцем.

Родителям младенца приходится отказывать себе в элементарном отдыхе, недосыпать. Волноваться за малыша. И молиться в тревожных случаях о благополучии ребенка: «Господи, Ты знаешь всё, и любовь Твоя совершенна. Возьми же душу (имярек) и сделай то, что я хочу сделать, но не могу».

А если ребенок родился инвалидом… сколько нужно веры в Промысл Божий, чтобы нести такой тяжкий крест!

Практически сразу после рождения ребенка начинается и великий труд - воспитание ребенка. Даже если брать нецерковную сторону дела - без помощи Божией не обойтись. Прав был , настаивая на том, что воспитание и образование закладываются в семье, а средняя и высшая школа служат лишь дополнением к тому, что сделано в семье . Дополнение важное, но это лишь дополнение к главному.

Часто мы видим, что в школе требуют много запоминать и мало учат самостоятельно думать. Еще меньше учат нравственности. Что же делать в этой ситуации? Семья может восполнить недостатки казенного и коммерческого образования и воспитания - если родители всерьез заботятся о ребенке. Не только о его телесных потребностях, но и о потребностях душевных. И всё это терпеливо, годами.

И еще родители призваны заботиться о духовных потребностях ребенка. Маленького человечка хорошо бы научить молитве (в школе и университете его не научат молиться Богу). А для этого надо самим уметь внимательно молиться, самим понимать церковнославянские слова, уметь доходчиво рассказать ребенку о сути храмовых служб. Ближе к школе ребенка готовят на первую исповедь. Как ему объяснить, что такое грех и зачем надо о своих грехах при батюшке говорить? Здесь очень важен личный пример, личные усилия родителей на духовном пути. Если мама приводит ребенка причащаться, а сама к Чаше не приступает, на исповедь не подходит, если папа и в храм-то редко заходит, то ребенку трудно внушить, что церковные таинства всем нам необходимы.

В доме, где нет понятия о завтраке, обеде, ужине, где принято есть, когда хочешь (и когда не хочешь тоже), ребенку трудно усвоить понятие о посте. «Нельзя подвести детей к посту, если можно есть, когда хочется, если можно бегать по дому с куском хлеба и колбасы или пирожного. Регулярность питания - это, если хотите, начало христианской аскетики… Молитвой перед едой человек научается каждое дело предварять молитвой. Если в доме имеются посторонние и общая молитва невозможна, важно, чтобы каждый член семьи мысленно перекрестился… необходимо культивировать и явные, и тайные формы христианского быта», - замечал отец Глеб. Домашний быт может стать неплохим подспорьем для духовной жизни, а может стать и заметной помехой.

Страсть выступает как главный враг семьи. Эгоизм - опасный враг.

Когда супруги не хотят ни в чем друг другу уступить, болезненно оберегают свою гордость, постоянно считаются, кто из них что для семьи сделал, - то семья мало-помалу разрушается. Если супруги легко дают волю гневу, ссорятся по пустякам, не могут мирно уживаться с ближайшими родственниками, то им и самим плохо, и дети впитывают их плохой пример. Как трудно воспитывать детей своим личным примером!

От родителей требуется настоящий подвиг, чтобы не отдать детей на воспитание телевизору, интернет-сообществам, улице. Это с одной стороны. А с другой - нельзя мучить детей излишней опекой. Ведь суперопека ведет к инфантилизму, замкнутости и подчас к бунту против родителей.

Мы привыкли слышать о подвиге монашеской жизни. Он есть, что и говорить. А наряду с ним есть подвиг материнства, подвиг отцовства, подвиг почтения к родителям. Не будем об этом забывать.

Семья - это школа любви.

Вся аскеза христианская направлена к тому, чтобы стяжать любовь. Христос Спаситель все заповеди свел к двум: любовь к Богу и любовь к ближнему. Святитель Феофан Затворник уподобляет любовь огню: если в костер не подкладывать дрова, он потухнет; если любовь между супругами не возгревать делами любви, она со временем угаснет. А какие дела любви? Это элементарная забота друг о друге, явные и неявные знаки внимания. Это умение во время ссоры преодолеть вспышку гнева и первым пойти на примирение. Способность приструнить свои эгоистические наклонности, корректировать свои действия, вспоминая о семье: «Я не один».

