Социальная работа с пожилыми в центрах социального обслуживания населения. Две стороны процесса старения

Лозунг ЮНЕСКО – «Образование – через всю жизнь» – сегодня актуален как никогда. Поток информации так велик и так быстро пополняется, что для того, чтобы в нем ориентироваться, необходимо постоянно учиться. Учебная деятельность перестала быть только прерогативой молодых. Более того, образование в современном обществе рассматривается как важнейшее условие полноценной жизни людей любого возраста, включая период старения.
Как и для других категорий взрослых, для пожилых людей образование выступает важнейшим условием полноценной жизни в современном обществе. При этом образование, с одной стороны, помогает пожилым людям в разрешении жизненных проблем, с другой – способствует удовлетворению потребности в новой информации.

Для человека преклонного возраста образование может выступать не только способом интеграции в коммуникативное и культурное пространство, но и средством, обеспечивающим развитие личности и соответственно психологическую устойчивость. Таким образом, «образование пожилых – это составная часть образования, основной задачей которого является содействие всестороннему развитию человека в тот период его жизни, когда он достигает пред- и пенсионного возраста»

Формы образования в пожилом возрасте. Образование в пенсионном и предпенсионном возрасте может осуществляться по-разному: от обучения в официальном учебном заведении, (когда человек становится студентом и наравне с молодыми выполняет все требования, предъявляемые к нему) до самообразования. Последнее время все более популярными, как за рубежом, так и в нашей стране, становятся формы образования ориентированные специально на людей старшего возраста. Отличие данных образовательных программ состоит в том, что они направлены на удовлетворение различных потребностей, интересов людей именно этой возрастной категории.
Таким образом, в самом общем виде можно выделить 3 различных формы включения пожилых людей в образовательный процесс. Во-первых , пожилой человек может официально стать студентом учебного заведения . Нередко люди в пожилом возрасте (особенно, если они недавно стали пенсионерами) выбирают такие формы образования, которые связаны с получением новой профессии, требующей среднего или высшего образования в новой для них области. В странах Европы и США это достаточно распространенное явление в настоящий момент. В этом случае они включаются в процесс обучения не как «вольнослушатели», но как обучающиеся, принимающие все условия данной формы обучения (программу, систему зачетов, экзаменов и т.п.). Поскольку возрастных цензов сегодня не существует, то такие ситуации все чаще встречаются не только в зарубежной, но и в отечественной практике.
Второй, пожалуй, самой распространенной формой является самообразование. Как показало, например, исследование, проведенное в Санкт-Петербурге и Ленинградской области (Сухобская Г.С., Божко Н.М., 1998), ориентация на познание и духовную культуру является наиболее выраженной, доминирующей среди пожилых людей 55 – 70 лет.
Каковы же источники информации , в которых реализуется познавательный интерес пожилых людей? Основными источниками его реализации являются книги, средства массовой информации (радио, телевидение, газеты), общение. Как показывают социологические опросы, особенно большой интерес среди телевизионной продукции вызывают кинофильмы (сериалы), рубрики «Культура», «История», «Мир животных». Особое место занимает политика. Для мужчин это еще и спортивные передачи.
Однако, уровень самореализации в интеллектуальной и духовной жизни пожилых людей не одинаков. Сравнительно небольшая группа людей, как правило, получившая высшее образование, вполне самодостаточна. После выхода на пенсию они продолжают интересоваться и книгами (не редко имея дома целые библиотеки), и театральными постановками, и выставками, и телевизионными и радио передачами, при очень тщательном собственном отборе программ для просмотра и прослушивания.



Мотивы, побуждающие пожилого человека включиться в образовательный процесс.

Какая мотивация поддерживает интерес к образованию у пожилых людей? Прежде всего, это спонтанная внутренняя потребность в познании нового, которая практически не покидает человека до конца дней. Естественно, что характер и содержание этой потребности изменяются с годами, но сама потребность остается не насыщаемой в течение всей жизни. Еще римский философ Марк Тулий Цицерон в своем трактате «Катон старший, или О старости» отмечал, что для каждого возраста характерны свои интересы и стремления, и только смерть может исчерпать и уничтожить их.

(Как уже отмечалось, образование оказывает интегральное влияние на личность пожилого человека. Это обусловлено тем, что оно способствует удовлетворению не только потребности в новой информации, но и целого ряда других потребностей: потребности в общении, психологическом комфорте, личностном росте и др.

Таким образом, образование в современном обществе рассматривается как важнейшее условие полноценной жизни пожилых людей. При этом решение образовательных задач тесно связано с решением психологических и социально-психологических задач.

Анализ существующей литературы позволил выделить следующие возможные причины включения пожилых людей в образовательный процесс:

  • повышение квалификации, получение высшего образования, если человек собирается дальше продолжать трудовую деятельность (за рубежом немало случаев, когда первую бакалаврскую степень люди получали в пенсионном возрасте (Таранчук А., 2005);
  • получение новой профессии (переквалификация), что в большей степени характерно для молодых пенсионеров;
  • реализация неиспользованных возможностей, или находивших свою реализацию лишь в виде хобби, что часто связано с творческой самореализацией; (Следует особо отметить, что самореализация в сфере сложившихся интересов (хобби) – одна из наиболее значимых форм активного приобщения к социуму пожилого человека. Чаще всего она является прямым продолжением предшествующей творческой жизни человека. Если у человека пожилого возраста не прервана реальная связь со своей творческой деятельностью и людьми, которые вдохновляют его на творчество, – это его удачный жизненный шанс. Однако этот шанс выпадает сравнительно немногим одаренным людям, а лишь тем, которые реализовали свой дар в профессии. Значительно больше людей, весьма одаренных по своей природе, но не нашедших себя в профессии. Потребность в реализации неиспользованных возможностей (или нашедших свою реализацию лишь в виде хобби) побуждает их к поиску таких форм образовательной деятельности, которые способствуют расцвету их таланта в пожилом возрасте.).
  • необходимость приобретения функциональной грамотности: ориентации в достижениях современной цивилизации и умения пользоваться ее плодами (Сухобская Г.С., Божко Н.М., 1998), например, освоение компьютерной грамотности;
  • желание справиться с ситуацией выхода на пенсию (Митина А.М., 2004);
  • потребность приятного способа проведения досуга (например, изучение иностранного языка для «путешествующих» пенсионеров);
  • возможность обрести интересный круг общения.

Образование во всех этих случаях не только позволяет поддерживать интеллектуальный уровень, но само достижение поставленных целей приносит удовлетворение, создавая позитивный эмоциональный фон, сохраняет самоуважение, уверенность в себе.

