Способный ребенок не хочет учиться. Ребёнок не хочет учиться

Каждый родитель хочет, чтобы ребенок с удовольствием ходил в школу и хорошо учился. Но на практике мало кто из школьников без напоминаний делает уроки и с энтузиазмом ходит на занятия. Почему так происходит и что делать родителям, если ребенок не хочет учиться? Есть типичные причины нелюбви к школе. Разобрав их, можно выяснить, что отвращает ребенка от учебы, и начать работать с проблемой.

Причина 1: профиль школы или класса не соответствует склонностям ребенка

У человек ребенка что-то получается лучше, что-то – хуже. Родителям важно суметь объективно оценить таланты и склонности своего ребенка. Ярко выраженному «технарю» будет неинтересно в школе с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. Гуманитарию будет сложно в математическом лицее.

Поговорите с ребенком, узнайте, какие предметы нравятся ему больше всего. Проведите несложные тесты на определение природных склонностей ребенка. Для старшеклассников можно провести более комплексные тесты по профориентации. Ученика начальных классов можно записать в разнопрофильные кружки и посмотреть, где ему понравится больше. Также пообщайтесь с классным руководителем, спросите, какие предметы, на взгляд педагога, даются ребенку лучше, какие – хуже. Все это поможет понять, в «своей» ли школе учится ребенок.

Причина 2: ребенок психологически не готов к школе

Если ребенок – первоклассник, он может быть психологически не готов к школе. Речь не идет об уровне интеллектуального развития – ребенок может прекрасно читать, считать, писать. Но ему не хватает самоорганизации, чтобы систематически делать домашние задания, выполнять указания учителя. О таком ученике преподаватели нередко отзываются как об умном, но невнимательном и иногда непослушном. Он может часто отвлекаться, разговаривать с соседом по парте, может встать и выйти и класса, потому что стало скучно. Подробнее о компонентах психологической готовности ребенка к школе можно прочитать в данной статье .


Если ребенок действительно оказался не готов к школе, родители должны помочь ему адаптироваться к школьной среде. Для этого нужно приучать ребенка к дисциплине (но не радикальными методами – это совсем отобьет желание учиться). Привычный и интересный для ребенка вид деятельности – игра. Попробуйте добавить в учебу элемент игры. Пусть первое время вместе с малышом уроки «делает» любимая игрушка. Устраивайте перерывы в выполнении домашних заданиях, во время которых ребенок может полностью отвлечься от учебы (например, сделайте вместе с вами веселую гимнастику).

Создавайте положительный образ школы, рассказывая, как там интересно. Понемногу формируйте чувство ответственности, объясняя, что школа для детей – так же важно, как работа – для взрослых. Скажите ребенку, что он уже большой, поскольку ходит в школу. Дети любят чувствовать себя взрослыми, и если сформировать у них представление, что взрослый = хожу в школу, делаю уроки, слушаю учителя – адаптация к школьной жизни пройдет легче.


Нередко проблемы с адаптацией к школе бывают у детей, которые пошли в первый класс раньше сверстников – с 6 лет. В этом возрасте ребенок может быть интеллектуально развит, но необходимые личностные и волевые качества могут быть еще недостаточно сформированы. Он просто не может высидеть на уроке 40 минут, и в этом случае не удивительно, что ребенок не хочет учиться. Если первокласснику всего 6 лет, основной совет психолога родителям состоит в том, чтобы активно помогать ребенку адаптироваться к школе. В некоторых случаях имеет смысл отложить поступление в школу еще на год. За год ребенок (с помощью родителей) приобретет нужные навыки, и адаптация к школе пройдет значительно легче.

Причина 3: ребенок гиперактивен

Гиперактивному ребенку может быть сложно учиться из-за проблем с концентрацией внимания. Подробнее об этом состоянии можно почитать в статье «Гиперактивный ребенок – рекомендации родителям» . Для адаптации к школе гиперактивному ребенку может потребоваться помощь психолога . Родителям важно следить за соблюдением режима дня, организовать рабочее место без компьютера, телевизора и других отвлекающих факторов. Стоит пообщаться с классным руководителем, попросить как можно чаще вовлекать ребенка в классные и школьные мероприятия, спрашивать у доски, чтобы энергия уходила в правильное русло.

Причина 4: отсутствие отдыха после школы

После школы ребенку требуется около 1-1,5 часа, чтобы отдохнуть, полностью отвлечься от школьных будней. Взамен этого дома его часто встречают вопросами об оценках, требуют дневник и отправляют выполнять домашние задания. Подготовка домашних заданий требует концентрации внимания, памяти, всех интеллектуальных возможностей. Ребенок, не успевший полностью отдохнуть, не может сконцентрироваться, ему мешают рассеянность и усталость, что приводит к раздражению и нежеланию делать уроки. Поэтому необходимо дать ребенку время для полноценного отдыха. Пусть он отвлечется, позанимается тем, чем хочет, погуляет, если нужно – поспит: качество выполнения домашних заданий и отношение к учебе от этого только улучшится.


Причина 5: перегрузки

Часто помимо школы ребенок посещает несколько кружков и секций. Желание разностороннего развития – понятное и правильное, и самому ребенку зачастую нравятся все дополнительные занятия, ничего не хочется бросать. Однако слишком плотный и насыщенный график занятий быстро утомит ребенка и скажется на учебе. Если из-за дополнительной нагрузки ребенок не успевает отдохнуть, совет психолога однозначен – количество кружков нужно сократить.

Причина 6: недостаточный контроль

Нередко родители, допоздна занятые на работе, не имеют возможности осуществлять контроль за тем, как ребенок выполняет домашние задания. Будучи предоставлен сам себе, ребенок не может устоять перед соблазном провести время перед компьютером, погулять с друзьями взамен того, чтобы заставить себя выполнить домашние задания. В этом случае желательно выстроить мягкую, но постоянную систему контроля, не пуская ситуацию на самотек. Регулярно интересоваться делами ребенка, общаться с классным руководителем на родительских собраниях. Также важно постепенно приучать ребенка к ответственности. Постараться объяснить, что учеба – это его зона ответственности, но не оставлять ребенка один на один с проблемами и дать понять, что в случае сложностей (что-то не получается, не складываются отношения с учителем, одноклассниками) – родители всегда выслушают и помогут.

Причина 7: конфликтная ситуация в школе

Межличностные проблемы могут возникать в любом возрасте, но особенно остро встают в подростковом периоде. В условиях серьезного конфликта с одноклассниками или плохих отношений с педагогом у школьника возникает нежелание учиться и посещать школьные занятия. В ход идут самые разные уловки: ребенок начинает часто «болеть», придумывать истории об отмене занятий, иногда прогуливает уроки.

