Конспект занятия по экологическому воспитанию «Путешествие муравья»
Киселева Евдокия Ивановна, воспитатель МКДОУ «Детский сад №4» г. Лиски, Воронежская область.Ход занятия
Дети сидят на стульчиках полукругом.
Воспитатель.
Расскажу я вам, ребята, интересную историю.
Когда я была такой же, как вы, мы гуляли с папой в лесу и увидели странное зрелище. Около трех березок, муравьями был сооружен муравейник, по которому прыгала большая птица. Я хотела спугнуть ее, но папа не разрешил. Птица сидела, вытянув в стороны свои крылья, и не шевелилась минут несколько. Оказывается, муравьи быстро «вычесывают» все, что накопилось под крыльями. Многие птицы принимают такие ванны. Я стала наблюдать за муравьями. Как вы думаете и что же они делали? (Ответ детей).
Мне понравился один муравей, но вдруг поднялся сильный ветер и сорвал моего муравьишку с листочка и куда - то унес его. Я стала волноваться за него, а хотите посмотреть каким он был?
Физкультминутка (дети имитируют)
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре
Вот так славно освежились.
А теперь поплыли дружно,
Вместе раз - это брасс,
Один, другой - это кроль.
Все как один -
Плывем, как дельфин.
Вышли на берег крутой,
Отведем муравьишку домой.
Воспитатель.
Ребята, а вот лужайка, на ней красивые цветы. Ах, какой запах!
Почувствуйте его. (Дети присели, можно лечь на пол, вдыхают носом воздух).
- Отгадайте загадки, кого можно увидеть здесь?
Шевелились у цветка,
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)
Этюд «Божья коровка»
Воспитатель. Представьте себе, что вам на руку сел маленький жучок. Голова черненькая, крылья красные на них точки - пятнышки. Он иногда умеет притворяться мертвым, сложит свои ножки, спрячет усики и ждет, чтобы его отпустили. О ком я говорю?Окружающий мир выступает разнообразным источником знаний для ребёнка. Жизненно необходимо учить детей с раннего возраста бережно и внимательно относится к природе. Ребёнок должен понимать, что жизнь бесценна, и даже маленькая травинка - это важная часть окружающего мира. Гуманное отношение к природе закладывается в семье и в детском саду, а взрослые выступают проводниками малышей в удивительный мир экологии.
Личность ребёнка - это кристалл, различные грани которого соответствуют разным чертам характера. И шлифовать его нужно с первых лет жизни. Воспитатель в детском саду должен помочь маленькому человеку узнать ценность природы и увидеть себя как её неотделимую часть. Цель эта сложная и требует значительных временных затрат. Только постоянная и кропотливая работа поможет в этом.
Понимание природы, гуманное, бережное отношение к ней - один из элементов нравственности, частица мировоззрения
К. Паустовский
Главные задачи, соответствующие экологическому воспитанию в ДОУ:
Перечисленные задачи реализуются в особой среде, где взрослые своим примером демонстрируют дошкольникам правильное отношение к окружающему миру и заботятся о природе.
Экологическое воспитание в детском саду включает нравственную, интеллектуальную и эстетическую составляющую
Начинать экологическое воспитание в ДОУ можно в любой группе воспитанников, даже в ясельной. Задача педагога - заложить первые ориентиры дошкольников в окружающем мире.
Природа интересна маленькому человеку. Увлечь дошкольников темой занятия можно, позволяя им активно участвовать в процессе. Рассмотрим некоторые приёмы вводной части мероприятий:
Экологическая сказка в доступной форме знакомит детей с основами природоохранного поведения
Тема занятия | Вводная часть |
«В гостях у курочки Рябы» (знакомство с домашними животными) | Воспитатель начинает с элемента неожиданности: «Дети, а кто это к нам в гости зашёл? Умницы, узнали. Это курочка Ряба. Мы же читали такую сказку? Наша гостья хочет рассказать нам, как она живёт в деревне с бабушкой и дедушкой, и какие ещё животные обитают у них на скотном дворе. Мальчики и девочки, я сейчас превращусь в ту бабушку из сказки, и мы вместе посмотрим, как же живётся домашним животным». Воспитатель надевает реквизит и в роли бабушки показывает вместе с героиней сказки макет сарая с домашними животными и дальше ведёт занятие. |
«Прогулка в лес» | Данная тема сама по себе очень привлекательна для детей. Используя это как мотивацию, можно провести предварительные занятия:
|
«Как вести себя в лесу» | Воспитатель предлагает детям перед тем, как пойти в лес на прогулку, повторить, как правильно себя вести в лесу. Педагог задаёт вопросы, а дети отвечают, правильно или неправильно так делать.
