Сценарий осеннего праздника «Осенние посиделки. Сценарий фольклорного праздника «Осенние посиделки» с детьми старшего дошкольного возраста

Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Задачи:

Прививать любовь и уважение к русским народным обычаям;

Продолжать знакомить с фольклором;

Закреплять знания о живой природе и сезонных явлениях осенью;

Создавать у детей и взрослых радостное настроение, желание активно участвовать в совместной деятельности;

Оформление зала:

Зал оформлен в русском стиле, предметами народного быта. Прялка, веретенце, печка, покрытая лоскутным одеялом. Посередине стоит стол с самоваром и бубликами, чашками. Вдоль стен разместились скамейки, накрытые вышитыми дорожками. На центральной стене висит самотканый ковер, салфетки. Плетеные корзинки украшают избу. Старинный сундук с нарядами, утюг с углями, патефон, полки с домашней утварью подчеркивают самобытность и переносят участников посиделок во времена наших предков.

Ведущая. «Весна красна цветами, а осень снопами» - так гласит пословица.

Наш праздник посвящен осени.

Выходят две девочки с хлебом и солью.

1 девочка: Нам начинать досталась роль.

2. девочка: Мы принесли вам хлеб да соль.

Ведущая. В старину говорили: «Хлеб всему голова».

По старому обычаю наш праздник начинается с хлеба с солью.

Пусть он всегда будет на нашем столе.

Красив и румянен, хлеб, рожденный русской землей.

1. девочка:

Вот он пышный, загорелый.

Со щепоткой соли белой.

На расшитом рушнике.

На моей лежит руке.

Пахнет солнышком он красным.

И наполнен светом ясным

Пахнет полем, колосками,

Пахнет добрыми руками.

(Отдает гостям хлеб-соль, ставит на стол.)

Ведущая. Ребята, а какие пословицы о хлебе вы знаете?

Худ обед – коли хлеба нет.

Лучше хлеб с водой, чем пирог с бедой.

Ржаной хлебушко – калачу дедушка.

На чужой Каравай рот не разевай.

Не красна изба углами, а красна пирогами.

Нет хлеб так нет обеда.

(Поют песню о хлебе.)

Ведущая. Чтобы получить вкусный, душистый каравай надо хорошо потрудиться. (Беседа с детьми с показом слайдов.)

Раньше хлеб убирали в ручную. Жали серпом. Вязали снопы и складывали. Молотили цепами, а затем мололи на мельнице. Вот какой путь проходил хлеб, прежде чем он попадает на стол.

Хлеб нужен каждому из нас. Каждый день. Без хлеба не прожить. Вот почему надо относиться к хлебу бережно. В старые времена был такой обычай в русских людей: Закончили полевые работы, А хлеб в закрома засыпали. Устраивали посиделки.

1. Ребенок .

На завалинке в светелке

Иль на бревнышках, каких.

Собирали посиделки

Пожилых и молодых.

2. Ребенок 2.

При лучине мы сидели,

Иль под светлый небосвод,

Говорили, песни пели,

Да водили хоровод.

3. Ребенок .

Добрым чаем угощались.

С медом, явно без конфет,

Как и нынче мы общались

Без общенья жизни нет.

4. Ребенок .

Наш досуг порою мелок.

И чего там говорить,

Скучно жить без посиделок,

Их бы надо возродить.

5. Ребенок .

Если вы в своей тарелке

И пришли к нам не на час.

Предлагаем посиделки

Провести вот здесь сейчас.

Ведущая. Как говорилось в пословице «От скуки бери дело в руки»

Вот и проводили вечера девицы и парни за рукоделием.

Кто из глины посуду лепили.

Другие из дерева ложки, плошки вытачивали.

Кто узоры вышивал.

Кто за прялкой сидел

(Выходит пряха, садится прясть и поет песню «В маленькой светелке».)

Ведущая. Пряха, а расскажи чем ты занимаешься?

Пряха. Я беру шерсть. Чешу на гребне. Делаю кудельку, а из кудельки вытягиваю ниточку и сматываю её в клубочек. (Показывает.)

Ведущая. А наши девочки тоже умеют прясть.

(Танцуют «Дуня - тонкопряха».)

Ведущая. А еще на посиделках пели частушки.

(Поют частушки о рукоделии.)

1. Мы московские ребята

Интересно мы живем.

Про народные ремесла

Вам частушки пропоем.

2. Дайте мне, дайте мне,

Дайте веретенце.

Стану прясть припрядывать,

На других – поглядывать.

3. Шила милому кисет.

Вышла рукавица.

Посмотри мой дорогой

Какая мастерица

4. Не стругает мой рубанок.

Не пилит моя пила.

Ко мне милка не заходит,

И работа не мила.

5. Шила, шила сарафан

Уколола пальчики.

А надела сарафан.

За мной гурьбою мальчики.

6. Мы не все частушки спели

Много знаем их втроем

Ведущая.

А теперь попросим девочек сюда.

Дам им в руки эти три клубка.

Пусть красавицы порадуют народ.

Кто с работой управится вперед.

(Игра «Три клубка».)

Ведущая. А наши посиделки посвящены осени и сейчас мы с вами споем песню об осени. Не найти лучшего художника чем красавица осень.

(Песня «Осень».)

Ведущая. В народе её называют – золотой, пестрой, а ещё осень называют щедрой. Почему? (Ответы детей.)

Осенью убирают урожай фруктов и овощей, хлеба. А когда был собран богатый урожай. Наступало время веселой ярмарки. На которую съезжались люди с разных деревень. Везли на ярмарку, что вырастили в поле, на огороде и сделали на посиделках.

Ребёнок:

Солнце яркое встает

Спешит на ярмарку народ.

Ведущая. Вот и мы с веселой песней отправимся на ярмарку.

(Песня «Ехали на ярмарку».)

Ведущая. Наша ярмарка большая и чего здесь только нет.

Расписная посуда, ткани яркие, хохломская посуда,

Веселые гармошки, забавные матрешки,

Пирамидки яркие, расписные самовары.

Хорошо интересно на ярмарке.

Ребёнок: А на ярмарке народ собирается,

А на ярмарке веселье начинается.

Ведущая . А вот и главные герои ярмарки. Явились, не запылились. Пришли народ потешить, повеселить.

(Появляется Петрушка в вертепе и Скоморох.)

Инсценировка «Где ты был Петрушка» - секрет – маленькая каруселька.

А на ярмарке качели

Расписные карусели,

Вы веселье поддержите,

И скорей сюда спешите.

(Звучит музыка р.н. п. «Коробейники», игра Карусель».)

Ведущая. А еще на ярмарке любили девчата и парни поиграть в разные игры. Повеселиться да свою удаль показать.

Игра: «Золотые ворота»

Ведущая. А теперь сядем рядком, да споем с гостями ладком. И вас гости приглашаю спеть с нами.