В таких ситуациях важно понимать, что речь идет не о потере интереса к обучению. Причина нежелания учиться заключается в сложившейся неблагоприятной обстановке. Поэтому важную роль в таких обстоятельствах играют родители. Необходимо разговаривать с ребенком о его школьной жизни, отношениях с одноклассниками и учителями. Ребенок должен быть уверен в том, что родители его поддерживают.


При неблагоприятных отношениях с одноклассниками роль родителей также очень важна. Необходимо выяснить ситуацию, попытаться помочь ребенку наладить отношения. Однако нельзя принимать активное участие в конфликте – разговаривать с одноклассниками ребенка, поскольку это уронит его авторитет в классе. Если отношения между конфликтующими сторонами не наладятся, можно подумать о переходе в другую школу. Но в любом случае важно понять причину конфликта, поскольку он может быть вызван и психологическими проблемами ребенка, требующими коррекции.

Причина 8: отсутствие мотивации

С переходом из начальной школы в средние классы постепенно в глазах детей понижается авторитет учителя и снижается интерес к обучению. Стратегия и мотивационная политика, работающая в начальных классах, теряет свою актуальность. Теперь родителям придется ставить перед ребенком конкретные цели, непременно объясняя причины, по которым необходимо выбрать именно это направление.


Что делать, если подросший ребенок не хочет учиться? Важно объяснить подростку, что ему придется выбрать определенную профессию, для освоения которой необходимы определенные знания. В ходе беседы следует выяснить, какие предпочтения есть у ребенка, какая сфера деятельности его интересует, для того, чтобы показать, какие навыки потребуются для реализации поставленной цели. Можно организовать экскурсию на предприятие, где подросток сможет выявить для себя особенности будущей профессии, провести профориентацию .

Причина 9: острые эмоциональные переживания

Если ребенок переживает эмоциональный кризис, снижение интереса к учебе вполне естественно. Вызвать кризис могут разные обстоятельства: смена класса или школы, переезд в другой город, смена места жительства. Подростки могут остро переживать первую влюбленность, ссоры с друзьями. Снижение интереса к школьным занятиям в кризисный период понятно и почти неизбежно. В этом случае важно заметить кризис и поддержать ребенка в непростой для него момент. Тогда со временем ситуация с учебой выправится.

Другие причины

Это далеко не полный перечень причин, по которым ребенок утрачивает интерес к учению. Неблагоприятная внутрисемейная атмосфера, наличие психологических комплексов, зависимость от вредных привычек – есть много причин. Скандалы, ругань, истерики, наказания ни в коем случае не являются эффективными методами борьбы с нежеланием ребенка посещать школу. Необходима последовательная, постоянная работа. Родительское принятие и понимание помогут ребенку преодолеть все школьные трудности.

Доброго дня, уважаемые читатели! Недавно посетила родительское школьное собрание и ушла оттуда весьма озадаченной. Учительница моего сына-первоклассника заявила, что большинство современных детей не хотят и не умеют учиться. Виной всему она считает телефоны, планшеты и прочие «отвлекающие» манёвры. Упомянула и о нас, родителях, которые не хотят прививать своим чадам любовь к знаниям.

А как вы считаете, если ребёнок не хочет учиться, что делать? Кто в этом виноват? Ведь раньше мы учились добровольно, не из-под палки, были «хорошистами» и отличниками. Что же так испортило современных детишек. Давайте разбираться.

О лентяях и гениях в учебе

«За что мне это всё», — обречённо вздыхает мой 7-летний сын, когда я сажусь с ним за уроки. Вроде бы и любит школу, уже успел подружиться с одноклассниками, учится более-менее, но вот выполнение домашнего задания считает за повинность. Так и делаем русский язык с математикой под охи-вздохи и бесконечное: «Мам, я хочу спать, пить, я устал». У вас тоже происходит нечто подобное?

Психологи утверждают, что одной из причин неусидчивости и неспособности сосредоточиться и усердно делать уроки являются и у детей. Но есть и другие причины. Предлагаю рассмотреть сначала их, а уж потом узнаем, какие советы дают по этому поводу специалисты.

Папа решает, а Вася сдаёт . Этой строчкой из известного стихотворения можно обозначить первую причину. К сожалению, часто мы сами отучаем детей учиться тем, что делаем всё за них. Не зря среди современных родителей бытует шутка: «Первый класс - это соревнования родителей в лепке, рисовании, изготовлении поделок». Провозившись с ребёнком битый час, мы отчаиваемся и берём всё в свои руки. Получается, это у нас не хватает терпения и усидчивости, так откуда им взяться у наших детей?

Чрезмерная опека или тотальный контроль могут сыграть злую шутку. «Он у нас такой маленький, несмышлёный, он ничего не сумеет без помощи, или Над ним нужно стоять, как надсмотрщик, иначе уроки не сделает», — так часто объясняют родители своё поведение.

Между тем, эти крайности приводят к тому, что ребёнок либо привыкает к тому, что над ним стоят и отдают приказы, и без этого за задания даже не сядет; либо расслабляется, ведь мама всё сделает за него сама.

Сверспособности и сверхлень. Вот и ещё одна причина. В наше время рождается много весьма способных детишек, маленьких гениев, у которых , развито , а вот к учёбе нет ни малейшего интереса. Всё это выливается в плохие отметки и замечания учителя: «Ваш ребёнок не хочет учиться!» Чуть позже я расскажу, как правильно направлять умения ребёнка и преобразовывать их в знания.

А смысл? Часто малыши просто не нуждаются в том, чтобы узнавать что-то новое. Такое равнодушие к знаниям исходит из родительского попустительства. Это прямая противоположность опеке и чрезмерному контролю, о которых мы говорили выше. Мы должны всегда подавать пример, ведь кому как не на нас равняться нашим чадам?

Если ребёнок не хочет учиться, что делать?

А вместо того, чтобы пойти с ребёнком на прогулку, покормить птиц, собрать первые после зимы цветы, поговорить о том о сём, мы отмахиваемся, смотрим телевизор, а чадо предоставлено само себе. Наша с вами задача - развить у малыша интерес ко всему окружающему, помогать ему добывать новые знания, иначе в старших классах и в университете вас ждут проблемы, вплоть до отчисления.

Кругом враги . Приходя в новый коллектив, ребёнок должен в нём адаптироваться, «прижиться». Благоприятная «среда обитания» способствует хорошему обучению. Дружеские отношения с одноклассниками, тёплые - с учителем, как правило, способствуют успехам в учёбе. Конфликты, вражда, сложности отодвигают уроки на второй план. Идя в школу, малыш каждый раз переживает и не может сосредоточиться на знаниях.

Плохо сказывается на успеваемости и накалённая обстановка в семье. Ругань родителей делает ребёнка нервозным и рассеянным.