|
Организовать занятие по экологическому воспитанию можно по-разному:
Театрализованный экологический праздник оказывает сильное эмоциональное воздействие на маленького человека и даёт возможность получить хороший воспитательный эффект.
Автор | Головнёва М.А., педагог |
Название | «Берегите воду» |
Цель | Систематизировать и уточнить представления детей о роли воды в природе. |
Задачи |
|
Методические приёмы |
|
Материалы |
|
Ход занятия | Организационный момент. В.: Наш общий дом - это планета Земля. И люди живут на ней много-много лет. Но свой дом нужно беречь, заботиться о нём. Посмотрите, что у меня в руках? Воспитатель ставит на стол глобус. В.: А зачем он нужен? Посмотрите, вот это наш город. (Желательно звуковое сопровождение и слайды родного края). В.: Посмотрите, какими красками раскрашен глобус? Что обозначает коричневый цвет? Почему есть светлый и тёмно-коричневый? А что раскрашено голубым, синим цветом? А почему же на глобусе больше синего и голубого цвета? Давайте посмотрим, кто же в природе нуждается в воде? (Дети рассматривают схему). На нашей планете нет ни единого даже самого маленького организма, которому не нужна была вода. Мы с вами без воды можем выдержать только 7 дней. Как мы дома можем использовать воду? (Рассматривают схему). Откуда в доме появляется вода? Рассмотрим вот этот рисунок. (Дети рассматривают). Воспитатель рассказывает и показывает на схеме, как вода попадает в дом, для чего нужны насосы, водонапорная башня, система очистки воды. В.: Вот какой длинный путь проходит вода. Нужно найти источник воды, построить очистительную систему, проложить водопровод. И за всем этим нужно следить, вовремя ремонтировать. А есть страны, где воды в природе очень мало, её привозят в бочках и продают. Нужно бережно относиться к воде. Не расходовать зря, смотреть, чтобы не текли краны, использовать современные стиральные машины, которые берут немного воды. А сейчас у нас загадки.
Физкультминутка.
Но чтобы мы все были здоровыми, какая должна быть вода? Чистая! Чистая вода должна быть и в озёрах и реках, в прудах и океанах. Иначе жизнь в воде исчезнет.
Воспитатель: Ребята, вы все согласны с такими словами? Будем поступать правильно и беречь природу? |
Вода нужна всем живым существам на нашей планете Вода требуется для многих бытовых нужд человека Многие дети не представляют, как в доме появляется вода Участие дошкольников в экологических экспериментах воспитывает будущих исследователей
Тема проектной деятельности актуальна, поскольку в рамках её реализации решение задачи рассматривается с разных сторон. Можно запланировать проведение определённого количества занятий соответствующей направленности, различных тематических мероприятий и придерживаться этого плана. А можно начать работу с дошкольниками над собственными проектами (например, ребята самостоятельно выращивают растения или проводят опыты). Все занятия, включённые в проект, направлены на выполнение единой цели. В проекте обязательно присутствие исследовательской составляющей. Занятия планируются так, что во время работы ребёнок получает основы анализа и синтеза информации, навыки самостоятельной деятельности.
Проекты классифицируют по длительности. Если время реализации проекта от недели до месяца - это краткосрочный проект, от нескольких месяцев до года - долгосрочный.
