С какого периода новорожденный видит. Развитие зрения у ребенка до года: когда новорожденный начинает видеть

30.08.2019 Обувь

Во время беременности женщина старается лучше заботиться о здоровье и всегда думает о том, как чувствует себя ее ребенок, особенно если он первый. Тревога не уменьшается и после рождения малыша.

Пересчитав количество пальчиков на руках и ногах, молодая мама задается другими вопросами: сколько он должен спать, есть, когда ребенок новорожденный начинает видеть предметы и слышать звуки, нет ли у него дефекта развития органов слуха и зрения.

Видит ли и слышит ли новорожденный малыш?

Одни люди ошибочно полагают, что некоторое время после рождения новорожденные дети ничего не видят и не слышат. Другие же, напротив, испытывают постоянное беспокойство, что малыш не реагирует на внешние раздражители или реагирует на них недостаточно хорошо. Когда начинать паниковать? Во сколько же дней, недель или месяцев новорожденные действительно начинают видеть и слышать?

Итак, видеть и слышать дети способны уже с момента рождения,однако их органы слуха и зрения работают пока не в полную силу. Это и понятно, так как проведя девять месяцев в теплой, темной и уютной маминой утробе, новорожденный испытал бы шок, ощутив на себе всю полноту звуков и красок внешнего мира. Зрение и слух нормализуются не сразу, но когда это происходит, младенцы начинают слышать лучше, чем взрослые, а окружающий мир воспринимают более ярким и чудесным, полным неизведанного и невероятного.

Каким видят мир новорожденные дети

Хотя младенец начинает видеть сразу после рождения, то, что он видит в первые дни и в первый месяц жизни, весьма отличается от привычного понимания. Он воспринимает мир как в туманной дымке, в которой различаются светлые и темные очертания предметов. Хорошо младенец различает яркие предметы, расположенные на небольшом расстоянии.

Приблизительно спустя месяц после рождения малыш неплохо различает предметы на расстоянии 20-30 сантиметров и даже может узнать близкого ему человека, особенно маму. До четырех месяцев он еще не способен сфокусироваться на чем-то одном, поэтому взгляд кажется блуждающим, скользящим.

Если вы хотите привлечь внимание малыша, то следует выполнить несколько нехитрых действий:

  • возьмите малютку на руки в вертикальное положение;
  • подождите пока он привыкнет к своей позе;
  • покажите ему какой-нибудь яркий крупный предмет на расстоянии 20-30 сантиметров от глаз;
  • разговаривайте с ним тихо и спокойно, привлекая его внимание к предмету.

До шести месяцев глазки младенца могут смотреть в разные стороны. Это создает иллюзию того, что у него косоглазие. Обычно в возрасте полугода все становится на свои места, но если этого не происходит, то рекомендуется обратиться за консультацией к окулисту.

Видит ли сны ребенок?


Удивительно и то, что новорожденный может видеть не только наяву, но и во сне. Наблюдая за своими спящими детьми, можно увидеть, как те шевелят ручками и ножками, как меняется их мимика, а иногда они даже плачут или смеются во сне. Все это позволяет ответить на вопрос, видят ли новорожденные дети сны.

Что им снится?

К сожалению, наука еще не дошла до того уровня развития, чтобы заглядывать в чужие сновидения. Подрастая, малыш забывает о том, что ему снилось в столь юном возрасте и не может рассказать об этом окружающим.

В изучении детских сновидений ученые не могут прийти к единому мнению и выдвигают самые невероятные гипотезы. Психолог Дэвид Фолкс утверждает, что дети в возрасте до пяти лет не способны видеть сновидения так, как видит их взрослый человек. Но, скорее всего, это мнение ошибочно.

Можно предположить лишь одно: содержание сновидений младенцев и детей постарше отличается от содержания взрослых снов. Это объясняется тем, что сознание малыша развито слабо, он не умеет разговаривать и не до конца понимает речь окружающих. Отсюда и возникло предположение, что детские сны состоят из цветов, ощущений, эмоций, а также не содержат звука. Кроме того, младенец не способен осознавать где сон, а где реальность.

Что слышит новорожденный?

Способность воспринимать звуки окружающего мира малышом также волнует новоиспеченных родителей. Он начинает слышать сразу же после рождения, а если быть точным, еще во время внутриутробного развития. Поэтому не удивительно, что появившись на свет, младенец успокаивается, услышав голос мамы. Психологи рекомендуют разговаривать с плодом до его появления на свет.

