Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности. Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников

Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания, когда внедрены Федеральные государственные образовательные стандарты и усложняются задачи, стоящие перед педагогами – дошкольниками , очень важной остается задача приобщения детей к театрализованной деятельности .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пестова В.Н., музыкальный руководитель

ГБДОУ детский сад №80 Приморского района

Санкт-Петербурга

Театральная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников

Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания, когда внедрены Федеральные государственные образовательные стандарты и усложняются задачи, стоящие перед педагогами – дошкольниками, очень важной остается задача приобщения детей к театрализованной деятельности.

Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном. В педагогической литературе театрализованная игра рассматривается и как средство развития детей.

Театр - один из самых зрелищных и доступных детям видов искусства, так как он, учитывая определенные особенности детей дошкольного возраста (эмоциональность, чувственное сознание, воображение, эмпатию) , оказывает сильное развивающее влияние на эмоциональную сферу ребенка, выполняя при этом коммуникативную, регулятивную, катарсическую функции.

Театр - могущественная сила духовного воздействия на людей. В других видах искусства зритель воспринимает только результат творчества. В театре же зритель не только присутствует при самом творческом процессе, но и принимает в нем участие, сопереживает.

Эта особенность театрального искусства с особой силой проявляется при восприятии спектаклей детьми дошкольного возраста. У них еще не выработалась способность сопоставлять сцену и жизнь, поэтому для них так характерна непосредственность восприятия, когда стираются грани между условностью искусства и реальной действительностью и возникает абсолютное доверие ко всему происходящему на сцене. Дети редко отделяют актера от роли, ставя знак равенства между сценой и действительностью. Они больше понимают и чувствуют, чем могут выразить. Отсюда чрезвычайно высока воспитательно-образовательная роль театра. То есть, творческий процесс театрального действия, полное доверие ребенка тому, что происходит в спектакле, пьесе, игре-драматизации, направленность детского восприятия на сочувствие, сопереживание и даже соучастие, позволяет говорить о серьезных возможностях театрализованной деятельности в развитии творческих способностей старших дошкольников.

Хорошо известно, что игра - это один из основных видов детской деятельности, в процессе которой у дошкольников развивается способность чувствовать эмоциональные состояния окружающих, способность занимать позицию переживающего и, совершая определенные действия, проигрывать различные варианты отношений с другими людьми. В этом и заключаются развивающие возможности театрализованных игр в нравственном воспитании детей дошкольного возраста.

Театрализованные игры или игры-драматизации способствуют развитию психических процессов и различных качеств детской личности - самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости, воображения. На существование особого, эмоционального плана игры обращали внимание многие психологи. Они подчеркивали, что основной смысл игры заключается в разнообразных переживаниях, значимых для ребенка, что в процессе игры происходят глубокие преобразования первоначальных, аффективных тенденций и замыслов, сложившихся в его жизненном опыте.

Подтверждения этому можно найти в работах известного отечественного ученого И.М. Сеченова, который доказал, что игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка. Многократное повторение действий взрослых, подражание их моральным качествам влияют на образование таких же качеств у ребенка.

Понимание игры как «эмоционально-действенного освоения мира» , по определению А.Н. Леонтьева, чрезвычайно важно для практики дошкольного образования. В игре детей часто проявляются эмоции, которые в жизни еще недоступны им, а в театрализованной игре эмоции программируются в игровом образе, который изображает ребенок, сюжете, в русле которого действует игровой персонаж. Чем интенсивнее будут переживания детей в процессе театрализованных игр, тем более глубокий след они оставят в сознании ребенка, повлияют на характер его проявлений во взаимодействии с другими, на социальное поведение.

Принимая участие в театрализованной игре, ребенок берет на себя определенную роль, образ различных игровых персонажей, что дает ощущение эмоционального единства и сопричастности с ними, и позволяет реализовывать, выражать собственные, присущие детям чувства, тем самым проявляя и обогащая свой эмоционально-чувственный опыт. В дальнейшем, ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимися героями. Способность к такой идентификации и позволяет через образы театрализованной игры оказывать влияние на детей, формировать опыт эмпатийного поведения. Так же происходит усвоение различных образцов действий и поступков, что дает возможность дошкольникам не только глубже понять и узнать свой внутренний мир, но и учит делать нравственный выбор.

Драматизация или театральная постановка представляет самый частый и распространенный вид детского творчества. В.Г. Петрова отмечает, что, театрализованная деятельность это форма изживания впечатлений жизни, лежит глубоко в природе детей и находит свое выражение стихийно, независимо от желания взрослых. Наибольшая ценность детской театрализованной деятельности заключается в том, что драматизация непосредственно связана с игрой (Л. С. Выготский, Н.Я. Михайленко) , поэтому наиболее синкретична, т.е. содержит в себе элементы самых различных видов творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал.

В театрализованной деятельности действия не даются в готовом виде. Литературное произведение лишь подсказывает эти действия, но их еще надо воссоздать с помощью движений, жестов, мимики. Ребенок сам выбирает выразительные средства, перенимает их от старших. Большое и разнообразное влияние театрализованной деятельности на личность ребенка позволяет использовать их в качестве сильного, но ненавязчивого педагогического средства, так как сам ребенок испытывает при этом удовольствие, радость. Воспитательные возможности театрализованной деятельности усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей.

Именно театрализованная деятельность является уникальным средством развития творческих способностей детей. Решение задач, направленных на развитие творческих способностей, требует определения иной технологии, использования театральных методик и их комбинаций в целостном педагогическом процессе.

Вместе с тем на практике мы наблюдаем, что развивающий потенциал театрализованной деятельности используется недостаточно. Чем можно это объяснить?

  1. Приобщение к театру не носит массового характера и значит, часть детей остается вне этого вида деятельности.
  2. Недопонимание значения театрализованной деятельности для развития ребенка.
  3. У дошкольников отсутствует опыт восприятия театрального искусства. Наблюдается бессистемность и поверхностное ознакомление с театром в детском саду и в семье, что формируется у детей представления о доступном восприятии сценического оформления произведений без специальных знаний.
  4. Театральные игры применяются в основном как «зрелище » на праздниках. Ребенка обучают быть «хорошим артистом», заучивать текст, интонации, движения. Однако освоенные таким образом умения не переносятся в свободную игровую деятельность.
  5. Невмешательство взрослого в театрализованную игру. Дети предоставлены сами себе, воспитатель готовит атрибуты для театра. Однотипный набор шапочек - масок, элементы костюмов героев переходят из группы в группу. Младших дошкольников это привлекает из-за возможности переодеться, а старшего дошкольника не удовлетворяет, поскольку не соответствует его познавательным интересам, уровню развития психических процессов, возможностям самореализации в творческой деятельности.

