Название ткани из которой шьют. Хлопчатобумажная ткань и ее виды

Качественная, модная и красивая ткань – залог успеха любого швейного изделия. Ткань создается путем переплетения нитей основы и утка, расположенных взаимно перпендикулярно друг к другу, с помощью ткацкого станка. Разнообразные виды тканей создаются благодаря особенностям исходного сырья и ткацким переплетениям, которые определяют ее структуру, внешний вид и свойства. Какие бывают ткани и какова их характеристика, свойства, переплетения? Об этом и пойдет речь в этой статье. Мы представим виды тканей в подробных описаниях и с фото, чтобы вы могли ориентироваться в этой теме.

По типу исходного сырья все виды тканей можно разделить на три большие группы: натуральные, искусственные и синтетические. Есть еще остистая ткань минерального происхождения, но она используется только в строительном деле.

К первой группе относятся ткани, изготовленные из волокон растительного и животного происхождения: из хлопка, льна, джута, конопли, шерсти и шелка.

Искусственные ткани получаются из природных веществ органического происхождения – целлюлозы, белков, и неорганического - стекла, металла. Это - вискоза, ацетат, ткани с металлическими нитями и люрексом.

Синтетические ткани изготавливают из полимерных нитей. К ним относятся: полиамидные ткани – дедерон, хемлон, силон; полиэстеры – тесил, слотера, диолен; полипропиленовые и поливиниловые ткани – дралон и кашмилон.

Фактурные особенности различных видов тканей – блеск, ворс, «песчаная поверхность» - в значительной степени зависят от типа ткацкого переплетения.

Простыми (гладкими или главными) переплетениями нитей основы и утка являются полотняное (тафтяное), саржевое (киперное) и сатиновое (атласное). Специальные переплетения имеют креповые и мелкозернистые ткани (канва). Ткани в клетку и полоску имеют составное (комбинированное) переплетение. Ткани со сложными узорами имеют жаккардовое переплетение нитей. Для создания ворсовых тканей используется уточноворсовое переплетение (полубархат, вельвет) или основоворсовое (бархат, плюш). При изготовлении тонкосуконных тканей типа драпа и некоторых видов шелка применяется двухслойное переплетение, при котором образуются два отдельных полотна ткани, связанных между собой специальными нитями утка или основы.

По цветовому решению виды тканей можно разделить на однотонные и многоцветные – меланжевые, набивные, пестротканые, мулированные.

За многовековую историю ткачества создано огромное количество различных видов тканей, поражающих разнообразием фактур, узоров и поверхностных эффектов.

Наиболее известные виды тканей и их названия:

Ажур
- ткань из хлопковой, шерстяной или шелковой пряжи, имеющая сквозной орнамент. Была очень популярна в первой половине XIX века.

Альпака
– легкая, мягкая, тонкая ткань, изготовленная полотняным или саржевым переплетением из шерсти одноименного домашнего животного, которого разводят в Перу и Боливии. Очень ценный вид шерсти.

Ангора (ангорская шерсть) – изготавливается из шерсти ангорских кроликов и коз, разводимых на фермах Англии, Франции, Италии, Японии. Используется в трикотажном производстве.

Атлас – гладкокрашеная ткань из шелковых нитей с блестящей поверхностью атласного переплетения. В переводе с арабского «атлас» значит «гладкий». На Руси атлас известен с XV века: он широко использовался для изготовления одежды для знати - кафтанов, ферязи, зипунов, сарафанов и рубах. В современной моде из него изготавливают женские платья для торжественных случаев, нарядные блузки и костюмы. Атлас используется также как подкладочная ткань.

Виды тканей - фото: ткань атлас, альпака, бархат, батист, бифлекс, букле, вельвет, велюр и вискоза.


Ацетатный шелк
– шелк, изготавливаемый из искусственных волокон, впервые полученных в 1925 году химиками Celanese Corp. of America (США).

Бархат - хлопчатобумажная, мягкая ткань, имеющая ворсовую поверхность. Бархат бывает гладкокрашеная или узорчатым. Его используют для изготовления вечерних платьев и костюмов, брюк и пиджаков. Бархат-стрейч великолепно растягивается и хорошо облегает фигуру благодаря эластичным волокнам в составе ткани. Используется для изготовления леггинсов и кофт.

Батист - легкая и плотная, нежная на ощупь, хлопчатобумажная или льняная ткань полотняного переплетения. Ткань названа в честь фламандского ткача Батиста из Камбре, впервые изготовившего ее в XIII веке. Из батиста изготавливают блузки, платья, женское и детское белье, носовые платки.

Брокат - шелковая ткань с гладкокардовым рисунком и с золотыми или серебряными нитями (люрексом). Последние разработки этой ткани – из синтетических волокон. Брокат используют для изготовления нарядных блузок и платьев, а также - мужских вечерних пиджаков.

Бостон - гладкокрашеная ткань саржевого переплетения из высококачественной шерсти, имеющая повышенную износостойкость. Используется для изготовления костюмов.

Букле
- толстая ткань полотняного переплетения, изготовленная из фасонной пряжи с крупными узелками в виде нерегулярных петлеобразных утолщений, благодаря которым на ее поверхности образуются «шишечки». Используется для изготовления женских костюмов и пальто.

Бязь - плотная хлопчатобумажная или льняная ткань полотняного переплетения, вырабатываемая из кардной пряжи. Используется для изготовления постельного белья.

Вельвет-корд - хлопчатобумажная ткань с разрезным ворсом, имеющая ворсовые полосы шириной 3–5 мм. Бывает гладкокрашеным и с печатным рисунком.