Новорожденный способен реагировать на резкие и громкие звуки. Лучше их избегать, так как они могут вызвать испуг и плач малыша. На приглушенные звуки, спокойную речь окружающих, скорее всего, реакции не будет никакой. Нормальный слух сформируется у младенца только к 3 месяцам жизни.

Маленькие дети положительно реагируют на музыку. Особенно им нравятся мелодичные звуки классических композиций. Они с удовольствием слушают творения Иоганна Штрауса, Франца Шуберта, Иоганна Себастьяна Баха, Людвига ван Бетховена. Произведения этих композиторов отличаются мелодичностью, спокойным темпом, успокаивающими нотами, что нравится малышам.

Развивающие упражнения для слуха и зрения


Даже если развитие зрения и слуха ребенка в норме, все-таки не повредит выполнять специальные упражнения для их развития. Начинать следует уже с самого раннего возраста. От одного до трех месяцев малышу рекомендуется показывать крупные изображения черного цвета, периодически закрывая их белым листом.

Расстояние от глаз ребенка до картинки должно составлять 20-30 сантиметров. По достижении малышом трехмесячного возраста карточки нужно двигать перед его глазами и чередовать черные и цветные изображения.

Только что родившийся ребёнок полуслепой, он способен видеть очертания предметов. Для новорожденных характерна дальнозоркость. То есть они отдалённые предметы видят лучше, чем приближённые (зрение у них может быть до +7,0 диоптрий). К шести месяцем они начинают лучше видеть, но максимального значения острота зрения достигает только к 4 годам.

Для новорождённого характерна умеренная светофобия — на свету он начинает щуриться, зрачок сужается. Поэтому оценку зрительного анализатора проверяют особым способом.

На очень сильный свет новорожденный реагирует беспокойством и громким криком. У недоношенных детей при этом наблюдается смыкание век и запрокидывание головы – рефлекс Пейпера. Отсутствие адекватной реакции свидетельствует о патологии зрительного анализатора .

На что любит смотреть ребёнок

Когда малыш только появляется на свет, он ещё всё видит размыто, беспокойно реагирует на яркий свет, а глаза у него практически постоянно закрыты.

Проведя ряд экспериментов, психологи установили, на какие объекты предпочитают смотреть новорожденные:

  1. Контрастные картинки. Когда показывают малышу изображение чёрной полосы на белом фоне, он начинает фокусировать взгляд сразу на чёрном цвете, не блуждая взглядом по целой картине. Если показать малышу на одинаковом расстоянии два рисунка, один с яркими или чёрными линиями, а другой серый, то новорожденный с интересом будет рассматривать первую картину.
  2. Сложные, структурированные изображения. Например, шахматная доска, изогнутые или округлые изображения.
  3. Движущиеся предметы. Новорожденный цепляется взглядом за движущийся объект и долго с интересом рассматривает его.
  4. Новые объекты. Если ребёнку долго показывать один и то же предмет малыш перестаёт обращать на него внимание. Когда новый объект он будет пристально изучать.
  5. Яркие цвета. Первый цвет, который начинает различать новорожденный – красный. Именно к игрушкам, вещам такой окраски малыш уделяет больше внимания.
  6. Родители. Особое значение ребёнок уделяет мимике своих родных. На 3 недели жизни новорожденный отличает свою мать от других людей.

Для малыша огромное значение имеет общение с матерью, которое происходит на зрительном уровне. На третьей недели, когда младенец начинает улыбаться, его первая улыбка сопровождается взглядом, и явно адресована взрослому.

Для новорожденных, чтобы стимулировать их развитие надо выбирать красочные, яркие игрушки, такие чтобы они могли двигаться. Примером служат подвесные игрушки, выполненные в контрастном свете. Изначально новорожденный просто фиксирует на них взгляд, затем, старается сам их зацепить ручкой или ножкой, чтобы они начали двигаться. А если они ещё при этом начинают звучать, то малыш сравнительно долго играет с ними.

Интересный факт! К. Гарвей изучила стереотипные игры взрослых и новорожденных и заметила, что младенец в них выступает активным партнёром. Он управляет поведением взрослого, взглядом побуждая смотреть в нужную ему сторону.

Почему у новорожденного косят глазки

Для младенцев в первые месяцы после рождения характерны такие физиологические особенности зрительного анализатора:

  • светобоязнь (первые 3 недели);
  • косоглазие (на 1 – 2 месяце);
  • низкая острота зрения.

Для младенцев характерно не координированные, толчкообразные движения глазных яблок, но при этом кроха старается зафиксировать взгляд на определённых предметах. При этом глазные яблоки движутся в направлении к носу, что создаёт впечатление сходящегося косоглазия (оно через несколько месяцев постепенно исчезает).

