Детское развитие — первые дни ребенка после рождения. Развитие малыша с первых дней жизни

Многим родителям интересно развитие новорожденного по неделям. Самые основательные изменения происходят в первый месяц после родов. Появляются проблемы, которые беспокоят родителей, но с ними вполне можно справиться. Изменения в 1 год жизни происходят каждый день. Разберемся, как развивается малыш до года. Продемонстрируем примерный календарь появления у него различных навыков.

В первый год жизни ребенок развивается наиболее интенсивно

Изменения на 1 неделе жизни

Познавать мир человечек начинает с помощью обострившихся органов чувств. Он и раньше, в утробе матери, слышал неясные звуки извне. Теперь малыш может слышать, видеть окружающий мир, осязать и обонять его, познакомиться со своими родителями (рекомендуем прочитать: ).

У новорожденного зрение развито слабо, он видит только крупные предметы. Зрение пока не фокусируется и все выглядит расплывчатым - таким образом организм защищается от обилия впечатлений, появляющихся сразу после рождения. Зато слух и обоняние развиты хорошо. Они появились у зародыша еще у мамы в животе.

Самое значительное изменение происходит у новорожденного в способе питания. Если раньше он получал питательные вещества из организма мамы в любой момент, теперь придется ждать, пока его покормят. В первое время ребенок почти все время находится у матери на руках и постоянно требует грудь.

Он еще не научился хорошо сосать, да и молока у мамы маловато. Его выработка в достаточном количестве наладится постепенно. Самое же главное во время кормления грудью - малыш чувствует свою физическую связь с мамой. Это его успокаивает, а не только насыщает.

Наиболее волнительный момент для молодых родителей – первое купание младенца. Если вы все сделали правильно, вода в ванночке имеет нужную температуру, кроха лежит в ней так, как ему удобно, все будет хорошо. Малыш полюбит купаться и не будет капризничать.


Первое купание - экстрим для родителей, но при правильном подходе малыш полюбит водные процедуры

Поводы для беспокойства

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Многие дети в первое время часто срыгивают после кормления. В норме это может происходить, поскольку пищеварительный тракт еще плохо сформирован, неразвита нервная система и не совсем правильно происходит процесс кормления. Срыгивание присуще первым неделям жизни. Если ребенок при кормлении вместе с пищей заглатывает воздух, он может срыгнуть. Ничего страшного в этом нет. Постарайтесь поменять позу так, чтобы в рот крохи попадало меньше воздуха.

Вторая причина волнения родителей – небольшая потеря в весе новорожденного (рекомендуем прочитать: ). Тут не о чем беспокоиться. Когда у мамы начнет обильно вырабатываться молоко и процесс кормления наладится, ребенок начнет снова прибавлять в весе.

Часто на 2-3 день жизни ребеночек немного желтеет - это физиологически оправданное явление. В крови образуется большое количество билирубина, который и способствует пожелтению кожи. На 7-14 сутки цвет кожи должен нормализоваться.

Иногда у младенца в первые дни . Когда он рождается, тело покрыто природной смазкой для облегчения прохождения по родовым путям. Затем на воздухе смазка высыхает и начинает отшелушиваться. Это естественный процесс, беспокоиться не о чем.


Ребенок очень скоро восполнит небольшие потери веса, которые отмечаются в первые дни жизни

Вторая неделя жизни

Самая трудная неделя позади. Малыш начинает привыкать к новому способу существования. У мамы увеличивается количество молока и процесс питания становится более устойчивым. Привыкает к перевариванию желудок и кишечник. Ребенок стабильно испражняется по 3-4 раза в день. Заживает пупочек.

Малыш начинает прибавлять в весе. Он с возрастающим любопытством разглядывает окружающие его предметы. С расстояния 25-30 сантиметров ему видно даже некоторые детали. У человечка появляется мимика - он может скривить личико, если что-то пришлось не по вкусу, после еды порадует родителей милой улыбкой. Детские фото этого периода долго будут умилять маму с папой. Единственное, что омрачает жизнь здорового малышакишечные колики. Он выражает свое недовольство плачем и от боли сучит ножками. Врачи не пришли к единому мнению, почему колики начинаются и как с ними бороться. Вас может утешить, что это временное явление, которое постепенно пройдет.

Третья неделя жизни

К этому времени приурочены первые достижения малыша. Он старается поднять головку - хотя это получится только ненадолго, но наполнит родителей гордостью. Кроха с любопытством рассматривает игрушки, которые вы повесите перед ним поперек кроватки. Он пытается до них дотянуться ручкой.

Новорожденный реагирует на голос. Когда взрослый обращается к нему доброжелательным тоном, он в ответ начинает агукать и улыбаться. На малыша валом наваливаются новые впечатления. Их так много, что нервная система напряжена до предела. Перед сном малыш может плакать, чтобы снять напряжение. Некоторые плачут каждый раз по 20 минут. Меняется интонация плача, она становится требовательной.


На третьей неделе малыш уже улыбается, реагирует на маму и папу

Четвертая неделя жизни

Время летит очень быстро. Проходит первый месяц жизни. Это стадия перехода от статуса новорожденного к статусу младенца. У малыша укрепляется вестибулярный аппарат. Он осознает свое положение в пространстве. Вскоре это поможет ему научиться переворачиваться и хватать игрушки.

Ножки и ручки пока полусогнуты, поскольку сгибательные мышцы пока сильнее разгибательных. Гипертонус мышц у малыша первого месяца жизни – нормальное явление. Беспокоиться пока рано. Когда ребенку исполнится месяц, надо посетить педиатра, который определит степень его развития и соответствия возрастным нормам. В конце 4 недели:

  • ребенок способен сфокусировать взгляд на рассматриваемом предмете;
  • он поворачивает голову в сторону раздающегося неподалеку звука;
  • поднимает и недолго держит голову, лежа на животе;
  • узнает родителей и реагирует на их появление.

С 5 по 8 неделю

Если рассматривать развитие по неделям, про этот период можно сказать, что у ребенка устанавливается определенный режим. Он по-прежнему много спит, но теперь родители знают, когда примерно уснет и сколько проспит их чадо. Малыш начинает хватать ручками игрушки и другие предметы. Что еще умеет малыш в этот период:

  • он фокусирует взгляд как на неподвижных, так и на движущихся предметах;
  • переворачивается с бока на спину;
  • приподнимает голову, лежа на животе;
  • приподнимается на ручках и выгибает спину, поворачивает голову на звук;
  • если поставить его на твердую поверхность, придерживая, он отталкивается ногами от опоры;
  • доброжелательно реагирует на появление родителей – гукает, улыбается, машет ручками и ножками, поет.

С 5 по 8 неделю малыш учится переворачиваться, узнает голос родителей

С 9 по 12 неделю

Средний ребенок к 3 месяцам умеет переворачиваться со спины на живот, приподнимается на руках, держит такую позу в течение нескольких минут. Если ваш малыш еще этого не умеет, не стоит отчаиваться. Он всему научится через месяц или два (рекомендуем прочитать: ).

Ребенок набирает вес, у него появляется подкожный жир. На ручках и ножках появляются складки-перевязочки. Тельце приобретает округлые очертания. Малыш все тянет в рот, чтобы попробовать на вкус. В 3 месяца полагается пройти еще один осмотр у педиатра (рекомендуем прочитать: ). К умениям можно отнести:

  • перевороты со спины на живот;
  • поднятие корпуса на руках из положения лежа на животе, удерживание тела в такой позе непродолжительное время;
  • активизация реакции на появление взрослого – малыш пытается отвечать гуканьем на мамины и папины фразы.