Цели образования в пожилом возрасте отличаются от целей в детском и даже зрелом возрасте. «Основную цель (независимо от того, формулируется она слушателями, подразумевается или не осознается вначале) можно сформулировать как понимание, постижение себя, других людей и взаимодействия с ними, наконец, мира вокруг, себя в обществе»

Ориентация пожилых людей, как целевой группы, на самопознание и познание других людей приобретает особое значение в процессе образования. Постижение себя неразрывно связано с формированием ответственности за себя, с заботой о себе. Значительная часть жизни старшего поколения прошла под знаком преодоления «временных трудностей», в обществе, где ради «светлого будущего» думать о себе было делом чуть ли не постыдным. Неслучайно общественные опросы показывают, что представители старшего поколения не умеют вслух говорить о своей личной жизни. Образование пожилых людей призвано внушить им осознание того, что они имеют право думать о своих потребностях и отстаивать их. Приобретение знаний может способствовать принятию пожилыми людьми ответственности за себя, свою жизнь.
Понимание других людей и взаимодействия с ними также очень важный аспект образования пожилых людей. Решение данной задачи во многом связано с разрушением негативных стереотипов старости, которые еще достаточно стойкие. Остановимся несколько подробнее на вопросе о важности В процессе образования пожилые люди также осваивают новые социальные роли. Общепризнанно, что развитие зрелой личности определяют два социальных фактора: труд и семья. Это основные сферы, где взрослый человек удовлетворяет свои потребности, реализует свои способности и социальные роли.

Включаясь в образовательный процесс, каждый человек преследует конкретные цели. Достижение их приносит удовлетворение, поддерживает уверенность в себе, позволяет поддерживать интеллектуальный уровень, сохраняет эмоциональную устойчивость.

При этом смысл учения в пожилом возрасте состоит не только в получении знаний и объективной информации. Для образования пожилых существенно овладение ключевыми компетенциями , важными для жизни именно в преклонном возрасте. Поэтому пожилым людям объективные научные данные нужны для самоопределения в жизни, т.е. знания выступают как средство постижения жизни и себя.

Кроме того, учеба сама по себе в этом возрасте имеет ценность, если она необходима для осуществления какой-либо деятельности.
«Уровень компетенций в пенсионном возрасте характеризуется следующими показателями:

  • Оценка прошлого жизненного пути с точки зрения происходящих в обществе изменений, новых ценностей;
  • Умение найти компромиссы между ожидаемым (в прошлом) и достигнутым (в настоящем);
  • Готовность принимать потери, известные «ограничения» в жизни;
  • Умение обходить жизненные ситуации, в которых человек оказывается неуверенным в себе» (Ключевые понятия проекта, 2001, с.21-22).

Таким образом, пожилой человек, который включился в образовательный процесс, не просто получает дополнительную информацию, он «нанизывает» полученные знания на тот жизненный, профессиональный, духовный опыт, который у него сложился к данному моменту. В итоге, пожилой человек проявляет свою активность не только в осуществлении учебной деятельности, но и в построении собственной жизни в целом. Иначе говоря, становясь субъектом образования, человек соотносит и опосредует своей активностью про­тиворечивые обстоятельства жизни и тенденции собственного раз­вития, то есть проявляет себя как субъект жизнедеятельности.
Ресурсы пожилых людей в области образования . П. Ветцель отмечает, что подавляющая часть пожилых людей обладает значительными ресурсами в области образования . И здесь речь идет не только об уровне информированности. Сюда же можно отнести:

  • значительный жизненный опыт;
  • солидный профессиональный опыт;
  • опыт обучения на различных этапах жизни (школа, профессиональное обучение, различные формы досуга);
  • опыт преодоления негативных жизненных ситуаций (проблемы, кризисы, болезни);
  • социальная компетенция в общении с другими людьми (в семье, на работе, с соседями, друзьями);
  • фантазия, энергия в освоении богатств культуры, творческие способности.

Таким образом, ресурсы пожилых людей, включающихся в образовательный процесс, связаны, прежде всего, с их опытом: жизненным, профессиональным, коммуникативным.

Использование опыта в качестве ресурса превращает пожилого человека в субъекта образования.

Учет особенностей пожилых людей в процессе образования. Организуя образовательные мероприятия для пожилых людей как особой возрастной группы необходимо помнить, что учиться приходят сложившиеся личности.
Совершенно очевидно, что адаптироваться к условиям обучения должны не только обучающиеся пожилые люди, но и сама система обучения должна определенным образом адаптироваться к ним. Необходимо, чтобы методы, формы и содержание обучения отражали особенности восприятия материала и формирования новых умений и навыков у пожилых людей.

Так, например, наблюдения М.Э. Елютиной и Э.Е. Чекановой (Елютина М.Э., Чеканова Э.Е., 2003) показали, что в пожилом возрасте усиливается устно-слуховое восприятие, в отличие от визуально-ориентированного восприятия в молодом возрасте. При объяснении данного феномена авторы опираются на идеи Б.Г. Ананьева, суть которых состоит в том, что речемыслительные, второсигнальные функции, достигнув своего пика после 40-45 лет, противостоят общему процессу старения и сами претерпевают инволюционные сдвиги значительно позже всех других психофизических функций. «Другими словами, разговор, межличностное говорение и слушание становятся важнейшим способом формирования смысла, главным путем понимания людьми друг друга» (Елютина М.Э., Чеканова Э.Е., 2003, с.48).
Важно так же учитывать, что в образовательный процесс включаются пожилые люди с разным социальным, жизненным и познавательным опытом. В основе образования пожилых должен лежать индивидуальный подход и стремление к раскрытию каждой личности. Вместе с тем, личность может раскрыться только в благоприятной атмосфере, поэтому необходимо уделять достаточное внимание созданию и поддержанию такого позитивного настроя в группе. О. Агапова (Агапова О., 2000, с.58) считает, что в этом смысле полезным является поддержание солидарности между участниками группы, чему может способствовать создание «Истории» или летописи группы.
Помимо индивидуальных и возрастных особенностей при разработке образовательных программ для пожилых людей необходимо учитывать и поколенные особенности. Так, например Д. Финдайзен отмечает: «Поколения, пережившие войну, сформировали в себе определенные черты коллективной общности. Ставшие частью их коллективной памяти. И этим отличаются от тех, кто не пережил подобный опыт»

Еще один важный аспект – гендерные особенности . Выход на пенсию супругов не редко приводит к изменению мужских и женских ролей в семье. Мужчины могут взять на себя некоторые типичные обязанности, например, интерес к заботе о родных, к приготовлению пищи, а женщины заняться общественной деятельностью.