Расходящееся косоглазие является симптомом поражения глазо-двигательного нерва, которое может возникнуть из-за:

  • врождённого заболевания;
  • родовой травмы;
  • поражения центральной и периферической нервной системы.

Для определения, является ли косоглазие у новорожденного физиологической нормой или патологией следует обратиться к педиатру.

Если сходящееся косоглазия не проходит длительное время или даже усиливается, это свидетельствует о наличии патологии развития зрения. В этом случае необходимо проконсультироваться у врача.

Как узнать хорошо ли видит ребёнок

Для того чтобы узнать насколько хорошо видит ребёнок, нет ли у него патологии зрительного анализатора, необходимо:

  • проводить регулярный осмотр у офтальмолога;
  • при обнаружении проблем с глазами сразу же обращаться к врачу.

Когда ребёнок только родился, в обязательном порядке врач должен осмотреть его глаза. В норме склеры у новорожденного бледно-голубого цвета. Жёлтый оттенок – симптом желтухи.

Зрачок младенца должен реагировать на свет сужением, новорожденный при этом закрывает глаза. На очень яркое освещение младенец должен реагировать криком.

Кроме того, младенцу проводят офтальмоскопию с расстояния 50 см. В норме при направлении лучика света на зрачок, он красный, при врождённой катаракте зрачок серого цвета.

Для новорожденного физиологическим является и небольшой астигматизм (кристаллик неправильной формы), но к 2 годам он должен исчезнуть. Остроту зрения можно проверять с 4 лет, так как до этого возраста для детей характерна дальнозоркость.

Осматривая ребёнка, следует обратить внимание на :

  1. Размеры глазных яблок . Увеличение может свидетельствовать о врождённой глаукоме.
  2. Зрачки . Они должны быть круглыми, одинакового размера и при воздействии света сужаться.
  3. Фиксация зрения на различных предметах . Сколько времени малыш удерживает внимание на различных объектах, новорожденный должен активно следить за движущимися объектами. В полгода ребёнок может различать несложные фигуры.
  4. Слезотечение . Если у крохи постоянно текут слёзы, или наоборот глаза сухие, это может быть симптомом болезни слёзного канала.
  5. Конъюнктивит . Если глаза младенца постоянно закисают у него есть воспалительные процессы, которые в дальнейшим приведут к серьёзным проблемам со зрением – если у грудничка гноятся глазки.

Если заметили какие-то отклонения, сразу же обратитесь к офтальмологу. Только врач сможет провести комплексную диагностику, отличить норму от патологии и при необходимости назначить лечение.

Важно знать! При осмотре новорожденный должен сам открыть глаза. Для этого младенца можно перевернуть, или привлечь внимание звуком.

Подводим итоги

Ребёнок начинает видеть в первые мгновения жизни. Острота его зрения снижена, для новорожденного характерна светобоязнь и сходящееся косоглазие. При наличии других отклонений, следует незамедлительно обратиться к специалисту, только врач отличит норму от патологии.

К тому же выбирая игрушки для малыша, следует помнить, что его внимание привлекают движущиеся предметы. Он предпочитает смотреть на яркие объекты, контрастные картинки. И самым важным для него является общение взглядом со своими родными.

Появление малыша - бесспорно, значительное событие для родителей, стресс, сопровождающийся шквалом положительных эмоций. У взрослых всегда возникает вопрос, когда ребёнок начинает видеть, во сколько месяцев он узнаёт маму и папу. Суждение о том, что после рождения в первые дни дети ничего не видят и не слышат, ошибочное. Некоторые роженицы думают, что развитие слуха, зрения происходит постепенно, но не все знают, что формирование биологических органов развивается у детей по-разному.

Глазки младенца намечаются в утробе матери к восемнадцатой неделе беременности. Уже в 7 месяцев у малыша формируется глазное яблоко. После появления, когда новорождённый начинает щурить глазки, - это означает, что у него нормальная реакция организма на свет. В первые часы и дни детям обеспечивают приглушённое освещение, это помогает им постепенно адаптироваться. После рождения грудничок воспринимает мир расплывчатыми неясными очертаниями.

  • Когда малыш появляется, он ощущает свет.
  • В первый месяц туманные и нечёткие объекты становятся для него более понятными, малыш может следить за перемещением взрослых.
  • В 3-4 месяца младенец останавливает взгляд на игрушках.
  • В 5-6 месяцев малыш сколько угодно наблюдает за окружающими предметами, узнаёт близких.

