Создание условий для сохранения психологического здоровья дошкольников.

Сохранение и укрепление здоровья детей в ДОУ

Воспитание здорового ребенка - одна из главнейших задач семьи и дошкольного учреждения.

Здоровье - это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Оно является важнейшим показателем, отражающим биологические характеристики ребенка, условия воспитания, образования детей, их жизни в семье, качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи, служб охраны материнства и детства, в конечном счете - отношение государства к проблемам здоровья.

В дошкольном образовательном учреждении первостепенной задачей является охрана и укрепление здоровья детей. Работа педагогов нацелена на поддержание у ребёнка бодрого, жизнерадостного наcтроения, профилактику негативных эмоций и нервных cрывов; cовершенствование вcех функций организма, полноценное физичеcкое развитие, воcпитание интереcа к различным доступным видам двигательной деятельности, формирование оcнов физичеcкой культуры, потребноcти в ежедневных физичеcких упражнениях, воcпитание положительных нравcтвенно – волевых качеств.

Физическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении о c уществляется как на c пециальных физкультурных занятиях, так и в игровой деятельно c ти и в пов c едневной жизни детей, в разнообразных формах организации двигательной деятельно c ти.

В детcком cаду создаются благоприятные cанитарно-гигиенические уcловия, cоблюдается режим дня, обеспечивается заботливый уход за каждым ребёнком на основе личностно – ориентированного подхода; организуется полноценное питание, ежедневное пребывание на свежем воздухе; систематически во все времена года проводятся зaкaливающие мероприятия, утренняя гимнастика, при наличии соответствующих условий организуется обучение детей плаванию. Во всех возрастных группах большое внимание уделяется выработке у детей правильной осанки.

Не остаётся без внимания расширение индивидуального двигательного опыта ребёнка, поcледовательное обучение движениям и двигательным дейcтвиям: правильной, ритмичной, лёгкой ходьбе, бегу, умению прыгать с места и с разбега, разным видам метания, лазанья, движений с мячами. Дети обучаются чётко, ритмично, в определённом темпе выполнять различные физические упражнения по показу и на основе словесного описания, разученные движения выполняются под музыку.

Воспитатели cоздают в дошкольном учреждении обстaновку, способствующую формированию навыков личной гигиены. Детей учат осознавать ценность здорового образа жизни, бережно относиться к своему здоровью, знакомят с элементарными правилами безопасного поведения.

Систематически проводятся под руководством медицинского работника различные виды закаливающих процедур с учётом индивидуальных особенностей детей.

Ежедневно проводится утренняя гимнастика в проветренном помещении.

Во время организованной образовательной деятельности, требующей большой умственной нагрузки, и в промежутках между ними проводятся физкультминутки продолжительностью 1-3 минуты.

В дошкольном учреждении ведущая деятельность – игровая . В целях профилактики переутомления в дошкольном образовательном учреждении традиционные занятия заменены комплексными, которые проводятся в игровой форме.

Педагоги обеспечивают достаточную, cоответствующую возраcтным особенностям двигательную активность детей в течение вcего дня, используя подвижные, спортивные, народные игры и физические упражнения.

Каждый месяц проводятся физкультурные до c уги и праздники .

На современном этапе задача нашего общества – воспитание здоровых, гармонично развитых людей, обладающих высокой умственной и физической работоспоcобноcтью. Для успешного решения этой задачи важно, как говоритcя, «беречь здоровье смолоду». А значит, необходимо укреплять здоровье ребёнка с первых дней его жизни.

Эффективным cредством укрепления здоровья, cнижения заболеваемоcти и повышения уровня работоспособности детей является закаливание организма. Cолнце, воздух и вода – факторы, при систематическом воздействии которых повышается устойчивость организма к меняющимся погодным условиям.

Закаливание – это не только обтирание или обливание, но и повcедневные обычные процедуры, не требующие специальной организации, дополнительного времени: нахождение в помещении и на воздухе в соответствующей одежде, умывание прохладной водой, сон при открытой форточке, окне, активные занятия физкультурой.

Воздух действует кaк комплексный рaздражитель, усиливая процессы обмена веществ, увеличивaя количество гемоглобина и эритроцитов, укрепляя нервную систему. Благоприятное его воздействие проявляется и в настроении ребёнка – он становится бодрым, жизнерадостным. Использовaть свежий воздух в целях закаливания необходимо постоянно, в любое время года. Особенно благотворно влияет холодный зимний воздух в сочетании с aктивными физическими упражнениями и играми. Для прaвильного развития ребёнка важно, чтобы он находился на воздухе зимой 4-5 часов, а летом почти весь день. Организуя прогулки детей на воздухе, взрослые должны создавать условия для их aктивной деятельности.

Хорошее средство укрепления здоровья – закаливание водой.

Дети любят играть с нею; такие занятия улучшают настроение, вызывaют у ребёнка радостные эмоции. Это надо использовaть для оздоровления организма. Начинaть водные процедуры лучше в тёплое время года. Умывать ребят прохладной водой. Вначале мыть руки до локтей, затем шею, лицо.

Одним из эффективных способов зaкaливaния является контрастное обливание ног: сначала холодной водой – 24-25 градусов, затем тёплой – 36 градусов и вновь холодной.

Наиболее сильным оздоравливающим и закаливающим cредством является купание в водоёме. Для здорового ребёнка оно допустимо в возрасте от 2 лет при температуре воздуха 25 – 28 градусов и воды не менее 22 градусов.

Надо помнить, что закаливающий эффект применяемых воздействий зависит от систематичности, непрерывности использования, постепенно нарастающей интенсивности процедур, учёта индивидуальной чувствительности ребёнка.

Если меры по укреплению здоровья ребёнка, проводимые в детском саду, дополняются ежедневными упражнениями и подвижными играми в семейных условиях, у него развиваются индивидуальные склонности и интересы. Дети особенно восприимчивы к убеждениям, положительному поведению отца, матери, укладу жизни семьи. Поэтому воспитателю необходимо совершенствовать методы педагогической пропаганды среди родителей, вовлекать их в активный педагогический процесс, чтобы полученные ими знания воплощались в конкретной работе по воспитанию детей.

Большое значение в процессе выработки хорошей осанки имеют строго соблюдаемый режим дня, размер мебели, поза детей во время организованной образовательной деятельности, труда и других видов самостоятельной деятельности.

Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима детей. Она направлена на оздоровление, укрепление, повышение функционального уровня систем организма, развитие физических качеств и способностей детей, закрепление двигательных навыков. Необходимость приступить после пробуждения к выполнению упражнений утренней гимнастики воспитывает волевые качества ребёнка: волю, настойчивость, дисциплинированность, упорство, самостоятельность.

Утренняя гимнастика ценна ещё и тем, что у детей вырабатывается привычка каждый день по утрам выполнять различные упражнения. Со временем эта полезная привычка переходит в потребность и сохраняется у человека на всю жизнь.

После интенсивных двигательных нагрузок необходимы дыхательные упражнения для восстановления дыхания. У детей дошкольного возраста дыхательные мышцы слабые, поэтому дыхательные упражнения очень полезны. Они способствуют полноценному физическому развитию, являются профилактикой заболеваний дыхательной системы.

Раннее детство – период интенсивного физического и психического развития. Именно в этом возрасте умственное и нравственное развитие ребёнка особенно зависит от его физического состояния и настроения.

Дошкольное воспитание играет значительную роль в создании условий для гармоничного развития человека, которое невозможно без физического воспитания.

C этой целью, чтобы занятия физической культурой были интересны детям, увлекательны, педагоги разрабатывают разнообразные элементы занимательного характера, направленные на активизацию двигательной активности детей, развитие ловкости и координации.

Великая ценность каждого человека – здоровье.

Вырастить ребёнка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением.

Совместная деятельность педагогов – детей – родителей позволяет:

    повысить эффективность работы по оздоровлению детей;

    получить необходимые знания о физическом развитии ребёнка;

    сформировать потребность в здоровом образе жизни в своей семье;

    снизить «дефицит» положительных эмоций у детей, создать атмосферу праздника при совместной спортивной деятельности;

    увидеть, узнать работу детского сада по физическому развитию детей;

    обеспечить преемственность методов и приёмов воспитания детей в семье и в детском саду.

Многолетний опыт подобной работы показывает, что результат занятий физической культурой и спортом бывает высоким тогда, когда возникает взаимодействие между семьёй и детским садом.

