Ближе к пяти месяцам малыш проявляет все больше активности: гулит, крутит ручками, переворачивается на бок или на спину. Молодые родители ожидают следующий этап развития, когда ребенок начинает сидеть самостоятельно, ведь в специальной литературе написано, что норма для этого навыка - возраст 5−6 месяцев. Если кроха не торопится, то его начинают присаживать, но не зная, как делать это правильно, могут лишь навредить.
Главный совет всем родителям - нельзя торопить малыша, чтобы оправдать собственные ожидания и стремления соответствовать нормам. У каждого младенца свой ритм развития. Если этот процесс идет без нарушений, то кроха сам даст знать, что ему хочется большего - вертеть головой, тянуться плечиками и подбородком вверх, чтобы увидеть новые вещи в интересном мире. Не нужно подтягивать его вверх за ручки и присаживать, но и оставлять без внимания первые потуги к перемене положения тоже нельзя. Важно помочь ему правильно: тренировать мышцы и развивать координацию специальными упражнениями.
Хватательный рефлекс младенца, даже новорожденного, побудит его вцепиться в пальцы взрослого и инстинктивно тянуться вверх из положения лежа. Если взрослый потянет руки на себя, то малыш рефлекторно сядет. Однако это не означает, что ребенку уже можно сидеть, даже если ему нравится находиться в таком положении с помощью подушек, подложенных мамой.
Новое положение удобно и помогает развлечься при рассматривании новых предметов и игрушек, но отвлекает его от самостоятельных попыток сесть. Умение присаживаться не будет сформировано без влияния двигательной активности на кору головного мозга.
Если присаживать грудничка и удерживать его в такой позиции раньше, чем созреет мышечная система, то ожидаемые последствия - сколиоз и неправильное формирование костей таза. Педиатры и ортопеды единодушны - чем позже позвоночник ощутит нагрузку вертикального состояния, тем лучше для скелета в целом. В отличие от поощрения ползания и переворотов на живот, умение сидеть вертикально не требует поддержки взрослого.
Если же малыш сам стремится к этому и пытается удержать себя, необходимо проверить, соответствуют ли позиции частей тела следующим параметрам:
«Отклонения от этих показателей говорят о том, что тело ребенка не готово к переходу на новый этап, а физиологический изгиб позвоночника еще не сформирован.»
Ни один врач не сможет с точностью назвать возраст, во сколько ребенок начинает садиться, даже при регулярных осмотрах и наблюдениях за его развитием. Это может произойти в одну секунду, или, наоборот, попытки присесть могут продолжаться пару месяцев.
Иногда ползать начинают раньше, чем сидеть. Многие ортопеды склоняются к мнению, что так даже лучше для развития спины, ведь мышцы рук, ног и живота тренируются естественным образом во время этого процесса, и позвоночник получает минимальную нагрузку в вертикальной позиции.
Бывает, что оба навыка развиваются параллельно. Обычно первые попытки случаются в возрасте от 5 до 6 месяцев. Активные и развитые физические дети могут показать ранние результаты, но не нужно расстраиваться и записывать малыша в «отстающие», если он идет по индивидуальному графику. По определенным признакам можно понять, что грудничок готовится к освоению нового навыка:
Если малыш с трудом переворачивается на один бок и не делает ни одного из указанных движений, то принудительное вертикальное положение во время езды в коляске или на руках взрослого будет опасным для формирования его позвоночника, а также может задержать общее физическое развитие.
Умение управлять собственной моторикой приходит к малышу вместе с освоением чувства равновесия, что проходит в несколько этапов:
Вне зависимости от того, в каком возрасте ребенок садится самостоятельно, необходимо учитывать, что до 10 месяцев малышу не стоит сидеть дольше часа. Родителям надо взять на заметку, что самый мягкий и безопасный способ для крохи перейти в сидячее положение - из позы на четвереньках, в которой груднички так любят раскачиваться вперед — назад. Это очень полезное упражнение для вестибулярного аппарата и развития равновесия.