По болезни . У детишек с хроническими заболеваниями учёба «хромает» из-за прогулов в периоды обострения. Внимание и память при некоторых болезнях тоже снижаются. Вроде бы объективные причины, правда? Такие дети вынуждены иногда учиться дома, а это несколько расслабляет. Ведь оценки никто не ставит, да и мама по образованию не педагог.
Есть ещё одно «но»: болезненных детей часто жалеют, как родители, так и учителя. Оценки натягивают, дома жалеют, и у ребёнка «работоспособность» снижается.

Двойки - понятие двоякое: решение проблем

Основные причины мы рассмотрели. На деле их может быть ещё больше: от возможных комплексов из-за дефектов речи и внешности до вредных привычек в подростковом возрасте.

Как же поступать нам, родителям? Ну уж точно не отчаиваться и не опускать руки. Ругать и тем более пороть тоже не советую. Это антипедагогично и бестолково. Вы только ещё больше настроите малыша против.
Итак, что делаем? Перво-наперво выясняем причину. Это уже половина успеха, как только вы сами поймёте, из-за чего ребёнок не учится, вы начнёте действовать в нужном направлении.

Если вы сильно опекаете своё чадо, прекратите это делать. Боитесь, что сын или дочь без вашего контроля сразу скатится на двойки и колы? Что ж, пусть. Дайте ему эту возможность, оказаться в «низах», в неуспевающей части класса. Ребёнок будет расстраиваться и даже злиться, но в конце концов преодолеет себя.

От вас требуется лишь поговорить и морально поддержать малыша, если он будет плакать из-за плохих оценок. Спокойно объясните, что теперь вы не будете решать задачки, читать и помогать писать буквы. Расскажите, как приятно добиваться всего своим трудом. Поверьте, получив первую, «честно заработанную» пятёрку, ваш ученик будет так гордиться собой, что самостоятельно и с энтузиазмом засядет за уроки.

С ребёнком одарённым, но ленивым, нужно работать над применением его способностей. Ум, даже если он неплохо развит с рождения, должен постоянно работать, чтобы развиваться. Не убеждайте дитя, что он и так умнее всех, иначе он расслабится и в итоге скатится на двойки. Гений- «двоешник» это, согласитесь, обидно и несправедливо. Направляйте, помогайте, организуйте своего школьника, и тогда он покажет прекрасные результаты не только в школе, но и в институте.

Как развить стремление к учёбе

Отсутствие интереса к учёбе не только вина безучастных родителей, которые и сами не стремятся учиться. Учитель тоже играет роль в развитии у детей тяги к знаниям. Поэтому перед тем, как отдать ребёнка в первый класс, узнайте, что за педагог будет вести уроки, посоветуйтесь с другими родителями.

Дома старайтесь больше общаться со своим чадом, не только на темы школы. Так вы больше узнаете о своём школяре, что ему больше нравится. Может, проблема в том, что вы по наитию отдали его в математический класс, а у вас растёт прирождённый гуманитарий, оттого и плохие отметки и спад интереса к занятиям?

При , из-за которых вы вынуждены прогуливать, в роли педагога дома выступаете вы. Берёте на себя роль не только «контролёра» выполненных заданий, но и преподавателя нового материала, рекомендованного учителем. Конечно, всё зависит от тяжести заболевания.

При незначительном обострении и банальном ОРВИ не нужно устраивать постельно-лежачий режим и чересчур жалеть ребёнка. Сильное отставание по учебной программе потом непременно скажется. Не позволяйте своему ученику манипулировать болезнью, занимайтесь регулярно, но в меру.

Сохраняйте дома максимально комфортную психологическую обстановку, не ссорьтесь с супругом (супругой) по мелочам. Стрессы способствуют снижению внимания и замедленного восприятия новых знаний.

Если учёба даётся тяжело, не нужно нагружать школьника, записывая его в драмкружок и кружок по фото, да еще и в спортивную секцию и на курсы итальянского языка. Помните: школа сейчас прежде всего.

Не завышайте и не снижайте чересчур планку. Придерживайтесь во всём золотой середины. Не делайте уроки за ребёнка, а лишь помогайте, направляйте его, приучая доводить начатое до конца.

Непременно хвалите за хорошие отметки. Я не говорю сейчас о финансовом поощрении. Считаю это не лучшим методом, несмотря на то, что среди родителей это сейчас модно. За плохие ругать и тем более давать «ремня» тоже считаю недопустимым. Просто побеседуйте с чадом, спросите, что именно ему непонятно, найдите похожие упражнения и сделайте работу над ошибками. Этот метод срабатывает куда эффективнее порки.

Подытожим

Стремление учиться, причём самостоятельно добывать новые знания, закладывается ещё в детском садике. Именно там детки получают первые азы ухода за собой, учат названия букв, начинают рисовать, считать, писать. Давайте своему крохе возможность выражать себя, быть самостоятельным, но в то же время развивайте чувство ответственности.

Умение себя организовать - это уже хорошее подспорье в дальнейшей учёбе.

Говорят, сидеть и делать уроки с ребёнком нужно только первые два класса, затем он приучится делать уроки сам. Скажу честно, у меня не всегда хватает времени сидеть, но сейчас, к концу первого класса, я уже вижу заметные успехи. Сын стал приносить хорошие оценки, дома с удовольствием декламирует мне стихи, которые учит сам, сверх программы, заполняет дневник. Для моего озорника это значительные достижения.

Поэтому «сидеть» с малышом, на мой взгляд можно, но, как я говорила выше, не строить из себя диктатора или няньку, а просто со стороны наблюдать и направлять. Остальное ребёнок, поверьте, сделает сам.

На этом наш с вами «урок» на сегодня завершён. Желаю вам не только хороших отметок, но и хороших крепких знаний и положительных впечатлений от учёбы. Чтобы школьные годы, как в песне, стали самыми чудесными, прежде чем обратятся в воспоминания. А 11 лет промчатся очень быстро, вот посмотрите.

Содержание статьи:

Иногда случается так, что до поступления в школу ребенок рос таким смышленым, что все окружающие не уставали восхищаться им, а родители соседских детей только завидовали. В возрасте двух лет малыш знал уже почти все буквы и быстро различал цвета. Все шло, как нельзя лучше, но, поступив на учебу, маленького человечка словно подменили. Его родители столкнулись с такой ситуацией, при которой ребенок не хочет учиться в школе.

Чего бы ни предпринимали родители, ситуацию не удается исправить. Не действуют уговоры, стыд и даже ремень. Испробовав все средства, родители надеются, что теперь им помогут только советы психолога.

Причины создавшейся ситуации

То, что ребенок не проявляет интереса к обучению, может быть сопряжено с различными причинами. Их можно свести к следующим позициям:

1. Полную ответственность за процесс обучения взвалили на свои плечи родители. Это явление сегодня имеет чрезвычайно широкое распространение. В процессе обучения учащийся лишается «права голоса». За него абсолютно все выполняется мамой. Порой, она за него даже делает домашнее задание. Она ему сама и собирает портфель. Весь процесс обучения находится у нее под полным контролем. Что называется, она всегда держит руку на пульсе. Ребенок сам перестает думать. В этом просто отпадает необходимость. За него давно уже все решила мама, а в некоторых случаях - бабушка. Подобные опекуны исходят из позиций сложившейся ситуации. Они заявляют, что учиться сейчас трудно и ребенку во всем надо помогать. Они готовы сделать для своего чада буквально все. Это, конечно, хорошо, но перегибать палку явно не стоит.