Экологический проект включает в себя следующие этапы:
По доминирующей деятельности проекты бывают:
Примеры проектов по экологии в ДОУ:
Название | «Цветы для мамы» |
Участники проекта |
|
Вид проекта | Долгосрочный: с августа по март. |
Подготовка |
|
Задачи |
|
Ход проекта | Связующая часть проекта - выращивание тюльпанов к празднику. Если посмотреть методики такой деятельности, начинать работу с луковицами нужно в сентябре. В августе проводим подготовительную работу: знакомим детей и родителей с проектом, разрабатываем задания по приобретению посадочного материала, контейнера для земли, почвы. Вместе с детьми готовим каждому журнал наблюдений, в котором дети будут еженедельно зарисовывать вид ростков и записывать их рост. С середины сентября воспитатель вместе с детьми производит высадку луковиц, а затем и выращивание цветов, регулируя рост саженцев так, чтобы цветы распустились к празднику. Кроме трудовой составляющей, в проект входят и другие занятия:
Для заключительной части проекта готовим праздник. В центре программы - букет тюльпанов, выращенный детьми к празднику. Дети читают стихи. |
Программное содержание:
Создать целостное представление о воде как о природном явлении, о ее значении в природе и в жизни человека;
Учить детей правильно отвечать на вопросы;
Расширить знания о животных, обитающих в воде;
Развивать связную, диалогическую речь, подбирая определения, глаголы, грамматический строй речи, правильно согласовывая существительные и прилагательные;
Обогащать словарный запас словами: лаборатория, фильтр, развивать воображение, фантазию.
Материал:
- “волшебная палочка”, указка;
Учебная картина на тему “Кому нужна вода” (Рисунок 1)
Дидактическая игра “Удивительный круг” с набором картинок (Рисунок 2)
Уголок экспериментирования (Рисунок 3)
- “экран настроения” (Рисунок 4)
Магнитофон, аудиозапись “Звуки воды” (Приложение 1)
Телевизор, видеозапись “Обращение грязной воды к детям” (Приложение 2),
“Обращение чистой воды к детям” (Приложение 3)
Стаканчики с грязной и чистой водой (20 штук), марля, вата, салфетки;
Предварительная работа:
Беседа на тему “Вода в природе и жизни человека”;
Рассматривание иллюстраций, наблюдения в природе;
Чтение произведений художественной литературы: Н. Рыжова “Волшебная вода”, А. Введенский “Песенка о дожде”, Н. Заболоцкий “На реке”, К. Чуковский “Федорино горе”, “Мойдодыр”;
Сочинение сказки “Веселые капельки”;
Разучивание потешек, отгадывание загадок;
Дидактические игры “Волшебный зонт”, “Времена года”, “Собери картинку” и др.;
Экспериментирование с водой.
Ход занятия
Воспитатель (В.) – Ребята, сегодня мы отправимся в удивительный мир знаний. Узнаем много нового и интересного. Делать это мы будем с нашим Знайкой, который приготовил для нас задания, они лежат в этом замечательном сундучке. У Знайки есть волшебная лаборатория, где происходят чудеса с водой, песком, воздухом. Чудеса – дело непростое, чудеса делают волшебники. А вы хотите стать волшебниками? Становитесь в круг. Я возьму “волшебную палочку”, буду говорить слова, а вы выполните то, о чем я говорю.
Чики – чики – чикалочка,
Вокруг себя повернитесь,
В волшебников превратитесь.
(Дети выполняют)
Воспитатель дотрагивается палочкой до каждого ребенка.
Закончилась наша игра – превращалочка. Теперь вы волшебники!
В. Надевает каждому ребенку на шею медаль с изображением волшебника.
В.: Присядьте на коврик, пришло время выполнить первое задание Знайки. Воспитатель из сундука вынимает конверт и читает письмо:
“Дорогие ребята, прошу вас прослушать эту кассету и определить, что за звуки вы услышали”.
В. включает аудиозапись “Звуки воды”. Дети слушают и определяют.
В.: Молодцы! Сегодня мы будем говорить о воде, кому и зачем она нужна. Послушайте стихотворение “Волшебная вода”:
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае,
Мы ее не замечаем.
Без нее нам не умыться,
Не поесть и не напиться,
Смею вам я доложить,
Без нее нам не прожить!
Вы согласны, что без воды нам с вами обойтись просто нельзя. А Знайка приготовил нам интересное задание.
Воспитатель достает из сундучка конверт, читает задание:
“Дорогие ребята, с первым заданием вы справились, правильно догадались, что на аудиокассете были звуки воды. А сейчас вы должны рассказать, кому нужна вода и почему без нее нельзя прожить”.
В. подводит детей к наглядному пособию “Кому нужна вода”. Дети по очереди рассказывают о том, что вода нужна человеку, птицам, животным, насекомым…
В. задает наводящие вопросы.