Выявлены гендерные предпочтения в содержании образовательных программ. Мужчины готовы принимать участие лишь в тех образовательных программах, которые адресуются к точному мышлению. Они отдают предпочтение эмпирическим наукам, таким как экономика, техника, естественные науки, право и т.д. Соответственно, курсы по истории искусств, программы, аппелирующие к сфере чувств, остаются по большей части вне сферы мужских интересов. Однако, как предполагает Д. Финдайзен, «у грядущих поколений произойдет множество изменений, поскольку мужские и женские роли в семьях изменяется – и как результат, изменятся возможности и потребности мужчин» (Финдайзен Д., 2002, с.10).
Несомненный интерес аудитории пожилых людей вызывают лекции-беседы, лекции консультации, лекции-демонстрации, лекции-тренинги . Для всех взрослых людей, и особенно для пожилых, важна апелляция к личностным ценностям. Человек в пожилом возрасте, если он постоянно пополняет знания в сфере своих интересов, не менее гибок в своих позициях и оценках (а иногда и более), чем человек в молодом возрасте, то есть способен их изменять, уточнять и т.п. Другой вопрос, что он не отказывается от них слишком легко и просто, потому часто и создает мнение о том, что пожилые люди стереотипны в своих позициях (не склонны их менять). Поэтому аргументы, приводимые в поддержку того или иного тезиса, должны быть достаточно убедительными и доказательными, чтобы быть принятыми пожилым человеком.

Процесс обучения осуществляется более эффективно при выполнении следующих условий . Во-первых , когда не перечеркивается старое и привычное, а когда оно рассматривается в новом контексте. Во-вторых , когда критика привычного для пожилого человека воспринимается им менее болезненно, это возможно, если она исходит от преподавателя, которому обучающийся доверяет и который готов показать преимущества нового знания, приема, способа. В-третьих , учебный процесс должен приносить удовольствие, и этот фактор во многом обусловливает выбор того или иного метода работы со слушателями третьего возраста. Иначе говоря, сохранение положительного эмоционального фона – важное условие эффективности образования. Значительную роль при этом могут сыграть активные методы обучения.
Человек в пожилом возрасте, включающийся в образовательную деятельность, нуждается в одобрении и поощрении , поскольку опыт систематического обучения остался в прошлом, а страх перед неудачей может привести к тому, что на определенном этапе он прекратит занятия, не доведя до желаемого финиша.

Повышенная тревожность многих пожилых людей нередко приводит к тому, что они не могут органично включиться в процесс обучения и тратят энергию на свою «защиту». Одни при этом гасят свой интерес, боясь, например, задавать лишний вопрос. Они готовы соглашаться со всем, что происходит. Другие, из числа считающих, что «лучшая защита – нападение», направляют энергию в основном на доказательство своей компетентности. Оба эти пути создают дополнительные трудности и самим пожилым людям, и преподавателям, снижая эффективность самого образовательного процесса.
О. Агапова обозначила и другие трудности и проблемы, с которыми может столкнуться преподаватель и которые могут тормозить учебный процесс: скепсис пожилых к предлагаемой информации, нормы, взятые из прошлой жизни, проявление беспомощности или, наоборот, авторитаризма, отсутствие культуры диалога, неспособность слышать другого, многоречивость .
Еще одна проблема, которая может возникнуть в процессе образования пожилых людей – конфликты в группе . Они возникают, когда сталкиваются различные точки зрения, позиции. Для того, чтобы «снимать» возникающие конфликтные ситуации при групповой форме работы преподавателю следует использовать принцип взаимного подчинения , при котором каждый член группы в какой-то момент становится экспертом, ведущим, и каждый – наоборот – «подчиненным». Это позволяет регулировать отношения между людьми, у одних – корректируя лидерские притязания, у других – развивая навыки организатора

Пожилые люди приходят учиться добровольно. Однако часть людей уходят. Причины могут быть самыми разными. Наиболее распространенными являются следующие:

  • неудачное местонахождение: слишком далеко от дома;
  • время: неудобно для других дел, семьи;
  • организация (или концепция): не устраивают методы работы;
  • контактность: в занятиях участвует слишком много людей, появляется дискомфорт, плохо слышно, не хватает удобных мест и т.п.;
  • несовместимость с другими участниками или руководителем;
  • ценности: участник обнаруживает, что ценности, которые важны для данной группы, ему не близки (Педагогические условия эффективности групповой работы с пожилыми, 2001, с.35).

Организаторам образовательного процесса для пожилых необходимо учитывать данные моменты. Важно понимать, что когда пожилые люди покидают образовательный проект, это может быть связано как с объективными, так и с субъективными причинами. Поэтому очень важно проводить мониторинг интересов, ценностей и других факторов как при организации образовательного процесса, так и при его реализации, с тем, чтобы можно было внести необходимые коррективы.

Таким образом, учет особенностей целевой группы при образовании пожилых людей предполагает: во-первых, выбор таких методов, форм и содержания обучения, которые отражают специфику жизненного опыта, гендерные и поколенные особенности, особенности восприятия материала и формирования новых умений и навыков у пожилых людей. Во-вторых, применение принципа «биографичности», позволяет по-новому осмысливать не только прожитую жизнь, но и историю своей страны. В-третьих, в основе должен лежать индивидуальный подход и стремление к раскрытию каждой личности. В-четвертых, необходимо использоватьпринцип «обратной связи», который позволяет оперативно выявлять достоинства и недостатки работы. В-пятых, необходимо уделять достаточное внимание созданию и поддержанию благоприятной психологической атмосферы. В-шестых, для профилактики конфликтных ситуаций в группе необходимо использоватьпринцип взаимного подчинения, при котором слушатели меняются ролями (лидер/подчиненный).
Существенно меняются функции преподавателя : информационная отходит на второй план, а на первый план выступает организационная и координационная, консультативная. При необходимости преподаватель может советовать и подыскивать экспертов по определенной проблематике. Кроме того, важным моментом в деятельности педагога является функция психологического сопровождения (психотерапевтическая функция).

Какие результаты можно ожидать от включения пожилых людей в образовательный процесс? Исходя из широкого понимания образования, которое выступает как способ социализации следуют и эффекты социально-образовательной работы с пожилыми людьми: они связаны, прежде всего, с реинтеграцией последних в активную жизнь общества, что в конечном итоге должно привести к гармонизации отношений между пожилыми людьми и обществом и повышению качества жизни пожилых людей.