Совместная работа способствует укреплению и сохранению здоровья ребёнка, развитию его силы и выносливости, физических способностей, повышению сопротивляемости его организма болезням.

Необходимо c раннего возраста обучать детей:

    безопасности в домашних условиях;

    умению и желанию быть опрятным, аккуратным;

    знакомить с правилами общения с животными;

    формировать навыки поведения на дороге;

    воспитывать осторожность в общении;

    закреплять правила поведения на воде, на люду;

    развивать эстетический вкус.

Только профессиональная компетентность педагогов дошкольного образовательного учреждения, любовь к своей профессии и, конечно же, к детям, способствуют сохранению и укреплению здоровья детей. Дети – будущее нашего общества. И, следовательно, от нас зависит их благополучие.

Поскольку психологическое здоровье – условие жизненной успешности и гарантия благополучия человека в жизни, очевидно, ни родителям, ни педагогам не стоит экономить силы на его формирование в детстве. Сегодня забота о психологической безопасности и здоровье детей становится обязательным целевым ориентиром в работе каждого образовательного учреждения и педагога, показателем достижения ими современного качества образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Создание условий для сохранения и укрепления психологического здоровья детей

Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного развития ребенка в процессе его жизнедеятельности. Термин «психологическое здоровье» был введен в научный лексикон не так давно автором Дубровиной, которая считает, что психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности.

Проблема предупреждения и коррекции психоэмоционального напряжения у детей встала в настоящее время особенно остро, поскольку психоэмоциональное напряжение является одной из характеристик психического состояния человека.

Под эмоциональным дискомфортом понимается такое психическое состояние, которое характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, тревожности, мрачных предчувствий или просто неприятными эмоциональными ощущениями.

Важнейшим условием для полноценного психического развития является создание развивающей и эмоционально комфортной для ребенка образовательной среды. Пребывание в детском саду должно доставлять ребенку радость, а образовательные ситуации должны быть увлекательными.

Важнейшие образовательные ориентиры:

  • обеспечение эмоционального благополучия детей;
  • создание условий для формирования доброжелательного и внимательного отношения детей к другим людям;
  • развитие детской самостоятельности (инициативности, автономии и ответственности);
  • развитие детских способностей, формирующихся в разных видах деятельности.

Для реализации этих целей педагогам рекомендуется:

  • проявлять уважение к личности ребенка и развивать демократический стиль взаимодействия с ним и с другими педагогами;
  • создавать условия для принятия ребенком ответственности и проявления эмпатии к другим людям;
  • обсуждать совместно с детьми возникающие конфликты, помогать решать их, вырабатывать общие правила, учить проявлять уважение друг к другу;
  • обсуждать с детьми важные жизненные вопросы, стимулировать проявление позиции ребенка;
  • обращать внимание детей на тот факт, что люди различаются по своим убеждениям и ценностям, обсуждать, как это влияет на их поведение;
  • обсуждать с родителями (законными представителями) целевые ориентиры, на достижение которых направлена деятельность педагогов ДОО, и включать членов семьи в совместное взаимодействие по достижению этих целей.

Для обеспечения в группе эмоционального благополучия педагог должен:

  • общаться с детьми доброжелательно, без обвинений и угроз;
  • внимательно выслушивать детей, показывать, что понимает их чувства, помогать делиться своими переживаниями и мыслями;
  • помогать детям обнаружить конструктивные варианты поведения;
  • создавать ситуации, в которых дети при помощи разных культурных средств (игра, рисунок, движение и т. д.) могут выразить свое отношение к личностно-значимым для них событиям и явлениям, в том числе происходящим в детском саду;
  • обеспечивать в течение дня чередование ситуаций, в которых дети играют вместе и могут при желании побыть в одиночестве или в небольшой группе детей.

Педагогу очень важно уметь определять психическое состояние ребенка, четко разграничивать личностные черты, т. е. присущие ребенку и особенности психического состояния ребенка.

Основными признаками дискомфортного состояния у детей являются:

  • Трудности с засыпанием, неспокойный сон;
  • Усталость ребенка после нагрузки, которая совсем недавно давалась ему очень легко;
  • Участившаяся беспричинная обидчивость, слезливость или, наоборот, проявление агрессии (жалобы, обзывания, драки и т.д.);
  • Участившиеся случаи невнимательности, рассеянности;
  • Беспокойство, непоседливость;
  • Частое проявление упрямства, капризов;
  • Навязчивые привычки – сосание пальца, грызение ногтей, накручивание волос на палец, игра с половыми органами.
  • Стойкое нарушение аппетита или, наоборот, переедание;
  • Стремление к уединению;
  • Невротические проявления – моргание глазами, подергивание плеч, дрожание рук и т.д.;
  • Рассеянность, забывчивость, отсутствие уверенности в себе, своих силах, беспокойная непоседливость также говорят о дискомфортном психологическом состоянии. Ребенок в таком состоянии чаше ищет одобрения и поддержки у взрослых, "жмется" к ним.

Все вышеперечисленные признаки могут говорить нам о том, что ребенок находится в стрессовом состоянии, только в том случае, если они ранее не наблюдались. Необходимо также отметить и то, что не все эти признаки могут быть явно выражены. Но беспокоиться следует даже тогда, когда появились только некоторые из них.

Портрет психологически здорового ребенка:

  • Возрастные «кризисы» проходят естественно, безболезненно, решаются закономерные возрастные проблемы.
  • Ребенок испытывает чувства привязанности, нежности и любви в ответ на аналогичные чувства родителей.
  • Ребенок реализует свою потребность в авторитете и уважении, понимании со стороны близких и значимых для него лиц.
  • Обладает устойчивым чувством «я», адекватной самооценкой, уверен и активен, имеет соответствующий возрасту уровень притязаний и возможностей.
  • Способен к сопереживанию.
  • Не проявляет выраженных чувств ревности и зависти при наличии ведущего чувства – доброжелательности к людям.
  • Контактен и общителен, стремится к взаимодействию со сверстниками на равных.

Психологическая поддержка детей в дошкольном учреждении

Задачи психологической поддержки детей:

  1. Обучение положительному самоотношению и принятию других людей.
  2. Обучение рефлексивным умениям (умение осознавать свои чувства, причины поведения).
  3. Формирование потребности в саморазвитии (умение находить в трудных ситуациях силы внутри себя).

Эти задачи могут реализовываться на групповых занятиях с детьми.

Исходя из задач, система работы по формированию психологического здоровья будет состоять из следующих этапов:

  1. Диагностика тревожности и адаптированности детей к детскому саду и семье, наблюдение за воспитанниками и последующее определение их уровня психологического здоровья.
  2. Включение детей, отнесенных ко второму уровню психологического здоровья, в еженедельные групповые занятия профилактической направленности.
  3. Подключение детей, отнесенных к третьему уровню психологического здоровья, к коррекционной работе с привлечением родителей к индивидуальному консультированию.

Общеизвестен факт влияния педагога на своих воспитанников в процессе педагогического общения и деятельности. Характер этого влияния зависит от многих причин: от особенностей, свойств и качеств личности, профессиональной компетентности и т.д., которые тесно взаимосвязаны между собой, а также с эмоциональным состоянием педагога.

Чему научатся дети, каким будет их эмоциональное состояние, зависит от вашего настроения, от вашего умения управлять собой, от вашей способности решать личностные проблемы. Таким образом, чтобы не оказывать пагубного влияния на детей, нужно в первую очередь разобраться с собой, со своими эмоциональными проблемами, причинами, их вызывающими, найти выход из стрессовых ситуаций, а только затем – с причинами детских эмоциональных проблем и путями их коррекции.

Начнем с себя:

Упражнения на саморегуляцию для педагогов

1. Экспресс-прием снятия эмоционального напряжения: дыхание по йоге

Эффективным способом снятия напряжения является расслабление на фоне йоговского дыхания: сядьте свободно на стуле, закройте глаза и послушайте свое дыхание: спокойное, ровное. Дышите по схеме 4 + 4 + 4: четыре секунды на вдох, четыре секунды на задержку дыхания, четыре на выдох. Проделайте так три раза, слушая дыхание, ощущая, как воздух наполняет легкие, разбегается по телу до кончиков пальцев, освобождает легкие. Других мыслей быть не должно. Пауза закончена. Вы спокойны. Улыбнитесь.

