Звонок на перемену. Катя выходит из класса, в дверях её обгоняют одноклассники, задевая плечом, выкрикивают: «Катя- жирная корова!». На другой день в классе стайка ребят подходит к ней, один из них говорит: «Дай молочка!» Катя понимает посыл, но, не зная, что делать, вступает в диалог:
На следующий день Катя идёт по коридору, мимо проносятся ребята, на ходу бросают: «Мууу…»
Катя в слезах обращается к учительнице с жалобой, что её дразнят. «Что ж они говорят?» - спрашивает учительница. «Му», - честно и всё ещё с надеждой отвечает Катя. «Ну, это что такое, это вообще не к тебе относится. Ты притягиваешь», - отвечает учительница с облегчением. Занавес.
Арсенал реакций и действий учителя на ситуацию моббинга разнообразен – игнорировать, решительно запрещать, увещевать, беспомощно вопрошать («Дима, ну зачем ты ударил Петю?»), вызывать родителей (чаще всего родителей обижаемого)- но неэффективен.
В Российской школе на настоящий момент нет ни единой российской, ни частной школьной политики в отношении моббинга – травли ученика другими учениками (или учителем и учениками). Но это не означает, что всегда будет так. Кажется, пришла пора менять порядки беспорядки на здоровые позитивные порядки.
Если вы – родитель ученика, и оказалось, что в классе идёт моббинг, то ваш ребенок вовлечён в него безусловно – либо в качестве свидетеля, либо в качестве жертвы, зачинщика или подпевалы. Вероятнее всего, раз вы читаете эту статью, то вы подходите ответственно, и не хотите, чтобы опыт свидетеля разъел душу человека малодушием, опыт гонителя полюбился и впитался, а опыт жертвы оставил болезненные рубцы на памяти и самооценке.
Травля возникает не на пустом месте. Есть предпосылки и причины возникновения травли. И причины находятся в семейной обстановке ребенка, осуществляющего травлю. Предпосылки (порой и причины) возникновения травли в классе формируются в школе.
О семье.
В ребенке подросткового возраста нарастает потребность самореализоваться, почувствовать свою значимость. Эта глубокая потребность реализуется, когда человек 1) по движению своей воли делает что-то полезное для других 2) принимает ответственные решения 3) получает положительное подкрепление от родных – уважение, любовь, радость от его успехов и его существования как такового.
Представьте себе старшего сына в многодетной семье, которому родители поручают заботиться о младших и хвалят, поощряют его, поддерживают в его собственных начинаниях. Такого ребенка не вообразишь во главе стайки мобберов.
Если у ребенка нет регулярных ситуаций, где он должен принимать решения, где он помогает и служит людям, если ребёнок не получает поддержки от близких или получает противоречивое послание от родителей, если родители (это может быть очень устроенная семья в материальном и социальном отношении) общаются с ребенком поверхностно, предоставляют его самому себе, или очень давят и прессингуют, то ребенок попытается самореализоваться во зле. Человек, организовывающий травлю другого, получает удовольствие от власти - от злой власти.
Вместе с потребностью в самореализации в подростке проявляется и потребность в принадлежности к группе, в принятии среди сверстников – потребность пережить сплочённость. Учёба в этом не помогает. Дело в том, что учебная деятельность в школе не является групповой. Каждый учится сам для себя параллельно с одноклассником, как в первых цехах средневековья ремесленники трудились каждый над своим заказом, сидя рядом друг с другом. И если конструктивное групповое отсутствует, то дети будут получать удовольствие от сплочения ПРОТИВ кого-то. Это мотив участия в травле «подпевал», он движет ими вместе со страхом и желанием отвести удар от себя.
Важно понимать, что нет причин для травли в ребёнке, против которого она ведётся – есть лишь поводы (телесные особенности, национальность, успехи/неуспехи в учёбе и т.д.). Иллюстрирует этот тезис один пример: если вдруг этот ребёнок стал неудобным объектом для моббинга, например, ушёл из школы; окреп и научился отстаивать своё достоинство, то группа находит другой подходящий объект.
Повторю ещё раз, поскольку для школьного сообщества эта мысль нова - Мотив моббинга не имеет связи с жертвой. Это внутренний мотив ребенка, осуществляющего травлю. Потребность в любви, в признании его как важного и значимого, в самореализации, которую не направили в созидательное русло.
О школе. Главная предпосылка травли в том, что школа выполняет сугубо функцию образования. Дать знания – вот на что работают учителя. Выходит однобоко: в школе не стоит задачи воспитания.
Бывает, и не редко, что в школе есть и причины возникновения травли. Учитель невольно инициирует моббинг, делая регулярные уничижительные высказывания в адрес ученика. А иногда и специально учитель создаёт и поддерживает гонения, чтобы легче управлять классом.
Что делать родителю ребёнка в отношении школы.