Об аскетической жизни в семье хорошо и подробно написано в книге протоиерея Глеба «Домашняя Церковь». Его книга прочно опирается на уходящую в века православную традицию и в то же время не закрывает глаза на особенности христианской жизни в наше непростое время.

Аскезы, или ограничения, присутствуют в почти каждого человека, даже если он не подозревает об этом: чтобы заработать денег, нужно ходить на работу, чтобы получить знания, нужно много времени уделить книгам и т. д. Многие люди с целью самосовершенствования, и очищения осознанно прибегают к ограничениям различного плана. Однако для правильного выполнения аскезы нужно четко понимать, что это такое, каковы цели и результаты подобных действий.

Аскетизм, или аскеза

Аскезой называют осознанное, смиренное и добровольное принятие определенных телесных, умственных неудобств и ограничений. Основной акцент делается на словах «осознанное, добровольное принятие», в противоположном случае выполнение аскезы приносит страдания, и весь комплекс . К примеру, если человек осознанно решает ограничивать себя в потребительстве, общении и прочем - это идет ему во благо, способствует духовному и очищению кармы.


Если же человек испытывает материальные трудности, не может или обустроить свою жизнь - это является вынужденной аскезой, сопряженной с болью и страданием. Аскетизмом не считают ограничения во время войн, любых социальных и природных катаклизмов, потому как вызывают в людях чувство несправедливости, лишения и беспомощности.

Аскезы присутствуют во многих культурах и религиозных направлениях, кроме иудаизма и других менее распространенных. В широком значении слова аскетизм - это такой при котором ограничивается роскошь, быстрое удовольствие, потакание своим слабостям и желаниям. Синонимами аскетизма можно назвать скромность, воздержание и смирение.

Важно! Нужно четко понимать, что аскеза не является самоцелью, это лишь инструмент для личностного развития, совершенствования и роста.

Согласно индуистской философии, аскезы могут выполняться в благости, страсти и невежестве:

  1. В первом случае практика идет на пользу человеку, который ее практикует, и на благо всех остальных.
  2. Если аскеза выполнена в страсти, ее целью было обретение материальных благ, денег, уважения и статуса, часто обманным и нечесным путем.
  3. Практики, выполненные в невежестве (глупости), подразумевают жестокие истязания и самобичевания с целью что-либо доказать другим.

Виды аскез

Согласно буддистскому учению и ограничения могут быть физическими и ментальными, потому выделяют три основных вида практик: ограничения тела, ума и речи. Аскезы тела обычно соблюдать проще, нежели аскезы ума и языка. Ведь при современном темпе жизни редко когда удается замедлиться, избежать или конфликтной ситуации, вовремя обуздать свои .


Тела

Этот вид практики явно противоположен современным жизненным ценностям, привычкам и стремлениям. Обычный человек прикладывает массу усилий на работе, чтобы иметь возможность вкусно и разнообразно питаться, отдыхать в пятницу вечером, иметь много красивых модных вещей и т. д. При соблюдении телесной аскезы на вышеперечисленные удовольствия накладывается ограничение.

При соблюдении телесных аскез важно придерживаться главного принципа - не навредить телу. То есть любые телесные ограничения не должны ухудшать физическое состояние, доставлять нестерпимый дискофорт и боль. Физические ограничения нельзя приравнивать к самоистязанию и самобичеванию. На телесном уровне аскетизм проявляется в следующем:

  • чистое питание без отравляющих, токсичных веществ и плоти любых живых существ;
  • регулярная в умеренных количествах;
  • ранние
  • соблюдение ежедневного режима;
  • омовения прохладной водой;
  • посещение святых мест;
  • содержание тела и одежды в чистом, опрятном виде;
  • внешняя простота.

Знаете ли вы? Индийские отшельники садху в качестве аскезы подвергают свои тела тяжелым испытаниям: могут годами пребывать в стоячем положении, высушивают свои конечности, не моются или ходят нагишом, подолгу голодают. Целью таких жестких ограничений является показать, что духовный мир преобладает над материальным.

Речи

Данный вид практики также является крайне актуальным в современном мире, в котором для обмена используется не только устная речь, но и сообщения, звонки. И даже если мы молчим, наш ум все равно постоянно пребывает во внутреннем диалоге с самим собой. Очевидно, что в наших словах имеется огромная сила и влияние как на других, так и на свою собственную судьбу.


