Быстрый метод приучить ребенка к детскому саду. Приучаем ребенка к горшку

Сейчас многие мамы имеют возможность не ходить на работу и желание заниматься с крохой. В других семьях бабушки воспитывают внуков, в третьих предпочитают нанимать няню. Стоит ли отдавать малыша в дошкольное учреждение, если в этом нет необходимости для организации жизни родителей?

Почему нужно ходить в детский сад?

Специалисты утверждают, что общение со сверстниками и воспитателями позволит лучше подготовиться к школе, чем домашнее воспитание. Дошкольники, которые росли с мамой, бабушкой или няней, нередко к 6 годам лучше считают и пишут, быстрей читают, но адаптация детей к школе происходит значительно сложней. Несмотря на более широкий кругозор и больший объем знаний, многие аспекты школьной жизни становятся огромной проблемой. Приучение к детскому саду позволяет воспитать самостоятельность и ответственность, а также дает навыки, которые будут полезны на протяжении всей жизни:

  • умение общаться, дружить, находить компромиссы и отстаивать свою точку зрения, делать что-либо сообща;
  • выполнять не только интересную, но и необходимую работу;
  • взаимодействовать с взрослыми — воспитательницей, няней;
  • правильно и быстро одеваться;
  • соблюдать режим дня.

В чём причина: ребёнок не может привыкнуть к детскому саду

Но некоторые родители, отлично понимая преимущества воспитания в коллективе сверстников, оставляют малышей дома, потому что не получается приучить ходить в детский сад без слез и протестов.

В первые дни, когда малыш попадет в незнакомую обстановку, такая реакция — вариант нормы. И если родители знают, как приучить ребенка к детскому саду, уже через несколько дней кроха с удовольствием отправляется к сверстникам, воспитателям и игрушкам. Но иногда все проходит не так гладко. Основные причины, по которым дошкольники не хотят ходить на свою первую работу:

  • расставание с мамой;
  • отказ от грудного вскармливания, пустышки;
  • необходимость рано вставать;
  • неумение быстро одеваться;
  • страх перед незнакомыми людьми;
  • не нравится еда;
  • не хочет спать днем.

Возрастные особенности

В процессе приучения к детскому садику важно учитывать и возраст ребенка. Малыши в 2 и в 3 года воспринимают мир по-разному, причем двухлетние детки привыкают быстрее, чем трехлетние, поэтому тем, кто ищет способы как быстро приучить ребенка к дошкольному учреждению, следует задуматься о том, чтобы отправиться туда как можно раньше. Уже в 2 года дети кушают, пользуются горшком и одеваются самостоятельно, если дома малыша этому учили. Но важно, чтобы кроха, прибывающий на грудном вскармливании, получал грудное молоко только вечером, перед сном. Необходимо также заранее отучить его от пустышки.

В трехлетнем возрасте проблемы чаще связаны со страхами перед незнакомой обстановкой и чужими людьми, нежеланием расставаться с близкими. Их преодолеть немного сложней, но зная как помочь малышу справиться с первыми трудностями, также можно быстро и успешно пройти адаптационный период, и в итоге получить новые психологические приемы, которые помогут малышу в будущем.

Действия родителей: как помочь ребёнку адаптироваться в саду

В приучении детей к детскому саду недопустима спешка. Самое неудачное решение — привести малыша в группу, не предупредив, и оставить его на весь день. Из-за сильного стресса у него может сформироваться стойкое негативное отношение к садику, которое будет сложно преодолеть.

Начинать лучше всего заранее

Приучение ребенка должно проходить постепенно. В первый раз лучше прийти в детский коллектив на экскурсию. Малыш сможет пообщаться с другими детьми во время прогулки, посмотреть спальню и игровую комнату.

Узнать по какому режиму живут детки садика и дома воссоздать такой режим, во сколько кушать, спать, гулять.

В зависимости от возраста ребенка, Вы можете предложить ему игру в детский садик, или беседу о нем. В процессе вы проговорите и проиграете заранее, что будет происходить с ребенком и ему в саду будет не так страшно, т.к. уже станет более понятно, что его ждет.

Начиная ходить в садик, важно всегда оставаться доброжелательным и твердым в своем решении. Не стоит раздражаться на ребенка или терзаться сомнениями и страданиями, устраивать долгие прощания, так Вы только травмируете ребенка, ведь он будет думать, что родитель отдает его в плохое место. Осознать всю сложную гамму взрослых переживаний ребенок пока не может, тем более испытывает свои чувства, с которыми и должен ему помочь справится взрослый.

В первые несколько дней можно оставить малыша одного на несколько часов. Потом — на полдня и забрать до того, как в группе будут ложиться днем спать. И только через 2-4 недели — на целый день. Чтобы приучиться ребенку к новому укладу жизни было легче, нужно в первые месяцы приходить за ним, когда большинство детей еще в группе. Даже незначительное опоздание родителей может сильно напугать его, и он с неохотой будет расставаться с родителями утром.

Подготовка

Правильно приучать кроху к предстоящим переменам за несколько месяцев. Ему будет значительно легче адаптироваться, если:

  • он будет иметь опыт общения не только с членами семьи, но и с ровесниками и со взрослыми. Следует как можно чаще ходить на детские площадки и поощрять малыша играть с другими детьми. Также желательно ходить в гости к друзьям и родственникам, где крошка сможет приобрести первый опыт общения с другими людьми;
  • привыкнет соблюдать режим дня, будет дома садиться за стол и ложиться в кровать в то время, когда положено спать и кушать в детсаду;
  • научится самостоятельно пользоваться горшком, сообщать взрослым о потребностях своего организма, а также одеваться и раздеваться, аккуратно складывать одежду, мыть руки перед едой, после прогулки;
  • заранее уточнить, какие блюда предлагают кушать в детском саду и готовить их дома, а также приучать питаться за общим столом, пользоваться ложкой, пить из чашки.

Что делать, если ребёнок никак не может привыкнуть к детскому саду

Если не смотря на все старания быстро приучать малыша к садику не получается, следует обратиться к психологу. Он поможет разобраться, почему малыш не хочет ходить туда. Иногда причины оказываются очень неожиданными. Например, неудобная для малыша одежда, которую он надевает очень долго. Уже в 3 года важна и оценка сверстников. Часто маленькие непоседы не любят спать после обеда — им трудно засыпать в незнакомой обстановке. Другим не нравится горшок или обустройство туалетной комнаты.

В каждом конкретном случае психолог даст советы родителям, которые помогут малышу сделать первый и очень важный шаг к взрослой жизни. Но во всех случаях самое важное правило для родителей — набраться терпения. Недопустимо ругать маленького человека за то, что ему страшно, критиковать его, сравнивать с другими детьми. Нежелательно говорить о том, что он должен ходить в садик, потому что родители должны работать. Лучше акцентировать внимание на преимущества детсада для самого малыша.