Вы разобрались и прояснили с очевидностью, что идёт не противостояние соперничающих сил, а именно травля. Не молчите, поговорите с учителем. Обозначьте проблему моббинга, поскольку она часто не осознаётся как таковая.
Покажите учителю своё видение ситуации как травли, учитель может быть не согласен и привести доводы в обвинение вашего ребенка («она у вас сама кричит, дерётся») и в оправдание обижающих («это переходный возраст, ну что вы хотите») – будьте стойки в своей позиции и аргументируйте фактами. Когда консенсус в восприятии ситуации достигнут, постарайтесь найти общие с учителем цели - такие цели, про которые можно сказать «мы с Вами» – «мы с Вами вместе заботимся о создании дружелюбной среды в классе». Придите к согласию об однозначной недопустимости травли. Спросите, какими средствами учитель предлагает эту проблему решать. Если учитель не знает, как решать проблему в классе (что скорее всего, раз травля возникла) – предложите источники информации, книги, сайты. Дайте понять, что вы не обвиняете никого и не требуете от учителя « уметь справляться с моббингом» , но точно настаиваете, что пришла пора научиться. Преодоление травли в школе – это ответственность, в первую очередь, школы. Сообщите, что вы будете разговаривать с директором. Обязательно выходите с этой темой на более высокий уровень, не откладывая, каждый новый школьный день – это новые риски и новые душевные раны для детей. А преодоление моббинга по определению лежит в поле более широком, чем один класс.
Напишите письменное обращение к директору школы, подайте его секретарю и получите входящий номер. Почему важно письмо: мы живём в бюрократическом мире. Если разговор с директором ведётся на словах, то для директора вы малая весовая категория, и многие ли из директоров привыкли считаться с родителями? Но если есть входящее письмо, то по нему директор будет отчитываться в вышестоящей инстанции о данном ответе и принятых мерах. Более того, директор понимает, что если Вы написали ему, то можете написать и выше, его руководству. В Москве, например, принята система рейтинга, в которой оценивается и умение директора строить диалог с родителями, находить доверие. Если родители пишут выше (пусть они и не правы были бы) – это означает, что директор недостаточно работал с родителями, не договорился, и получит минус в рейтинге. Поэтому директор постарается более внимательно и ответственно выслушать Вас и решить проблему.
После передачи письма договоритесь о встрече с директором и назначьте день и время. Если нужно для вашей моральной поддержки, придите вдвоём с другим небезразличным взрослым, поскольку директор, вполне возможно, примет вас в присутствии классного руководителя, завуча и может быть, вызовет психолога или социального педагога. Поэтому, чтобы вы не растерялись, присутствие разделяющего вашу позицию человека очень поможет. Также, как с учителем, обозначьте директору видение ситуации как травлю, и, возможно, что опять надо будет доказывать и иллюстрировать это фактами. Когда вы пришли к единому видению ситуации, спросите, что предлагает делать директор для исправления атмосферы в классе. Директор обладает большими ресурсами и знает свой коллектив, в котором могут быть учителя, зрелые как личности, обладающие авторитетом среди детей и понимающие детей.
Директор может задействовать их. В его распоряжении целый комплекс мер. Главное, чтобы эти меры работали с истинной причиной, побуждающей детей к травле.
Моббинг возник не за секунду, и его не преодолеть в одночасье. Тут нужен бархатный каток долгосрочных целенаправленных усилий. В первую очередь – неусыпных усилий родителя. Хочется закончить статью на радостной ноте, или просто на светлой. Но будущее нам не видно, загадывать трудно, поэтому расскажу красивый пример из настоящего - живого состоявшегося будущего: о людях из одного класса Салтыковской средней школы Балашихинского района Московской области, которые закончили школу в 1951 году, и которых я лично знаю. Они учились в классе, где учитель обладал авторитетом, дружба была ценность, взаимовыручка культивировалась, труд был нормой жизни. Они все состоялись как люди. Их дружба и сплочённость такова, что, и сейчас, когда им за восемьдесят, каждую весну все, кто жив, собираются на встречу выпускников.
Анна Шапошникова
Москва, 07.02.2016
P.S. За рамками статьи осталось рассмотрение что делать родителю в отношении детей – ради фокуса на теме статьи.
В каждой семье ребенок окружен любовь и заботой. Но в школьном коллективе не все всегда так, как в родном доме. Ребенок жалуется, что отношения с одноклассниками и учителями напряженные, что его не понимают, не слушают, не считаются с его желаниями и интересами, а иногда другие дети проявляют агрессию. Такая ситуация беспокоит родителей, и они не всегда точно знают, что нужно делать, как помочь своему чаду.
Попробуйте проанализировать причины недовольства ребенка.
