Беспокойный грудничок: как выжить молодой маме? Почему не спит грудной ребенок и что нужно делать, чтобы решить эту проблему.

09.08.2019 Советы

В вашей семье произошло долгожданное событие – родился малыш. Сначала маме кажется, что трудности позади, но оказывается, ребенок – это уже человек, как вы, со своими желаниями и предпочтениями. Сам он рассказать об этом не может, только кричит. Причем очень часто и громко!

Что делать, если грудничок плохо ест

Тут главное – не нервничать, а попытаться разобраться в проблеме.

Бывают ситуации, когда ваш грудной ребенок очень плохо ест — с этим может столкнуться и мама первенца, и более опытная женщина. Давайте рассмотрим подробнее разные ситуации и попытаемся выяснить причину плохого аппетита.

Почему грудничок плохо ест и что делать в этом случае

Проблемы с прикладыванием к груди

Вы еще в родильном доме замечаете, что ваш ребенок плохо ест. Причиной этого может быть неправильное прикладывание к груди. К сожалению, не во всех родильных домах этому обучают. ()

  1. Проблемы с молоком . Пропадает молоко. Ребенок охотно берет грудь, сосет, но не наедается, т. к. у мамы мало молоко. Как быть? Попробовать : больше пить жидкости, сцеживаться после каждого кормления, пить лактогонный чай на основе семени укропа. Больше находиться с ребенком, установить с ним тесный эмоциональный и телесный контакт («кожа к коже»). А если молоко все-таки пропадает, докармливайте малыша смесью. Только сначала дается одна грудь, потом другая, а после этого смесь. Желательно перед тем, как переходить на смешанное кормление, проконсультироваться с педиатром.
  2. Много молока . Если молока много, и оно бьет сильной струей в ротик ребенка так, что он начинает захлебываться, — это тоже может уменьшить аппетит малыша. Что делать? Немного сцедиться перед кормлением, ослабить струю молока.
  3. Молоко может изменить свой вкус , если вы съели какую-то новую пищу. Ребенок может отказаться его пить. Что делать? Внимательно следить за реакцией младенца на вашу еду ().

Врожденные патологии

Если ребенок физически не может сосать, т. е. у него может быть какая-то патология. Например, короткая уздечка. Но это станет известно сразу в родильном доме. Принимаются меры специалистами.

Болит животик

  • Ребенок берет грудь, немного сосет, а потом начинает «луком». Вероятнее всего, у младенца обычные колики, их еще называют физиологическими. Пищеварительная система ребенка несовершенна. Движение пищи вызывает разбухание в кишечнике и боль. Ребенок отказывается от груди на момент приступа, сильно кричит, ему не до еды. Что делать? — . Обычно месяцам к 3-4 колики проходят;
  • Но бывает, что ребенок также берет грудь, начинает сосать, потом бросает с криком. Вполне возможно, что у грудничка дисбактериоз и сильно болит живот. Данное заболевание подтверждается специальными анализами. И лечение назначается врачами. Заподозрить дисбактериоз можно, если вы лечились антибиотиками (после операции кесарево сечении), если младенец по каким-то причинам тоже прошел антибиотиковую терапию. Цвет и запах стула ребенка меняются с желтого на зеленый со слизью. Об этом надо сказать врачу обязательно. Подробнее

Болит голова

Если в вашей семье есть метеочувствительные люди, значит младенец тоже может реагировать на смену погоды отказом от еды и криком. Если такие симптомы ярко выраженные, лучше обратиться к специалистам. Тем более, если родничок на голове в это время сильно набухает, пульсирует. Это может говорить о повышенном внутричерепном давлении. Необходимо принимать лекарства.

Любопытство

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

К 4 месяцам младенец начинает отвлекаться на окружающих. Он замечает, во что вы одеты, что подошел папа или брат, где-то заиграла музыка и т. п. Кормление прекращается, ребенку уже не до еды. Как быть в такой ситуации? Закрываться в комнате одним, быть в тишине, без резкого света. Тогда вероятность накормить малыша увеличивается.