Виды тканей - фото: ткани габардин, гипюр (кружево), гобелен, деворе, джерси, драп, жаккардовая ткань, жоржет, замша.

Вельвет-рубчик - хлопчатобумажная ткань с разрезным ворсом, имеющая ворсовые полоски шириной 1 мм. Бывает гладкокрашеным и с печатным рисунком.

Велюр (от фр. Velours - бархат) - общее название материалов, имеющих ворсовую, бархатистую лицевую поверхность. Это не только ткани (хлопчатобумажные, шерсть, искусственный шелк), но также кожа и фетр. В некоторых странах велюром называют вельвет и бархат.

Вискоза - название искусственного волокна из целлюлозы и ткани на его основе. Впервые вискоза была изготовлена в Великобритании в конце XIX века. В чистом виде она имеет ряд недостатков (усадка при намачивании, низкая прочность), однако в сочетании с другими волокнами получаются качественные ткани.

Вуаль - тонкая, прозрачная ткань из хлопчатобумажных нитей полотняного переплетения. Вес 1 квадратного метра от 60 до 105 г.

Габардин - (от испанск. - «gabardina» - защита от стихии) - чистошерстяная или полушерстяная ткань саржевого переплетения, на поверхности которой имеются ярко выраженные диагональные рубчики. Ткань обладает высокой износостойкостью и водонепроницаемостью благодаря плотности и однородность поверхности. Применяется для изготовления женских и мужских костюмов, пальто и плащей.

Газ
- прозрачная, почти невесомая шелковая или хлопчатобумажная ткань особого переплетения, в котором нити утка и основы сохраняют пространство. В зависимости от особенностей изготовления получался газ как атлас, полотно или саржа.

Гарус – один из видов шерстяной ткани, названной в честь города Аррас во Фландрии, где она изготавливалась.

Гипюр - кружевное полотно из тонких хлопчатобумажных или шелковых ниток, состоящее из сшитых иглой или выполненных с помощью коклюшек фрагментов, соединенных между собой. Сегодня гипюр производится машинным способом.

Деним (джинсовая ткань) - (от фр. De Nim - из Нима) - хлопчатобумажная ткань полотняного или саржевого переплетения, отличающаяся высокой прочностью и плотностью. Названа в честь города Ним, где она была впервые изготовлена. В начале применялась для изготовления рабочей одежды золотоискателей, в наше время – для повседневной джинсовой одежды.

Деворе - ткань, рисунок на которой получается путем выжигания (химической вытравки) части волокон.

Виды тканей - фото: ткани кашемир, крэш, лайкра, лаке, лен, органза, парча (брокат), пике, плюш.


Джерси
- трикотажное полотно (одинарное или двойное) машинной вязки с мелким петельным шагом, обладающее высокой растяжимостью и гладкой поверхностью. Джерси изготавливают из гребенной шерсти, иногда - из хлопка, шелка или искусственных волокон. Джерси из шерсти в моду ввела .

Драп (от фр. Drap - сукно) - мягкая шерстяная ткань с гладкой поверхностью, на которой в результате валки образуется войлокообразный застил, закрывающий ткацкое переплетение. Драпы могут быть одно- и двухлицевыми, однотонными и многоцветными, ворсовыми и гладкими. Используются для пошива мужских и женских пальто.

Кашемир - шерстяная или полушерстяная ткань с диагональным рубчиком на поверхности, изготовленная из шерсти гималайской козы. Название ткани произошло от индийского штата Кашмир, из которого с XVIII века ткань ввозилась в Европу. Впрочем, так называется и коза, из шерсти которой производят данную ткань.

Крепдешин (фр. Crepe de Chine) - ткань из шелковых нитей, вырабатываемых из шелка-сырца в основе и шелка-крепа в утке или ткань из искусственных нитей, вырабатываемая из слабо-скрученной основы и утка высокой креповой крутки (поверхностная плотность - 130 г/м2). Крепдешин имеет матовую поверхность.

Креп-жоржет - тонкая, полупрозрачная ткань из шелковых нитей креповой крутки в основе и утке полотняного переплетения. Характеризуется жесткостью, упругостью, сыпучестью краев. Используется для изготовления платьев, блузок, а также – для отделки.

Креп-сатин - двухсторонняя ткань из искусственных шелковых нитей: одна сторона – атласная, другая – матовая с креповым эффектом. Обе стороны могут быть использованы как лицевые.

Креп-шифон - ткань из натуральных перекрученных нитей шелка-крепа в основе и утке полотняного переплетения (поверхностная плотность 25 г/м2). Ткань имеет матовую поверхность, как все ткани креповой группы.

Лен – ткань, изготавливаемая из нитей, вырабатываемых из стеблей льна. Лен – натуральный материал с прекрасными гигиеническими свойствами: пропускает воздух и приятно холодит кожу в жаркий летний день.

Органди (от фр. Organdi - ткань жесткой выделки) - тонкая, прозрачная, жесткая хлопчатобумажная ткань, родиной которой является Восточная Индия.

Органза - жесткая на ощупь, прозрачная ткань, изготавливаемая из натурального шелка или химических волокон.

Парча - ткань сложной выработки с узорами из золотых и серебряных нитей. В Россию ввозилась из Турции и Ирана, позднее - из Франции и Италии, а с XVIII века ее изготовление налажено было в России.

Пике - хлопчатобумажная или шелковая ткань сложного переплетения волокон, имеющая характерную фактуру лицевой стороны в виде продольных полосок. Используется для изготовления женского платья, блузок, костюмов.

Полиамид (нейлон) - синтетическое волокно и ткань из него, обладающая высокой износостойкостью и исключительным сопротивлением растяжению.

