Как правильно воспитывать ребенка-холерика: полезные советы. Ребенок холерик: характер и рекомендации по воспитанию

28.07.2019 Советы

Как известно, все люди обладают определенным темпераментом. Существует четыре вида темперамента человека: сангвиники, холерики, меланхолики и флегматики. Если вы определили, какой темперамент у ребенка, тогда к его воспитанию можно подходить именно с этой точки зрения. Итак, вы определили, что ваш малыш холерик, значит, воспитывать его нужно, исходя именно из этих его личных качеств.

Какими же личными качествами обладает ребенок-холерик? Следует учитывать, что такой ребенок очень активен, он способен быстро принимать решения, несколько излишне самоуверен, целеустремлен и непоседлив. К тому же он абсолютно не умеет ждать, предпочитает идти на риск, не задумываясь о последствиях. Ребенок-холерик достаточно часто ввязывается в споры и драки. Исходя из всех этих качеств, следует знать, что воспитание детей, обладающих таким темпераментом, - совсем непростая, требующая большого терпения задача.

Проблемы детей-холериков

Проблем у детей-холериков достаточно много, так как они очень часто не прислушиваются к наставлениям и советам родителей и воспитателей, спешат сделать так, как сами решили. Все поручения спешат выполнить сразу же, никогда не дослушав до конца то, что и как нужно сделать, поэтому результаты не всегда положительные, к тому же часто задание выполнено небрежно.

Ребенок-холерик вспыльчив, зачастую даже агрессивен, не способен идти на компромисс. Несмотря на то, что часто затевает ссоры, такой ребенок всегда имеет много друзей и приятелей.

Достигая подросткового возраста, дети-холерики нередко закатывают истерики, угрожают попыткой суицида, однако, к счастью, угрозы используют только в качестве манипуляций взрослыми или друзьями.

Как воспитывать детей-холериков


Чтобы правильно подойти к воспитанию ребенка-холерика, необходимо четко осознавать все его плюсы и минусы.

  • Поскольку холерики очень активны и импульсивны, необходимо с раннего возраста постараться направить их энергию в мирное русло. Лучший вариант справиться с переизбытком энергии - отдать ребенка в спортивную секцию. Тренировки научат ребенка контролировать себя, а также будут способствовать умению концентрироваться на поставленных задачах.
  • Воспитывая ребенка-холерика, используйте занятия, которые помогают контролировать процессы торможения, например, рисование, конструирование, лепку. Помимо этого, всегда обсуждайте и анализируйте с ребенком все, что он видит и слышит.
  • Учитывая, что холерики очень самолюбивы, не следует стыдить ребенка в присутствии посторонних людей, а также ставить в пример других детей, в ответ ребенок может начать относиться к этим людям с враждебностью и пренебрежением.
  • Знайте, что ребенок-холерик просто не способен контролировать свое поведение. Может, позже с вашей помощью он и сумеет делать это, но пока не может, так что, воспитывая ребенка-холерика, запаситесь любовью и терпением.

Темперамент – это совокупность личностных характеристик, связанных с особенностями нервной системы: силой, уравновешенностью и подвижностью. У вас может быть ребенок-холерик, меланхолик, сангвиник или флегматик. Определить, к какому типу относится ваш малыш можно с помощью теста или простого наблюдения.

Особенности ребенка-холерика

Холерик – это один из самых ярких видов темперамента. Ребенок, которому присущи его черты, доставляет родителям немало хлопот. Но есть у него и положительные стороны, поэтому при воспитании нужно концентрироваться на них. Если коротко, то характеристика ребенка холерика может быть такой:

Положительные особенности:

  • общительность;
  • активность;
  • любознательность;
  • энергичность;
  • быстро схватывает информацию;
  • хорошо ориентируется в незнакомой обстановке;
  • решительность.

Отрицательные стороны:

  1. агрессивность;
  2. конфликтность;
  3. вспыльчивость;
  4. невнимательность;
  5. перепады настроения;
  6. неумение доводить начатое до конца

Рассмотрим теперь подробнее:

  • Ребенок-холерик не сидит на месте, ему интересно познавать все новое. Он всегда полон энергии, поэтому успевает делать несколько дел одновременно. К сожалению, надолго его не хватает, он быстро утрачивает интерес и ищет новое занятие;
  • Малыш холерик очень эмоциональный, поэтому часто вступает в конфликты со взрослыми и другими детьми. Если ребенку что-то не нравится, он может накричать и даже «поколотить» собеседника (читайте актуальную статью по этой теме: Ребенок всех обижает в песочнице >>>);
  • Холерики отличаются быстрой, энергичной речью. Они часто «проглатывают» слова, поэтому понять их бывает трудно. Зато звучит такая речь ярко и убедительно. Из таких детей получаются отличные ораторы, руководители и актеры;
  • Дети-холерики невнимательны, рассеяны. Новую информацию они усваивают быстро, но с такой же скоростью она и забывается;
  • Большое значение для холериков имеет общение. Они любят внимание со стороны, поэтому никогда не будут плакать в одиночестве;
  • При этом, воспитание таких детей не должно быть директивным – это вызовет протест (читайте также интересную статью Почему ребенок не слушается ?>>>);
  • Очень трудно дается холерикам ожидание. Если они захотели новую игрушку, то будут всячески требовать от родителей, чтобы они купили ее прямо сейчас (много полезной информации можно найти в статье на сайте: Как объяснить ребенку что нельзя ?>>>);
  • Ребенок-холерик любит играть в шумные игры, он охотно осваивает новые виды развлечений;
  • Засыпает малыш с трудом – пережитые за день впечатления не дают ему сделать это быстро. Проснуться холерик может в любом настроении. Во многом это зависит от того, какие дела его ждут впереди.

