Дети и телевизор: влияние на психику и здоровье. Можно ли новорожденному смотреть телевизор: советы доктора

26.07.2019 Мои образы

Рано или поздно, хотите вы этого или нет – но то ли пассивно, то ли целенаправленно ваш ребёнок начинает проявлять интерес к телевизору. Ему нравится просмотр различных передач, мультфильмов, кинофильмов. Естественно, родители задумываются о том, чтобы приобрести ребёнку отдельный телевизор. Ни для кого не секрет, что влияние телевизора может быть как позитивным, так и негативным. А значит следует определиться – стоит ли покупать вообще ребенку телевизор? Как телевизор влияет на ребенка? Следует учесть все факторы, чтобы сделать правильный выбор.

Влияние телевизора на детей

  • Первое, на что опираются родители, делая ставку на приобретение отдельного телевизора для ребёнка – это его занятость, а соответственно вы спокойно можете заниматься своими делами, не волнуясь, что ребёнок будет постоянно мешать и отвлекать.

Это в основном касается молодых мам, которые сидят дома . С появлением детей, в возникают проблемы . Очень много дел накапливается, но с маленьким ребёнком, которому постоянно необходимо внимание справляться со всеми делами довольно-таки тяжело. На помощь приходит телевизор с мультиками, музыкальными программами и т. д. Вот тут некоторые мамы забывают о нормах, определяющих временные интервалы нахождения ребёнка у телевизора. А также о том, как телевизор влияет на детей.

  • Мнения специалистов, относительно времени нахождения ребёнка у экрана – расходятся, но не очень значительно. Одни считают – что можно по 2 часа в день смотреть, другие в один голос утверждают – одного часа очень много. В любом случае, вам самим решать сколько времени ваш ребенок будет находиться у экрана. Контролируйте влияние телевизора на вашего ребенка. Никто кроме вас этого не сделает.
  • Самая распространённая ошибка многих родителей – когда телевизор работает в фоновом режиме. Получается его никто не смотрит, в том числе и ребёнок, потому что каждый занимается своими делами. Наряду с отрицательными моментами в использовании, телевизора, как няньки, есть и положительная сторона – просмотр телепередач, мультфильмов, познавательных детских программ – значительно ускоряют развитие кругозора малышей. С помощью телевизора они познают мир.
  • Сейчас, в век цифровых технологий, невозможного нет – так как и установка телевизионного приёмника в автомобиле. Может, он и скоротает ваше время и займёт ребёнка, когда вы стоите в пробке – но думаю объяснять не надо что такие вещи отвлекают водителя, и безопасность движения становится под угрозу. В этом вопросе также учитывайте влияние телевизора на детей.

Тем более достаточно того, что смотрит телевизор дома. Все же стоит общаться с ребёнком напрямую – рассказывать ему об окружающем его мире, показывать природу, животных. Не стоит забывать о книгах, которые родители в последнее время очень мало используют как обучающий и развивающий материал.

  • Не стоит забывать о влиянии телевизора на зрение детей. Длительный просмотр телепередач даёт очень большую нагрузку для глаз. При покупке телевизора стоит учитывать и размеры экрана. Маленький экран так же плох, как и очень большой. И, вообще, следует постоянно контролировать на каком расстоянии ребёнок смотрит телевизор. Оно, должно быть, не менее двух метров.
  • Нервная система малыша также подвержена приличной нагрузке во время просмотра. Здесь, по мнению специалистов, телевизор очень сильно влияет на ребенка. Имеется в виду просмотра «диких» телепередач, способных разрушать ещё слабую психику малыша. Исключите из просмотра передачи и фильмы, где присутствуют сцены насилия, сцены сексуальных отношений, потому что это вызывает агрессию у ребенка.

Как защитить ребенка от телевизора

Рано или поздно, но вам придётся установить пароль на включение телевизора, дабы исключить возможность включения телевизора по желанию ребёнка. Если таковой установлен в детской комнате, позаботьтесь о том, чтобы там были только детские каналы. А еще лучше всего приобрести приставку, для просмотра видео. Или запастись дисками детской тематики – фильмы, мультфильмы, познавательные передачи, чтобы у вас была альтернатива телевизору.

Напоследок хочется сказать – не надейтесь на телевизор, как на няньку для вашего ребёнка. Старайтесь больше с ним разговаривать, показывать, объяснять. Живое общение только сблизит вас с малышом и никакой телевизор не способен заменить живого общения. Тогда ваши дети будут расти развитыми и приспособленными к жизни. А не рабами телевизора, как большинство вокруг. Так ваша

От просмотра телепередач можно получить не только пользу, но и определенный вред. Тем более, когда речь заходит о здоровье собственного малыша. Уже было проведено много исследований в этой области, которые указали на явное негативное влияние со стороны телевизора на психофизиологическое состояние человека.