2. Экспресс-прием для снятия отрицательного напряжения через напряжение

  • Сожмите кисти в кулаки как можно сильнее. Напрягите руки. Разожмите кулаки и пошевелите пальцами. Встряхните их. Испытайте чувство расслабления. Негативные чувства «живут на загривке», поэтому важно расслабить плечи.
  • Приподнимите плечи с напряжением, затем опустите их. Повторите 3 раза, затем поднимите каждое плечо несколько раз. Положите подбородок на грудь. Поверните подбородок и шею направо, затем налево. Повторите 3 раза, повращайте шеей. Сядьте прямо и удобно. Почувствуйте, как расслабилась шея.
  • Сложите руки в «замок» перед собой. Потянитесь, напрягая руки и плечи. Расслабьтесь. Встряхните кисти.

3. Поперечное расслабление и напряжение

  • Удобно сядьте или лягте. Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов и почувствуйте, как ваше тело расслабилось и стало приятно тяжелым. Теперь попробуйте напрячь каждый мускул... Напрягите все мускулы...
  • Теперь расслабьтесь. Отпустите все напряжение. Обратите внимание на чувство облегчения... Повторите все сначала. Напрягите каждый мускул... Держите напряжение... Расслабьтесь, отдохните и почувствуйте облегчение... Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание... Вдыхайте очень глубоко и выдохните, выдохните весь воздух до конца. Почувствуйте, как напряжение оставляет ваше тело... Теперь дышите нормально, вдох-выдох. Каждый раз выдыхая, обращайте внимание на то, как напряжение уходит из вашего тела.
  • Расслабьте все тело, но сожмите челюсти и очень крепко закройте глаза. Челюсти напряжены. Глаза плотно закрыты. Пусть все остальное тело остается расслабленным, обращайте внимание на ощущение напряжения в челюстях, глазах и лице... Расслабьте челюсти и веки. Пусть они расслабятся, как все ваше тело... Насладитесь контрастом... Теперь откиньте назад голову и ощутите напряжение в шее... Пожмите плечами и поднимите их. Ваша шея, плечи и верхняя часть спины должны быть напряжены. Все остальное тело продолжает оставаться расслабленным. Обратите внимание на разницу между напряжением в шее и спине и напряженностью во всем остальном теле... Теперь расслабьте плечи, мягко опустите их и верните голову в удобное положение. Насладитесь свободным ощущением, расслабьтесь еще полнее... Расслабляя все тело, сожмите кулаки и напрягите живот... Задержите свое внимание на этом напряжении.
  • Отпустите напряжение. Расслабьтесь и отдохните... Теперь напрягите ягодицы и бедра, опустите пальцы ног вниз, чтобы напрячь икры. Почувствуйте напряжение в бедрах, ягодицах и икрах. Пусть все остальное тело остается расслабленным... Все, что выше бедер, расслаблено, напряжение сохраняется только в бедрах и ниже... Теперь перестаньте напрягаться, расслабьтесь и дайте ощущению покоя разлиться по вашему телу. Расслабьтесь полностью. Вдыхая, произносите про себя слово «вдох», а выдыхая, – «выдох». Продолжайте расслабляться таким образом, сколько захотите, мягко и легко вдыхая и выдыхая.

4. Диафрагмальная гимнастика

Её можно делать сидя, стоя или даже во время ходьбы (главное, чтобы туловище было выпрямленным):

  • Вдохните через нос и направьте воздух в живот, немного раздув его при этом. Ваш вдох должен быть как можно более долгим, но естественным.
  • После вдоха задержите дыхание на несколько секунд, а потом медленно выдохните. Выдыхайте воздух как можно медленнее, начиная с низа живота через верхнюю часть живота, грудь и через нос. При выдохе не забывайте втянуть живот немного больше обычного.
  • Выдохнув через нос, немного задержите дыхание. Повторите новый цикл дыхания. Выполняйте это упражнение на протяжении 15 минут.

Другой вариант:

  • Лягте на спину и положите книгу на живот. Дышите так, чтобы книга поднималась от вашего дыхания.
  • Сядьте и положите правую руку на живот, а левую на грудь. Дышите так, чтобы поднималась только ваша правая рука.
  • Дышите со счетом до 5: пять секунд на вдох и пять на выдох.
  • Повторяйте слова синхронно с ритмом дыхания: «С каждым вдохом я расслабляюсь, с каждым выдохом я улыбаюсь».

5. Микропаузы активного отдыха.

Очень важно давать себе возможность регулярно освобождаться от исподволь накопившегося напряжения, выдерживая микропаузы активного отдыха. Несколько раз в день занимайтесь следующим упражнением:

  • Начните с плавного вращения глазами – сначала в одном направлении, затем в другом. Зафиксируйте свой взгляд на отдельном предмете. И затем переключите его на предмет, расположенный поблизости.
  • После этого займитесь челюстью и широко зевните несколько раз.
  • Расслабьте шею, сначала покачав головой, затем покрутив ею из стороны в сторону.
  • Поднимите плечи и медленно опустите.
  • Расслабьте запястья и поводите ими.
  • Сожмите и разожмите кулаки, расслабляя кисти рук.
  • Теперь обратитесь к торсу. Сделайте несколько глубоких вдохов.
  • Затем мягко прогнитесь в позвоночнике вперед-назад и из стороны в сторону.
  • Напрягите и расслабьте ягодицы, а затем икры ног.
  • Покрутите ступнями, чтобы расслабить лодыжки. Сожмите и распрямите пальцы ног.

Основные способы коррекции эмоциональных нарушений у детей

В отечественной и зарубежной психологии используются разнообразные методы, помогающие откорректировать эмоциональные нарушения у детей. Эти методы можно условно разделить на две основные группы: групповые и индивидуальные.

Игротерапия – это использование игры для коррекции тех или иных выражения «Я». В дошкольном возрасте это направление занимает одно из ведущих средств, поскольку игра в данном возрасте является ведущим видом деятельности.

Телесно-ориентированная терапия и танцевальная терапия - методы работы с психикой, через тело.

Сказкотерапия – это самый древний психологический и педагогический метод. Он оказывается эффективный в работе не только с маленькими детьми, но и со взрослыми. В сказках описаны основы безопасной и созидательной жизни. Даже простое чтение сказки даёт удивительный эффект и помогает преодолевать жизненные трудности. суть её в процессе образований связей между сказочными событиями, героями и поведением в реальной жизни, т.е. это процесс переноса сказочных смыслов в реальность. В сказках можно найти полный перечень всех жизненных проблем и ситуаций, которых ребёнок усваивает. Слушая сказки ребёнок накапливает в своём подсознании, формируя стереотипы поведения

Арт-терапия – лечение искусством. Искусство всегда являлось для людей источником наслаждения и удовольствия. Методика арт-терапии базируется на убеждении. Что внутреннее «Я» человека отражается в его рисунках всякий раз, когда он об этом не думает, т.е. рисует спонтанно. Образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов: страхи, внутренние конфликты, сны и т.д.

Существует два направления арт-терапии. Во-первых, восприятие готового произведения искусства. Здесь важно побуждать ребёнка выражать свои чувства возникшие при рассматривании. Это даёт развитие и обогащение эмоционального мира ребёнка. Во-вторых, самостоятельное рисование, в котором ребёнок выражает мироощущения и свои эмоции.

Музыкотерапия представляет собой особую форму работы с детьми с использованием музыки в любом виде. Исследования воздействия музыки выявили, что классическая, джазовая, народная музыка повышает жизненный тонус человека, активизирует его творческие способности и в целом оказывает благоприятное действия на психику.


Тема: «Создание условий для сохранения здоровья учащихся».

Самое драгоценное, что есть у человека – это здоровье. На сегодняшний день состояние здоровья детей вызывает большую тревогу. Хорошее самочувствие ребенка – это самое важное условие успешного усвоения им школьной программы.

К сожалению, за последние годы выявилась неблагоприятная тенденция показателей здоровья детей поступающих в школу. Увеличилось количество детей с хронической патологией, а число детей, не имеющих отклонений в состоянии здоровья, снизилось.

Поэтому для создания условий комфортного ощущения ребенка в школе, для его полноценного развития, для сохранения и укрепления его здоровья, ведения здорового образа жизни в деятельность начальной школы, внедряется здоровьесбережение, которое помогает решить эти важнейшие задачи.