Виды тканей - фото слева направо: поплин, репс, сукно, тафта, твид, фукра, хлопок, шелк, шелковый атлас.


Полиэстр
- новый синтетический материал, обладающий хорошей воздухопроницаемостью и мягкостью.

Полубархат
- плотная хлопчатобумажная ткань с ворсовой поверхностью, полученной благодаря уточно-ворсовому переплетению.

Поплин
- плотная ткань полотняного переплетения, изготавливаемая из хлопчатобумажных, шелковых или шерстяных нитей. Имеет мелкий поперечный рубчик благодаря тому, что плотность нитей основы больше, чем уточных. Шелковый поплин используется для изготовления нарядных платьев.

Репс - плотная ткань из хлопчатобумажных, шелковых и шерстяных нитей, выработанных из гребенной пряжи в основе и утке, полотняного переплетения. Ткань имеет фактуру «в рубчик» благодаря тому, что плотность нитей основы выше плотности нитей утка: поверхность ткани образуется из нитей основы, а уточные нити, оказавшись в середине, образуют поперечные рубчики.

Саржа
- ткань из шелковых или шерстяных нитей саржевого переплетения. Шелковая саржа – прекрасный материал для подкладки, а шерстяная – для верхней одежды.

Сатин
- ткань с блестящей поверхностью из шелковых, хлопчатобумажных и шерстяных нитей сатинового переплетения. Шелковый сатин – потрясающе красивый материал для изготовления свадебных и нарядных платьев. Из хлопчатобумажного сатина изготавливают домашнюю и рабочую одежду. Шерстяной сатин используется для верхней одежды.

Сукно - плотная шерстяная ткань с умеренно блестящей поверхностью, полученной в результате переплетения кардной пряжи средней толщины в основе и аппаратной толстой пряжи в утке. В процессе отделки ткань ворсуют, затем ворс подвергают стрижке и запрессовывают. Используется сукно для изготовления пальто и костюмов.

Тафта - плотная шелковая ткань, гладкокрашеная или пестротканная, имеющая фактуру «в рубчик». Используется для бальных платьев.

Виды тканей - фото: шерсть, шифон, штапельная ткань. Переплетения ткани слева направо: полотняное, саржевое и сатиновое переплетение .


Твид
(англ, tweed) - грубая шерстяная ткань саржевого переплетения. Названа в честь реки в Шотландии, вдоль берегов которой находились текстильные предприятия по выпуску данных тканей.

Тактел
- ткань из тонкого волокна, содержащего 100%-ю целлюлозу, обладает высокой износостойкостью, ветрозащитностью и хорошими гигиеническими свойствами: легко впитывает влагу, «дышит».

Фланель
- хлопчатобумажная или шерстяная ткань репсового (уточного) или саржевого переплетения, имеющая двухсторонний редкий начес. Хлопчатобумажная фланель используется для изготовления белья. Из мягкой и теплой шерстяной фланели изготавливают мужскую и женскую одежду: костюмы, юбки, брюки.

Хлопок - натуральное волокно, изготавливается из растения хлопчатник.

Шанжан – натуральный или искусственный шелк с переливчатым эффектом, получаемым благодаря разноцветным нитям основы и утка.

Шевиот – одноцветная разреженная шерстяная ткань саржевого переплетения, которая подвергается валянию и стрижке. Применяется для изготовления верхней одежды.

Шелк
легкая ткань, изготавливаемая из нитей, полученных из коконов тутового шелкопряда.

Шерсть – ткань из натуральных волокон, изготовленных из шерсти овец, верблюдов, коз.

Шифон - очень тонкая, нежная полупрозрачная ткань из нитей шелка, хлопка, вискозы или синтетического происхождения креповой крутки. Самым лучшим считается шифон из шелка – гладкий, блестящий, струящийся.

Шотландка - термин, обозначающий ткань с узором в крупную клетку.

Штапель
- мягкая ткань из шелковистого волокна на основе целлюлозы с добавлением хлопка, обладает хорошими гигиеническими свойствами и используется в летнем ассортименте одежды.

Разнообразные виды тканей позволяют каждой женщине найти свой уникальный образ и стиль!

Ирина Шестакова для сайт

© F ammeo.ru Все права защищены

Ажурная ткань: тканый или трикотажный материал с тонкими, похожими на кружевные сквозными узорами.

Бархат: ткань с густым, длинным (2−3 мм), прямым ворсом. Бархат зачастую кроится в направлении против ворса.

Батист: легкая ткань полотняного переплетения из тонковолокнистого хлопка, льна, шерсти или вискозы.

Бельсет: ткань из микроволокна с похожей на кожицу персика ворсистой и мягкой поверхностью, имитация велюровой кожи.

Букле: ткань с неровной, узловатой поверхностью, которую образует пряжа с утолщениями.

Велсофт: трикотажное полотно из полиэстера с мягкой ворсованной стороной, в основном используется для пошива домашней одежды (халатов, пижам), а также для постельного белья, пледов и пр. Называется также микрофиброй.

Вельвет, бархат в рубчик: собирательное название бархатных тканей с продольными рубчиками разной ширины, от очень узких до широких.

Велюр: собирательное название мягких ворсистых тканей с густым коротким ворсом.

Виши: двухцветная ткань в контрастную прямоугольную клетку, из хлопка или смешанных волокон.

Ворсовый эластик: тонкое джерси с ворсистой поверхностью, напоминающей бархат.

Вуаль: прозрачная ткань полотняного переплетения, чаще всего из хлопка.

Вязаное полотно: материал, имитирующий ручное вязание.