С 13 по 16 неделю

К счастью родителей, кишечные колики в этом возрасте остаются позади. Передышка, тем не менее, будет недолгой - у некоторых малышей уже начинают резаться зубки, хотя трудно сказать по неделям, на какой именно начинается этот процесс. Этапы роста носят приблизительный характер.

Ребенок начинает избирательно относиться к окружающим, как правило, выделяя из всех маму. Речь у него немного меняется. Он вводит в употребление согласные звуки: «п, б, м». Может случайно сказать: «мама» или «папа», но это будет неосознанно. В этом возрасте ребенок:

  • удерживает ручками небольшие предметы, игрушки;
  • гукает и лепечет, произносит: «ба, па, ма»;
  • реагирует, когда кто-то произносит его имя;
  • на руках у взрослого сидит уверенно, удерживая голову в вертикальном положении;
  • хватает и пробует на вкус различные предметы;
  • пытается приседать.

В этот период ребенок уже уверенно держит головку, находясь на руках у мамы

С 17 по 20 неделю

Ребенок начинает активно двигаться. Ему уже не хватает кроватки, его тянет обследовать всю квартиру. После тщательной влажной уборки его можно выпустить на пол. За каждым движением необходимо следить, поскольку в квартире множество опасностей для несмышленыша. У среднего ребеночка начинают прорезываться первые зубки - этот процесс сопровождается беспокойством и обильным отделением слюны. Десны у ребенка чешутся и он пытается грызть разные предметы, чтобы их почесать. В этом возрасте ребенок:

  • может переворачиваться со спины на живот и обратно;
  • приподнимает верхнюю часть тела на руках;
  • понемногу начинает ползать;
  • может сам себя занять, играя своими игрушками по 5-10 минут;
  • его лепет, состоящий из отдельных слогов, начинает походить на осмысленную речь.

С 21 по 24 неделю

У некоторых грудничков получается ползать. Они садятся в кроватке, но могут сидеть совсем недолго – позвоночник пока недостаточно развит. Зубки продолжают резаться и доставлять всем беспокойство. Если малыш капризничает - скорее всего, это из-за зубов. В полгода следует еще раз показаться педиатру. Навыки полугодовалого ребенка:

  • ребенок сидит некоторое время в коляске или на детском стульчике (можно подпереть его спинку подушками, чтобы помочь держать позу);
  • он успешно ползает;
  • он смеется, бормочет и лепечет, поет;
  • кроха любит прыгать, когда взрослый поддерживает его за подмышки.

С 25 по 28 неделю

Заметно проявляется интеллект грудничка. Его развитие проявляется в том, что человечек понимает слова, показывает пальцем на предметы, которые называет мама. Его труднее обхитрить – если спрятать за спину игрушку, он знает, где ее искать. Прогрессирует и психика. Ребеночек начинает испытывать беспокойство, когда мама уходит из комнаты.

Самые заметные изменения происходят в двигательной сфере. Кроха встает самостоятельно, держась за спинку кровати или за другую опору. Он передвигается, держа маму за руки или опираясь о мебель, хорошо ползает (хотя некоторые дети так и не начинают ползать, а сразу встают и передвигаются при помощи опоры).

С 29 по 32 неделю

У ребенка проявляется характер. Он учится добиваться от взрослых желаемого, понимает, что от него хотят, знает слово «нельзя». Это знание не доставляет ему удовольствия. Он разделяет людей на своих и чужих, не доверяет чужим.

У многих детей к этому возрасту во рту от 4 до 6 зубов. Если зубов нет, не стоит огорчаться – процесс их прорезывания индивидуален и у каждого грудничка происходит по своему графику.

Ребенок умеет:

  • садиться без помощи взрослых;
  • играет игрушками, перекладывая их из правой руки в левую и наоборот, швыряет кубики и погремушки из кроватки на пол;
  • делает первые шаги, держа маму за руку.

Умение самостоятельно сидеть появляется у ребенка с 29 по 32 неделю

С 33 недели по 36

Ребенок взрослеет, это бросается в глаза. Он старается делать все самостоятельно, хотя это не всегда получается. Самостоятельно садится и встает, ходит, держась за руку или за мебель. Становится более осмысленной речь. Человечек может первый раз сказать «мама» или «дай». Если ваш ребенок не начал говорить первые слова, не огорчайтесь – это произойдет позже (рекомендуем прочитать: ).

Чтобы донести до взрослого свое желание, кроха произносит слоги и короткие слова, помогает себе жестами и мимикой. В возрасте 9 месяцев снова надо пройти осмотр педиатра. В этом возрасте ребенок.

Как заниматься с новорождённым

Первые дни с новорождённым. Ну вот вы и дома. А дома, как известно, и стены помогают. В этот же день или на следующий вас обязательно посетит и педиатр, и детская медсестра. Педиатр будет осматривать малыша еженедельно, и медсестра будет приходить.

Совет . Заранее запишите все свои вопросы и не стесняйтесь их задавать. Медработник обязан на них ответить, но имеет смысл помнить, что доктор тоже человек и ему приятнее общаться с доброжелательными людьми.

Торжественная встреча состоялась, гости ушли, цветы стоят в вазах, малыш лежит в своей кроватке. Если вы неделю провели вместе, то уже чуть-чуть знакомы со своим малышом. Но только теперь вы можете начать всё делать так, как вам кажется разумным. Если в роддоме была «форма одежды» — пелёнки, и в палате температура 27 градусов, то ваш малыш освоился именно с этими условиями. Возможно, что дома он будет вести себя иначе, ведь условия изменились.

Ваши задачи на первое время остаются прежними: побольше спокойствия и отдыха рядом с малышом, налаживание режима совместной жизни, кормление и уход, прогулки и купание, массаж и гимнастика, первые игры и общение в те немногие минутки, когда малыш не спит. Помните, что общение, мышечная активность и закаливание — это те три кита, которые являются основой гармоничного развития ребёнка.

Первый год жизни в целом — это период активного роста и развития ребёнка. И особенно важно создать наилучшие условия для крохи в самом начале, когда малыш более всего ограничен внешними условиями, когда от вашего отношения к маленькому человечку зависит столь многое. Для развития мозга крохи необходим приток нервных импульсов, который обеспечивается нагрузкой на органы чувств, сенсорной стимуляцией, а попросту говоря, обилием впечатлений от внешнего мира. Впечатлений самых разных, в самом широком диапазоне.

Совет . Малыш мал и кажется беспомощным, но новорождённый куда более физически крепок, чем нам кажется.

Смотрите на кроху как на человека, которому предстоит покорить большой мир, а значит, его надо знакомить с этим миром, с перепадами температуры воздуха и воды, с самыми простыми и обыденными вещами, с ближайшим окружением. С ребёнком можно и нужно разговаривать с самых первых дней и минут. Ритм народных пестушек, приговорок, колыбельных помогает малышу успокаиваться, совпадая с его внутренними ритмами. Материнский голос даёт возможность малышу чувствовать, что мама рядом, что в этом необъятном мире есть неизменная точка опоры и защита от всего и вся.

Малыш сам может совершать лишь микродвижения, но чем чаще вы берёте его на руки (поднимаете, опускаете, переворачиваете), чем больше вы сами двигаетесь с младенцем на руках, тем больше работает его вестибулярный аппарат, развивается чувство равновесия, напрягаются, а значит, развиваются мышцы, вся опорно-двигательная система. У новорождённых и грудных детей физическое и психическое настолько тесно переплетено, что язык прикосновений и движений тела является для них таким же важным способом общения, как и обращенная к ним речь взрослых.