Физиологические функции у грудничков развиваются постепенно. После рождения они видят все в чёрно-белом цвете, но уже к 3 месяцам они распознают красные и жёлтые тона. Родителям следует знать, что способность восприятия цветовой гаммы с различными нюансами приходит позднее, поэтому игрушки подбираются с учетом особенностей малыша. Только в конце первого года ребёнок сможет различать некоторые оттенки основных цветов.

Этапы развития зрения

Благодаря способности видеть малыш развивается умственно и физически. Получая информацию из внешнего мира, совершенствуются его эмоциональные качества.

Вначале, когда новорождённый начинает видеть, он фокусирует своё внимание на небольшом промежутке - 20-30 см. С момента рождения малышу трудно управлять своими глазками, а блуждающие зрачки иногда сходятся у переносицы. В моменты общения с мамой у него происходит неосознанное изучение её лица. Совсем простые игры с младенцем помогают развитию глазных мышц. Дети развиваются неодинаково, и это очевидный факт, поэтому вопрос, сколько необходимо заниматься с ним, чтобы укрепить глаза, решается индивидуально.

  • В первый месяц, двигая яркую погремушку перед лицом малыша, окружающие замечают, как он радуется, заворожённо и с любопытством наблюдает за ней.
  • Вблизи он реагирует на мамин взгляд: при медленном движении её глаз из стороны в сторону он следит за ними.

Одновременно с развитием способности слежения за предметами младенцу показывают более разнообразные по цветовой гамме игрушки и весёлые яркие картинки. В 4 месяца, с приобретением некоторых моторных навыков, он может дотянуться до предмета и обхватить его ручками. В процессе роста важно, чтобы у ребёнка было достаточно разнообразных игрушек небольшого размера, которые он может удержать. После 7-9 месяцев у малыша уже нормально сформировано зрение, он видит все издалека, различает лица людей, несмотря на то, что его по-прежнему интересуют близкие предметы.

Как определить качество зрения у ребёнка

Самостоятельно никто из родителей не сможет понять, насколько хорошо формируются глазки у ребёнка. В случае необходимости дополнительно взрослым помогут некоторые наблюдения, которые могут насторожить:

  • после 3-4 месяцев малыш не может задержать взгляд на предмете;
  • подносит игрушки слишком близко, чтобы их разглядеть, или он прищуривается;
  • малыш трёт постоянно глазки руками;

Период адаптации ребёнка - процесс непростой и для него, и для родителей, поэтому обращение к докторам при первых признаках негативных симптомов оградит в будущем от более серьёзных осложнений.

Причины для серьезного беспокойства

Малышей обычно осматривают узкие специалисты разных направлений. Посещение врача-офтальмолога не является исключением. Родители не должны оставлять без внимания любые отклонения, даже незначительные. Поводом для обращения к врачу могут быть:

  • глазки находятся в движении, но ребенок не способен зафиксировать взгляд;
  • один или оба зрачка близко расположены к переносице, либо они закатываются;
  • белые и слегка замутненные зрачки;
  • слезоточивость, чрезмерная световая чувствительность.

Зрение у недоношенных детей

В большинстве случаев малыши, родившиеся раньше срока, адаптируются легко при обеспечении должного ухода, их физическое развитие в дальнейшем может не отличаться от формирования важнейших органов доношенных детей. Но существует риск приобретения такого заболевания, как ретинопатия, и для этого существует некоторые предпосылки:

  • нарушение сетчатки глаз возникает у некоторых деток при первоначальном весе после рождения менее 2 кг;
  • патология может появиться при выполнении процедуры искусственной вентиляции легких;
  • негативное влияние на глаза ребёнка оказывают внутриутробная инфекция, поражения сосудов мозга, другие факторы.

Работа специалистов с недоношенными детьми заключается в постоянном наблюдении за ними, и многие мамы, особенно неопытные, должны доверять врачам, которые делают всё, чтобы предотвратить развитие болезней у новорожденных в начале их обнаружения. В последние годы такие дети благодаря современному оборудованию и высокому профессионализму медиков вырастают здоровыми и сильными людьми.

Наблюдая за окружающим миром, по мере роста малыш все больше обращает внимание на людей и различные предметы. Всегда можно определить по реакции малыша и выражению лица его отношение ко всему. Родители с восторгом и умилением замечают, как уже через некоторое время ребёнок оживляется, его взгляд становится осмысленным, и он проявляет интерес к происходящему вокруг.

Время чтения: 7 минут

Малыш рождается с полностью сформированным еще в утробе матери зрительным аппаратом. В течение первых дней после рождения на свет грудничку окружающий его новый мир представляется с расплывчатыми контурами. По мере роста малыша развиваются и зрительные функции. Будущим родителям интересно будет узнать, как видят новорожденные, и с какого возраста младенцы начинают различать отчетливо маму, папу и все, что их окружает.