Примерно с 4 месяцев, после одобрения врача, можно укреплять мышцы малыша легким массажем после купания. Плавание очень полезно для общего здоровья и развития моторики. Сейчас почти везде имеются бассейны для грудничкового плавания, что способствует гибкости и умению управлять своим телом.
Случается, что полугодовалый кроха уверенно держит спинку прямо, но сесть без посторонней помощи не может. В этом случае можно помогать ему, давая пальцы для опоры, и подтягивать до нужной позиции. Поднимать лучше из положения полулежа, когда под спинкой есть твердая подушка. Ни в коем случае не надо делать за него всю работу - сажать, не давая понять, как именно происходит этот процесс.
Есть ряд упражнений, которые можно делать дома с пользой для здоровья. Многие мамы отмечали, что после регулярных занятий малыш неожиданно садился без их поддержки:
Ошибка многих родителей - стремление обезопасить ребенка от заваливаний на бок и на спину. Конечно, пространство вокруг должно быть комфортным, покрытым мягкими материалами, чтобы при падении он не мог пораниться, но если мама все время подхватывает кроху, то он не научится вставать и садиться из разных положений.
Научиться этому помогут упражнения на фитболе:
Многие родители не знают, когда по-настоящему следует начинать беспокоиться и искать специалиста, если ребенок не выказывает желания сидеть. Педиатры считают, что если к 11 месяцам малыш не сел и не показал никаких новых физических навыков, необходимо тщательное обследование у детского врача, невролога и ортопеда. Исключением здесь являются младенцы:
«К таким детям нельзя применять усредненные параметры, приемлемые для здорового организма. Недоношенные младенцы, при условии восстановленного здоровья, будут развиваться медленнее сверстников довольно долго, до 2−3 лет.»
Сядут они тоже на 1−2 месяца позже, чем ровесники. Болеющим малышам необходимо прежде всего выздороветь, чтобы общая психомоторика организма восстановила ритм поэтапного развития.
Если подобных причин нет, а младенец тихо лежит на спине и не проявляет особой активности, нужно присмотреться, нет ли настораживающих признаков:
Это серьезные симптомы физических и психических отклонений, скорректировать которые поможет только врач.
Специалисты не считают, что у одного из полов есть физические преимущества для раннего присаживания. Однако на родительских форумах не утихают споры и публикации фактов самолично выявленной статистики на тему, во сколько месяцев ребенок начинает сидеть.
Мальчики, по их наблюдениям, отстают от девочек в проявлении физических навыков примерно на месяц, поскольку их нервная система развивается медленнее. По общим наблюдениям младенцы мужского пола садятся в возрасте 6−7 месяцев, тогда как девочки могут делать это и в 5.
На самом деле не проводилось научных исследований на эту тему, поскольку любой малыш с развитым опорно-двигательным аппаратом может опередить своих сверстников, сев или встав раньше них.
Также многие обыватели высказывают мнение, что мальчиков можно присаживать раньше без вреда для их здоровья. Это неправда, раннее присаживание вредно для любого пола, хотя для девочек последствия более очевидны:
Для мальчика это не принесет проблем в области половой системы, но деформация в тазобедренных суставах впоследствии отразится необъяснимыми болями и неправильным развитием костей в области поясницы и позвоночника вплоть до их видимых искривлений, что, безусловно, ограничит его возможности.
Очень часто к нам на сайт приходят вопросы о том, в какое время ребенок должен начать переворачиваться, делать попытки встать на ноги, когда должен научиться «гулить». Родители тревожатся, если малыш не торопится сидеть, говорить, держать голову. Что есть норма? И говорит ли задержка какого-то этапа развития о заболевании?
Сегодня мы попытаемся ответить на часто задаваемые вопросы читателей. Консультант – ВЛАСОВА ЕКАТЕРИНА ВАЛЕРЬЕВНА, к.м.н., врач-неонатолог, невролог.