Моя задача помочь каждому ребенку осознать свои способности, создать условия для их развития, так как всё это способствует сохранению и укреплению здоровья ребенка.

Для этого я получаю листок здоровья класса от медицинских работников и использую характеристики здоровья учащихся для дифференцирования учебного материала на уроках, а также веду паспорта здоровья, где отслеживаю количество простудных и хронических заболеваний. Во втором классе на каждого ученика был заведён дневник здоровья, где ребята составляли режим дня, познакомились с правилами закаливания. Так же в этих дневниках записывали все спортивные мероприятия и свои достижения. Учитываю в своей работе показания медицинского работника школы, веду разъяснительную работу с родителями по поводу профилактических прививок.

Даю такие советы родителям, как:

Собственным примером демонстрируйте своему ребенку уважительное отношение к своему здоровью;

Посещайте вместе с ними спортивные мероприятия;

Бывайте вместе с ними на воздухе, участвуйте в его играх;

Дарите ребенку подарки, которые будут способствовать сохранению его здоровья;

Не ждите, что здоровье само придет к вам, идите навстречу ему вместе со своим ребенком.

Побуждаю совместно с родителями детей к выполнению назначений врача, внедряю в учебный процесс гигиенические рекомендации.

Я, работаю по УМК «Школа России», который помогает мне реализовать здоровьесбережение на основе личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании.

Дифференцированное обучение в этом УМК практически реализуется через содержание учебников, тетрадей, позволяющих снять трудности у слабых учащихся и создать благоприятные условия для развития сильных учащихся.

Мною учитываются возрастные психологические особенности младших школьников, что позволяет мне использовать различные виды учебной деятельности на уроке, чтобы не наступило быстрое утомление.

Для медлительных детей я снижаю темп опроса, не тороплю ученика, даю время на обдумывание, подготовку, создаю условия, чтобы его деятельность соответствовала его индивидуальному темпу.

Продумываю приемы, позволяющие активизировать в процессе освоения нового знания самих учащихся, стараюсь прогнозировать несколько возможных вариантов развития учебных событий в зависимости от создавшейся в классе ситуации.

Я считаю, что перегрузка учащихся на уроке, которая вызывает повышение уровня утомляемости и нервозности, зависит не столько от количества, сколько от качества работы. Если процесс получения знаний интересен и мотивирован, то усвоение материала не создаст эффекта перегрузки. И наоборот, то, что вызывает у учащихся отторжение или кажется бесперспективным, бессмысленным и бесцельным, приводит к перегрузке даже при относительно небольших объемах материала.

Считаю, что стиль общения учителя с учащимися также влияет на состояние здоровья школьников. Мне свойственен демократичекий стиль общения, который создаёт условия для развития психической активности ребенка, дает свободу познавательной деятельности, школьник не боится ошибиться при решении поставленной задачи. Ученик, находясь в состоянии душевного комфорта и защищенности, с удовольствием работает на уроке.

Использование компьютера на уроке повышает интенсивность обучения и усиливает индивидуализацию учебного процесса. Наглядность, возможность изменять темп и формы изучения материала, его образно-художественное представление – все это делает компьютер незаменимым помощником учителя в деле снижения утомляемости учащихся.

Также я использую методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Ученики выступают в роли исследователя или учителя. При таком обучении каждый ребенок получает от урока только положительные эмоции, что вызывает особый интерес к учебе.

Исследовательская деятельность в моём классе охватывает достаточно продолжительный период времени, в связи с этим наблюдается положительная динамика уровня успешности учащихся.

Часто на уроках организовываю работу в парах, в ходе которой уровень осмысления и усвоения материала заметно возрастает, детям значительно легче учиться вместе.

Такая работа, в какой-то мере помогает решить одно из условий организации здоровьесберегающего обучения – избежать длительного сидения за партой. Малоподвижность во время урока негативно влияют на здоровье учащихся. Учитывая это - я стараюсь проводить 2 подвижных физминутки и одну для глаз.

Физкультминутки – естественный элемент урока в начальных классах, он обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Они помогают снять статическое утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение.

Традиционными стали в классе дни здоровья, так в 2013 учебном году в первом классе были проведены «Весёлые старты», экскурсии по родному посёлку, в берёзовый лес, 2014 учебном году мы побывали на экскурсии в деревне Жостово, посетили «Художественно-исторический» музей в г. Мытищи, посещали различные выставки.

Классные часы, уроки здоровья, спортивные мероприятия, походы, экскурсии в природу все это помогает формированию у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни.

Так ежегодно я провожу классные часы из серии «Человек в природе и его здоровье». На этих мероприятиях дети учатся заботиться не только о природе, но и о своём здоровье. В 2014 учебном году 22-апреля был проведён «День Земли», где ребята приняли активное участие.

В своей работе по сохранению здоровья младших школьников и подготовке их к здоровому образу жизни я нашла союзников не только среди детей, но родителей. Работу с родителями строю в форме сотрудничества. Ребята вместе с родителями принимают участие в акциях «Мир против курения», в рамках которых участвуют в конкурсах рисунков и плакатов по данным темам.

Придя на первое родительское собрание, родители заполняли анкеты, которые помогли отследить правильное питание школьников, уровень его здоровья, самочувствие в семье. Я знакомлю родителей с основными принципами организации здорового питания детей. Так же, на родительских собраниях обсуждаю вопросы здоровья учеников. Родители принимают активное участие в оздоровительной работе класса.

Родители прививают детям элементарные навыки гигиеничной культуры, стараются следить за их здоровьем, но для того, чтобы сформировать привычку к здоровому образу жизни у школьников, бережное отношение к своему здоровью, необходима совместная работа педагога и родителей. Родители активно обсуждают темы здорового образа жизни, делятся опытом работы по сохранению и укреплению здоровья в семье, предлагают пути искоренения вредных привычек.

Одним из важных аспектов является культура питания. Лучший рацион здорового человека – это пища с низким содержанием холестерина, сахара, соли и высоким содержанием витаминов. В нашей школе осуществляется горячее питание. В моем классе обучается 31 человек (1 ученик находится на домашнем обучении по состоянию здоровья) из них 24 человека ежедневно питается в столовой. Это дети, которые посещают и не посещают ГПД. Мне удалось убедить родителей в том, что горячее питание необходимо каждому ребенку. Ведь от того, насколько правильно и качественно организовано питание школьника, зависит его здоровье, настроение, трудоспособность и качество учебной деятельности.

И так путь к здоровью долог. Но приятно осознавать дети понимают, что правильный образ жизни важен для формирования здоровья, они стали более осознанно относиться к своему здоровью.

Я полностью согласна со словами В.А Сухомлинского: « Только союз семьи, врача, учителя сможет вырастить и воспитать здорового, сильного, умного человека

Я так же согласна с высказыванием о том, что здоровье младшего школьника – это проблема не детей, а взрослых. Эту проблему мы пытаемся решать сообща: семья – школа.

Желаю Всем крепкого здоровья!!!

Вступление ___________________________________________________ 4-5

Раздел 1.

1.1.О целях и работе в школе направленных на сохранение и

укрепление здоровья обучающихся ____________________________ 6-7

1.2.Приоритетные принципы, задачи и основные понятия __________ 8-9

1.3.Мероприятия, направленные на сохранение и укрепление здоровья

обучающихся _______________________________________________ 10-11

1.4.Спортивно-массовая работа в школе _________________________ 12

1.5. Психология восприятия здоровья. Внутренняя картина здоровья

детей и подростков______________________________________ 13-15

1.6. Выводы ___________________________________________ 16-17

1.7.Словарь ____________________________________________ 18-19

Список использованной литературы__________________________________ 20

ВСТУПЛЕНИЕ

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей

зависит их духовная жизнь,

мировоззрение, умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы»

В.А. Сухомлинский.

Сохранение и укрепление здоровья учащихся - первостепенная задача

образовательных учреждений.

Состояние здоровья детей, их образование и воспитание неразрывно связаны

друг с другом. Поэтому сегодня перед системой образования поставлена задача

по сохранению здоровья детей и молодежи, формированию у них навыков

здорового образа жизни, мотивации быть здоровыми, воспитанию общей

культуры здоровья, созданию условий общей здоровье сберегающей среды,

внедрению в учебный процесс эффективных здоровье сберегающих технологий.