Следствием является полное отсутствие театрализации в игровом опыте детей 5-7 лет при наличии у них интереса к этой деятельности и потребности в ней. Вместе с тем у дошкольников зачастую не сформирована готовность к самостоятельной театрализованной деятельности. Лишь немногие выпускники детского сада имеют достаточный уровень представлений о театре и игровых умениях, позволяющий им организовать самостоятельную театрализованную деятельность. Возникает противоречие: с одной стороны – признание искусствоведческой и педагогической наукой значение театра в эмоциональном и творческом развитии ребенка. С другой стороны дефицит театрального искусства в жизни детей.

Для решения обозначенных противоречий необходимо взаимодействие между музыкальным руководителем, воспитателями, детьми и их родителями, а именно педагогическое сопровождение развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности.

Кроме того, необходимо наполнять развивающую среду разными видами театров. Весь материал нужно размещать в свободном доступе для детей. Также важно создать условия для дальнейшего обогащения опыта детей.

Среда является одним из основных средств развития личности ребёнка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта.

В группе можно оборудовать театральную зону, а также «уголок» уединения, где ребёнок может побыть один или прорепетировать какую-либо роль перед зеркалом, или ещё раз просмотреть иллюстрации к спектаклю. В целях реализации индивидуальных интересов детей в зону театрализованной деятельности необходимо поместить разные виды кукольного театра, детские рисунки. Для развития любознательности и исследовательского интереса - разнообразный природный и бросовый материал, ткани, костюмы для ряженья.

Таким образом, при создании развивающей среды важно учитывать следующие принципы:

  • обеспечение баланса между совместной и индивидуальной деятельностью детей;
  • организация «зон приватности»;
  • предоставления права и свободы выбора;
  • создание условий для моделирования, поиска и экспериментирования;
  • полифункциональность использования помещений и оборудования.

Таким образом, педагогическое сопровождение развития творческих способностей в театрализованной деятельности способствует:

  • развитию у детей устойчивого интереса к театрально-игровой деятельности;
  • совершенствованию исполнительских умений детей, их желания искать средства для создания образа персонажа, пользуясь движением, мимикой, жестом, интонацией;
  • обогащению словаря детей, умению пользоваться прямой и косвенной речью в инсценировках сказок, рассказов;
  • совершенствованию умения связно и выразительно пересказывать сказки, самостоятельно сочинять свои сказки, рассказы, используя кукол;
  • развитию памяти, мышления, воображения, речи, внимания детей;
  • повышению уровня развития детей в театрализованной деятельности.

Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Театральная деятельность - это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение.

Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки.

Творческие игры дошкольников.

Эффективность детской театрализованной деятельности и создание оригинальных сценических образов обусловлены степенью готовности дошкольника к ним .
Готовность к театрализованной деятельности ребенка определяется как система знаний и умений, обеспечивающих возможность совместной деятельности по созданию спектакля и комфортность ребенка на всех ее этапах. Эта система включает: знания об искусстве театра и эмоционально-положительное отношение к нему; умения, позволяющие дошкольнику создать образ в соответствии со сценической задачей; умение строить сценический образ действующих лиц; практические умения по осуществлению собственной сценической деятельности, педагогическое сопровождение строить с учетом постепенного нарастания самостоятельности и творчества ребенка; реализации детьми игровых замыслов.(С.А.Козлова, Т.А. Куликова)
Содержание занятий по театрализованной деятельности включает в себя:

- просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

- подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;


-упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);


- отдельные упражнения по этике;


- упражнения в целях социально- эмоционального развития детей;


- игры-драматизации.


Огромную роль в организации театрализованной деятельности играет воспитатель, умело направляющий данный процесс. Необходимо, чтобы воспитатель не только выразительно читал или рассказывал что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готов к любому "превращению", то есть владел основами актерского мастерства, а также основами режиссерских умений. Именно это ведет к повышению его творческого потенциала и помогает совершенствовать театрализованную деятельность детей. Педагог должен строго следить за тем, чтобы своей актерской активностью и раскованностью не подавить робкого ребенка, не превратить его только в зрителя. Нельзя допускать, чтобы дети боялись выйти "на сцену", боялись ошибиться. Недопустимо деление на "артистов" и "зрителей", то есть на постоянно выступающих и постоянно остающихся смотреть, как "играют" другие.
В процессе реализации комплекса занятий по театрализованной деятельности решаются следующие задачи:
- развитие творческих способностей и творческой самостоятельности дошкольника;

- воспитание интереса к различным видам творческой деятельности;

- овладение импровизационными умениями;

- развитие всех компонентов, функций и форм речевой деятельности;

- совершенствование познавательных процессов.

Классификация творческих игр.

Игра – наиболее доступный ребенку, интересный способ переработки, выражения эмоций, впечатлений (А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин и др.). Театрализованная игра – эффективное средство социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного произведения, благоприятное условие для развития чувства партнерства, освоения способов позитивного взаимодействия. В театрализованной игре дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы эмоционального выражения, самореализуются, самовыражаются, знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, которые способсвуют развитию психических процессов, качеств и свойств личности – воображения, самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними, могут плакать над неудачами любимого героя, всегда прийти к нему на помощь.
Большинство исследователей
приходят к выводу о том, что театрализованные игры наиболее близки к искусству
и
часто называют их «творческими» ( М.А.Васильева, С.А. Козлова, Д.Б.Эльконин. Е.Л.Трусова применяет синонимы понятия «театрализованная игра», «театрально-игровая деятельность и творчество» и «игра-драматизация». Театрализованная игра сохраняет все структурные компоненты сюжетно-ролевой игры, выделенные Д. Б. Элькониным:

    роль (определяющий компонент)

    игровые действия

    игровое употребление предметов

    реальные отношения.

В театрализованных играх игровое действие и игровой предмет, костюм или кукла, имеют большее значение, так как облегчают принятие ребенком роли, определяющей выбор игровых действий. Характерными особенностями театрализованной игры являются литературная или фольклорная основа содержания и наличие зрителей (Л.В.Артемова, Л.В.Ворошина, Л.С.Фурмина и др.).
В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Для этого надо понять, каков персонаж, почему так поступает, представить себе его состояние, чувства, уметь анализировать и оценивать поступки. Это во многом зависит от опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить. Поэтому очень важно с самого раннего возраста приобщать ребёнка к музыке, театру. Увлечь детей искусством, научить их понимать прекрасное – главная миссия воспитателя, музыкального руководителя. Именно искусство (театр) пробуждает в ребёнке способность размышлять о мире, о себе, об ответственности за свои поступки. В самой природе театрализованной игры (показ спектакля) заложены ее связи с сюжетно-ролевой игрой (игра в театр), что дает возможность объединить детей общей идеей, переживаниями, сплотить на основе интереснойдеятельности, позволяющей каждому проявить активность, творчество индивидуальность.Чем старше становятся дети, чем выше уровень развития, тем ценнее театрализованная игра (педагогически направленная) для становления самодеятельных форм поведения, где появляется возможность самим намечать сюжет или организовывать игры с правилами, находить партнеров, выбирать средства для реализации своих замыслов
(Д.В. Менджерицкая).