(Песня «Во поле береза стояла».)

Ведущая. А сейчас девчата и парни выходите на «Барыню». (Танец «Барыня».)

Ведущая. Вот на ярмарке побывали и повеселились от души, но праздник на этом наш не заканчивается. Порадовала нас осень. И урожаем богатым, и красотой своей.

А как красивы осенью наши русские березки.

Наша русская сторонка

Всем на диво хороша.

И красавица березка

В песнях славится она.

(Песня «Березонька».)

Ведущая. Красоту нашей березки воспевают поэты.

(Стихотворение о березе…С Есенина ………………)

Разбежались по лужайке

Беззаботной легкой стайкой,

Словно девочки – подростки,

Белоствольные березки.

За руки взялись и вот –

Закружился хоровод!

(Хоровод в исполнении девочек.)

Ребёнок:

Осень. Холоднее стало вокруг.

Птицы улетают от нас на юг

Грустно видеть в дали.

Как улетают от нас журавли.

(Песня «Журавушка».)

Ведущая: Вот и закончился наш праздник.

(Выбегает Скоморох.)

Скоморох. Подождите, подождите. А как же с ярмарки и без подарков?

(Выносит детям подарки.)

Сценарий праздника «Осенние посиделки.
МБОУ ДО «Центр детского творчества» с. Берёзовка
Педагог: Трофимова Елена Николаевна
Цель: Воспитывать любовь к прекрасному, к природе, Родине. Развивать эстетический вкус,
чувство дружбы, взаимопомощи, умение развлекаться, веселиться.
Задачи: расширить знания об осени; познакомиться с традициями, обычаями русского
народа; способствовать развитию творческих способностей, познавательной активности
детей.
Ход мероприятия
Ведущий: Внимание! Внимание!
Всем Денисам и Катюшкам!
Всем Антонам и Танюшкам!
Приглашаем всех сейчас:
веселиться, петь, плясать,
В игры разные играть!
Ведущий: Милости просим на осенние посиделки!
Давно мы вас ждем, поджидаем,
Праздник без вас не начинаем!
Ведущий: У нас для каждого найдется и местечко и словечко!
Ведущий: Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус: кому – загадку, кому – игру,
кому – песенку.
Ведущий: Удобно ли вам, гости дорогие?
Всем ли видно?
Всем ли слышно?
Всем ли места хватило?
Ведущий: Гости в сборе, пора посиделки начинать, да кого­то не хватает на наших осенних
посиделках…….
– Конечно же, хозяйки нашего праздника – Осени.
– Чтобы осень завлечь к нам на посиделки надо что­то веселое, интересное рассказать.
Звучит песня “Осенины на Руси”.
(Слайд 2)А что же означает это слово “Осенины”? Для названия сегодняшнего праздника оно
выбрано не случайно, ведь по старинному календарю начало осени приходилось на 14
сентября. (Слайд 3)Первый Вселенский собор (325 г.) установил этот день началом года. По
православному преданию, в сентябре был сотворен мир. (Слайд 4) Осенины – первая встреча
осени. В этот день полагалось "вытереть" с помощью двух дощечек "новый" огонь и с этим
чистым огнем начинать засидки, или посиделки. С этого дня на Руси начинали праздновать
осенние свадьбы (до 15 ноября), переселялись в новые дома, осуществляли обряд "пострига"

(посвящение) мальчиков, достигших семи лет, в отроки, отмечая их новую роль в общине.
К праздничному дню первых Осенин был приурочен древний забавный обряд похорон мух и
тараканов, надоедливых обитателей русского лета. 14 сентября – начало Бабьего лета,
которое длится в некоторых областях до трех недель. Подметили: если Семен – день ясен, то
все Бабье лето будет теплым, да и зиму надо ждать теплую.
21 сентября – вторые Осенины, день Рождества Пресвятой Богородицы. Рано утром
женщины и девушки выходили к берегам рек, озер и прудов встретить матушку Осенину
овсяным хлебом и киселем. В сознании русского человека ее образ сливался с образом
Богородицы, посему обращались к ней: "Богородица Пречистая, избави от маеты, надсады, от
других отведи, мое житие­бытие освети!" По обычаю в этот день все родные и знакомые
ходили в гости к новобрачным, чтобы "поучить их уму­разуму". Молодая хозяйка готовила
особый круглый пирог: "К нашей хлеб – соли милости просим!" После сытного обеда молодая
хозяйка показывает дом, а молодой хозяин двор, амбар, сарай, сад. Все вместе собором
чествовали Солнце.
С 21 сентября считалось, что всякому лету – Аминь. Осень вступила в свои права. По сути,
это религиозный праздник астрономического осеннего равноденствия. (Слайд 6)Вторые
Осенины соединяют как бы два праздника: земной и духовный. По своей духовной, небесной
природе вторые Осенины – день рождения Девы Марии, Матери Иисуса Христа а по своей
земной сути – это праздник урожая, сопровождающийся играми, конкурсами, песнями,
весёлыми соревнованиями. Вот и сегодня наша программа соединит в себе и праздник
урожая, и шуточные конкурсы, и весёлые игры. В программе принимают участие три
команды:…, а впрочем, представлять их вам я не буду, пусть о себе они сами и расскажут.
Ведущий: Предлагаю вам небольшую разминку. Это очень простая игра, которая называется
“Рифмофокусы”. Я зачитываю вас стихотворение, а вы должны его закончить быстро и
правильно. Обязательно быстро! Готовы? Тогда начнём: (Слайд 7)
Знают Петя и Алена,
Что банан всегда… сладкий.
На столе – лимончик гладкий,
А на вкус он очень… кислый.
Вот арбуз – большой и спелый –
А разрежешь – очень… красный.
Огурец возьми любой,
Он по цвету… зеленый.
Сухофрукт полезен очень,
Посмотри, какой он… сухой.
Его не съешь, как лист капустный,
Острый перец очень… горький.
Ведущий: Вы, конечно, знаете, что каждое время года имеет свои приметы. Например, весна –
это посадка овощей, зима – утепление домов и людей и новогодние праздники, лето,
естественно, каникулы. А знаете ли вы приметы осени? Это мы сейчас и проверим. Я