Другой ситуацией является та, при которой со стороны опекунов ребенок подвержен тотальному контролю. Здесь расклад несколько иной. Родители не делают за ребенка ничего, но их действия связаны с отдачей постоянных приказов по поводу предстоящих действия ученика. Родители следят за тем, как он выполняет домашнее задание. Ребенок садится за уроки не тогда, когда это необходимо или когда он сам этого захочет, а только после поступления приказа от родителей. Школьный рюкзак он тоже собирает под указания бдительного «диктатора». Нетрудно предсказать, каков будет итог подобных действий. А носить он будет только плачевный характер. У ребенка полностью теряется ответственность, связанная с его пребыванием в стенах школы. В итоге родители получают ситуацию, при которой ребенок в 1 классе не хочет учиться. А причиной этому стала опека и непрерывность постоянного контроля.

2. Лень гения. В детстве ребенок проявлял выдающиеся способности. Все ему рисовали блестящее будущее с прекрасной перспективой. Наступает небывалое разочарование, когда ребенок заявляет, что учеба ему совершенно неинтересна. Это является классическим вариантом, при котором перед родителями предстает ленивый ребенок. Ему лень ходить в школу, усваивать новый материал и совершенно ровным счетом безразлично все, что связано со школой. Классный руководитель постоянно призывает родителей обратить внимание на лень ребенка, но они просто не ведают, как поступить, если, например, ребенок не хочет учиться читать.

3. Отсутствует желание познать новое. В отличие от чрезмерной опеки, дети в такой ситуации большей частью предоставлены сами себе. Нередко у таких детей имеются довольно неплохие умственные данные от природы. Но, к сожалению, отсутствует возможность развития их, поскольку дети большей частью находятся на улице и заниматься с ними просто некому. Поэтому нет и потребности что-то узнавать.

В первом классе обычно учеба проходит неплохо, но затем интерес к этому у них пропадает, поскольку дети считают, что это нецелесообразно. Иногда уже ребенок во 2 классе не хочет учиться. Поступив в школу, он еще проявлял какой-то интерес к учебе, а сейчас его пыл охладел.

4. Конфликтная ситуация в школьной среде. Часто желание ходить в школу пропадает из-за того, что имеется конфликт с педагогами либо одноклассниками. В этом случае отсутствие желания учиться принимает вторичный характер. Акценты расставляются на первичной проблеме, затрачивается энергия, а на учебу ее уже просто не хватает.

5. Ученик-симулянт. Некоторые дети действительно имеют какое-либо заболевание. О нем знает и классный руководитель. Но школьник может симулировать приступ или сослаться на то, что ему просто нездоровится. Как правило, со стороны окружающих и педагога таких детей жалеют, предоставляя им различные послабления. Симулировать болезнь можно и дома. Ученик рассчитывает на то, что за прогул его сильно ругать не будут, и оценку поставят более высокую - опять же из чувства жалости. В этом случае невольно ребенок сам себе задает вопрос о том, а зачем вообще стараться?

Какие предпринять действия?

Выше были перечислены лишь некоторые причины, по которым ребенок не проявляет интереса к учебе. Теперь для исправления ситуации можно более подробно остановиться на советах для родителей. Что же советуют психологи?

Если имеет место чрезмерная опека в совокупности с контролем, то следует прислушаться к советам психолога и несколько «ослабить вожжи». Многие начинают сомневаться в эффективности данного мероприятия, считая, что успеваемость в этом случае упадет до предела. Следует заострить внимание на том, что процесс этот характеризуется длительностью. Вначале успеваемость действительно может упасть, поскольку ребенок разом избавился от чрезмерного контроля. Затем он сам способен понять, что находиться в рядах двоечников весьма неприятно и предпримет попытки к улучшению успеваемости. Он поймет, что нет ничего страшного в наличии ошибок. Их всегда можно исправить. Гораздо приятнее получать награду за свой труд.

Если имеет место ленивый гений, то ему надо объяснить, что полученные знания всегда пригодятся в жизни. Природа наградила его способностями, а их надо развивать. Это и надо довести до ленивого гения. Помимо этого, психологи считают, что если ученик своими знаниями опережает других представителей в классе, то лучше для него подобрать специализированную школу.

Весьма грустно, если у ребенка отсутствует потребность в новых знаниях. Но явление это довольно распространенное. Будет большой удачей, если педагоги в школе привьют интерес такого ребенка хотя бы к одному из всех преподаваемых в школе предметов. Ведь, занеся в душу ребенка хоть единую искру, можно зажечь целый костер. Бывает и такое. Можно с уверенностью сказать, что такие преподаватели еще не перевелись.

Если имеют место конфликтные ситуации с педагогами либо со своими сверстниками, то ребенок должен в деликатной форме объяснить всю суть сложившейся ситуации. Необходимо будет найти оптимальное решение в создавшейся ситуации. Если родители сами не в состоянии это сделать, на помощь придет психолог.

При симуляции болезни требуется обдуманное общение с ребенком. Не допускайте того, чтобы ребенку удавалось манипулировать вами. Это в полной мере касается не только ситуации со школой, но и всей жизни в целом. Надо ребенку дать понять, что не удастся всю жизнь прожить за счет сочувствия окружающих к нему. Лучше по этому вопросу обратиться за консультацией к психологу.

Если создалась ситуация, при которой ребенок не желает учиться, то ни в коем случае нельзя обвинять его в этом. Просто взрослым более пристально надо присмотреться к этой проблеме и вскрыть причины такого поведения. Это необходимо для того, чтобы принять верное решение для исправления ситуации. Никогда не надо сторониться психологов. Они всегда подскажут выход из создавшейся ситуации.

Начало учебного года – обычно волнительная и радостная пора. Первоклассники наконец-то узнают, каково это, сидеть за партой, а школьники постарше встречаются с друзьями-одноклассниками, по которым очень соскучились за лето. Однако скоро сентябрьские восторги утихают, и учебный процесс входит в свою привычную колею. И вот тут-то родители школьников зачастую впадают в уныние: их дети не хотят учиться, причем совершенно! Достаточно взрослые, чтобы высказывать собственное мнение на «школьную» тему, они (в общем-то, справедливо) возмущаются ежедневными ранними подъемами, неинтересными предметами, излишне требовательными учителями. Вот и приходится мамам и папам заново переживать собственные школьные годы, постоянно «подпинывая» нерадивое чадо в сторону школы и уроков.