Когда ребенок смотрит телевизор, то он находится практически в неподвижном состоянии, а это не может не сказаться на развитии его мышц. Подрастающий организм должен развиваться, а мышцы должны крепнуть, а находясь за телевизором, ребенок неподвижен и его мышцы, суставы и связки не получают должного развития. В этом случае следует оградить малыша от просмотра телепередач и пойти с ним на улицу. Так вы сами получите море позитивных эмоций, играя с вашим ребенком.

Нарушение зрения малыша

Эта проблема отчасти является следствием первой. Учеными был установлен факт того, что в то время, как ребенок занят просмотром телевизора, его мозг переключается на альфа частоты. Как правило, подобное случается при гипнозе либо сне. В подобном состоянии человек становится более внушаемым и подверженным внушению каких-либо идей и мыслей. Кадры на экране быстро меняются и у человека нет возможности обдумать все происходящее. Поэтому мозг начинает в пассивном режиме воспринимать информацию, без обработки.

Постоянная смена сцен для организма воспринимается в качестве опасности. Из-за чего происходит выброс гормона кортизола. Большее количество этого вещества в крови заставляет человека чувствовать большую потребность в новых острых ощущениях. Скопление кортизола в организме человека вызывает отравление на биохимическом и психическом уровне. Молодым родителям стоит уже сейчас задуматься о том, какую пользу телевизор несет для ребенка.

Невозможно представить жизнь современного человека без телевизора и компьютера. Но, наряду с бесспорной пользой, эта техника может принести вред, особенно маленьким детям.

Можно ли грудничку смотреть телевизор? Пожалуй, этим вопросом рано или поздно задается каждый родитель. Педиатры, начиная с 1990-х годов, в один голос твердят о его вреде. Предостережения носят не только рекомендательный характер, основанный на собственном опыте и здравом смысле, но и подкреплены многочисленными исследованиями.

Из этой статьи вы узнаете

Особенности зрения у грудничков

  • Слабые глазные мышцы – это особенность всех новорожденных. Именно поэтому младенец не может сфокусировать взгляд, глаза или разбегаются, или даже косят. Это физиологическое явление, которое проходит самостоятельно.
  • Зрение грудничков адаптируется к внешнему миру постепенно , и первый год оно еще не такое острое. Дети месячного возраста на расстоянии до 40 сантиметров видят только размытые силуэты, еще не могут различать цвета, дальше 60 сантиметров не распознают предметы совсем.
  • Быстрая смена картинок на экране телевизора напрягает не только неокрепшее зрение , но и незрелую нервную систему младенца. Особенно опасно такое мерцание ночью, когда наиболее заметен контраст между светом и тьмой.
  • Формирование зрения происходит до трех лет . До этого времени у детей можно наблюдать физиологическую дальнозоркость.

Подсказка родителям: знайте, что дети до годовалого возраста реагируют больше не на видео в телевизоре, а на громкие звуки. Если успокоить капризничающего малыша ничем не удается, то включите ему аудиосказку или белый шум.

Мнение доктора Комаровского

Евгений Олегович убежден в том, что телевидение – это то достижение цивилизации, которое портит здоровье ребенка. На его форуме много историй, подтверждающих этот факт. Мамочки наперебой делятся рассказами, как у трехмесячного сына слезился глазик после просмотра небольшого ролика, или о том, как пагубно влияет просмотр телевизора на сон, детки начинают нервничать, вскрикивают во сне.

С какого возраста можно смотреть

Всемирная организация здравоохранения приводит данные, с какого возраста можно смотреть ребенку телевизор и как долго можно находиться у экрана.

  • Новорожденным и детям до 3 лет смотреть телевизор категорически запрещено.
  • Дошкольникам позволительно проводить у экрана не более 30 минут в день .
  • Не более 1 часа разрешено смотреть телевизор младшим школьникам от 6 до 10 лет.
  • Допустимое время для старшего школьного возраста – от 1 до 3 часов .

Возможные последствия

Телевидение в нашей жизни появилось относительно недавно. С течением времени меняется не только формат передач, качество изображения, но и сам телевизор – от простых ламповых мы пришли в эру жидкокристаллических экранов. В связи с этим у родителей и возникают вопросы, действительно ли голубой экран опасен? Разберемся по порядку.