Здоровье – первый элемент и ключ к развитию личности. Поэтому основная

задача школы – непрерывно уделять внимание физическому, психическому и

социальному здоровью, которое служит фундаментом для интеллектуальной и

творческой надстройки личности.

Планомерное сохранение и развитие здоровья детей осуществляется с

    Лечебно – профилактического (ежегодный медицинский осмотр, прием детьми поливитаминов, кислородных коктейлей, противоэпидемическая вакцинация).

    Обеспечение психологической безопасности личности ребенка (психологически комфортная организация режимных моментов, оптимальный двигательный режим, правильное распределение физических и интеллектуальных нагрузок, правильный стиль общения взрослого с детьми, использование физкультминуток в режиме дня, применение необходимых средств и методов).

    Оздоровительная направленность образовательного процесса, учет требований к максимальной нагрузке детей в организованных формах обучения, создание условий для оздоровительных режимов, валеологизацуия образовательного пространства для детей, бережное отношение к нервной системе ребенка, учет его индивидуальных особенностей и интересов; предоставление свободы выбора, создание условий для самореализации, ориентация на зону ближайшего развития ребенка.

    Формирование валеологической культуры ребенка, основ валеологического сознания (знания о здоровье, умения сберегать, поддерживать и сохранять его, формирование осознанного отношения к здоровью и жизни).

В школе работает врач-педиатр и медицинская сестра , которые планомерно

прово­дят профилактические и лечебные мероприятия.

Ежегодно планово и систематически в школе осуществляются

профилактические медицинские осмотры учащихся специалистами

государственного учреждения здравоохранения «Амбулатория № 3 города

Енакиево». В плановом порядке организован осмотр стоматологами и

постоянные встречи - профилактики с участием врачей медицинских

направлений.

РАЗДЕЛ 1.

1.1. О целях и работе в школе направленных на .

Приоритетное направление деятельности школы – сохранение и укрепление

здоровья детей, пропаганда здорового образа жизни. Над этим работает

педколлектив, родительская общественность. Этот вопрос находится на постоянном

контроле директора. На административных совещаниях, педагогических советах,

родительских собраниях анализируется работа педколлектива с различными

группами учащихся, выявляются достижения и недостатки в работе по

оздоровлению, разрабатываются мероприятия для дальнейшего

совершенствования системы работы по сохранению и укреплению здоровья детей.

Работа в школе ведется по пяти направлениям:

1.Педагогика здоровья

Цель: Пропаганда здорового образа жизни и обучение навыкам ЗОЖ.

2.Оздоровительные и профилактические мероприятия.

Цель: Профилактика заболеваний, принятие необходимых мер, предотвращающих

ухудшение здоровья и помощь детям в адаптации к следствиям нарушения

здоровья(последствия болезни, инвалидности, эмоциональные проблемы).

3.Профилактика употребления психоактивных веществ.

Цель: Формировать здоровый жизненный стиль, эффективную стратегию поведения

и личностных ресурсов, препятствующих злоупотреблению наркотических и других

ПАВ, работа практического психолога для открытого доверительного общения.

4.Физическое воспитание – традиционная форма работы школы. Каждый

обучающийся занят в секции по футболу.

5.Создание комфортной предметно-пространственной среды.

В школе оказывается всесторонняя помощь развитию творчества учащихся.

Неукоснительно выполняются гигиенические требования к условиям обучения,

СанПин. В школе создана модель здоровьесберегающих технологий обучения

школьников. Она включает в себя учет возрастных особенностей, состояния здоровья

ученика и его индивидуальных психофизиологических особенностей при выборе

форм, методов и средств обучения. Использование здоровьесберегающих действий

для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей

организма. В основу модели положены здоровьесберегающие действия, а именно:

оптимальное время урока, рациональное чередование видов учебной деятельности,

уважительный стиль общения, эмоциональная разрядка, физкультурная пауза,

правильная рабочая поза, правильная школьная мебель с маркировкой по возрастным

7. В спортзале школы регулярно проводятся школьные спортивные соревнования и

тренировки по игровым видам спорта. Работает тренажерный зал. Тренировочная

база и спортинвентарь соответствует требованиям сегодняшнего дня.

1.2. Приоритетные принципы, задачи и основные понятия:

Обеспечить координацию деятельности по активизации и развитию движения по

пропаганде здорового образа жизни;

Формирование навыков здорового и безопасного образа жизни у

молодого поколения граждан, а также ориентации подрастающего поколения на

здоровье как на высшую социальную ценность, обеспечивающую в современных

условиях профессиональное долголетие, семейное благополучие и обеспеченную

старость.

- Основные использующиеся понятия:

1) здоровье - состояние полного физического, духовного и социального

благополучия при полной адаптации к условиям внешней среды и способности к

воспроизводству, а не только отсутствие болезней и физических нарушений;

включающая в себя благоприятные условия жизнедеятельности человека, уровень

его культуры и гигиенических навыков, позволяющих сохранять и укреплять

здоровье, предупреждать развитие его нарушений и поддерживать оптимальное

качество жизни;

3) образ жизни - стойкий, сложившийся под действием социальных,

культурных, материальных и профессиональных обстоятельств, образ

жизнедеятельности, проявляющийся в нормах общения, поведения, складе

мышления и традициях. Образ жизни охватывает все сферы общества: работу и быт,

общественную жизнь и культуру, поведение (стиль жизни) обучающихся и их

духовные ценности;

4) стиль жизни - социально-психологическая категория, характеризующая

поведенческие особенности жизни человека. Стиль жизни, который зависит от

поведенческих особенностей индивидуума;

5) формирование здорового образа жизни - системный процесс, охватывающий

множество компонентов образа жизни современного общества и личности,

включающий основные сферы и направления жизнедеятельности людей;

6) культура здоровья - составная часть общей культуры, которая позволяет

человеку грамотно заботиться о здоровье и благополучии. Понятия "культура

здоровья" формулируют как определенный уровень валеологической грамотности

населения, состояние социального благополучия, степень развития творческих сил,

физических, психических способностей граждан;

7) профилактика заболеваний - система мер медицинского и немедицинского

характера, направленная на предупреждение, снижение риска развития отклонений

в состоянии здоровья и заболеваний, предотвращение или замедление их

прогрессирования, уменьшение их неблагоприятных последствий;

8) валеология (от одного из значений лат. valeo - ≪быть здоровым≫) - это

область знаний о закономерностях и механизмах формирования, сохранения и

укрепления здоровья человека;

9) валеологическое просвещение - системное получение детьми и молодёжью

знаний о здоровье, формирования валеологического мировоззрения о ценности

здоровья в жизни и личной ответственности за его сохранения;

1.3.Мероприятия направленные на сохранение и укрепление здоровья обучающихся :

Ученики активное участие принимают в здоровьесберегающих мероприятиях:

    спортивные соревнования между классами, школами;

    спортивные праздники (дни здоровья, «Международный образовательный

фестиваль спорта и искусства «Соколенок Донбасса»»);

    месячники и недели здоровья;

    ежедневные подвижные и спортивные игры, утренняя зарядка;

    • консультативная работа с обучающимися, педагогами, родителями.

      научно-практическая деятельность (участие городских конкурсах,

агитбригадах «Мы за -ЗОЖ»).

      внеклассная деятельность (участие в подготовке и проведении конкурсов,

тематических вечеров, акций).

    день отказа от курения;

    Единый день борьбы со СПИДом и туберкулёзом;

    день борьбы с наркоманией;

    день здоровья;

    проведение школьной акции «Меняю сигарету на конфету»;

    • проведение конкурсов рисунков и плакатов;

    интерактивная акция в - листовки о ЗОЖ;

    просмотр и обсуждение фильмов на тему ЗОЖ;

    Общешкольные родительские собрания по пропаганде здорового образа жизни, профилактике различных заболеваний составляют весомую часть всей работы с родителями (85%). Профилактикой заболеваний среди обучающихся и родителей занимаются врач-педиатр и практический психолог школы.

    Проводятся родительские собрания по темам:

    Знания о ПАВ и ранних признаках употребления.

    Предупреждение вредных привычек у детей.

    Влияние дефицита йода и на здоровье детей.

    Правильное питание детей в семье.

    Роль родителей в период полового созревания подростков.

    Предупреждение ИППП.