В чем трудности воспитания такого ребенка?

Самая большая проблема холерика – это повышенная эмоциональность. Из-за этого ему сложно сконцентрироваться, довести дело до конца, спокойно разрешить конфликт. Холерик не может управлять своими эмоциями, поскольку это природная особенность нервной системы и откорректировать ее невозможно.

Сделать из непоседы милого и послушного ребенка не удастся. Примите это во внимание, перед тем как воспитывать ребенка-холерика.

Много проблем у родителей такого малыша возникает в школе. Учителя ругают ребенка-холерика за поведение, он часто получает плохие отметки из-за невнимательности и неумения работать с неинтересной информацией. Воспитанию этих качеств нужно уделять внимание, но ждать, что ребенок кардинально изменится - не стоит.

  1. Воспитание ребенка-холерика начинайте с обучения контролированию эмоций;
  • Самый простой способ – это посчитать до 10;
  • Сначала потренируйтесь дома, вместе с ребенком. Покажите на себе, как это делать и насколько это эффективно;
  • Объясните холерику, что негативные эмоции могут ему навредить. Например, с ним откажутся общаться дети или он будет плохо себя чувствовать;
  • Хорошо помогает справиться с отрицательными эмоциями холерика дыхательная гимнастика. Если ребенок эмоционально возбужден, предложите ему сделать несколько глубоких вдохов и выдохов;
  • Отлично успокаивает рисование, игры с песком и водой.
  1. Привлекайте холерика к выполнению полезных и ответственных дел. У него обязательно должны быть обязанности по дому. Например, поливать цветы или выносить мусор;
  2. Давайте четкую инструкцию. Перед тем, как что-то поручить холерику, четко оговаривайте сроки выполнения, конечную цель. Проговорите вместе с холериком этапы выполнения. Учите ребенка четко следовать плану;
  3. Удовлетворяйте стремление холерика к лидерству. Оптимальный вариант – отдать его в спортивную секцию;
  4. Развивайте внимание и усидчивость. Приобретите ребенку-холерику пазлы, мозаику, конструктор. Девочке понравится вышивка, плетение бисером и другие виды рукоделия. Играйте и занимайтесь творчеством вместе с ребенком. На собственном примере покажите, что качество работы важнее, чем скорость ее выполнения. Объясните холерику смысл поговорки: «Поспешишь – людей насмешишь»;
  5. Учите холерика оценивать свои силы и обдумывать решения. Самый лучший способ воспитания – учиться на ошибках. Спокойно и тактично обсуждайте с ребенком ситуации, где плохо обдуманные решения и неумения рассчитывать силы сыграли с ним «злую шутку»;
  6. Уделите внимание воспитанию тактичности и вежливости. Холерика часто обвиняют в том, что он бесцеремонен и высказывает в лицо все, что думает. Учите малыша благодарить, просить (а не требовать), извиняться. Это не всегда будет у него получаться, поэтому запаситесь терпением;
  7. Учите холерика общаться. Именно в этой сфере у него возникает большое количество проблем. Связаны они с тем, что малыш склонен к конфликтам, стремится быть лидером в любой ситуации. Разбирайте с холериком конфликтные ситуации, обсуждайте фильмы и книги, где герои сталкивались с подобными проблемами;
  8. Придумайте несколько способов, которые помогут снять излишнее напряжение холерика, избавиться от негативных эмоций. Можно поколотить спортивную грушу, побросать подушку, поиграть в дартс;
  9. Не дразните ребенка-холерика. Он болезненно воспринимает критику и может разозлиться еще сильнее. Юмор в общении с ним приветствуется, но только в мягкой форме;
  10. Не пытайтесь «переделать» холерика, «сломать» его волю. Максимально подстраивайтесь под его темперамент. Учить с ним цифры и буквы придется на «бегу». Например, нарисуйте их на листе бумаги, разложите на полу и прыгайте по ним.

Воспитание ребенка-холерика – это чудесный и кропотливый труд. Но для любящего родителя нет непосильных задач. Используйте рекомендации для детей-холериков и вы увидите, как изменится ваш ребенок.

Читайте также .

Сильный, но неуравновешенный тип — холерик — характеризуется очень активным процессом раздражительности и значительно слабее тормозным процессом. Поэтому ребенок холерик «быстро вспыхивает», но и быстро устает именно тогда, когда от него требуется ежедневная мелкая работа. Ребенок холерик — это тот самый «крикун с характером», которого со временем обычно начинают называть «электровеник». Это ребенок, который «постоянно куда-то ползет» или бежит, лезет т.д.. В семьях, где есть холерики, лекарства прячутся в сейф, коты вьют гнезда на верхних полках, а весь пол покрыт ровным слоем машинок, солдатиков и других игрушек, их владелец, поиграв пять минут к ним потерял интерес. Часто холерики имеют проблемы с речью — просто потому, что им не хватает терпения говорить последовательно все звуки. На площадке или в песочнице холерик может иметь славу драчуна, но он бьется не в сердцах — просто объяснить что-то с помощью кулаков можно быстрее и понятнее. Но иногда могут побить и его, — он так кричит и размахивает руками, что дети пугаются и не знают, как его остановить.