С самых первых дней жизни малыш обладает способностью общения с окружающими и испытывает потребность в этом общении. По сути, наше общение с ребёнком происходит постоянно, что бы мы с ним ни делали. Кормится ли он грудью, укачивается ли на наших руках, купаем ли мы малыша, делаем ему массаж или гимнастику — помимо чисто практических действий, мы ведём с ним своеобразный диалог посредством самых различных сигналов. Своеобразие этого языка в том, что общение происходит с помощью сигналов, для взрослого человека непривычных. Зрение и слух «поставляют» малышу гораздо меньше информации, чем его осязание, вестибулярный аппарат, терморецепторы. Большую роль играют кинестетические ощущения, т. е. ощущения положения тела в пространстве, напряжения мускулатуры, и вообще то, что можно назвать внутрителесными ощущениями. Через движения можно дать возможность малышу получить представление о строении его тела, о том, как оно работает, как напрягается, расслабляется и отдыхает, каковы его возможности. Малыш знакомится с окружающим миром, узнавая, что такое верх, низ, изменение направления движения, ритм и аритмичность, скорость и амплитуда.

При желании можно создать для малыша самые комфортные условия на несколько первых месяцев. Но именно в эти первые недели и месяцы у малыша на всю мощность запущены природные механизмы адаптации к любым особенностям внешней среды. Если условия, к которым адаптируется малыш, это комната с закрытыми форточками, тёплые носочки на ножках и ограничение двигательной активности, то он приспособится именно к этим условиям.

Но лучше, преодолев робость, уже с первых дней жизни малыша обращаться с ним не как с хрустальной вазой, а примерно так же, как мамы из тех стран, где малыши первый год своей жизни проводят в тесном контакте с матерью и природой.

Совет. Если ребёнок этого не требует, совершенно необязательно носить его на руках часами. И без того малыш оказывается на руках очень часто. Если он спокойно и с удовольствием находится в кроватке, у вас есть возможность заниматься многочисленными делами.

Правила общения с крохой:

Кормить по требованию, но помнить что период переваривания молока составляет около двух часов;

Не допаивать из рожка (при необходимости допаивать с ложечки) и не пользоваться пустышкой в период установления лактации;

Почаще проветривать комнаты, чтобы воздух был свежим;

Гулять, начиная с 15 минут и до двух и более часов в день;

Соблюдать чистоту, но не стремиться к идеальной стерильности;

Купать, а не «парить»;

Поддерживать контакт «кожа к коже», почаще брать на руки и держать в разных положениях, в том числе и вертикально;

Укладывать спать с собой;

Создавать возможности для физической активности малыша;

Разговаривать с малышом: проговаривать свои действия, читать стишки и потешки;

С помощью первых игрушек стимулировать развитие тактильной чувствительности;

Стимулировать развитие зрения, привлекая внимание малыша к игрушкам;

Стимулировать развитие слуха, устраивая маленькие «концерты» — прослушивание классической и народной музыки.

Игры и игрушки для новорождённого

Сразу после выписки из роддома молодой маме, скорее всего, не до игр. Да и малыш большую часть времени проводит во сне. Но есть детки, которым в силу тех или иных причин не спится. Если малыш чувствует себя хорошо, то он может просто лежать в кроватке, и тогда было бы очень полезно предоставить ему возможность смотреть на что-то более интересное, чем обои. Например, на мобиль с игрушками или гирлянду погремушек. Возможно, для развития зрения и концентрации внимания вы захотите повесить рядом с детской кроваткой в поле зрения малыша графические рисунки с резкими контурами (изображение шахматной доски, концентрические круги, чёрно-белые фотографии).

Совет. Совсем кроху и малыша чуть старше привлекает новизна, поэтому игрушки (стимулы для привлечения внимания) надо менять почаще, хотя бы раз в день.

Если на ручку или ножку малыша надеть браслетик с колокольчиком, то звук будет привлекать внимание малыша. Он, пусть и случайно, своими движениями производит изменения в окружающем его мире.

В ладошку малыша можно вложить погремушку-самоделку (магазинная игрушка слишком велика для крохотной ручки). Касайтесь ручкой малыша самых разных поверхностей и материалов. Носите кроху на руках, показывайте всё, что окружает малыша в доме.

Игры и игрушки для малыша чуть постарше

Если новорождённого можно назвать соней, то малыш чуть постарше — это «наблюдатель», который старается стать «исследователем». Малыш бодрствует дольше и проявляет всё больший интерес к тому, что происходит вокруг него. Малыш остаётся малоподвижным и только пытается контролировать свои движения. Способность рассматривать предмет и следить за движущимся предметом присутствует у малыша с рождения. Его зрение, слух и координация ещё не совершенны, но развиваются с каждым днём.

Зрительный аппарат совершенствуется на протяжении первых 6 месяцев жизни малыша.

Совет . Для развития зрения малышу полезны игрушки, но прекрасной стимуляцией зрительного аппарата будет и путешествие по дому, возможность увидеть знакомые предметы с «новой точки зрения».

Ребёнок начинает разглядывать «движущиеся» предметы, лицо мамы, «находит» свои ручки, всё дольше держит голову, лёжа на животике или находясь на руках мамы. С каждым днём у него укрепляются мышцы спины, шеи. Чуть позже ребёнок радостно оживляется, увидев взрослого, вскоре он начнёт переворачиваться на животик со спинки, опираясь на локти. Малыш пока больше наблюдает, а «играете» вы, стимулируя его активность. Носите малыша на руках: периодическая «перемена мест» поможет малышу узнать новое в окружающем мире.

Ребёнку необходимы игрушки, которые он будет разглядывать, трогать. Для развития умения различать звуки, музыкального слуха нуж- ны не только погремушки, но и ксилофон, колокольчики. Тактильную чувствительность развивают прикосновения к самым разным фактурам и поверхностям.

Если ребёнок хнычет и беспокоится, потрясите погремушкой или заговорите с малышом, находясь вне поля его зрения. Малыш сосредоточит внимание на звуке лишь на короткое время, затем снова может начать «жаловаться». К полутора месяцам малыш будет прислушиваться к голосам, музыке, негромким звукам. К 3 месяцам ребёнок будет отвечать улыбкой на разговор, поворачивать голову и по-разному реагировать на разные звуки.

Малыш очень интересуется своими ручками. Он шевелит пальчиками, пытается схватить игрушки. Затем начинает ими манипулировать. Ребёнок пытается тянуть в ротик кулачок или пальчик. К концу 2-го месяца жизни он может разжимать и сжимать пальчики. Зрительно-моторная координация движений совершенствуется, и малыш начинает дотрагиваться до игрушек.

Совет. Чем больше развиты ручки малыша, тем больше развивается его мозг, тем быстрее и чётче будет звучать его речь.

В этом возрасте игрушки нужны уже не только для разглядывания, но и для касания, а затем и захватывания. Игрушки должны находиться на расстоянии вытянутой руки ребёнка. Они должны быть хорошо закреплены. Желательно использовать игрушки приятных глазу оттенков, зелёные, голубые, жёлтые. Выбирайте такие, которые удобнее для захвата: кольца, колокольчики. Округлые предметы будут выскальзывать из ручки малыша. В 3 месяца ребёнок уже сознательно бьёт по подвешенным игрушкам. Он внимательно наблюдает, как касание нижних игрушек вызывает движение верхних.