Знакомство с горшком - процесс актуальный для семей в которых есть младенец. При этом методики обучения малышей разнообразны по воздействию на ребенка, т. е. по степени радикальности. Один из принципов обучения - внимание к каждому малышу. Одни дети быстро понимают, чего от них хотят, другие – плачут, капризничают. Гиперактивному ребенку сложнее усидеть на месте даже для совершения необходимых потребностей.

Родителям следует понимать, что готовность ребенка к контролю за мочеиспусканием и дефекацией обусловлена психологическими факторами. Мало выработать рефлекс. Нужно, чтобы карапуз понимал связь между желанием сходить в туалет и горшком.

Приучить ходить на горшок тоже надо правильно. Чтобы все грамотно организовать, и облегчить процесс перехода от подгузников к взрослому туалету, необходимо выяснить, какой возраст идеальный для приучения, как отучить от памперсов, что говорят по этому поводу педиатры и какие методики существуют.

Сколько должно быть ребенку, чтобы мама могла приступить к приучению к горшку, однозначно ответить трудно. Единого возраста для всех детей нет. Данный вопрос является сугубо индивидуальным. Специалисты считают, что начать практические занятия можно не раньше, чем крохе исполнится год.

Не каждый годовалый малыш понимает, что от него хотят, когда высаживают на горшок. Большего успеха за короткий срок можно достичь с ребенком полутора лет. В этот период у него появляется контроль над собственными желаниями и потребностями. Закрепляется он к двум годам, иногда раньше.

Мальчики и девочки. Кто быстрее?

Часто матери двоих разнополых детей отмечают, что дочь заметно раньше освоила полезный навык, чем сын. Действительно, считается, что девочки быстрее овладевают навыком «хождения на горшок». Однако, это наблюдение верно лишь отчасти. Психологи утверждают, что не столько в поле ребенка, сколько в преобладающих чертах типа темперамента заключена готовность малыша к овладению навыком.

Если ребенок активный, проводит много времени в движении, то и сидеть на одном месте также бывает достаточно сложно. Даже если это необходимо для осуществления физиологических потребностей.

Спокойные и усидчивые от рождения малыши больше внимания уделяют спокойным играм и быстрее приучаются к горшку. Детей привлекают предметы, которые позволяют совершать различные манипуляции: конструктор, пирамидка и т. д. Занятый спокойным занятием кроха также может «забыть» сходить на горшок, но чаще соглашается, если взрослые предлагают ему присесть на «нового пластмассового друга».

Признаки готовности

О психологической и физиологической готовности крохи к овладению навыком, свидетельствуют другие умения крохи, которые родителям важно не пропустить. К таким признакам, сигнализирующим об оптимальном возрасте для приучения, относят следующее:

  • Проявляет интерес к частям тела и предметам одежды, знает их названия и назначение.
  • Ребенок самостоятельно ходит.
  • Понимает речь взрослого.
  • Знаком со словами «писает» и «какает», понимает их значения, даже если мочеиспускания и дефекация ещё неподконтрольны малышу.
  • Сигнализирует о желании сходить в туалет: показывает на животик, зажимает ножки, топчется и т. д.
  • Не оставляет без внимания лужу на полу, мокрую одежду. Родители при этом заостряют внимание ребенка на неприятном запахе, чувстве дискомфорта, ненавязчиво демонстрируют удобное средство - горшок.

Также признаками того, что малыш готов писать или ходить «по-большому» на горшок, являются интервал между мочеиспусканиями (более двух часов) и его недовольство мокрыми штанишками, которое он явно выражает.

Чем старше ребенок, тем легче его научить ходить в туалет «по-взрослому». Двухлетний малыш поймет суть всех манипуляций за 7–10 дней, а карапуз в один год научится проситься на горшок не раньше чем за 1–2 месяца усердных тренировок.

Правила приучения малыша к горшку

Помочь малышу ходить в туалет – важная и ответственная миссия каждого родителя. Следует запастись терпением, придерживаться простых рекомендаций и советов профессионалов. Это облегчит поставленную задачу и сохранит хорошие отношения с крохой.

Начать следует с теоретической части. Поговорите с карапузом, расскажите о горшке и его предназначении. На собственном примере или примере более старшего ребенка, игрушки покажите, что надо делать с этим предметом.

Никогда не кричите и не заставляйте малыша садиться на горшок против воли. Ничего, кроме слез и истерик, это не принесет. Соблюдайте следующие правила:

  • Фактор сезонности. Тёплые поры года - оптимальны с практической стороны. Если не одеть малышу подгузник, не случится ничего страшного кроме мокрых штанишек. Достаточно взять несколько пар на прогулку про запас. К тому же летом на ребенке меньше одежды и, соответственно, меньше стирки и утюжки.
  • Поощряем малыша за каждый успешный самостоятельный акт мочеиспускания и дефекации. При этом не ругаем за «промахи».
  • Подгузники убираем постепенно. Сначала одеваем одноразовое средство на прогулку, дневной и ночной сон. Затем убираем его для дневного сна. Постепенно заменяем подгузник на трусики на период ночного сна. В зависимости от погодных условий, используем или не используем одноразовый подгузник на прогулке.
  • Высаживаем кроху на горшок до и после каждого сна, до и после прогулок, перед водными процедурами.
  • Если малыш намочил штанишки, пусть походит в них 5–7 минут, ощутит дискомфорт.
  • Применяем подгузники для приучения к горшку. Использование таких нововведений позволит малышу ощутить неприятные последствия несанкционированного мочеиспускания. Конструкция изделия позволяет жидкости оставаться внутри подгузника, одновременно лишая кроху сухости и комфорта.
  • Не поощряйте игры с горшком. Ребенок должно чётко осознавать, что у изделия есть простое понятное и очень важное назначение.
  • Чистый горшок должен быть обязательно в поле видимости и доступности для грудничка.
  • Соблюдайте последовательность действий. Приучая малыша важно создать определённый алгоритм и следовать ему: подошли к горшку, повернулись спиной, сняли штанишки и трусики, уселись, пописали/покакали, умылись или вытерли попу, натянули трусики и штанишки, торжественно поместили содержимое горшка в унитаз, помыли изделие, установили горшок на место. В более старшем возрасте вместо горшка можно использовать детское сидение для унитаза.
  • Спокойное окружение. Не стоит переживать, если малыш нуждается в уединении. Иногда кроха стесняется только в присутствии «чужих» людей, другие дети спокойно сидят на пластмассовом изделии в целой компании родственников и это его не смущает. Важно, чтобы процесс сидения осуществлялся только для совершения нужд и не превращался в игру.