Говоря грубо, злостно и с ненавистью человек накликает на себя несчастье. Пустословие приводит к распылению и утрате энергии, а добрые приятные слова способны буквально «возродить из пепла» того, к кому направлены.

Словесная аскеза имеет следующие проявления:

  • только с теми, кто готов и хочет вас
  • не говорить понапрасну;
  • говорить только правду;
  • избегать в изреканиях критики, осуждения, злословия;
  • не говорить о других плохо за глаза;
  • не сплетничать;
  • не перебивать собеседника и не спорить;
  • не повышать голос;
  • не стремиться убедить человека в своей правоте;
  • научиться слушать и слышать собеседника;
  • молчание - основное условие аскетизма.
Высочайшая степень аскетизма - это способность искренне (!) произносить добрые слова в самых непростых ситуациях, говорить мягко и спокойно, без злости грубости.

Ума

Соблюдение этого ограничения чрезвычайно сложно по двум причинам: во-первых, наш ум постоянно пребывает в движении, анализируя, вспоминая, планируя и обдумывая что-либо. Во-вторых, в век современных технологий за день обычный человек впитывает огромное количество информации, причем не всегда добровольно или осознанно. Большая часть этой информации не имеет никакой истинной ценности и лишь засоряет наше сознание. Потому практиковать аскезу ума особенно полезно, хоть и сложно.


Для умственной аскезы необходимо соблюдение следующих условий:

  • контроль своих эмоций и
  • восприятие только благостной, полезной информации;
  • чтение священных текстов, молитв;
  • избавление от гордыни, высокомерия;
  • стремление замедлить или остановить внутренний диалог.

Знаете ли вы? Вопреки распространенному мифу, что женщины болтливее мужчин, мексиканские ученые совместно с исследователями США доказали обратное - представители обоих полов за сутки произносят приблизительно одинаковое количство слов: 15 000-16 000. Однако мужчины имеют тенденцию чаще женщин задавать вопросы.

Для чего они нужны

Разобравшись, кто такой аскет и какими бывают практики аскезы, важно понять цели и возможные «плоды» подобных ограничений. Регулярно практикуя добровольный отказ от привычного комфорта, можно достичь следующих результатов:

  1. С каждой выполненной аскезой узелки будут развязываться, будет постепенно очищаться от долгов в прошлом и будущем.
  2. Стимуляция жизненной увеличение потенциала.
  3. Исполнение желаний, обретение материальных благ.
  4. Тренировка силы воли.
  5. Улучшение физического состояния.
  6. Очищение сознания от информационного мусора, переоценка ценностей, приоритетов.
  7. Избавление от разрушительных качеств характера: жадности, алчности, высокомерия, корыстолюбия, эгоизма.
  8. Умение жить в настоящем моменте: не переживая о будущем и не зацикливаясь на прошлом.


Так, главная цель аскетичного ограничения - это духовное очищение и рост, перестройка сознания на более высокий уровень, обретение контроля над своими желаниями и страстями.

Известно, что некоторые аскеты (особенно в и других азиатских странах) прибегают к крайне жестким ограничениям, которые больше напоминают издевательства над своим телом и умом. Цль подобных истязаний - приближение своего естества к божественному. Но обычному человеку нет смысла повторять такую жертву, ведь уровень сознания и условия жизни совершенно разные.

Как практиковать аскезы

Практика аскезы принесет пользу только в том случае, если выполнена добровольно, без страха и переживаний, с готовностью преодолевать любые трудности. Очень важно не допускать фанатизма - аскеза в таком случае превращается в пытку и не дает никаких результатов, а если они есть - то временные. К тому же строгие ограничения могут напрочь отбить желание повторять практику.

Руководствуйтесь такими правилами:

  1. Лучше довести до конца несложную и недлительную практику, чем нарушить строгое ограничение.
  2. Проводите практики регулярно.
  3. Научитесь быть удовлетверенными во время и после практик.
  4. Продумайте свою практику: ее длительность, условия и прочее.
  5. По возможности постарайтесь никому не говорить о намерениях сделать аскезу, если она не проявляется при взаимодействии с социумом (например, ограничения в питании).