Выкладывайте малыша на животик почаще и оставляйте подольше, привлекая его внимание игрушками, чтобы он подольше удерживал голову. Полезно приобрести или сшить развивающий коврик с пришитыми к нему игрушками, удобными для захвата и ощупывания.

На третьем месяце жизни малыш начинает поворачиваться на бок. Если показать малышу игрушку так, чтобы он мог её видеть, что называется, краем глаза, он повернёт голову, а за ней и плечи, и туловище. Некоторые дети в возрасте 3 месяцев могут перекатываться с животика на спинку.

Игрушки малыша должны быть разнообразными по цвету, форме и фактуре (мягкими, гладкими, шершавыми). Давая малышу игрушки для ощупывания, разговаривайте с ним, повторяя те звуки, которые вы слышали от него: «агу», «бу-бу», «а-а-а», «о-о-о».

Совет . Дайте крохе возможность трогать и захватывать не только погремушки, но и мячики, кубики, лоскутки, ложки. Пока пальчики малыша очень неловки, но любые игры с пальчиками, массаж ручек — это развитие мелкой моторики, а значит, и речевых центров в мозге.

Вот только некоторые игры, в которые можно играть с малышом.

Вкладывайте в ладошку малыша небольшие предметы различной текстуры — комочек бумаги или лоскуток ткани, колпачок от фломастера, короткую ленточку или шнурок.

Перекиньте через перила кровати палку. К ней на эластичном шнуре подвесьте одну-две игрушки на высоте 15—20 см от ребёнка, чтобы он мог ударять по игрушкам.

Возьмите своей рукой ручку малыша, потрясите, погладьте её, привлекая внимание малыша к его кисти. Поиграйте с его пальчиками, нежно помассируйте их.

Вы можете разминать и поглаживать его пальчики, играть ручками малыша в пальчиковые игры. Погладьте ладошкой малыша гладкое стекло, шершавую ткань, мягкую подушку, жёсткую щётку.

Предложите малышу игрушку и помогите ему удержать её, держа своей рукой его ручку. Помогите малышу потрясти погремушку и отпустите свою руку.

Закрепите на ножке малыша воздушный шарик так, чтобы малыш мог увидеть его. Когда малыш будет шевелить ножкой, шарик будет двигаться.

Держите ярко окрашенную игрушку перед лицом малыша и медленно перемещайте её в сторону. Потрясите погремушку, чтобы привлечь внимание ребёнка. Если его внимание направлено на ваше лицо, держите погремушку перед своим лицом. Затем медленно перемещайте игрушку, добиваясь, чтобы малыш провожал её взглядом.

Расположитесь так, чтобы малышу было удобно видеть ваше лицо. Называйте его по имени разными интонациями. Постарайтесь встретиться с ребёнком глазами. Если он гримасничает, повторяйте за ним его мимику. Малыш улыбнулся? Улыбнитесь ему в ответ. Если малыш гулит, вступите с ним в беседу. Послушайте его и ответьте похожими звуками, меняя интонацию на вопросительную или восклицательную.

Привяжите бубенчик к запястью малыша. Малыш быстро уловит связь между звуками и движением ручки.

Разговаривайте или звоните в колокольчик подальше от малыша и рядом с ним. Похлопайте в ладоши, подудите в дудку, позвените колокольчиком. Меняйте тон и громкость звуков. Вначале находитесь рядом с малышом, так, чтобы он вас видел. Затем отойдите подальше, ведь ваша задача — привлечь внимание ребёнка и вызвать в нём желание повернуть голову в направлении звука.

Первые беседы с новорождённым ребёнком

Разговаривайте с малышом, когда вы с ним возитесь: купаете, переодеваете, кормите. Любые действия с малышом сопровождайте речью. Пойте своему малышу песенки, читайте детские стишки. Разговаривая с ребёнком, меняйте интонации. Ребёнку первого года жизни для благополучного развития более всего необходима тесная психоэмоциональная связь с матерью, на основе которой и появляется доверие миру, ощущение безопасности, уверенность в себе. Если мама не «болтушка по жизни», то надо преодолеть некоторое внутреннее сопротивление, чтобы начать одностороннее общение с крохой, который, очевидно, ничего не понимает и почти не реагирует.

Однако малыш понимает наши намерения, если мы даём себе труд объяснить человечку, что и зачем мы делаем, а не обращаемся с ним как с неразумным существом.

Совет . Вы можете «погуглить» статьи и книги Ф. Дальто, известнейшего детского психоаналитика, которая ещё в 50-е годы XX века одними разговорами с грудничками помогала им выздороветь, а в 70-е — организовала первый «Зелёный остров» — центр, где психологи, общаясь с грудничками и детками постарше, но всё ещё не говорящими, помогали родителям осознать важность взаимодействия с малышами и научиться лучше понимать их.

Собственно, ничего сверхъестественного не требуется. Если бы вам пришлось ухаживать за любимой старенькой бабушкой, наверное, вы бы сочли необходимым разговаривать с ней. Сказали бы: «Доброе утро, сейчас будем умываться... Сегодня хорошая погода... Как тебе спалось?» Вы бы читали ей книги и рассказывали, что нового и интересного в мире. Просто потому что её любите.

Помните, наверное, ещё с детства: «Рано утром на рассвете умываются мышата, и котята, и утята, и жучки, и паучки...» (К. И. Чуковский).

Совет . Читайте Александра Сергеевича Пушкина, он, действительно, «наше всё». Есть исследование, согласно которому, дети, много слушавшие Пушкина, успешнее справляются с логопедическими проблемами.

Это не сказка. Дело в том, что, помимо сердечного ритма, о котором мы все знаем, в организме человека пульсирует каждая клеточка. И у крохи происходит настройка всего организма на мамин голос, на стихотворный ритм. Мы потому и любим каких-то определённых поэтов, что ритм их стихотворений совпадает с нашим, помогает найти гармонию.

Когда бы вы ни подошли к малышу, поговорите с ним. Если он беспокоится, сразу отзывайтесь. Поначалу быстро подходите к нему, но постепенно удлиняйте время между словесным утешением ребёнка и вашим появлением у его кроватки. Может быть, малыш успокоится уже от звука вашего голоса. Иногда выбирайте время и подходите к кроватке, когда малыш ещё не зовёт вас. Несколько минут общения помогут малышу понять, что мама помнит о нём, даже если он не возмущается.

В течение первых 12 месяцев ребенок развивается особенно активно. И хотя все малютки проходят разные этапы развития по своему индивидуальному графику, есть некоторые общие признаки, присущие большинству детей одного возраста. Чтобы определить, нормально ли развивается младенец и не нужно ли сообщить педиатру о каких-либо проблемах, родителям стоит знать, как растет и какие навыки приобретает малыш в первый год жизни.


Родителям необходимо знать, развивается ли ребенок в соответствии с возрастом, чтобы вовремя обратиться к специалисту в случае отклонений

Показатели развития ребенка

В первую очередь оценивают физическое развитие малыша, показателями которого являются:

  1. Вес ребенка. Этот показатель очень важен для младенца. В первые дни после родов кроха немного теряет в весе в норме, но потом должен лишь прибавлять. Обычно вес ребенка становится вдвое больше массы при рождении к 6-месячному возрасту и втрое больше – к 12 месяцам.
  2. Рост малыша, показатели окружности головы и грудной клетки. За первый год ребенок вырастает в длину примерно на 25-27 сантиметров, при этом в первые месяцы кроха растет особенно активно, прибавляя по 3 см роста, а во втором полугодии – только по 1-2 см ежемесячно.
  3. Статические и двигательные функции. Оценивают способность ребенка держать голову, хватать и держать предметы, переворачиваться, сидеть, ползать, становиться на ножки, ходить и другие.
  4. Наличие зубов. Первые зубки (резцы внизу) обычно появляются к 6-месячному возрасту. Нормальное количество зубов для крохи рассчитывают, отнимая от возраста в месяцах цифру 4. К годику у большинства малышей прорезается 8 зубов.