Доктор Комаровский считает, что идеальный возраст приучения к горшку – 2,5–3 года. Трехлетние дети полностью осознают, когда хотят в туалет, и что для этого надо делать. Приучение в этом возрасте займет минимум времени.



Подробные рекомендации популярного педиатра на данную тему можно изучить в его статье «Дорога к горшку». Существует много полезной литературы, которая поможет карапузу освоить новый предмет.

Полезной для мам и малышей станет книга Барбары Линдгрен «Макс и горшок». Не менее интересными и познавательными являются «Горшок для Феди» Анжелы Берловой. «Ходим на горшок» Геннадия Меламеда. В этих книгах в простой и доступной игровой форме рассказывается о том, как садиться на горшок, почему это важно и т. д.

Ошибки родителей

Если 2-летний малыш не хочет сидеть на горшке, возможной причиной отказа могут быть неправильные действия родителей. Мамы, папы и бабушки в стремлении обучить карапуза быстрее, часто совершают неправильные поступки, пугают карапуза, чем лишь усугубляют ситуацию. Занимаясь приучением ребенка к горшку, важно исключить распространенные родительские ошибки:

  • Не торопите события! Начав процесс обучения слишком рано, вы рискуете не добиться положительных результатов, а только выработать рефлекс. Исследования в области педиатрии подтверждают, что для приучения надо три фактора – социальный, физический и психологический.
  • Используйте одноразовые подгузники ограниченно. Когда малыш с рождения и днем, и ночью носит памперсы, это создает ощущение сухости и комфорта. Когда у крохи резко забирают это чувство, дарят свободу, он не понимает, что произошло, и почему надо ходить в туалет по-другому. Старайтесь, чтобы день проходил без памперса. В идеале и ночь, но карапуз может просыпаться от дискомфорта и влаги, поэтому ночную замену проводите не сразу, а постепенно.
  • Создайте условия, при которых малыш научится пользоваться горшком самостоятельно, а главное – захочет этого. Иногда малышу не разрешают вставать с горшка, пока он не сделает свои «дела», его высаживают для «пи-пи» каждый час, ругают и поучают. Давление вызывает сопротивление. В такой обстановке даже карапуз, достигший успеха, может отказаться от дальнейших занятий.
  • Ни при каких условиях не кричите и не ругайте малыша за мокрые штаны. Это приведет к продлению срока приучения. Нередко оно превращается в фобии и страхи, избавиться от которых поможет только психолог.

Переход от памперса к мочеиспусканию и дефекации в горшок – процесс поэтапный и сложный. Поддержите малыша, подарите ему тепло и заботу. Находясь в атмосфере любви и взаимопонимания, приучение к горшку пройдет быстрее и легче.

Повторное приучение

Нередко встречаются случаи, когда карапуз научился ходить на горшок в полтора года, а в 3 года резко отказался. Это может быть вызвано рядом факторов:

  • Сменой обстановки и стрессом. Переезд на новое место жительства, первый поход в детский сад, появление в семье второго ребенка – все это вызывает у малыша странные чувства, эмоции и реакции.
  • Семейными проблемами. Ссоры между родителями вызывают даже у маленьких детей дискомфорт и психологические проблемы, которые проявятся отказом от горшка.
  • Болезнью или прорезыванием зубов. Плохое самочувствие делает детей капризными. Кроха может не захотеть высаживаться на горшок.
  • Кризисом 3-летнего возраста. В этот период дети становятся бунтарями, испытывают родителей и мир на прочность. Им интересно делать все назло и наблюдать за реакцией окружающих.
  • Если ребенок отказывается от использования горшка после того, как уже научился ходить в туалет по-взрослому, нужно установить причину. Определив факторы и обстоятельства, можно сосредоточить силы на повторном приучении. Действуйте мягко и постепенно.

Как отучить от подгузников

Важность и пользу подгузников никто не перечеркивает. Но наступает момент, когда малыш должен отказаться от использования памперсов. Сначала уберите их днем. Карапузу объясните, что если он хочет писать или какать, надо об этом сказать маме или самостоятельно сесть на горшок. Отказ от подгузников ночью и на прогулках пройдет сложнее и потребует больше времени. Начинать можно, если вы заметите, что за ночь подгузник остался сухим.

Решив, что малютке пора спать без памперса, подготовьтесь к этому. Кроватку устелите пеленкой, оставьте в комнате ночник, поставьте горшок рядом с кроваткой. Перед сном не давайте ему много пить. Перед отходом ко сну путь кроха 5–7 минут посидит на горшке. Если он отказывается - не настаивайте. Утром, независимо от того, осталась пеленка сухой или стала мокрой, первым делом высаживайте чадо на горшок.

Если ребенок проснулся утром в сухой постели или ночью сходил в горшок, обязательно отметьте это, похвалите карапуза. В ситуациях, когда чадо долгое время писается в кровать, начал вставать ночью и плакать, лучше на время отложить разговоры и попытки приучения к горшку.

Как выбрать горшок ребенку

Подружить маленького человечка с горшком будет гораздо легче, если правильно выбрать изделие. Современный ассортимент магазинов удивляет и сбивает с толку. Одни модели будут стоить дешево, другие – как велосипед. Чтобы купить идеальный горшок, нужно знать несколько важных моментов и учитывать простые рекомендации:

  • Обратите внимание на форму. Девочкам подойдут круглые варианты, мальчикам - овальные.
  • Оцените материал. Он не должен быть холодным. Всем подойдут пластиковые модели. От керамики и железных аналогов лучше отказаться.
  • Изучите конструкцию. Она должна быть устойчивой. Отдавать деньги за варианты на ножках или замысловатых подставках не стоит.
  • Обязательно наличие спинки. Это создаст более комфортные условия для карапуза.
  • Не лишней станет ручка, она упростит обслуживание и уборку после использования предмета.
  • Складные модели удобно брать с собой в путешествие или гости.

Ведущие педиатры и специалисты в данной сфере отмечают, что цвет, украшения и аксессуары не имеют значения. Главное – кроха не должен воспринимать горшок, как средство для игр и развлечения.

Не выбирайте модели слишком большого размера. Изделие должно быть пропорциональным и комфортным, отвечающим анатомическим особенностям детей. Подберите несколько подходящих вариантов, и спросите малыша, какой из них ему нравится больше всего. Если карапуз примет участие в покупке, он обязательно захочет опробовать приобретение.

Методика приучения к горшку за семь дней

Когда самостоятельно приучить кроху не получается, малыш боится и плачет при каждой попытке сходить в туалет, можно прибегнуть к проверенным профессиональным методикам.