зачитываю вам первую половинку народной приметы, а вы должны её правильно продолжить.
(Слайды 8 – 16)
Народные приметы
 Гром в сентябре предвещает (сухую осень);
 Облака редкие – будет ясно и (холодно);
 (ранняя, а если снизу
– поздняя);
 Осенью птицы летят низко (к холодной, высоко – к теплой зиме);
 Осенний иней (к сухой и солнечной погоде, к теплу);
 Кроты и мыши делают большие запасы (к суровой и снежной зиме);
 Чем больше муравьиные кучи (тем суровее будет зима);
 Лист хотя и пожелтел, но отпадает слабо (морозы наступят не скоро);
 Если в октябре лист с березы опадет не чисто (жди суровую зиму).
Молодцы, хорошо.
Осень – время сбора урожая. Вот главная примета осени. Чтобы собрать урожай мы
трудились всё лето дома на огороде, в школе на пришкольном участке: пололи, поливали,
рыхлили, убирали урожай. А каковы же итоги?
Ведущий: Сейчас мы это увидим игра “Сбор урожая” (Для проведения конкурса капитану
команды потребуется белые листочки и маркер.)
Вот это корзины (обручи), в которые вам необходимо поместить как можно больше людей
это будут овощи и фрукты, причем у каждого должно быть свое название. Чей урожай
окажется больше, тот и победил.
Рифмофокусы
Народные приметы (закончить)
сухую погоду.
Гром в сентябре предвещает сухую погоду.
Гром в сентябре предвещает
холодно.
Облака редкие – будет ясно и холодно.
Облака редкие – будет ясно и
Если осенью березы желтеют с верхушки, следующая весна будет
Если осенью березы желтеют с верхушки, следующая весна будет
ранняя.
ранняя.
к холодной зиме.
Осенью птицы летят низко к холодной зиме.
Осенью птицы летят низко
к сухой солнечной погоде к теплу.
Осенний иней к сухой солнечной погоде к теплу.
Осенний иней
к суровой снежной зиме.
Кроты и мыши делают большие запасы к суровой снежной зиме.
Кроты и мыши делают большие запасы
тем суровее будет зима.
Чем больше муравьиные кучи, тем суровее будет зима.
Чем больше муравьиные кучи,
холода будут не скоро.
Лист хотя и пожелтел, но отпадает слабо холода будут не скоро.
Лист хотя и пожелтел, но отпадает слабо

жди суровую зиму.
Если в октябре лист с березы опадет не чисто, жди суровую зиму.
Если в октябре лист с березы опадет не чисто,
А сейчас – следующий конкурс, который называется “Соедини пословицу”. (Слайд 17)
Весна красна цветами
А осень снопами
Цыплят по осени
Осень запасиха,
Придёт осень
Считают
Зима – подбериха
За всё спросит
Весна красна, да голодна
Осень дождлива, да сытна
В октябре до обеда осень
А после обеда – зима
Октябрь землю покроет где листком
Где снежком
В ноябре снега надует
В октябре ни на колесах
Хлеба прибудет
Ни на санях
В осеннее ненастье семь погод на
дворе:
Сеет, веет, крутит, мутит, ревёт, сверху льет и снизу
метет.
А сейчас вам пословицу нужно изобразить.
1­я команда – Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
2­я команда – У семи нянек дитя без глаза.
3­я команда – Дарёному коню в зубы не смотрят.
А сейчас – конкурс для ваших рук. В течение пяти минут из предложенных материалов вы
должны изготовить поделку, придумать ей название.
А следующий конкурс – конкурс осенних загадок. Ваша задача – разгадать предложенные
загадки.
“Угадай загадку”
В поле росла,
Под жерновом была,
Из печки на стол
Караваем пришла.
(Пшеница)
Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли,
Ели да хвалили?
(Картошка)
Над землёй трава,
Под землёй алая голова.
(Свекла)

Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья.
(Осень)
Рыжий Егорка
Упал на озерко,
Сам не утонул
И воды не всколыхнул.
(Осенний лист)
Шел долговяз, в сыру землю увяз.
(Дождь)
Не снег, не лед,
А серебром деревья уберет.
(Иней)
Летит, а не птица,
Воет, а не зверь.
(Ветер)
Как на нашей грядке
Выросли загадки –
Сочные да крупные
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
А осенью краснеют.
(Помидоры)
Величава и кругла,
На бахче она жила.
Сверху серая, смотри,
Но оранжево внутри.
К похвалам она привыкла
Королева каши…
(Тыква)
За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь – очень гладкая,
На вкус – как сахар сладкая.
(Морковь)
Неказиста, шишковата,
А придёт на стол она,
Скажут весело ребята:
"Ну, рассыпчата, вкусна!"
(Картошка)
А следующий конкурс – литературный. Я зачитываю строчки из известных стихотворений, а
вы должны угадать их автора. (Слайды 33–38)
Литературный конкурс
1. Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит,
Лёд неокрепший на речке студёной,
Словно как тающий сахар лежит.
Около леса как в мягкой постели,
Выспаться можно – покой и простор!
Листья поблекнуть ещё не успели,
Жёлты и свежи лежат, как ковёр.
(Н.Некрасов)
2. Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный
И лучезарны вечера.
(Ф.Тютчев)
3. Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блестело,

Музыкальный конкурс.
а) Вставьте пропущенные слова:
Листья ….. над городом …..,
С ……. шорохом нам под …… ложатся,
И от ……. не спрятаться, не …..,
……… желтые, ……., что …… снится.
б) Соберите строчку из песни, назовите песню и исполните один куплет.
Птицы, давно, в, разлетаются, не, лужах, облаками, осень, был, с, я, тобою.
в) Кольцовка осенних песен (кто больше знает песен об осени).
Игра “Собери картошку”. (Одному игроку из каждой команды завязывают глаза, и по
команде они начинают собирать рассыпанные по полу картофелины. Кто больше соберёт
– та команда и победила.)
Игра «Капуста» (На одного из членов команды за 1 минуту одеть как можно больше
вещей.)
“Подбери название”
Осень не только красива сама по себе, но и украшает всё вокруг: устилает пёстрым ковром
поляны и дорожки, развешивают яркие бусы на калине и рябине. А ещё помогает украшать
наших девчонок. Сейчас вы должны изготовить осеннее украшение из предлагаемых
материалов – калины, рябины, боярышника и т.д.
Игра «Эрудит»
Игра “Угадать предметы на ощупь”.
И следующий наш конкурс называется “Хвала осени”. Вы должны подобрать хвалебные слова
осени, то есть рассказать, какая она? Составьте текст хвалебной речи.
“Хвала осени”.
“Кто быстрее?” – съесть яблочко на ниточке.
“Собери картинку” (собрать разрезную картинку).
Конкурс художников. (С закрытыми глазами приклеить листики на ветки нарисованного
дерева.)

Игра “Умелый водитель”. (В коробку из­под конфет накладывают картошку. Задача
“водителя” – провезти коробку на верёвочке между кеглями так, чтобы картошка не
рассыпалась а кегли не упали.)
Осень:
Ой, как у вас весело на посиделках.
Жалко с вами расставаться,
Но пришла пора прощаться!
До свидания, до встречи на следующем празднике.
Ведущая выносит овощи и угощает ими гостей

в старшей группе

Форма работы с детьми - развлечение, посиделки.

1. Обучающие задачи:

  • Познакомить детей с земледельческим календарным праздником, используя народные приметы, обычаи.
  • Активизировать в речи детей запас народных примет, пословиц, поговорок, загадок, частушек, песен, игр.
  • Обогащать знания о природе.