Когда ребенок начинает видеть

Молодых родителей часто волнует вопрос: «Видят ли новорожденные дети и насколько сформировано их зрение сразу после рождения?». Глаза и зрительная система у детей полностью формируется ближе к 28 неделе беременности. Это значит, что новорожденный появляется на свет с полноценно развитыми глазками. За восприятие зрительных образов отвечает специально предназначенный отдел мозга. Поэтому ребенок начинает видеть с рождения, но сначала размытые очертания людей и предметов.

Что видит новорожденный ребенок в первый месяц

В месячном возрасте ребенку интересны черно-белые фигуры, узоры, картинки или фотографии. Больше всего младенцам нравится рассматривать лицо мамы, а особенно папы, если он имеет брутальный облик с бородой и усами. Кроха отчетливо различает родителей и крупные предметы на близком расстоянии не дальше 60 см от своих глаз. Если взрослые будут находиться приблизительно на этом расстоянии, то их чадо будет реагировать на них мимикой, жестами и издавать звуки.

Перечень того, как видят новорожденные первого месяца жизни:

  • Из размытой картины месячный ребенок выделяет большие яркие предметы. Потому что центр обработки визуальной информации мозгом у грудничка еще не сформирован полностью.
  • Малыш начинает следить за перемещением крупных объектов. Постепенно у ребенка появляется способность фиксировать взгляд, сначала в течение нескольких секунд, а впоследствии дольше.
  • Дитя уже может различать приближающихся к нему либо проходящих поблизости родителей. Чаще он их узнает по звукам и запахам, но очертания лиц месячный кроха тоже запоминает.
  • Новорожденный в месяц видит яркую игрушку и с интересом рассматривает разноцветные погремушки, подвешенные у него над кроваткой или в коляске. Месячный малыш красочные оттенки еще не различает, его привлекает яркий облик предмета, находящегося поблизости.

Наличие или отсутствие света

Учеными доказано как видят свет новорожденные, малыши начинают реагировать на яркое освещение, находясь в утробе матери. В условиях эксперимента исследователи направляли луч света на живот беременной, 8-месячный эмбрион при этом морщился и отворачивался. После появления на свет, вплоть до двухмесячного возраста, яркие световые объекты наряду с крупными предметами, являются единственными зрительными элементами, которые воспринимает младенец.

Очертания предметов

Чтобы понять, как видят новорожденные, необходимо обратить внимание, что дети первых дней жизни не могут фиксировать взгляд. Младенцы различают лишь очертания крупных предметов, но только с расстояния 20–30 см. Им все вокруг представляется нечетким, размытым, лишенным контрастности. В первые недели после рождения острота зрения варьируется в пределах от 0,005 до 0,015 единицы.

Когда ребенок начинает фокусировать взгляд

На 7 месяце беременности зрение плода практически полностью сформировано. Остается дело за развитием мозгового центра, отвечающего за зрительное восприятие, который начинает обрабатывать картинки с 4-месячного возраста после появления на свет ребенка. Поэтому до четырех месяцев малыши могут видеть мир только в двухмерном изображении. С этого возраста карапуз способен фокусировать взгляд на неподвижных и перемещающихся объектах.

О том, как видят предметы новорожденные известно с давних пор, все дети развиваются по стандартному сценарию. После родов из-за сдавливания черепной коробки, отечности и припухлости век, грудничок воспринимает окружающее пространство расплывчато. Ближе к месячному возрасту, малыш видит предметы черно-белыми. По мере роста, арсенал зрительных восприятий пополняется разнообразными цветами, сначала красным и желтым в возрасте около 3 месяцев, позже зеленым, синим и другими тонами.

Как видят дети в 1 месяц

Родителей часто интересует, как видят новорожденные месячного возраста, как понять, что развитие зрительного восприятия формируется нормально? В 1 месяц главными объектами, которые различает малыш, являются источники яркого света и лицо мамы. Младенец блуждает глазками по комнате, потому что ему пока трудно фокусировать взгляд на окружающих объектах.

Какие цвета различает ребенок в 2-3 месяца

В возрасте двух месяцев ребенок, кроме белого и черного, начинает различать красные, оранжевые и желтые цвета. Трехмесячный карапуз уже следит взглядом за движущимися объектами, воспринимает отсутствие и наличие света. Но улавливать зрительную картинку широкоформатно пока не может. Все окружающие предметы грудничок 2-3 месяцев от роду видит в двухмерном пространстве. Ребенок новорожденный начинает видеть нормально примерно с пятимесячного возраста.