Когда ребенок должен удерживать голову, переворачиваться, сидеть, ползать, вставать, ходить
В оценке психомоторного развитии ребенка важными пунктами являются 3, 6, 9, 12 мес. Для начала приводим ориентировочные сроки нервно-психического развития ребенка. Средние сроки и возможные границы развития моторных актов у детей 1-го года жизни [Мазурин А.В.. Воронцов И.М., 1999].
Движение или умелость | Средний срок | Временные границы |
Улыбка | 5 нед. | 3-8 нед. |
Гуление | 7 нед. | 4-11 нед. |
Удерживание головы | 3 мес. | 2-4 мес. |
Направленные движения рук | 4 мес. | 2,5-5,5 мес. |
Переворачивание | 5 мес. | 3,5-6,5 мес. |
Сидение | 6 мес. | 4,8-8,0 мес. |
Ползание | 7 мес. | 5-9 мес. |
Произвольное хватание | 8 мес. | 5,5-10,5 мес. |
Вставание | 9 мес. | 6,5-12,5 мес. |
Шаги с поддержкой | 9,5 мес. | 6,5-12,5 мес. |
Стояние самостоятельное | 10,5 мес. | 8-13 мес. |
Ходьба самостоятельная | 11,5 мес. | 9-14 мес. |
Удерживание головы:
В 2 месяца
малыш делает первые попытки, приподнимает и непродолжительно удерживает голову, лежа на животе.
В 3 месяца
ребенок начинает удерживать самостоятельно голову в вертикальном положении (на руках у взрослого).
В 4 месяца
ребенок способен в вертикальном положении держать голову и легко поворачивать ее из стороны в сторону.
В 5 месяцев
начинает подолгу лежать на животе, опираясь на ладони выпрямленных рук, с приподнятой головой.
В норме ребенок удерживает голову уверенно вертикально к 4 мес., горизонтально к 5 мес., до этого кратковременно. Некоторые дети могут удерживать голову вертикально к 3 мес., что наблюдается реже.
Когда ребенок должен сидеть:
После 4 месяцев ребенок начинает присаживаться. Поднимать голову из положения лежа на спине. Этот этап появляется после уверенных поворотов со спины на живот и является фазой перехода к самостоятельному сиденью. Также ребенок может тянуться, если взрослый берет его за кисти. Некоторые дети, что считается вариантом нормального развития, сначала встают на четвереньки, потом садятся, стоят у опоры. Так что здесь возможны разные варианты. Но считается, что к 8 месяцам ребенок должен самостоятельно садиться.
Ползание:
Ползать ребенок начинает к 7-9 мес. Иногда встречается, что дети вообще не ползают, а начинают сразу ходить, что является нормой.
Ребенок встает:
Вставание развивается, в среднем, к 9,5-10 мес. Обычно дети начинают вставать у опоры, ходит вдоль нее, потом садятся на ягодицы, похоже на падение, но так и должно быть.
Ребенок ходит
После 10 месяцев ребенок может ходить с поддержкой взрослого, а самостоятельно начинает ходить – с 11,5 месяцев. Конечно, это средние показатели. Есть определенные «границы» для всех этих этапов. Необходимы 3-4 мес. после начала самостоятельной ходьбы, чтобы затем координационная система была достаточно развита для уверенной ходьбы. Обычно в этом возрасте дети уже чувствуют, что могут бегать, но координационная система недостаточно развита, они не могут оценить себя, поэтому и возможны падения.
Развитие речи у ребенка.
Развитие речи связано с возникновением детского сознания и социальными отношениями ребенка.
Ранняя вокализация – гуление (1-4 мес.). Гласные и согласные звуки формируются в задней части ротовой полости, эти звуки похожи на воркование, булькание воды.
1 мес. – улыбается;
2 мес. – гулит (воркует);
4 мес. – оборачивается на голос, громко смеется.
Лепет (3-15 мес.). Лепет состоит из произносимых ребенком чистых гласных и согласных звуков разной тональности.