Если вы в практиках аскетизма новичок, можете сначала прибегнуть к уже существующим и хорошо описанным практикам - к примеру, день Экадаши, то есть сухой голод. Он начинается ровно на 11-е лунные сутки, у практики есть четкая длительность, правила входа и выхода. Христианские посты - это также аскезы. Однако помните, что попытки подстроить пост под свои желания (например, изобретать более вкусные постные блюда) также нивелируют всю пользу от ограничения.

Особенности духовной практики

В Аюрведе считается, что и обладают разными энергиями: мужская управляется а женская - Луной. Солнце отвечает за деятельность, решительность, физические проявления, в то время как Луна - за психоэмоциональную сферу и интуицию. Поэтому аскезы для женщин и мужчин будут отличаться.

Важно! Выполнение мужских аскез может развить в женщине грубость, черствость и притупить истинно женские черты. Это правило работает и в отношении мужчин. Потому так важно понимать преданзначение практик.

Мужчинам

Мужские аскезы, прежде всего, касаются телесной плоскости. Выполняя аскезы тела, мужчина способен увеличить солнечную энергию, набраться сил для новых свершений. Так, мужская практика состоит из следующих ограничений:

  1. Ранний подъем (около 3-4 часов утра).
  2. Обливания холодной водой.
  3. часто сложные, с применением силы.
  4. Содержание своего тела и одежды в чистом, строгом виде.
  5. Ограничение в материальном комфорте.
  6. Усиленный, длительный .
  7. Ограничения в пище.
  8. Хождение пешком, босиком.


Женщинам

Женские аскезы касаются в основном умственной и словесной плоскостей. Соблюдение этих практик способно сделать женщину более мягкой, наполнить ее существо любовью, увеличить жизненную энергию, заставить «сиять» изнутри. В результате польза от аскезы будет проявляться не только для самой женщины, но и для ее семьи и близкого окружения.

Женские практики основываются на таких принципах :

  1. Осознанная любовь во всех домашних делах (уборка, приготовление еды, стирка).
  2. Просьбы о помощи, если это необходимо.
  3. Пребывание в хороших отношениях с окружающими.
  4. Занятия рукоделием.
  5. Забота о своем теле, .
  6. Проявление сострадания, любви к другим, бескорыстная помощь.
При выполнении практики женщины должны избегать голоданий, истязаний своего тела и спартанскими условиями. Основным является духовный рост и любовь. Также аскеза у женщины проявляется в беспрекословном подчинении и служении мужу. Очень важно не воспринимать эту позицию как унизительную или рабскую. Ведь только когда жена подчиняется супругу, она может по-настоящему раскрыться в семье, создать комфорт и уют, за что в ответ получит безмерную любовь и щедрость мужа.


Истинный аскетизм: как не попасть в ловушку

Часто люди практикуют аскезу, руководствуясь неверными мотивами. К примеру, многие стремятся отказаться от или на спор или чтобы доказать свою крутость, заработать уважение и признание. Если аскеза выполнена до конца, человеком восхищаются, Эго при этом раздувается до бесконечных размеров, сознание затуманивается, человек вязнет в глупости, тщеславии и невежестве, отчего не может осознать всю неправильность своих действий. Результат от подобной практики ровно нулевой.

Аскетический образ жизни - это не стремление стать показательно святым и правильным, быть в почете. Также не стоит считать, что, страдая, вы заслужите материальные или другие блага, исполнение желаний и тому подобное. Практика аскезы помогает очистить ум, научиться слышать себя и понимать, что действительно важно и необходимо для вас. Регулярные практики избавляют человека от бездумного потребительства, учат жить по своим собственным принципам, а не навязанным обществом.


Практикуя аскетизм, избегайте показухи, не делайте из себя жертву, не пытайтесь вызвать сострадание или восхищение. Поймите для себя - зачем вам нужна практика, чего вы хотите достичь путем добровольного ограничения, каковы ваши истинные мотивы.

Надеемся, что теперь ваше понимание того, что такое аскетизм и кто такой аскет, стало более глубоким и четким. Если вы не практиковали осознанное ограничение, можете начать с малого - бодрого подъема с восходом солнца. Приучите себя быть осознанным в своих каждодневных действиях: поступках, мыслях, словах, в выборе пищи и одежды. Прислушивайтесь к своим истинным потребностям - со временем вы непременно заметите, как возросло качество вашей жизни!