В.: Настало время для третьего задания. Посмотрим, что на этот раз приготовил нам наш Знайка.
В. достает конверт, читает:
“- Ребята, вы правильно рассказали, кому нужна вода. А сейчас предлагаю вам игру “Удивительный круг”. Разместите картинки так, чтобы стало понятно, кто живет в воде”. (Дети подходят к столу, садятся, выбирают нужные картинки и крепят)
Краткая беседа: в воде живут рыбы, морская звезда, морской конек, рак, дельфин.)
В.: Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием Знайки. А сейчас я вам предлагаю отдохнуть. Все выходим на физкультминутку.
Физкультминутка:
Как приятно в речке плавать! (плавательные движения)
Берег слева, берег справа (повороты влево и вправо)
Речка лентой впереди (потягивание – руки вперед)
Сверху мостик – погляди. (Потягивание – руки вверх)
Чтобы плыть еще скорей,
Надо нам грести быстрей.
Мы работаем руками,
Кто угонится за нами? (Плавательные движения)А теперь пора уж, братцы,
Всем нам к Знайке возвращаться. (Ходьба на месте)
В.: Теперь посмотрим, остались ли еще в сундучке задания от Знайки. (Достает конверт, читает):
“Дорогие ребята, предлагаю вашему вниманию видеописьмо. Посмотрите на экран телевизора”. (На экране сюжет: вода просит детей о помощи – сделать ее вновь чистой).
В.: Настало время делать чудеса. Вам надо очистить воду. Из грязной превратить в чистую. Если мы это сделаем, то докажем, что мы – настоящие волшебники. Хочу напомнить, что люди не всегда ведут себя правильно в природе – загрязняют воду в реках, озерах, тем самым наносят вред не только природе, но и своему здоровью.
Воспитатель проводит детей в лабораторию. Садятся за столы, где стоят стаканы с грязной водой, вата, марля, пустой стакан на каждого ребенка.
В.: Как можно очистить воду?
(Ответы детей)
В.: Я вам помогу. Воду можно очистить через фильтр. (Дети повторяют слово фильтр) У нас это вода и марля. Вместе с детьми проводит очистку через фильтр (вату, марлю). (Во время опыта звучит мелодия воды)
В.: Покажите свои стаканчики, посмотрим, очистилась ли вода?
Чистая вода получена. Всю воду в мире нельзя так очистить, как это сделали мы сейчас, поэтому необходимо вести себя так, чтобы ее не загрязнять. Надеюсь, когда вы вырастите, будете правильно вести себя в природе и научите этому других.
Возьмитесь за руки, обнимите друг друга, улыбнитесь друг другу. Вы доказали, что настоящие волшебники, все задания Знайки выполнили. Теперь нам снова пора стать ребятами. В. берет волшебную палочку и говорит:
Чики – чики – чикалочка,
Помоги мне, волшебная палочка,
Вокруг себя повернитесь,
В ребят снова превратитесь.
Итог: В. – Чем вы сегодня занимались?
Что вам понравилось?
Дети отражают свои впечатления по “экрану настроения”. Воспитатель дает оценку, отмечая каждого ребенка.
В.: До свидания, до скорой встречи!
Название:
Конспект занятия по экологии: «Среда обитания»
Номинация:
Детский сад, Конспекты занятий, НОД, Экология, Старшая группа
Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Место работы: МАДОУ № 232 «Детский сад комбинированного вида»
Месторасположение: г. Кемерово, Кемеровская область
Программное содержание:
Цель: Сформировать представления детей о том, что у каждого живого организма существует своя среда обитания. Задачи:
Оборудование: картинки животных и птиц, Незнайка.
Предварительная работа: Просмотр картинок животных и птиц; беседа с детьми о животных и их жизнью в природе.
Ход занятия:
Вводная часть
(На доске картинки водоплавающих птиц, насекомоядных, зерноядных)
Воспитатель: Там Незнайка сидит и ворчит.
Незнайка: Опять птицы, я всё знаю.
Воспитатель: А я у него спросила, чем же похожи птицы? Он сказал:
Незнайка: Все покрыты перьями, две ноги, два крыла. Это я уже давно видел.