5 мес. – оборачивается на звуки;
6 мес. – имитирует речь (лепечет);
8 мес. – понимает слово «нет», произносит «папа», «мама» неосознонно;
9 мес. – жестикулирует;
10 мес. – называет родителей «мама», «папа» осознанно;
11 мес. – произносит первое слово (помимо «мама», «папа»);
12 мес. – произносит слова осмысленно, но речь непонятная;
15 мес. – правильно называет 4-6 предметов, когда ему указывают на них.
Становление речи (18-50 мес.). Речь состоит из ограниченного числа звуков и их комбинаций.
16 мес. – речь понятная;
18 мес. – знает названия трех частей тела, называет предмет на картинке, узнает членов семьи, употребляет 7-20 слов;
21 мес. – комбинирует два слова, употребляет 50 слов. Находит нужную картинку;
24 мес. – строит предложения из двух слов.
К 2-3 годам ребенок общителен, позитивен, дружелюбен, легко вступает в контакт, понимает обращенную речь, имитирует деятельность взрослых. В годовалом возрасте речь ребенка понятна на 25%, в 2 года – на 50%, в 3 года – на 75%, в 4 года – на 100%.
(Источник: Учебник для медицинских вузов / Под ред. Н. П. Шабалова. - СПб.: СпецЛит, 2003. - 893 с.)
Развитие ребенка определяется становлением определенных функций для обеспечения жизнедеятельности. Каждая функция находится при рождении на определенном этапе, многие на нулевом, и в течение первых лет жизни ребенка достигается конечный этап, при остановке развития на нулевом или промежуточном уровнях возникает заболевание.
В первый месяц
жизни происходит настройка жизненно важных функций: дыхание, глотание, удерживание и усвоение пищи.
Следующие два месяца
жизни ребенка – критический период восприятия внешней среды с помощью слухового и зрительного анализаторов, появления эмоционального контакта с матерью и родными. Начиная со 2-го месяца жизни, у всех здоровых детей появляется зрительная фиксация и слежение в горизонтальном и вертикальном направлениях. Возникают слуховые навыки, ребенок в этот период реагирует на звук замиранием, вздрагиванием. Появляется крик для обращения к родным.
В три месяца угасают автоматические рефлексы, обеспечивающие прием пищи, тонус речевой мускулатуры снижается. Ребенок начинает понимать и реагировать на обращаемую речь, развиваются интеллект, крупная и мелкая моторика.
В возрасте 6-ти месяцев приоритетными являются функции мелкой моторики рук, понимаемой речи, слухового, и особенно, зрительного восприятия. «Слабыми» являются функции крупной моторики, произносимой речи и интеллектуального развития.
Возраст 9 месяцев характеризуется выраженным спадом темпов развития. Появляется практическая деятельность мозга, ребенок произвольно организует и регулирует движения, манипулирует каждой рукой отдельно, готовится к самостоятельной ходьбе. Ребенок начинает понимать некоторые слова и фразы взрослых, т.е. дает адекватные поведенческие реакции на речевые высказывания, обращенные к нему. В социальном развитии формируется дифференцированное отношение к знакомым и незнакомым людям, появляется стеснение при виде незнакомого человека. Слуховое восприятие характеризуется появлением таких слуховых навыков, как узнавание (способность выбирать определенный звуковой, в том числе речевой, сигналы среди других известных звуковых сигналов) и распознавание (способность повторять или имитировать звуки, в том числе и речевые).
В 12 месяцев приоритетной функцией является интеллектуальная. Ребенок начинает узнавать предметы на картинках. Формируется слухоречевая память мозга. Параллельно развивается функция понимаемой речи. Расширяется импрессивный словарь – набор «речевых клише», наиболее часто используемых в речи окружающих, запоминаются другие компоненты речи – темп, ритм, интонация, логическое ударение, паузация. В поведении прослеживаются ситуативно-личностные формы общения. Развитие моторики в этот период характеризуется совершенствованием систем равновесия для формирования функции ходьбы, которая является важнейшей конечной целью общего статического развития. В этом возрасте ребенок делает попытки ходить самостоятельно, однако эта способность появляется только после формирования координации в руках.