Что делать? Прежде всего помнить, что все эти особенности — безудержные крики младенца, постоянное волнение и суетливость дошкольника — могут быть не проявлением темперамента, а последствиями родовой травмы, поэтому консультация невропатолога не повредит в любом возрасте. Но, предположим, что ваш ребенок здоров, «просто характер такой ». Что делать? Стараться не ругать (хотя это иногда очень и очень сложно). «Я люблю тебя и не могу тебе позволить причинить вред себе или другим» — эти слова обращены для вашего ребенка. Именно для него созданы упражнения для расслабления и концентрации внимания. Старайтесь обращать внимание малыша на последствия его поступков: «Видишь, ты ударил девочку, теперь она боится с тобой играть, и мне придется забрать тебя с площадки. Видишь, ты бросил машину на асфальт, и теперь она сломалась ». Приготовьтесь повторить это сто раз, и на сто первый малыш обязательно поймет. Большой гимнастический мяч для дошкольника помогут семьи найти 15-20 минут для завтрака. Пара приятелей-холериков, не расплачутся когда, что в их машинки врезалась машинка вашего сына (или мячик вашей дочери), обеспечат вам относительное спокойствие на прогулке (скорее всего, с мамами этих приятелей вы найдете общий язык).

Спортивная секция с опытным тренером, который считает, что главное не результат, а энтузиазм, — и вовсе избавит Вас от напряжения. Если ребенок ходит в садик, старайтесь позитивно взаимодействовать с воспитателем. Ваш ребенок часто плохо себя контролирует, ее необходимо останавливать прежде, чем она наделает глупостей, но это не значит, что на нее можно навешивать ярлыки «драчуна», «хулигана», «неуправляемого и невоспитанного», «педагогически запущенного». Учите ребенка холерика подвижных игр чтобы он мог быть заводилой на детской площадке. А как быть с интеллектуальным развитием? Заниматься им бегая! . Вы сидите на полу (например, с географической картой или набором букв), а ребенок пробегает мимо, «схватывая биты знаний». Часто это является достаточно эффективным — холерики имеют живое воображение и все быстро усваивают. Ближе к 5 лет попробуйте устраивать для ребенка 10-15-минутные сидячие занятия (например, рисование, лепка, занятия по книжкам), а за год до поступления в школу попробуйте посещать с ним какие-то подготовительные курсы: не нужно ни английского языка, ни углубленного знания математики — пусть просто научат сидеть на одном месте в течение 30-35 минут, слушая преподавателя.

Зная тип темперамента ребенка, родители могут помочь ему раскрыть свои таланты и направить неуемную детскую энергию в нужное русло .

Темперамент ребенка проявляется еще в раннем детстве и определяет стиль поведения малыша, его манеру общения, предпочтения, отношение к игре, проблемные моменты в общении с друзьями и родителями.

Психологи выделяют четыре типа темперамента : холерический, флегматический, сангвинический и меланхолический. Однако представители какого-то из направлений редко встречаются в «чистом виде», чаще у человека смешанный тип, но, тем не менее, в его поведении достаточно выразительно присутствуют особенности определенного типа темперамента.

Наверняка, вы не раз обращали внимание, как по-разному ведут себя детки , начиная с рождения: один карапуз спокойно сидит в колясочке и внимательно наблюдает за всем вокруг, а другого не удержишь на месте никакими игрушками и ограничителями, ему крайне важно вылезти и самому исследовать территорию. Причина - в темпераменте малыша , переделывать который нет смысла, а вот попытаться научиться понимать ребенка и общаться с ним, исходя из его личных качеств - давайте попробуем вместе.

У нас родился флегматик

Флегматичный малыш - довольно медлителен и спокоен с самого рождения. У него достаточно низкий уровень активности, он с трудом переключается с одной деятельности на другую.

Малыш-флегматик чаще всего много спит и , проснувшись - лежит спокойно, размышляет, рассматривает окружающее пространство, не требуя к себе немедленного внимания.

Подрастая, малыш не становится приверженцем шумных и быстрых игр , беготни, чаще всего непривередлив в еде, однако не любит новшеств в меню, предпочитая привычные блюда. У малыша есть ? Возможно, он будет просить родителей читать ему именно ее изо дня в день, не позволяя изменить ни единого слова.

Хотя кроха достаточно усерден, из-за присущей ему медлительности у него могут возникать проблемы еще в детском саду. Если требования и задания воспитателя нужно будет сделать быстро, у малыша-флегматика это может не всегда получаться.

Быстро принимать решения - также не для него, выбирая игрушку с флегматиком нужно быть готовым к тому, что перед покупкой придется пересмотреть весь ассортимент.

Советы родителям флегматика

Психолог Наталья Карабута рассказывает : «С флегматиком сложнее всего быстрым родителям-холерикам. Именно они могут ежедневно выходить из себя из-за медлительности любимого чада. А малыш может нарочно двигаться еще медленнее, чтобы измученный ожиданием родитель сдался и быстренько сделал все сам. И тут уж выбирать родителям, какой стиль поведения для них наименее проблематичный: быстрое решение проблем или корреляция своих планов с темпераментом ребенка. Если ваш голос за скорость, с чистой совестью сделайте все быстро за ребенка или вместе с ним (соберите игрушки, уберите постель, помогите одеться) и спокойно преступите к следующему пункту программы - выходите на улицу или укладывайтесь спать. Если такое решение вопроса не ваш стиль, планируйте свои действия с учетом того, что на каждое действие ребенка нужно выделить необходимое (достаточное!) количество времени, а также не забывать регулярно контролировать выполнение поставленной задачи без излишней нервозности».

Флегматикам не просто в детском коллективе, будь то детский сад или школа. Они верные друзья и серьезные люди, но вот найти себе хорошего друга им сложно , ведь для этого нужно включаться в общие игры, которые не всегда интересны малышу.