2. Развивающие задачи:

3. Воспитательные задачи.

Зал празднично оформлен в народном стиле. Входят дети под хороводную русскую мелодию. Останавливаются и встают полукругом.

Ведущий: Здравствуйте, гости дорогие, желанные, долгожданные.

Вот и Осень к нам пришла.

Листья на дорожках падают шурша.

Тонкие осинки в лужицы глядят.

На ветвях дождинки бусами висят.

Лебеди лениво плещутся в пруду.

Тихо и красиво осенью в саду.

Ребенок:

Осень хлебосольная.

Накрывай пиры!

Полюшко раздольное

Принесло дары.

Ребенок:

Хлеба нынче вволюшку,

Хлебушек высок,

Поклонюсь я полюшку,

Гнется колосок.

Ребенок:

Как созреют солнышком

Колоски - лучи,

Жернов смелет зернышки -

Ставят хлеб в печи.

Ребенок:

Корочкой румянится

Пышный каравай.

Осень хлебом славится,

Пробуй урожай!

Ведущий: И правда, сколько даров приносит осень людям за их труды: и фрукты, и овощи, и конечно хлеб. Чтоб не было зимой голодно, всего наготовили добрые хозяева про запас. До самого лета хватит! В старые времена был такой обычай у русских людей: как заканчивали полевые работы (собирали урожай, хлеб в закрома засыпали) и коротали осенние да зимние вечера вместе, устраивали посиделки. Как говорится в русской пословице: «От скуки - бери дело в руки». Вот и проводили время за любимым рукоделием. Кто за прялкой сидит, кто узоры вышивает, кто из дерева ложки вытачивает. Весело было! И мы собрались сегодня в горнице на посиделки.

Ребенок:

На завалинке в светелке

Иль на брёвнышках каких

Собирали посиделки

Пожилых и молодых.

Ребенок:

При лучине ли сидели

иль под светлый небосвод-

говорили, песни пели

да водили хоровод.

Ребенок:

Добрым чаем угощались,

С медом, явно без конфет.

Как и нынче мы общались

Без общенья жизни нет.

Ребенок:

А играли как! В горелки!

Ах, горелки хороши,

Словом эти посиделки

Были праздником души.

Ребенок:

Отдых - это не безделки -

Время игр и новостей.

Начинаем посиделки!

Открываем посиделки!

Все:

Для друзей и для гостей!

Под русскую народную музыку (или под песню) идут хороводным шагом к своим стульчикам, садятся девочки отдельно, мальчики отдельно.

Ведущий: Ребята, никак гости к нам пожаловали. Это дорогие Потешницы идут, а что за праздник без Потешниц!

Входят две Потешницы. Под музыку несут на подносе с рушником хлеб да соль, обходят весь зал, останавливаются.

1 потешница: Здравствуйте, гости дорогие!

2 потешница: Здравствуйте, детушки малые!

1 потешница: Пришли мы позабавить вас да потешить!

2 потешница: Поиграть, пошутить, посмеяться!

1 потешница:

Нам начать досталась роль.

Принесли мы хлеб да соль.

2 потешница:

А потому принять извольте,

Тот, кто пришел на посиделки,

На нашей праздничной тарелке

Из наших рук и хлеб и соль.

Потешницы отдают поднос с хлебом ведущей или угощают (отламывают от каравая) .

Ведущий: Спасибо большое!

Если вы «в своей тарелке»

И пришли к нам не на час

Предлагаем посиделки

Провести вот здесь, тот час.

А наши посиделки сегодня посвящены осени. Поэтому мы будем петь осенние песни, загадывать осенние загадки, рассказывать осенние стихи. На наших посиделках сложа руки никто, не сидит. Посмотрите, как дети песню поют.

Песня «Постучалась осень»

Ведущий: Пока девочки пели, ребята целую корзину ложек настрогали.

Ребенок:

Эй, жалейщики гусляры

Танцоры и плясуны

Вас баян давно зовет

Становитесь в хоровод.

Ребенок:

Шире, шире, шире круг

Каблучков раздался стук

Подбодрим танцоров наших

Пусть они резвее пляшут.

Ребенок:

Много танцев есть на свете

Мы их любим танцевать

И на этих посиделках

Мы хотели б вам сплясать.

Танец с ложками (мальчики приглашают девочек и отдают вторую пару ложек)

Потешницы. Молодцы петь да плясать вы умеете.

Ребята! А вы взрослым помогаете по хозяйству? (ответ детей) . Молодцы!

Дети всегда были хорошими помощниками для взрослых. Взрослые с любовью говорили про них: «маленький, да удаленький». Русский народ посмеивался над теми, кто не хотел трудиться.

Разыгрывается сценка «Тит - лодырь». Мальчик с большой ложкой садится на скамеечку, дети стоят возле него.

Тит: Где баранки, калачи?

1 Ребенок: Не колода лодырь, а пень, Пролежал целых день.

2 Ребенок: Не жнет, не косит, А обедать просит.

3 Ребенок: Тит, иди молотить!

Тит: Живот болит.

1 Ребенок: Тит, иди дрова колоть!

Тит: Спина болит!

2 Ребенок: Тит, иди мед пить!

Тит: Где моя большая ложка?

Дети: (хором) Хочешь есть калачи, Не сиди на печи.

А вы знаете пословицы и поговорки о труде, умении и терпении.

Дети встают с места говорят пословицы и поговорки :

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

Долог день до вечера, коли делать нечего

О человеке судят не по словам, а по делам.

Терпение и труд все перетрут.

Была бы охота - будет и работа.

Умелые руки не знают скуки.

Землю красит солнце, а человека - труд.

Кончил дело - гуляй смело.

Умелые руки голодными не останутся.

Любишь кататься. Люби и саночки возить.

Потешницы: Молодцы ребята, сколько вы знаете пословиц и поговорок!

Ведущий: Как говорится «делу время, а потехе час». Наши ребята споют песню, которые тоже не очень-то любят работать.

Выходит солистка.

Мы с миленьким вдвоем

Дружно семечки грызем.

Посмотри на мой роток-

Там всего один зубок!

Выставить стульчики для «подружек».

Песня «Семечки»

Потешница. Да с таким женихом - то дом пустым будет. Ведь как говорят «Только трудом держится дом»!

Потешница. Ой, ребятушки. А скажите-ка мне, сколько месяцев в году у осени? А название этих месяцев? Расскажите нам про осень стихи.

Стихи про осень.

Ребенок:

Одарила гостья осень урожаями плодов,

Моросящими дождями, кузовком лесных грибов

Так давайте славить песней, пляской и игрой.

Будут радостными встречи.

Осень, это праздник твой!

Песня «Осень» (осень снова к нам пришла)

1 потешница: Хорошо поёте. А загадки -то отгадывать умеете.