В 1 год 6 месяцев ребенок начинает овладевать тонкими моторными навыками верхних конечностей: захватывает карандаш и спонтанно рисует каракули. Формирование мелкой моторики кисти на данном этапе создает важные предпосылки в социальном развитии. В этот период приоритетным является развитие понимания речи. Именно с этого возраста ребенок должен начать есть густую пищу ложкой и самостоятельно пить из чашки.
Клинически нарушения развития нервной системы характеризуются аномалией или задержкой развития основных психоневрологических функций – двигательных, перцептивных (главным образом, зрительного, слухового и тактильного восприятия), речевых, интеллектуальных, коммуникативных; а также эмоционально-волевой сферы. Указанные нарушения могут наблюдаться как в изолированном виде, так и в различных сочетаниях, носить количественный, темповый характер (задержка или опережение развития по возрастным периодам) или качественный (развитие по аномальному пути).
Так, к нарушениям двигательного развития относятся многообразные формы детского церебрального паралича, но также и варианты минимальной статико-моторной дисфункции, к нарушениям перцептивного развития – зрительные и слуховые дисгнозии, т.н. перинатальные слепота и тугоухость, к нарушениям речевого развития – дизартрии и дисфазии, задержки формирования речи. Нарушения развития интеллектуальных, коммуникативных функций и эмоционально-волевой сферы могут проявляться в виде минимальной психоречевой недостаточности, умственной отсталости, олигофрении, отклонений в поведении и общении с окружающими, различных аутистических и аутистикоподобных синдромов, эмоциональной сглаженности со снижением интереса к окружающим или повышенной возбудимости с эмоциональной и двигательной расторможенностью.
Группы риска детей по нарушению нервно-психического развития
У каких детей чаще всего возникают отклонения от нормы? Это генетические, наследственные факторы, тяжелое течение беременности, родов и так далее. Приведем список таких рисков.
Основные факторы риска на 1-м году жизни:
Первый год жизни очень важен в плане развития. Заболевания, травмы в этом периоде могут послужить причиной дальнейших нарушений развития ребенка.
Записала Юлия Зиберт
Первые умения малыша умиляют и радуют родителей: он улыбнулся, он повернулся, он сел, и он пополз. Однако не всегда развитие крохи идет по такому сценарию - есть немало детей, которые начинают присаживаться в 4 месяца, а бывают такие карапузы, которые не сидят самостоятельно и в 8 месяцев, зато прекрасно ползают.
Родители деток, которые не хотят сидеть в нужное время (согласно общепринятым медицинским стандартам), стараются помочь крохам и учат их этому самостоятельно. Нужно ли это делать, рассказывает Евгений Комаровский.
Согласно существующим медицинским стандартам, по которым педиатры оценивают развитие малышей, сидеть большинство карапузов начинают в 6-7 месяцев. Однако эти цифры настолько условны, говорит Евгений Комаровский, что их можно не брать в расчет. Все дети разные, они развиваются по своей индивидуальной схеме и у каждого - свои стандарты.
Ребенок, который не сидит в 7 месяцев, нисколько от этого не страдает.
Зато страдают и сетуют его родители, которые хотят, чтобы чадо ни в чем не отставало в развитии от соседских детей.
Сама формулировка «он должен сидеть в определенном возрасте» неверна. По словам Комаровского, ни один в мире ребенок никому и ничего не должен. Он сядет, поползет и пойдет тогда, когда его позвоночник и мышцы спины будут готовы взять на себя такую нагрузку.