Жизнь современного ребенка далеко не всегда дает ему возможность еще до школы научиться быть частью коллектива, общаться, играть со своими сверстниками, находить общие интересы. Зачастую в семьях воспитывается один ребенок, а это вызывает эгоизм. Родители нанимают няню или отдают в садик, в котором в группе бывает не так много детей, желая оградить его от инфекций, нежелательного общения, лучше подготовить к предстоящей учебе. В результате, ребенок впервые попадает в большой коллектив только в школе. А поскольку он не знает, что делать, возникают проблемы: малыш считает, что одноклассники и учителя его обижают.
К сожалению, случается, что родители сами неправильно воспитывают ребенка, не осознавая, что это в дальнейшем может привести к проблемам в общении и социальной адаптации.
Выслушайте ребенка, совместно проанализируйте ситуацию и определите модели поведения
Не доводите проблемы до стадии нерешаемых! В первую очередь, каждый день интересуйтесь, как он провел время в школе, что интересного было на уроках, о чем разговаривал с одноклассниками. Если ребенок доверительно рассказывает, вам будет легче сразу скорректировать его поведение: объяснить, в чем он неправ, а где поступил абсолютно справедливо.
Старайтесь избегать категоричных заявлений в адрес обидчиков или резких оценок происходящих событий. Как утверждают психологи, ребенок, особенно в раннем возрасте, внимательно прислушивается к мнению родителей, поэтому ваше суждение может стать для него решающим в выборе модели поведения. Помните, что ваша задача – научить жить в коллективе, а не бороться с ним.
Не отмахивайтесь от проблем ребенка фразами «сам виноват», «что хочешь, то и делай», «слабак». Он может перестать вам доверять и больше никогда не будет рассказывать о том, что с ним происходит. Поддержите ребенка, научите, как лучше вести себя, как решить возникшие проблемы. Не забывайте, что делать это надо тактично, чтобы не развить у ребенка другие комплексы, например, осознание того, что он один во всем виноват или что вам стыдно за него.
Если ситуация требует вмешательства, действуйте
Будет лучше, если вы научите ребенка правильно реагировать на обидчиков, защищать себя, выбрав при этом достойный метод. Если нет острой необходимости в вашем непосредственном участии в конфликте, постарайтесь не вмешиваться, это даст возможность ребенку самостоятельно решить проблему, что, безусловно, станет для него полезным жизненным опытом.
Часто случается, что ваш сын или дочь рассказывают о неприятностях только тогда, когда у них «кончается терпение» или произошло что-то из ряда вон выходящее. И тогда ваше вмешательство просто необходимо. Здесь родителям важно запомнить, что их поведение будет примером. Если вы накинетесь на обидчиков с руганью или, что совсем недопустимо, примените рукоприкладство, ваш ребенок впоследствии будет делать так же. И с каждым разом он будет применять насилие по отношению к другим даже по самым незначительным поводам.
Будет лучше, если вы обсудите сложившуюся ситуацию с учителем, а потом выясните все со всеми участниками конфликта, но помните, что делать это надо тактично. Иногда дети сами не отдают себе отчет в совершенных поступках, и нелепые причины становятся поводом серьезных проблем. Случается, что свое поведение они считают нормой. В этом случае воспитательный момент будет просто необходим. Наберитесь терпения и постарайтесь объяснить неправоту.
Не торопитесь применять экстренных мер
К сожалению, иногда поведение детей в школе переходит все границы. Ребенка не просто обижают словесно, портят вещи, но и применяют силу. Если ваши разговоры с обидчиками не имели результата, то лучше сообщить администрации школы о случившемся. Иногда участники конфликта не осознают, насколько опасно их поведение, ведь кроме воспитания родителями и школой они получают примеры из фильмов, где насилие зачастую преподносится как обычный жизненный момент, а иногда даже «героизм».
Не спешите, обращаться с заявлением в правоохранительные органы, куда часто обращаются встревоженные родители. Делать это нужно в крайнем случае, ведь так вы можете покалечить судьбу другому ребенку. Постарайтесь разрешить проблему максимально мирным путем. Но если это по каким-то причинам невозможно, вы не ощущаете помощи в решении конфликта в школе, идите в полицию, министерство образования. Для того, чтобы заявление было рассмотрено, лучше предоставить доказательства: справки от врача (если были побои), записи на диктофон.
Если и после этого ситуация не меняется и вашего ребенка продолжают обижать, подумайте о переводе в другую школу. Может, в другом коллективе ему будет комфортнее. Ведь абсолютно необязательно хулиганы должны встретиться везде, гораздо больше доброжелательных, дружелюбных детей.
Учите ребенка противостоять обидчикам
Жить в коллективе не всегда просто, особенно если это школа, ведь дети зачастую не задумываются о том, что за внешностью может скрываться умный, добрый и отзывчивый товарищ, с которым будет интересно дружить, делать уроки.
Посмотрите на своего ребенка глазами не любящих родителей, а его сверстников. Неслучайно говорят: «Встречают по одежке». Возможно, причины такого отношения к нему в его несуразной одежде или прическе, которые именно вы выбрали. Смените гардероб, подберите прическу, научите быть опрятным, приятным в общении.