Аскеза - есть путь достижения Чистоты. Чистоты, как телесной и нравственной, так и эмоциональной и духовной, то есть аскеза очищает сердце и укрепляет нашу связь с Божественным, благодаря чему из нашей жизни уходят любые неприятные ситуации, злоба, болезни, и мы достигаем состояния истиного счастья, которое проявляется, как ощущение тихой радости и ощущение своей неразрывной связи со всем сущим.

Аскеза - это добровольное лишение себя чего-либо, приносящего комфорт телу, отказ от страстей и удовольствий. Здесь важно понимать, что не все аскезы одинаково благоприятны. Аскезы в невежестве и страсти ожесточают сознание человека, счастья в его жизни не прибавляется, а вот страдания увеличиваются. Аскезой же в Благости человек добивается цельности своего сознания, ему помогают сами Боги, он начинает прогрессировать в своем , в духовной и в материальной жизни.

Чтобы понимать, как правильно совершать Аскезы, надо сначала понять, какие аскезы совершать ни в коем случае не нужно, так как от них пользы не будет, только вред.

Аскезы в невежестве

Аскезы в невежестве совершаются по глупости. Это все суровые аскезы, не предначертанные писаниями, издевательство над своим телом (самоистязание), жертвоприношения, длительное голодание, ныряние в прорубь с целью кому-то что-то доказать.

Аскезы, совершаемые по глупости , из-за лицемерия или эгоизма, всегда приводят к увеличению страданий и несчастья, к уменьшению жизненной силы.

Аскезы в страсти совершаются из гордости, например, человек заявляет во всеуслышание "Я могу.." и бросает курить или начинает голодать, или интенсивно заниматься спортом и т.д.

Человек, совершающий аскезу в страсти, никогда не добивается конечного результата, на долго его сил не хватит. Аскеза ради завоевания почета и уважения в обществе; ради достижения высокого положения, чтобы люди подчинялись. Также аскза в страсти - это действия через обман, когда человек искусственным путём пытается достичь желаемого результата (например, подтасовка на экзамене, шпаргалки). Аскезы в страсти дают временный результат, а также человек лишается способности совершать аскезу.

К сожалению, именно такой тип аскез, в виду своей грандиозной противоестественности, впечатался в сознание большинства, как то, что и якобы является аскезой по сути. Однако такое проявление человеческого невежества не имеет ничего общего с тем, чем является аскеза по своей истиной сути.

Аскезы в Благости

И, наконец, аскезы в благости. Давайте разберем их по пунктам..

Неприменение насилия

Есть насилие действием, насилие словом и насилие в мыслях (психическое), все эти виды насилия лишают человека свободы выбора в жизни. То есть, если человек совершал насилие над животными, над детьми, подчиненными, супругом и т.д., жизнь ставит его в определённые рамки, и он не может вырваться из них. Он живёт как в тисках. И все его усилия по достижению счастья, все его действия, направленные на то, чтобы вырваться из тех условий, что его окружают, остаются безрезультатны.

Почитание родителей и старших

Наше отношение к родителям обязательно вернётся тем, как будут относиться к нам наши дети.

Внутренняя и внешняя чистота

Необходимо поддерживать как чистоту физического тела, так и чистоту мыслей. Если человек копит в мыслях злобу, то, как ни удивительно, от него будет исходить очень неприятный запах.

Человек, который сплетничает и осуждает делает так, что его качество жизни заметно ухудшается, рядом с ним появляется все больше злых людей, сплетников, недовольных жизнью...

Главный критерий внутренний чистоты - человек обо всех думает и говорит хорошее, люди к нему тянутся, с ним приятно общаться и просто находиться рядом.

Главный критерий внешней чистоты - это ношение чистой одежды, а также ежедневный прохладный душ, который очищает не только тело, но и мысли.