Театрализованные игры дошкольников нельзя назвать искусством в полном смысле слова , но они приближаются к нему . Б.М.Теплов видел в них переход от игры к драматическому искусству, но в зачаточной форме. При разыгрывании спектакля в деятельности детей и настоящих артистов много общего. Детей также волнуют впечатления, реакция зрителей, они думают о воздействии на людей, их заботит результат (как изобразили).

В активном стремлении к творческому исполнению заключается воспитательное значение театрализованных игр (С.А.Козлова, Т.А.Куликова).

В отличие от театральной постановки театрализованная игра не требует обязательного присутствия зрителя, участия профессиональных актеров, в ней иногда достаточно внешнего подражания. Привлекая внимание родителей к этим играм, подчеркивая успехи ребенка, можно способствовать возрождению семейной традиции устройства домашнего театра. Репетиции, изготовление костюмов, декораций, билетов-приглашений для родственников сплачивают членов семьи, наполняют жизнь содержательной деятельностью, радостными ожиданиями. Целесообразно советовать родителям использовать опыт артистической и театральной деятельности ребенка, приобретенный им в дошкольном учреждении. Это повышает уровень самоуважения ребенка. (С.А.Козлова, Т.А Куликова).

Театрализованные игры дают большой простор для творческих проявлений ребёнка. Они развивают творческую самостоятельность детей, побуждают к импровизации в составлении небольших рассказов и сказок, поддерживают стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движения, позу, мимику, разную интонацию и жест. Драматизация или театральная постановка представляет самый частый и распространенный вид детского творчества.Это объясняется двумя основными моментами: во- первых, драма, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личным переживанием, во - вторых очень тесно связана с игрой. Творческие способности проявляются в том, что дошкольники объединяют в игре разные события, вводят новые, недавние, которые произвели на них впечатления, иногда включают в изображение реальной жизни эпизоды из сказок, т. е. создают игровую ситуацию. В театрализованной деятельности действия не даются в готовом виде. Литературное произведение лишь подсказывает эти действия, но их еще надо воссоздать с помощью движений, жестов, мимики. Ребенок сам выбирает выразительные средства, перенимает их от старших. В создании игрового образа особенно велика роль слова. Оно помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров.
эмоциональной выразительности сюжета (Л.В.Артемова, Е.Л.Трусова).
Л.В.Артемова выделяет игры – драматизации и режиссерские игры.

В режиссерской игре ребенок не является действующим лицом, действует за игрушечный персонаж, сам выступает в роли сценариста и режиссера, управляет игрушками или их заместителями. «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Преобладающими средствами выражения в этих играх являются интонация и мимика, пантомима ограничена, поскольку ребенок действует с неподвижной фигурой или игрушкой. Важная особенность этих игр состоит в переносе функции с одного объекта реальности на другой . Их сходство с режиссерской работой в том, что ребенок придумывает мизансцены, т.е. организует пространство, сам исполняет все роли или просто сопровождает игру «дикторским» текстом. В этих играх ребенок-режиссер приобретает умение «видеть целое раньше частей», которое, согласно концепции В.В. Давыдова, является основной особенностью воображения как новообразования дошкольного возраста.

Режиссерские игры могут быть групповыми: каждый ведет игрушки в общем сюжете или выступает как режиссер импровизированного концерта, спектакля. При этом накапливается опыт общения, согласования замыслов и сюжетных действий. Л.В.Артемова предлагает классификацию режиссерских игр в соответствии с разнообразием театров (настольный, плоскостной, бибабо, пальчиковый, марионеток, теневой, на фланелеграфе и др.

Театрализованная деятельность, по сути своей синтетическая, естественно объединяет практически все виды художественного творчества, все виды человеческой активности. Для педагога здесь открывается возможность реализовать в этой форме любое содержание, только нужно уметь выстраивать «архитектуру» разнообразных вариантов занятий, бесед, экскурсий, наблюдений, развлечений таким образом, чтобы все эти «кирпичики» обеспечивали гармоничность и устойчивость всего здания, то есть обеспечивали бы «качество образования». Пространство нашего «архитектурного» строения трехмерное, объемное, и в нем нужно выделить эти основные «несущие» стороны:

  • -вертикальное направление - обеспечение преемственности содержания работы с детьми от предыдущей возрастной ступени к настоящей и последующей;
  • -горизонтальное направление - обеспечение взаимосвязи между содержанием работы разных педагогов (воспитателя, музыкального руководителя, логопеда и др.) и внутренних связей в различных видах деятельности), то есть обеспечение интеграции;
  • -третья составляющая - развитие внутренних, психических процессов у детей в соответствии с индивидуальными и возрастными возможностями каждого ребенка (при условии обеспечения личностно-ориентированного, индивидуального подхода).

Естественно, что любой проект требует разработки и согласования, то есть принимают участие все специалисты ДОУ. Логопед отбирает нужный речевой материал, воспитатель разрабатывает тематику занятий по изобразительной деятельности, экологии и математике и др., музыкальный руководитель - тематику музыкальных занятий и т. д.

Работая над спектаклем, в первую очередь важно определить основной репертуар и необходимый вспомогательный материал.

Необходимо включение репертуара в различные формы работы с детьми - как фронтальные, так и индивидуальные. Желательно продумать распределение педагогического руководства между воспитателями и музыкальным руководителем. Необходима координация всех действий коллектива, интегрирование различных видов деятельности и форм работы с детьми.

Театрализованная деятельность представляет собой достаточно сложный феномен человеческой активности. Если проанализировать свое состояние, когда мы находимся «внутри» нее как исполнители определенных ролей, а не только как зрители, получится, возможно, ощущение проживания другой реальности, другого опыта.

В этом огромная сила воздействия театральной игры, которая может развивать, воспитывать многие положительные качества личности. Но при этом нельзя забывать, что она может быть не только «лекарством», но и «ядом», как наркотик.

Так, например, опасно прививать маленькому ребенку «звездную болезнь», воспитывать у него желание демонстрировать всем свои таланты, ждать похвалы и награды за игру. Также опасно, когда ребенок настолько входит в образ, что пребывает в нем длительное время и иногда начинает путать свое «я» с ролью (это уже один из симптомов шизофрении).