Габардин: плотная ткань из хлопка, шерсти или из химических волокон с ярко выраженным мелким диагональным рубчиком на лицевой стороне, идущим всегда слева снизу направо вверх. Рубчик придает габардину эффект ткани в полоску.

Гленчек: ткань с рисунком из наложенных друг на друга клеток. Клетки могут отличаться по цвету или быть тон­в­тон.

Гобелен: пестрая узорчатая ткань приглушенных цветов с расплывчатыми переходами от одного цвета к другому.

Двухсторонняя ткань: собирательное название тканей, которые имеют две различные лицевые стороны.

Деним: джинсовая ткань, у которой окрашена только нить основы. Уточная нить - белая. Благодаря такому переплетению лицевая сторона чаще всего синяя или черная, а изнаночная - белая.

Джерси: собирательное название разнообразных трикотажных материалов, от легкого джерси­поло до толстого шерстяного джерси.

Джинсовые ткани: ткани преимущественно хлопчатобумажные, часто с небольшим ворсом. Предварительно выстиранные для того, чтобы придать характерный для джинсовой одежды слегка поношенный вид.

Драп: мягкие объемные ткани с длинным ворсом.

Дюветин: так называемый фальшивый бархат - ткань атласного переплетения из хлопка или вискозы с утолщенными уточными нитями. После крашения ткань начесывают, и она становится шероховатой.

Дюшес: очень блестящий высококачественный сатин из шелковых или химических волокон.

Жаккард: собирательное название всех тканей, в узоре которых чередуются различные виды переплетения нитей. Применение разных нитей для основы и утка (например, матовой и блестящей, светлой и темной) усиливает этот эффект.

Жоржет и креп-­жоржет: ткань из сильно перекрученных нитей креповой крутки имеет неровную, мелко структурированную поверхность. Ткань мягкая, струящаяся на ощупь - «песчаная».

Искусственный мех: собирательное название для тканей или трикотажных материалов, покрытых густым ворсом, которые хорошо имитируют натуральные меха и очень различны по длине ворса и расцветке.


Клоке: креповая двухслойная ткань с «пузырчатой» поверхностью. В процессе отделки нижний слой ткани стягивается, и верхний слой образует неравномерные вздутия. Клоке нельзя утюжить.

Кожа: натуральные шкуры животных. Различают наппа-­кожу (лайковую) с гладкой поверхностью и кожу велюр (замшу) с ворсистой поверхностью.

Креп: собирательное название тканей с зернистой, узлистой поверхностью, приобретенной благодаря креповой крутке пряжи, переплетению нитей или тиснению на ткани.

Креп с продольными складками: искусственный креп с поверхностью, напоминающей древесную кору.

Крепдешин: тонкая ткань с неровной поверхностью из пряжи креповой крутки полотняного переплетения, имеет зернистую поверхность.

Кринкл, крэш: жатые ткани. Складки часто замяты в долевом направлении и выражены более или менее сильно.

Кружево: существует много разновидностей кружев: вышитые (плауэнские), тканые (машинные), плетенные на коклюшках (валансьенские) или вязанные крючком (басонные).

Лавабль: хорошо переносящая стирку легкая креповидная струящаяся ткань, с гладкой поверхностью, из шелковых или химических волокон.

Ламе: блестящая, переливчатая ткань с металлическими и другими блестящими эффектными нитями.

Лоден: средние и тяжелые шерстяные ткани, очень плотные, благодаря валянию, и очень ноские. Ворсистый лоден - покрытая длинным, прилегающим в одну сторону ворсом ткань, сукно-­лоден - ткань с матовой поверхностью без ворса, напоминающей фетровую. Лоден часто путают с варёной шерстью: трикотажем, валяным с одной стороны, оптически напоминающий лоден. (Путают, вероятнее всего, потому, что в магазинах его так часто обозначают.) От лодена он отличается более рыхлой структурой и, конечно, он не такой тяжёлый и плотный.

Матлассе: двойная ткань с рельефным, как бы «стеганым» узором.

Махровая ткань: объемная мягкая ткань из петлистой пряжи.

Мокрый шелк: шелковая ткань, которая после стирки и трения приобрела слегка пушистую «персиковую» поверхность. Мокрый шелк не стирают, а отдают в химическую чистку.

Муар: ткань репсового переплетения с тонкими нитями основы. Имеет волнистый узор, который наносится при тиснении (каландрировании).

Муслин: легкая и неплотная ткань полотняного переплетения, преимущественно хлопчатобумажная или шерстяная.

Органза: прозрачная жесткая ткань полотняного переплетения.

Палет: ткань или трикотажный материал с нашитыми сверкающими пластинками из металла.

Панбархат: очень блестящая бархатная ткань с прессованным ворсом.

Папийон: шерстяной поплин с мелким поперечным рубчиком.

Пепита: ткань в мелкую светло­темную клетку.

Перкаль: тонкая, но плотная хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения. Шелковистая, мягкая, напоминающая батист. Используется в основном для шитья постельного белья, идеально подходит для печати и окрашивания текстильными красками.

Пике: ткань с рельефным рисунком, напоминающим машинную строчку.

Плотная тафта: средней плотности хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения.

Подкладочная саржа: ткань, у которой обе стороны «лицевые»: одна поверхность креповая, матовая, а другая - блестящая, гладкая.

Поплин: ткань репсового переплетения, которое образуется очень тонкими нитями основы и более толстыми нитями утка.

Репс: ткань с ярко выраженными рубчиками, чаще всего поперечными.

«Римское джерси»: тяжелый малоэластичный двухсторонний трикотаж, чаще всего из высококачественной натуральной шерсти, с обеих сторон имеющий лицевые петли.