Простота

Простота – это когда человек не выставляет напоказ свою . Он ведёт себя смиренно, скромно и доступен для всех. Простота выражается в увеличении смирения, соответственно увеличении разумности. Гордость же напротив полностью уничтожает эффект получения знания. Простота даёт возможность видеть свои недостатки, что даёт возможность прогрессировать. Гордый человек не видит свои недостатки – поэтому деградирует. Глупая простота выражается в стремлении вести себя просто со старшими и непросто с равными или младшими... Если человек получил много знаний, но не стал простым в жизни, значит все его знания равны нулю.

Аскеза речи (правдивость)

Аскеза речи наделяет человека огромной моральной силой. Его благословения и проклятия сбываются безоговорочно. Такой человек знает, когда его обманывают и способен предвидеть будущее. Он видит, за что и как пострадает человек, если будет продолжать вести себя неправильно. Также, правдивость позволяет человеку держать своё слово.

В словах находится сила накопленных аскез. И если их достаточно, то к человеку начинают прислушиваться, и он способен несколькими словами изменить судьбу других людей, говоря им правильные слова. Эта аскеза даёт человеку гладкую судьбу. Грубая речь (с ненависти) приводит человека к , он накликает на себя . Грубая речь приводит к несчастным случаям.

Способность говорить приятные слова – это уже плод высокого аскетизма. Человек, который обладает мягкой речью, приятными словами, способен в любой ситуации не проявлять грубость, обладает высокими качествами сознания.

Это проверяется в тяжёлых ситуациях, в которых говорить приятное очень непросто. Если человек в критической ситуации может говорить мягко, не злясь, – это значит, что он абсолютно безгрешный, сердце у него абсолютно чисто.

Важно говорить только, то, что приносит пользу. Не беспокоить никого своей речью. Следует говорить только с теми, кто желают вас слушать.

Целомудрие и целибат

Мужчина с помощью целибата контролирует вожделение и становится разумным. У женщины целибат выражается в верности мужу и застенчивости. Скромность, застенчивость делают женщину красивой.

Искренняя застенчивость, на основе привязанности только к одному мужчине приводит к неподдельной красоте. Так женщина обретает силу.

Внебрачные связи приводят к тому, что человек становится безвольным. Если человек имел с кем-то половые сношения хотя бы раз в жизни, то он получает половину судьбы партнера на себя.

Мужчине, чтобы добиться успеха в жизни, необходимо иметь целомудренную жену. Точно также целомудренность мужчины даёт возможность женщине достичь умиротворения.

Аскетизм ума (удовлетворенность)

"Нет большей аскезы, чем обуздывать ум, нет большего счастья, чем быть довольным, нет худшей болезни, чем быть жадным, и нет лучшей добродетели, чем милосердие"... Человек должен научиться быть удовлетворённым. Для этого необходимо питаться правильно, соблюдать режим дня, заниматься любимой работой, делая это во благо других, помогая и служа. Тогда придет удовлетворение.

Чтение

Регулярное чтение литературы, которая даёт настоящее знание, или слушание лекций, развивает в человеке разумность. Речь человека, знающего произведения священных писаний, говорящего словами мудрецов, постепенно становится совершенной.

Самообладание (контроль языка)

Есть три типа аскезы контроля языка. Первая – прежде чем сказать, необходимо подумать, нужно ли это говорить. Вторая – есть вовремя и ту пищу, которая подходит в соответствующее время. Третья – это желать всем счастья, особенно тем, кто еще не выбрал себе высокую цель в жизни, а также искренне молиться и повторять святые имена Бога..

Используйте эти знания на Благо и пусть качество вашей жизни становится всё лучше день ото дня!

Поделись статьей с друзьями!

    Аскеза. Путь аскезы и виды аскезы. Что такое аскеза

    https://сайт/wp-content/uploads/2016/05/ask-150x150.jpg

    Аскеза - есть путь достижения Чистоты. Чистоты, как телесной и нравственной, так и эмоциональной и духовной, то есть аскеза очищает сердце и укрепляет нашу связь с Божественным, благодаря чему из нашей жизни уходят любые неприятные ситуации, злоба, болезни, и мы достигаем состояния истиного счастья, которое проявляется, как ощущение тихой радости и ощущение своей неразрывной связи...

В последнее время все чаще слышны возгласы и полемика по поводу места женщины в Церкви. Редакция «Православной Жизни» решила напомнить читателям мнение самих женщин, трудящихся в Церкви, которое прозвучало на портале ранее, но при этом не потеряло своей актуальности.