  1. Зрение. Долгое время офтальмологи говорили о том, что если ребенок много смотрит телевизор, то это ухудшает зрение, способствует развитию близорукости. Особенно опасен он для детей до 3 лет. Но в 2000 году Ли Даффнер, доктор Американской академии офтальмологии, после ряда проведенных исследований доказал, что просмотр телепередач вызывает не физическое повреждение глаз, а их перенапряжение, усталость. Если телевизор ваш ребенок смотрит боком, достаточно близко садится к экрану, начинает часто моргать или щуриться, то это потому, что проблемы со зрением уже существуют. Затягивать с визитом к врачу за консультацией не стоит.
  2. Речь. В 2008 году Дмитрий Христаксис, профессор Института Сиэтла и Университета Вашингтона, после многолетних исследований доказал, что дети, регулярно просматривающие телевизионные передачи в грудном возрасте, в шесть раз чаще страдают нарушениями развития речи. Связано это вовсе не с тем, какой смысл они несут, так как малыш еще не способен воспринимать и анализировать информацию, а с тем, что теряется связь между мамой и ребенком. То время, которое можно было посвятить игре и беседе, развивая словарный запас малыша, тратится на просмотр видеоряда, который не имеет никакой смысловой нагрузки. Соответственно, нарушается восприятие устной речи.
  3. Нервная система. Незрелая нервная система грудного ребенка, соприкасаясь с телевидением, может отреагировать по-разному. Перевозбуждение, особенно при небольшой температуре или легком недомогании, становится причиной капризов, истерик, неконтролируемых страхов – все это порождает проблемы со сном. А сон для детей, несомненно, важен, он влияет на гармоничное физическое и психологическое развитие. Некоторые неврологи отмечают взаимосвязь судорог у детей и мерцания экрана. Доктор Христаксис отмечает, что просмотр телевизора имеет накопительный и отложенный эффект, проявляться который может уже в школьном возрасте гиперактивностью и дефицитом внимания.
  4. Снижение интереса к чтению. Не стоит удивляться, что ваш первоклассник не проявляет интереса к чтению, если телевизор в доме включен в течение всего дня в фоновом режиме. Взрослый человек способен контролировать поток информации, поступающий на него из жидкокристаллической коробки, способен абстрагироваться от лишних сведений. Маленький человек не способен к таким действиям, он будет смотреть телевизор столько времени, сколько он работает, ведь на это не нужно тратить силы, как при чтении.
  5. Ожирение. Низкая активность всегда сопровождается набором лишнего веса и атрофией мышц, и неважно, 40 лет человеку или 11 месяцев. Пусть лучше ваш грудничок познает границы квартиры, изучает содержимое ящиков, чем будет безвольно сидеть возле телевизора.

Мифы о пользе

Новое поколение родителей отличается тем, что, во-первых, они сами попали в эпоху всепоглощающего телевидения, а во-вторых, считают это занятие не лишенным пользы. Так ли это на самом деле? Давайте вместе разберем некоторые укоренившиеся в нашей жизни мифы.

  • Использование работающего телевизора в качестве белого шума при укладывании спать . Уже было отмечено, что быстро сменяющие друг друга яркие картинки на экране не только не способствуют засыпанию, но, наоборот, порождают перевозбуждение. Подготовка ко сну должна проходить в затемненной комнате, без посторонних шумов, в спокойной обстановке.
  • Раннее психоэмоциональное развитие . Ни один развивающий мультфильм или тем более передача не будут влиять на развитие ребенка так, как это способны сделать близкие, используя песни, потешки, веселые игры и прогулки. Просмотр подобных программ лишь способ самоуспокоения родителей, которые считают, что их полуторагодовалый малыш якобы получает новые знания вместе с «Малышариками» или «Фиксиками». Только после двух лет ребенок способен вычленять хоть какую-то полезную информацию и вообще понимать смысл происходящего в кадре.
  • Новорожденные в силу своего развития не реагируют на телевизор . На самом деле, если вы присмотритесь к своему крохе, то заметите, что на громкий звук или яркую вспышку малыш поворачивает головку к их источнику. Частое воздействие раздражителей такого рода чревато неврологическими расстройствами в будущем.
  • Облучение . История с облучением берет свои корни из далеких 1960-х годов, когда одна партия телевизоров фирмы General Electric при исследовании показала радиацию, превышающую допустимые нормы. Современные телевизоры вне зависимости от марки, цены, количества дюймов экрана с точки зрения облучения абсолютно безопасны, его нет.

Сколько времени в день ваш ребенок смотрит телевизор

Poll Options are limited because JavaScript is disabled in your browser.

Правила безопасности

Правила безопасности достаточно просты. При их соблюдении риск для здоровья минимальный.

  • Расстояние до экрана не должно быть меньше трех метров, иначе голова начнет болеть раньше, чем пройдет разрешенный лимит времени для просмотра.
  • Привычка смотреть любимый телесериал или мультфильм в темноте чревата чрезмерным напряжением глазных мышц. В напряжении находится нервная система.
  • Во избежание лишнего напряжения мышц шеи и спины нельзя лежать перед телевизором, он должен располагаться на уровне лица.

Вопрос на засыпку: Почему стоит отучить ребенка смотреть телевизор во время еды?

Совет родителям! Просмотр мультфильмов и еда должны быть разделены, в противном случае вы прививаете привычку «заедания». Недалек тот день, когда ребенок вовсе откажется от приема пищи без серии «Маши и Медведя», а отучение от вредной ассоциации будет сопровождаться рекой слез. Помните, что в детской спальне телевизору тоже не место!

Что можно смотреть

Прежде чем включать какую–либо передачу, вспомните, что основной путь познания ребенка – это подражание. Все, что малыш может увидеть на детском телеканале, он обязательно попытается воплотить в реальности.