Саржа: грубая хлопчатобумажная ткань с диагоналевым эффектом.

Сатин: очень гладкая, мягко падающая ткань с блестящей поверхностью.

Сирсакер: ткань, у которой вся поверхность или отдельные полосы напоминают древесную кору. У настоящей ткани с этим названием эффект достигается благодаря особому переплетению нитей, у «фальшивой сирсакер» - благодаря отделке (химической обработке) ткани.

Сукно: шерстяная ткань полотняного переплетения, которая благодаря валянию и заключительному начесу приобретает поверхность, напоминающую войлок.


Трикотаж с махровой/ворсованной изнаночной стороной: полотно из хлопка или смеси хлопка с другими волокнами.

Тафта: ткань из натурального шелка или химических волокон. Жесткость
приобретается в процессе отделки (химической обработки), и поэтому тафта сильно мнется.

Твид: ткань из грубой шерстяной узловатой пряжи, имеющая вид ручной отделки. Основа и уток часто бывают разной окраски.

Термовелюр: пушистая ткань с двухсторонним ворсом, очень теплая, воздухопроницаемая.

Ткань «в елочку»: ткань саржевого переплетения с ярко выраженными диагонально направленными полосками.

Ткань «куриная лапка»: ткань с мелким рисунком, напоминающим клетку. Для ткани типичны зубчики на углах клеток.

Трикотаж в рубчик: эластичный материал с чередующимися лицевыми и изнаночными петлями.

Тюль: прозрачная сетчатая ткань, часто с сотовой структурой.

Фасонная: ткань с мелким узором, который образуется сменой вида переплетения. Чаще всего с матово-­блестящим эффектом.

Фил­-а-­фил: ткань со ступенчатым мелким рисунком, который образуется чередованием светлых и темных нитей основы и утка.

Фланель: собирательное название тканей из хлопка, вискозы или шерсти, с одно-­ или двухсторонним начесом.

Флис: см. термовелюр.

Чинц: лощеная хлопчатобумажная ткань, поверхность которой производит впечатление натертой воском. Благодаря импрегнированию не пачкается и не смачивается водой.

Шанжан: ткань с разноцветными нитями основы и утка, которые создают переливчатый эффект.

Шелковая парча: жаккардовая ткань, часто из лощеной пряжи. Другое название «брокат» - итальянское, означает «вышитая».

Шениль: тяжелая, напоминающая бархат ткань с двухсторонним ворсом.

Шифон: очень тонкая, нежная струящаяся ткань из пряжи креповой крутки, состоящей из шелковых или синтетических волокон. Шифон имеет на ощупь неровную поверхность, напоминающую «песчаную».

Фото: Ян Шмидель; getti images (4), dpa, clip dealer.
Материал подготовила Елена Карпова

Сложные модели юбок и платьев выполняют из формоустойчивых материй, которые будут сохранять линии силуэта. Ткань должна быть в меру жесткой и плотной, но при этом не тяжелой, потому что большой расход материала для пышной юбки может превратить изделие в неподъёмную броню.

Кроме того, для создания устойчивых форм применяют жесткие , такие как . Материал выступает в роли каркаса, не позволяет легким тканям менять форму и облегчает движения ног.

Небольшие детали, служащие украшением модели (воротники, например), дополнительно усиливают дублерином или флизелином, чтобы улучшить формоустойчивость ткани. Рассмотрим подробнее материалы, которые помогут воплотить в жизнь самые смелые силуэты.

Ткань для платьев и юбок-солнце

Считается, что юбка как предмет одежды эволюционировала из простой набедренной повязки. Чтобы скрывать тело, годился любой материал – хоть тканое полотно, хоть шкура животного. Позже этот предмет одежды стал составной частью женского платья, поэтому формоустойчивые ткани для пошива юбок и платьев мы будем рассматривать в одном разделе.

Юбка-солнце элегантна и оригинальна

Плательные материи должны быть практичными, износостойкими, а также эстетичными. Подобный наряд допускается носить абсолютно в любых случаях – на работу, на торжество, на светский прием (выбирая соответствующие модели). Желательно, чтобы юбка, в которой придется сидеть, не мялась и сохраняла привлекательную драпировку. Именно поэтому так важно подобрать стойкий, надежный текстиль для создания наряда.

Юбка-солнце – очень интересная модель, которая также встречается в составе платьев. Если посмотреть на выкройку сверху, она напоминает круг с вырезом в центре для талии. В пошитом виде юбка свободными складками ниспадает, скрывает линии бедер, расширяется книзу. Модели, выполненные из жестких тканей, образуют стойкие романтичные складки, словно изделие держится на кринолине или специальных кольцах.

Атлас

Гладкая, нарядная ткань с блеском, достаточно тяжелая и плотная, а потому формоустойчивая. Традиционно изготавливается из . Есть варианты с хлопком и вискозой в составе, а также синтетическими волокнами. Такой смесовой считается более доступным по цене, но менее качественным.

Достоинства материала:

  • прочность;
  • устойчивость к разрывам;
  • гигроскопичность;
  • долговечность.

Из атласа шьют эффектные юбки, вечерние и свадебные платья, а также белье и . Атлас с добавлением синтетических волокон может со временем растянуться, поэтому необходимо обращать внимание на этикетку с подробным составом.

Вискоза

Особенности материала:

  • драпируется;
  • мягко облегает фигуру;
  • практически не мнется;
  • скрывает недостатки фигуры.

Из жоржета шьют огромное количество различной одежды: костюмы, платья и многое другое.

Замша


Замша хорошо держит форму

Представляет собой текстильный аналог натуральной кожи особой выделки с таким же названием. Метод изготовления прост: на тканую основу наклеивают подготовленный ворс (он покрывает материал с изнаночной и с лицевой стороны).