Родителям стоит научить малыша общаться , проявлять инициативу, знакомиться с другими детками на площадке, чаще гулять в компаниях с активными малышами.

Безусловно, медлительность флегматика может очень раздражать, но не стоит называть ребенка копушей , ленивцем, неумехой и прочими «ласковыми» словами. Быстрее от этого он явно не станет, а вот обидеться и замкнуться может точно. Старайтесь концентрировать свое внимание на положительных сторонах малыша: он усидчивый, спокойный, серьезный, можно не переживать, что он куда-то залезет и упадет, что-то сломает или перевернет на себя.

У флегматиков существуют сложности спереключением внимания : такому ребенку сложно одновременно следить за тем, что рассказывает воспитатель или учитель и при этом выполнять какое-то другое, например, раскрашивать. Если в детском саду такая медлительность еще не будет серьезной проблемой, что в школе справляться с многозадачными ситуациями ребенку нужно будет ежедневно. Тренируйте внимание малыша:

  • давайте несколько поручений одновременно;
  • читайте вслух, когда кроха рисует или лепит, а потом спрашивайте, о чем был рассказ;
  • покупайте развивающие игрушки, в которых необходимо быстро переключать внимание, например, отличным помощником станет интерактивный коврик для игры в «Твистер»;
  • собирайте домик из конструктора и параллельно отгадывайте загадки.

Для флегматика очень важно, чтобы в его жизни были ситуации, в которых он сможет почувствовать себя важным, первым, успешным.

Вечный прыгатель - вызывали?

Малыша-холерика легко узнать не только с пеленок, а еще с пребывания в животе у мамы. Даже в период беременности холерик регулярно устраивает концерты и футбольные матчи, не давая почти ни на минуту расслабиться будущей маме. После рождения именно холерики чаще всего - самые требовательные малыши, которые будут часами кричать, добиваясь своего и легко расстраиваться из-за любых мелочей. Колики у них часто протекают дольше и болезненней, чем у сверстников, они метеозависимы, склонны к аллергии, переборчивы в еде и очень привязаны к маме. Спокойным холерик бывает чаще всего на руках у мамы и у ее груди. Спокойный ночной сон - тоже не о них, холерики просыпаются как минимум 4-5 раз за ночь, иногда .

Энергичности им явно не занимать, поэтому малыш-холерик не будет спокойно лежать в кроватке даже в 4 месячном возрасте, а уж когда он научится ползать и ходить - о спокойствии родители смогут только мечтать.

Такой ребенок упорно добивается своей цели, любознателен и часто опережает в развитии своих сверстников, просто потому что ему все интересно.

Эмоций у холерика - хоть отбавляй, часто именно благодаря им он становится заводилой и лидером в любом детском коллективе. Ну а в детстве, пока покомандовать некем, справляться с потоком эмоциональности, вспыльчивости и подвижности придется родителям.

Малыши-холерики часто бывают перегружены впечатлениям и, но даже будучи уставшими, они не признаются в этом, отказываясь спать и не находя времени на еду. Именно таким деткам желательно ограничивать просмотр телевизора, общение с компьютером, а также переориентировать на занятия спортом и подвижными играми. Не стоит ограничивать двигательную активность холерика, важно ее организовывать и контролировать, такой малыш не любит бесцельности. Переутомившийся холерик может устроить из-за любого пустяка.

Часто малыш-холерик хорошо справляется с любыми поставленными задачами , но если у него не получается что-то сразу - интерес может пропасть, потому как напрягаться для достижения чего-то не его парафия. Если же навык освоен, ребенок часто теряет к нему интерес, так, именно у холериков дома наибольшее количество игрушек, с которыми он не играет, просто потому что они ему уже не интересны. У холериков хорошая память, но они нередко забывают какую-то информацию просто потому, что она не является для них важной.

В детском саду и школе холерик часто бросается выполнять задание, даже еще не дослушав до конца. Делает все быстро , хоть и правильно, но небрежно, с ошибками и исправлениями. Он понимает и схватывает общий ход решения задачи, но вот усидчивости чтобы все расписать и объяснить как того требуют правила холерику никогда не хватает.

Холерик довольно хвастлив и самоуверен, также у него могут возникать проблемы с дисциплиной, порядком и послушанием. Важно следить за тем, чтобы излишняя самостоятельность и склонность ребенка-холерика к необдуманным поступкам не привела в дальнейшем к неприятным приключениям, представители именно такого типа темперамента часто попадают в различные хулиганские компании.

Советы родителям холерика

В детстве малышу-холерику жизненно необходимы упорядоченность и спокойствие вокруг. Именно таким деткам помогают ежедневные ритуалы перед отходом ко сну или приемом пищи, которые дают ребенку сигнал настроиться и переключиться на происходящее.

Родителям нужно научить малыша доводить начатое дело до конца , а это задача не из легких. Помочь в формировании усидчивости и внутреннего контроля смогут не соревновательного характера, рисование, лепка, мозаика.

Стоит отметить, что ребенок-холерик очень любит общество, поэтому он вряд ли будет часто играть во что либо самостоятельно . Совместное времяпрепровождение с родителями, братьями и сестрами или друзьями - вот когда холерик будет чувствовать себя как рыба в воде.

В совместных играх родителям важно учитывать, что изначально холерику будет очень сложно принять момент проигрыша . Эмоциональный взрыв и яркая реакция на каждую свою неудачу - часть темперамента холерика. Не стоит активно критиковать такие реакции, лучше мягко подсказывайте ребенку, что проигрыш - это нормально, и реагировать на него слишком бурно не стоит, а чтобы избегать подобных ситуаций, тебе стоит быть внимательным, думать наперед и просчитывать ходы.