Совершенствование зрительной функции с 4 по 6 месяцы

По истечении трех месяцев, начиная с четвертого в палитру цветов, которые различают младенцы, добавляется зеленый и синий. Зрительные отделы мозга и центральная зона сетчатки ребенка в 4–6 месяцев обеспечивает возможность видеть объемное изображение с множеством оттенков цветов. Груднички в этом возрасте активно изучают окружающий их мир, рассматривая предметы. Карапузы поворачивают голову во все стороны и могут фиксировать взгляд как на неподвижных, так и на перемещающихся объектах.

Когда ребенок начинает узнавать родителей

Ребенок новорожденный начинает видеть маму отчетливо приблизительно с 3 месяцев. В этом возрасте у крохи начинает функционировать бинокулярное зрение, то есть способность видеть синхронно обоими глазами. Чтобы малыш мог четко рассматривать черты лица родителей, его лучше держать в вертикальном положении на расстоянии не дальше 30 сантиметров. Можно использовать мимику для общения со своим малышом.

Посещение офтальмолога

В месячном возрасте мама с грудничком впервые может прийти в поликлинику на прием к педиатру. При контрольных осмотрах специалисты проверяют физические и психические показатели формирования ребенка. О правильном развитии месячного малыша свидетельствуют определенные рефлексы. На нормальный речевой прогресс, указывает умение ребенка сообщать о дискомфорте посредством рефлекторного крика. Зрительные навыки в месячном возрасте ограничиваются наблюдением за крупными ярко освещенными объектами.

Рефлексы, соответствующие месячному возрасту ребенка:

  1. Хватательный, ― приложив к ладошке свой палец, карапуз схватится за него.
  2. Поисковый, ― едва коснувшись щечки, кроха повернет голову в поисках «раздражителя».
  3. Сосательный, ― проведя пальцем возле губ, малыш сразу начнет причмокивать ртом.
  4. Защитный, ― положив младенца на животик, он должен сразу повернуть голову в сторону.
  5. Рефлекс Моро, ― хлопнув по поверхности, где лежит грудничок, он тут же раскинет в стороны ручки и ножки.
  6. Рефлекс «автоматической походки», ― если поставить ребенка в вертикальную позицию, придерживая за подмышечные впадины, дитя начинает уверенно передвигать ножками, имитируя шаги.

Анализатор зрения у годовалого дитя, включающий главный орган визуализации (глаза) и воспринимающие участки коры головного мозга, полностью сформирован. Кроме полноценного зрительного восприятия, которое может подтвердить офтальмолог, ребенок в 12 месяцев должен ползать на четвереньках, уверенно сидеть, активно осваивать навыки ходьбы, знать 10–15 слов, удерживать в руках игрушки.

Для чего нужен профессиональный осмотр специалиста в полгода

По прошествии первых шести месяцев жизни малыша обязательно нужно показать опытному офтальмологу. Профессиональный врач проверит глазки ребенка, здоровы ли они, одинаково хорошо видят, остроту зрения, симметричны ли движения глаз. Посещение клиники поможет удостовериться, что формирование глаз идет согласно возрастному периоду, и нет никаких факторов, мешающих развитию зрительного аппарата у крохи.

На какие признаки стоит обращать внимание родителям новорожденного

Ребенок, умеющий говорить, если его что-то тревожит, обязательно сообщит об этом родителям. Но когда дело касается новорожденного, взрослым предстоит внимательно наблюдать за поведением своего чада, только так можно вовремя заметить подозрительные симптомы начинающегося заболевания глаз или нарушения зрительных функций. Патологию можно заподозрить потому, что кроха щурится, трет глазки, часто моргает. Дефекты формирования зрительного аппарата дают о себе знать, когда ребенок натыкается на предметы интерьера, не реагирует на яркие объекты перед глазами и т.д.