    Репродуктивное здоровье девушек.

    Профилактика гриппа и ОРЗ.

    Детские неврозы.

    Охват горячим питанием учащихся должен составлять 100%. Все учащиеся школы питаются в школьной столовой.

1.4. Спортивно-массовая работа в школе:

Для создания условий для полноценного развития личности, сохранение и

укрепление здоровья обучающихся большое участие принимает учитель

физической культуры совместно с классными руководителями.

Вопрос о состоянии спортивно-массовой работы в школе постоянно находится в

центре внимания администрации школы.

Ежегодно в школе проводятся спортивные соревнования:

Мероприятия

Количество мероприятий

Спортивные эстафеты

Первенство школы (баскетбол)

Первенство школы по волейболу

Первенство школы по пионерболу

Первенство школы по футболу

Соревнования «Веселые старты»

Первенство школы по настольному теннису

Школьная олимпиада по физкультуре

Спортивные праздники

Ежегодно в рамках внутришкольной спартакиады проводятся спортивные соревнования между классами.

Название соревнований

Военно-спортивная эстафета

Первенство школы по футболу

сентябрь-октябрь

Первенство школы по баскетб

лу (юноши)

Первенство школы по баскетболу (девушки)

Школьная олимпиада по физической культуре

« Веселые старты»

Первенство школы по волейболу (юноши)

Первенство школы по баскетболу

«День здоровья», «Веселые старты»

Легкоатлетическая эстафета

Учителя физической культуры постоянно занимаются подготовкой и команд, и имеются победы в различных спортивных соревнованиях.

1.5. Психология восприятия здоровья. Внутренняя картина здоровья

детей и подростков.

Важное место в общей проблематике психологии здоровья занимает

исследование внутренней картины здоровья (ИКЗ), что является своеобразным

эталоном здоровья, имеет сложную структуру. Внутренняя картина здоровья

(ВКЗ) - это особое отношение личности к своему здоровью, выражающееся в

осознании его ценности и активно-позитивном стремлении к его

совершенствованию. В.А. Ананьев рассматривает ВКЗ как самосознание и

самопознание человеком себя в условиях здоровья. Исследование внутренней

картины здоровья имеет большое практическое значение. Как справедливо

подчеркивал В.Е. Каган, без понимания внутренней картины здоровья

невозможно понять внутреннюю картину болезни.

Особый интерес представляет изучение внутренней картины здоровья ребенка.

Исследований в этом направлении крайне мало, за исключением фрагментарных

внутренней картины здоровья ребенка требует тщательного теоретико-

методологического подхода к ее изучению. При исследовании внутренней

картины здоровья необходим системный подход, что предполагает изучение

ВКЗ как сложной системы, звенья которой тесно взаимосвязаны и взаимозависим

друг от друга.

ВКЗ (внутренняя картина здоровья) - составная часть самосознания

личности. Осознанное отношение человека к своим потребностям,

способностям, влечениям, мотивам поведения, переживаниям и мыслям

невозможно без пристального внимания к своему здоровью. Представление

человека о своём психофизическом становлении, его переживаниями отражается

в различных формах его отношения к своему здоровью. В одних случаях это

может быть адекватное отношение, в других - пренебрежение, в третьих –

повышенное внимание.

Особый интерес представляет возрастной анализ внутренней картины

здоровья, что имеет важное значение не только в профилактике заболевания,

но и в формировании гармоничной личности .

Основной компонент ВКЗ у детей включает три уровня отражения здоровья:

    Когнитивный;

    Эмоциональный;

    Поведенческий;

Когнитивный уровень предполагает представления ребенка о состоянии здоровья,

что в значительной степени зависит от его возраста и уровня развития интеллекта.

Эмоциональный уровень связан с различными видами эмоционального

ситуации.

Поведенческий уровень связан с актуализацией деятельности ребенка по

сохранению здоровья. Это более высокий уровень отношения к здоровью и требует

активной деятельности субъекта, направленной на сохранение и поддержание

своего здоровья

Отношение ребенка к своему здоровью – это часть личности.

В современной психологии рассматривается как многоуровневая система,

состоящая из трех основных блоков: описательный (образ «Я»); отношение

(отношение к себя или отдельных своих качеств); само оценивание (принятие

Возрастные особенности становления внутренней картины здоровья.

В психологии обобщенные возрастные периоды развития личности: младенец

(до 1 года); раннее детство (2-3 года); дошкольный возраст (4-5 лет);

Младший школьный (6-10 лет); подростковый (11-14 лет); старший

школьный возраст, или ранняя юность (15-17 лет).

    ВКЗ ребенка - важная часть его личности, что представляет собой

совокупность установок, направленных им на свое здоровье. Формирование ВКЗ

в процессе развития ребенка проходит несколько этапов.

    Для каждого этапа характерны основные психологические системообразующие

    факторы, влияющие на адекватное отношение ребенка к своему здоровью.

  • Первый этап охватывает период детства. Условно его можно назвать этапом

    эмоциональной привязанности ребенка к матери. Эмоциональная привязанность

    Основа здорового эмоционального и социального развития ребенка в

    последующие годы.

    Второй этап - этап формирования идентичности и подражания - охватывает

    период раннего детства. Примерно с полутора до двух лет ребенок начинает

    осознавать свои качества, возможности и свое состояние. Формирование ВКЗ

    осуществляется на модели родительского отношения к здоровью, в процессе

    подражания им.

    Третий этап – этап конкретно-ситуативных представлений о здоровье и

    эмоциональное отношение к нему - наблюдается у детей дошкольного возраста.

    Четвертый этап - этап осознания и эмоционально-оценочного отношения к

    своему здоровью (младший школьный возраст).

    Пятый этап - социальная установка личности подростка на свое здоровье,

    что включает в себя когнитивные, эмоциональной, поведенческой компоненты.

1.6. Выводы:

Работа по формированию здорового образа жизни довольно объемная и

кропотливая.

Перед учебным заведением, всей образовательной отраслью стоят задачи,

которые невозможно решить мимоходом.

Необходимо создание единой программы для всей образовательной системы по

формированию здорового образа жизни, внедрение единых государственных

стандартов образования по безопасности жизнедеятельности, согласованных

между собой и по образовательным уровням программ для средней и высшей

школы по предметам „Основы здоровья и физическая культура”, „Основы

медицинских знаний”, „Валеология”, „Основы безопасности

жизнедеятельности”, „Гражданская оборона”.

На современном этапе проводят множество мероприятий по формированию

здорового образа жизни – лекционные занятия, тренинги по развитию

спортивных способностей, самоконтроля, в школах внедрении программы по

воспитанию у детей любви к своей жизни и необходимости ведения здорового

образа жизни. Все чаще к сотрудничеству поощряются родители подростков, для

коллективной работы по содействию здоровой атмосфере в семье.

Работа, проведенная в школе, позволяет сделать определенные выводы, а

именно:

1.Проблема здоровья в широком его понимании, как в личном, так и

общественном измерении приобрела в наше время общепланетарного

значения и рассматривается как таковая, что представляет опасность

дальнейшего развития человечества.

2.Предотвратить вероятную опасность возможно путем формирования

здорового образа жизни лиц, общин, стран, мира в целом.

3. Формирование здорового образа жизни - сложный, многогранный процесс,

Требующий, совместных усилий как можно большего количества людей,

разных организаций, и прежде всего – соответствующей государственной

политики.

Одновременно формирование здорового образа жизни является научно-

практической дисциплиной со своей теорией, методологией, методикой и

средствами. Знания и практические навыки по формированию здорового образа

жизни должны быть, как можно шире распространены в обществе, ими нужно

руководствоваться при разработке и принятии управленческих решений на всех

уровнях всех ветвей власти, всех отраслей государственного сектора.

Нужно также всеми средствами влиять на частный сектор и общественные

организации в направлении мониторинга, контроля, содействия и направления

деятельности в интересах здоровья населения.

5. Наиболее эффективный способ воплощения мировоззренческих ценностей

здоровья в сознание населения - это инициация со стороны органов

государственной власти и местного самоуправления различных локальных

проектов, ограниченных местными масштабами, в частности масштабам

первичных административно-территориальных структур и отдельных

организаций.

6.Сохранение и укрепление здоровья, культ здорового образа жизни должны

постоянно находиться под пристальным вниманием общественности, а особенно

педагогических кадров.