2 потешница: 1 загадка:

За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок

На ощупь очень гладкая,

На вкус, как сахар сладкая. (морковь) .

2 загадка:

Неказиста, шишковата,

А придет на стол она,

Скажут весело ребята:

«Ну, рассыпчата, вкусна!» (картошка)

3 загадка:

Расселась барыня на грядке,

Одета в пышные шелка,

Мы для неё готовим кадки

И крупной соли пол мешка (капуста)

Потешница: В старые времена люди заготавливали капусту на зиму и праздновали это событие. Испокон веку картошка да квашеная капуста - первое блюда у русского человека.

Ведущий: Давайте покажем, какая капуста выросла на нашем огороде.

Все дети выходят в хоровод. Берутся за руки.

Хоровод «Вью, вью я капусточку»

Дети:

Ой, капуста бела!

Ой, капуста вкусна!

Капуста:

Уродилась я на славу,

Голова бела, кудрява

Кто любит щи -

Капусту в них ищи.

Игра «Ищи»

1 потешница:

Эй, девчонки - хохотушки

Не пора ли спеть частушки.

2 потешница:

А мальчишки тоже встанут,

От девчонок не отстанут.

Дети выстраиваются с двух сторон с муз. инструментами

Исполняют частушки

Все:

Мы осенние частушки

Пропоем сейчас для вас!

Громче хлопайте в ладоши,

Веселей встречайте нас!

Мальчики:

На себе всегда мы ловим

Восхищенья взоры!

Красоту нам и здоровье

Дарят помидоры.

Девочки:

Мы секрет румян достали

От пробабки Фёклы.

Лучше всех румян заморских

Сок от нашей свеклы.

Мальчики:

Нет вкуснее яблок спелых,

Это знает детвора!

Как мы яблоки увидим

Сразу все кричим: «Ура -а -а!»

Девочки:

Ухажёров нынче сто

Под нашим окошком.

Все желают получить пирожки с картошкой.

Мальчики:

Не болеем больше гриппом,

Не боимся сквозняка,

Все таблетки заменяет

Нам головка чеснока!

Вместе:

Мы на праздник урожая

Натащили овощей,

После праздника наш повар

На год нам наварит щей!

Хорошо частушки пели,

Хорошо и окали,

Мы бы очень все хотели,

Чтоб вы нам похлопали.

1 потешница: Вот здорово! Какие веселые частушки!

2 потешница: Хорошо у нас на посиделках, весело.

А теперь скорей сюда -

У нас будет занятная игра.

Игра «собери сорняки в ведра» (дети собирают одни васильки, другие одуванчики, третьи - вьюнки) .

Игра «Кот в мешке» (узнать овощ или фрукт на ощупь) .

1 потешница: Позабавили вы нас девицы да молодцы. Играми да плясками сыт не будешь

2 потешница: Славится наш народ гостеприимством, да угощением знатным. Явись сюда, красавица млада, с блинами русскими.

Девочка. Блинов не напекли, молока не принесли.

Звучит музыка. Входит дед Ерофей с коровой

1 потешница: Смотрите, это же дед Ерофей с нашей деревни.

Дед Ерофей:

На рынке корову старик продавал,

Никто за корову цены не давал.

Хоть многим была коровёнка нужна,

Да, видно, не нравилась людям она.

Ведущий: Нам, дедушка, срочно корова нужна.

Дед Ерофей: А зачем она вам?

Ведущий: На нужно молока для блинов.

Дед Ерофей: Коли повеселите нас с Зорькой - пожалую вам молока.

Ведущий: Дорогие наши Потешницы, срочно выручайте, веселую игру затевайте.

1 потешница: Это вовсе не проблема, дедушка Ерофей.

2 потешница: Собирайся детвора, ждет вас развеселая игра.

Игра «Репка» (дед и баба - родители, остальные дети) играют сразу две команды.

Дед Ерофей: (спрашивает у коровы) Ну что, Зорька, понравилась тебе игра? Понравилась, только еще поиграть хочет.

1 потешница: Богатая у нас природа на дары в полях да лесах, так на всю зиму заготовки делаем. Пьём ароматный чай, да похваливаем.

2 потешница:

Чай горячий - наша сила, украшение стола.

«С чая лихо не бывает» - так в народе говорят.

Чай - здоровье, всякий знает.

Пей хоть пять часов подряд!

На подносе стоят заварочные чайники, в которых заварен чай.

Задание: определить на вкус с чем чай заварен

  1. листья смородины
  2. мята
  3. шиповник
  4. зверобой
  5. душица.

Дед Ерофей: Молодцы какие ваши родители! Вот вам детушки кринка молока, а мне дайте вкусного блинка.

Потешницы выносят на подносах блины для детей и гостей, угощают Деда Ерофея

1 потешница: Вот гости дорогие повеселились мы с вами. Много нового узнали, узнали и мы, что знакомы вы с обрядами, праздники народные почитаете, бережете родную культуру.

2 потешница:

Прощаясь с вами мы желаем

В мире жить, всем дружить

Родным краем дорожить

А на праздниках веселых

Петь, плясать и не тужить!


Чувичкина Татьяна Николаевна – Музыкальный руководитель, Момотова Оксана Сергеевна – Воспитатель МОУ Детский сад №276 г. Волгоград

Дата поступления работы на конкурс: 02.11.2016г.

Сценарий утренника в подготовительной к школе группе

«Осенние посиделки»

Дети заходят под музыку «Красный сарафан» выполняют танцевальную композицию «Осенний хоровод» (переменный шаг, повороты, кружения)

Становятся полукругом.

1 вед: Добрый день и поклон вам гости дорогие! Давно мы вас поджидали, праздник без вас не начинали.

2 вед: У нас для каждого найдется и местечко, и словечко!

1 вед: Здесь для вас, гостей дорогих, будет праздник большой, будет радостный! По обычаю, старинному называется он осенинами!

2 вед. Сегодня будут танцы, игры, смех,

Радости хватит для всех.

1 реб. Будем праздник начинать,

Будем петь и танцевать.

2 реб. На завалинке в светёлке

Иль на брёвнышках каких.

Собирали посиделки

Пожилых и молодых.

3 реб. Нам досуг порою мелок.

И чего там говорить,

Скучно жить без посиделок,

Их бы надо возродить.

1 вед: Если вы «в своей тарелке»

И пришли к нам не на час,

Предлагаем посиделки

Провести вот здесь, тотчас.

4реб. Начинаем посиделки!

5реб. Открываем посиделки!

Дети: Для друзей и для гостей!

Песня - хоровод «К нам гости пришли»

2 вед: Наши посиделки сегодня посвящены осени. Поэтому мы будем петь песни, загадывать осенние загадки, рассказывать осенние стихи.