Проверенный способ – это программа приучения за 7 дней. Разработала ее Джина Форд. Многие родители опробовали методику, и одобрили ее.

Учиться ходить в туалет, как взрослый, по системе «Довольный малыш» легко. Подходит она для деток, достигших 1,5 лет, которые понимают речь родителей и умеют выполнять простейшие действия. Мамам и папам следует работать с крохой по дням:

  • В первые сутки полностью убираем из обихода памперсы. Рассказываем малышу, что он уже взрослый, и надо ходить в трусики, а когда захочется пописать (покакать), нужно попроситься в туалет. Высаживайте карапуза на горшок каждые 15–20 минут. Ваша цель – добиться, чтобы он сделал свои дела в него. Общее время ожидания результата не должно превышать 10 минут. Если вы только встали и кроха намочил штанишки, не ругайте его.
  • Во вторые сутки внимательней следим за карапузом и его поведением. Задача второго дня – не допустить мочеиспускания (дефекации) в колготки.
  • Третий день – закрепление результата. Держим выбранную тактику и линию поведения. Подгузник не используем вообще. На прогулку берем складной горшок, но стараемся сделать дела до выхода на улицу.
  • На четвертые сутки вы уже точно будете знать, какой интервал у малыша между «походами» в туалет. Соблюдайте режим. Если малыш забыл или заигрался, а время пришло, напомните ему о том, что надо посидеть на горшке.

Решив действовать по методике Форд или любой другой программе, важно понимать, что добиться успеха можно при условии, что мама выделит несколько дней специально для приучения. Она будет уделять все время, следить, объяснять, т. е. полностью сконцентрируется на поставленной цели.

Методика приучения за 3 дня

Еще одним направлением является методика приучения за 3 дня от Джейме Гловацки. Нельзя гарантировать, что такой экспресс-курс сформирует устойчивый навык у малыша, но понимание туалетных процедур к крохе точно придет.

Прибегнуть к ускоренной методике следует тогда, когда результат нужен быстро, например, перед поездкой в отпуск или посещением детского сада. Чтобы опробовать программу, надо убедиться, что малыш морально к ней готов. Идеальный возраст — 2 года. Крохе не нравится носить подгузник, он сам его снимает. У него формирует режим дефекаций, т. е. он ходит в туалет в определенное время через равные промежутки.

Если карапузу уже исполнилось 2 годика, но он не готов к переходу, задача родителей – морально его настроить на нужный лад.

Для этого за две недели до активных действий нужно купить горшок, рассказывать и показывать малышу, что это за предмет, говорить, что скоро ему придется отказаться от памперсов, чтобы стать как взрослый. Расскажите мальчику, что ему можно писать стоя. Алгоритм действий в активной фазе следующий:

  • Первый день – ходим за малышом по пятам. Кроха сразу после сна должен расстаться с подгузником. Можно надеть трусики, если в доме тепло, путь бегает голышом. Как только карапуз начинает писать или присаживаться и кряхтеть, сразу садите его на горшок. Все поймать не удастся, уборки не избежать. Но малыш поймет связь между своими действиями и новым предметом. Перед сном предложите сходить в туалет. Если поступит отказ, наденьте памперс.
  • Второй день – мама ведет себя так же, как и в первые сутки. Однако теперь без подгузника отправляйтесь на улицу. Гуляйте недалеко от дома, перед выходом сходите в туалет. Если малыш попросится или родители вовремя поймают грудничка, обязательно похвалите карапуза.
  • Третий день – закрепляем достигнутый результат. На улицу можно сходить дважды. Теперь кроха не боится горшка, и точно знает, зачем он нужен в доме.

В эти нелегкие дни заручитесь поддержкой родных. Используйте удобную одежду для крохи: никаких пуговиц, молний, канатиков. Ребенок в любой момент должен легко снять штанишки.

Методика «Кто последний?»

Это простой способ приучения малыша в игровой форме. При этом на пути к горшку выстраиваются в очередь к горшку мягкие игрушки, машинки, куклы. Каждый участник очереди комментирует свои действия, эмоции. Ребенок располагается в середине или конце процессии. Очередь не должна быть слишком длинной, чтобы интерес крохи не иссяк.

Стоит отметить, что данная методика актуальна для периода приучения малыша к алгоритму действий. Способ становится неактуальным, когда малыш осознанно ощущает потребность в испражнении. В этом случае игрушечная очередь может только навредить естественному процессу.

Можно встретить даже аномальные программы обучения за 1 день. Натан Эзрин и Ричард Фокс написали об этом целую книгу. Авторы предлагают советы, которые помогут крохе подружиться с новым предметом в течение одного дня. Помогают их рекомендации или нет, можно узнать, изучив отзывы родителей, опробовавших курс, или став участников программы со своим ребенком.

Приучить ребенка ходить в туалет – не самая простая задача. При этом важно запастись терпением, настроится на длительность и кропотливость процесса. Приучение к горшку – это новый шаг для малютки и родителей в сторону социализации, самостоятельности и экономии. Поддержите и помогите крохе справиться с этим важным жизненным этапом.

Важным аспектом воспитания ребенка является приучения к горшку и овладение малышом самостоятельными навыками опрятности.

С течением времени в педиатрии, казалось бы, устоявшиеся с течением времени взгляды на определенные ситуации и проблемы, связанные с развитием, воспитанием и здоровьем ребенка пересматривались. Именно это касается вопросов обучения ребенка опрятности.

Особенности и сроки приучения ребенка к горшку

В начале прошлого века в педиатрии рекомендовалось раннее обучение ребенка туалетным навыкам – в течение первого года жизни. И на сегодняшний день некоторые родители пытаются знакомить с горшком своего ребенка с 4 – 6 месяцев и многие даже отмечают явные успехи малыша в приучении к туалетным делам.
Но по современным представлениям приучать малыша к горшку только после достижения определенной зрелости:

  • физической;
  • психологической;
  • физиологической;
  • эмоциональной.

Важно, чтобы родители понимали, что приучение малыша к горшку и овладение самостоятельными навыками опрятности – процесс постепенный и зависит от многих факторов, поэтому индивидуальный и основная роль в этом процессе отводится ребенку. Начало обучения ребенка туалетным навыкам откладывается до того возраста, когда у малыша появляются определенные признаки готовности к обучению.

Начало обучения малыша туалетным навыкам необходимо начинать только когда ребенок способен контролировать процессы мочеиспускания и дефекации – примерно с полутора – двух лет.

До этого возраста процесс мочеиспускания происходит в форме игры и на уровне рефлексов. Поэтому происходят ситуации, когда вроде бы привыкший к горшку малыш отказывается или даже категорически отрицает высаживание на горшок, прячется, чтобы пописать или просто не понимает, зачем горшок (складывает в него игрушки, сидит как на стульчике, надевает на голову).