Итак, у вас есть проблема с предельно простой формулировкой: ребенок не хочет учиться. Что делать родителям в такой ситуации, кстати, очень распространенной?

Ребенок совсем не хочет учиться: а вы в этом уверены?

Знаете ли вы, откуда произошел термин «школа»? Это греческое слово, первоначально звучавшее как schole (схола) и имевшее значение «досуг, свободное времяпровождение, чтение, беседа, занятие в свободные часы». Древнегреческие философы приглашали людей на такие «занятия», где делились своими знаниями и опытом. Встречи учителя и учеников происходили рядом с храмами, в прохладной тени деревьев, а беседы велись спокойно и неторопливо. Чувствуете разницу с современной школой? Существующая система образования далека от исконной настолько, что отсутствие желания учиться у ребенка – вполне нормальная реакция.

Школа не учитывает потребности каждого конкретного ученика. Ее главная цель – вложить в головы учащихся определенное количество фактов, цифр и умений. Школе как системе, да и учителям как покорным ее исполнителям нужны послушные дети, которые не будут возражать, высказывать собственное мнение, заниматься тем, что нравится. В принципе, родители хотят примерно того же: чтобы ребенок в течение 11 лет поглощал нужную и не нужную ему информацию, выполнял то, что от него требуют и получал хорошие оценки. А дети более искренни, чем мы, и прямо выражают протест против навязываемых им в ультимативной форме знаний. Вспомните себя! Вам действительно нравились все школьные предметы и ежедневное выполнение домашнего задания? Вряд ли. Да и сама образовательная система изменилась далеко не в лучшую сторону.

Если смотреть в корень проблемы, становится очевидно: в реальности учиться хотят ВСЕ дети. Другой вопрос – чему и как. Не спешите ругать ребенка, стыдить его и навешивать ярлыки («ты лентяй», «интересуешься только компьютерными играми», «тебе бы только болтать на уроках» и т.п.). Постарайтесь понять причины происходящего – от основной, связанной с отрицательными моментами школьного обучения в принципе, до других возможных проблем ребенка.

Почему ребенок не хочет учиться?

Дети не могут выбирать изучаемые дисциплины, их интересы не учитываются школой, а мотивации к учебе не придается абсолютно никакого значения. В этом и есть основная причина, почему ребенок не хочет учиться. К сожалению, изменить школьную систему образования мы не можем, а домашнее обучение – редкое явление, к тому же имеющее множество сложностей и подводных камней. Остается приспосабливаться к имеющейся образовательной модели и «встраивать» в нее своего ребенка. Помимо этого, необходимо выяснить, нет ли у вашего чада дополнительных причин негативного отношения к школе.

Итак, почему ребенок может не хотеть учиться:

  • антипатия к одному или нескольким учителям (а возможно даже конфликт);
  • проблемы в отношениях с одноклассниками;
  • скука от учебного однообразия и усталость;
  • сложности с конкретным предметом (не понимает, не успевает, предмет неинтересен);
  • проблема утренних подъемов.

Обучение в современной школе – сложная, но в целом посильная задача. Роль родителей школьника состоит не в том, чтобы делать за него или даже вместе с ним домашние задания. Для начала стоит помочь ребенку справиться с побочными проблемами, которые отвлекают и усложняют учебную жизнь. А вот с мотивацией к обучению необходимо разбираться отдельно.

Что делать, если ребенок не хочет учиться? Как ему помочь?

Естественно, что любящие мамы и папы обычно стремятся помочь собственному чаду, тем более, в таком важном деле, как учеба. Если вы решили серьезно разобраться в том, что мешает вашему школьнику учиться – отлично. Конечно, в первую очередь необходимо доверительно поговорить с ребенком, узнать, что для него в школе является самым неприятным, почему желание учиться исчезло и что, по его мнению, можно сделать для изменения ситуации. Надеемся, что вы не считаете своего ребенка злостным разгильдяем, стремящимся делать всё вам назло. Поговорите с ним как с взрослым человеком, наверняка эта беседа поможет вам лучше понять друг друга.

Что делать родителям при выяснении следующих причин нежелания учиться:

1) Имеются проблемы в отношениях ребенка с одноклассниками

Общение с одноклассниками – важная часть жизни школьника. И если отношения не складываются ( или он не может ни с кем по-настоящему подружиться), это накладывает отпечаток и на учебный процесс. Вспомните, как вам, взрослому человеку, бывает сложно сосредоточиться на работе, когда голова забита личными или домашними проблемами. Не ругайте ребенка, что он «страдает из-за ерунды». Старайтесь строить с ним доверительные и искренние отношения. Зная, что в семье его всегда поддержат, школьник ведет себя намного увереннее и постепенно самостоятельно справляется с проблемными ситуациями. В крайних случаях может потребоваться вмешательство родителей.

2) «Камень преткновения» – в конкретном предмете или учителе

Часто проблема с изучением какого-либо предмета связана с ведущим его учителем. Креативный, доброжелательный педагог обычно вызывает интерес как к собственной персоне, так и к преподаваемой им дисциплине. А предметы учителя, который сам по себе не нравится, будут неинтересными и нелюбимыми. Если ваш ребенок проявляет явно негативное отношение к одному из учебных предметов, выглядит подавленным, если предстоит этот урок, нужно разобраться, в чем именно проблема и обязательно ее решить.

Плохие отношения с кем-то из учителей – далеко не редкость. Бывает, что ребенок действительно плохо справляется с предметом, но настаивает, что учитель придирается к нему. Возможна и другая ситуация: ваш сын или дочка попали в разряд «нелюбимых» учеников. Да, педагоги – обычные люди, бывающие порой несправедливы. Поменять учителя обычно представляется не слишком реальным, поэтому придется что-то делать. Выслушайте жалобы ребенка и постарайтесь быть объективны. Не соглашайтесь, что «историчка дура», потому что поставила двойку. Так вы просто-напросто даете ребенку понять, что о другом человеке можно говорить грубо. Помогите школьнику с проблемным предметом, а если ситуация не улучшится, вам придется поговорить с самим учителем или с классным руководителем.

3) Ребенку тяжело рано вставать

Проблема ранних подъемов знакома многим родителям. Расталкивая нерадивое чадо в школу, они впадают в настоящее отчаяние. Звон будильника, мамины уговоры, яркий свет и даже крики совершенно не действуют. И не будут действовать! Ваш ребенок утром хочет поспать, и к неприятным ощущениям пробуждения через силу добавляется негатив от утренних скандалов. Поговорите с вашим школьником серьезно, но не рано утром, когда все нервничают и спешат.

Ваш разговор с ребенком может выглядеть примерно так:

Тебе совсем не хочется вставать по утрам в школу, да?

Ну да, трудно рано просыпаться, да еще и опять эти уроки! Надоело это всё!

Конечно, нелегко, я понимаю… А если бы ты учился во вторую смену, часов с 14, было бы лучше?