С другой стороны, театрализованную деятельность можно рассматривать как мощный инструмент открытия и шлифовки многих человеческих способностей, и в первую очередь способности познавать себя, окружающий мир, развития навыков взаимодействия с другими людьми, а также коррекции некоторых негативных состояний и проявлений.

Использование театрально-творческой деятельности в работе с детьми требует от воспитателя развитого профессионального мышления, осмысленной жизненной позиции, которая включает осознание себя, детей и той работы, которой он занимается. Важно, чтобы педагог понимал глубинный смысл своей деятельности и мог сам себе ответить на вопросы: зачем, с какой целью я это делаю? Что я могу дать ребенку? Чему дети могут научить меня?

  • 1. Занятия театрализованной деятельностью невозможны без искреннего интереса, увлеченности как со стороны взрослых, так и со стороны детей.
  • 2. Театрализованная игра в первую очередь направлена на развитие ребенка.
  • 3. Необходимо предоставлять ребенку возможность проявить инициативу, самостоятельность.
  • 4. Воспитание детей включает и воспитание их родителей, что требует от педагога особого такта, знаний и терпения.
  • 5. Театрально-творческая деятельность (как и любая другая) должна быть направлена не только на переживание положительных эмоций, удовлетворение желаний. Не следует бояться неудачи - эти ситуации прекрасно закаляют характер ребенка, учат переживать свой проигрыш, воспитывают способность уступать другому, что очень важно в нашей жизни.
  • 6. Театрализованные игры можно рассматривать как моделирование жизненного опыта людей, как мощный психотренинг, развивающий его участников целостно: эмоционально, интеллектуально, духовно и физически.

Театрализованная деятельность детей может быть организована:

  • -в утренние и вечерние часы в нерегламентированное время;
  • -в виде занятий по разным видам деятельности (музыкальному воспитанию, изобразительной деятельности и т. д.);
  • -как специальные занятия в рамках занятий по родному языку и ознакомлению с окружающим миром.

Желательно, чтобы во всех формах театрализованной деятельности участвовали небольшие подгруппы детей, что позволяет осуществлять индивидуальный подход к ребенку. Полезно, когда результаты работы студий (по ручному труду, изобразительной деятельности, музыкальному воспитанию, театрализованной деятельности) в итоге объединяются в единый «продукт» - концерт, спектакль или праздник; в таких общих мероприятиях каждый ребенок становится членом коллектива, объединенного общей целью.

В совместной деятельности воспитатели лучше узнают детей, особенности их характера, темперамента, мечты и желания.

Для восприятия и создания художественного образа требуется проявление таких способностей, как воображения, умение жить радостью и печалью героев театрализованных представлений.

Для обеспечения оптимального баланса совместной и самостоятельной театрализованной деятельности детей в каждой возрастной группе должна быть оборудована театральная зона или уголок сказки, а также «тихий уголок», в котором ребенок может побыть один и «порепетировать» какую-либо роль перед зеркалом или еще раз посмотреть иллюстрации к спектаклю и др.

В зоне театрализованной деятельности необходимо иметь разнообразный природный и бросовый материал, ткань, костюмы для ряжения.

Так, например, в группе для детей 2 - 4 лет в данной зоне должен быть уголок ряжения и игрушки-животные для театрализации знакомых сказок. В группе же для детей 5 - 7 лет более широко должны быть представлены виды театров, а также разнообразные материалы для изготовления атрибутов к спектаклям и др.

Занятия по театрализованной деятельности, выполняющие одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции, ни в коей мере не сводятся только к подготовке выступлений. Их содержание, формы и методы проведения должны преследовать одновременное выполнение трех основных задач:

  • -развитие речи и навыков театрально-исполнительской деятельности;
  • -создание атмосферы творчества;
  • -социально-эмоциональное развитие детей.

При чтении детям необходимы не столько артистичность, сколько искренность и неподдельность чувств педагога, являющихся для них образцом эмоционального отношения к тем или иным ситуациям.

Старшим дошкольникам можно читать более сдержанно, менее эмоционально, чтобы не помешать самостоятельному усвоению нового содержания. Ни в коем случае нельзя применять никакого давления, сравнения, оценки, осуждения. Наоборот, необходимо предоставить детям возможность высказаться, проявить внутреннюю активность. Педагог должен строго следить за тем, чтобы своей актерской активностью и раскованностью не подавить робкого ребенка, не превратить его только в зрителя.

Нельзя допускать, чтобы дети боялись выйти «на сцену», боялись ошибиться. Недопустимо деление на «артистов» и «зрителей», т. е. на постоянно выступающих и постоянно остающихся смотреть, как «играют» другие.

При подготовке к театрализованной деятельности воспитателю необходимо выразительно прочитать произведение, а затем провести по нему беседу, поясняющую и выясняющую понимание не только содержания, но и отдельных средств выразительности.

Для развития умения внимательно слушать произведение, запоминать последовательность событий, свободно ориентироваться в тексте, представлять образы героев можно использовать проблемные ситуации типа «Ты с этим согласен?» Отвечая на вопросы и объясняя, почему они думают именно так, дети «вынуждены» вспоминать текст и представлять определенный образ.

После беседы о прочитанном (или рассказанном) необходимо вновь вернуться к тексту, привлекая детей к проговариванию его отдельных фрагментов.

  • -во второй младшей группе формировать простейшие образно-выразительные умения (уметь имитировать характерные движения сказочных животных);
  • средней группе обучать элементам художественно-образных выразительных средств (интонации, мимике и пантомиме);
  • старшей группе совершенствовать художественно-образные исполнительские умения;
  • -в подготовительной к школе группе развивать творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий.

Имитационным движениям (сказочных животных) можно обучать детей на физкультурных и музыкальных занятиях, в свободной деятельности. Передать характер персонажей в движении помогает музыка.

При обучении детей средствам речевой выразительности необходимо использовать знакомые и любимые сказки.

На начальном этане работы по театрализованной деятельности педагогам предлагается включать в инсценировку упражнения на развитие памяти, внимания и других психических функций. Необходимость в этом связана с особенностями методики, направленной на развитие у детей способности преодолевать сценическое волнение.

Одним из основных показателей актерского мастерства является искренность, умение быть правдивым в сценическом проявлении своих чувств.

Развитию уверенности в себе и социальных навыков поведения способствует такая организация театрализованной деятельности детей, когда каждый ребенок имеет возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого необходимо использовать разнообразные приемы:

  • -выбор детьми роли по желанию;
  • -назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей;
  • -распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображен персонаж);
  • -проигрывание ролей в парах.