Эмоционально-психическое развитие крохи оценивают по таким показателям:

  1. Эмоции малыша. Месячный ребенок начинает улыбаться, а в 3-месячном возрасте оживляется при обращении взрослого. Подросший карапуз проявляет все больше эмоций, как отрицательных, так и положительных.
  2. Речевое развитие. Первыми звуками, которые издает кроха, являются кряхтение и сопение, но уже к концу первого месяца малыш начинает гулить. По мере роста кроха сначала начинает лепетать, а затем произносит свои первые слова. К году в речи младенца насчитывают в среднем около десяти слов.
  3. Манипуляции с игрушками и игры. Сначала малыш хватает игрушки рефлекторно, но позже начинает захватывать их целенаправленно. Подрастая, карапуз изучает их свойства и учится разным способам игр.
  4. Понимание слов и интонации речи взрослых – начинается с 6-месячного возраста. Ребенок начинает реагировать на слова взрослого, если они сопровождаются жестами, узнает свое имя, находит взглядом знакомые предметы в ответ на вопрос взрослого.


Эмоционально-психическое развитие крохи не менее важно, чем физическое

Календарь-таблица развития ребенка от рождения до года

Ежемесячно кроха не только прибавляет в весе и длине тела, но также и радует родителей новыми навыками. Традиционно развитие ребенка первого года отмечают по месяцам. Основные особенности развития ребенка мы собрали в такую таблицу:

Возраст и физические показатели

Умения

На момент рождения

Рост (длина) – 49-50 см

Вес – 3200-3300 г

Окружность головы – 34-34,5 см

Окружность грудной клетки – 32-34 см

Двигает ножками и ручками во время бодрствования.

Вздрагивает и начинает моргать при резких звуках.

Отвечает на раздражитель плачем.

1 месяц

Рост (длина) – 54-55 см

Вес – 4200-4500 г

Окружность головы – 36,5-37 см

Окружность грудной клетки – 36-36,5 см

Пытается приподнять голову в положении на животе и до 5 секунд ее удерживать.

Следит за перемещающимися яркими предметами и лицом взрослого.

Реагирует на резкие звуки.

Отвечает улыбкой.

Начинает гулить.

2 месяца

Рост (длина) – 57-58 см

Вес – 5100-5600 г

Окружность головы – 38-39 см

Окружность грудной клетки – 38-39 см

Длительно удерживает голову.

Поворачивается на звук речи взрослого.

Ухватывает предметы рефлекторно.

Активно интересуется окружающим миром.

3 месяца

Рост (длина) – 60-61,5 см

Вес – 5800-6400 г

Окружность головы – 39,5-40,5 см

Окружность грудной клетки – 40-42 см

В вертикальной позиции хорошо держит голову.

Долго рассматривает предметы.

Издает разные звуки.

При поддержке под мышки опирается ножками.

В положении на животе приподнимается на предплечьях.

Поворачивается на бок со спины.

Эмоционально отвечает на разговор, недовольство проявляет громким плачем.

Сосет пальцы или кулачек.

4 месяца

Рост (длина) – 62-64 см

Вес – 6400-7000 г

Окружность головы – 40,5-41,5 см

Окружность грудной клетки – 41,5-42 см

Уверенно поднимает голову, лежа на животике.

Держит ручками мамину грудь или бутылочку во время кормления.

При играх смеется и улыбается.

Подолгу гулит.

Хватает руками висящие предметы.

Переворачивается со спинки на живот.

В положении на животе поднимается с опорой на ладони.

Лежа на спинке, приподнимает голову и плечи.

5 месяцев

Рост (длина) – 64-66 см

Вес – 6900-7500 г

Окружность головы – 41,5-42,5 см

Окружность грудной клетки – 43-44 см

Узнает маму и других близких людей.

Осознанно провожает предмет взглядом.

Переворачивается с животика в положение на спине.

Захватывает и удерживает предметы двумя руками.

Берет предмет из рук взрослого.

Сидит с поддержкой.

Длительно нараспев гулит.

Отвечает на услышанные потешки и песенки.

Рассматривает картинки.

6 месяцев

Рост (длина) – 66-67,5 см

Вес – 7300-7900 г

Окружность головы – 42-43 см

Окружность грудной клетки – 44-45,5 см

Сидит без поддержки.

Тянет руки к предмету, который заинтересовал.

Поднимает игрушку, которая выпала из рук.

Пробует предметы «на зуб».

Начинает ползать.

Учится есть с ложки.

Начинает произносить слоги.

Пробует вставать на ножки, удерживаясь за опору.

Отзывается на имя.

Внимательно слушает взрослого.

Находит взглядом предмет, о котором говорит взрослый.

7 месяцев

Рост (длина) – 67-69 см

Вес – 7600-8300 г

Окружность головы – 43-44 см

Окружность грудной клетки – 45-46,5 см

Хорошо ползает и сидит.

Стоит с поддержкой за обе руки.

Удерживает в руке предмет неправильной формы.

Длительно играет с игрушками, изучая их свойства.

Пьет из кружки с помощью взрослого.

Пробует садиться.

Показывает у себя части тела.

8 месяцев

Рост (длина) – 69-70,5 см

Вес – 7900-8600 г

Окружность головы – 43,5-44,5 см

Окружность грудной клетки – 46-47 см

Ищет игрушку, которая упала.

Перекладывает предмет из одной ручки в другую.

Встает, держась за опору.

Быстро ползает.

Садится, ложится, переступает предметы.

Лепечет с интонацией.

Радуется другим детям.

Показывает знакомые предметы, отвечая на вопрос «где?».

Самостоятельно держит твердую пищу (сухарик, печенье).

Боится расстаться с мамой.

9 месяцев

Рост (длина) – 70-72 см

Вес – 8200-8900 г

Окружность головы – 44-45 см

Пробует стоять и делать первые шаги.

Подражает другим детям.

Тянется к интересующему предмету и пытается его достать.

Осознанно манипулирует игрушками.

Показывает части тела у человека и игрушки.

Разрывает и сминает листы бумаги.

Держась за опору, танцует под музыку.

10 месяцев

Рост (длина) – 71,5-73 см

Вес – 8500-9200 г

Окружность головы – 44-45,5 см

Окружность грудной клетки – 47-48 см

Начинает брать маленькие предметы пальцами.

Засовывает пальцы в дырочки, открывает ящики.

Играет в прятки.

Ходит с поддержкой за две руки взрослого.

Может подняться и спуститься по лестнице (3-4 ступеньки).

Понимает просьбы взрослого.

Повторяет за взрослым жесты и звуки.

Машет рукой при прощании и встрече.

Пробует самостоятельно есть ложкой.

11 месяцев

Рост (длина) – 73-74,5 см

Вес – 8700-9400 г

Окружность головы – 44,5-46 см

Самостоятельно стоит.

Ходит с поддержкой за одну руку.

Поднимает предметы без приседания (нагибается).