Не знаю. Тогда ведь и уроки бы заканчивались поздно…

Вот видишь. Что же можно сделать, чтобы тебе стало легче вставать?

Наверно, надо ложиться пораньше…

Как видите, в таком диалоге вы не ругаете ребенка, а выслушиваете его точку зрения и предлагаете ему самому определиться с решением проблемы.

Со своей стороны напоминайте ребенку вечером, что ему пора спать. Четкое время «отбоя» принесет пользу всем членам семьи.

4) Усталость и проблемы со здоровьем

Учеба в школе, особенно вкупе с различными дополнительными занятиями, может вызвать у ребенка серьезный стресс, усталость и переутомление. Часто родители ошибочно принимают их за лень и апатию и ругают школьника.

Усталость может быть физической, умственной или эмоциональной, в зависимости от темперамента ребенка и вида основной нагрузки. Дети, посещающие помимо школы спортивные секции, могут по-настоящему уставать, находясь целый день в движении. Отмените на время дополнительные занятия и понаблюдайте за ребенком.

Много читающие, усердные школьники часто испытывают умственную перегрузку. Они становятся рассеянными, забывчивыми, плохо фокусируют внимание. Заметив подобные «симптомы», постарайтесь увеличить физическую активность и количество времени, проводимого ребенком на свежем воздухе.

Эмоционально уставать могут особо возбудимые дети или те, у которых каждый день расписан по часам. Уроки, музыкальная школа, бассейн, кружок… Незрелая психика ребенка просто не справляется с такой нагрузкой. Увеличьте часы спокойного отдыха, больше гуляйте вместе. Минимизируйте телевизор и компьютер в жизни школьника.

5) Ребенок говорит, что учиться ему «скучно», «надоело», « лень»

Хорошо уже то, что ребенок честен с вами. А скука и лень – это нормальная реакция человека на ежедневное нахождение в четырех стенах, где его заставляют учиться, а после школы еще и делать уроки. Ведь у школьника абсолютно нет права выбора, учиться или нет. Взрослые теоретически всегда могут уволиться и поменять работу, а дети? Они просто обязаны быть послушными… Да, у родителей есть свои проблемы, но все-таки прислушайтесь к мнению собственного ребенка и постарайтесь ему помочь.

Основная проблема современных школьников – отсутствие мотивации и интереса к учебе. К сожалению, часто бывает, что уже ребенок-первоклассник не хочет учиться. Родители воодушевленно рассказывали ему о школе, и он очень ждал учебного года. А после нескольких месяцев или даже недель понял, что учеба совсем не такая, как он себе представлял. Что уж говорить про подростков – им действительно «надоедает» учиться. Стимулы в школе обычно отрицательные: «плохо напишешь контрольную – получишь тройку за четверть», «будешь учиться на двойки – вместо аттестата получишь справку» и т.п. Взрослых людей, работающих и получающих зарплату, обычно мотивируют морально или материально. Со школьниками всё, к сожалению, иначе.

Что же делать родителям? По максимуму своими силами вызывать интерес к учебе. Ругать школу, образование и учителей бесполезно. Однако со своей стороны вы можете многое, и это многое не равнозначно выполнению домашнего задания вместе с ребенком или вообще вместо него.

Как сделать так, чтобы ребенок захотел учиться?

Некоторые родители жалуются: «Ребенок не хочет ничему учиться!». Уверяем вас – это совершенно не так. Конечно, многое зависит от возраста ребенка, но полное безразличие к новому и учебе в хорошем смысле это слова даже у подростков встречается крайне редко. Скорее всего, отсутствие познавательного интереса у вашего школьника связано с его непониманием, что процесс узнавания может быть очень увлекательным.

На самом деле, задумываться о будущем, в том числе и об учебе, необходимо с раннего возраста сына или дочери. Если вы внимательно прислушиваетесь к потребностям ребенка, даете ему возможность попробовать себя в новых начинаниях, не ограничиваете его в увлечениях, наверняка какое-то любимое дело к школьному возрасту у него уже появится. Рисование, танцы, химические опыты – неважно. Главное, чтобы занятие по-настоящему нравилось. Если ребенок уже относительно «большой», возможно, в поиске себя ему поможет психолог или тесты профессиональной ориентации.

Наличие конкретного увлечения у ребенка станет для него стержнем, главным «вектором» в жизни. Что же делать с остальными предметами, например, с математикой, если сфера интересов вашего ребенка – пение и танцы? Объясните ребенку, что уроки – его работа, а аттестат поможет в будущем связать жизнь с любимым делом, поступив в соответствующий ВУЗ. Если какой-то предмет дается уж очень тяжело, пусть он будет просто «для аттестата», ради оценки. Однако не делайте всей целью учебы лозунг «Учиться на пятерки!». Это бессмысленно и не принесет ребенку счастья в жизни.

Некоторые предметы, особенно нелюбимые ребенком, вы можете сделать более интересными самостоятельно. Совместный с родителями просмотр исторического фильма или покупка яркой энциклопедии поможет школьнику взглянуть на историю другими глазами. Домашние опыты по физике, химии и биологии заинтересуют не только ребенка, но и его родителей. А обучение русскому языку и литературе вообще может происходить незаметно, если книги в вашем доме – не просто пылящийся на полке предмет декора. Пример читающих родителей творит чудеса! Ребенок, любящий читать, будет прекрасно интеллектуально развиваться, даже если школа – не самое любимое его место.

Большинство мам школьников ощущают себя так, будто учатся не их дети, а они сами. «А как иначе?» – спрашивают они. – «Если ему не напомнишь об уроках, так ничего и не сделает! Приходится стоять «над душой», делать вместе или хотя бы проверять». В некоторых семьях крики и скандалы на школьную тему – обычное дело. Хотя результат постоянных конфликтов закономерен: ребенок начинает воспринимать учебу как тяжкую повинность или повод для манипуляции родителями.