Поэтому приучение к горшку – это систематическая, терпеливая и последовательная работа с малышом готовым к получению навыков опрятности.

Когда надо начинать приучать ребенка к горшку
Контроль походов на горшок у ребенка регулируется центральной нервной системой. И процесс полного приучения малыша к туалету может быть начат и завершен у каждого ребенка в разное время – это зависит от зрелости нервной системы.

Любая модель приучения ребенка к принципам опрятности должна учитывать основные аспекты.

Ночные непроизвольные мочеиспускания тоже допустимы до четырех лет. От того, что ребенка начинают приучать к горшку с очень раннего возраста, процесс вряд ли ускорится. В подходящее для малыша время, навык будет усвоен гораздо проще и быстрее. Когда приучаться к горшку ребенок сам даст понять родителям.

Какие же признаки дают понять, что ребенок готов подружиться с горшком?

Признаки, которые указывают на готовность приучения ребенка к горшку:

  • ребенок научился снимать нижнюю часть одежды, в том числе памперс;
  • малыш демонстрирует свою независимость при помощи слова «нет»;
  • кроха отрицательно реагирует на мокрые штаны и остается сухим около 2 часов подряд и просыпается сухим после дневного сна;
  • дефекация происходит примерно в одно и то же время;
  • ребенок понимает, что значит пописать и покакать;
  • выражение лица или изменение положения тела, определенные слова сигнализируют о том, что малыш готов к мочеиспусканию или опорожнению кишечника;
  • малыш охотно садится на горшок;
  • ребенок охотно следует инструкциям взрослых.

Алгоритм приучения малыша к горшку

В первую очередь родителям нужно запастись терпением. Если малыш негативно реагирует на горшок, не стоит настаивать. Есть риск надолго отбить желание ходить по нужде в нужное место. Лучше пока повременить.
Как родителям, таки педиатру сложно в полной мере оценить степень активного негативизма в каждый конкретный момент. Поэтому нужно проводить обучение постепенно, проявлять внимательность, доброжелательность, терпение и гибкость.

Только в этом случае можно добиться положительных результатов.

Этапы обучения

После того, как малышу исполниться 1 год 6 месяцев в его комнате появляется специальный стульчик с горшком, который представляется крохе как его «личный» стульчик. Пока малыш привыкает к его присутствию ему объясняют, что это тоже самое, что и взрослый унитаз.

Этот этап крайне важен – попытки удерживания крохи на горшке могут испугать его и заставить сдерживаться на последующих этапах. Не стоит торопиться.

Именно такое постепенно расширение границ обучения позволяет избежать излишних страхов от чего-то необычного и даже потери «части себя».

Таким образом, родители добиваются заинтересованности – затем можно высаживать кроху 2 раза в день.

Когда понимание со стороны ребенка совпадает к его желанием подчиниться воле родителей – можно во время высаживания стараться «подловить» стул или мочеиспускание, но при условии, что ребенок не сопротивляется этому.

После этого можно приступать к следующему этапу – с малыша на короткое время снимают подгузник и штанишки, стульчик с горшком ставят в комнату малыша и указывают крохе на его возможность справиться с этой задачей без посторонней помощи. При этом ребенку предлагают идти на горшок самостоятельно, когда ему захочется, но напоминать ему об этом время от времени.

Когда малыш готов выполнить все требования без посторонней помощи – это становиться для него важным событием и в дальнейшем ребенок берет инициативу в свои руки и садится на горшок самостоятельно. В дальнейшем можно научить кроху самостоятельно снимать штанишки и это только способствует закреплению навыка.

Кроме этого на каждом этапе родители должны подчеркивать, что малыш добился успеха самостоятельно. При сбоях нельзя показывать огорчения, а наоборот подбадривать малыша. Часто такие неудачи заставляют чувствовать себя плохим, и только затягивает процесс приучения к опрятности – это в первую очередь нервная регуляция на достаточно высоком уровне созревания и взаимодействия всех органов и систем малыша.

Добрый день! Сегодня продолжаем разбирать тему как приучить ребёнка к горшку?

Спасибо Вам за участие в опросе «А Ваш ребёнок ходит на горшок?». Очень радостно было читать о Ваших успехах в деле приучения к горшку, некоторые дали ценные советы, которые я обобщу и поделюсь ими с вами в следующей статье.

Однако как показал опрос – есть и трудности в таком деле как приучение ребёнка к горшку.

Что же делать? Как провести процесс приучения к горшку максимально безболезненно и для ребёнка, и для родителей?

Давайте разберём основные ошибки, которые допускают многие родители, решив приучать ребёнка к горшку.

Уверена, что зная эти «подводные камни» Вы умело сможете их обойти!

ОШИБКА №1

Приучение к горшку начинается в неподходящем возрасте.

Зачастую в практике встречаются случаи, когда мамы начинают приучать ребёнка к горшку СЛИШКОМ РАНО! Забывая о том, что готовность садиться на горшок и управлять своими функциями требует зрелости. Причём большинство современных исследований говорят, что успех в приучении к горшку зависит от грамотного сочетания ТРЁХ факторов:

  • физиологическая зрелость,
  • психологическая зрелость,
  • социальная зрелость.

Высаживания на горшок в 6, 8 и даже в 12 месяцев не имеют никакого отношения к осознанному овладению ребёнка горшком.

Совет №1. Не торопиться!

Дождаться соответствующего возраста ребёнка для обучения его навыкам пользования горшком. Чаще всего это от 1,2 до 1,9. Но это не значит, что не нужно совершать подготовительных мер, которые помогут ребёнку быстрее освоить выделительную функцию.

ОШИБКА №2

Чрезмерное использование подгузников

Бывает, что практически с рождения ребёнок находится в подгузниках: и днём и ночью. А затем, когда родители решают, что пора ходить на горшок – подгузник резко убирается и от ребёнка ждут быстрой реакции на такую свободу.

Неоднократно встречала такой совет «Пусть походит немного в мокрых штанишках и тогда быстро сообразит, что нужно садиться на горшок!»

На самом деле на такое осознание у ребёнка большую часть времени носившего «защиту» может уйти до 3-5 месяцев.

Также частое ношение подгузников приводит к тому, что половые органы не получают должной стимуляции и не тренируются задерживать большие порции мочи. Подгузник создает ощущение чистоты и сухости, поэтому ребёнок даже в возрасте 8-9-12 месяцев может писать маленькими порциями почти как новорожденный.

Использование подгузинков ночью также нарушает созревание функции почек. Замечено, что дети, спящие в них, могут продолжать писаться ночью до 3-4 лет, в то время как дети, спящие БЕЗ них, уже к 2 годам перестают мочиться ночью (конечно при условии, что на ночь не было выпито 2 литров вкусного компота!)