Если причина в воспитании (например, ваши сын или дочь сами провоцируют конфликт, не замечая того, что обижают других), то постарайтесь объяснить, где и в чем они не правы, как нужно реагировать в определенных ситуациях, что делать, когда трудно удержать эмоции. Если вы не видите явные причины, обратитесь за помощью к детскому психологу (лучше, если это будет школьный специалист, который знает коллектив и сможет дать объективную оценку, поговорив не только с вами, но и с учителем и другими детьми). Иногда именно советы опытного психолога смогут скорректировать не только поведение ребенка, но и отношение родителей к ситуации, ведь случается, что и родители неправильно оценивают происходящее, накручивая не только себя, но и своего ребенка, или не видят причины в своих методах воспитания.
Если вы чувствуете, что ваш ребенок не уверен в себе, научите его отвечать на придирки в свой адрес. Отдайте заниматься спортом: это сделает его сильнее, увереннее. Вовсе не обязательно применять силу в ответ на грубость, иногда обидчикам будет достаточно понимать, что они могут получить отпор. Посоветуйте найти друзей в своем коллективе.
Ребенок должен чувствовать в вас поддержку.
Не забывайте самого главного: ребенок должен осознавать, что может довериться вам, найти помощь, получить советы, иначе он может замкнуться в себе, развить комплексы, которые помешают ему в дальнейшей жизни.
Поделитесь с ним своим опытом, расскажите о подобных случаях, которые происходили с вами или с вашими знакомыми, обратив особенное внимание на то, к какому решению пришли в сложной ситуации. Отметьте, что безвыходных положений не бывает, что часто то, что кажется «смертельным» ребенку сейчас, потом будет восприниматься как обычный эпизод школьной жизни.
Говорите о достоинствах, ведь, как правило, причиненные обиды влияют на самооценку и веру в себя, свои возможности. Но старайтесь быть объективными, иначе ваша ложь только навредит.
Будьте ребенку другом! Пусть он чувствует вашу поддержку, прислушивается к вашим советам. Не перекладывайте решение этой проблемы на плечи учителей, психологов, работников правоохранительных органов. Ваша задача – научить ребенка жить в коллективе, сохраняя при этом свое достоинство и считаясь с мнением других детей.
Казалось бы, школа – замечательное место, где дети получают знания и весело общаются друг с другом. Но не всё так просто. На тему отчуждения и даже травли школьника в детском и подростковом коллективе снято множество фильмов, да и сама ситуация знакома многим теперешним родителям. Возможно, в ваши школьные годы вы были свидетелями того, как задирают и обижают кого-то из одноклассников, а теперь на месте этого несчастного оказался ваш ребенок. Почему так случилось и что делать в такой ситуации? Вы абсолютно правильно тревожитесь, оставлять без внимания эту проблему нельзя.
Часто так бывает, что ваш вчерашний доверчивый малыш становится замкнутым и не хочет идти на откровенный разговор о своих проблемах. Это может быть оборотной стороной взросления, но вполне вероятна и другая причина. В каких случаях родители должны заподозрить, что в жизни школьника серьезные проблемы в общении со сверстниками, его обижают и, возможно, даже травят?
Школа – это искусственно созданный коллектив, где приходится уживаться абсолютно разным детям. И если взрослые люди вольны выбирать круг общения, место работы и обычно имеют почву под ногами в виде собственной семьи и друзей, школьник в этом плане крайне уязвим. Добавим к этому несформированную психику, общую тенденцию жестокости в современном мире, безразличие и попустительство учителей – и получим довольно-таки безрадостную картину условий, в которых оказывается школьник.
Именно на 6-7-летний возраст приходится так называемый «кризис социализации», когда ребенок учится взаимодействовать с социумом, испытывая в нем настоящую потребность. И если дома или в детском саду общение с другими детьми чаще всего происходило под контролем взрослых, то школа становится первым местом, где ребенок оказывается «в свободном плавании». Сложится или не сложится его жизнь в коллективе – это в любом случае окажет влияние на самооценку ребенка и его дальнейшую социализацию.
Все дети очень разные, и особенностью, из-за которой сверстники могут начать обижать ребенка, может стать абсолютно любая его черта: внешность, успеваемость, черта характера. Однако это теоретически. А на практике большинство учителей благодаря своему опыту могут сразу сказать, каких детей обижают в школе. Чаще всего это:
С другой стороны, попасть под прицел насмешек может и самый уверенный, спокойный и «благополучный» ребенок. Небольшой промах или раскрытый напрасно секрет о первой любви могут вызвать серьезный и отрицательный для ребенка отклик в детском коллективе.