За счет чего может быть достигнут такой результат? О. Агапова (Агапова О., 2000) выделяет следующие факторы:

  • включение пожилых людей в новые для них сферы деятельности;
  • возникновение в результате социально-образовательной деятельности субъективного ощущения собственной значимости;
  • возникновение и расширение контактов и общения с другими людьми – будь то сверстники и коллеги по курсу, или подопечные – больные, дети и т.д.;
  • освоение новых информационных полей;
  • поиск и обретение нового смысла (смыслов) жизни, в том числе через анализ собственной жизни, своей биографии;
  • более адекватное понимание себя, других людей и общества;
  • освоение на практике демократических ценностей. Они лежат в основе активных методов обучения и предполагают развитие умения слушать и слышать, встать на позицию другого человека, учат диалогу как способу цивилизационного поиска решений.

На сегодняшний день основная задача государственных и общественных организаций в отношении пожилых людей – это, в первую очередь, их социальная защита. Даже те организации, которые в значительной мере ориентированы на удовлетворение культурных, образовательных запросов пожилых, не снимают с себя этих функций. Нельзя отделять образовательные задачи от задач социально-психологических. Образование для человека преклонного возраста может выступать как средством социальной защиты и психологической устойчивости, так и способом интеграции в коммуникативное и культурное пространство. Однако было бы ограничением даже в современных условиях сводить функции образования только к сугубо защитным и адаптивным.

Средняя продолжительность жизни современного человека значительно выше, чем наблюдалась ранее у его предков. Это означает, что почтенный возраст становится самостоятельным и довольно продолжительным периодом жизни со своими психологическими и социальными особенностями. И хотя старение каждого человека происходит индивидуально, но как показывают многочисленные исследования, существуют все же характерные отличия психологии пожилых от стиля жизни и мировоззрения людей среднего возраста.

Процессы старения и психология пожилых людей

Старение – это неизбежный процесс. Он характерен для любого живого организма, является прогрессирующим и непрерывным, сопровождается дегенеративными изменениями в организме. Согласно классификации ВОЗ, пожилым считается человек от 60 до 74 лет, позже уже наступает старческий возраст. Однако следует учесть, что любая схема выделения и классификации регрессионного возраста носит довольно условный характер.

Психология пожилых людей имеет свои особенности. Процесс старения представляет собой физиологическое, психологическое и социальное явление. В этот период вся жизнь человека претерпевает серьезные изменения. В частности, наблюдаются уменьшение физических и психических сил человека, ухудшение здоровья и снижение жизненной энергии.

Деструктивные тенденции охватывают практически все функции организма: снижается способность к запоминанию, замедляется скорость реакции, ухудшается работа всех органов чувств. Таким образом, люди старше 60 лет представляют собой отдельную социальную группу, имеющую свои особенности и потребности. А психология пожилого и старческого возраста отличается от взглядов на жизнь молодого поколения. При общих возрастных особенностях можно выделить несколько видов старости:

  • Физическая – старение тела, ослабление организма, развитие болезней;
  • Социальная – выход на пенсию, сужения круга общения, ощущение своей бесполезности и никчемности;
  • Психологическая – нежелание получать новые знания, полная апатия, потеря интереса к окружающему миру, неспособность к адаптации к различным изменениям.

Примерно в это же время, с выходом человека на пенсию, меняется его статус, поэтому поздний возраст еще называют пенсионным. Происходят изменения в социальной сфере жизни, его положение в обществе становится несколько иным. В силу этих перемен пожилому человеку ежедневно приходится сталкиваться с множеством сложностей.

Причем довольно трудно выделить проблемы только психологического характера, так как ухудшение здоровья или материального положения всегда переживаются довольно сильно, что не может не сказаться на психологии пожилого человека. К тому же приходится приспосабливаться к новым условиям своей жизни, хотя в позднем возрасте значительно снижается способность к адаптации.

Для многих пожилых людей выход на пенсию и прекращение трудовой деятельности являются серьезной психологической проблемой. В первую очередь это связано с тем, что появляется большое количество свободного времени, в которое необходимо чем-то себя занять. Согласно психологии пожилых, потеря работы ассоциируется с собственной никчемностью и бесполезностью. В такой ситуации очень важна поддержка семьи, готовой показать старику, что он все еще может приносить огромную пользу, выполняя какую-либо работу по дому или воспитывая внуков.

Особенности психологии пожилых людей

Согласно результатам геронтологических исследований, после 60-65 лет у человека меняется отношение к жизни, появляется рассудительность, спокойствие, осторожность и мудрость. Также повышаются ощущение ценности жизни и уровень самооценки. Особенность психологии пожилых людей также состоит в том, что они начинают уделять меньше внимания своему внешнему виду, но зато больше здоровью и внутреннему состоянию.

При этом наблюдаются также негативные изменения в характере человека почтенного возраста. Происходит это в результате ослабления внутреннего контроля над реакциями. Поэтому большинство непривлекательных черт, которые удавалось раньше скрывать или маскировать, выходят на поверхность. Также в психологии пожилых людей часто наблюдается эгоцентризм и нетерпимость к тем, кто не оказывает им должного внимания.

Другие особенности психологии пожилого и старческого возраста:

Психология пожилых имеет свои особенности, поэтому более молодому поколению не всегда бывает легко понять страхи и беспокойство стариков. Однако обществу следует проявлять больше терпения и внимания к потребностям людей старшего возраста.


Министерство образования Российской Федерации

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ (ТУСУР)

Кафедра истории и социальной работы

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРОСТА

Курсовая работа по дисциплине

Теория Социальной Работы

Студент гр. 616-2

Попов А.В.

Руководитель

Доцент кафедры ИиСР

Берсенев М.В.