Умеет присесть без опоры.

Собирает пирамидку.

Складывает кубики.

Начинает произносить «облегченные» слова.

Играет в ладушки.

Ярко реагирует на чужого человека или новые игрушки, а также на похвалу.

Интересуется книжками и музыкальными игрушками.

12 месяцев

Рост (длина) – 74-76 см

Вес – 8900-9600 г

Окружность головы – 45-46 см

Окружность грудной клетки – 48-49 см

Пробует самостоятельно ходить.

Встает из позиции сидя на корточках.

Самостоятельно пьет из чашки.

Может отказываться от нелюбимой пищи.

Откусывает печенье и другую твердую пищу.

Понимает слова «нельзя» и «можно».

Узнает животных и показывает их на картинке и на улице.

Знает, как пользоваться некоторыми предметами.

Произносит 10-15 слов.

О том, что думает известный педиатр Е. Комаровский по поводу раннего развития ребенка, смотрите в следующем видео.

Новорожденный

Сразу после рождения младенец начинает адаптироваться к новым условиям жизни, а его родители – к своим новым обязанностям. Основной потребностью крохи в этот период является телесный контакт с мамой.


Первые рефлексы обязательно проверяются педиатром

  • Большую часть времени кроха проводит во сне. Сон у малыша бывает глубоким, когда тело крохи полностью расслабленно и глаза закрыты, а также неглубоким, при котором конечности малютки могут двигаться, а дыхание неровное. При кормлении новорожденный может дремать.
  • На холод, чувство голода, боли, мокрый подгузник, жару и другие раздражители младенец отвечает плачем.
  • У ребенка отмечают безусловные рефлексы хватания, поиска, плавания, ходьбы и сосания. Их наличие обязательно проверяется педиатрами. Часть этих рефлексов исчезает со временем.
  • В этот период очень важно питание крохи, лучшим вариантом которого будет молоко матери. Малютка ест очень часто (обычно с промежутком 1-2 часа), в том числе и ночью.
  • Если положить кроху на животик, то младенец будет пытаться поднять голову. Некоторым малышам это удается на несколько секунд.
  • Ребенок может задерживать взгляд на неподвижном предмете, а также реагировать на появление резкого звука.

Посмотрите следующее видео, где рассказывается о том, что происходит с ребенком в первый месяц после рождения.

1 месяц

  • Кроха уже осознанно улыбается взрослому и пытается удерживать голову, но пока может сделать это лишь в течение нескольких секунд.
  • Малютка уже может остановить взгляд не только на неподвижных, но и на движущихся предметах, если они яркие и крупные.
  • Резкие громкие звуки вызывают у месячного карапуза выраженную реакцию – обычно ребенок вздрагивает или замирает, но может и начать плакать.
  • Если вы подойдете к малышу и улыбнетесь ему, то вызовете у младенца оживление. Ребенок улыбнется в ответ и начнет двигать ручками и ногами.
  • Малютка начинает произносить в ответ на разговоры и улыбку взрослого звуки, напоминающие «га», «гы» или что-то похожее, поэтому такую «речь» карапуза называют агуканьем.


Уже в месяц малыш четче начинает реагировать на звуки и эмоции

2 месяца

Во второй месяц по сравнению с весом и ростом в 1 месяц карапуз становится больше на 700-1000 г (в среднем 800 г) и на 3 см.

  • Малыш начинает больше времени проводить в состоянии бодрствования. В среднем кроха не спит около 15 минут в час. В этом возрасте малыши еще не умеют различать ночь и день, поэтому они могут бодрствовать ночью.
  • Двухмесячный карапуз уже научился удерживать головку около минуты, а также переворачиваться с бокового положения на спинку. Если вложить крохе в ладошку палец, младенец крепко за него ухватится. Тонус ручек уже почти прошел, а в ножках еще сохраняется.
  • Младенец в 2 месяца активно гулит, фиксирует взгляд и на неподвижных, и на движущихся предметах. Увидев яркий предмет, кроха замирает. Из всех услышанных звуков карапуз уже умеет выделять речь человека, а в ответ на обращение и улыбку взрослого младенец тоже улыбается.


В три месяца ребенок становится, как правило, спокойнее

3 месяца

За третий месяц жизни кроха в среднем прибавляет 750 г и вырастает в длину на 3 см. Младенец бодрствует уже дольше – около 1-1,5 часов. В это время с малюткой нужно разговаривать, обнимать его, показывать все вокруг.

  • Малыш уверенно удерживает свою голову, если его держать вертикально. Лежа на животике, младенец упирается в поверхность локтями и предплечьями и поднимает голову. Если вы возьмете карапуза под мышки, то он будет крепко упираться в поверхность ножками. Также младенец начинает поворачиваться с положения на спине на бочок.
  • Ребенок уже подолгу и сосредоточенно рассматривает предметы в своем окружении. Его привлекают яркие игрушки и все происходящее вокруг.
  • В речи ребенка помимо гласных звуков появляются согласные. Малютка начинает проявлять разные эмоции – если он недоволен, то громко плачет, а когда радуется, то двигает ручками, улыбается, издает звуки, смеется. При этом эмоции крохи становятся понятными родителям.
  • В ладошках крохи уже отсутствует гипертонус. Ребенок тянется ручками к игрушкам, пытается их схватить. Он также пытается изучать свое тело – трогает лицо, сосет ручки, ловит ножки.


С малышом общаться все интереснее

4 месяца

К четырехмесячному возрасту по сравнению с показателями предыдущего месяца ребенок набирает в среднем 700-800 г веса и вырастает в длину на 2,5 см. У малыша уже выработался определенный режим дня, а сон ночью более длительный.

  • Кроха уже научился не только хорошо держать голову и поворачивать ее в сторону, но и переворачиваться на животик с позиции на спине. Лежа на животе, малютка уже может опираться на ладошки и приподниматься, чтобы рассмотреть все вокруг. Когда кроха лежит на спине, он тоже уже приподнимает и голову, и плечи. Так младенец совершает первые попытки сесть.
  • Кроха уже хорошо управляет своими ручками, хватает игрушки, которые висят, ощупывает их, тянет в рот, бросает, стучит. Когда малыш ест, то обхватывает руками материнскую грудь либо бутылочку.
  • Малютка длительно гулит, реагирует улыбкой или смехом на речь взрослого, музыку, собственное отражение в зеркале. Мама может заметить, что некоторые игрушки карапузу нравятся больше.
  • Карапузам на искусственном вскармливании начинают вводить прикорм , знакомя младенца с кашкой или овощами. Малыши на грудном вскармливании по-прежнему едят только материнское молоко, которого им вполне хватает.


В 4 месяца ребенок умеет немного приподниматься, чтобы посмотреть на нужный предмет

5 месяцев

За пятый месяц рост младенца увеличивается на 2-2,5 см, а вес – примерно на 600-700 грамм.

  • Физическая активность крохи возрастает. К переворотам со спины на животик добавляются перевороты обратно – с положения лежа на животе на спину. Многие карапузы в 5-месячном возрасте уже могут сидеть, но при этом спинка ребенка согнута. При поддержке под мышки кроха стоит уже на прямых ногах.
  • Если взрослый подает пятимесячному карапузу игрушку, малыш берет ее ручками. При этом удерживать предметы малютка может уже в обеих руках минимум 20 секунд.
  • Ребенок 5 месяцев уже по-разному реагирует на лица близких и чужих людей. Он узнает мамин голос, при этом отличает, ласково она говорит или строго.
  • Когда пятимесячный ребенок бодрствует, он длительно гулит, проговаривая звуки нараспев.