Также среди достоинств материала можно назвать:

  • и не садится;
  • прекрасно держит форму;
  • не впитывает влагу;
  • устойчивость к загрязнениям.

Из замши изготавливают эффектные платья, брюки, юбки, а также обувь и разнообразные аксессуары. Материал считается гуманным и безопасным, потому что для производства текстиля не требуется использовать кожу живых существ.

Креп

Креп – это не просто определенный вид ткани, это целая группа текстиля из сильно крученых нитей, часто соединенных между собой специальным креповым плетением. Есть крепдешин, креп-шифон, креп-жоржет, креп-сатин и многие другие разновидности. Материал изготавливают из шелка, хлопка, шерсти, искусственных и синтетических волокон.

Достоинства:

  • плотность;
  • износостойкость;
  • драпируемость;
  • не мнется;
  • сохраняет форму.

Из крепа изготавливают костюмы и платья различных фасонов, а также кимоно.

Органза


Шелковая органза отлично держит форму

Воздушный, изысканный материал. бывает матовая и блестящая, ее украшают травлением, печатью и вышивкой. Главная особенность ткани – жесткость и необычайная формоустойчивость, несмотря на внешнюю деликатность. Органзу изготавливают из туго скрученных нитей шелка, вискозы или полиэстера.

Положительные свойства ткани:

  • не мнется;
  • высокая прочность;
  • пропускает свет и воздух;
  • не деформируется;
  • очень долговечна.

Из-за прозрачности и жесткости органзу редко используют самостоятельно для создания одежды. Чаще всего она играет роль вставок, элементов отделки, а также используется поверх чехла или подкладки.

Экокожа

Прекрасный материал, для получения которого не требуется ни одной жертвы в животном мире. – двухслойное полотно, для его создания тканое полотно покрывают полимерным слоем. Поверхность материала окрашивают и декорируют оттисками, которые имитируют фактуру натуральной кожи. Основой может быть хлопок и полиэстер.

Среди многочисленных достоинств материала можно назвать:

  • прочность;
  • эластичность;
  • износостойкость;
  • воздухопроницаемость.

Кроме того, материал сохраняет форму, которую ему придают, он не вытягивается и не протирается. Из экокожи шьют интересные юбки и платья (материал используют самостоятельно, а также украшают им другие ткани).

Ткань для подъюбников

Тафта

Традиционно используют в качестве подкладок и подъюбников. Подобно органзе, это жесткая ткань с глянцевым блеском. Производится из туго скрученных в нити волокон. Тафту изготавливают из шелка, хлопка, вискозы и полиэстера. Выпускается несколько разновидностей ткани: одноцветная, набивная, шанжан, гобеленовая.

Достоинства тафты:

  • отталкивает влагу;
  • хорошо сопротивляется разрывам;
  • не протирается;
  • образует и сохраняет жесткие складки.

Из тафты шьют пышные платья для свадеб и других торжеств, юбки и блузки, элементы домашнего декора.

Фатин


Подъюбник помогает юбке держать форму и не путаться под ногами

Чтобы юбка сохраняла пышный силуэт, а владелица чувствовала себя принцессой из волшебной сказки, используют подъюбники из фатина. Материал представляет собой тонкую жесткую сетку с мелкими ячейками, прекрасно поддерживает верхние слои ткани и не позволяет материи путаться под ногами.

Фатин относится к особой группе тканей, образованных особым плетением нитей утка и основы. Нити переплетаются, соединяются узлами и перекручиваются, но неплотно, так, чтобы между вертикальными и горизонтальными линиями оставался воздушный зазор. Современную сетку изготавливают из синтетики (полиэстер, эластан), а также из вискозы.

Особенности фатина:

  • упругость;
  • износостойкость;
  • ткань не мнется;
  • воздухопроницаемость;
  • прозрачность.

В то время как однослойный фатин используют для создания подъюбников, из многослойной ткани шьют самостоятельные пышные юбки. Полотно образует объемные складки, слои накладываются друг на друга и утрачивают прозрачность. Материала требуется много – десятки метров для одной-единственной вещи.

Фатин окрашивают в различные цвета, декорируют пайетками и стразами, сверкающим напылением вышивкой. Материал применяется для создания различных силуэтов платьев, а также для юбок-солнце.


Из чего шьют воротники


Кружевной воротничок - декор выреза на платье

Первые воротники в истории человечества выполняли из натурального меха, чтобы защищаться от холодного воздуха и порывов ветра. Затем эта деталь одежды усложнилась, превратилась в декор выреза на платье и мужской воротник-стойку.

Существуют следующие разновидности воротников:

  • стойка (прямой крой, глухо застегивается);
  • итальянский (стойка с разведенными уголками);
  • отложной (воротник пиджачного типа);
  • стояче-отложной (чаще всего встречается на мужских рубашках);
  • плосколежащий (типичный представитель – воротник на форме матросов);
  • жабо (состоит из оборок и кружев).

Также различают воротник-хомут, «берта», «кадет» и многие другие. Для создания этих элементов одежды необходима ткань, устойчивая к деформациям, либо специальные укрепляющие прослойки.

Клеевые ткани и неклеевые укрепляющие материалы


Флизелин разных цветов

Специальные укрепляющие материалы помогают придать воротнику или манжетам дополнительную жесткость и форму. Обычно используют (клейкий с одной стороны тканевый материал) и флизелин (нетканое клейкое полотно). Дублирующая ткань подбирается в зависимости от прочности и плотности материала, а также вида изделия.