При этом возникают две основные проблемы:

  • -что делать, если ролей не хватает на всех детей;
  • -кто будет играть отрицательных персонажей.

Первую проблему помогают решить подгрупповая организация занятий (10-12 детей в подгруппе), парное проигрывание ролей. Кроме того, воспитатель, чтобы охватить всех детей, может придумать дополнительные роли.

Вторая проблема - исполнение ролей отрицательных персонажей -несколько сложнее и требует глубокого, вдумчивого наблюдения за конкретными детьми, индивидуального подхода к каждому ребенку. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети - в большинстве случаев - хотят исполнять роли добрых, сильных и находчивых персонажей и не хотят играть злых, жестоких, нечестных. Поэтому следует подчеркнуть, что в театрализованной деятельности все: и дети, и взрослые - артисты, которые должны уметь играть и положительные, и отрицательные роли, причем зачастую сыграть роль отрицательного героя намного сложнее.

Однако иногда бывает и так: стремление активно участвовать в театрализованной деятельности и привлечь внимание к себе толкает ребенка к постоянному исполнению отрицательных ролей. Постепенно образ как бы «прилипает» к нему, и в конце концов к этому ребенку начинает складываться определенное отношение. Поэтому целесообразно, чтобы каждый из детей исполнял как отрицательные, так и положительные роли.

Работу маленького актера над собой целесообразно осуществлять в виде специальных упражнений, которые после разучивания с педагогом, надо ввести в повседневную жизнь детей в виде игры.

Упражнения на напряжение мышц:

  • -«рубить» дрова;
  • -нести очень «тяжёлый» чемодан.

Упражнения на расслабление мышц:

  • -«заснуть» на стуле;
  • -сидя на стуле, смахнуть с кистей рук капли воды.
  • -повтори движение.

Все дети встают в круг. По очереди дотронуться до плеча соседа. Положить голову на плечо соседу. Погладить соседа.

Упражнение на развития воображения:

Передавать друг другу кубик со словами «лягушка».

Упражнения на развитие мышления и памяти:

-«Едем к бабушке в деревню»:

Все действия присоединяются по одному, постепенно.

Едем к бабушке в деревню чух-чух (руками показывают поезд)

Остановка ш-ш-ш

Спустились со ступенек, идут по лесенке чоп-чоп (хлопают ладошками по коленям)

Далеко до бабушки идти у-у-у (козырек).

Но надо. Топ-топ (хлопки по коленям)

Постучали. Тук-тук (стучат)

Дверь открыта у-и (скрипят, открывают дверь)

Зашли. Топ-топ. (хлопки по коленям)

Бабушка встретила. Целует. Мц-мц. (Целуют вправо, влево).

-«Переглядки»:

Дети стоят в кругу. Ищут взглядом того, кто на них смотрит. Кивают друг другу и меняются местами. Важно: не сбивать друг друга, уступать; терпеливо ждать пока на вас посмотрят; играть в тишине.

-«Наши алые цветочки»:

Наши алые цветочки (Соединить ладони «Змейка» вверх)

Распускают лепесточки. (раскрыть ладошки)

Ветерок чуть дышит (Дуть на пальцы)

Лепестки колышет (Шевелить пальцами)

Наши алые цветочки (По одному загибать пальцы)

Закрывают лепесточки.

Головой качают (2 кулачка)

Тихо засыпают.(1 кулачок)

Утром рано все цветки

Вновь распустят лепестки.

Упражнения на развитие интонационной выразительности:

-«Мы поставим в печь пирог»;

Мы поставим в печь пирог. (Протянуть руки вперед).

И достанем из печи. (Убрать руки на себя).

Из труды идет дымок (Круговое движение рукой снизу вверх).

Такой приятный. (Ладошки кверху).

Там за лесом, (показать руками крышу) у реки (волнообразное движение рукой).

Пекарь Булочка живет. (Показать большой живот).

По утрам печет пирог (печь пирожки) он ароматный. (Вдох. Руки в стороны.).

Сказать как старушки Бабки-ежки. (Сгорбиться, руки дрожат, голос дрожит, ехидный взгляд).

Сказать как лисичка. (Показывая лапки, виляя хвостом, двигая плечами, строить хитрые глазки).

Произнести с разной интонацией (приветливо, небрежно, просяще, требовательно и т. д.) слова: возьми, принеси, помоги, здравствуй и др.

Творческие упражнения:

Поиграй с моей игрушкой;

Детям раздают игрушки. Кому не хватило - хлопают.

Под музыку дети ходят и танцуют игрушками.

Музыка закончилась.

Дети: «Погуляй с моей игрушкой» - отдают детям у кого нет игрушки.

-«По полянкам и по кочкам».

Под музыку игрушки прыгают по кочкам; с кочки на кочку; через кочку, вокруг кочки

-«Многоэтажный дом».

Здравствуй мышка (машут крыльями)

Здравствуй птичка (показывают мышиные лапки)

У тебя большой дом (машут крыльями)

Нет маленький (лапки)

Нет большой (машут)

Нет маленький (лапки)

У тебя подвал есть. (говорят тихо)

Первый этаж (усиливают звук)

Второй (еще сильнее)

Третий (громче)

Четвертый (еще громче)

И т.д. до десятого этажа, усиливая звук.

Чердак (очень громко)

Затем назад до подвала. (Постепенно затихают)

Подвал (шепотом)

Упражнения развитие детской пластики:

-«Жила-была змейка».

Жила-была змейка (Плавное движение правой рукой снизу вверх)

Посмотрела в одну сторону (повернуть кисть вправо)

Нет никого. (покачать кистью)

В другую сторону. (повернуть кисть влево)

Нет никого.(покачать кистью)

Уползла. (опустить руку)

Выползла другая змейка. (Плавное движение левой рукой снизу вверх)

Посмотрела в одну сторону. (повернуть кисть влево)

Нет никого. (покачать кистью)

В другую сторону. (повернуть кисть вправо)

Нет никого. (покачать кистью)

Уползла. (опустить руку)

Выползли обе змейки. (Плавные движения двумя руками)

Посмотрели в одну сторону (повернуть кисти в разные стороны)

Нет никого. (покачать кистью)

Посмотрели в другую сторону. (Повернуть кисти в центр)

«Здравствуй, змейка, как дела» (змейки открывают ротики - смыкать, размыкать пальцы)

«Голова пока цела» (говорит другая рука)

«Давай песенку споем?»

А теперь низким.

«Что-то ты плохо поешь?»

«Нет ты!»

«Нет ты!»

Кто кого обидел первый?

«Ты меня»

«Нет ты меня»

Кто кого ударил первый?