Ребенка-холерика желательно начинать успокаивать приблизительно за два часа до сна: откажитесь от подвижных игр, заменив их на спокойные, прогуляйтесь на воздухе, и помните, что кроха гораздо больше устает от эмоционального напряжения, а не от физического.

Застенчивый Пьеро

Ребенок-меланхолик очень тихий, дисциплинированный, скромный и робкий. Часто такие дети почти не заметны в детском коллективе. Играть меланхолики предпочитают или в одиночестве или с одним хорошо знакомым ребенком. Активность - это не про меланхолика, он часто не может постоять за себя , теряется в шумном или незнакомом коллективе.

Часто меланхолики ведут себя не по годам рассудительно, любят находить всему объяснения, сочувствуют окружающим. Ребенок-меланхолик очень эмоционален , просто чувства и переживания он, в отличие от холерика, не показывает, они скрываются у него глубоко в душе за внешним спокойствием и равнодушием. Хотя любая неприятность способна довести малыша до слез, родители часто не подозревают о его переживаниях, ведь внешне ребенок абсолютно спокоен.

Меланхоликов нельзя критиковать , принимая все близко к сердцу, малейшее замечание может спровоцировать у ребенка грустные мысли о собственной никчемности и ненужности. Именно среди меланхоликов наибольшее количество пессимистов и людей, которые переживают депрессию, сомневаются в своих силах, испытывают .

Хотя меланхолик не испытывает большой потребности в общении, любые сложности в детском коллективе или проблемы с другом он переживает очень остро , страдая и чувствуя себя отверженным. Нерешительность мешает ребенку выяснить проблемы в отношениях, мнительность не позволяет оценивать себя адекватно, тревожные мысли о том, что это он сам во всем виноват угнетают желание общаться с окружающими.

Благодаря богатой фантазии и чуткости у малышей меланхоликов хорошо развиваются речевые навыки , они любят творчество и часто самовыражаются через рисунок. Ребенок-меланхолик не испытывает трудностей в обучении, хорошо воспринимает новую информацию, запонимает и применяет нужные навыки. Но даже если ребенок хорошо знает материал, стоит ему попасть в дискомфортную ситуацию, он забывает то, что знает, теряется, и редко может показать себя во всей красе. «У меня никогда ничего не получается» - одна из любимых фраз классических меланхоликов, они часто теряют веру в себя. И вот именно с этим состоянием необходимо бороться родителям таких суперчувствительных малышей, всеми силами вселяя в ребенка веру в самого себя .

Советы родителям меланхолика

У малыша-меланхолика обострено чувство вины и неуверенность в себе . Поэтому родительский крик для него крайне губителен. Приказы, прессинг, строгие рамки, ультиматумы и беспрекословное повиновение - тоже не для меланхолика. Если вы наедине и спокойным тоном объясните малышу, в чем он не прав, этого будет вполне достаточно, к тому же меланхолики крайне редко бывают непоседами, проказниками и хулиганами.

Именно деткам-меланхоликам крайне важен тактильный контакт со взрослыми, ощущение, что родители их принимают такими, какие они есть, понимают и поддерживают .

Мягкость - необходимо качество для родителей меланхолика, и не потому, что вы воспитываете «кисейную барышню», даже если это мальчишка, а потому, что только так от ребенка можно чего-то добиться. Конечно, акцентировать внимание ребенка на его повышенной ранимости не стоит, ведь роль страдальца так привлекательна для манипуляций со взрослыми. Важно развивать сильные стороны такого малыша, всегда быть готовыми выслушать, понять, посочувствовать, прийти на помощь и мягко перевести внимание на позитив , на то, что получилось и удалось.

Для ребенка-меланхолика важно найти направление, в котором он будет успешен . Конечно, ему не всякое подойдет, например, в спортивной секции лучше обращать внимание на неколлективные виды спорта, без яркого соревновательного элемента с другими детьми, шума и гама.

Если малыш хорошо рисует или лепит - не зарывайте его талант в землю, отправьте в художественную школу, ему важно слышать похвалу. И если его педагог по специальности будет им доволен, малыш воспрянет духом и почувствует себя увереннее и лучше.

Конечно, ребенок-меланхолик будет много раз перестраховываться, говорить, что у него ничего не выходит, что лучше все это оставить прямо сейчас, чтобы потом не мучиться, отказываться от борьбы. Но если родителям удастся в такие моменты поддержать и переубедить ребенка, что у него все выйдет, стоит только попробовать, результат вас действительно обрадует, ведь среди меланхоликов много тонких и незаурядных ребят.

Сравнение с окружающими весьма проблематично для меланхолика. Если такой ребенок услышит от родителя традиционное: «А вот соседская Леночка уже умеет…», скорее всего, он не станет делать то, о чем его просили хотя бы из принципа. А еще из-за боязни не соответствовать высокой планке мифической Леночки. Поэтому у таких детей для мотивации необходимо сравнивать их достижения с ними же: «Раньше у тебя не получилось нарисовать такой ровный кружок, а сейчас, посмотри, очень даже красиво получилось, умница», «Раньше ты не мог сам раскачать качели, а сегодня все сделал без проблем, ты - молодец!». Так меланхолик будет меньше сомневаться в себе и хотя бы на время поверит в свои силы.