В современном обществе принято усматривать разделение по так называемому гендерному признаку.

Какое разделение существует в Церкви? Чем женская аскеза отличается от мужской? Об этом, а также о «женском лице» Церкви рассуждают Светлана Охрименко (пресс-секретарь Горловской и Славянской епархии) и инокиня Евгения (Мария Сеньчукова), пресс-секретарь Якутского епархиального управления.

Инокиня Евгения (Сеньчукова): Суть женского благочестия – не выпячивать его

Есть традиционное понимание женщины как помощницы мужчины. И есть – реальное. Очень часто всё происходит наоборот: в лучшем случае – мужчина оказывается помощником женщины, в худшем – получается так, что женщина и «швец, и жнец, и на дуде игрец».

При этом мы знаем, что слово Божие – неизменно. Если Господь сказал, что женщину сотворили как помощницу мужа, значит, так и должно быть. Но после грехопадения Адама и Евы ни мужчина не придерживается своей роли, ни женщина не соответствует своей.

Я думаю, что это несоответствие преодолевается через наше христианское благочестие. Мы знаем из Писания, что нет во Христе ни мужского, ни женского пола. Различия нами могут преодолеваться как раз с помощью аскетизма.

На самом деле, различаемся в служении мы гораздо больше, чем в половом отношении. Тут главное помнить установленные границы – есть чисто мужские и чисто женские области служения: мы знаем, что женщина никогда не сможет стать священником, к примеру.

Женщине более присуще служение, связанное с послушанием. Оно может быть внешне менее деятельным, менее инициативным - хотя и сама инициатива может быть послушанием!

Я как пресс-секретарь епархии должна продумывать какие-то формы подачи материала: новости, репортажи, комментарии, должна предлагать идеи и т.д. В этом смысле женщина может и должна быть помощницей не только мужу, но и вообще тому, кто над нею поставлен.

Один священник обратил внимание на очень интересную вещь. О Божией Матери мы знаем в основном из Предания. Причем, так сказать, не уставного: например, в службах во время поста – Успенского – в честь Пресвятой Богородицы не так много воспоминаний о Ней. В самом Евангелии о Ней повествуется «штрихами»: мы видим, что Божия Матерь всегда была около Спасителя, потом при апостолах, но - незаметно. И в этом как раз образец женского служения.

Положа руку на сердце, скажу: в церковной среде женщины ярче мужчин, особенно в креативном плане. (Наблюдать это я могла в церковной журналистике.) Часто женщину начинают воспринимать не как того, кто помогает решить проблемы, а как того, кто задает тон. С этим связаны многие проблемы - ведь Библия учит нас, что женщина по своей сути реагирующая.

В то же время мне кажется, что само по себе разделение аскезы как практики, как некоего духовного упражнения на мужскую и женскую – неверно. Разделяя женскую и мужскую аскезу, мы рискуем прийти к Домострою в вульгарном его понимании. Женщина должна убояться мужа - не как доброго господина, слушаться и любить, а убояться того, что он побьет ее палкой.

Да, встречается то, что мы называем «бабьими грехами». Например, смиренничание перед батюшкой, которое, в конечном счете, претворяется в совершенно ненормальные формы, искажение духовной жизни в принципе. Но это, скорее, исключения и они говорят как раз о противоположном аскетизме направлении.

Поэтому, мне кажется, нам стоит говорить об «аскезе унисекс».

Вопрос о женской аскезе - на самом деле, это вопрос о месте женщины в Церкви. Я специально подчеркнула, что у нас женщины очень часто задают тон в церковной жизни. И я специально ранее сказала, что в христианстве преодолевается отличие между мужчиной и женщиной. Преодолевается не отрицанием, а перерастанием - и даже возрастанием.В итоге женщина должна стать настоящей женщиной, а мужчина - настоящим мужчиной.

В Царстве Небесном нет ни эллина, ни иудея, ни раба, ни свободного, ни женского, ни мужского пола, в Царстве Божием не женятся, ни выходят замуж - но мы там будем совершенны, самодостаточны в Боге. Мне кажется, мы станем такими, какими должны быть. Адам станет Адамом, Ева станет Евой.

Может быть, ключ к пониманию женского благочестия парадоксальным образом лежит в том, чтобы никак не проявлять его.