Воспитатель: А вы согласны с Незнайкой, больше там нечего заметить?
Дети: Надо сказать, что клювы разные, они плавать умеют, они перелётные.
Воспитатель: А ты как думаешь, может быть, ещё что – нибудь можно сказать о птицах?
Незнайка: Я про птиц уже всё знаю, на занятие не пойду.
Воспитатель: Может быть, посидишь? Ну, посиди, ты нам мешать не будешь!
Основная часть:
Воспитатель: Чем же похожа эта группа птиц?
Дети: Это водоплавающие, перелётные, насекомоядные, зерноядные.
Воспитатель: Как вы узнали водоплавающих?
Дети: У них перепонки на ногах.
Незнайка: А чего вы сказали, что они перелётные?
Воспитатель: Которые же перелётные?
Незнайка: Все!
Воспитатель: Ребята, вы согласны?
Дети: Нет.
Воспитатель: Надо доказать. Будем искать перелётных. Давайте назовём хором, какие перелётные птицы изображены на картинках?
Дети: Утка, лебедь, пеликан, ласточка, кукушка, скворец.
Воспитатель: Катя, иди, покажи и назови перелётных птиц.
Незнайка: Я понял, что ласточка перелётная, но что лебедь….чего ему – то улетать?
Дети: Они все перелётные, потому что реки и озёра замёрзли, негде ловить свою еду.
Воспитатель: А эти почему перелётные (насекомоядные)?
Дети: Потому, что насекомых нет.
Незнайка: Тогда дятлам и клестам тоже здесь нечего делать, надо улетать!
Дети: Нет, у них есть еда: Этот шишки ест, этот из – под коры клювом достаёт.
Незнайка: Ну, если эти из леса не улетают, тогда пусть и лебеди, утки, пеликаны идут жить в лес и не надо будет тогда улетать.
Дети: А что же они есть будут? Рыба что ли на дереве растёт?
Воспитатель: Так почему же эти птицы живут на воде, а эти в лесу? (обводящий жест)
Дети доказывают: Есть нечего, клюв приспособлен доставать зёрна из шишек.
Воспитатель: Значит птицы живут там, где они могут достать еду, у каждой группы птиц своя среда обитания, они живут там, где могут приспособиться к условиям проживания в том месте, где находятся. Кто – то плавает, кто- то есть насекомых, кто – то зерно, а какие – то улетают в тёплые края потому, что не могут жить там, где холодно. И клюв у них такой, чтобы еду было удобно доставать.
Игра: Сейчас Катя принесёт мне картинки всех перелётных птиц; Витя – всех перелётных насекомоядных птиц; Вика – всех водоплавающих; Аня – зерноядных птиц.
Воспитатель: Итак, мы сказали, что птицы живут там, где они могут достать еду. Интересно, а у зверей как?
Воспитатель: (ставит картинку жирафа, белки, белого медведя)
— Где живёт жираф?
Дети: Там, где тепло.
Воспитатель: А где белый медведь?
Дети: Там, где холодно.
Воспитатель: А белка?
Дети: В лесу на дереве. Там бывает и зима, и лето.
Воспитатель: Что ест белка?
Дети: Шишки, ягоды, грибы.
Воспитатель: Так почему же она в лесу на дереве живёт?
Дети: Потому, что дупло у неё на дереве, укрывается от других зверей. В дупле у неё кладовая с припасами на зиму.
Воспитатель: Что ест жираф?
Дети: Листьями
Воспитатель: Да, жираф питается листьями, ветками от деревьев.
— Удобно ли ему доставать ветки, листья?
Дети: Да, длинная шея, достаёт себе листочки с дерева.
Воспитатель: А почему же он живёт в таком лесу, где не бывает зимы? Пусть бы жил в нашем!
(Если дети молчат или неверно отвечают)
Воспитатель: Интересно, какие листочки он будет есть в нашем лесу? Негде.
— Значит, где он может жить? Да, только там, где нет зимы.
Воспитатель: Я вот только никак не понимаю про белого медведя (говорит воспитатель, как бы советуясь с детьми).
Дети: Там снег, его там белого не видно, там океан, рыбы много.
Воспитатель: А вот интересно, может ли белый медведь бурого медведя к себе в гости пригласить?
— Могут ли они рядом жить? Подумайте!