Солнышко в доме

Активный сангвиник действительно как солнышко - яркий, эмоциональный, впечатлительный. Такие малыши открыты миру, часто пребывают в хорошем настроении, улыбаются, общительны, первыми идут на контакт.

Сангвиники достаточно легко привыкают к новой обстановке , находят новых друзей , поэтому пребывание в садике или поход в школу не представляет для них проблем. Из таких малышей вырастают отличные путешественники - им очень нравится открывать для себя , и пусть сначала это будет парк на другом конце города, будьте уверены, если ему там будет интересно, то поездку можно считать успешной.

А для развлечения сангвиника не стоит прикладывать особых усилий, этот ребенок с одинаковым удовольствием готов как прокатиться , так и просто побродить по заброшенным дорожкам в дубовой роще. Чтение, спорт, творчество - у сангвиника нет каких-либо особых предпочтений, при чем он часто успешен во многих направлениях.

Без новых впечатлений ребенок начинает скучать, поэтому часто берется за несколько дел одновременно , не всегда успевая все сделать в срок или достаточно хорошо. Но сангвиник не унывает, он соглашается с тем, что был не прав, но при этом не перестает неутомимо открывать для себя все новые и новые горизонты.

Дети-сангвиники редко капризничают , хорошо осваивают новые знания, не испытывают проблем с речью, часто становятся заводилами, но без проблем готовы уступить свое место кому-то другому, так как достаточно неконфликтны.

У малыша-сангвиника могут возникать проблемы с сосредоточенностью и внимательностью, иногда он бывает рассеянным и несерьезным при выполнении заданий. Проблема становится серьезной, если задача, над которой работает ребенок, ему не интересна. Взять себя в руки и довести начатое до конца для сангвиника достаточно проблематично, поэтому он легко может вместо решения скучного примера заняться чем-то интересным, например, болтать с соседом по парте.

Советы родителям сангвиника

Похвала и поощрение - отличные принципы в работе и воспитании сангвиника, если малыш заслужил хорошее слово, не забывайте сказать, что именно он сделал хорошо, обрадоваться, что он уделил должное внимание качеству выполненной работы. Например, если сангвинику не напомнить, что при отработке навыков письма необходимо стараться, писать он будет как «курица лапой», при чем абсолютно искренне не видя в этом проблемы.

Сангвиники очень любят учиться , поэтому в классе или группе детского сада такой ребенок чувствует себя достаточно комфортно. К тому же у него не возникает проблем в общении , взаимодействии, его часто хвалят учителя, ставя в пример детям. Сангвиники при этом не зазнаются , для них привычно быть хорошими, знающими, правильными. Но иногда они могут попадать и под . В таком случае с ребенком следует много и аргументировано разговаривать. Сангвиник - готов признать проблему и согласиться на компромисс, в том случае, если вы докажете ему, что он был не прав.

Для ребенка-сангвиника очень важен пример его семьи, а также оценка родных и близких. Если ребенок знает, что маме или папе не нравится его выбор, он будет страдать, и чаще всего выберет то, что сделает его хорошим в глазах значимых для него людей.

Каким бы ни был темперамент вашего малыша, главное - не пытаться его изменить, а любить его таким, какой он есть.

Я и сама, в детстве, была холериком:) Им, собственно, и осталась:)

Холерик- это энергичный ребёнок с резкими движениями и ярко выраженными эмоциями. Активность, подвижность, смелость, напористость, эмоциональность помогают малышу занять в детском обществе благоприятное положение. Но холерик может и вспылить, тогда он не способен к самоконтролю, становится раздражительным и агрессивным.

Ребенок всегда знает, чего хочет, настойчив, решителен, бесстрашен. Любит риск, отчаянные истории и приключения. С трудом идет на компромисс, не прислушивается к мнению других. Излишне самостоятелен, чтобы добиться своего, бывает вспыльчив и агрессивен. В его поведении многое зависит от воли, многого может добиться сам, не обращал внимания на синяки и шишки. Спит мало, просыпается рано. В еде неразборчив, любит «хватать куски». В его поступках часто отсутствует элемент обдумывания, импульсивен, подвержен вспышкам гнева, драчун и крикун, но затем может притихнуть и стать «золотым» ребенком. Играет в грубые, порывистые игры, часто конфликтует со сверстниками. В обращении с ребенком-холериком необходимо много терпения и спокойствия. В совместных занятиях рекомендуются подвижные, соревновательные игры, спортивные упражнения, полезно плавание, прыжки на батуте, ритмические танцы. Такому ребенку нужно большое жизненное пространство, полезны выезды на природу, походы. В играх желательно предусмотреть возможность проигрыша ребенка и показать, что часто прежде, чем что-то сделать, неплохо бы и подумать. Читать и рассказывать ребенку-холерику лучше книги и истории о героических подвигах и поступках, где воля и спокойствие творят чудеса, ругать и наказывать ребенка лучше после того, как он успокоится, может быть, даже через день, но не физически, а объясняя последствия его поступка. Ни в коем случае не стыдить при других! Ребенок и сам бы хотел научиться держать себя в руках, так поймите его и помогайте!

Бывает, что малыш перегружен впечатлениями, очень хочет спать, но ложиться отказывается, уверяя родителей, что он не устал. В таких случаях ребенок нуждается в щадящем режиме. Желательно ограничивать до умеренного количества все, что возбуждает (кино, телевидение, музыку, шумные игры). За два часа до сна для такого ребенка полезно организовать спокойные игры. К таким детям не следует применять наказания, связанные с лишением движений; сидение, укладывание в кровать (кровать- это место сна, а не наказания) и т.п. Крайне нежелательны окрики, угрозы - от этого возбуждение еще больше усиливается.