6 реб. Осень за окошком ходит не спеша,

Листья на дорожках падают шурша.

Тонкие осинки в лужицы глядят,

На ветвях дождинки бусами висят.

Лебеди лениво плещутся в пруду,

Тихо и красиво осенью в саду.

Песня «Лист календаря»

(садятся на стульчики)

1 вед: В конце сентября, когда весь урожай собран в закрома, появляется свободное время для отдыха. Дни становятся короче и долгими осенними вечерами приходит пора девичьих посиделок. Девушки приносили на посиделки свою работу - кто шил, кто прял, а кто вязал.

1-я дев. Ох, хорошо, подруженьки. Наконец – то пора отдохнуть пришла, а то летом ни одного свободного денёчка, не было.

2-я дев. Ну теперь все вечера наши будут. Будем собираться, да нехитрым рукоделием заниматься.

3-я дев. И то правда. Посмотрите, какие у меня платочки красивые получились, давайте с ними спляшем.

«Танец с платками»

2 вед: На девичьи посиделки недобрые люди не заглядывали, боялись света лучин и добрых песен. Но зато нередко заглядывали парни. И верно, где же ещё приглядишь пригожую подружку, как ни на посиделках.

(2 мальчика подходят к девочкам)

1 мальчик. Здравствуйте, красные девицы!

Девочки. (визжат хором)

2 мальчик. Да что с вами? Или мы такие страшные?

Девочки. Нет это не так.

1 мальчик. А мы к вам в гости на огонёк заглянули. Не прогоните?

Девочка. Да зачем же прогонять коли гости добрые. Вы с добром к нам пришли.

2 мальчик. И с добром, и с угощеньем. (Выносит поднос с баранками и конфетами).

Девочка. Ай да гости. Устроили нам настоящий пир. А ну, девочки, споём добрым молодцам песню.

Песня – перепляс «У нас нынче субботея»

(Девочки садятся, в зале появляются кузнецы с молотками)

1й кузнец. Хозяйка, кузнецы нужны?

Девочка: Проходите, милые, сегодня и ваш праздник, ведь Кузьма и Демьян были ремесленниками и кузнецами.

Девочка. А что вы умеете?

Кузнецы. А вот что.

Инсценировка песни «Во кузнице » (2 дев, 2 мальчика в конце песни показывают гвозди, которые они выковывали)

1вед: Ай спасибо, работнички, уважили, кузнецы вы умелые!

1 мальчик. А у меня папка- гончар, во как работает (показывает глиняный горшок)

2 мальчик. А у нас в кузнеце не хуже.

1 вед. Не спорьте, ребята! Идите лучше поиграйте, да попляшите. Делу время – потехе час!

Игра «Вышел Ваня погулять»

1 вед. Ишь, ты! Все себе пары выбираете, и девушек на танец приглашаете.

Танец «Кадриль» (танцуют все дети группы)

2 вед. Хорошо у нас на посиделках, только про осень мы с вами забыли.

7 реб. Осень в город невидимкой

Потихонечку вошла

И волшебную палитру

С собой в город принесла

8 реб. Краской красною рябину

Разукрасила в садах

Брызги алые рябины

Разбросала на кустах.

9 реб. Жёлтой разрисует осень

Тополя, ольху, берёзки,

Серой краской дождик льется.

Солнце золотом смеётся.

10 реб. Клён оранжевый стоит

И как будто говорит:

«Посмотрите же вокруг-

Всё преобразилось вдруг!»

11 реб. Опустила осень кисти

И глядит по сторонам

Яркий, добрый, разноцветный

Праздник подарила нам.

Песня «Осень в гости просим»

Вед. Осень, осень, осень

В гости тебя просим

С обильными хлебами,

С высокими снопами,

С листопадом и дождём,

С перелётным журавлём.

(Под музыку входит осень)

Осень: Вы обо мне? А вот и я.

Привет осенний вам, друзья!

Не виделись мы целый год

За летом следом мой черёд.

Вы рады встретиться со мной?

Вам нравится наряд лесной,

Осенние сады и парки?

Дети: Да хороши твои подарки!

Осень: Лес осенний словно терем,

Чудеса таятся в нём

Он откроет все секреты

Лишь подружек позовём.

Сентябринка, выходи

Про сентябрь нам расскажи.

(выходит Сентябрина)

Сентябринка: Я ребята, Сентябринка,

Я хозяйка сентября

И для всех друзей хороших

Есть подарки у меня.

Ягоды, грибы

До чего ж они вкусны!

Осень: Октябринка, выходи

Про октябрь расскажи

(появляется Октябринка)

Октябринка. В октябре, в октябре

Дела много на дворе:

Надо овощи убрать

И припасы запасать

Скоро близится зима

Скоро будут холода.

Осень: Ребята, а вы не хотите помочь Октябринке собрать урожай?

Дети. Да хотим!

Игра «Собери урожай»

2 ведра, 2 ложки, овощи, фрукты, одна команда собирает овощи, другая фрукты.

Осень: Ну, теперь Ноябринка выходи,

Про ноябрь нам расскажи.

Ноябринка: Дождь холодный льёт и льёт,

На деревьях иней

Первый снег и тонкий лёд

Лужицы порыли

Гуси, журавли и утки

В стаи собираются

И в далёкую дорогу

К югу отправляются

Вот они летят, курлычут

Говорят, они «Прощай»!

Отправляемся на юг мы

До свиданья, милый край.

Вед: Провожаем птиц мы танцем

Пусть посмотрят на ребят,

Перелётных птиц в дорогу

Провожает детский сад.

Танец

Вед: Много осень ты подарков

Нам сегодня принесла,

И теперь, царевна осень,

Мы благодарим тебя!

Осень: Спасибо, дети, вам за праздник,

Всем очень благодарна я!

Корзину фруктов самых разных

Вы в дар примите от меня!

(Угощает детей фруктами)

Вед. Благодарим мы осень за подарки,

Но расставаться нам пришла пора.

Ведь в ноябре снега падут на землю,

Настанет холод и придёт зима.

Осенние посиделки

Цель : ознакомить учащихся начальной школы с народным фольклором на тему Осень.

Оформление: зал украшен гирляндами из осенних листьев и работами детей на осеннюю тематику.

Оборудование : презентация с названиями конкурсов, запись Осенней песни (включена в презентацию) , для конкурса мытые фрукты и овощи, платки, кубики (грибы), корзиночки, осенние листья для конкурса.

Ведущий1 Внимание! Внимание!

Всем Денисам и Катюшкам!

Всем Антонам и Танюшкам!

Приглашаем всех сейчас :

веселиться, петь, плясать,

В игры разные играть!

Ведущий2: Милости просим на осенние посиделки!

Давно мы вас ждем, поджидаем,
Праздник без вас не начинаем!

Ведущий1: У нас для каждого найдется и местечко и словечко!