Чтобы облегчить жизнь всей семьи, уменьшив количество споров об учебе, следуйте следующим рекомендациям психологов:

  1. Не обвиняйте, а констатируйте факты. «Уже поздно, а уроки еще не сделаны».
  2. Давайте ребенку право выбора при выполнении домашнего задания: «С какого предмета ты хочешь начать, с физики или истории?». Расскажите, что лучше начинать работу с более сложного задания.
  3. Находите компромиссы. Не ставьте жестких временных рамок для выполнения домашнего задания. Договоритесь, что оно, к примеру, должно быть выполнено к 8 вечера, после чего вы проверите его и вместе с ребенком посмотрите интересный фильм или поиграете в настольную игру.
  4. Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Непонятно, на что рассчитывают родители, говорящие: «А вот Саша учится на одни пятерки» или «Ты жалуешься, что устаешь, а Кристина и отлично учится, и танцует в школьном ансамбле, и в художественную школу ходит». Ничего, кроме злобы в адрес этих Саши и Кристины, у ребенка не возникнет. Да еще и учеба будет восприниматься как площадка для соревнования с юными дарованиями, которых ему все равно не победить.
  5. Говорите о собственных чувствах. Скажите: «Меня огорчает, что ты до самого вечера смотришь телевизор, забывая об уроках» или «Я волнуюсь из-за твоего домашнего задания: завтра тебя могут вызвать к доске, а ты толком не выучил тему».
  6. Не делайте уроки за ребенка и не помогайте в выполнении всех заданий. Постоянный контроль как будто сообщает школьнику: «Мы считаем тебя несамостоятельным, тебе нужна помощь, иначе у тебя ничего не получится». Позвольте ребенку проявить инициативу и осознать ответственность за свои действия.
  7. Проявляйте интерес к делам ребенка, поощряйте каждый его успех, причем необязательно выраженный в хорошей оценке. Например, для некоторых детей настоящим подвигом будет выступление перед всем классом – и родителям обязательно нужно вместе с ребенком порадоваться этой маленькой победе.

И напоследок небольшое пожелание всем любящим родителям: верьте своему ребенку! Он совершенно не хочет обидеть вас, когда заявляет: «Не хочу учиться!». Подобные фразы – это просьба о помощи от мамы и папы. Учиться в современной школе действительно нелегко, и порой родителям приходится проявлять завидную выдержку и мудрость, чтобы пройти вместе с ребенком этот многолетний путь. Желаем вам терпения, а вашим детям – мотивации к учебе и тяги к знаниям!

Сегодня многие родители жалуются на то, что их ребенок не хочет учиться. Для решения этой проблемы в ход они пускают все, начиная с изнурительных бесед со своим чадом и до «санкций» в виде «папиного ремня». Однако в большинстве случаев ничего не помогает. Что же делать в такой ситуации?

Самое важное найти причину нежелания ребенка учиться, которая, как это ни странно, зачастую кроется в нас самих (родителях). Давайте разберемся почему.

Чаще всего данная проблема характерна для тех семей, где родители полностью втянуты в процесс обучения своего чада, а именно «учатся» за него. Это выражается буквально во всем: они следят за тем, что задали на дом, собирают за него портфель, проверяют или вместе делают домашнее задание, при этом родитель стоит за плечом ребенка и постоянно указывает на допущенные им ошибки. Большинство родителей твердо убеждены в том, что от успешности учебы ребенка в школе зависит его обеспеченность в будущем. Конечно, некоторая правда в этом существует. Однако значение имеют не только оценки, которые сын или дочь получают в школе, но и навыки и умения, а также чувства, которые у них останутся после ее окончания.

Если ребенок, пребывая в школе, часто находится в состоянии сильного напряжения, страха или стресса, если там он постоянно чувствует себя неуверенным, неуспешным, плохим, если в его сознании постепенно формируется отвращение и ненависть к обучению, то после школы он вряд ли будет с любовью относиться к учебе. Скорее всего, он всеми силами будет стараться как можно скорее покончить с этим этапом в своей и жизни, и не возвращаться к нему больше. Поэтому принуждая своего ребенка в процессе учебы можно достичь противоположных целей. Существует достаточно примеров, когда родители напрочь отбивают у детей желание к чтению, занятиям музыке, заставляя и критикуя детей по любому поводу в свое время.

В наше время детям учиться в школе достаточно не просто, но все же справиться самостоятельно с этим для них возможно. Только при условии, что ребенок не обладает непомерными амбициями родителей, если он учится там, где учебные требования не превышают его возможностей, если от него не ждут того, что он сможет реализовать несбывшиеся мечты родителей, а так же если ожидания учителя относительно ребенка не выше его способностей. Вначале кроху необходимо научить учиться, только в этом случае в дальнейшем он самостоятельно сможет освоить школьную программу. А уж насколько успешным будет его процесс обучения, зависит, в том числе, от его умственного потенциала.

Среди многих родителей бытует мнение, что от природы все дети ленивы, что они только и думают о развлечениях, играх, бездельничестве. Конечно, такое мнение имеет под собой основание, но только в случае с детьми, которым удалось вырваться из под контроля родителей на несколько минут или часов. Именно такие дети за отведенный им промежуток времени стремятся сделать все то, что им долго и категорически запрещали. Основная же масса ребятишек расположена к занятиям делом в разумном сочетании с отдыхом, стремится к успеху и может сосредоточенно заниматься, если понимают, что за это в ответе они сами, что любые ошибки или победы будут только их. Дети гораздо активнее отзываются на то занятие, которое они в состоянии организовать самостоятельно, на конечный результат которого они могут оказать влияние, и в котором они вправе распределять свои усилия и время.

Те родители, которые могут позволить себе не работать, часто фокусируют все свои заботы на учебе ребенка, всячески помогая ему в этом нелегком труде, чем создают серьезные проблемы не только себе, но и своему чаду. Чаще всего такая чрезмерная опека во всем происходит из соображений типа «Он такой несобранный и невнимательный, за ним нужен глаз да глаз, иначе вообще ничего делать не будет» или «Вот мне в своем время никто не помогал, и мне было очень трудно, поэтому для (сына, дочери) я сделаю все от меня зависящее». Несмотря на благость намерений родителей, реальные потребности ребенка не всегда с ними совпадают.

Чаще всего причиной несобранности и невнимательности детей в период освоения школьной программы является неумение управлять собой, которому они должны были научиться в дошкольный период. Этого не произошло во многом из-за того, что все или, во всяком случае, многое делали и решали за них взрослые (родители, бабушки и дедушки), либо детей попросту от всего ограждали, поэтому они не могли реализовать что-то самостоятельно от начала и до конца. Все эти проблемы особенно остро проявились в школе, которая начинает усиливать предыдущие воздействия. Если ребенка дома постоянно контролировали, то усиливается контроль, если слишком опекали – усиливает опеку. Только вот эти меры ничего не решают, проблема остается. Более того, она усиливается, в результате чего ребенка начинают уговаривать, наказывать, если не помогло первое, делать за него. Видя все это, у маленького человека пропадает желание учиться, что, в общем-то, и так не просто в рамках современной системы образования.

Контроль над ребенком родители полностью берут в свои руки. Их требования и приказной тон становятся все жестче, при этом воля малыша сводится на нет. Процесс обучения и оценки становятся приоритетом для родителей, и в меньшей степени для отпрыска. Плюс ко всему у ребенка формируется сильное сопротивление к их нажиму, которое может проявляться в разных формах: лень, капризы, саботаж, частые и долгие походы в туалет, возмущение, попить, конфликты, забывание домашних заданий, скандалы, откладывание уроков на потом, открытое выражение протеста (особенно в подростковый период). В ответ на это родители, как правило, показывая пальцем на ребенка, как только его не называют (лоботряс, лентяй, бестолковый, балбес и т.п.), в зависимости от размера словарного запаса. Родители не могут признать тот факт, что не только ребёнок виноват в сложившейся ситуации, ведь, по их мнению, они всегда и все делали правильно.