Желательно, чтобы у ребенка-холерика были какие-либо обязанности по дому (выносить мусор или мыть посуду и т.п.), которые бы он систематически выполнял. Таких детей полезно учить правилам общения: говорить спокойно, не перебивая друг друга; просить, а не требовать; извиняться, если нагрубил. Но здесь есть маленькая хитрость: всего этого следует добиваться не сразу после поступка, а позже, когда возбуждение стихнет. Следует помнить и о том, что сдержанность к детям приходит не сразу. Поэтому родителям не стоит очень уж переживать по этому поводу- с возрастом у ребенка скорее всего появится умение управлять собой.

Детям- холерикам полезны все занятия, развивающие сосредоточенное внимание, например, настольные игры (но не соревновательного характера), рисование, лепка - все, что требует усидчивости и терпения. Рекомендуются игры с внезапной остановкой или игры, в которых холерик должен выполнять приказы, а не руководить товарищами, к чему он всегда стремится.

Игры, полезные холерикам:
. Метание в цель,
. Катание мяча по дорожке из скакалок, шнуров, по гимнастической скамейке или половице,
. Прыжки через ручеёк, из кольца в кольцо,
. Перебрасывание и катание мяча друг другу,
. Лазание по канату, шведской стенке,
. Пролезание под дугами, сквозь обруч, под гимнастической скамейкой и т.д.
Бесцельность движений, утомляет таких детей, превратите эти игры в соревнования.

“Плюсы” характера ребенка-холерика?

Он энергичный, бесстрашный, рискованный, смелый, настойчивый, целеустремленный и т.д.

“Минусы” характера ребенка-холерика?

Он неугомонный, склонный к упрямству, шаловливый, задиристый, нетерпеливый, горячный, конфликтный и т.д.

Как ребенок-холерик общается с окружающими?

* “Театр-одного актера” не для малыша-холерика. Ему просто необходимы сподвижники и зрители.

* В коллективе детей предлагает себя на роль лидера, но не все дети с этим соглашаются и относятся к нему по-разному.

* Постоянных друзей у ребенка-холерика мало, он предпочитает их менять, чтобы не было скучно.

Какой холерик на занятиях в детском саду?

Навыки любой деятельности холерик усваивает легко, соответственно своему возрасту. Но, как правило, предпочитает делать только то, что интересно.

то нужно делать при нарастании эмоционального напряжения ребенка-холерика?

Можно применять отвлекающие приемы. Ребенка нужно переключить на другое занятие, заинтересовать чем-либо или просто успокоить. Родителям следует больше наблюдать за поведенческими проявлениями своих детей и воздействовать на малыша до того, как он расплачется или сильно разозлится.

Что нужно для избежания конфликтов, вызванных плохим настроением ребенка-холерика?

В таких ситуациях родители могут прибегать к добродушному юмору и созданию дружелюбной атмосферы. В минуту, когда ребенок перевозбудился, можно использовать известный прием, под названием “тайм-аут” (т.е. небольшая передышка). Увести малыша в тихое место, сделать легкий массаж; спокойно, ласково, без лишних эмоций поговорить или просто помолчать, пока не наступит ощущение покоя.

Как обуздать бьющую ключом энергию ребенка-холерика?

Родителям следует привлекать ребенка к выполнению нужных, полезных дел. При этом малыш обязательно должен видеть ближайшую цель, а затем и результат своей работы. Например, создание семейной галереи (изготовление рамочек, подбор фотографий, забивание гвоздиков и т.д.) надолго увлечет и успокоит ребенка.

Все новое - сказки, стихи - ребенок схватывает мгновенно, но в основном детали, и таке легко и быстро забывает их через короткий срок.

Малыш-холерик вынослив, устает он в зависимости от степени выражения своих эмоций.

ХОЛЕРИКИ В ШКОЛЕ.

Дети-холерики выдают себя с первого же урока, нередко с первой же минуты школьных занятий. Они неусидчивы и беспокойны, не могут надолго сосредоточить внимание. Задребезжали стекла от проехавшей машины, скрипнула парта в противоположном конце класса, кто-то заглянул в дверь — мгновенно их внимание переключается.

Такие дети не могут спокойно сидеть на уроке: вертятся, толкают соседей, дергают девочек за косички, затевают всевозможные игры. Тетради у них недописаны, грязны, рисунки недорисованы...

Даже обладая достаточно высокими умственными способностями, дети-холерики (при недосмотре) нередко становятся неуспевающими, а потому отвергаются сверстниками Успевающие ученики не хотят сидеть с ними за одной Партой. Эмоциональных контактов с одноклассниками становится все меньше и меньше.

Изолированность детей-холериков часто приводит к тому, что они полностью теряют познавательный интерес. И холерик стремится компенсировать свои учебные неуспехи подвигами на другом «фронте». Именно из таких детей в первую очередь получаются так называемые грудные — дезорганизаторы, драчуны, классные шуты, а впоследствии и правонарушители.

Ребенку 2 года. Нормально ли, если ребенок пляшет и поет по 1,5 часа в день, очень энергично бегает, прыгает? Не вредно ли это? Что делать в этом случае?

Для ребенка двух лет такое поведение абсолютно естественно. У него достаточно много энергии, которую ему просто необходимо выплескивать. Поэтому те действия, которые помогают ему выпустить свою активность: бег, прыжки, пение, пляски - не вредны, а даже полезны. Не стоит насильно сдерживать двигательную активность ребенка, это принесет лишь вред. Это все равно что сжимать пружину. Она, несмотря ни на что, «выстрелит», но, правда, не знаешь когда...