Если твоего ребенка обижают сверстники, естественная реакция – нужно срочно что-то делать, кому-то жаловаться и наказать обидчика. Встречается и другая позиция: все через это проходят, пусть разбираются сами, все-таки уже не дошкольники, пора учиться «ставить себя». Наверняка, раз вы читаете эту статью, то понимаете: помощь ребенку необходима, другой вопрос, какой она должна быть.
В первую очередь, вы должны понимать, что любое насилие, физическое или психологическое, – это ненормально! И именно это необходимо донести до ребенка. В такие моменты ему, как никогда, нужна поддержка родителей и понимание, что его вины в том, что происходит, нет.
Не давите, но постарайтесь вызвать доверие со стороны ребенка. Если он будет знать, что мама и папа всегда на его стороне, то по крайней мере не будет держать свои обиду и страх в себе. А атмосфера любви внутри семьи в какой-то мере сгладит последствия агрессии сверстников, сделает его более уверенным в своих силах благодаря наличию «надежного тыла».
Ребенка обязательно нужно выслушать и вникнуть в суть его проблемы. Ни в коем случае не говорите: «Да это же ерунда, не стоит переживать о таких мелочах», «не обращай внимания», «не реагируй, они и отстанут». Это с позиции вашего жизненного опыта детские проблемы несерьезны, а для ребенка самоощущение в школе – важная часть жизни. А «непротивление злу» может вообще иметь плачевные последствия. Обидчики, увидев собственную безнаказанность, будут издеваться над ребенком еще больше.
Некоторые родители сгоряча хотят разобраться с обидчиком самостоятельно, пригрозив или даже применив физическую силу. Не поддавайтесь эмоциям! Помимо того, что вы вступаете в нечестный «бой», ребенку такая помощь сделает только хуже, ведь он станет в глазах сверстников треплом и ябедой.
Кто-то советует ребенку научиться давать сдачи – это тоже не лучший путь. Так вы дадите сыну или дочери понять: кто сильнее, тот и прав. Искаженная реальность, жестокость и агрессия – разве так вы хотите решить проблему вашего ребенка?
Разговор с родителями зачинщика конфликта может быть хорошим вариантом, но следует учитывать то, какие это люди (если, к примеру, родители асоциальные, пьющие, беседа вряд ли сложится). В любом случае разговаривать надо спокойно, без нападок, стараясь понять и вторую сторону. Ведь никто не хочет признать, что это его отпрыск в чем-то виноват.
Беседа с классным руководителем может быть результативной, если он заинтересован в детях, действительно старается помочь своим подопечным и решить их проблемы. Воспитательная беседа учителя принесет эффект особенно в младших классах, когда авторитет педагогов еще высок.
К сожалению, иногда помочь может только обращение в вышестоящие инстанции. Напишите заявлению инспектору по делам несовершеннолетних, поговорите с завучем или директором школы. Вы можете отправить письмо с жалобой в Министерство образования, а также в местный департамент образования. В случае если речь идет о серьезных нарушениях прав вашего ребенка, ничто не будет лишним. Ведь школьник проводит в стенах учебного заведения большую часть своего времени, а страдания, приносимые обидчиками, наносят ему глубокую психологическую травму. Если не вы, то кто ему поможет?
Перевод в другую школу остается крайним вариантом в случае, если больше ничего не помогает. Учитывайте, что адаптация к новому коллективу – это дополнительный стресс. При этом никто не может гарантировать, что в другой школе ситуация не повторится просто из-за страха ребенка и его настроя на волну неудач.
Хороший вариант – спортивная секция. Но цель в таком случае должна быть не научить ребенка драться, а именно придать ему уверенности в себе. Такой же эффект может принести и любое другое серьезное занятие, к которому можно привлечь ребенка – рисование, музыка, уход за животными. Вдобавок новый, внешкольный коллектив позволит почувствовать свободу от школьных отрицательных установок. А успешный, морально сильный человек, даже если он выглядит не так, как все, своим самоощущением постепенно вызовет уважение даже у самых отпетых хулиганов.
Дайте ребенку понять, что он – Личность, достойная уважительного к себе отношения. Поддержите его и помогите реализовать себя вне школьных стен. Надеемся, что в скором времени насмешки и издевательства одноклассников над вашим ребенком останутся в прошлом!
Фото из фотобанка Лори
Что делать, если ребёнка обижают в школе, в садике, на улице? Психолог и юрист расскажут о способах выхода из сложной ситуации, а также о причинах этого явления. Данные рекомендации рассчитаны на ребёнка любого возраста, а также на различные обстоятельства детской жизни. Вам лишь нужно адаптировать эти советы под свою ситуацию.
Один маленький совет тем родителям, которые пытаются решить эту проблему в данный момент: прочитайте всю статью целиком. Мало просто оградить ребёнка от нападок хулиганов. Родителям очень важно понять суть, причину проблемы. И, по возможности, её устранить. Иначе, не исключено, что ребёнок всю жизнь будет страдать от нападок других людей.