Во-первых, посетить врача. Если что-то в развитии крохи вызывает или смущает, это - первое, что они должны сделать. Ребенка нужно показать ортопеду, детскому хирургу и неврологу. Если эти три специалиста не выявят у малыша никаких заболеваний нервной системы, опорно-двигательного аппарата и других тревожных причин, то делать больше ничего не нужно.
Такой малыш обязательно сядет, говорит Евгений Комаровский, но только тогда, когда придет время.
И процесс этот произойдет сам по себе, без какого-либо участия со стороны мамы и папы.
Нельзя слишком рано присаживать детей, поскольку сидение ребенку, по словам доктора, вообще не полезно. Чем позже малыш это сделает, тем прямее будет его спина, ровнее ножки и ручки, правильнее осанка. Раннее присаживание создает сильнейшую нагрузку на слабый и не готовый к ней позвоночник, отсюда потом у подросших детей возникают многочисленные проблемы со здоровьем.
Лучшее, что могут сделать мама и папа малыша - не помогать ему в сидении, стоянии и первых шагах.
Часто родители, заставшие своего грудничка за попыткой присесть, сразу отправляют малыша на диван, обкладывают подушками и в сидячем положении и радуются, что их ребенок быстрее всех развивается. Правильнее развивать не сидение, а ползание, ведь именно при этом процессе мышцы и костный скелет малыша укрепляются и готовятся к сидению и хождению.
Еще одна ошибка, которую часто допускают современные родители - прыгунки. Ребенка, который еще не умеет сидеть, они подвешивают в вертикальное положение, чтобы он прыгал. Взрослым кажется, что так он укрепляет двигательный аппарат. На самом деле ранняя вертикализация может быть очень опасной для крохи. Прыгунки и ходунки - не самые удачные приобретения, и их лучше убрать подальше в чулан.
Евгений Комаровский советует малышей с 5 месяцев не присаживать, а выкладывать на живот на пол, на расстеленное покрывало или одеяло. В паре метров от него положить яркие игрушки, и всячески стимулировать перемещение по-пластунски или любым другим способом (на животе, с опорой на одну ногу и руку, как угодно).
Отличная тренировка всех нужных для сидения мышц - это вечерний укрепляющий массаж , а также купание. Водные процедуры способны творить чудеса. Никто не отменяет и ежедневную гимнастику, которую желательно начинать делать сразу по приеду из роддома.
Тем не менее, когда кроха начнет сидеть, обязательно станет понятно, какие мышцы у него наиболее слабые: если он сидит с круглой спиной, то можно говорить о слабости спинных мышц и мышц шеи, если он будет падать назад - слаб пресс, а если заваливаться на бок - в поддержке нуждаются боковые мышцы.
Внимательно приглядывайтесь к ребенку, берите его «слабые места» на вооружение и тренируйтесь.
Ребенка, который еще не сидит самостоятельно держать на руках тоже нужно правильно, ведь вертикальное положение, как говорилось выше, может им навредить. Евгений Комаровский советует обязательно поддерживать малыша одной рукой под попу, другой - плотно обхватывать под мышками.
Если при этом взрослый сам сидит, а кроха у него «сидит» на коленках, то важно взрослому принять полусидячее положение. Это снизит нагрузку на позвонки ребенка.
Мамы мальчиков нередко считают, что сыновей можно присаживать раньше, чем девочек. Объясняется это особенностями строения репродуктивной системы. В то же время бытует другое мнение, которое гласит, что мальчики более ленивы и заметно отстают по срокам в развитии от своих ровесниц.
Как бы ни старались мамы девочек убедить других, что их дочки все делают раньше и быстрее, ни переживали по этому поводу мамы мальчиков, в реальности нет никакой зависимости сроков развития от половой принадлежности карапуза. Поэтому педиатры единодушны – между мальчиками и девочками в освоении навыка разницы нет.
Поэтому мальчики начинают принимать новое положение в пространстве примерно тогда же, когда это делают их маленькие ровесницы. Возраст освоения навыка в среднем составляет от 6 до 9 месяцев. Такой существенный разброс объясняется сложностью самого умения сидеть.