Заболел

  • Ребенок хочет есть, берет грудь, начинает сосать, бросает и кричит . Обратите внимание на его носик: свободно ли он дышит или сильно сопит. Не пугайтесь, если дыхание затруднено. Что делать? Попробуйте ;
  • Могут болеть уши . Когда он начинает сосать и глотать, боль усиливается. Чтобы не дать ему голодать, сцеживаем молоко в чистую бутылочку и даем понемногу с ложки. Как проверить больны ли уши? Потихоньку нажимаем на козелок (выступающая часть уха к щеке), если ребенок дергается, кричит, то необходимо вызвать педиатра и начинать лечение;
  • Во рту обнаружились белые пятнышки (молочница или стоматит), которые могут увеличиваться в размере. Под ними ярко-красная слизистая. Обязательно нужно лечить, т. к. ребенок из-за боли может отказаться от еды. Заражение может произойти:
    • от матери во время родов ,
    • если женщина не моет грудь перед кормлением ,
    • если в рот попали грязные соски, игрушки ,
    • если слизистая рта была повреждена .

Режутся зубы

Малоежка

Бывает, что грудной ребенок плохо ест потому, что он от природы «малоежка». Ест понемногу и поправляется тоже мало. Если нет никаких отклонений в работе центральной нервной системы, то, значит, ваш ребенок просто такой сам по себе. Если у него хорошее настроение, он активен и радостен, то поводов для беспокойства нет.

Плохое настроение


Бывает так, что к плачущему младенцу не подошли сразу, как он проснулся. Малыш начинает кричать все громче и громче. Когда мама все таки берет его на руки, он не в состоянии ухватить грудь. Что делать? — Успокаивать. Дать ему пустышку, а через несколько секунд предложить грудь. Если опять не берет, вернуть пустышку и дать задремать на несколько минут. Младенец успокаивается, потом просыпается и спокойно ест.

Итак, мы попытались разобрать основные причины того, почему грудной ребенок плохо ест. Если малыш активен, то аппетит мог пропасть временно. А если состояние ребенка вызывает беспокойство, немедленно обращайтесь к врачу . Можно вызвать скорую помощь. Главное – учитесь понимать своего ребенка. Это не так уж и сложно, если постоянно за ним наблюдать.

Грудное вскармливание ставит перед новоиспечёнными мамами серьёзные вопросы, один из которых – как определить, что ребенок не наедается грудным молоком.

Эта проблема особо беспокоит в первый месяц жизни грудничка и не теряет актуальности до окончания первого полугодия, когда жидкое и полезное питание остаётся зачастую единственным источником энергии для ребёнка.

От правильности действий матери зависит очень многое, ведь иногда женщина, неверно разглядев признаки недоедания, переводит младенца на искусственную смесь, отнимая у него идеальный продукт и необходимое тактильное общение.

По мнение некоторых мамочек, самые «говорящие» признаки недоедания грудничка выглядят следующим образом:

  • постоянный плач, который не связан с другими возможными причинами;
  • слабость ребёнка, невысокая активность;
  • беспокойное поведение, возникающее, как только малыш приближается к материнской груди.

Невзирая на общую известность этих фактов, кормящей матери не следует воспринимать их слишком серьёзно. Безусловно, они действительно говорят о детском неблагополучии, однако не о том, что малыш голоден, а о том, что у него имеются проблемы с кишечником.

Если наблюдаются все эти симптомы, то, вероятно, у ребёнка колики. В этом случае он дополнительно поджимает ножки к животу и плачет после прикладывания к груди.

Ещё одна распространённая родительская ошибка – чрезмерно частые взвешивания малыша, например, после каждого приёма пищи. Увидев, что прирост в весе небольшой, родители начинают нервничать и в итоге принимают решение о докармливании смесью.

К симптомам недоедания новорождённого часто относят и трудности с засыпанием и беспокойное поведение во время сна.

К примеру, малыш может ощущать материнскую нервозность, просто родился чрезмерно тревожным или немного приболел. Женщине важно узнать точную информацию о «сонных» нормативах, которые актуальны на каждый месяц жизни и стараться укладывать ребёнка через проведённые временные интервалы.

Проверка мокрых пелёнок

Эксперты по ГВ утверждают, что есть лишь два точных метода установить, что ребенок не наедается грудным молоком: проверка мокрых пелёнок и оценивание прибавки массы тела за месяц.