Даже полуторагодовалый ребенок способен изобразить то, что он видел пару месяцев назад, что уж говорить о детях трех - четырех лет и старше. Присмотритесь к себе, наверняка вы используете приемы воспитания, которыми владели ваши родители, или повторяете фразы, которые зареклись произносить в детстве.

Постоянно фильтруйте то, что смотрит ваше чадо. Все знания и умения, полученные извне, формируют жизненные принципы вашего ребенка, влияют на его восприятие действительности. Человек, выросший на русских народных сказках, всегда будет более внимателен к окружающим, нежели человек, насмотревшийся криминальной хроники. Так что же можно смотреть подрастающему поколению?

  • Дети до трех лет обращают свое внимание по большей части на яркие краски, динамичное движение, веселую мелодию. Лучшие варианты для семейного просмотра - сказки с незамысловатым сюжетом: «Курочка Ряба», «Теремок», «Репка». Современный кинематограф предлагает такие варианты, как «Малышарики», «Лунтик». Любимыми всеми детьми можно назвать веселые песенки из «Синего трактора».
  • От трех до пяти лет дети уже способны проявлять эмпатию, проводить параллели между поведением мультгероя и своим. Закладывайте правильные основы воспитания вместе с волшебными мультиками «Золушка» и «Алладин», ходите в гости вместе с «Винни Пухом», улыбайтесь вместе с «Крошкой Енотом». Исключайте все сцены с насилием и вредными привычками, избегайте просмотра рекламы с ее навязчивыми лозунгами, обсуждайте все увиденное, комментируйте все непонятные ситуации, стройте диалог со своим ребенком.
  • После пяти лет ребенок уже способен самостоятельно отличить плохое от хорошего, способен уследить за сюжетом, выделить полезную информацию для себя. Для этого возраста хорошо подойдут поучительные мультфильмы, например «Король Лев», «Фиксики», «Аркадий Паровозов». Можно заинтересовать передачами о животных, о древних цивилизациях, путешествиями в другие страны. Подобные видеоматериалы принято называть развивающими, но являются они таковыми только тогда, когда увиденное проговаривается и обсуждается вместе со взрослыми.

Памятка: телевизор несет развлекательную функцию, и только грамотно подобрав репертуар, вы сможете добавить к ней немного воспитательного и развивающего смысла.

Что запрещается смотреть

На первом месте, что совершенно ясно и понятно, просмотр телепередач или фильмов, где есть элементы агрессии и насилия. Помним, что ребенок по своей сути подражатель, не исключен вариант, что модель поведения именно плохого героя будет перенесена им в реальную жизнь.

Многие родители отмечают, что ребенок может абсолютно равнодушно относиться к включенному телевизору, но с началом рекламы кроха бросает все дела и устремляет свой взор к голубому экрану. Так вот, рекламу также стоит исключить. Во-первых, она не несет никакой полезной информации. Во-вторых, только засоряет голову глупыми фразами и образами. В-третьих, влияет на подсознание и прививает ребенку «культуру потребления».

До семи лет стоит исключить новостные программы . Сюжеты о терактах, авариях, вооруженных конфликтах могут травмировать неокрепшую детскую психику, привести к неврозам и повышенной тревожности. Если уж подобный новостной сюжет попал в поле зрения, то успокойте ребенка, расскажите, что он находится всегда под вашей защитой.

Заключение

Подводя итоги, можно сказать, что грудничкам голубой экран абсолютно не нужен. Детям с двух до трех лет можно ввести в качестве развлечения компьютер или планшет, но не более получаса в сутки. В возрасте от трех до семи лет правильно выбранные передачи могут послужить хорошим подспорьем в воспитании и образовании, но только в том случае, если рядом будут родители, которые способны вступить в диалог, обсудить заинтересовавший сюжет.

Если по каким-либо обстоятельствам вы вынуждены смотреть взрослые передачи вместе с юным зрителем, то постарайтесь сделать так, чтобы ребенок отвлекался на них по минимуму: убавьте яркость и звук, параллельно с просмотром уделяйте время малышу.

Не делайте из телевизора запретный плод, он, как известно, сладок. Пусть лучше он будет «местом вечернего чая», когда собирается вся семья, смотрит старые добрые фильмы, обсуждает новости за день и попивает чай с вкусняшками.

ВАЖНО ! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на перво

Татьяна Савкина
Влияние просмотра телевизора на детей дошкольного возраста

Влияние просмотра телевизора на детей дошкольного возраста

Каждый родитель пытается дать своему ребенку все самое лучшее, наполнить его жизнь интересными и полезными занятиями. К просмотру телевизионных передач отношение весьма неоднозначное. Многие молодые люди уже давно отказались от этого устройства в доме вообще и предпочитают телевидению Интернет . Но для ребенка, особенно ребенка дошкольного возраста , не так важно, телевизор или интернет , гораздо важнее - стоит или нет.

Однозначного вреда, как и однозначной пользы, просмотр телевизора ребенку принести не может, это понятно даже людям далеким от вопросов воспитания и детского здоровья. Попробуем разобрать все спорные моменты, рассмотреть все плюсы и минусы и определить, стоит ли позволять ребенку смотреть телевизор , а если стоит, то когда и сколько.