«Ты меня»

«Нет ты меня»

Вы же раньше так дружили?

«Я дружил»

«И я дружил»

Что же вы не поделили?

«Я забыл»

«И я забыл»

Игры-драматизации:

Отгадать лепим снежки; зуб болит; бабушка старенькая хромает; холодно мерзнут ноги.

Театрализованные игры:

-«Мы большой построим дом».

Образуют круг.

Мы большой построим дом

Заживем все вместе в нем.

Дети собираются, двери закрываются.

Двери открываются, сказка начинается.

Тук-тук-тук (стучат кулачками у правого ушка)

Тук-тук-тук (стучат у левого ушка)

Кто стучится в гости вдруг?

Может к нам пришел зайчишка?

Прыг-скок. (Прыгают как зайчики)

Прыг-скок.

Может косолапый мишка?

Топ-топ, топ-топ. (Ходят вразвалочку)

Может рыжая лиса?

Чоп-чоп, чоп-чоп. (показывают лапки, хвостик)

Вот какие чудеса! (Развести руки в стороны).

Важнейшей частью методики работы с детьми является заключительная часть спектакля. Педагог говорит: «В нашем спектакле роли исполняли замечательные, заслуженные артисты нашей группы: перечисляет...» и родители должны наградить каждого исполнителя бурными аплодисментами.

В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», поэтому очень важно, чтобы осознание «сказочных уроков» начиналось с раннего возраста, с ответа на вопрос: «Чему нас учит сказка?»

Приобщение к театру детей дошкольного возраста связано в основном со спектаклями-сказками. Учитывается интерес детей к этому жанру, доступность детскому восприятию, а также общественное значение сказки для нравственного и эстетического воспитания детей. Наиболее целесообразной формой работы в этом направлении считается театрализованная деятельность.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается речь, ее грамматический строй.

Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это - конкретный, зримый результат. Но не менее важно, театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. «В процессе этого сопереживания, - как отмечал психолог и педагог, академик В. М. Теплов (1896-1965),- создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые». Таким образом, театрализованная деятельность - важнейшее средство развития у детей эмпатии, т.е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя не его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место», - утверждал Б. М. Теплов.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей. Известный композитор Д. Б. Кабалевский в книге «Воспитание ума и сердца» так писал о значении искусства для детей: «Оставляя неизгладимое впечатление на всю жизнь, оно уже в эти ранние годы дает нам уроки не только красоты, но и уроки морали и нравственности. И чем богаче и содержательнее эти уроки, тем легче и успешнее идет развитие духовного мира детей. Качество и количество этих уроков в первую очередь зависят от родителей и от воспитателей детских садов. Как правило, маленькие дети активно относятся к тому, что вызывает их интерес».

Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемы ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка. Поэтому не случайно во временных (примерных) требованиях к содержанию и методам работы в дошкольном образовательном учреждении выделен специальный раздел «Развитие ребенка в театрализованной деятельности», в критериях которого подчеркивается, что педагог обязан:

Создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации и т.д.);

Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров);

Обеспечивать взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе;

Создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.

Для выполнения данных критериев необходимо создание определенных условий. Это, в первую очередь, соответствующая организация работы. Почему прежде всего «организация», а не «содержание»? По нашему мнению, только разумная организация театрализованной деятельности детей поможет педагогическому коллективу выбрать наилучшие направления, формы и методы работы по данному вопросу, рационально использовать кадровый потенциал. Это будет способствовать реализации новых форм общения с детьми, индивидуальному подходу к каждому ребенку, нетрадиционным путям взаимодействия с семьей и т. д., а, в конечном итоге, целостности педагогического процесса и форм его реализации, выступающих как единая система организации совместной жизни детей и взрослых.

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ

THEATRICAL ACTIVITY AS A MEANS OF PUPILS" EDUCATION

Т.Ю. Артюхова, Т.И. Петрова

Воспитание, воспитательная работа, театрализованная деятельность, системно-деятельностный подход. В рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования особое место занимает внеучебная работа со школьниками. Театрализованная деятельность как средство воспитания учащихся рассматривается через призму системно-деятельностного подхода. Обсуждаются возможности театрализованной деятельности в формировании личностных и метапредметных результатов. Сформированные личностные новообразования позволяют школьникам осознать свою значимость и неповторимость и, как следствие, приводят к новому качеству общественной и повседневной жизни.

T.Yu. Artyukhova, T.I. Petrova

Education, educational work, theatrical activity, system-activity approach. As part of the implementation of the federal state educational standards of general education extracurricular activities with pupils hold a specific place. Theatrical activity as a means of pupils" education is considered in terms of the system-activity approach. The possibilities of theatrical activity in the formation of personal and metasubject results are described. Formed personal growths allow pupils to realize their importance and originality, and, as a result, lead to a new quality of social and everyday life.

Все прогрессивные теории обучения были направлены на осознание проблем детства и формирование целостной личности (IIIА Амонашвили,В.А. Сухомлинский,К.Д. Ушинс-кий, М. Монтессори, И.Г. Песталоцци и др.).

Не является исключением и XXI век.

В рамках реализации федеральных государственных стандартов (ФГОС) большое внимание уделяется внеурочной деятельности, которая в различных формах организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, физкультурно-спортивное и оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) [ФГОС].

В то же время остро стоит вопрос о том, какими педагогическими средствами, формами воспитательной работы могут оперировать педагоги и другие специалисты образовательных организаций для достижения поставленных целей и реализации указанного содержания, ведь жизнь современного ребенка наполнена многими событиями, большим количеством информационных источников, порою расписана по минутам, или, напротив, свободное время детей никак не

организовано, школьники после занятий бесцельно проводят время у телевизора, компьютера, во дворе и т. п. Как отмечают В.А. Ковалевский, O.A. Карлова, среди множества проблем детей Красноярского края выделяются, в частности, «неподготовленность детей и подростков к самостоятельной жизни, отсутствие благоприятных эмоциональных связей с близкими людьми, привлекательность ухода от реальных проблем, от необходимости выстраивать диалог с окружающими в виртуальное пространство социальных сетей или в суицидальные попытки; несфор-мированность социально направленной активной жизненной позиции юного поколения, отсутствие действенных механизмов обеспечения участия детей в общественной и повседневной жизни, особенно в решении вопросов, затрагивающих их непосредственно» [Ковалевский, Карлова, 2014, с. 11].

В подобных условиях необходимо выявить такие средства воспитания, которые интегрируют личностные потенциальные возможности с возрастными особенностями детей. Опираясь на имеющийся опыт, мы предлагаем рассмо-

треть театрализованную деятельность как средство внеучебной работы со школьниками.