Ещё один признак голодного грудного ребёнка – причмокивание губками, язычком, сосанье пальчика, кулака или краешка пелёнки.

Кроме того, поскольку материнское молоко считается и питанием, и питьём для крохи, слишком сухая кожа также может стать свидетельством его недоедания.

Итак, вы определили, что малыш остаётся голодным в течение суток, теперь необходимо выявить причины, которые мешают оптимальной лактации и приводят к недоеданию. Поскольку во вскармливание вовлечены и мать, и грудничок, рассмотреть процесс питания нужно со всех сторон.

Причины недостатка молочка часто бывают обусловлены неверным поведением матери (либо её окружением) в лактационный период:

Ещё одна вероятная причина – слишком частое , приводящее к переизбытку этого продукта. Вообще молочный секрет бывает передним и задним. Переднее молочко более жидкое и содержит меньше жиров («пустое»), именно оно и вырабатывается при частом сцеживании.

Заднее молочко – жирное, а, значит, отличается большей питательностью и насыщаемостью. Малыш может наедаться только задним молоком, ведь жирное питание не так быстро переваривается и оставляет чувство насыщения на более длительный период.

Младенец может оставаться голодным, если процессу кормления создают помехи:

  • колики, которые усиливаются во время приёма пищи;
  • заложенность носа либо повреждение полости рта;
  • неверное захватывание груди.

Обнаружить недостатки кормления поможет следующий эксперимент: когда даёте ребёнку грудь, послушайте, как он глотает. Нормальное соотношение – два-три сосания перемежаются одним глотком (в первые минуты кормления малыш должен делать много сосаний, чтобы усилить отток молока из груди). Если глотательных движений мало, кроха останется голодным.

Если ребенок не наедается грудным молоком, то начинает капризничать, раздражаться, а также плохо растёт и отстаёт в развитии. Обнаружив, что младенцу в первый месяц не хватает пищи, не нервничайте, так как нервозность лишь усугубит ситуацию.

Прислушавшись к следующим советам экспертов по грудному вскармливанию, вы сможете улучшить лактацию и правильно организовать кормление ребёночка:

  1. Постарайтесь . При натуральном вскармливании грудные желёзы выделяют оптимальное количество молока в ответ на стимулирование ребёнком сосков. То есть ребёнок должен есть всякий раз, когда захочет.
  2. Как понять, что ребенок наелся? Сытый новорождённый отпускает сосок самостоятельно , вот почему не рекомендуется прерывать приём пищи по вашему желанию.
  3. Убедитесь, что прикладываете кроху верно. Правильная поза: ротик распахнутый, ребёнок должен захватывать как сосочек, так и ареолу, слышатся лишь глотания, другие звуки отсутствуют.
  4. Установите пару-тройку комфортных положения для вскармливания, чтобы можно было их чередовать. Верная позиция – детский затылочек, шейка и спина расположены на прямой черте. Чтобы ребёнок не поворачивал головку и не тянулся до груди, сосок должен находиться рядом с его ртом.
  5. Пробуйте кормить одной грудью за один приём пищи , чтобы младенец смог высосать и переднее молоко, и задний продукт.
  6. Не бойтесь будить ребёнка, чтобы покормить. Днём он не должен спать больше трёх часов подряд, в ночное время – более 5-6. Перед приёмом пищи кроху можно умыть прохладной водичкой или же раздеть, чтобы активизировать все процессы.
  7. Откажитесь хотя бы в первый месяц жизни ребёнка от бутылочек. Сцеженное молоко лучше давать с помощью ложечки или пипетки. Это необходимо, чтобы кроха не привык к пустышкам.
  8. Устраивайте себе отдых , пока есть такая возможность – ребёнок спит, или с ним нянчатся родственники.
  9. Пересмотрите свой рацион , включив в него больше углеводной и белковой пищи. Не употребляйте продукты, которые могут повлиять на привкус молока. Также необходимо пить нужный объём тёплой жидкости.
  10. Если отмечаются какие-либо признаки неблагополучия, обязательно показывайте малыша специалисту.