Тревожные признаки неправильного развития или заболевания глаз крохи:

  • Размеры глазных яблок должны быть соответствующими возрасту. Любые отклонения от нормы, например, выпирание одного или обоих глаз, требуют незамедлительного обращения к специалисту.
  • Если младенец скашивает глазки, это может грозить серьезными проблемами в будущем. При обнаружении малейших признаков косоглазия, требуется немедленно показать малыша доктору.
  • Несогласованные движения левого и правого глазика свидетельствуют о неправильном развитии зрительных функций или врожденной аномалии.
  • Красные, слезящиеся глазки у крохи могут указывать на аллергию, инфекцию либо иное заболевание. При подобном патологическом состоянии ребенку нужно будет, кроме осмотра офтальмолога, сдать анализы.
  • Радужная оболочка в идеале должна быть одинакового цвета. В природе бывают случаи, когда правый глаз одного цвета, а левый другого, и при этом человек прекрасно видит. Если у ребенка отличаются по цвету глаза, такой случай лучше обсудить с врачом.
  • Зрачки обязаны быть идеально круглой формы и диаметра. При направлении света на глазки малыша, нормальной реакцией будет сужение зениц.
  • В обязательном порядке надо с первых недель жизни наблюдать за тем, как видят предметы новорожденные, могут ли фокусировать взгляд на неподвижных и перемещающихся объектах.

Видео

Заниматься развитием ребенка можно с самого раннего возраста, но не переусердствуйте.

Главным фактором, обеспечивающим малышу спокойную, счастливую жизнь и своевременное развитие, является безусловная любовь, забота и присутствие мамы.→

Для того, чтобы быть готовым к его изменениям, давайте узнаем, как развивается ребенок с рождения до года, какие у него есть потребности, чем родители могут ему помочь, что можно от него ожидать.

Итак, этапы развития ребенка до года.

В первые 3 месяца жизни ребенок привыкает к новому для него окружению. В материнской утробе он всегда ощущал границы, во что-то упирался, было темно и тепло. Сейчас он находится в абсолютно другом мире.

Попробуйте положить вашего малыша на спинку и оставить одного. Он очень быстро выразит свое недовольство плачем. Это потому, что ребенок еще не успел адаптироваться к окружающему миру, он для него слишком большой. Возьмите малыша на руки – и он быстро успокоится.

Кроха снова чувствует знакомый запах, тепло тела, он снова вместе с мамой и находится в движении. Постарайтесь как можно меньше расставаться с ним в первые месяцы его жизни. Находясь у вас на руках, малыш многому сможет научиться: он сможет агукать в ответ на ваши разговоры с ним, улыбаться, сжимать ручки в кулачок, трогать свое и ваше тело.

Кладите его на твердую поверхность на животик и на спинку, но обязательно будьте рядом, поглаживайте его, разговаривайте, чтобы малыш мог чувствовать ваше присутствие.

Через месяц — два ребенок сможет самостоятельно приподнимать головку, лежа на животике и рассматривать все вокруг. Его мышцы настолько окрепнут, что он сам держит головку, находясь в вертикальном положении.

Во сколько месяцев ребенок начинает переворачиваться? К 4-5 месяцаму малыша получится самостоятельно переворачиваться со спинки на бочок, с живота на спинку.

Будьте особенно внимательны, когда ваш ребенок начинает переворачиваться, теперь его ни в коем случае нельзя оставлять одного на любом возвышении, даже на секунду!’ title_color=» text_color=»]

После трех-четырех месяцев ребенок может спокойно лежать в кроватке один. Ему становится интересно разглядывать окружающие предметы, наблюдать, как движутся взрослые.

Очень часто ребенок будет сосать свой кулачок. Не переживайте, этот процесс является частью развития. Малыш разрабатывает координацию и изучает свое тело.

Родители часто интересуются, во сколько ребенок начинает гулить. Гуление — это детский лепет, с характерным звучанием.

Гуление -очень важное событие в развитии ребенка первых месяцев жизни. Начинается активное развитие гортани, когда ребенок начинает гулить и говорить первое «агу». Такой трогательный лепет — один из первых важных этапов развития речи у детей.

В 4 месяца ребенок уже узнает маму , смеется, что-то лепечет на своем детском языке. Пытается хватать и бросать разные предметы, находящиеся в зоне его досягаемости.

В полгода координация и мышцы развиваются на столько, что малыш может подтянуть свою ножку к голове и попробовать ее на вкус.

До года-полутора лет ваш маленький человечек будет познавать мир посредством обсасывания и облизывания. Не пугайтесь и не отбирайте вещи у малыша, лучше позаботьтесь о том, чтобы малыш мог достать только безопасные для него предметы. В таком случае он без вреда для себя пройдет очень важный этап в развитии.

Во сколько месяцев ребенок начинает сидеть? В 6 месяцев малыши начинают сидеть с поддержкой , иногда заваливаясь на бочок, а через несколько недель уже уверенно и самостоятельно. Девочки обычно начинают садиться немного раньше мальчиков, впрочем, не только садиться.