Ведущий2: Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус: кому – загадку, кому – игру, кому – песенку.

Ведущий1 Удобно ли вам, гости дорогие?
Всем ли видно?
Всем ли слышно?
Всем ли места хватило?

Ведущий2: Гости в сборе, пора посиделки начинать, да кого-то не хватает на наших осенних посиделках…….

Конечно же, хозяйки нашего праздника – Осени.

Кикимора.
Здрасьте вам, пожалуйста! Явилась, не запылилась, голубчики! Я, Кикимора бесцветная, тут все заколдовала. Ни одна краска здесь больше не оживет. Все станет таким сереньким, бесцветненьким, как и я сама. И осени вам не видать! Ведущий1
Ты от нас спрятала осень? Кикимора.
Вот еще! Нужна она мне! Я только краски у нее отняла. Терпеть не могу это разноцветье. Да вы проходите, не стесняйтесь. Я из вас тоже бесцветненькими сделаю. Ведущий2.
Ну, уж нет! Такими серыми и мрачными мы быть не хотим. Правда, ребята? Кикимора.
Хотите вы этого или нет, а придется вам мне подчиниться. Потому что, пока на мне нет ни одной яркой краски, сила моя безгранична. Так что мне не перечьте, а лучше усаживайтесь поудобнее. А я пойду схожу за ведерком со своей колдовской бесцветностью. Помажу вас, и будете вы у меня такими серенькими да бесцветненькими - залюбуешься! Я сейчас! (Уходит). Ведущий1.
Ребята, этого нельзя ни в коем случае допустить. Не хватало еще нам с вами превращаться в такую серость. А вы заметили, Кикимора проговорилась: она сказала, что, пока на ней нет ни одной яркой краски, сила ее безгранична. Значит, нужно ее раскрасить разными красками. Тогда ее колдовство исчезнет, и мы сможем вернуть все краски Осени. Но где нам раздобыть эти краски?.. (Задумывается). Ведущий2
Надо действовать дружно и быстро. Ребята выходите ко мне, вот вам всем разноцветные ленточки. Спрячьте их за спину. А когда появится Кикимора бесцветная, начинайте ими дружно махать. Я думаю, ей это не понравится. (ребята 3а класса исполняют танец с ленточками.
после танца начинают махать на Кикимору разноцветными ленточками.)

Кикимора.
Ой-ой-ой! Это что за безобразие?! Уберите это скорей! У меня глаза слепнут! Ай-ай-ай, не вижу ничего! Ведущий1

Вот и хорошо, что ничего не видишь. Мы тебя сейчас быстренько в порядок приведем.
Усаживают Кикимору на стул, обвязывают ее цветными лентами, чтобы она не могла пошевелиться.
Кикимора.
Что это вы еще придумали? Я не хочу-у-у-у! (Плачет). Ведущий2
Мы тоже не хотим видеть вокруг твою бесцветность. Мы хотим вернуть Осени все ее краски.

Ведущий1
Полюбуйся, какая ты стала красивая, нарядная! Кикимора (передразнивая).
Красивая, нарядная!.. А колдовать, безцветить как я теперь буду? Ведущий2

А твое колдовство никому и не нужно. Зато теперь мы сможем спокойно вернуть все краски Осени.

Ведущий1: Чтобы осень завлечь к нам на посиделки надо что-то веселое, интересное рассказать.

Ведущий2: попробуем почитать стихи. Объявляем конкурс на лучшего чтеца стихотворения об осени.(дети читают стихи)

Осень:

Вы обо мне? А вот и я!
Привет осенний вам, друзья!
Вы рады встретиться со мной?
Вам нравится наряд лесной?
Осенний сад и парки?
Я пришла на праздник к вам
Петь и веселиться.
Я хочу со всеми здесь
Крепко подружиться.

Ведущий1.
И мы рады, что ты пришла к нам на праздник, милая Осень. Ведь ребята так готовились к встрече с тобой.

Осень:

Поклон вам всем, родные люди,
И вашим золотым рукам.
Я – ваша осень золотая,
И вот опять явилась к вам,
Но, а со мною, как всегда,
Плоды большого урожая –
Плоды почетного труда.

Хотите про плоды узнать? Прошу загадки отгадать.

Загадки не простые загадки-обманки.

Вся зеленая такая,
Круто в кочаны свитая,
Сто одежек – все на ней –
Витамины для людей.
И сидит на грядке ловко,
Называется…... Капуста .

Любит он тепло и воду,
Он же гордость огорода!
Весь в пупырышках, зеленый,
Всем известный с давних пор,
Очень вкусен он соленый!
Это точно ….. Огурец.

Как подружки, по порядку,
Все сидят они на грядке,
Ярким солнышком прогреты,
Все оранжевого цвета,
Будто сестры – близнецы!
Кто? Конечно… Морковки.

Без нее борща не сваришь
И заправку не поджаришь.
Вся малинового цвета,
А вкусна зимой и летом!
Без нее в салате пусто,
Называется ….Свекла.

Посадил тот овощ дед,
Урожая ждал сто лет!
Ну и выросла какая!
Золотая да большая,
Как царица среди слуг!
Все узнали? Это…. Репка.

Куст большой, и лист красивый,
А под ним такое диво!
Этот овощ знает каждый,
Длинный он и очень важный,
Полосатый, словно киска,
Называется ….. Кабачок.

Этот овощ всем знаком,
В огороде его дом.
Круглый красный, быстро спеет,
И в салате – молодец!
В маринаде нет вкуснее!
Это точно….. Помидор.

Из нее, сомнений нету,
Золушке была карета,
Часто ели предки наши,
Из нее варили кашу,
Добавляя только соль!
Ну конечно…. Тыква.

Овощ наш имеет стрелы,
Он зеленый или белый,
Коль его ты раздеваешь,
Часто слезы проливаешь!
Но зато волнует кровь!
Всем известно, то… Лук.

Он растет на огороде
И на лук похож он вроде,
Только делится на дольки,
Вкус имеет горький!
Знает каждый удалец
Это овощ….. Чеснок.

Осень: Молодцы, ребята!

Кикимора: Я предлагаю узнать овощ, никогда не догадаетесь, что у меня в мешке.

Осень: Опять ты кикимора вредничаешь. Ребята выходите по одному вытаскивайте из мешка овощ и угадывайте его на ощупь.

Осень: А знаете ли вы овощи и фрукты на вкус? Предлагаю поиграть в

Рифмофокусы. – хоровая игра

Знают Петя и Алена,
Что банан всегда… сладкий.
На столе – лимончик гладкий,
А на вкус он очень…
кислый.
Вот арбуз – большой и спелый –
А разрежешь – очень…
красный.
Огурец возьми любой,
Он по цвету…
зеленый.
Сухофрукт полезен очень,
Посмотри, какой он…
сухой.
Его не съешь, как лист капустный,
Острый перец очень…
горький.