Чтобы облегчить процесс кормления, можно приобрести особую подушку. Такое приспособление помогает правильно прикладывать ребёнка к груди, уменьшать нагрузку с материнской спины.

Уютная процедура вскармливания, удобная подушка, приятная музыка позволит создать комфортную атмосферу для приёма пищи и получить удовольствие от самой процедуры.

Неопытные мамочки нередко прислушиваются к советам подружек или просто распространённым мифам, касающимся грудного вскармливания, и сами решают, что ребёнок не наедается. А это уже чревато неверным выбором, который может навредить младенцу.

Если вам кажется, что ребёнок плохо кушает и не наедается в течение суток, обязательно обратитесь к доктору. Он максимально точно установит вероятные факторы, провоцирующие недоедание, порекомендует способы улучшения грудного вскармливания или же предложит выбрать оптимальную молочную смесь для докармливания.

Почему грудничок не какает

Прежде чем грудной ребёнок захочет покакать, он испытывает целую череду своеобразных ощущений. Само по себе желание покакать возникает в том случае, когда сфинктер, находящийся в кишечном просвете, начинает испытывать на себе давление каловых масс. После этого следует расслабиться и способствовать выделению кала.

На данном этапе жизни малыш обладает ещё неокрепшим кишечником, и привыкнуть к самостоятельной работе ему помогает материнское молоко. Таким образом, кишечник проходит своеобразный период становления, в результате которого он окончательно сформировывается. Поэтому и получается так, что ребёнок может не какать по нескольку дней, после чего делает это довольно часто.

Ни в коем случае не следует делать вывод о запоре, если грудной ребёнок не какает больше одного дня. О его наличии можно делать вывод только в том случае, если малыш когда какает, начинает сильно напрягаться, поскольку даётся это ему с трудом и при этом кал оказывается сформировавшимся и твёрдым. Лишь в этом случае можно делать вывод о том, что у грудного ребёнка запор, но не тогда, когда он не какает некоторое время.

Если стул у него редкий, но имеющий нормальную, привычную консистенцию, видимо речь идёт о проявлении какого-либо физиологического качества грудного ребёнка.

В самом начале жизни у малыша происходит лишь начало формирования общеизвестных естественных реакций организма. Испускание мочи и кала являются непроизвольными и происходит в том случае, когда имеет место крайняя степень давления выделительных веществ на стенки мочевого пузыря и кишечника. Желудочно-кишечный тракт грудного ребёнка имеет своё специфическое функционирование, и его жизнедеятельность значительно отличается от работы организма взрослого человека.

Организм грудничка ещё не способен самостоятельно вырабатывать определённые ферменты, необходимые для переваривания пищи, которые продуцирует организм взрослого человека. Нормальным состоянием грудничка считается его стул в количестве 2-4 раз в сутки. Его желудок ещё плохо реагирует на присутствие еды, её состав и количество. Основной пищей грудного ребёнка является материнское молоко, химический состав которого варьируется в зависимости от тех продуктов, которыми питается мать. В первые месяцы жизни малыша его организм учится выработке адекватных реакций на все воздействия окружающей среды.

Если произошла задержка дефекации на сутки, следует внимательно рассмотреть состояние каловой массы. Кишечное заболевание можно определить по наличию вкраплений твёрдых густых шариков в жидкую субстанцию. В таком случае следует как можно быстрее обратиться к детскому врачу.

В том случае, если после суточной задержки кал имеет нормальное состояние, то ничего страшного не произошло и сама задержка значения не имеет.

Грудничок не какает 3 дня

Если грудной ребёнок не какает более двух дней, необходимо обратить внимание на то, чем он питается, что составляет основу его ежедневного рациона, материнское молоко либо смесь. Вполне нормальным явлением считается отсутствие стула у ребёнка на протяжении нескольких дней, если он находится на чистом кормлении грудью, нормально, даже если этот срок растягивается до недели. Материнское молоко является абсолютно уникальным, полностью усваиваемым продуктом, если организм малыша достаточно здоров. Данная ситуация применима по отношению к тем детям, которые питаются только грудью.

В том случае, если кормление производится из бутылки, отсутствие стула на протяжении трёх дней является поводом всерьёз задуматься и принять меры. Всё дело в том, что кал ребёнка, находящегося на искусственном вскармливании, отличается специфическим запахом и консистенцией, полностью смесь не усваивается, поэтому организм нуждается в регулярном освобождении от излишков органических веществ.