Обязательно дождитесь, когда ребенок начнет садиться самостоятельно, не пытайтесь как-то ускорить этот процесс. Присаживать или усаживать ребенка в подушки по бабушкиному методу, может оказаться очень вредным для формирующегося позвоночника. Все детки садятся около 6-9 месяцев, не переживайте.

После 6 месяцев малыши откликаются на свое имя, любят смотреть на свое отражение в зеркале, радуются вниманию, хлопают в ладошки.

Следующий вопрос, возникающий у родителей, после того как малыш начал сидеть — во сколько месяцев ребенок начинает ползать? Около 7 месяцев ребенок предпринимает первые попытки ползти. Сначала он с животика будет просто приподниматься на своих ручках и вертеть головой в разные стороны.

Когда ребенок начинает ползать, нужно предоставить ему простор, расстелите на полу одеяло или ковер и разложите на нем игрушки, это будет способствовать развитию малыша.

К 9-10 месяцам он уже будет осуществлять забеги ползком в другие комнаты. Это радостное событие для вас и очень ответственное для ребенка. Сколько нового он может теперь познать! Насладитесь этим этапом, не нужно бежать вперед и развивать у ребенка навыки ходьбы.

Дети, которые практически не ползали, а сразу начали ходить, впоследствии могут иметь проблемы с позвоночником и координацией. Позвольте событиям идти своим ходом.

Помните, когда ребенок начинает сам передвигаться по дому ползком или пешком, важно проверить все помещения на безопасность. Закройте все острые углы, уберите из зоны досягаемости стеклянные, острые, опасные предметы. Бытовую химию и лекарства следует спрятать или закрыть особенно далеко.’ title_color=» text_color=»]

К 9 месяцам ребенок начинает стоять. Опираясь на ручки, он станет приподнимать грудь, живот и попу, стоять как будто пирамидкой. Потом малыш, опираясь о стенку, или с вашей помощью начнет принимать вертикальное положение. Когда он привыкнет к своим новым ощущением в положении стоя, научится немного ловить равновесие, то, держась за ваши руки, будет делать свои первые шаги.

Ближе к году малыш может самостоятельно садиться-плюхаться и ложиться. Он любит привлекать к себе внимание: двигаться под музыку, топать ножками, вертеться. В этот период развития можно научить махать ручкой в знак приветствия или прощания. Малыш уже способен самостоятельно пить из кружки.

Пожалуй самый распространенный и волнующий всех родителей вопрос: во сколько ребенок начинает ходить? В год или немного позже малыши начинают ходить без поддержки. Когда ребенок только начинает самостоятельно ходить, на первых порах он передвигается на небольшие расстояния, например от комнаты до кухни. Но совсем скоро он сможет с уверенностью шагать сам всю прогулку.

Если ребенок начал ходить на носочках, а не с пятки, следует проконсультироваться с ортопедом. Специалист подскажет, как легче скорректировать это на раннем этапе.

С нетерпением все родители ждут, когда ребенок начинает говорить, особенно хочется услышать заветное «мама» или «папа». Сложно ответить точной цифрой на вопрос, во сколько дети начинают говорить. В среднем, в возрасте от 10 до 14 месяцев ребенок произносит свое первое слово. Чаще всего это слово — «мама». Обратите внимание, что не существует точного возраста, когда ребенок «должен» начать говорить (это справедливо и для других этапов развития). Каждый малыш развивается в своем темпе и своим путем.

Около года малыши уже:

  • понимают, что им хотят сказать;
  • у них может появиться любимая игрушка;
  • очень стараются самостоятельно пользоваться ложкой;
  • часто пытаются повторять за вами слова;
  • узнают некоторых животных на картинке;
  • могут дать понять, что хотят, а что не хотят делать;
  • могут проводить какой-то промежуток времени без мамы;
  • увлекаются игрушками: кубиками, собиранием пирамидки, перелистыванием страниц в книжке.

Хотя ребенку становятся интересны детские книжки и игрушки, не стоит окружать ими ребенка. Иначе вы сможете столкнуться с неприятными последствиями: рассеянным вниманием и раскиданными по всему дому вещами.

Годовалому малышу хватает несколько игрушек и одной-двух книжек. Со временем, вы можете убирать старые, надоевшие вещи и доставать новые.

Год жизни малыша пролетит для вас очень быстро. Каждый день вы с ним будете делать открытия. Постарайтесь как можно чаще проводить время со своей крохой, чтобы пережить и запомнить важные моменты в его жизни.

Если ваш малыш начинает делать что-то позже, чем другие детки, не надо стараться их догнать и усердно заниматься с ребенком упражнениями. Один-два месяца не имеют большой разницы, позвольте малышу развиваться в его темпе.