Мальчик (и девочка) садится тогда, когда у него для этого довольно хорошо развиты мышцы живота, спины, рук, шеи. К половой принадлежности развитие этих групп мышц не имеет никакого отношения.
Утверждения о ленивости, неповоротливости и некоторой заторможенности маленьких представителей сильного пола также не имеет никаких обоснований.
Можно, конечно, учитывать, что мальчики в основном весят больше девочек, но разница в весе не настолько велика, чтобы дети развивались в разном темпе в течение первого года жизни.
Единого возраста для мальчиков, в котором они должны научиться сидеть, не существует. Считается, что первые попытки присаживаться при помощи опоры на одну ручку ребенок теоретически может начать предпринимать с 5-6 месяцев, но вопрос этот сугубо индивидуальный – все зависит от степени развития мышцы, от их тонуса, от того, насколько хорошо ребенок научился переворачиваться и удерживать голову.
На скорость освоения навыка влияет вес малыша – «богатыри» пытаются садиться позже, чем худощавые «легковесы». Важен темперамент мальчугана: флегматики и меланхолики с неохотой идут на эксперименты, поэтому позднее начинают садиться, а холерики и сангвиники с большой охотой обучаются новым движениям, потому что им все вокруг интересно в отличие от первых двух темпераментов, которым больше интересны вкусная еда и крепкий сон.
Если мальчик постоянно находится в кроватке, и его продолжают пеленать, то с большой долей вероятности ребенок начнет сидеть позднее остальных. Чтобы научиться новому, грудничкам нужна определенная среда обитания, подразумевающая пространство намного большее, чем площадь кроватки или манежа, а также нужно наличие мотивации сесть.
Не стоит ждать от мальчика, который родился преждевременно, ранней посадки. Его мышечная и костная ткань значительно меньше готова к новым нагрузкам, чем организм детей, родившихся здоровыми и в срок. Болезненные и ослабленные дети также обучаются сидению позже.
Перед тем как сесть, малыш будет всячески демонстрировать готовность это сделать. Внимательные родители не смогут не заметить этого. Он будет активно крутиться и переворачиваться, пытаться поднять тело с опорой на руки. После этого начинается стадия краткосрочного сидения. При ней ребенок может сесть на попу, но не может долго удерживать вес и балансировать, а потому падает.
Через 1,5-2 месяца с начала этапа краткосрочного сидения мальчик сможет легче садиться и даже в течение непродолжительного времени удерживать собственный вес. С этого возраста можно сидеть с поддержкой.
Для начала в качестве поддерживающего фактора могут быть руки родителей, поэтому малыш научится опираться сам на руку или локоть. В этом периоде мальчуганы обычно долго не задерживаются, ведь свободной остается только одна рука, а для познания мира нужны две. Появляется стимул перестать опираться и научиться сидеть без поддержки. На этой стадии ребенок часто осваивает опору на четыре конечности и надолго «застревает» в таком положении – он может стоять в нем, раскачиваться, но ни садиться, ни ползти не хочет.
К 8 месяцам до 90% мальчиков могут сидеть без поддержки. К 9 месяцам ребенок начинает не только сидеть самостоятельно довольно уверенно, но и пытается научиться садиться из положения лежа. Дается это чаще всего с трудом.
Всезнающая народная молва гласит, что мамы мальчиков в принципе ничем не рискуют, если будут присаживать сына с опорой на собственное тело чуть ли не с новорожденного возраста. Также бытует мнение, что к 3-4 месяцам необходимо сажать ребенка мужского пола на стульчик или в коляску с поддержкой ремнями безопасности. Эти советы вредны и опасны.
Мамам мальчиков нужно присаживать своих детей тогда, когда они к этому готовы, но не раньше полугода. Ранняя посадка, по мнению педиатров, может пагубно отразиться на здоровье позвоночника, суставов, костей, могут деформироваться конечности, в будущем ребенку угрожает не только освобождение от службы в армии, но и, возможно, инвалидность. А испорченная осанка и походка – это лишь вершина айсберга.