Нельзя однозначно сказать сколько раз в день должен какать грудной ребёнок. Его кишечник ещё только налаживает свои функции и при такой ситуации возможны различные сбои в его работе. Полуторамесячные дети, как правило, какают 5-6 раз в сутки жидким, после чего кал густеет, но какает ребёнок реже.

Опорожнение кишечника обуславливается следующими факторами:

  • употребляемой смесью или молоком матери;
  • приёмом медицинских препаратов матерью ребёнка, либо им самим;
  • психологическим дискомфортом либо комфортом ребёнка;
  • имеющимися кишечными расстройствами.

В том случае, если на протяжении трёх дней ребёнок не какает, излишне нервничать не стоит. Если он нормально себя чувствует и регулярно пукает - значит надо просто подождать. Действительно тревожными признаками, требующими срочного вмешательства, являются:

  • появившаяся твёрдость в животике малыша;
  • постоянный плач ребёнка и его возбудимость;
  • сучение ножками;
  • застой газов.

Средства разрешения данной ситуации индивидуальны. Помочь может массаж животика грудничка, выполняемый по часовой стрелке всей ладонью, тёплая ванна, грелка на животик, упражнения из серии “велосипед”. Очень большое значение имеет рацион питания матери, возможно, его следует пересмотреть. Для ребёнка, находящегося на искусственном кормлении, возможно, следует сменить смесь, либо приобрести такую, которая помогает при запорах.

Грудничок пукает, но не какает

Если грудной ребёнок пукает, но не какает и при этом остаётся спокойным, значит, особо нервничать не следует, в целом всё нормально. Если у ребёнка много газов, значит, он нуждается в помощи, поскольку у него запор.

Самое простое, что можно сделать - помассировать животик малыша. Производить нажим пальцами на животик следует аккуратно по часовой стрелке, в области пупка, совершая круговые движения вокруг него. Затем малыша можно уложить на живот - он может поиграть или просто полежать. После этого полезно дать пропить плантекс - это способствует выводу газов и оказывает действие слабого слабительного, возможно, после этого никаких мер более и не потребуется. Ещё одним полезным способом устранения газов являются свечи из глицерина. Для грудного ребёнка достаточно будет вставить половину свечи. Эффективным средством может стать газоотводная трубка, стимулирующая к опорожнению прямую кишку и интенсифицирующая отвод газов. Приобрести такую трубку можно в любой аптеке, вставлять её следует, смазав предварительно, вазелином или подсолнечным маслом. Клизму следует применять только в самом крайнем случае, когда все способы перепробованы и не один себя не оправдал. Однако нельзя забывать о том, что применение клизмы нарушает микрофлору кишечника, что может грозить дальнейшими ухудшениями.

Сколько может не какать грудничок?

Детей не следует сравнивать друг с другом, поскольку каждый ребёнок индивидуален, и то, что нормально для одного малыша, другому может не подойти. Однако один и тот же малыш может сначала какать по десять раз в сутки, а затеи не какать по несколько дней.

Частота стула у ребёнка во многом зависит от типа вскармливания. Грудные дети, находящиеся на естественном кормлении, расстройством кишечника страдают реже, чем дети-искусственники. У первых частота стула достигает семи раз в день, вторые делают это реже - примерно четырежды в день.

Если ребёнок какает мало - беспокоиться не следует, поскольку даже для малыша, пребывающего на естественном, кормлении один стул в сутки считается нормальным явлением. Другое дело, если ребёнок излишне тужится, плачет, это может свидетельствовать о том, что у него запор и необходимо применение слабительных препаратов, чтобы эту проблему решить.

Таким образом, единого ответа на вопрос о том, сколько может не какать грудничок, попросту не существует - всё зависит от его индивидуальных особенностей и режима питания.

Грудничок не какает, что делать?