Что в этом случае можно посоветовать родителям? Прежде всего, необходимо направлять и организовывать активность ребенка, чтобы она не была бесцельной. Например, если ваш ребенок поет или пляшет, то можно включить музыку и придумать, что он великий певец, который готовится к предстоящему празднику, выступлению, Можно вокруг посадить кукол и зверей, которые будут зрителями представления. При этом следите, чтобы музыка вначале была достаточно энергичной и активной, но постепенно становилась все более медленной и спокойной. Это позволит плавно и постепенно перейти к более спокойной деятельности или переключить внимание ребенка на что-либо другое.

Если ребенок активно бегает и прыгает, то в этом случае можно побегать и попрыгать вместе с ним. Спросите, от кого он убегает или, быть может, за кем гонится. Поинтересуйтесь у него, куда и откуда он бежит, где он хочет оказаться. Отвечая на эти простые вопросы, которые, по сути, органично вплетаются в игру, малыш учится осмысливать свою деятельность.

В любом случае при проявлении безудержной двигательной активности обязательно спрашивайте ребенка, что в данный момент он делает, в какую игру он играет. Это важный момент, так как вы в этом случае можете включиться в игру, расширить ее границы, структурировать ее, предложив ребенку варианты, изменения, дополнения, ввода дополнительных правил. Главное, чтобы они органично вплетались в игру. При этом не настаивайте на своем варианте, хорошо уже то, что ребенок узнал о других возможностях, и может быть, в следующий раз он воспользуется именно вашим вариантом. Родители часто думают, что если ребенок никак не отреагировал на их предложение, то он его просто не услышал. Но это не так. Ребенку, может быть, именно сейчас необходимо заниматься тем, что он делает. Возможно, ему просто трудно переключиться, он вас слышит, но в данный момент не хочет играть по вашим правилам.

Зная, что энергия вашего ребенка требует выхода, вы можете заранее предлагать ему возможные варианты выплеска своей активности. Например, хороший вариант, полезный для здоровья ребенка, это занятие спортом или танцами. Любые физические упражнения помогают привести в равновесие процессы возбуждения и торможения у ребенка,

Как можно больше гуляйте с ребенком на улице, особенно на детских площадках, где много различных горок, лазеек, турников, полос препятствий. Зимой можно лепить снеговиков, кидаться снежками, кататься с горки на санках,

Дома ребенок также может испытывать потребность в резких активных движениях, поэтому дайте ему задание, где бы он мог приложить свои силы. Например, дайте вашему ребенку пылесос, и пусть он пылесосит свою комнату. Пусть помогает полоскать вам белье в ванной или вытряхивать покрывала.

Самое главное, чтобы ваши требования соответствовали возможностям ребенка. Если вы хотите от двухлетнего малыша полного повиновения и дисциплины, соблюдения порядка, способности долгое время заниматься одним и тем же делом, вы явно переоцениваете его возможности. То, что у ребенка так много энергии и активности, это его особенность, которую необходимо учитывать и принимать. В этом возрасте полностью контролировать себя и управлять своим поведением ему пока трудно, поэтому принимайте его таким, какой он есть, и не требуйте слишком многого.

Не надо ли сдерживать бурные положительные эмоции ребенка? Девочке 7,5 года. Сильно всему радуется.

Все люди по-разному переживают радостные события. Для кого-то впечатления должны быть очень сильными, яркими, кому-то достаточно просто встретить знакомого человека, и это вызовет бурю положительных эмоций. Для маленьких детей каждое новое событие, явление становится очень важным. Проживая их, ребенок учится взаимодействовать с другими людьми, познает окружающий мир. Каждый малыш по мере своего взросления усваивает новый опыт, в том числе и эмоциональный. Он учится распознавать эмоции и чувства других людей, разбирается в своих переживаниях. Возраст полутора лет характеризуется очень активным развитием эмоциональной сферы, и не всегда ребенок легко может понять, что же происходит, и тем более контролировать свои переживания.

К полутора годам малыши уже представляют, что смех, улыбка, оживление - это проявления хорошего настроения. И если ребенок переживает большинство ситуаций как положительные, то не стоит ограничивать его в этом, а можно скорее порадоваться вместе с ним.

Если же эмоциональные проявления становятся утрированными или безудержными, то родители могут подать малышу пример того, как люди переживают разные эмоции. Маленький ребенок еще не до конца различает их, и очень важно расширять представления малыша о чувствах, переживаниях и способах реагирования в различных ситуациях. Родителям важно помнить о том, что моделью для малыша являются прежде всего они сами.

Когда ребенок станет постарше, очень полезно обсуждать с ним поведение различных персонажей мультфильмов, детских передач, сказочных героев, просто действий и переживаний близких людей.

Чему нужно научиться родителям холериков?

Поскольку дети-холерики - эмоционально нестабильны, то их родителям следует научиться контролировать свои эмоции. Прежде чем сказать что-либо в порыве страсти или гнева, рекомендуем остановиться и сосчитать до десяти или сделать несколько глубоких вздохов, или просто задуматься над тем, помогут ли окрики и нотации.

О чем нужно всегда помнить родителям холериков?

* Учитывая все минусы и плюсы холерического темперамента, не подавляйте, а управляйте им.

* Воспитывая, не пытайтесь превратить холерика в сангвиника или флегматика, то есть. в того, кто угоден и удобен для вас.

* Подавленный темперамент - тот же тигр в клетке. Человек, с подавленным темпераментом, устает от борьбы с самим собой, от внутреннего раздвоения.