Лучше дождаться периода, когда ребенок сам начнет выражать желание сменить положение тела.
Известный детский доктор и телеведущий Евгений Комаровский утверждает, что в помощи родителей в части обучения сидению ребенок не нуждается. Все должно происходить в сроки, которые предусмотрела для конкретного ребенка матушка-природа.
Если очень хочется сделать для ребенка хоть что-то, Комаровский советует выполнять общеукрепляющий массаж и гимнастику, больше гулять и полностью исключить пребывание ребенка в прыгунках. Эти приспособления противоестественны – малыш, который не научился сидеть, не должен находиться в вертикальном положении. Прыгунки – это путь к получению травм позвоночника и тазобедренных суставов.
Рассчитайте свою таблицу введения прикорма
Родители с нетерпением ждут, когда младенец начнет держать головку, улыбаться, переворачиваться. Момент, когда у грудничка получилось сесть самостоятельно, становится поводом для гордости.
С этим событием связаны вопросы. Как сидеть правильно? Надо ли помогать малышу или заставлять его? Важно знать, во сколько месяцев ребенок научится сидеть без вреда для здоровья.
Уверенно сидеть самостоятельно большинство детей начинают к 8-9 месячному возрасту.
Часто родителям кажется, что ребенок, не достигший полугода, очень хочет сесть. Придумываются способы, которые помогут овладеть умением сидеть как можно быстрее. Но делать этого не стоит, природа сама об этом позаботится.
Как идет развитие ребенка?
Каждый ребенок развивается в своем темпе. Важно, чтобы попытки сесть были самостоятельными, даже если младенец опережает норму или отстает от нее.
Родители готовы помочь ребенку, увидев ранние попытки приподняться или подтянуться за палец. Подкладывают под спинку малыша подушки, валики.
Конечно, ребенка радует новый ракурс, он дольше занимается игрушками и самим собой. Но раннее присаживание – большая ошибка.
Поза ребенка, который уже научился сидеть, не только комфортна, но и правильна. Важно проследить за положением частей тела:
Правильное положение тела сидящего малыша – профилактика сколиоза и других заболеваний опорно-двигательного аппарата.
Если ребенок не готов сидеть самостоятельно, не следует сажать его специально. Простой тест на готовность малыша сидеть:
Родители могут помочь ребенку в освоении этого навыка, укрепляя мышцы пресса и плечевого пояса. Массаж и гимнастика подготовят организм малыша .
Чтобы ребенок правильно сел, необходим массаж спины, живота и ягодиц. Процедуры назначают девочкам с 6-месячного возраста, а мальчикам – с 5-месяцев.
Родители осваивают приемы массажа, выполняют его в профилактических целях. Занятия должны быть регулярными.
Массаж живота (повтор каждого движения по 3 раза):
Массаж спины и ягодиц (повтор каждого движения по 3 раза):
Продолжительность первого сеанса — 5 минут. Постепенно время увеличивается.
Необходима консультация педиатра перед началом процедуры, чтобы исключить противопоказания, узнать о целесообразности некоторых приемов. Важно помочь, а не навредить ребенку.
Чтобы малыш сидел уверенно, укрепляют мышцы плечевого пояса и пресса, тренируют вестибулярный аппарат. Помогут простые упражнения:
Для достижения положительного эффекта гимнастика выполняется каждый день. Важно, чтобы упражнения не утомляли ребенка.
Что делать, если ребенку исполнилось 10 или 11 месяцев, а он не сидит? Родителям не стоит паниковать, если малыш при этом активно ползает и встает, держась за спинку кровати. Приемы, которые помогут ребенку:
Развитие каждого ребенка индивидуально. Если педиатры не нашли у грудничка серьезных патологий, он обязательно научится сидеть в свое время. Родителям нужно запастись терпением и внимательно наблюдать за тем, как растет малыш.