Самое главное, что следует делать в ситуации когда грудничок не какает, это не поддаваться панике. Если ребёнок ведёт себя нормально и не плачет, следует только подождать, вполне возможно, что ничего плохого не происходит. Если же малыш начинает проявлять беспокойство, значит это сигнал родителям к принятию мер. Однако в любом случае следует избегать механических средств, раздражающих кишечник. Допускается провоцирование его опорожнения посредством применения гигиенической палочки, которая смазывается вазелином или кремом для детей. Если данная мера результата не даёт, можно применять глицериновую свечку либо микроклизму. Ну и последним средством являются бифитобактерии и слабительное.

НА ПРИЕМЕ У НЕВРОЛОГА

от 1 до 12 месяцев
Довольно часто молодые родители не вполне представляют себе, зачем нужен осмотр новорожденного неврологом. А между тем он позволяет своевременно заметить малейшие отклонения в развитии малыша. Только врач может оценить степень зрелости нервной системы малыша, потенциальные возможности его организма, особенности реакций на условия внешней среды, предотвратить нарушения развития или их последствия. Основы здоровья или нездоровья человека закладываются в самом раннем возрасте, поэтому своевременная диагностика и коррекция имеющихся нарушений – одна из основных задач, которую решает невролог при первом осмотре новорожденного.
К середине 1-го месяца, а иногда и раньше, дети начинают «осмысленно» оглядываться по сторонам, все дольше останавливая взгляд на заинтересованных их предметах. Первыми «объектами» повышенного внимания бывают лица самых близких людей – мамы, папы и тех, кто ухаживает за ребенком. К концу 1-го месяца ребенок начинает вполне осознанно улыбаться при виде любимых людей, поворачивать голову к источнику звука, недолго следить за движущимся предметом.

Большую часть суток новорожденный проводит во сне. Однако ошибаются те, кто считает, что спящий ребенок не воспринимает звуки окружающего мира. Младенец реагирует на резкие, громкие звуки, поворачивая голову к источнику звука, закрывает глаза. А если они были закрыты, то ребенок еще сильнее смыкает веки, морщит лоб, на лице появляется выражение испуга или недовольства, учащается дыхание, малыш начинает плакать. В семьях, где родители постоянно разговаривают на повышенный тонах, у детей нарушается сон, появляется раздражительность, ухудшается аппетит. Спетая мамой колыбельная, напротив, поможет ребенку спокойно заснуть, а ласковый доброжелательный тон, принятый в семье, формирует у малыша чувство защищенности и уверенности в дальнейшей взрослой жизни.

На 2-м месяце у ребенка значительно снижается тонус в мышцах-сгибателях конечностей и повышается тонус в мышцах-разгибателях. Движения малыша становятся более разнообразными – он поднимает руки, разводит их в стороны, потягивается, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот.

Малыш начинает интересоваться яркими красивыми игрушками, подолгу их рассматривает, задевает и толкает их руками, однако самостоятельно захватить ладонью еще не может. Лежа на животе, а затем и в вертикальном положении ребенок поднимает голову – это первое сознательное движение, которое он освоил. Вскоре, находясь на руках у мамы, он уже уверенно оглядывается по сторонам, причем первое время его внимание привлекают неподвижные предметы, расположенные на большом расстоянии. Это связано с особенностями строения зрительного аппарата. Затем малыш начинает рассматривать и более близкие предметы, поворачивать голову и следить глазами за движущейся игрушкой. В этот период у детей преобладают положительные эмоции – улыбка, двигательное оживление, гуление при виде маминого лица, в ответ на ласковое обращение.

На 3-м месяце ребенок становиться еще более активным, начинает переворачиваться вначале со спины на бок, а затем на живот, уверенно держать голову. Малышу очень нравиться лежать на животе, при этом он опирается на предплечья, поднимает голову и верхнюю часть туловища, внимательно осматривает окружающие его предметы, игрушки, делает попытки дотянутся до них. Движения руками разнообразны. Лежа на спине, ребенок быстро и точно захватывает предмет, вложенный в ладонь, тянет его в рот. У него уже появляются свои предпочтения – одни игрушки его радуют больше других, как правило, это небольшие погремушки, которые он может самостоятельно удержать в руке. Он различает лица и голоса своих и чужих, понимает интонацию.