_____________ ________

Введение…………………………………………………………………………………………………………….3

Глава 1 Лица пожилого возраста……………………………………………………………………….6

1.1.Психологические особенности личности в пожилом возрасте………………….7

1.2.Основные проблемы лиц пожилого возраста……………………………………..……10

Глава 2 Нормативно-правовая база в отношении лиц пожилого возраста……17

2.1.Основные направления государственной политики в отношении лиц пожилого возраста……………………………………………………………………………………………19

2.2.Реализация основных направлений государственной социальной политики в отношении лиц пожилого возраста………………………………………………29

Заключение……………………………………………………………………………………………….……..34

Список использованных источников и литературы…………………………………..…..36

Введение

К числу наиболее острых проблем современности, стоящих перед мировым сообществом, относится проблема старения общества. Процесс старения населения означает увеличение доли пожилых людей в общей численности населения. Документы и материалы ООН и Международной Организации Труда считают пожилыми лиц 60 лет и старше. Быстрый процесс «постарения» населения идёт, главным образом, за счет уменьшения доли детей и молодёжи в связи со снижением рождаемости и в связи с увеличением продолжительности жизни. Этот процесс протекает в основном в индустриально развитых странах, где он начался около тридцати лет назад. Развивающиеся страны этот процесс пока не затронул, но, по мнению демографов ООН, предполагаемый спад рождаемости в этих странах также будет означать начало в них активного старения населения. По долгосрочным прогнозам ООН к 2025 г., население мира увеличится в 3 раза по сравнению с 1950 г., а численность пожилых людей в 6 раз, в то время как число престарелых людей (старше 80 лет) увеличится в 10 раз. Происходящая и прогнозируемая ситуация рассматривается как беспрецедентная демографическая революция, последствия которой будут глубокими и для экономики, и для политики, и для социальной жизни 1 .

В современных условиях социальная политика должна быть приоритетна для властных структур любого государства. Конституция РФ статья 114 устанавливает 2: Правительство обеспечивает проведение в стране единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, соцобеспечения, экологии

Социальная политика включает в себя систему практических мероприятий, проводимых правительством через местные и региональные органы власти, направленных на улучшение качества и уровня жизни больших социальных групп, финансируемых из средств госбюджета и соответствующих либо идеологическим установкам государства на данный момент, либо ценностным ориентациям общества на долговременную перспективу. Социальная политика - составная часть общей стратегии государства, относящаяся к социальной сфере: целенаправленная деятельность по выработке и реализации решений, непосредственно касающихся человека, его положения в обществе; по предоставлению ему социальных гарантий с учетом особенностей различных групп населения страны проводимая правительством, всеми ветвями и органами власти, опирающаяся на широкую общественную поддержку.

В любом социально ориентированном государстве забота о незащищенных слоях населения является неотъемлемым элементом государственной политики. Статья 7 Конституции РФ провозглашает Российскую Федерацию, как “социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека” 1 . Одним из этапов жизни человека является старость, когда человек по объективным причинам не имеет возможности обеспечить свое достойное существование или эта возможность существенно ограничена. Поэтому одна из задач государства – создание эффективного механизма, позволяющего этой категории населения реализовать свое Конституционное право на достойную старость. Такой механизм, а именно социальная политика в отношении пожилых людей – это совокупность создаваемых государством правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсионного пособия, различного вида льгот, в предоставлении ухода за лицом пожилого возраста, если оно в нем нуждается, социального и медицинского работника, а также в предоставлении достойного место жительства, если пожилой человек в силу каких-то причин не имеет его.

Обеспечение достойного существования лиц пожилого возраста должно стать для государства одной из основных задач социальной политики, так как уверенность в завтрашнем дне обеспечит здоровый рост нравственных, духовных, и др. качеств в обществе, также это обеспечит дифференцируемый переход поколений во всех сферах деятельности государства и общества в целом.

Целью работы является анализ социальной политики в отношении лиц пожилого возраста, выделение основных проблем и перспектив развития.

Глава 1 Лица пожилого возраста

Лица пожилого возраста это люди в силу своего возраста не способные более вести активную жизнь. Они утрачивают вследствие старения организма свою трудовую эффективность в большинстве сфер общественной деятельности.

Грубо говоря, они становятся обузой для общества, в случае социально-экономического кризиса в стране лица пожилого возраста становятся не защищенным слоем общества, который в большинстве своем опирается на поддержку близких. Это вовсе не значит, что пожилые люди больше не способны оказать влияние на развитие общества в целом, пожилые люди должны оставаться фундаментом постоянно развивающегося общества и обеспечивать преемственность между поколениями, хранить традиции и морально-нравственные качества, жизненный и трудовой опыт и передавать их подрастающему поколению. Также пожилые люди могут занять ту сферу трудовой деятельности, где не требуются качества присущие молодым людям.

Все это в большинстве своем не возможно без поддержки государства. Поэтому государство должно улучшать правовую базу, касающуюся лиц пожилого возраста, в предоставлении им различных льгот и возможностей в трудовой деятельности, медицинском обслуживании и многое другое.

      Психологические особенности личности в пожилом возрасте

90-е годы - период, когда процесс старения населения в нашей стране закрепился. В России проживает 30,18 млн. пожилых людей. В 2000 году доля людей старше трудоспособного возраста в составе населения (20,7 процента) впервые превысила долю детей до 15 лет (20 процентов). Быстро растет численность лиц в возрасте 85 лет и старше (2000 г. - 1,39 млн. человек), в том числе тех, кому исполнилось 100 и более лет (2000 г. - 15577 человек) 1 .

Среди ряда факторов, обусловливающих социальный и психологический статус пожилого человека, важное место занимает фактор физического здоровья, физической активности, значение которого тем выше, чем старше возраст.

Физическое состояние, самочувствие во многом определяет место пожилого человека в семье и в обществе. При выраженных формах физического упадка, дряхлости, выраженных возрастных изменениях опорно-двигательного аппарата, слепоте положение старика приближается к положению соматического больного. Болезненный характер физического увядания определяет форму психического старения и в целом психическую жизнь. При этом на второй план отступает все то, что составляет содержание переживаний собственно старения, нового отношения с окружающими.

Ограничение физических возможностей и ощущения недомогания рассматриваются как сигнал о начале старения. «Старики начинают чувствовать свое тело как невозможность им пользоваться»,- писал Лопес Ибор. Происходящие физиологические изменения переживаются и осознаются человеком. Для первых этапов старения особенно типично повышенное внимание к возрастным изменениям в физическом состоянии. Первые признаки увядания (потеря зубов, появление лишнего веса) вызывают стремление обнаружить причину неприятных явлений и избавиться от них с помощью медикаментозных средств. В сознании человека старость (как биологический процесс) отражается преимущественно как физический недуг, болезненное состояние.

Физическое неблагополучие - важная причина неудовлетворенности жизнью в пожилом возрасте. Частыми следствиями этого бывают оскудение чувств, очерствение, прогрессирующая утрата интереса к окружающему, изменение отношений с близкими, понижение всех видов самооценки.