Какой вред может принести ребенку просмотр телевизора ?

Детям очень нравится смотреть телевизор , они быстро привыкают проводить свое время возле цветного экрана. Хорошо ли это?

С одной стороны, дети получают новую информацию в доступной для них форме, форме мультфильмов или специальных передач, рассчитанных на их возраста и особенности восприятия детьми именно такого возраста . Но с другой стороны, дети попутно получают массу ненужной для них информации. Да и кроме того, даже в детских мультфильмах, к сожалению, присутствуют сцены, которые могут напугать ребенка, научить его чему-то нежелательному. Возможный подтекст, который вкладывали создатели детского контента в свою продукцию, малышами может быть понят совсем не так, как задумывали авторы.

Поэтому важно, чтобы ребенок не оставался один на один с телевизором . Чтобы рядом с ним находился взрослый, который мог бы обратить внимание на поведение героев и вовремя разъяснить, почему такое поведение героя и такие его поступки нехороши.

Постоянный просмотр телевизора не дает развиваться в ребенке очень важным способностям : способности фантазировать и способность самообучаться. «Дети телевизора » не умеют играть в ролевые игры, чаще всего они лишь воспроизводят увиденное на экране в процессе своей игры. Они не придумывают новых персонажей, используя только известных героев, им достаточно той информации, которую они черпают из телепередач , они гораздо в меньшей степени «почемучки» , их информационный голод удовлетворяет телевизор .

Печально, но для многих родителей это очень удобно - ребенок занят, он в безопасности, он чему-то там учится, не пристает и не мешает.

Постоянный просмотр телевизионных передач приводит к задержке речевого развития, ведь речь развивается в диалогах, в попытках донести свое мнение, задать свой вопрос , в попытках отстоять свои детские убеждения. А какие диалоги могут быть с телевизором ?

Долгое сидение возле телевизора приводит к гиподинамии. А ведь ребенок, особенно ребенок младшего возраста , должен бегать, прыгать, карабкаться, короче говоря, быть подвижным большую часть времени. Это очень важно для его дальнейшего физического развития. Именно в этом возрасте закладываются такие важные физические параметры, как ловкость, выносливость, гибкость.

Во многих семьях, особенно, если в семье ребенок-малоежка, принято совмещать приемы пищи с просмотром телевизора . «Под мультик» очень удобно кормить ребенка. Увлекшись происходящим на экране, малыш съест всё, что приготовила для него мама. Это весьма опасная практика, ведь таким образом у ребенка формируется неправильное пищевое поведение. Еда у ребенка начинает ассоциироваться с развлечением, и может сформироваться привычка переедать, и как следствие переедания и гиподинамии, развиться ожирение.

Длительный просмотр телевизора самым пагубным образом влияет на зрение ребенка . Быстро сменяемые кадры, постоянное дрожание картинки, которые вроде бы не очень заметны, тем не менее мышцы глаза на него реагируют. Строение человеческого глаза таково, что для сохранения зрения 70% времени он должен смотреть вдаль и лишь 30% времени рассматривать то, что находится вблизи. Жители мегаполисов и так лишены возможности соблюдать условия для сохранения здорового зрения, поскольку смотреть вдаль в крупных городах не очень-то удается. А дополнительная нагрузка на зрение в младшем дошкольном возрасте способствует тому , что в школьном возрасте у детей может развиться близорукость.

Просмотр телевизора в режиме нон-стоп приводит к эмоциональной усталости, рассеянности и неспособности сконцентрироваться на предмете просмотра . Если отвлечь ребенка от просмотра , а потом спросить , о чем шла речь в мультфильме или передаче, то ребенок не сможет ответить, потому что внимание его было поверхностным.

Кроме того, некоторые детские мультфильмы и телепередачи у особо эмоционально нестабильных детей способны вызвать проблемы, которые негативно повлияют на их дальнейшую жизнь. Страх темноты, чудовищ, катаклизмов может возникнуть у ребенка после просмотра контента , который не предназначен для детей его возраста . Работать с такими иррациональными страхами очень сложно, порой вырастающие дети тянут их за собой во взрослую жизнь.

Телевизор лишает ребенка и его родителей самого главного - живого общения, без которого между членами семьи не выстроятся правильные отношения, не получится уникальной семейной атмосферы, которую мы, став взрослыми, вспоминаем с теплотой и нежностью.

Неужели всё так плохо?

Конечно же, превращать обычный электронный прибор в деструктивного монстра не стоит. А уж тем более не стоит обвинять телевизор в плохом влиянии на детей . Если использовать его влияние правильно и дозировано, то телевизор может стать неплохим помощником для родителей и добрым приятелем для детей .