Дети: Нет! Потому что белый медведь живёт на Севере и питается рыбой, он привык к постоянному снегу и холодам, ему там хорошо и удобно живётся. А бурый медведь питается разной пищей: рыбой, ягодами, корешками от деревьев, насекомыми. Он зимой впадает в спячку. Ему хорошо живётся в лесу.
Воспитатель: Правильно дети!
Итог занятия
Воспитатель: С кем мы сегодня знакомились на занятии?
Дети: С птицами: перелётными, водоплавающими, насекомоядными, зерноядными. С животными: жирафом, белкой, белым медведем.
Воспитатель: Что мы можем сказать о них, почему они живут каждый на своём месте?
Дети: Потому, что у них у каждого своя среда обитания.
Воспитатель: Правильно. Все эти живые организмы приспособлены каждый под те условия, где они живут и обитают. Так как в других местах они жить не смогут и погибнут. Поэтому можно сказать, что у каждого животного – своя среда обитания.
Воспитатель: Незнайка, ты понял?
Незнайка: Да! Все живут там, где могут жить и приспособились к условиям жизни, у каждого своя среда обитания.
Воспитатель: Незнайка, ты придёшь еще к нам на занятие?
Незнайка: Да, я много узнал и дети так хорошо рассказывали. Спасибо!
Воспитатель: До свидания, Незнайка! Занятие окончено.
Словесная игра «Считай и называй»
Правила игры: воспитатель раздаёт детям картинки с изображением перелётных птиц , предлагает рассмотреть их и назвать. Затем детям предлагается по очереди бросать кубик, на гранях которого написаны цифры, и составлять предложения (по образцу ) с использованиемптицы и выпавшей на кубике цифры. Например: «У меня два аиста» , «У меня пять грачей» .
Скворец обыкновенный
Ласточка
Розовый пеликан
Кукушка
Лебедь
Дикая утка
Дятел
Клёст
Тема : «Как все живое растет?»
Цель: познакомить детей с характерными этапами развития живых организмов; подвести к выводу, что мы - люди - являемся частью Природы, что для роста и развития живых объектов необходимо одно и то же: вода, свет, воздух, питание, любовь и бережное отношение окружающих.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть фотографии маленьких детей.
Кто изображен на этих фотографиях?
А вы сейчас похожи на этих детей?
Как вы изменились? (Мы стали большие, теперь у нас одежда и обувь большего размера, у девочек теперь длинные волосы. Сейчас мы носим вместо ползунков колготки, джинсы. Раньше не умели ходить, а теперь бегаем, прыгаем, катаемся на велосипеде и т.д.)
А чему вы научились еще? (Разные ответы детей).
Ребята, пока вы росли, кто заботился о вас? (Мама, папа, дедушка, бабушка).
А что еще вам было нужно, кроме любви и ласки взрослых? (Надо было детей кормить, поить...)
А чем вас кормили? (Кашей, кефиром, молоком, мясом, супом, соками, фруктами и т. д.)
А что еще необходимо ребенку, чтобы он рос здоровым? (Гулять на воздухе, греться на солнышке, купать ребенка, закаливать и т. д.)
Кто это все делал? (Мама, папа...)
Правильно, ребята, самое главное - это любовь ваших близких, она очень необходима всем маленьким детям.
Вывод (на ковролине выкладывается схема):
грудной ребенок ⇒ ребенок-дошкольник ⇒ юноша ⇒ мужчина
Ребята, оказывается, для роста человека и его развития необходимо (выкладывается схема):
Так развивается и растет человек.
Посмотрите, какими вы были, какими стали и какими вы будете.
Ребята, а у кого дома живет кошка?
Какая кошка, большая или маленькая?
А что необходимо, чтобы котенок вырос и превратился в большую кошку? (Кормить молоком, мясом, рыбой. Гулять с кошкой на улице, чтобы грелась на солнышке. Не обижать кошку, не дразнить ее. Любить кошку, заботиться о ней. Купать ее, причесывать шерсть и т. д.)
Давайте посмотрим, выложим схему (выкладывается схема):
слепой котенок ⇒ маленький котенок ⇒ подрастающий котенок ⇒ большая кошка
Ребята, оказывается, что кошке для роста и развития нужно то же самое, что и человеку:
тепло + питание + вода + воздух + любовь близких
(Возвращаются к выложенной схеме).