Некоторые дети сами стремятся к общению со сверстниками, с радостью идут в школу, в детский сад, а у других уже одна эта мысль вызывает тревогу. И здесь родители должны насторожиться. Но обычно взрослых волнует процесс обучения ребёнка, а не процесс его общения с другими детьми. Приходя в детский сад, мама обычно спрашивает, как ребёнок спал или ел. В школьные годы родителей беспокоит уже другой вопрос: как их ребёнок учится?
Но почти никто и никогда не интересуется, как их ребёнок общается, с кем дружит. И только когда уже проблема назревает, родители начинают беспокоиться о том, почему их ребёнка обижают другие дети, и почему с ним никто не дружит.
К сожалению, даже выяснив правду, некоторые родители продолжают бездействовать. Почему так происходит?
Во-первых, есть родители, которые ничего не предпринимают из принципа. Они считают, что ребёнок должен найти общий язык с другими детьми сам, без чьего-либо вмешательства.
Во-вторых, многие родители просто не знают, как поступить в такой ситуации, боятся навредить ребёнку своими действиями.
В-третьих, некоторые просто не любят своих детей. Отсутствие любви к собственному ребёнку не зависит от социального статуса, благосостояния, пола или возраста его родителя. Это может быть вполне успешный человек, который внешне неплохо справляется с воспитанием ребёнка. Но делает это по необходимости, из чувства долга, а не любви. Его не затрагивают за живое детские проблемы и переживания.
В первую очередь, взрослый должен осознать, что решение этой проблемы – ЕГО обязанность (обязанность родителя, а не ребёнка). Для детей такая ноша слишком тяжела и может иметь негативные последствия в будущем.
Прежде всего, родителям нужно постараться выяснить причину, из-за которой другие дети обижают ребёнка. Затем определиться со своими действиями, в зависимости от конкретной ситуации.
Действительно, активное вмешательство родителей требуется не всегда. Мелкий конфликт с другим ребёнком мог возникнуть случайно: в ходе общения, игры. Так уж получилось. Через пару дней всё забудется, и дети снова начнут нормально общаться. Но даже в таких «лёгких» случаях родители должны поддержать своего ребёнка, подсказать ему, как лучше себя вести в той или иной ситуации.
Другое дело, если у ребёнка систематически возникают конфликты со сверстниками, с ним не хотят дружить, он подвергается преследованию со стороны других детей, его унижают, оскорбляют, бьют. Здесь нужно срочно принимать меры. Без вмешательства взрослых тут не обойтись.
Помимо всех прочих действий желательно обратиться к психологу. Он поработает с ребёнком, поддержит и успокоит его, научит правильно общаться со сверстниками, подскажет, как поступить в той или иной ситуации, как завести друзей. Также специалист объективно оценит обстоятельства конфликта и сориентирует родителей, как действовать дальше.
Нередко ребёнок, испытывающий трудности в общении с другими детьми, никому не рассказывает о своей тайне. Воспитателю в детском саду, конечно, проще распознать проблему, потому что дети постоянно находятся у него на виду. Учителю же сложнее уследить за своими подопечными, так как дети-обидчики часто выбирают такое время, когда взрослые их не видят (издеваются над жертвой во время перемен, после школы и т. д.).
Родители – именно те люди, которые обязаны заметить неладное, даже когда все другие взрослые упустили это из виду. Хорошо, когда у ребёнка с мамой, с папой или с другим родственником сложились доверительные отношения, тогда он сам может обратиться к ним за помощью и советом. А что делать, если ребёнок молчит? Как узнать о проблеме?
Вот несколько признаков, которые должны насторожить родителей:
Все признаки сугубо индивидуальны. Они необязательно должны быть все. Но наличие даже одного из них – это сигнал для родителей хотя бы просто поговорить с ребёнком «по душам». Ещё одна подсказка для взрослых: на психосоматическом уровне такой ребёнок может часто болеть.
К сожалению, от травли не застрахован ни один ребёнок. Существует достаточно много факторов, которые становятся причиной издевательств. Но в большинстве случаев можно выделить одну общую черту – ребёнок чем-то отличается от других детей.
Перечислим некоторые причины травли:
Конечно, здесь перечислены не все причины травли. Давайте выясним, почему они приводят к серьёзной проблеме.
У каждого человека в любом коллективе есть свой авторитет. У детей авторитет либо есть, либо его нет вовсе. Авторитет складывается из самооценки. Только всё дело в том, что в дошкольном и младшем школьном возрасте у ребёнка самооценка формируется путём зеркального отражения. То есть «как меня видят другие, так я сам вижу себя». Если ребёнка постоянно забивают и обижают другие дети, то такой ребёнок будет считать себя ничтожеством. Другое дело обстоит со старшим школьным и подростковым периодом. Здесь всё меняется, и самооценка приобретает внутриличностный характер. Теперь уже сам внутренний мир подростка определяет его самооценку, или «как я вижу себя, так меня видят другие». Ребёнок, которого постоянно забивали, также не будет считать себя нормальным, и самооценка будет низкая.