Роль театрализованной деятельности в развитии детей различного возраста отмечают зарубежные и отечественные педагоги. В дореволюционной педагогике вопросами театра занимались В.Г. Белинский, Н.В. Гоголь, А.И. Герцен, H.A. Островский, К.Д. Ушинский и др. В советское время: A.B. Луначарский, Н.К. Крупская, A.C. Макаренко, К.С. Станиславский и др.

Применительно к школьному возрасту целесообразно применять термин «театрализованная игра», «театрализованная деятельность». Сам термин «театрализованная игра» указывает на связь ее с театром.

Значение и специфика театрального искусства заключаются в одномоментности, коммуникативности, живом воздействии художественного образа на личность (Л.Я. Дорфман, A.B. Запорожец, A.A. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, Я.З. Не-верович и др.). В процессе восприятия художественного произведения у детей возникает особый вид познания в форме эмоциональных образов (Л.И. Борисович, A.B. Запорожец, Я.З. Неверович). В них, с одной стороны, отражается внешняя, экстерацептивная, картина мира, с другой - интерацептивный компонент в виде ощущений и представлений придает эмоциональному образу побудительный, активизирующий характер отражения окружающей действительности.

В рамках театрализованной деятельности важное место занимают образы, которые неразрывно связаны с эмоциями. Как отмечает Л.Е. Смирнова, познавательный образ включен в сложный процесс духовного овладения действительностью, а эмоции представляют собой одну из форм существования личностного смысла [Смирнова, 2011, с. 50]. Следовательно, в процессе работы над постановкой «включаются» образно-эмоциональные механизмы открытия личностных смыслов. Эта образно-эмоциональная ситуация способствует возникновению и раскрытию личностного смысла, что впоследствии приводит к творчеству. Возникновение этого смысла подчинено сформулирован-

ному Л.С. Выготским закону развития высших психических функций, которые возникают первоначально как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества с другими людьми, и лишь впоследствии они становятся внутренними индивидуальными (формами) функциями самого ребенка. По мысли Л.С. Выготского, искусство «работает» с человеческими чувствами и художественное произведение воплощает в себе эту работу. Чувства, эмоции, страсти входят в содержание произведения искусства, однако в нем они преобразуются [Выготский, 1986, с. 8].

Театрализованная деятельность в общей структуре театрального искусства определяется специфической особенностью - синтетичностью, объединяя в себе различные виды искусства. Осуществление театрализованной деятельности является ярким примером реализации системно-деятельностного подхода, который включает пять основных компонентов: учебно-познавательные мотивы, действие целепола-гания, планирование решения, решение задач, рефлексивно-оценочные действия.

Деятельность, связанная с подготовкой театрализованного представления, включает именно эти компоненты.

Работа над театральной постановкой всегда начинается с выбора и изучения материала, затем произведение обсуждается, анализируется. Когда «рабочий» материал подобран, происходит осознание смыслов. Выбор произведения -важный момент, сточки зрения создания воспитательной ситуации он должен быть связан с реальными жизненными ситуациями.

Организация постановки связана с различными обслуживающими театральными процессами: костюмерным, звуковым, декорационным, осветительным и др. В школьном театральном коллективе эти обязанности выполняют все участники: подготавливаются костюмы и реквизит, выставляется декорация для спектакля, настраиваются свет и звук, а потом они выходят на сцену в качестве актеров. Поэтому театрализованная деятельность становится доступной формой самовыражения, развития фантазии и на-

блюдателы-юсти, творческого потенциала, развития и совершенствования правильной речи, снятия психологических и мышечных зажимов, умения взаимодействовать в коллективе.

Участвуя в театрализованной деятельности, ребенок открывает более широкие возможности знакомства с окружающим миром, используя свою фантазию, образы, знакомясь с новой литературой, музыкой, учится наблюдать, анализировать, делать выводы и обобщать информацию.

Работа над полученной ролью дополняет словарный запас ребенка, совершенствует его речь, неизбежно ставит его перед необходимостью говорить понятно, четко, интонационно разнообразно.

Театрализованная деятельность - одна из самых доступных для детей разного возраста видов деятельности, в ходе которой учащиеся знакомятся с миром прекрасного, пробуждается способность к состраданию, сопереживанию, активизируется мышление, воображение, она способствует социализации - процессу формирования личности в определенных социальных условиях, процессу усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе.

В рамках театрализованной деятельности складываются определенные социальные ситуации развития как своеобразное отношение ребенка и окружающей его социальной действительности, как отмечает Л.С. Выготский [Выготский, 1997]. Процесс подготовки к постановке и собственно ее осуществления связан у учащегося любого возраста с «рождением» индивидуализации. Используя терминологию A.B. Петровского, М.Г. Ярошевского, через поиск средств, способов обозначения своей индивидуальности, непохожести ребенок вырабатывает собственные механизмы взаимодействия с окружающей действительностью. Воедино сливается процесс «интериоризации-экстериоризации» собственного опыта. Рождаются новое понимание своей значимости, осознание возможности инте-

грации личности в общество. Собственно, все это представляет собой механизмы личностного развития [Петровский, Ярошевский, 1998].

В процессе театрализованной деятельности учащемуся приходится увидеть, «примерить» и проиграть различные роли. По мнению А. Бандуры, многое в поведении человека возникает на основе наблюдения за поведением другого, которое выступает способом регуляции поведения ребенка, предоставляя ему возможность подражать авторитетным образам.

Автор констатирует, что для усиления и сохранения поведения, сформированного благодаря подражанию, важно подкрепление. В нашем случае подкреплением выступят слова учителя о качестве сыгранной роли, аплодисменты, восторженные отклики зрителей.

Отечественными психологами П.Ф. Каптере-вым, И.М. Сеченовым, К.Д. Ушинским, а также зарубежными исследователями Дж. Болдуином, А. Валлоном, Ж. Пиаже, 3. Фрейдом было установлено, что подражание - такая форма поведения, которая находится в непрерывном изменении и вносит важный вклад в формирование интеллекта, личности ребенка, помогает ему в освоении норм социальной жизни.

Неотъемлемым компонентом театрализованной деятельности является эстетическое восприятие детей. Восприятие театра не сводится к пассивной констатации известных сторон действительности. В онтогенезе уже ребенку дошкольного возраста доступны внутренняя активность содействия, сопереживания, способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах (Л.С. Выготский, A.B. Запорожец, Л.С. Славина, Л.Г. Стремкова и др.). Начиная с младшего дошкольного возраста возникает способность понимать внутренний мир персонажей и их противоречивый характер (Л.П. Бочкарева, А.И. Берлычева, Л.Г. Стрелкова), и это позволяет рассматривать театрализованную игру как механизм нравственного воспитания. Разнополяр-ные эталоны становятся для ребенка значимыми при соотнесении себя как с положительными персонажами, так и с отрицательными, непривлекательными (С.Н. Карпова, С.Г. Якобсон).