Не секрет, что не каждый взрослый человек обладает педагогическим талантом и даром объяснить все доходчиво и понятно. Особенно, если объяснять приходится маленьким детям. В разработке детских передач принимают активное участие педагоги и детские психологи. Сценарии пишутся на определенный возраст , герои для передач подбираются тоже в соответствии с возрастом ребенка , для которого предназначена передача. В передачах для младшего дошкольного возраста используются определенные приемы, облегчающие восприятие ребенком информации : многократные повторения, возвращение к основной теме разговора, для закрепления полученных знаний, сама информация подается в игровой форме, персонажи яркие и легко запоминаются.

Детские передачи могут помочь научить ребенка различать цвета, запомнить названия и предназначения машин, названия домашних, диких и сельскохозяйственных животных. Простейшие песенки и стихи легче запоминаются, если их учить вместе с любимыми героями мультфильма.

Время, проведенное возле телевизора может быть полезным , если телевизор ребенок смотрит вместе со взрослыми. Это время общения, время, когда на примере героев телевизионных передач взрослые могут рассказать детям об этикете, правилах поведения, поговорить о том, как поведение героя выглядит со стороны.

Что делать, чтобы телевизор приносил пользу а не вред?

Во-первых, время, проведенное возле телевизора нужно обязательно дозировать. Младшим дошкольникам достаточно 10-15 минут, этого времени как раз достаточно, чтобы посмотреть пару серий мультфильма для самых маленьких или программу «Спокойной ночи, малыши!» Этого вполне достаточно. Дети постарше должны проводить возле телевизора не больше 30-40 минут.

Во-вторых, родители должны позаботиться о том, что будет смотреть их ребенок и решить, стоит ли ему смотреть этот мультфильм или передачу. Так, например, пугливому ребенку не стоит смотреть на ночь мультфильмы, которые могут вызвать в нем чувство страха, лучше посмотреть что-нибудь спокойное.

В-третьих, родители, по возможности, должны смотреть телевизор вместе со своими детьми. Смотреть, обсуждать увиденное, интересоваться мнением ребенка. Можно использовать героев мультфильмов и передач для развития фантазии ребенка, предложив малышу придумать продолжение истории, которую вы только что посмотрели, а также нарисовать героев, написать им письмо. Например, можно узнать у ребенка, как по его мнению поступил бы тот или иной герой в определенных жизненных ситуациях.

Очень полезны передачи, в которых что-то предлагается сделать своими руками. Совместное с ребенком творчество очень важно в становлении внутрисемейных отношений.

Необходимо заботиться о том, чтобы телевизор не стал чем-то важным и значимым в жизни ребенка, чтобы он не воспринимал его, как единственное и легкодоступное развлечение. И уж тем более, нужно заботиться о том, чтобы телевизор не стал для ребенка фоном на котором он живет.

Когда смотреть телевизор - это самый простой вопрос . Время просмотра определяется родителями в зависимости от склада характера ребенка, семейных предпочтений, режима дня и общей занятости.

Специализированные детские каналы рассчитаны на детей разного возраста , можно найти передачи и мультфильмы, которые будут интересны разновозрастным детям , чтобы они могли их смотреть все вместе.

Подводя итоги, мы можем сказать, что телевизор - это ни хорошо и ни плохо, это инструмент. И как любой инструмент, использовать его нужно с умом.

Влияние телевидения на развитие детей

Современный человек вряд ли мыслит свою жизнь без телевидения. Наличие нескольких голубых экранов в каждом доме уже не является чем-то уникальным. Часто практически ежедневно мы организуем свой досуг с учетом просмотра телепередач. Тут же рядом с нами оказываются и наши дети. Как же влияет телевизор на их жизнь?

Многие взрослые уверены в безвредности пребывания детей перед телеэкраном. Это мнение ошибочно и опасно.

Ежедневный просмотр телевизора способствует формированию у ребенка привычки бесполезного просиживания перед экраном и пассивного его созерцания вне зависимости от содержания передач. Таким образом, теряется время, отведенное ребенку на игры, общение, физическую и познавательную активность.

Телевизор ухудшает общение между членами семьи. Родители меньше внимания уделяют детям, меньше разговаривают с ними и между собой. В результате чего страдает общее психическое развитие ребенка.

Продолжительное сидение перед телевизором может нанести существенный удар по здоровью ребенка (может привести к значительному ухудшению зрения, формирования ожирение, снижению иммунитета и пр.).

При просмотре развлекательных фильмов и передач дети не прилагают умственных усилий, в связи с этим снижается уровень понимания ребенка, уменьшается острота его восприятия и способность к логическому мышлению.

Дети, воспитываемые телевизором, плохо выражают свои мысли, речь их бедна и однообразна, словарный запас мал.

Телевидение снижает внимательность у детей и способствует появлению у них гиперактивности. Мелькающие телевизионные кадры и постоянно движущиеся объекты не дают ребенку возможности сфокусировать внимание на продолжительный период. Гиперактивный ребенок копирует своим поведением скорость изменчивости изображений на экране.

Дети, растущие на телепередачах, теряют творческую фантазию, способность и потребность чем-либо себя занимать, перестают придумывать игры и сочинять рассказы, они начинают скучать среди множества игрушек и предметов для творчества, перестают проявлять интерес к новому и увлекательному в окружающем мире.