СОВЕТ №2. Разрешите ребёнку знакомиться со своим телом.

Хотя бы днем, а в идеале и ночью ребёнок начинает обходиться без подгузника.

Если жалко ламинат, мебель, ковры и другие прекрасные предметы интерьера – обезопасьте их – застелите пелёнками, сшейте чехлы и т.д.

Поверьте, здоровье ребёнка стоит гораздо больше!

ОШИБКА №3

Слишком сильная заинтересованность родителей научить ребёнка ходить на горшок

В стремлении побыстрее приучить ребёнка к горшку, мы забываем о том, чья это зона ответственности?

Если Вы думаете что Ваша, тогда постоянные погони за ребёнком в попытках объяснить ему правила пользования горшком Вам обеспечены.

Слишком сильная заинтересованность родителей проявляется в том, что:

  • ежечасно ребёнка усаживают на горшок;
  • ребёнку не разрешают вставать пока он не сделает свои делишки;
  • ребёнку постоянно делаются внушения по типу «Ты уже большой!», «Пора ходить на горшок», «Горшок это замечательно!» и т.д.

Но любое давление вызывает обратную реакцию, сопротивление! И это видно на примерах, когда ребёнок честно ходивший на горшок ВДРУГ прекращает это делать. Возможно, родители просто чрезмерно увлеклись приучением к горшку и нужно ослабить поводья.

СОВЕТ № 3. Создавайте условия при которых приучение к горшку произойдет самостоятельно!

Ребёнок САМ сядет на горшок, просто потому что он здоровый, адекватный, умный малыш!

А вот создание соответствующих условий – задача, действительно требующая внимания. Сместите фокус внимания на нее!

Вследствие этой ошибки родители часто совершают еще одну ошибку по выбору горшка. Как выбрать правильный горшок смотрите в моем видеоуроке:

ОШИБКА №4

Пристыживание ребёнка, ругань

Очень сильно этой ошибкой грешат бабушки. Ведь в советское время пристыживание было одним из самых эффективных средств педагогического воздействия.

И вот ребёнок, который любит себя всего, и даже любит свои «произведения» (я имею в виду лужи и какашки) сталкивается с ….непринятием. Его вдруг начинают стыдить, ругать, наказывать, а иногда…ставить в угол, за то что вовремя не сел на горшок и намочил штаны.

Чем это чревато?

В самом легком случае – время дружбы с горшком отодвинется на более поздний возраст.

В худшем случае – чревато неврозами, фобиями и страхами, справляться с которыми придётся под руководством психолога.

СОВЕТ №4. Не при каких обстоятельствах не ругайте ребёнка за сделанные лужи или разложенные «кучки» - это делу не поможет.

Лучше привлеките ребёнка к уборке, а еще лучше полностью переложите это дело на него.

Можно сказать так: «Саша, ты пописал на пол! Давай пойдём, возьмём тряпочку и вытрем лужу, чтобы никто не замочил ножки. Вот тебе тряпочка – вытирай!

В следующий раз, пожалуйста, садись на горшочек, и писай туда – тогда пол и твои штанишки останутся сухими и нам не придется вытирать лужи».

Вы не ругаете ребёнка, но при этом показываете наилучший вариант развития событий, который Вы ждёте от ребёнка. А учитывая то, что ребёнок очень хочет быть хорошим и всегда следует родительским ожиданиям - вы на 1 шаг приблизились к сухому полу в квартире.

ОШИБКА № 5

Незнание стадий знакомства ребёнка со своим телом

Эта ошибка тесно связана с ОШИБКОЙ №2, когда половые органы ребёнка запираются в подгузник и ребёнок вынужден пропускать нормальные стадии взросления.

В деле приучения к горшку, горшок является одним из завершающих этапов знакомства со своим телом и обучением контролировать выделительные функции. Поверьте, это не простая задача.

Точно также как маленький ребенок вначале учится переворачиваться, затем вставать на четвереньки, затем ползать и вставать – развитие половой функции идёт по своим законам.

Если какая-то стадия пропущена – ребёнок обязательно к ней вернется! Просто в более позднем возрасте. Уверена, что Вы слышали истории как ребёнок вначале научился вставать и ходить, а затем вдруг пару месяцев подряд ползал. Это нормально. Развитие мозга идет по заданной траектории, и если где-то произошел сбой – этот пробел нужно закрыть.

Вот примеры из Ваших ответов, которые наглядно показывают, как ребёнок добирает недостающие стадии развития (просто видимо в силу каких-то ошибок делает их в более позднем возрасте, чем конечно вызывает растерянность у родителей)

Пример №1.

Пример №2.

СОВЕТ №5. Позволить ребёнку знакомиться со своим телом. Позволить ребёнку знакомиться со своими произведениями (пописами и покаками).

Перед каждым родителем встает в свое время вопрос о том, когда и как приучать ребенка к горшку . Однако многие родители, особенно те, кто воспитывает первенца, часто слишком рано пытаются научить малыша ходить в туалет «по-взрослому». Ниже речь пойдет о том, как наиболее просто научить ребенка пользоваться горшком, как воспринимать правильно те неудачи, которые неизбежно случаются в процессе приучения, почему малыш не всегда может научиться ходить в туалет достаточно быстро, а также о других важных аспектах, интересных молодым родителям.

Как приучить ребенка к горшку: методы и их особенности

Когда малыш подрастает, и перед мамой и папой неизбежно встает вопрос, как приучать ребенка на горшок ходить, многие взрослые делают ошибки, которые в итоге оборачиваются стрессом и для родителей, и для ребенка. В итоге взрослее тратят очень много времени и усилий даром, высаживая малыша даже ночью, а результата не получают вообще, либо в итоге отмечается нестойкий результат.

В свое время бытовало мнение о том, что приучить ребенка к горшку быстро и правильно вполне возможно, если начать заниматься этом уже на первом году жизни малыша. Даже сейчас многие бабушки и даже опытные мамы дают молодым родителям советы о том, как приучить ребенка к горшку в 1 год. Подобные рекомендации можно иногда услышать даже от отдельных педиатров.

Однако в настоящее время столь раннее приучение уже научно признано неправильным и несвоевременным, а также таким, что противоречит естественной физиологии младенца. То есть те, кто пытается приучить малыша к горшку уже в последние месяцы первого года жизни, противоречат его психологии и не учитывают особенностей физиологического созревания. В итоге получается, что весь этот процесс приучения очень продолжительный и, как правило, малопродуктивный. К тому же тем, кто пытается научить пользоваться горшком таких маленьких мальчика или девочку, приходится, по сути, давить на малыша. А это, конечно же, вызывает ряд негативных последствий, а именно:

  • развитие у малыша, иногда ведущего к развитию неврологических и психосоматических болезней;
  • проявление недержания мочи , ;
  • нервные тики , логоневрозы ;
  • развитие серьезных проблем в более позднем возрасте, в частности, энкопреза , гиперактивности мочевого пузыря .