Стимулируйте развитие ребенка, но не заставляйте его

6 месяцев

За шестой месяц малютка прибавляет примерно 600 грамм веса и около 2 см роста.

  • Полугодовалый карапуз уже научился сидеть без какой-либо поддержки, но многие детки не умеют пока сесть самостоятельно. Многие малыши в этом возрасте начинают осваивать передвижение по помещению ползком, но некоторые лишь учатся стоять на четвереньках и покачиваться. Если взять кроху за обе руки и немного подтянуть, то малыш поднимется на ноги. Держа младенца за грудь, родители замечают первые попытки малыша переступать ножками.
  • Ребенок уже с легкостью хватает предметы, а если игрушка выпала из руки, поднимает ее. Он может перекладывать предмет из одной ручки в другую.
  • Малютка шести месяцев много лепечет и начинает проговаривать слоги, но пока у них нет какого-либо смыслового значения. Родители могут услышать от карапуза «ма», «да», «ба» и другие слоги, количество которых ежедневно увеличивается.
  • Шестимесячный ребенок уже знает, как его зовут, а также может отыскать взглядом крупный предмет, о котором ему говорит мама.
  • Многие детки шести месяцев насторожено относятся к посторонним или даже опасаются незнакомых людей. При этом другие дети им нравятся. Они с интересом наблюдают за ними и даже начинают повторять их действия.
  • В 6-месячном возрасте у некоторых малышей появляются первые зубы. Они прорезаются на нижней челюсти.
  • Шестимесячный малыш уже может есть с ложки, снимая еду губами. Именно с шести месяцев начинают введение прикорма для деток, которых ранее кормили только материнским молоком. У младенцев на искусственном вскармливании к этому возрасту рацион уже значительно расширяется.


В 6 месяцев начинается самое интересное: ребенок учится ползать и получает первый прикорм

Рассчитайте свою таблицу введения прикорма

Первые дни после рождения малыша считаются самыми тяжелыми и важными для формирования всех систем организма, еще в этот период закладываются основы поведения и характера. Развитие новорожденного ребенка в немалой степени зависит от таких факторов, как состояние здоровья, качество и количество питания, а также от атмосферы, в которой живет и растет кроха.

Физическое развитие новорожденного

Термин «новорожденный» применяется в основном к деткам в первый месяц после рождения, поэтому рассмотрим развитие крохи первого месяца по неделям:

  • 1-7 день – начало самостоятельной жизни – вне маминой утробы – становится стрессом для неокрепшего организма, поэтому важным в этот период считается материнское присутствие, постоянный контакт и грудное кормление. На 1-3 день крохе сделают две прививки – БЦЖ и гепатит, после которых могут наблюдаться незначительное повышение температуры тела и капризы. Первая неделя – сонный период, ребенок практически все время спит, просыпаясь лишь для кормления, несмотря на это, за данное время малыш потеряет до 10% массы своего тела. Это нормальное явление, поскольку в этот период все системы организма работают в максимальном темпе, что приводит к повышенной трате энергии;
  • 8-14 день – у ребенка проявляются основные рефлексы – хватательный и поисковый, максимально активизируется сосательный, поэтому грудное кормление приходит в норму. К концу второй недели следует уделить повышенное внимание состоянию пупочной ранки, она должна зажить практически полностью;
  • 15-21 день – для третьей недели характерны кишечные колики, избавиться от которых можно при помощи специальных чаев (для мамы) или аптечных микстур и капель (для ребенка). В этот период активизируется зрение и слух, развитие этих органов проходит очень быстро, поэтому полное отсутствие интереса к ярким предметам и посторонним звукам у малыша должно насторожить родителей;
  • 22-28 день – четвертая неделя знаменуется быстрой прибавкой в весе, режим кормления, как правило, уже налажен, поэтому кроха начинает поправляться (от 500 до 700 грамм прибавляются к начальному весу). Рост также увеличивается – около 3-4 см при соответственной прибавке окружностей тела на 1-2 см. К концу первого месяца видно существенное развитие моторики, ребенок переворачивается на живот, некоторые детки способны немного приподнимать и удерживать головку.

Поскольку развитие всех деток не может проходить в одинаковом ритме, некоторые отклонения от нормы считаются нормальными, но вот существенное отставание развития организма должно стать причиной тревоги родителей. Помните, что любые детские аномалии проще предотвратить, если своевременно их выявить.


Психологическое развитие новорожденного на начальном этапе жизни

Психологическое развитие по неделям может существенно отличаться у каждого ребенка, поэтому сильно переживать по поводу отсутствия у вашего крохи каких либо навыков не нужно, но акцентировать внимание на таких моментах все же следует.

Первая неделя вряд ли принесет вам особые знания о психологическом состоянии вашего ребенка: пока что кроха способен привлекать внимание лишь плачем, из которого вы узнаете, хочет ли он кушать или же пора сменить подгузник. А вот уже вторая неделя покажет скорость развития зрительной и слуховой системы.

С 10 дня жизни ребенка привлекают яркие предметы, он способен ненадолго фокусировать взгляд на игрушках, провожает глазами перемещающиеся элементы, а также внимательно рассматривает лица родных. Глазные яблоки ребенка в начальные дни после рождения могут двигаться активно, причем в разных направлениях, что часто пугает родителей, но уже к 4-й неделе работа органов зрения стабилизируется.

С середины месяца стоит начинать проверку слухового аппарата, ребенок должен реагировать на посторонние звуки, реакцией может быть вздрагивание или же поворот головы. Старайтесь не напугать малыша, поскольку слишком резкий и неприятный звук приведет к плачу и расстройству.

Конец месяца порадует родителей новой приятной особенностью – новорожденный станет узнавать родные лица, также детки к первому месяцу начинают улыбаться, а некоторые – даже смеяться. Бывают случаи, когда улыбка появляется на лице крохи уже в начальные дни, однако, как правило, это просто неконтролируемое мимическое действие мышц, а вот теперь грудничок улыбается в ответ на ваше присутствие или знакомый голос.

Какими бы темпами ни проходило развитие новорожденного, главное – постоянно окружать малыша лаской и теплом, именно это жизненно необходимо вашему крохе в самые трудные первые месяцы жизни.

Когда малыш впервые появляется в доме после рождения, это становится началом новой жизни не только для него, но и для молодых родителей, которые часто совершенно не знают, что делать с такой крошкой. Первый месяц всегда самый трудный, ведь молодую маму ждут новые обязанности и волнения - именно в возрасте 0-28 дней малыш называется новорожденным.

Прибавка веса и роста

Новорожденный малыш первого месяца ежедневно набирает по 20 г, т.е. по итогам месяца ребенок поправляется примерно на 600 г. Такая прибавка меньше тех, что ожидают малыша в будущие месяцы - это связано с тем, в первую неделю новорожденный теряет до 8% от своего первоначального веса. Такой феномен наблюдается практически у всех 1-месячных деток и вполне объясним с медицинской точки зрения:

  • ребенок выделяет много первородного кала, который называется меконий;
  • молока у мамы еще не так много;
  • большое количество затрачиваемой энергии.

Есть мнение, что доношенные детки, появившиеся на свет в положенный срок, но при этом с небольшим весом, набирают его более интенсивно, чем пухленькие сверстники. Если ребенок родился недоношенным, то набирать нужный вес он будет значительно медленнее. В среднем 1-месячный малыш вырастает на 3 см.