Чтобы отличить тканый клеевой материал от нетканого, уголок полотна просто растягивают. Дублерин, к примеру, упруго растянется, а флизелин порвется, подобно бумаге. Тем не менее «нетканка» имеет свои преимущества. Такой материал состоит из прессованных волокон, поэтому совершенно не осыпается по краям.

Флизелин и дублерин – дополнительные материалы, они не используются самостоятельно для создания одежды. Их применяют на текстильном производстве, в авторских ателье. При домашнем пошиве одежды клеевые ткани также должны быть у каждой рукодельницы.

Кружево

Незаменимый декоративный материал для создания воротников – кружево. Легким ажурным плетением с орнаментом украшают женские рубашки, платья и кофты. Материал изготавливают в России, Франции, Италии, Бельгии и других странах.

По технике исполнения различают следующие разновидности кружева:

  • плетеное;
  • шитое;
  • узелковое;
  • вязаное.

Кружевом также считается – ткань с рельефным узором, соединенным сеткой. От гладкого и ровного ажура гипюр отличается выпуклым орнаментом.

Чтобы кружевной воротник стоял, удерживал форму и не мялся, его покрывают специальными составами либо крахмалом. В домашних условиях деликатную деталь обрабатывают крахмальным аэрозолем или выполняют традиционную процедуру вымачивания воротника в водном крахмальном растворе. Также используют тканевые подкладки.

Выводы

Существует множество формоустойчивых тканей, из которых можно создать красивые силуэты юбок и платьев, а также воротники. Каждый материал особенный, применяется в подходящих случаях. Даже самую легкую и деликатную ткань можно применять для создания эффектных образов, если использовать пышные подъюбники (из фатина, например). Также существуют клеевые ткани и материалы, при помощи которых шьют и укрепляют такие миниатюрные детали костюма, как воротники.


Блестящая ткань – для самых сияющих нарядов

Блестящая, переливающаяся всеми цветами одежда неизменно притягивает к себе взгляды. Вне всякого сомнения, обладательница такого платья всегда будет в центре внимания. Какие блестящие ткани выпускает текстильная промышленность, их свойства, характеристики и особенности пошива – подробно в нашей статье.

Пик моды на мерцающие и переливающиеся ткани пришелся на 80-е – начало 90-х годов ХХ века – разгар многоцветного стиля диско. После этого в течение двух десятилетий блестящую одежду можно было увидеть лишь на театральных подмостках или концертных площадках. Но все когда-то возвращается. И в наши дни сияющие платья, блузки, жилеты, головные уборы, сумки можно снова увидеть не только в ночном клубе, но и в обычной повседневной обстановке.

Блеск и сияние в тканях достигаются различными средствами. Основными являются следующие:

  • особое переплетение нитей, дающее гладкую блестящую поверхность;
  • состав волокон, благодаря которому полотно переливается;
  • специальное напыление;
  • вплетение металлических нитей;
  • использование пайеток.

Каждая группа тканей имеет свои особенности. Рассмотрим их более подробно.

Шик и блеск атласных и сатиновых тканей

Уже само слово «атлас», которое в переводе с арабского означает «гладкий», говорит о внешнем виде материала. Какие бы изделия ни шили из него – свадебные платья, постельные принадлежности, шторы или скатерти, – все они смотрятся просто «блестяще».

Такой внешний вид ткани достигается за счет особого переплетения, которое так и называют – атласным. Его отличительным признаком является преобладание на поверхности нитей основы, полностью перекрывающих уток. Такая структура позволяет использовать для производства смесовые волокна: на лицевую сторону выходят шелковые, а изнанка будет хлопчатобумажной или синтетической.

Кстати, в качестве основы не всегда используются волокна шелка. Полученная атласным переплетением ткань ластик является на 100% хлопковой, но тем не менее тоже обладает приятным отливом. Ее применяют при пошиве платьев, юбок, рубашек, сорочек и другой одежды. Часто можно увидеть шторы, скатерти, салфетки, выполненные из ластика.

Еще одно переплетение нитей, при котором полотна получают характерный блеск, – сатиновое. Оно является прямой противоположностью атласному: на лицевую поверхность выходят нити утка, а основные прячутся под ними.

Сатин – самый красивый и дорогостоящий из всех хлопчатобумажных материалов. Постельное белье, сшитое из него, поражает своей великолепной блестящей поверхностью. Самым качественным считается мако-сатин, для производства которого используют только определенные сорта хлопка, выращенного в Индии и Египте.

Восточные переливы органзы и тафты

В отличие от натуральных, многие синтетические волокна блестят и переливаются по своей природе и не требуют специальных ухищрений при производстве. Такие сияющие ткани применяют чаще не для пошива одежды (за исключением вечерних и сценических костюмов), а в производстве домашнего текстиля.

Придать интерьеру восточный колорит помогут гардины из органзы – великолепной блестящей ткани, сделанной из полиэстера. Иногда в материал добавляют натуральный шелк и вискозу, что только увеличивает ее сияние и переливчатый эффект.

С той же целью производители выпускают несколько модификаций органзы: крэш – с фактурой растрескавшегося стекла, жатка – со множественными заломами и складками или со специальным напылением.

Интересно знать! Особой популярностью у любителей блеска пользуется органза шанжан или, как ее именуют в обиходе, «хамелеон». За счет особого переплетения разноцветных нитей поверхность под различным углом зрения играет новыми красками.


Для производства еще одной полиэстеровой ткани – тафты – используются туго скрученные волокна, соединенные простым полотняным переплетением. Именно это и придает материалу характерное сияние.