На самом деле родители очень часто отмечают, что у ребенка появляются описанные выше проблемы. Но при этом они не сопоставляют причину и следствие, и часто не понимают природы этих проявлений.

Те, кто озадачивался решением вопроса, как приучить мальчика к горшку или как научить девочку проситься в туалет раньше, чем это определено природой, использовали методы выработки условных рефлексов. Однако в данном случае речь не шла о выработке осознанного навыка, чего в идеале и нужно достичь.

Из-за подобного обучения выстраивалась неправильная последовательность действий. То есть родители добивались того, что ребенок опорожнил мочевой пузырь, когда слышал журчание воды, или когда ему приговаривали «пись-пись».

Вследствие многократных повторений таких действий малыш привыкал, что писать нужно именно после таких звуков. Хотя на самом деле побуждать к посещению туалета должно переполнение мочевого пузыря.

К тому же навык, который годовалый малыш получил в итоге развития такого рефлекса, не является стойким. Он может утратиться, так как основан на неправильной базе. К примеру, «отучить» малыша от горшка может любой стресс – переезд, начало посещения детсада, неспокойные отношения родителей и др.

Также этот навык ребенок может утратить примерно в 2 года – в том возрасте, когда на самом деле нужно было начинать процесс приучения к горшку. Если произошло подобное «отучение» позже малышу уже намного сложнее научиться приобрести этот навык.

Поэтому вывод однозначен: не нужно спешить, как можно раньше отучить ребенка от подгузников и пытаться за 3 дня приучить его к горшку. Этот навык должен вырабатываться своевременно и постепенно.

Таким образом, родители должны четко понимать, когда приучать ребенка к горшку нужно, а когда – еще слишком рано это делать.

По мнению Американской Академии Педиатрии, малыши достигают физиологической зрелости в возрасте 18-24 мес. Следовательно, надо приучать к горшку малыша не ранее, чем после достижения им 18 месяцев.

Важно не только знать, когда начинать приучать к горшку и во сколько должен научиться проситься в туалет маленький ребенок, но и то, какой именно метод стоит применять, чтобы результат был успешным. Важно применять такой способ, который будет ориентирован на малыша. То есть обязательно нужно учесть степень зрелости нервной системы маленького человека. Именно зрелость нервной системы определяет, готов ли малыш к приобретению такого важного навыка. Если использовать именно такую модель обучения, родители не будут давить на ребенка.

В свою очередь, малыш не переживет стресс, если его физиологическая и психологическая готовность будут на должном уровне. Именно поэтому, самый правильный ответ на вопрос, с какого возраста приучать ребенка к горшку можно, следующий: когда он будет готов к этому и физиологически, и психологически.

В процессе обучения малыш является основной фигурой, при этом он уже осознает, что делает, и чего именно хотят от него добиться взрослые.

Основными положениями физиологического метода являются следующие постулаты:

  • Физическая зрелость организма — укрепление мышц мочеиспускательного канала и сфинктеров прямой кишки, развитая иннервация мочевого пузыря и прямой кишки.
  • Психологическая зрелость – малыш уже понимает, чего от него требуют, может следовать инструкциям.
  • Эмоциональная готовность – ребенок позитивно настроен по отношению к приобретению новых навыков.

Особенности физиологии и анатомии малыша

Объяснить, почему приучение стоит начинать не ранее, чем в полтора года, поможет рассмотрение некоторых особенностей физиологии и анатомии малыша. Осознанно проситься на горшок малыш может только в то время, когда у него уже сформировались нервно-мышечные связи между его мозгом и органами малого таза. Их формирование начинается только после 18 месяцев. Это нервные волокна, формирующие сплетения вокруг прямой кишки и мочевого пузыря. Именно они подают импульс о том, что мочевик или кишечник переполнены. Этот импульс изначально передается в спинной мозг, после чего – в головной мозг. Он и является побуждением посетить туалет. Следовательно, формирование правильного навыка возможно только после четкого появления указанных связей. Поэтому, если ребенок в 1,5 года не ходит на горшок, это вполне нормальное явление.

Конечно некоторые «продвинутые» родители практически после рождения ребенка начинают ломать голову над тем, как заставить ребенка пописать в горшок. Однако большинство попыток слишком раннего приучения обречено на провал. Даже если появились определенные успехи, дети на горшке не чувствуют себя уверенно, и этот навык у них не закрепляется так, как следует.

Но если обучение стартует, когда ребенок начинает понимать, чего от него хотят, и когда его организм готов к такой «школе», успех не заставит себя ждать.

На горшок раньше срока: хорошо ли это?

О том, как малыш, которому еще и года не исполнилось, исправно ходит на горшок, рассказывают многие мамочки. Сталкиваясь с подобными историями, некоторые мамы маленьких деток и сами порываются как можно раньше научить свое чадо обходиться без подгузников.

Повторяя многократно звуки «пись-пись» или надрывное «а-а-а» и удерживая малыша на горшке, добиться того, что он сделает свое дело, конечно, можно. Но не забывайте, что при этом у него всего лишь появится условный .

Однако следует помнить о том, что малыш, обученный таким «премудростям» слишком рано, после полутора года может повести себя совсем не так, как ожидают родители. Если мочевой пузырь у ребенка не наполнен, соответствующий импульс к мозгу не поступает, а малыша тем временем упорно высаживают на горшок и побуждают сходить в туалет, условный рефлекс уже может нее срабатывать. А так как новому, правильному методу, дитя не обучено, проблема мокрых штанишек снова может проявиться во всей красе. При этом родители будут недоумевать по поводу того, почему вдруг что-то пошло не так. И в данном случае повторное приучение к горшку за 1 день невозможно – родителям снова придется постепенно «работать» с ребенком, чтобы в итоге у него развился стойкий навык.

В таблице предоставлено сравнение особенностей слишком раннего и своевременного обучения

Как понять, когда можно начинать обучение?

Все малыши развиваются по-разному, поэтому нельзя полагать, будто в полтора года перейти от подгузников к горшку способен каждый ребенок. При этом родители должны четко помнить и тот факт, что формирование устойчивого навыка происходит к 22-36 месяцам. Следовательно, все промахи малыша нужно воспринимать спокойно.

Важно учесть и те признаки, которые свидетельствуют, что малыша уже можно начинать учить правильно ходить в туалет.