Ведущий1. А сейчас ребята 3 класса для тебя осень исполнят песенку.

Осень.
Петь вы мастера!
А теперь для вас - игра.

Игра "Репка". В игре участвуют 2 команды детей. В каждой команде - персонажи сказки "Репка" (надевают соответствующие атрибуты на головы): Дед, Бабка, Внучка, Собачка, Кошка, Мышка. Команды выстраиваются в колонны за Дедом на одном конце зала. На другом конце зала, напротив каждой из команд, размещают на полу по "репке". По сигналу игру начинают "дедки". Они бегут каждый к своей "репке", обегают ее, возвращаются к своей команде, берут за руку "бабок", бегут к "репке", обегают ее, возвращаются к своей команде, берут за руку "внучек" - бегут втроем и т.д. Побеждает та команда, которая, двигаясь в цепочке (все персонажи держатся за руки), не разорвет эту цепочку и чья "мышка" первой схватит "репку".
Осень: Молодцы ребята славно поиграли. Победителям призы.

Осень: «Съедобный – несъедобный»

Я буду называть грибы.

Если он съедобный громко хлопайте, а если несъедобный – топайте. Потренируемся!

Съедобный- хлопайте,

Несъедобный- топайте

Теперь будьте внимательны.

    Масленок

    Поганка

    Боровик

    Дождевик

    Волнушка

    Хлопушка.

    Шампиньон

    Лисичка

    Подберезовик

    Сыроежка

    Груздь

    Рыжик

    Чижик

    Опёнок

    Слоненок.

Осень: Молодцы! Раз вы хорошо знаете съедобные грибы, предлагаю надеть куртки, шапки и отправится на прогулку?

Объявляется конкурс

Кикимора: Что то я засиделась про меня забыли. Я разозлюсь и начну гадости делать.

Осень: Ребята давайте развеселим Кикимору. Выходите все и станцуем все вместе.(танец песня)

Осень.
Хорошо мне у вас на празднике, ребята. Но пришла пора расставаться.

Ведущий1

Золотая волшебница Осень,
Подожди, подожди уходить.
Ну, пожалуйста, мы тебя просим
Хоть немножечко с нами побыть!
Ведущий2

Очень нравится нам любоваться,
Как листочки под солнцем горят.
Мы с тобой не хотим расставаться,
По душе нам твой пестрый наряд.
Осень.

Жалко с вами расставаться,
Но пришла пора прощаться!

Осень раздаёт детям подарки.

Игра «Узнай по вкусу» (играет музыка)

Осень выносит на тарелочке, разрезанные на маленькие кусочки овощи и фрукты.

Дети с завязанными глазами пробуют овощи и фрукты, отгадывают их по вкусу.

Учитель: Понравилось вам играть?

Давайте сыграем еще в одну игру – «Да или нет?»

Игра «Да или нет?»

Дайте правильный ответ.
– Осенью цветут цветы?
– Осенью растут грибы?
– Тучки солнце закрывает?
– Колючий ветер прилетает?
– Туманы осенью плывут?
– Ну, а птицы гнезда вьют? (нет)
– А букашки прилетают? (нет)
– Звери норки закрывают?
– Урожай все собирают?
– Птичьи стаи улетают?
– Часто-часто льют дожди?
– Достаем ли сапоги?
– Солнце светит очень жарко? (нет)
– Можно детям загорать? (нет)
– Ну, а что же надо делать?
– Куртки, шапки надевать? (да)

Осень: Ребята, холодно сегодня, будем куртки, шапки надевать?

Объявляется конкурс «Кто вперёд соберётся на прогулку»

Осень: А какие же посиделки без частушек?

Частушки

    Мы осенние частушки
    Пропоем сейчас для вас!
    Громче хлопайте в ладоши,
    Веселей встречайте нас!

    Листья с веток облетели,
    Холоднее с каждым днем.
    Урожай убрать успели,
    И об этом вам споем.

    Как красиво все кругом
    Золотым осенним днем.
    Листья желтые летят,
    Под ногами шелестят.

    Осень чудная пора,
    Любит осень детвора!
    В лес с корзинами мы ходим,
    Много там грибов находим.

    Нет вкуснее яблок спелых,
    Это знает детвора,
    Как мы яблоки увидим,
    Сразу все кричим: «Ура!»

    Любим мы свеклу, морковку,
    И капусту тоже есть,
    Потому что витамины,
    В овощах и фруктах есть!

    Наш любимый кабачок
    Отлежал себе бочок,
    Мамочка пожарила
    Съесть меня заставила.

    Осень, осень золотая,
    Хорошо, что ты пришла
    Ты и яблок, ты и меду,
    Ты и хлеба принесла!

    Вот растёт гриб-боровик,

И красив он, и велик.

В толстой шапке набекрень

Ножка крепкая, как пень.

10. Спрятались под ёлками

Рыжики с иголками.

Не малы, не велики

И лежат, как пятаки.

11. А во мху, как на подушке,

Чьё-то беленькое ушко.

Это груздь нас просит взять,

А за ним ещё штук пять.

12. Под осинами на кочке

Гриб в малиновом платочке,

Подосиновиком звать,

И его придётся взять.

13.Мы частушки вам пропели,
Вы скажите от души:
«Хороши частушки наши,
И мы тоже хороши!»

Осень: Ребята! Вы любите собирать грибы? Вы их всегда правильно собираете, давайте проверим. Я предлагаю Вам поиграть в игру, которая называется «Съедобный – несъедобный»

Я буду называть грибы.

Если он съедобный громко хлопайте, а если несъедобный – топайте. Потренируемся!

Съедобный- хлопайте,

Несъедобный- топайте

Теперь будьте внимательны.

    Масленок

    Поганка

    Боровик

    Дождевик

    Волнушка

    Хлопушка.

    Шампиньон

    Лисичка

    Подберезовик

    Сыроежка

    Свинушка

    Груздь

    Рыжик

    Чижик

    Опёнок

    Слоненок.

Осень: Молодцы! Раз вы хорошо знаете съедобные грибы, предлагаю пойти в лес за грибами!

Игра "Собери грибы"

2 участникам завязываются глаза. По полу рассыпаются разноцветные кубики. Под музыку дети собирают только тот цвет кубиков, которые обозначают съедобные грибы. Кто быстрее?

Ведущий: Ребята! Ведь осень мы любим не только за её богатый урожай, что ещё вас удивляет в осеннее время года? Конечно же, разнообразие красок!

Предлагаю игру «Соберём из листьев веер яркий и красивый…»

Детям предлагаются листья клёна, осины, дуба, вызываются три участника, кто вперёд соберёт свои листья под музыку.

Осень:

Ой, как у вас весело на посиделках.
Жалко с вами расставаться,
Но пришла пора прощаться!
До свидания, до встречи в следующем году.

Осень раздаёт детям подарки.