Однако отношение к собственному старению - активный элемент психической жизни в старости. Моменты осознания факта физических и психических возрастных изменений, признание естественности ощущений физического нездоровья составляют новый уровень самосознания. Терпимость или нетерпимость пожилого человека к ограничению физических сил и возможностей, к физической слабости с болезненными ощущениями отражают отношение к собственному старению.

При стратегии активного совладения с трудностями обнаруживается осознанное отношение к возрастным изменениям, продолжающим выявляться с годами. Эта новая позиция в большей степени зависит от самого человека. К примеру, это может быть ироничный взгляд на себя - старика, шутливое согласие с утратой прежних физических возможностей, с болезненными ощущениями.

Обнаружено, что перечень, номенклатура потребностей в старом возрасте во многом та же самая, что и в предыдущие периоды жизни. По данным К. Рощака, изменяется структура, иерархия потребностей: прослеживается выдвижение в центр потребностной сферы потребности в избегании страдания, потребности в безопасности, потребности в автономии и независимости, потребности в проецировании на других своих психических проявлений 1 . И в то же время наблюдается смещение на более отдаленные планы потребностей в творчестве, в любви, в самоактуализации и чувстве общности. Многие старые люди начинают жить «одним днем», наполняя каждый такой день заботами о здоровье, хлопотами по хозяйству.

      Основные проблемы лиц пожилого возраста

Необходимо признать, что положение пожилых людей связано со значительным социальным риском. Пожилому возрасту присущи специфические проблемы: ухудшение состояния здоровья, снижение способности к самообслуживанию, "предпенсионная безработица" и снижение конкурентоспособности на рынке труда, неустойчивое материальное положение, утрата привычного социального статуса. Наступление пожилого возраста является для отдельного человека источником социального риска, проблемы пожилых людей имеют объективные основания и требуют постоянного внимания, изыскания дополнительных материальных, кадровых и других ресурсов. Они имеют слабо выраженную тенденцию к минимизации, поскольку пожилые люди - одна из наиболее значительных по численности социально-демографических групп населения. В России, где каждый 9 гражданин старше 65-летнего возраста, старение населения - фактор, непосредственно влияющий на ход реформ.социально реабилитацинной работы с лицами пожилого Дипломная работа >> Социология

... социальной защиты лиц пожилого возраста в Костромской области 2.1 Нормативно-правовые формы социальной защиты лиц пожилого возраста в Костромской области Социальная работа с пожилыми ...

  • Социальная работа с пожилыми (2)

    Контрольная работа >> Социология

    ПРАВОВЫЕ ГАРАНТИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ 2.1 Принципы и механизмы социальной защиты населения пожилого и старческого возраста Социальная защита - это... частичного возмещения затрат на содержа­ние лиц пожилого и старческого возраста. Делается это с...

  • Социальная работа с пожилыми в центрах социального обслуживания населения

    Дипломная работа >> Социология

    ... социальной защиты пожилых граждан и подготовки соответствующих квалифицированных кадров.1 Цель данной работы – совершенствовать социальной работы с лицами пожилого ...

  • Социальная работа с пожилыми людьми в специальном доме для людей пожилого возраста и инвалидов

    Дипломная работа >> Социология

    Поддержке граждан пожилого возраста; 3) Выявить социальные проблемы лиц пожилого возраста; 4) Обобщить опыт социальной работы в... социальной защиты . Среди учреждений социального обслуживания пожилых граждан важное место занимают стационарные социальные ...

  • Согласно классификации Европейского регионального бюро, пожилым возрастом для мужчин принято считать период с 60 до 74 лет, для женщин – от 55 до 74 лет. С 75-летием наступает преклонный возраст (старость). Период после 90 лет называют долгожительством (старчеством).

    Процесс старения человека представляет собой не только физиологическое, но и психологическое, а также социальное явление. Не удивительно, что психология пожилых людей обычно имеет свои характерные особенности, ведь в этот период вся жизнь претерпевает серьезные изменения.

    Пожилой возраст характеризуется упадком жизненной активности. Как правило, человек сам себя идентифицирует как пожилой. Не существует чётких возрастных рамок наступления пожилого возраста. Они определяются самим человеком. Но вообще, к примеру, 70 лет вполне можно утверждать о наступлении пожилого возраста. Плодотворная и радостная старость связана с принятием своего жизненного пути. Если человек не принимает такой неизбежный ход событий, то его ожидает кризис пожилого возраста.

    Две стороны процесса старения

    Процесс старения происходит по двум взаимозависимым направлениям: психологическом и физиологическом.

    Изменение психики человека, его характера и поведения. Человек становиться более раздражительным, невнимательным, усталым, происходит возникновение резко противоположных эмоциональных настроений. Так же отмечается ухудшение памяти и бессонница. Старые люди приходят в отчаяние от вида постаревшего тела. В глубокой старости всё чаще возникают мыли о скорой смерти. На этапе старения человек как бы подводит итоги своей жизненной деятельности. Абсолютно все пожилые люди чувствуют то, что их жизнь пролетела мгновенно. И что если б им дали вторую возможность, они бы сделали много на так, исправляя ошибки жизни. С возрастом человек всё более уходит в себя, становясь закрытым от всех, даже самых близких.

    Изменения на физиологическом уровне более заметны для окружающих, чем психические. При этом изменяется структура кожи, волос, ногтей. В коже уменьшается количество новых клеток, увеличивается содержание отмерших клеток. Ухудшается эластичность кожи, она темнеет, образуются складки – морщины. Волосы также испытывают на себе этот процесс, они становятся тусклыми, ломкими, седыми. У мужчин возникает облысение, у женщин волосы начинают расти реже. Это происходит из-за недостаточного поступления в организм минералов и витаминов.

    У стареющих людей изменяется фигура, человек начинает полнеть, либо, наоборот, худеть. Но чаще всего ожирение является признаком ускорения процесса старения. Ухудшается работа всех органов и систем организма, ослабление иммунитета. Из-за этого пожилые люди чаще подвержены различного рода заболеваниям.

    Однако разные люди по-разному оценивают процесс своего старения. Некоторые люди начинают задумываться о том, что стареют уже в 30 лет, а некоторые и в 50 стараются выглядеть молодо и не обращать внимание на несколько появившихся морщин.

    Среди учёных есть расхожие мнения о причинах процесса старения. Большинство, однако, склоняются к теории ДНК. Суть её в том, что со временем ДНК человека испытывает повреждения, эти повреждения и сказываются на процесс старения. ДНК со временем приходит в упадок и не может носить правильной информации о человека, и человек начинает стареть.