Дети приучаются к поверхностному восприятию жизни, становятся пассивными и интеллектуально ленивыми.

Передачи и фильмы низкого морального уровня учат детей агрессивности, совершению неблаговидных поступков и, в конечном счете, способствуют снижению моральных устоев.

Отмечено, что дошкольники и школьники, активно просматривающих телепередачи, склонны к непослушанию, проявлению агрессивных форм поведения, вспыльчивости, грубости, конфликтам. Свою правоту они предпочитают доказывать дракой. Такие дети обычно с трудом засыпают, спят беспокойно, вскрикивают, плачут во сне.

Обеднение внутреннего мира ухудшает способность детей к конструктивному общению со сверстниками, их взаимоотношения становятся поверхностными и примитивными.

Серьезно страдает при просмотре отдельных телевизионных сюжетов инстинкт самосохранения ребенка и ценность бережного отношения к окружающим людям. Если герои мультфильмов бьют друг друга, после чего вскакивают, как ни в чем не бывало, если в мультфильме кого-то убивают, то не удивительно, что дети потом лупят младших братьев и сестер, домашних животных, проявлять агрессию к сверстникам, взрослым, а некоторые наоборот начинают бояться окружающих людей, становится запуганным, подозрительными, зажатыми.

Психологи рекомендуют, чтобы ребенок до 4 лет в основной период созревания структур мозга не смотрел телепередачи вообще, после 6 лет не более часа в неделю; после 10-лет - 2-3 часа. После 16 лет ограничения снимаются, так как подростку настает пора взросления и принятия на себя ответственности самому определять выбор между желанием просмотра телевизора и вредом здоровью, который этот просмотр может нанести.

Но ни для кого не секрет, что телевидение несет в наш дом не только зло. Очень много полезного, поучительного и нужного может дать ребенку просмотр некоторых фильмов и передач. Просто важно помочь найти их среди огромного количества ненужного материала.

Не проводите сами все свободное время за телевизором, не смотрите подряд все передачи и фильмы. Глядя на родителей, и ребенок не будет смотреть все подряд.

Не позволяйте ребенку долго смотреть телевизор, старайтесь занять его другими развлечениями, более полезными для здоровья.

Прежде чем ребенок сядет за просмотр какого-либо фильма, постарайтесь заранее узнать, о чем он, будет ли он подходящим для воспитания ребенка.

Приучайте ребенка смотреть фильмы познавательные, научно-популярные, исторические, которые расширяют кругозор и учат думать. Рекомендуется смотреть их вместе с ребенком, чтобы вовремя объяснить ему непонятные моменты, а затем обсудить увиденное.

Просмотр вместе с ребенком некоторых фильмов дает возможность объяснить ему, «что такое хорошо и что такое плохо», дать оценку характерам главных героев картины.

Группа «Паровозик»

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Влияние телевидения

Необходимо помнить о том, что влияние телевидения на детей резко отличается от влияния на психику взрослых. Первоклассники (по результатам исследований) не могут четко определить, где - правда, а где - ложь. Они слепо доверяют всему тому, что представлено на экране. Ими легко управлять, манипулировать их эмоциями и чувствами. Лишь с 11 лет ребята начинают не столь доверительно относиться к тому, что есть на экране.

Как сделать так, чтобы дети как можно реже слышали выражения родителей: «Опять уроки вечером не делаешь? Чем ты занимался, опять у телевизора сидел?» и т.д.

Правила борьбы с телеманией:

  1. Совместное определение и обсуждение телепередач для просмотра для взрослых и детей на после дующую неделю.
  2. Обсуждение любимых телепередач взрослых и детей после просмотра. Выслушивание «за» и «против» детей по поводу взрослых передач и мнение взрослых по поводу детских.
  3. Телевизор не должен быть значимой частью в жизни родителей, тогда это станет положительным примером для ребенка.
  4. Необходимо помнить о том, что ребенок, который ежедневно смотрит сцены насилия, убийства, свыкнется с ними и даже испытывает при этом удовольствие. Необходимо исключить их из просмотра малышами.

Группа «Рябинушка»

Влияние телевизора на психику ребенка

Интересно, что большинство детей, испытывающих вред телевизора на себе, просто вынуждены его смотреть, так как живут в маленьких квартирах с родителями, и телевизор работает для родителей с утра до вечера, вынуждая ребенка его смотреть вместе со взрослыми.

Но если для взрослых это привычка, то детская психика не выдерживает такой атаки. Если Ваш ребенок проводит за телевизором большую часть своего времени – это серьезный повод задуматься. Но к сожалению, вред телевидения в настоящее время нельзя не отрицать. Постепенно оно превращается в… школу разврата. Наиболее сильно влияние телевизор оказывает на подростков, так как взрослый человек может понять, что не всё, увиденное им в фильмах и шоу является нормой.

Так, сцены насилия ведут к тому, что человек потихоньку привыкает к обесцениванию жизни: различные боевики и триллеры учат тому, что человека убить очень легко.