7.Только продуманными слаженными совместными систематическими

действиями мы сможем решить сложную, но почетную проблему – дать

Донецкой Народной Республике здоровых граждан.

1.7.Словарь.

Здоровье - как состояние полного физического, духовного и социального

благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов.

Научное понимание здоровья включает также своевременное и гармоничное

телесное и психическое развитие, нормальное функционирование всех органов и

систем, высокую работоспособность во время различных видов деятельности,

отсутствие заболеваний, способность легко адаптироваться к непривычным

условиям среды и устойчивость к неблагоприятным воздействиям.

Внутренняя картина здоровья (ВКЗ) - это особое отношение личности к

своему здоровью, выражающееся в осознании его ценности и активно-

позитивном стремлении к его совершенствованию, самоосознание и

самопознание человеком себя в условиях здоровья.

Когнитивный уровень ВКЗ - представление ребенка о состоянии здоровья, что

в значительной степени зависит от его возраста и уровня развития интеллекта.

Эмоциональный уровень ВКЗ - с различными видами эмоционального

реагирования на здоровье, что определяется индивидуально-типологическими и

индивидуально-психологическими характеристиками ребенка, а также

особенностями его эмоционального реагирования на различные жизненные

ситуации.

Поведенческий уровень ВКЗ - с актуализацией деятельности ребенка по

сохранению здоровья. Это более высокий уровень отношения к здоровью и

требует активной деятельности суб"екта, направленной на сохранение и

поддержание своего здоровья.

Образ «Я» - совокупность ощущений, представлений и переживаний подростка

по поводу своего физического облика.

Здоровый образ жизни - это форма жизнедеятельности, ориентированная на

развитие, сохранение и воспроизводство здоровья, что является основным

персональным капиталом каждого человека.

Здоровый образ жизни – это форма жизнедеятельности, которая основывается

на требованиях суточного биоритма и включает такие основные составляющие,

как личная гигиена, двигательная активность, режим питания и сна, закаливание,

чередование труда и отдыха, отсутствие вредных привычек.

Функция психологического здоровья – это поддержание активного

динамического баланса между человеком и окружающим миром в ситуациях,

требующих мобилизации эмоциональных и волевых ресурсов личности.

Психологический тренинг - форма активного обучения навыкам поведения. В

тренинге участнику предлагается проделать те или иные упражнения,

ориентированные на развитие или демонстрацию психологических качеств или

навыков. Для отработки полученных навыков применяются ролевые игры и

МБДОУ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №5 «РОДНИЧОК» Г.О. ЛУХОВИЦЫ

«Сохранение и укрепление здоровья ребенка в условиях ДОО»


  • Создание условий в ДОО для решения задачи охраны и укрепления здоровья детей
  • Формирование ценностей здорового образа жизни дошкольников
  • Формы оздоровительной работы в ДОО
  • Система и особенности работы педагогического коллектива ДОУ по сохранению и укреплению здоровья детей
  • Применение здоровьесберегающих технологий во всех направлениях развития и образования детей

здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов.

(по уставу ВОЗ)

Физическое здоровье

состояние гармонии физиологических процессов и максимальная адаптация к условиям окружающей среды (здоровье тела, рост и развитие органов, физическая активность, иммунитет)

Психическое здоровье

способность адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители, общий душевный комфорт, адекватное поведение, умение управлять своими эмоциональными состояниями

Социальное здоровье

гармоничное отношение личности в социальной структуре общества, социальная активность, благоприятное отношение с окружающими, усвоение правил и ценностей общества и т.д.


Я не боюсь еще и еще раз сказать: забота о здоровье - важнейшая работа воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное

развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

В. Сухомлинский


Результатом нашей работы должна стать осознанная молодым поколением необходимость в здоровом образе жизни, в занятиях физической культурой и спортом. Каждый молодой человек должен осознать, что

здоровый образ

жизни – это успех,

его личный успех.

Владимир Путин


Оптимальные условия, обеспечивающие полноценную жизнедеятельность детей в дошкольном учреждении

Профессионализм педагогических кадров;

Соответствующее материально-техническое оснащение ДОУ;

Организация деятельности ДОУ, основанная на эффективных результатах научно-методологических исследований в области развития и оздоровления дошкольников;

Мотивация коллектива на внедрение инновационных процессов, способствующих развитию и укреплению здоровья воспитанников.


Задачи по сохранению и укреплению здоровья :

  • · Разработать алгоритм деятельности участников образовательного процесса дошкольного учреждения, ориентированный на сохранение и укрепление здоровья.
  • · Обеспечить условия для сохранения, укрепления физического и психического здоровья детей в соответствии с их возрастными особенностями.

  • Изучить и внедрить в практику ДОУ современные технологии обучения здоровому образу жизни, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья детей путем развития здоровье сберегающих умений и навыков, формирования привычки думать и заботиться о своём здоровье.
  • Создать оздоровительный микроклимат, соответствующую предметную среду для обеспечения двигательной активности ребёнка.










Здоровый образ жизни

это концепция жизнедеятельности человека, направленная на улучшение и сохранение здоровья с помощью соответствующего питания, физической подготовки, морального настроя и отказа от вредных привычек



  • формировать представления о том, что быть здоровым - хорошо, а болеть - плохо; о некоторых признаках здоровья;
  • воспитывать навыки здорового поведения: любить двигаться; есть побольше овощей, фруктов; мыть руки после каждого загрязнения; не злиться и не волноваться; быть доброжелательным; больше бывать на свежем воздухе; соблюдать режим;
  • помочь овладеть устойчивыми навыками поведения;
  • развивать умение рассказывать о своем здоровье, здоровье близких;
  • вырабатывать навыки правильной осанки;
  • обогащать знания детей о физкультурном движении в целом;
  • развивать художественный интерес.

  • Занятия физкультурой,
  • Прогулки,
  • Рациональное питание,
  • Соблюдение правил личной гигиены,
  • Закаливание,
  • Создание условий для полноценного сна

  • элементы музыкотерапии, свето- и цветотерапии, арт-терапии,
  • психорелаксация,
  • оздоровительные пробежки,
  • целевые прогулки,
  • занятия по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни,
  • гимнастика пробуждения,
  • закаливание,
  • воздушные ванны
  • игры с водой
  • занятия физкультурой и ЛФК.

Циклограмма использования оздоровительных мероприятий в режиме дня

Утро

Перед каждым приёмом пищи

Индивидуальная работа по развитию основных движений; пальчиковая гимнастика; артикуляционная гимнастика; самомассаж ладоней и лица; точечный массаж; утренняя гимнастика; дыхательная гимнастика.

Мытьё рук прохладной водой.

Во время еды

Посадка за столом; формирование культурно – гигиенических навыков.

После каждого приёма пищи

Полоскание полости рта кипяченной водой.

Прогулка

Динамические паузы; пальчиковая гимнастика; артикуляционная гимнастика; гимнастика для глаз; смена динамических поз, массаж, музыкотерапия.

Подвижные игры; элементы спортивных игр; босоножие; воздушные и солнечные ванны; игры с водой и песком; катание с горки; индивидуальная работа по развитию основных движений; целевые прогулки; оздоровительный бег.

Перед сном

Ходьба по коррекционным дорожкам; воздушные ванны, босоножие, релаксация.

После сна

Зарядка пробуждения; ходьба по коррекционным дорожкам; воздушные ванны; босоножие.

Вечером

Индивидуальная работа по развитию основных движений; пальчиковая гимнастика; точечный массаж; самомассаж; дыхательная гимнастика.


Модель взаимодействия с семьей

Издание газеты детского сада



  • Наблюдение детей врачом-ортопедом 2 раза в год;
  • ЛФК : комплексы упражнений с использованием различных атрибутов, контроль осанки у стены и лёжа;
  • Консультирование родителей;
  • Профилактическая работа с раннего возраста;
  • Осуществление постоянного контроля за посадкой детей за столом, осанкой в течение дня;
  • Подбор мебели в соответствии с ростом детей;
  • Массаж - 2 раза в год курсами.


Модель взаимодействия специалистов

Заведующая, как организатор образовательного процесса

Методист (зам. зав. по ВМР)

Ребенок,

нуждающийся в помощи и коррекции


Здоровьесберегающая технология

это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.