Вот о мужском благочестии мы можем сказать довольно точно. Мужчина – это человек, который на себе многое тянет – потому, что он должен. Женщина, если тянет, то только потому, что у нее выхода нет. Мужчина физически должен преодолевать трудности, и это его долг от Господа. А женское благочестие заключается в том, чтобы его как раз никак не выпячивать.

В этом смысле мне очень близки мои знакомые активные женщины, которые никак не показывают, что они – женщины в Церкви, не подчеркивают, что они – женское лицо Православия, хотя таковым, бесспорно, являются.

Светлана Охрименко: Мужчины чаще склонны относиться к жизни как спринтеры, а женщины – как марафонцы

Я не могу назвать себя великим аскетом-практиком, да и книг по теме прочла не так уж много. Поэтому прошу всё сказанное воспринимать как частное мнение, которое может быть в какой-то мере ошибочным.
Относиться к аскезе как к духовному культуризму и на этой основе разрабатывать какие-то схемы поста и рассчитывать количество поклонов для той или иной весовой категории ради «наращивания мышц» на душе неправильно. Если бы нужно было делать именно так, не было бы в Евангелии срывающих в субботу колосья учеников и прочих проявлений «беззакония».

Христос ясно показывает нам, что пришёл час дать не новый Закон, а свободу – свободу быть с Ним в том состоянии, когда нет «ни мужского пола, ни женского». Но пока мы не достигли полноты этой свободы, понятно, что нам нужно свершить определённую работу над собой. И путь к нашей цели показывает не только Евангелие, но и Типикон – в котором, кстати, гендерные различия также не прописаны.

Если исходить из того, что аскетическое делание – это то, что облегчает нам общение с Богом, напрашивается вывод: общие рамки Традицией обозначены, но для каждого человека существует своя мера, которая зависит от множества факторов.

Меру поста нужно выбирать по принципу «чтобы было немножко трудно»

Меня, к примеру, учили, что меру поста нужно выбирать по принципу «чтобы было немножко трудно» – не расслабляться, но и не взваливать на себя ношу, под которой сломаешься.
Со временем лично для меня прибавился ещё один критерий: чтобы не было ущерба для молитвы. Каждый из нас знает, как он обычно молится. Всякий «левел-ап» тут – это дар Божий. Но вот если без совершения каких-то серьёзных грехов шаг или два назад – может, Бог зачем-то от тебя отошёл, а может, ты банально расслабился и позволил себе что-то совершенно невинное, но лишнее. Бог рядом, а ты Его не воспринимаешь. Горько и обидно, что из-за какой-то ерунды.

Это какой подход к духовной жизни вообще и к аскезе в частности – мужской или женский?

Мне кажется, что – универсальный. И не зря в богослужебных текстах, посвящённых святым женам, встречаются эпитеты «мужеумная», «мужемудрая». Такие слова в патриархальном обществе – несомненно, комплимент. Но не из серии «все бабы дуры, а ты особенная», а констатация факта, что между подвижником и подвижницей разницы гораздо меньше, чем между человеком, который любит Христа, и человеком, который живёт автономной от Него жизнью.

Единственное различие, которое приходит мне в голову, заключается в том, что мужчины чаще склонны относиться к жизни как спринтеры, а женщины – как марафонцы

Но Устав построен так, что в нём есть и моменты, когда нужно напрячься до предела, и моменты, когда нужно потерпеть – кому-то легче одно, кому-то другое, но у каждого есть возможность изучить свои сильные и слабые стороны.

Если же человек подменяет духовную жизнь душевной, «женский тип» этой жизни наверняка появится. Наверное, в нём будет больше, чем в «мужском», эмоций, суеверий, ритуалов и неусыпаемых акафистов вместо Евхаристии, будут попытки самореализоваться в духовной жизни за счёт детей.

О тонкостях и нюансах такого стиля жизни лучше расспрашивать священников или игумений, у которых есть живые примеры перед глазами. Я могу лишь сказать, что это ненормальная жизнь, но бороться с гидрой нужно не путём отрубания голов (разве что, какая-то уж очень сильно торчит), а радикально – познакомить человека с настоящим, не лубочным Христом. Но для этого нужно самому Его знать.