Реалити-шоу настолько крепко внедряются в подсознание, что многие дети начинают вести себя так же, как их герои. А ведь в подобных программах показывается общение, полное ссор и ругани, общение, доходящее порой до рукоприкладства, тогда как в жизни, напротив, следует стремиться к бесконфликтности. Кроме того, идет сплошная пропаганда красивой жизни. Кино и сериалы нацеливают на то, что богатым стать легко и просто: деньги приходят сами собой. Из-за этого многие, особенно школьники, уходят от реальности в фантазийные миры. На экране дети видят другой мир, находят то, что им недоступно в нашем мире. В фильмах – пляжи, отдыхи, деньги, а здесь все серо и скучно. Если слишком много думать об этом, можно дойти даже до самоубийства.

Движение – жизнь! А для ребенка – это естественное состояние организма. Во время просмотра мультфильмов/передач мышечная система находится в статическом (застывшем) состоянии. И остается в нем до тех пор, пока дитя сидит перед голубым экраном. От этого могут появляться мышечные зажимы и блоки, а если малыш систематически смотрит телевизор в неправильной позе или телевизор и «посадочное место» находятся в нефизиологичной диспозиции, то ребенок рискует осанкой и нормальным развитием костной системы. И не вините потом в сколиозе своего наследника школьного учителя, посадившего его не за ту парту. Второй побочный эффект затяжных просмотров – возможное состояние возбуждения и раздражительности.

Чем больше времени посвящается «ящику», тем меньше его остается на общение с родителями, друзьями, животными. У детей, которые больше трех

часов в день проводят возле телевизора, медики констатируют задержки речевого развития.

Когда мы смотрим на реальный предмет, глазные мускулы постоянно тренируются, как бы «ощупывая» вещь. С телевизором же все наоборот. Парадокс восприятия телекартинки: изображение на экране движется, а глазные мускулы – нет! При телепросмотре ученые констатируют заметное снижение активности глаз.

При просмотре увлекательной передачи у ребенка па 90% замедляются обменные процессы. Во время просмотра телевизора активизируются так называемые центры голода, пробуждающие аппетит. Но! Кушать-то зритель кушает, а центры головного мозга, ответственные за чувство насыщения, дремлют (мы ведь сосредоточены на телевизоре), в итоге человек съедает в 3 раза больше.

Даже если в семье ведется строгий учет телевизионных просмотров, обратите внимание на невинные, казалось бы, художественные фильмы. По статистике, на долю такого кинематографа приходится больше половины всех транслируемых сцен насилия (57%). Если ребенок регулярно видит их по телевизору, нарушается его эмоциональное развитие, не формируется способность к состраданию и сочувствию. Такие дети в школе часто слывут хулиганами, а в подростковом возрасте рискуют попасть в криминальную историю. У каждого третьего школьника, увидевшего по телевизору минутную сцену какого-нибудь ужаса, чувство страха (не всегда видимое!) остается в течение нескольких минут, а то и часов – такой ребенок может страдать неврозами, бессонницей, повышенной тревожностью.

Что делать?

Дозируйте время, проведенное у телевизора. Малышей до 3 лет к телевизору не приглашаем. Вред от просмотра в этом возрасте – огромный!

Дети 3-6 лет – не больше 20 минут в день. Различать, где реальное, а где воображаемое, детям трудно до 7 лет.

Школьникам 6-11 лет – не больше 40 минут. В это время формируется отношение к увиденному, критический взгляд на телеперсонажей. Обсудить с детьми действия киногероев.

Подросткам с 11-14 лет – до 1 часа.

С 14-18 лет - 2 часа.

Очень важным становится отбор передач. Пусть подросток аргументирует выбор передачи или фильма, поделится с родителями, что его привлекло или чему он научился благодаря просмотру. Время, проведенное за совместным просмотром и обсуждением увиденного, приобретает огромное значение.

Группа «Ромашка»

«Ребенок и телевизор»

Общие советы по организации просмотра

ребенком телевизора:

1. Постарайтесь как можно дольше откладывать первое знакомство ребенка с телевизором (сопротивляться зависимости от телеэкрана будет крайне сложно).

2. Выбирайте для просмотра передачи, фильмы и мультфильмы, подходящие ребенку по возрасту (предпочтительны отечественные мультфильмы и фильмы, хотя далеко не все и не в любом возрасте, передачи развивающе-познавательного характера для детей старшего дошкольного и школьного возраста).

3. Тщательно следите за содержанием телеэфира (желательно находиться рядом с ребенком во время просмотра, чтобы иметь возможность пресечь ненужную, вредную информацию, объяснить непонятное).

4. Ни в коем случае не используйте телевизор как фон для других занятий, особенно для еды.

5. Правильно организуйте место просмотра: расстояние от глаз ребенка до телевизора должно быть не менее 3-4 метров, центр экрана должен быть на высоте кончика носа ребенка.

6. Следите за положением тела ребенка при просмотре, оно должно быть прямым, сидячим.

Группа «Солнышко»