Со временем ребенок при таком тотальном родительском контроле теряет мотивацию к тому, чтобы что-то делать, а также необходимую для этого энергию, плюс ко всему в нем нарастает сопротивление к этому внешнему «благому» давлению. Чем сильнее давление, тем больше сопротивление, если воля ребенка уже не была сломлена и подчинена родительской воле. Если ваше дитя противится вашему мнению и имеет свое, вы должны радоваться, поскольку он в силах отстоять свое Я и свою личность, не дав ее растоптать и уничтожить. Задачей родителей в данном случае является выявление причины такого яростного сопротивления и ее устранение. Ведь, сопротивляясь, организм ребенка тратит огромное количество энергии, и становится слабым вдвойне.

Представьте, что когда вы уходите на работу, кто-то из членов семьи вас регулярно проверяет, написали ли вы отчет, все ли с собой взяли. Вам бы это не понравилось, но к этому вы бы быстро привыкли. А когда-нибудь, вам забудут напомнить про отчет, вы его действительно оставите дома, тогда возмущенно вы скажите жене «Ты почему мне не напомнила!», переложив всю вину на нее. Она же в ответ скажет, что «Я не обязана помнить про твой отчет!». Конечно, не обязана. Так не нужно лезть не в свое дело. В данном случае, получается, виноваты оба, одна взяла на себя ответственность, а другой послушно отдал.

А какие чувства возникнут у вас, если над вами, после работы, кто-то будет довлеть, указывая, что и когда нужно делать, не взирая на ваши интересы и предпочтения. Если этим человеком будет ваша жена, думаю, вы с ней бы расстались, если мама – нашли бы вариант как разъехаться, несмотря на любовь и уважение к ней. Это нормально, когда у тебя возникает чувство ненависти к тому, кто вас принуждает что-то делать против вашей воли. Вы бы желали, чтобы ваш ребенок испытывал такое чувство к вам? А если при этом еще стояли у вас за спиной и кричали на вас каждый раз, когда бы вы допускали в своей работе ошибку, или заставляли переписывать, потому что не аккуратно написано, вы смогли бы собраться, сконцентрировать внимание, у вас бы возрос интерес к вашей работе? То же самое происходит и с детьми. Только вот они не могут показать свое возмущение, стукнуть кулаком по столу, как взрослые, послать всех, так как бояться огорчить родителей или ослушаться их. Они тратят свои силы также на подавление чувства страха и злости, испытываемые в этот момент. Неудивительно, что у них нет желания учиться.

Что же делать? Перестать контролировать? Родители таких детей уверены, что если ослабить контроль, такие дети вообще забросят уроки и скатятся на двойки. Естественно, если ребенку 9-10 лет, и все он прожил под неусыпным родительским контролем, сейчас полностью освободить от надзора родителей означает однозначную его неудачу в управлении собой и собственной учебой. Этому необходимо учиться, при этом ребенок будет делать это с риском того, что успеваемость его будет находиться первое время не на том уровне, каком хотелось бы вам. В данном случае родителям следует сделать выбор между оценками, которые не отличаются высоким уровнем при наличии такой проблемы, и временем, которое необходимо для формирования у ребенка навыков самоконтроля и самоуправления. Это время должно стать временем учебы ребенка, а не вашей учебой за него. В течение этого периода родители должны быть готовы к тому, что вначале их чадо будет ожидать от них привычных действий, не увидев которые, будет провоцировать на них, или забросит с радостью учебу, но потом поймет, что отстающим двоечником в классе быть не особенно приятно. Постепенно ребенок сможет научиться подводить себя самого к действию, вначале с переменным успехом, далее все лучше, до первых хороших оценок, полученных самостоятельно.

В особо запущенных случаях, когда ребенок, привыкнув к совместной работе, не готов делать все самостоятельно, что говорит об отсутствии веры в собственные силы или страхе ошибиться, инфантильности или психологической незрелости, можно попробовать вначале с занятий, которые ребенок делал всегда с легкостью. Более сложные занятия он должен выполнять самостоятельно, изредка советоваться с вами в случаях, если что-то непонятно. Важно, чтобы ребенок научился планировать, когда и что ему делать. В случае если он не успеет что-то сделать, то пойдет в школу с не выученными уроками, чтобы получить законную двойку, расстроиться, и в конечном итоге самостоятельно ее исправить. Чтобы успех пришел гораздо быстрее, отмечайте каждую победу вашего сына или дочери в умении осуществлять контроль над собой, и не реагируйте негативно на неудачи, а попытайтесь совместно с ребенком разобраться и выявить причины, почему так все вышло.

Очень важно, чтобы родители в момент, когда они предоставили ребенку возможность самому себя контролировать, было чем заняться самим. В большинстве случаев сверхопека и сверхконтроль над ребенком – это еще одна возможность компенсировать свою нереализованность в профессии или в жизни.

Понятно, что желание учиться необходимо развивать родителям у ребенка в дошкольном возрасте.

Несколько советов, как вести себя родителям в этот период, чтобы развить желание ребенка к учебе.

  • В младшем дошкольном возрасте для ребенка огромное значение имеет любовь родителей, поэтому не забывайте об этом говорить малышу. Оказывайте ему психологическую поддержку, будьте доброжелательны и снисходительны к нему. Ваши требования не должны носить настойчивый и строгий характер.
  • Никогда не пытайтесь сравнивать способности своего ребенка с другими детьми, учеба не должна быть стрессом для дитя.
  • Каждый ребенок обладает своим уровнем способностей, который может и не дотягивать до ваших ожиданий. Поэтому следует быть более реалистичными в своих ожиданиях и умерить свое тщеславие.
  • Старайтесь не перегружать ребенка занятиями, чтобы не вызвать в его сознании негативных эмоций.
  • При выборе занятий стоит учитывать темперамент и интересы ребенка, иначе пользы такие занятия не принесут.
  • Прививайте ребенку любовь к чтению, читая сами и читая малышу. Поощряйте все его самостоятельные шаги.
  • Учите ребенка планированию своих дел, а также доведению всего начатого им до конца. Учите правильно распределять время, требующееся на отдых и работу.
  • Обязательно хвалите и поощряйте ребенка за его успехи, не акцентируйте внимание на неудачах, помогайте совершенствоваться в том, что не получается.
  • Не ставьте перед ребенком заведомо невыполнимых задач, поскольку неудачи деморализуют неокрепшие умы.
Очень важно, чтобы родители смогли создать располагающую к успешному обучению обстановку. Взрослые являются неким посредником между внешним миром и ребенком. Ответственность за успешность ребенка лежит на родителях. Родители должны быть очень терпеливы, ведь будущее детей находится в их руках.