На авторитет ребёнка большое влияние оказывает отношение к нему значимых взрослых (учителей, воспитателей и т. д.). Если они относятся к ребёнку неуважительно, то, глядя на взрослых, и дети начнут поступать так же.
Авторитет ребёнка страдает и в том случае, если он подвергается нападкам со стороны другого ребёнка (детей). К сожалению, плохой пример заразителен. Подрыв авторитета в некоторых случаях приводит к тому, что к травле подключается практически весь детский коллектив.
Почему-то считается, что наиболее остро проблема жестокого обращения между сверстниками обстоит у мальчиков. Глядя на современные сюжеты ток-шоу, где девочки толпой забивают свою одноклассницу, можно сделать выводы о том, что в женском коллективе проблема стоит не менее остро. Агрессивность по своей природе не присуща женщине. Но всё больше и больше девочек становятся жертвами своих же подружек. Эта тенденция прослеживается уже чуть более 10 лет.
Психологи приходят к выводу, что именно современная агрессивная обстановка в мире провоцирует жестокое поведение у молодых девушек. А последствия такого поведения удручающие: жертва издевательств порой попадает в больницу, а обидчицы, по меньшей мере, в комиссию по делам несовершеннолетних, в крайних случаях — в центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей.
Для прекращения травли необходимо выяснить и, в идеале, устранить истинную причину издевательств. Для этого специалист рекомендует действовать по следующему плану:
Зачастую корень всех проблем в том, что родители не имеют тесной эмоциональной связи с ребёнком. Проще говоря, родители не разговаривают со своими детьми об их чувствах, переживаниях, обо всём. В нашей стране главный упор делается на обучение ребёнка, а не на его психологическое развитие. Общайтесь со своими детьми, и вы всегда будете в курсе их проблем, а также причин того или иного поведения.
Все проблемы родом из семьи, и решать их необходимо именно там же. Если ребёнок будет уверен в том, что его любят, даже с сильным дефектом внешности он будет иметь хорошую самооценку и уверенность в себе. Также важную роль имеет процесс общения между членами семьи. Если ребёнка обижают дома, либо он видит насилие в семье, то это приведёт и к жестокому обращению в группе сверстников.
Также не лишним будет узнать, чем увлекаются другие дети из его окружения. Если, к примеру, у всех девочек в группе есть куклы барби, а у вашей дочери её нет, она вполне может стать изгоем. Покупка данной куклы поможет дочке повысить её авторитет среди сверстниц, даст ей возможность играть с девочками, стать своей в сообществе владелиц модных кукл. Тот же принцип работает и с мальчиками, только игрушки у них другие. Детям-изгоям необходимо вливаться в коллектив, и популярные игрушки помогают им в этом.
Как еще можно повысить авторитет ребёнка в глазах других детей? В своей оценке дети, прежде всего, ориентируются на мнение значимых взрослых из их окружения. Поэтому учителя и воспитатели могут как повысить авторитет ребёнка в глазах окружающих, так и убить его полностью. Следовательно, и основная работа по повышению авторитета ребёнка-изгоя также ложится на плечи этих взрослых. Такому ребёнку нужно поручать (на виду у других детей) ответственные задания, с которыми он точно справится, а также хвалить его (опять же на виду у других воспитанников). Дети будут видеть, что значимый взрослый уважает и высоко ценит ребёнка и его способности, раз уж доверяет ему столь важные дела. Также успешное выполнение заданий будет повышать самооценку ребёнка. Это очень важно, ведь как уже говорилось ранее, авторитет складывается из самооценки.
Если необходимо, психолог проведёт работу и с ребёнком: поможет ему поднять самооценку, научит правильно общаться со сверстниками, заводить друзей, расскажет, как действовать во время конфликта, и т. д. Повышение самооценки неизбежно приведёт и к повышению авторитета среди сверстников. Если не устранить внутриличностные причины травли вовремя, не исключено, что проблемы в общении с окружающими будут преследовать ребёнка всю его жизнь.
Если ребёнка обижают в школе, в садике, на улице и т. д., и сам пострадавший, и его родители нередко ощущают себя один на один с бедой. Создаётся обманчивое впечатление, что это личная проблема жертвы травли и её семьи, и никто не обязан помогать им её решать. Но это не так. Потенциальных защитников у ребёнка достаточно много, просто нужно знать, к кому обратиться за помощью. Давайте вместе с юристом разберёмся, как действовать родителям, когда ребёнка обижают другие дети:
Не найти такого человека, которого в детстве не обижали. Друзья, семья, взрослые, намерено или случайно. Психологи утверждают, что все негативные воспоминания детства откладывают свой отпечаток на дальнейшей судьбе человека. Поэтому важно понять, почему ребёнка обижают другие дети, и как ему помочь с этим справиться. Если игнорировать, то у родителей есть все шансы воспитать в ребёнке поведение жертвы. Такой человек всю жизнь будет вести себя как жертва независимо от пола. Человек с комплексом жертвы всегда будет находить себе неприятности.