    Проблемы пожилого возраста

    После 55-60 лет происходит существенное снижение физических сил человека, ухудшается его здоровье, уменьшается жизненная энергия. При этом деструктивные процессы охватывают едва ли не все функции организма:

    • ухудшается работа органов чувств;
    • замедляется скорость реакции;
    • снижается умственная активность и способность к запоминанию.
    • Все это неизменно влечет ухудшение психоэмоционального состояния человека.

    Люди преклонного возраста составляют отдельную социальную группу, которая имеет свои особенности и потребности. Соответственно, мышление, поведение и привычки этих людей существенно отличаются от стандартов, исповедуемых в более молодом возрасте. Несмотря на общие возрастные особенности, принято выделять несколько видов старости:

    • психологическая: потеря интереса к внешнему миру, неспособность к адаптации, нежелание получать больше новых знаний;
    • социальная: уход на пенсию и сужение круга общения (нередко сопровождается ощущением собственной бесполезности и никчемности);
    • физическая: старение тела, общее ослабление организма и появление болезней.

    Преклонный возраст неизменно влечет за собой изменения в социальной сфере. Положение пожилого человека в обществе меняется, и в силу этих изменений ему приходится ежедневно сталкиваться с многочисленными сложностями. Примерно в это время люди, как правило, выходят на пенсию. Как результат, этот период часто сопровождается проблемами психологического характера, ведь ухудшение здоровья и материального положения переживаются довольно сильно. Подобные изменения в равной степени сложно переносят и мужчины, и женщины преклонного возраста. Им приходится приспосабливаться и привыкать к новым условиям жизни, и это притом, что способность к адаптации в их годы значительно снижается.

    Многие люди воспринимают прекращение трудовой деятельности и выход на пенсию как катастрофу. Нередко человек пожилого возраста ассоциирует потерю работы с собственной никчемностью и бесполезностью, поэтому для него это становится серьезной психологической проблемой. Как правило, появление большого количества свободного времени и необходимость чем-то себя занимать только ухудшают ситуацию. В таких случаях огромное значение имеет поддержка семьи. Именно родные и близкие должны продемонстрировать пожилому человеку, что он все еще приносит огромную пользу, воспитывая внуков или выполняя ту или иную работу по дому.

    Особенности поведения лиц пожилого возраста

    Данные последних геронтологических исследований свидетельствуют о том, что после 65 лет у людей, как правило, меняется отношение к жизни. У них появляется спокойствие, осторожность, рассудительность и мудрость. Нередко повышаются уровень самооценки и ощущение ценности жизни.

    Еще одной характерной особенностью старения является изменение приоритетов. Люди намного меньше внимания начинают уделять своему внешнему виду, зато больше – внутреннему состоянию и здоровью.

    Нередко пожилой и старческий возраст становятся причиной негативных изменений в характере человека. Чаще всего это происходит потому, что значительно ослабевает способность контролировать реакции на внешние раздражители. Именно поэтому большинство не самых привлекательных черт характера, которые раньше человеку удавалось скрывать, с возрастом выходят на поверхность.

    Еще одной особенностью психологии пожилых людей является частое проявление эгоцентризма и нетерпимости ко всем, кто не проявляет к ним должного внимания.

    Пожилой возраст имеет и другие особенности, включая гипертрофированное восприятие реальности и своеобразное ощущение времени. Первое явление объясняется скудностью событий в жизни пенсионера, поэтому даже незначительное происшествие может заполнить все его мысли. Он может размышлять о нем достаточно долго и при этом не всегда приходить к правильным выводам. Этим и объясняется постоянное появление тревоги, страхов, надуманности проблем, которые не имеют под собой абсолютно никаких оснований.

    Что касается своеобразного течения времени, то эта особенность проявляется в постоянном присутствии прошлого в настоящей жизни. Именно возраст пожилых людей подталкивает их к постоянным попыткам остановить время и вернуть в него те моральные и духовные ценности, которые были присущи периоду их молодости и здоровья. Этим и объясняется любовь многих стариков к воспоминаниям. При этом специалисты уверяют, что эмоциональные переживания, которые связаны с молодыми годами пожилых людей, крайне полезны для них, поскольку придают бодрость и изгоняют апатию.

    Освоение новых социальных ролей

    Пожилой возраст характеризуется изменением жизни во всех её сферах:

    • люди перестают работать - уходят на пенсию;
    • они перестают быть начальниками;
    • они перестают быть детьми - хоронят своих родителей;
    • они перестают быть родителями - их дети встают на ноги и заводят собственные семьи;
    • они теряют свои физические кондиции - это тоже трудно принять в себе;
    • они меняют свою сексуальную жизнь;
    • они перестают путешествовать - нет сил и желания;
    • они смиряются с неизбежностью и близостью смерти.

    Очень неприятная вещь в пожилом возрасте – это потеря памяти, то есть её ослабление. Чтобы этого не произошло, учёные рекомендуют умеренные физические нагрузки. Так пробежка на 2 км. может сохранить память в старости.

    Некоторое время после выхода на пенсию человек сохраняет старые рабочие контакты, которые со временем неизбежно ослабевают. Постепенно на первый план выходит общение с семьей и родственниками, появляются друзья среди пенсионеров. Психологические особенности пожилого возраста нередко подразумевают переосмысление прежних привязанностей и ценностей. Развивается повышенная психологическая защита, которая с одной стороны помогает поддержать внутреннее душевное равновесие, а с другой – приносит эффект отрицания, который выражается в нежелании менять уклад жизни или получать новую информацию. Со временем все это может привести к самоизоляции человека.

    В этом случае особенно важен возраст пожилой женщины, поскольку представительницы прекрасной половины человечества ментально сложнее переносят процессы старения. Как правило, динамика психического старения определяется четырьмя группами реакций:

    1. Реакция на уменьшающиеся телесные (физические) ощущения и субъективность их переработки (снижаются возможности организма, замедляются реакции, появляется запоздалость реакции на раздражение и проч.).
    2. Реакция на изменение некоторых психических функций и субъективность их переживания. Как правило, наиболее распространенные проблемы пожилого возраста, включая ухудшение кратковременной памяти, трудности восприятия явления во всем его многообразии, быстрое истощение внимания, нарушение адаптационных возможностей и быстроты психических реакций нередко приводят к снижению интересов, заниженной самооценке и сужению круга общения.
    3. Реакция на изменение социального положения и связей.
    4. Реакция, связанная с мыслями о неминуемой смерти. К факту конечности жизни люди всегда относятся неоднозначно. На это восприятие особенности пожилого возраста влияют не так сильно. Гораздо большее влияние оказывают религиозные представления человека, культурная среда и тип темперамента.