Тафта используется для пошива вечерних и свадебных нарядов, карнавальных и театральных костюмов, красивых палантинов и шалей. Из этой ткани часто делают шторы для гостиных, кабинетов или залов, диванные валики и подушки, скатерти, покрывала и различные декоративные украшения. Многих привлекает блестящая обивка из тафты на диванах, стульях и креслах.

И органза, и тафта приносят в повседневную жизнь элементы праздника. С такими тканями помещения выглядят изысканно и по-сказочному богато.

Материалы с напылением: всегда в центре внимания

Нанесение на ткань тончайшего металлизированного слоя производится в специальных агрегатах под вакуумом. Частички порошка оседают на поверхности, прочно соединяясь с волокнами. В качестве основы используется все тот же 100%-й полиэстер.

Существуют материалы с однотонным напылением или выполненным в виде причудливых рисунков и узоров. Блеск может быть как насыщенным, так и приглушенным, более деликатным, но в любом случае он всегда придает материалам неповторимый шарм.

Металлизированные ткани используются не только для пошива красивой одежды. Их применяют при изготовлении портьер и модных рулонных штор. В этом случае покрытие играет не только декоративную роль, но и служит для отражения солнечных лучей, что снижает температуру в помещении и приносит комфорт.

Интересно знать! Блестящие шторы из ткани с жемчужным напылением смотрятся органично в любом интерьере. Помимо защиты от света они обладают грязеотталкивающими и антистатическими свойствами, которые достигаются при помощи специальных пропиток.

Ткани с люрексом – искушение и соблазн

Именно так в переводе с английского звучит слово «люрекс», и это вполне соответствует действительности. Нарядные платья, блузки, юбки, нижнее белье, колготки и чулки – вот далеко не полный перечень изделий, которые благодаря люрексу выглядят особо привлекательно и сексуально.

К слову говоря, люрексом называется не ткань, а всего лишь тончайшая металлизированная нить, которую вытягивают из алюминиевой, медной или никелевой фольги . Производят его в США, Италии, Японии и, конечно же, в Китае. Такие нити можно примешивать к любым волокнам – хлопковым, синтетическим, шелковым и даже шерстяным. Весьма привлекательно смотрятся трикотажные изделия из пряжи, в которую вплетены металлизированные нити.

Одной из самых дорогих и богатых тканей с люрексом считается парча. Изначально в нее добавлялись настоящие золотые или серебряные волокна. В последнее время в целях удешевления и снижения веса полотна используют тонкую фольгу в полиэстеровой оболочке, окрашенной в различные цвета.

Из парчи шьют концертные наряды, исторические костюмы для театральных постановок, массивные занавеси и драпировки. Многие невесты предпочитают шить свадебные платья из этого дорогого и, несомненно, самого роскошного материала.

Еще одной блестящей во всех смыслах тканью, заслуживающей внимания, является ламе, что в переводе с французского означает «металлическая пластина». Материал во многом похож на парчу, но в несколько раз тоньше, а следовательно, и легче.

Лицевая сторона полотна имеет сверкающую поверхность с матовыми узорами, а изнанка является ее полной противоположностью. Такая фактура позволяет модельерам и дизайнерам воплощать самые интересные идеи. Ламе используется для вечерних нарядов, театральных и маскарадных костюмов, портьер, покрывал и других изделий. Ткань очень хрупкая и легко разрушается под воздействием даже незначительных нагрузок.

Интересно знать! Металлизированная ткань ламе хорошо проводит электрический ток. Поэтому из нее шьют жилеты, способные реагировать на малейшее прикосновение шпаги, которые надевают спортсмены-фехтовальщики.

Люрексовую нить часто добавляют в жаккардовые или гобеленовые ткани. Шторы, портьеры, покрывала и мебельная обивка из таких полотен имеют по-настоящему королевский вид.

Ткани с пайетками: красота требует жертв

Это не просто знакомый всем оборот речи, а истина, поскольку такие полотна очень капризны не только в кройке и пошиве, но и в носке. В качестве основы в большинстве случаев выступает легкая хлопчатобумажная ткань, например, шифон, или синтетическая сетка.

Пайетки бывают двух типов: из тонкого металла или пластилекса . Способы крепления на материю тоже отличаются. Их пришивают нитками или наклеивают. Ткани с пайетками, посаженными на клей, стоят довольно дешево. Но носить такую одежду нужно предельно аккуратно, чтобы в первый же день не лишиться большей части «красоты».

С нитками дело тоже обстоит непросто. На качественных (но, естественно, более дорогих) полотнах нить, которой они пришиты, вплетена в сам материал, поэтому обрыв одной–двух штук не повлечет особых последствий. В более бюджетных вариантах нить находится сверху, и при ее разрыве можно потерять множество украшений.

Фасон следует выбирать самый простой, с минимальным количеством швов. Для работы нужно использовать тонкие иглы, которые будут легко прокалывать пайетки.

В большинстве случаев изделия лучше посадить на чехол, чтобы металлические детали не царапали и не раздражали кожу. Стирать такую одежду нужно только вручную, без отжима и выкручивания. В глажке они, как правило, не нуждаются.

Интересно знать! Изделия из ткани с пайетками очень трудно сострачивать на машинке. Для облегчения задачи опытные мастерицы советуют смачивать материал бесцветным синтетическим маслом.

Сегодня сверкающие и переливающиеся полотна снова в тренде. Но чтобы выглядеть действительно стильно, важно не переборщить с сиянием и блеском. Вот несколько рекомендаций от ведущих модельеров:


Блестящие ткани включают в свои коллекции многие дизайнерские студии: Dolche&Gabbana, Alexander McQueen , Gucci, Max Mara и другие. Каждая модница может выбрать ту степень сияния, которая подходит только для нее.