Первые признаки
Как родители могут узнать, что у их ребенка есть проблемы, что его унижают в школе? Вот несколько признаков:
Ваш ребенок часто приходит домой в плохом настроении или даже в слезах;
- Он стал замкнутым и необщительным, не желает отвечать на ваши вопросы;
- Он делает вид, что болен, чтобы не ходить в школу;
- Он начал тайком уносить из дома разные вещи - не обязательно дорогие;
- Его успеваемость стремительно падает.
Почему именно ваш ребенок?
Вашей первой реакцией было бы естественно броситься на защиту вашего ребенка «с когтями и зубами». Но это может только ухудшить ситуацию. Конечно, ни один ребенок не заслуживает того, чтобы с ним жестоко обращались - каждый уникален по-своему и, по сути, имеет свои преимущества. Но маленькое существо не всегда очень хорошо может проявить себя в коллективе, в то время как его сверстники гораздо проще находят в нем его слабые места. Вы можете воспитывать ребенка по всем правилам, но вы должны понимать - не все родители такие же. Их дети могут воспринимать порядочность вашего ребенка, как слабость. Ну, а если есть какие-либо физические проблемы, тут уж детям вовсе трудно «удержаться» от насмешек и издевательств.
Что может стать причиной того, что вашего ребенка унижают в школе? Вот некоторые из причин:
Если у вашего ребенка наблюдаются проблемы с физической культурой и он всегда оказывается последним в спортивной деятельности;
- Если его внешний вид отличается от большинства одноклассников, он отбивается от школьной «моды»;
- Если у него есть ряд физических недостатков - лишний вес, косоглазие и др. ;
- Если у ребенка есть проблемы с усвоением материала, он не тянет программу на фоне других детей.
Существуют также ситуации, когда ребенок часто болеет и пропускает занятия в школе. Это влечет вынужденную изоляцию, и потом ребенок не воспринимается как «свой» его одноклассниками. Некоторые дети просто имеют более сложный характер - они более пассивны, неуверенны в себе, чувствительны и хрупки.
В любом случае, эти составляющие порождают оскорбление со стороны сверстников, чувство изолированности и одиночества. Несчастный ребенок может замкнуться в себе или спокойно начать мстить тем, кто его обидел. Это может привести к непредсказуемым, иногда страшные последствиям.
Что делать?
Иногда родителям действительно лучше не вмешиваться в отношения между детьми, но не всегда. Всегда нужно сосредоточить внимание на конкретной ситуации. Если положение вашего ребенка действительно пугающее, ребенка унижают постоянно и жестоко, нужно начинать принимать меры. Вот с чего следует начать:
Попробуйте поговорить с ребенком более доверительно, чтобы больше узнать о том, что происходит в школе, что представляют из себя его одноклассники.
- Обязательно ходите на родительские собрания, знакомьтесь, пытайтесь разобраться в школьной жизни.
- Создайте хорошие отношения с классным руководителем, чтобы непрерывно получать от него информацию о том, что происходит в классе.
- Помогите ребенку наладить контакт с кем-нибудь в классе, чтобы он не чувствовал себя в полном одиночестве, стал более уверенным.
- Организуйте внешкольные мероприятия вашему ребенку, найдите ему хобби.
- Если стало ясно, что именно ваш ребенок - объект издевательств и насмешек, свяжитесь с учителем, директором или школьным психологом.
Преподайте вашему ребенку уроки общения: быть более активным и инициативным в отношениях со сверстниками, уметь защитить себя, если необходимо. Не лишним будет попросить классного руководителя оказать поддержку вашему ребенку - например, дать ему возможность участвовать в некоторых важных событиях школы. Это повысит его значимость в глазах одноклассников.
Как можно помочь ребенку продемонстрировать сверстникам свои достоинства? Если ребенок не занимается в школьных секциях и кружках - создайте для него такую возможность. Организуйте торжество - на День рождения или другой случай, где он будет чувствовать себя на своей собственной территории, будет в «главной роли». Так у ребенка появится возможность продемонстрировать некоторые из своих талантов.
Случаи издевательства в школе нередкое явление. Почти каждый класс имеет объект для насмешек, который также может оказаться и вашим собственным ребенком. Многие родители считают, что вина целиком лежит на учителе. Но чаще всего это не так. По мнению специалистов, неприятные инциденты с детьми в школе могут быть значительно уменьшены, если родители будут уделять больше внимания и времени своим детям. Так им будет проще узнать и помочь справиться с проблемой.