  • Дефекация происходит примерно в то же самое время суток каждый день.
  • Мочеиспускание отмечается не чаще, чем раз в два часа, о чем можно судить по сухим подгузникам.
  • Малыш уже знает разные части тела и способен их показать. Также он различает предметы одежды.
  • Он понимает, что значит «писать» и «какать».
  • Стремится подражать взрослым людям.
  • Когда подгузник грязный, малыш испытывает дискомфорт и демонстрирует это.
  • Делает попытки одеваться самостоятельно.
  • Интересуется туалетом, горшком.
  • Малышу уже исполнилось 1,5 лет.

Если все вышеперечисленные особенности уже наблюдаются, это свидетельствует, что процесс приучения к горшку будет проходить быстро и просто и для мамы с папой, и для ребенка.

Следует настроиться на то, что на горшок малыш может усесться не сразу. Если все попытки усадить его заканчиваются капризами и плачем, это может говорить о том, что ребенок просто не хочет сейчас в туалет. Важно не ругать его, а просто на некоторое время прекратить попытки и попробовать все повторить позже – через несколько недель. Примерно к двум годам маленький человек научится проситься в туалет и делать все правильно.

Не нужно заставлять сидеть на горшке малыша, если он по какой-либо причине боится это делать. Родители должны чутко отнестись к таким страхам и найти их причину. Часто это связано с пережитым стрессом или с тем, что горшок кажется ребенку неудобным.

Как провести процесс обучения?

Делать это нужно постепенно, не торопя малыша.

«Познакомить» с горшком

Сначала нужно показать ему, что на горшке можно просто сидеть. Поэтому сначала достаточно усадить его на горшок, при этом, не требуя сразу же использовать этот предмет по назначению. Правда, родителям здесь нужно быть предельно внимательными, ведь позволять малышу играть с горшком тоже нельзя, иначе, он станет воспринимать его как очередную игрушку.

Высаживать, когда малыш предположительно хочет в туалет

Если сидеть на горшочке ребенок не прочь, стоит пробовать высаживать его в то время, когда, вероятнее всего, ему хочется «по-маленькому». Лучше делать это после еды, после сна.

Следить за поведением

Если за маленьким человеком понаблюдать очень внимательно, можно заметить, что перед мочеиспусканием или дефекацией он затихает, как бы задумывается. Некоторые дети вздрагивают, другие пробуют самостоятельно снять трусики или штанишки. Именно такие сигналы могут говорить о том, что пора садиться на горшок.

Закрепить навык с помощью повторений

После того как малыш ошибся, нужно спокойно спросить его, куда нужно какать и писать. Если на горшок он после этого не показывает, тогда нужно подвести к нему ребенка и снова повторить «Вот горшок. Сюда нужно писать».

Воспринимать промахи спокойно, хвалить за успехи

Нельзя ругать детей за промахи и расстраиваться по этому поводу – со временем все обязательно получится. Неудачи на протяжении определенного времени бывают у всех. Иногда удается приучить малыша ходить в туалет за неделю-две, иногда на это уходит больше времени. Но если все получилось правильно нужно обязательно похвалить малыша и рассказать ему, какой он молодец и как хорошо все сделал.

Превратить поход на горшок в ритуал

Необходимо последовательное и привычное совершение всех действий. Чтобы малыш постепенно привык к этому. Взрослый человек должен постепенно производить их, при этом, рассказывая малышу, что он делает: «Снимаем трусики, садимся на горшок, надеваем трусики» и т. д. Так малышу будет проще привыкнуть к существующему порядку действий.

Правила, о которых нужно помнить в процессе приучения

  • Важна готовность и малыша, и родителей. Мама и папа должны осознавать, что ребенку в этот период придется уделять намного больше внимания. Также следует настроиться на промахи и на то, что придется больше времени посвящать уборке за малышом.
  • Начав процесс, нужно постоянно посвящать ему время. То есть не может быть так, что по выходным родители учат пользоваться горшком свое чадо, а в другие дни он ходит в подгузнике. Так можно только запутать малыша и существенно усложнить процесс.
  • Если днем ребенок пока не научился проситься в туалет, ночью приучение проводить еще не время.
  • К ночному горшку маленький человек должен привыкнуть. Этот предмет должен стоять на видном месте – так, чтобы его было легко найти, как только возникнет такая необходимость.
  • Когда все получилось, хвалить ребенка нужно обязательно, делая этот так, чтобы тот осознал, что сделал все хорошо. Если произошла ошибка, никаких «Ай-я-яй» из уст родителей звучать не должно – промахи следует воспринимать спокойно.
  • Важно приучение не только к горшку, но и непосредственно к ритуалу. Поэтому нужно научить выполнять все действия последовательно, показав, как снимают трусики, выносят горшок, моют руки и т. п.
  • Со временем нужно высаживать на горшок малыша перед сном, прогулкой – то есть, когда нужно сходить в туалет, чтобы избежать неприятностей.
  • На первых порах днем нужно отказаться от подгузников, но на ночное время или на период прогулки их лучше использовать, пока малыш еще не совсем освоил этот навык. Со временем от подгузников нужно отказаться полностью.
  • Нельзя разрешать баловаться с горшком, чтобы в итоге он не был воспринят, как игрушка.

Как выбрать горшок

  • Прежде всего, важно выбрать удобный горшок. Вполне возможно, что придется изначально сменить их несколько, чтобы малыш получил тот, на котором ему будет максимально удобно.
  • Его форма должна быть анатомической. Девочкам лучше выбирать круглые, мальчикам – овальные горшки, у которых есть выступ спереди.
  • Важна устойчивость, чтобы детский туалет не ездил и не ерзал по полу.
  • Предпочтительно покупать горшок со спинкой.
  • Что касается наличия крышки, то здесь особых рекомендаций нет – выбирать нужно то, что нравиться.
  • Идеальный вариант – обычный, максимально простой горшок, без музыкального сопровождения и декора в виде глаз, ушей и т. п. Такие вещи не только отвлекают малыша, но и воспринимаются им, как игрушка. Поэтому в итоге можно только сбить его с толку, позже очень много времени потратив на приучение.
  • Взрослые должны понимать, что этому навыку обучаются все дети. Поэтому относиться к процессу стоит спокойно, не превращая его во что-то сверхважное. Когда и психически, и физиологически малыш будет готов к этому, все обязательно получится.
  • Нужно не забывать и о том, что окончательно освоить этот навык, дети могут в возрасте 2-3 года. Поэтому если к трем годам еще время от времени случаются ошибки, ничего страшного в этом нет. В данном случае нельзя заострять на этом внимание, ругаться.
  • Важно всегда помнить самое важное правило: всему свое время. Чем раньше начать приучение, тем больше сил и нервов придется потратить зря.