    В процессе возрастных изменений социальных реакций психологи выделяют ряд этапов:

    непосредственное либо опосредованное сохранение связей с основным видом деятельности (это может быть как выполнение эпизодической работы, так и чтение специальной литературы, либо написание научных работ на профессиональные темы);

    сужение круга интересов: в общении преобладают бытовые темы - от семейных событий (характерно преимущественно для женщин пожилого возраста) до обсуждения телевизионных программ (для мужчин);

    выход на первый план заботы о собственном здоровье (большее значение приобретают разговоры о лекарствах и методиках лечения);

    обретение нового смысла жизни, который заключается в сохранении самой жизни (круг общения сводится к проживающим вместе членам семьи, врачам или социальным работникам);

    поддержание жизнедеятельности (общение практически полностью отсутствует).

    В некоторых случаях психологические особенности пожилого и старческого возраста могут приобретать психопатологических характер и протекать в шесть этапов:

    все более значимой становится не реальная жизнь, а повторяющиеся воспоминания прошлого;

    прогрессирует снижение памяти;

    действительность постоянно отдаляется и становится все более нереальной;

    появляется растерянность и беспомощность, следом приходит апатия к окружающему, после которой - дезориентировка в происходящем;

    спутанность сознания и старческая аменция (бесчувственность сознания), которая сопровождается нарушением контроля работы сфинктеров;

    полная беспомощность.

    Стоит отметить, что психологические особенности лиц пожилого возраста сугубо индивидуальны. Как правило, они определяются наследственностью и наступлением старости в роду, наличием соматических заболеваний, стресса или длительного неудовлетворения жизненно значимых потребностей.

    Физическое состояние и болезни пожилого возраста

    С возрастом в теле человека происходят физиологические изменения, которые, прежде всего, выражаются в ухудшении биологических функций и снижении способности приспосабливаться к метаболическим стрессам. Нередко они сопровождаются изменением психологических и поведенческих реакций. Биологические аспекты старения дополняются неизменным ухудшением общего состояния здоровья. Как правило, после 60 лет человеческий организм отличается большей уязвимостью к заболеваниям, многие из которых возникают по причине снижения эффективности иммунной системы.

    Так называемые болезни пожилого возраста являются комбинацией признаков старения и заболеваний, с которыми иммунитет больше не справляется. К примеру, молодые люди довольно быстро оправляются от пневмонии, тогда как для пожилого человека она вполне может стать смертельной.

    Отдельно стоит отметить снижение эффективности работы внутренних органов, включая сердце, легкие, почки и мозг. Частично подобное явление объясняется потерей клеток и снижением возможностей их восстановления. Кроме того, клетки пожилых людей не всегда могут выполнять свои функции достаточно эффективно.

    Наиболее распространенные заболевания в пожилом возрасте - сердечная недостаточность, стенокардия, артериальная гипертония, хронический бронхит, отек легких, почечная недостаточность, хронический пиелонефрит, сахарный диабет и другие.

    1). Инволюционные (связанные с обратным развитием) функциональные и морфологические изменения со стороны различных органов и систем.

    2). Наличие двух и более заболеваний у одного пациента.

    3). Преимущественно хроническое течение заболеваний.

    4). Нетипичное клиническое течение заболеваний.

    5). Наличие «старческих» болезней (остеопороза, доброкачественной гиперплазии предстательной железы, болезни Альцгеймера и др.).

    6). Изменение защитных, в первую очередь иммунных, реакций.

    7). Изменение социально-психологического статуса.

    4. Правила питания больных пожилого и старческого возраста:

    3). Наиболее рационально четырёхразовое питание. Калорийность первого завтрака должна составлять 25% суточного рациона, второго – 15%, обеда – 40-45% и ужина (не позже чем за 2 ч до сна) – 15-20%.

    4). Послабляющий эффект диеты.

    5). Антиатеросклеротическая направленность питания.

    6). Растительная клетчатка – 25-30 г/сут.

    7). Витамины и минеральные вещества.

    8). Кулинарная обработка.

    5. Общие принципы ухода за больными пожилого и старческого возраста:

    1). Медицинская этика.

    2). Проблема бессонницы.

    3). Обеспечение мероприятий личной гигиены.

    4). Профилактика травматизма.

    5). Контроль приёма лекарств.

    6. Основные правила ухода за больными пожилого и старческого возраста с заболеваниями дыхательной системы:

    2). Осторожное применение антибиотиков с учетом высокого риска побочных эффектов.

    3). Осторожное применение окисгенотерапии.

    7. Основные правила ухода за больными пожилого и старческого возраста с заболеваниями сердечно-сосудистой системы:

    1). Борьба с вредными привычками (факторами риска).

    2). Умеренные физические нагрузки.

    3). Антиатеросклеротический характер диеты.

    8. Основные правила ухода за больными пожилого и старческого возраста с заболеваниями желудочно-кишечного тракта:

    1). Соблюдение режима и диеты.

    2). Нормализации стула.

    9. Основные правила ухода за больными пожилого и старческого возраста с заболеваниями почек и мочевыводящих путей:

    1). Учет высокого риска инфекционных заболеваний.

    2). Соблюдение водного режима.

    3). Соблюдение личной гигиены, особенно при недержании мочи (энурезе).

    Тема № 17.

    Уход за тяжелыми больными. Основы реанимационной помощи.

    Цель занятия: формирование и развитие у студентов, обучающихся по специальности «педиатрия», компетенций, направленных на решение клинических задач, связанных с общим уходом за тяжелыми больными, основами реанимационной помощи.

    Задачи занятия:

      научить студентов теоретическим основам общего ухода за тяжелыми больными, теоретическим основам реанимационной помощи;

      сформировать у студентов навыки общего ухода за тяжелыми больными, основ реанимационной помощи;

      обучить студентов применению принципов биомедицинской этики при осуществлении общего ухода за тяжелыми больными, при осуществлении реанимационной помощи.

    Студенты должны знать:

      Общие правила ухода за тяжелыми больными.

      Понятие о реанимации и работа реанимационного отделения.

      Терминальные состояния.

      Техника первой доврачебной помощи.

      Констатация смерти и правила обращения с трупом.

    Студенты должны уметь:

      Осуществлять уход за тяжелыми больными с заболеваниями различных систем органов, знать основы реанимационной помощи.

    Краткое изложение учебного материала.