Врожденные рефлексы

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

У всех новорожденных первого месяца присутствуют врожденные рефлексы, которые приобретаются независимо от каких-либо причин и являются безусловными. На осмотре педиатр обязательно проверяет, хорошо ли развит рефлекс отталкивания ножками от взрослой ладони, как развит хватательный рефлекс, держится ли малыш за палец, вложенный в его ладошку, опирается ли он на стопу, когда его приподнимают в вертикальное положение, изучает другие рефлексы. Общая координация движений у новорожденного пока отсутствует.


К 3-4 неделе жизни крохи некоторые рефлексы начинают угасать, движения его становятся более целенаправленными и менее импульсивными

При регулярных тренировках уже к концу 1 месяца малыш может приподнимать головку на некоторое время из положения лежа на животике (рекомендуем прочитать: ). Данный период также характеризуется фиксацией взгляда на ярком предмете, даже непродолжительное слежение за игрушкой говорит о прогрессировании развития.

Также новорожденный начинает проявлять активность и даже улыбаться, если с ним начинают разговаривать ласковым голосом (рекомендуем прочитать: ).

Этап новорожденности - самый первый кризисный период в развитии малыша. Это переход от зависимого типа существования к индивидуальной форме жизни, от темноты к свету, от тепла к холоду, от одного типа дыхания и питания к совершенно иным. В действие вступают другие виды физиологической регуляции поведения, и большинство систем начинает фактически функционировать заново. Появление «комплекса оживления» - это психологический критерий конца кризиса новорожденности.

Как ухаживать за новорожденным?

Правильный уход за 1-месячным малышом жизненно важен:

  • Тщательно обрабатывайте пуповину. Время, когда пупочек заживает – ближе ко второй неделе. Следите, чтобы не было припухлостей или покраснений.
  • Следите за родничками. Их следует мыть во время каждого купания. Маленький родничок затягивается к 3 месяцам, а большой только к 18.
  • Если у вас мальчик, следите за реакцией организма во время плача. Заметив выпячивания в области мошонки, паха или пупка, обратитесь к врачу. Это может говорить о том, что у ребенка есть .
  • Делайте массаж , чтобы укрепить мышцы ребенка и поспособствовать физическому развитию. Массаж нужно выполнять около 10 минут, идеальное время – минимум через полчаса после еды.
  • Следите за чуткой детской кожей , она является очень уязвимой в первые месяцы жизни. Моча, кал и прочие раздражители могут привести к покраснениям, поэтому выбирайте мягкие подгузники и дополняйте уход смазыванием чувствительной кожи детским маслом.
  • Не забывайте о гигиене : девочек нужно подмывать только спереди назад и делать это после каждой смены подгузника или пеленки, аналогично следует подмывать и мальчиков, только нужно уделить особое внимание крайней плоти - ее надо промывать проточной водой без мыла каждые 7 дней. Купание деток нужно проводить ежедневно.

Массаж для новорожденного - не только удовольствие и забава, но и благотворное воздействие на развитие мышц. Его рекомендуется выполнять ежедневно

Как часто ребенок какает и писает?

Младенцы писают примерно со следующей частотой: в первые сутки – 1-2 раза, к 5 суткам количество увеличивается до 15 раз в сутки. К концу новорожденного периода количество мочеиспусканий составляет 20-25 раз в сутки. Малое количество мочеиспусканий после рождения связано с малым количеством потребляемой жидкости и несформированными почками.

Стул у 1-месячных малышей неодинаков и меняется практически каждый день. В первые 2 дня характерно выделение густого зеленовато-коричневого мекония, следом за ним появляется частый стул, который отличается по консистенции (возможно появление слизи, зелени или непереваренных комочков) - такой стул бывает 8 раз в сутки и называется он переходным. Спустя неделю после рождения ребенок начинает какать 3-8 раз в сутки, стул при этом имеет кисловатый запах, цвет желтый, а консистенция – кашицеобразная. Малыши на искусственном виде вскармливания какают реже. Частота испражнений составляет 3-4 раза в сутки.

Если ребенок питается хорошо усваиваемым грудным молоком, могут наблюдаться задержки стула в 2 дня, но при этом будет совершенно обычное поведение. Малыш не испытывает дискомфорта, не мучается от вздутия животика или срыгивания.

Сон малыша

Большую часть времени новорожденные дети проводят во сне, общее время сна за сутки составляет около 18 часов. Время бодрствования тратится в основном только на еду и на гигиену. Периоды «гуляния» относительно небольшие – около 15-20 минут.

С возрастом ребенок будет становиться все более активными, а сейчас детки часто детки засыпают сразу после кормления или даже во время него. При наличии других причин возможно и пробуждение между кормлениями - к таким причинам можно отнести не смененный вовремя подгузник, резкий громкий звук или неудобное положение.

Питание ребенка

1 месяц жизни – адаптационный период, когда весь организм малыша привыкает к новым условиям жизни. Это же относится и к питанию. Дети-груднички, получающие только мамино молочко , как правило, не имеют четких временных границ между приемами пищи. Мама кормит малыша по требованию - подобный способ называется свободным вскармливанием. В 1 месяц жизни малыш прикладывается к груди часто - около 12 раз, однако бывает и более частое желание пососать мамину грудь. Не переживайте, у ребенка еще не установился собственный режим кормления, через некоторое время график поменяется. Частое требование груди связано не только с утолением голода, но и с удовлетворением сосательного рефлекса, что благоприятно сказывается на психологическом состоянии малыша.

Дети-искусственники получают адаптированную смесь около 8 раз в сутки в течение двух недель после рождения. Кормить малышей на искусственном вскармливании следует строго по графику, а когда малышу уже больше 2 недель, можно попробовать сделать ночной перерыв и сон, таким образом, будет длиться около 6 часов, а количество кормлений за сутки будет равным 7. Малыши, кушающие смесь, должны допаиваться водичкой, предлагать которую можно между кормлениями.

Рассчитать необходимую дозу адаптированной смеси достаточно просто: 80хY или 70хY, где Y – это день жизни малыша. Такая формула действует для детей первых 10 дней жизни. Вес при рождении влияет на выбор первого или второго варианта формулы. Детки с массой тела более 3200 г при рождении получают смесь по первой части формулы, если вес был ниже этого показателя – по второй. Разовый объем адаптированной смеси рассчитывается так: полученное значение следует разделить на количество кормлений.


Подсчитывать количество рекомендуемой смеси необходимо для избежания перекармливания, которое может негативно сказаться на здоровье ЖКТ ребенка

Прогулки

Сколько гулять с новорожденным первого месяца жизни, зависит от времени года и погоды. В теплое летнее время с малышом можно гулять уже практически на следующий день после выписки из роддома, но продолжительность прогулок сначала должна быть небольшая. Начните с 15-30 минут и постепенно увеличивайте время пребывания на свежем воздухе. Уже через неделю ваши прогулки с новорожденным могут длиться почти 2 часа, т.е. практически занимать все свободное время между кормлениями.

Доктор Комаровский советует гулять 2 раза в день при наличии хорошей погоды. Детки, рожденные в холодное время года, должны сперва немного адаптироваться дома. Через 1-2 дня можно начинать первые прогулки на свежем воздухе, но учитывайте, что с новорожденным не следует гулять, если температура воздуха ниже отметки –10°С или если на улице сильный ветер. Продолжительность прогулок составляет около 10 минут на первых порах и увеличивается постепенно до 40 минут. Если погода позволяет, время прогулки может быть продлено даже до часа.