  • медико-профuлактические;
  • физкультурно-оздоровительные;
  • технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
  • здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;
  • валеологического просвещения родителей;
  • здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду

ГЛАВНЫЕ ПРИНЦИПЫ

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ:

  • «Не навреди!»
  • Принцип сознательности и активности.
  • Принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса.
  • Принцип всестороннего и гармонического развития личности.
  • Принцип доступности и индивидуальности.
  • Принцип систематичности и последовательности.
  • Принцип системного чередования нагрузок и отдыха.
  • Принцип постепенного наращивания оздоровительных воздействий.





  • Время проведения : Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении
  • Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием. Опасаться непропорциональной нагрузки на мышцы

  • Время проведения: Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста
  • Особенности методики проведения: Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка

  • Время проведения : Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей
  • Особенности методики проведения: Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия

  • Время проведения : Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп
  • Особенности методики проведения: Игры подбираются е соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр






  • Время проведения : В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп
  • Особенности методики проведения: Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы

  • Время проведения : С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно
  • Особенности методики проведения: Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время)

  • Время проведения : Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста
  • Особенности методики проведения:


  • Снимает глазное напряжение, укрепляет мышцы глаз, совершенствует их координацию
  • Проводится ежедневно в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки начиная с младшего возраста
  • Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога








  • Время проведения :
  • Особенности методики проведения: Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры

  • Оздоровление организма.
  • Профилактика ОРВИ.
  • Активизация обмена веществ в мышцах.
  • Тренировка

дыхательной

мускулатуры.



Весь базовый комплекс состоит из 14 упражнений. Автор методики рекомендует делать по 3 «захода», включающих в себя все упражнения последовательно, но при нехватке времени можно ограничиться и одним или двумя «заходами».

Заниматься лучше 2 раза в день: по утрам до завтрака и по вечерам до ужина. Можно заниматься и после приема пищи, но не ранее, чем через час. Не стоит делать гимнастику Стрельниковой для детей перед сном, так как она довольно сильно бодрит, и уложить ребенка после ее выполнения будет проблематично. При выполнении упражнений сосредоточьтесь на вдохе (он выполняется с сомкнутыми губами) и не обращайте внимание на выдох – он должен происходить естественно.



  • Время проведения : Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.
  • Особенности методики проведения: Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ

Гимнастика

корригирующая

  • Время проведения : В различных формах физкультурно-оздоровительной работы
  • Особенности методики проведения: Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей


Гимнастика

ортопедическая

  • Время проведения : В различных формах физкультурно-оздоровительной работы
  • Особенности методики проведения: Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы


  • общая слабость,
  • пониженное физическое развитие,
  • рахит,
  • лишний вес,
  • тесная обувь,
  • наследственная предрасположенность.

Шли бараны по дороге,

Ходьба на носках

Промочили в луже ноги.

Ходьба на пятках

Раз, два, три, четыре, пять

Приподниматься на носки

Стали ноги вытирать.

Средней частью правой стопы

Кто платочком, кто тряпицей,

скользить по внутренней стороне

Кто дырявой рукавицей.

Голени левой ноги от стопы к колену. То же левой ногой 6-8 раз


Наши ножки с утра

делают зарядку

Вот так встанут на носочки,

А потом на пятки.

На носочках постоим

Вместе вдаль все поглядим

Опускаемся на пятки

Танцевать начнем вприсядку

Снова на носочках стоим

Вправо-влево поглядим.

Опускаемся на пятки

Мы закончили зарядку.





  • Время проведения : В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом
  • Особенности методики проведения: Занятие может быть организовано незаметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности

  • Время проведения : 1 раз в неделю по 25-30 мин. со старшего возраста
  • Особенности методики проведения: Могут быть включены в сетку занятий в образовательную область «Познание»

  • Время проведения : В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы
  • Особенности методики проведения: Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму

  • Время проведения : Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время со старшего возраста
  • Особенности методики проведения: Проводится строго по специальной методике. Показана детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями ЛОР-органов. Используется наглядный материал


  • Время проведения : Сеансами по 10-12 занятий по 30-35 мин. со средней группы
  • Особенности методики проведения: Занятия проводят по подгруппам 10-13 человек, программа имеет диагностический инструментарий и предполагает протоколы занятий

  • Время проведения : В различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей
  • Особенности методики проведения: Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.

  • Время проведения : 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста
  • Особенности методики проведения: Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей

  • Время проведения : Как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач
  • Особенности методики проведения: Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка

  • Время проведения : Сеансами по 10-12 занятий по 25-30 мин. со старшего возраста
  • Особенности методики проведения: Проводятся по специальным методикам в малых группах по 6-8 человек. Группы составляются не по одному признаку - дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме, имеют диагностический инструментарий и протоколы занятий

  • Время проведения : 1-2 раза в неделю со старшего возраста по 25-30 мин.
  • Особенности методики проведения: Занятия проводятся по специальным методикам

  • Время проведения : 2 раза в неделю с младшего возраста не раньше чем через 30 мин. после приема пищи. В физкультурном или музыкальном залах. Мл. возраст-15 мин., старший возраст-30 мин.
  • Особенности методики проведения: Занятия рекомендованы детям с проблемами слуха либо в профилактических целях. Цель занятий - фонетическая грамотная речь без движений

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РЕЖИМЕ ДНЯ

Утренняя гимнастика:

  • дыхательная гимнастика;
  • пальчиковая гимнастика;
  • общеразвивающие упражнения;
  • танцевальные упражнения, ритмопластика;
  • использование элементов упражнений из различных оздоровительных методик: аэробика, стретчинг и др.

Перед занятиями:

  • различные виды массажа (точечный массаж, самомассаж и др.);
  • пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз.

На занятиях:

Физкультминутки;

Смена динамических поз;

  • дыхательные упражнения;
  • пальчиковая гимнастика;

Гимнастика для глаз.


Утренняя прогулка:

Дыхательная гимнастика, включающая мышечные упражнения;

  • оздоровительная ходьба, бег.

Перед сном:

  • релаксация, саморегуляция, закаливающие процедуры.

После сна:

  • гимнастика пробуждения;
  • дыхательная гимнастика;
  • пальчиковая гимнастика;
  • ходьба с использованием специального физкультурного оборудования (предупреждение плоскостопия, исправление (профилактика) осанки, сколиоза), закаливающие процедуры.

Перед ужином:

  • массаж на профилактику простудных заболеваний;
  • дыхательная гимнастика.

  • Гимнастика для детей 5-7 лет: программа, планирование, конспекты занятий, рекомендации / авт.-сост. Л.Г. Верхозина, Л.А. Заикина. – Волгоград: Учитель, 2013. – 126 с.
  • Красикова И.С. Сколиоз. Профилактика и лечение. – СПб.: Издательство «Корона Век», 2012. – 192 с., ил.
  • Красикова И.С. Осанка: Воспитание правильной осанки. Лечение нарушений осанки. – СПб.: Корона принт, 2013. – 176 с.: ил.
  • Красикова И.С. Плоскостопие. Профилактика и лечение. – СПб.: Издательство «Корона Век», 2014.

  • Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика. Комплексы упражнений для детей 3-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013. – 128 с.
  • Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в ДОУ: Практическое пособие / Авт.-сост. О.Н. Моргунова. – Воронеж: ООО «Метода», 2013. – 144 с.
  • Современные технологии обучения дошкольников / авт.-сост. Е.В. Михеева. – Волгоград: Учитель, 2014.
  • Формирование двигательной сферы детей 3-7 лет: фитбол-гимнастика: конспекты занятий / авт.-сост. Н.М. Соломенникова, Т.Н. Машина. – Волгоград: Учитель, 2013. – 159 с.

  • Оздоровительная гимнастика: игровые комплексы, занятия, физические упражнения. Первая младшая группа / авт.-сост. Е.И. Подольская. – Волгоград: Учитель, 2014. – 143 с.
  • Укрепление здоровья ребенка в детском саду. Из опыта работы ДОУ: Методическое пособие / Сост.: Е.А. Якимова, И.Л. Тимофейчук, Н.Э. Фатюшина и др.; Под общ. ред. М.Е. Верховкиной. – СПб.: КАРО, 2014.
  • Е.И. Николаева, В.И. Федорук, Е.Ю. Захарина Здоровьесбережение и здоровьеформирование в условиях детского сада: метод. пособие. – СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕССС», 2015. – 240 с.