Благодаря этому зарождаются социальные чувства, эмоциональное отношение к событиям и поступкам, имеющим значение не только для ребенка лично, но и для окружающих (A.A. Бо-далев, Я.З. Неверович), это, собственно, эмпа-тия или сочувствие и содействие сверстникам и взрослым (Л.И. Божович, Т. Рибо, Л.Г. Стрелкова) [Мухина, 1999]. Далее эти особенности усложняются, окультуриваются и становятся личностными образованиями.

Для театральной исполнительской деятельности характерны непроизвольная и произвольная эмоциональная экспрессия (К. Изард) и эмоциональные действия (Я. Рейковский), которые выражаются в мимике, интонации, тембре, дикции, ритме, вибрато голоса (Л.Я. Дорфман, К.С. Станиславский). Причем выразительное движение или действие способно не только выражать уже сформированное переживание, но и совершенствовать его (С.Л. Рубинштейн).

Театрализованная игра-деятельность привлекательна для детей ввиду ее эмоциональной насыщенности. Участие в театрализованной деятельности приносит ребенку радость и удивление, в ней заложены истоки творчества, охвачены психические процессы и личностные особенности; происходят процесс перевоплощения и возникновение веры в себя, совершенствуется психомоторика и т. д. В процессе со-деятельности учащиеся принимают руководство взрослого, не замечая его. Это говорит о широком развивающем потенциале театрализованной игры.

«...Мир театра есть тропинка к внутренним чувствам ребенка, к его душе» (Л.С. Выготский). Театрализация представляет собой психотехнику организации коммуникативных действий личности в роли, в ней самовыражение личности складывается из двух компонентов: действий в предлагаемых обстоятельствах роли и действий как бы от себя. Ребенок, познавая реальный мир, его социальные связи и отношения, активно проецирует воспринимаемый опыт в специфическую игровую ситуацию. Театр позволяет ребенку использовать навыки общения по своему усмотрению, в то же время корректирует

линию поведения, межличностные отношения рамками роли.

Воспитательные и развивающие возможности театра в процессе социализации детей огромны: его тематика практически не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, учатся анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно вступление в диалог с другим персонажем, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться [Эстетическое воспитание и развитие, 2002].

Театрализованная деятельность является важнейшим средством развития эмпатии, которая проявляется в умении распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, движениям и речи, ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. В результате ребенок познает мир умом и сердцем и выражает свое отношение к добру и злу.

Театральное представление, включающее народные сказки, особенно волшебные, где обязательно присутствуют сверхъестественная сила и персонажи-«вредители», аккумулирует в себе богатый материал, на основе которого дети способны усвоить типичные образы и модели поведения, определяемые не только сложившейся ситуацией (Иванушку посылают за Жар-птицей, Василису Прекрасную похищает Кощей, Баба Яга помогает царевичу и т. д.), но и характером персонажа. В жизни человеку приходится несколько раз за день менять свои социальные роли сообразно с теми ролями, которые берут на себя другие люди. Среди многообразных форм взаимодействия модели типа «хищник-жертва», «вредитель-герой» не редкость. Детям легче понять это через сказку, через игру в театр, где каждый может «поиграть в образ», выбрав адекват-

ный способ общения и взаимодействия с другим ребенком-персонажем. Театральная игра предлагает творческую свободу ребенка, его как бы «отстранение» от роли: ребенок понимает, что он не Иванушка, а Саша, который в Иванушку только играет и волен выйти из роли в любой момент, чтобы, например, принять роль Кощея [Зинкевич-Евстигнеева, 2007].

Учитель активно включается в такую деятельность как партнер, но чтобы организовать подобное действо, недостаточно выбрать сказку и смоделировать сюжет по желанию детей. Этим можно достичь лишь поверхностного усвоения фабулы, без проникновения в суть конфликта и без поиска оптимального поведения персонажей в игре-драматизации. Опыт показывает, что продуктивный процесс воспитания в целях социализации ребенка должен начинаться с его комплексного включения в мир фольклора. Под этим имеется в виду систематическая работа над какой-либо темой в подготовке непосредственно театрализованного представления.

Кроме того, театр привлекателен потому, что в работе можно часто обращаться к сказке. Если рассмотреть сказку с различных точек зрения, на разных уровнях, оказывается, что сказочные истории содержат информацию о динамике жизненных процессов. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Слушая сказки, дети накапливают бессознательно некий символический «банк жизненных ситуаций». Этот «банк» может быть активизирован в случае необходимости, а не будет ситуаций - так и останется в пассиве. И очень важно, чтобы дети осознавали смысл сказочных событий и их взаимосвязь с ситуациями реальной жизни. Если ребенок с раннего возраста начнет осознавать «сказочные уроки», отвечать на вопрос «чему же нас научила сказка?», соотносить ответы со своим поведением, то он станет активным пользователем своего «банка жизненных ситуаций». И хочется верить, будет более мудрым и созидательным [Зинкевич-Евстигнеева, 2007].

Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробо-

вать-я пойму». Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам -на этом и основывается высокая педагогическая эффективность театрализованной деятельности школьников.

Вовлечение (включение) ребенка в театрализованную деятельность способствует развитию когнитивных процессов, его эмоциональному, психомоторному, коммуникативному, художественному и нравственному становлению, что отражается в личностных и метапредмет-ных результатах освоения основной образовательной программы основного общего образования, с одной стороны, и с другой - создаются эффективные условия для осознания своей значимости, неповторимости, «рождения» новых социальных контактов и пр. Эти личностные новообразования позволят школьникам качественно проявить себя в общественной и повседневной жизни.

Библиографический список

1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: Союз, 1997. 96.

2. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1986. 573 с.

3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкоте-рапии. СПб.: Речь, 2007. 176 с.

4. Ковалевский В.А., Карлова O.A. Направления развития доступности качественного обучения и воспитания детей Красноярского края // Вестник К ГПУ. 2014. № 2(28). С. 6-18.

5. Мухина B.C. Возрастная психология. Феноменология развития. М.: Академия, 1999. 456 с.

6. Петровский A.B., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. М., 1998. 528 с.

7. Смирнова Л.Е. Учебные ситуации с образно-эмоциональной основой // Aima mater. 2011. № 6. С. 49-54.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). URL: http:// мин-обрнауки.рф/документы/2365 (открытый доступ).

9. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста / под ред. Е.А. Дубровской. М.: Академия, 2002.

о ^ о о ^ h О Й