А теперь отгадайте загадку.
Встает на заре,
Поет во дворе,
На голове гребешок.
Кто же это? (Петушок.)
Ребята, а как вы думаете, петушок всегда был таким большим и красивым?
Кто знает, каким петушок был раньше? (Маленьким цыпленком.)
Правильно, цыпленок вылупился из яйца и был вот таким. (Выкладывается схема.) Потом он немного подрос.
Что надо было для роста цыпленка? (Надо было кормить зерном, гулять на улице, греться на солнышке, дышать свежим воздухом, греться под крылом своей мамы и т.д.)
Все правильно. Цыпленок постепенно рос и превратился в большого красивого петуха.
Вывод:
Ребята, оказывается, для роста и развития цыпленка необходимо то же самое, что и человеку, и животному:
тепло + питание + вода + воздух + любовь близких
(Возвращаются к выложенной схеме.)
А кто же заботится о маленьком цыпленке? Чья любовь из близких нужна ему больше всех? (Любовь и забота мамы-курицы. Она греет его под своим крылом, оберегает от врагов и т. д.)
А сейчас мы с вами поиграем в игру «Наседка и цыплята». Вы будете моими маленькими цыплятами, а я - мамой-курицей. Я вас очень люблю и буду учить добывать себе корм - ловить бабочку. Надо прыгать высоко, быть ловким, помогать крыльями и хвостиком.
(Дети под музыку подпрыгивают, бегают, ловят бабочку, закрепленную на палочке.)
Вот какие молодцы мои цыплята! Были маленькие, а на свежем воздухе погуляли, на солнышке погрелись, в лужице водицы попили, кормом подкрепились - вот уже и подросли... и превратились в больших и красивых курочек и петушков. (Дети имитируют походку курочек и петушков.)
Ребята, посмотрите вокруг, что и кто еще у нас в группе растет вместе с нами? (Черепаха, попугай, рыбки, комнатные растения...)
Да, ребята, и люди, и животные, и птицы, и рыбы, и растения - все мы - жители Земли. И всем нам необходимо одно и то же для роста и развития: чистый воздух, прозрачная вода, тепло, питание, любовь окружающих.
А теперь отгадайте, что у меня гремит в коробке. Определите по звуку. (В коробке фасоль.)
Что это? (Дети высказывают предположения.)
Как вы думаете, что лежит в коробке: живое или неживое?
А теперь закройте глаза и попробуйте руками. Что это? (Воспитатель раздает в руки фасолинки.)
Гладкие, овальные, маленькие. Что это?
А теперь откройте глаза и посмотрите. Что это? (Фасолинки.)
Что надо сделать, чтобы твердая фасолинка стала живой? (Посадить в землю, полить, поставить на окно к солнцу.)
Правильно, если мы хотим, чтобы это зернышко росло, мы его оживим. Росток проростает и растет.
А вы хотите быть зернышком?
Психогимнастика «Зернышко»
Представь, что ты - маленькое зернышко. Ты сидишь глубоко в земле. Вдруг ты почувствовал, что стало теплее. Ты потянулся вверх, земля расступилась, и твой росток оказался на воле. Солнышко нежно потянуло тебя вверх. Теплые лучи коснулись твоего стебелька, ветерок качнул тебя в одну и в другую сторону. Тебе захотелось расправить свои молодые зеленые листочки. Солнышко нежно подхватило тебя за верхушку своими лучами и потянуло вверх. Ты стал расти все выше и выше. И вдруг брызнул дождик, ты стал пить дождевую воду, стал сильным и большим. Твой бутон раскрылся, и ты превратился в прекрасный цветок. И ты был счастлив, что живешь на этой земле, вдыхаешь свежий воздух, пьешь дождевую воду и греешься в лучах золотого солнца...
Ребята, вам понравилось быть живым зернышком?
Спросите у своей фасолинки, хочет ли она стать живой и расти.
(Дети разговаривают со своей фасолинкой.)
Ребята, давайте посадим наши фасолинки в землю, мы будем их любить, ухаживать, поливать, удобрять, а они будут радоваться жизни и радовать нас.
(Дети сажают фасолинки.)