В 4 месяца малыш совершенствуется в умении поворачиваться со спины на живот и с живота на спину, садится с поддержкой за руку. У младенца полностью угасает хватательный рефлекс, а на смену ему приходит произвольное захватывание предметов. Вначале, при попытке взять в руки и удержать игрушку, малыш промахивается, захватывает ее обеими руками, совершает множество лишних движений и даже открывает рот, однако вскоре движения становятся все более точными и четкими. Помимо игрушек, четырехмесячный малыш начинает ощупывать руками одеяло, пеленки, свое тело и особенно руки, которые затем внимательно рассматривает, подолгу удерживая в поле зрения. Значение этого действия – рассматривания рук – в том, что ребенок вынужден долго удерживать их в одном положении, что невозможно без длительного сокращения отдельных групп мышц и требует определенной степени зрелости нервной системы, зрительного анализатора и мышечного аппарата. Малыш начинает сопоставлять свои тактильные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире.

К 5-6 месяцу малыш уверенно берет и удерживает различные предметы, оказавшиеся в поле его досягаемости. Все, что попадает в руки ребенка в этом возрасте, после ощупывания и рассматривания неумолимо оказывается во рту. Некоторых родителей это тревожит и даже огорчает, так как им кажется, что у малыша появляются вредные привычки, от которых потом будет трудно отучить. Но дело в том, что младенец, исследующий мир, помимо привычных взрослому человеку зрения, слуха и обоняния, активно использует осязание и вкус, значение которых для процесса познания в этом возрасте трудно переоценить. Поэтому ни в коем случае нельзя препятствовать исследовательскому интересу ребенка, стремящемуся все «попробовать на зуб». Однако родители должны следить за тем, чтобы рядом не оказалось мелких или острых предметов, опасных для малыша.

При общении со взрослыми у 4-5 месячного ребенка развивается комплекс оживления, который включает в себя эмоциональные, двигательные и речевые реакции – улыбку, энергичные движения, длительное гуление со множеством гласных звуков.

Ребенок переворачивается на бок и, опираясь на руку, садится. Лежа на спине, он быстро и точно протягивает руку за игрушкой и уверенно захватывает ее. Активно развивается речь, малыш произносит согласные звуки, слоги «ба», «ма», «да», лепечет, начинает по-разному реагировать на маму, папу, родственников и незнакомых людей.

В 7-8 месяцев, по мере развития реакций равновесия, малыш начинает самостоятельно, без опоры, садиться из положения на спине и на животе с помощью рук. Лежа на животе, он опирается на предплечья, его голова поднята, взгляд устремлен вперед – это самое оптимальное положение для ползания, которые пока еще осуществляется только с помощью рук, на которых ребенок подтягивается вперед, ноги в движении не участвуют. При поддержке малыш встает на ноги и непродолжительное время стоит, причем вначале он может опираться «на носочки», а затем на полную стопу. Сидя, он подолгу играет с погремушками, кубиками, рассматривает их, перекладывая из одной руки в другую, меняя местами.

Ребенок этого возраста постепенно пытается привлечь к себе внимание взрослых, четко различает всех членов семьи, тянется к ним, подражает их жестам, начинает понимать смысл обращенных к нему слов. В лепете ясно различаются интонации удовольствия и недовольства. Первая реакция на чужих часто бывает негативной.

К 9-10-месячному возрасту ползание на животе сменяется ползанием на четвереньках, когда одновременно передвигаются перекрестные рука и нога, – это требует хорошей координации движений. Малыш с такой скоростью перемещается по квартире, что за ним трудно уследить, хватает и тянет в рот все, что попадается ему на глаза, включая провода электроприборов и кнопки аппаратуры. Учитывая возможности этого возраста, родителям необходимо заранее обеспечить безопасность вездесущего младенца. К 10 месяцам ребенок встает из положения на четвереньках, сильно оттолкнувшись руками от пола, стоит и переступает ногами, держась за опору двумя руками. Ребенок с удовольствием подражает движениям взрослых, машет рукой, достает из ящика или собирает разбросанные игрушки, берет мелкие предметы двумя пальцами, знает название любимых игрушек, находит их по просьбе родителей, играет в «ладушки», «сороку», «прятки». Он подолгу повторяет слоги, копирует различные речевые интонации, голосом выражает эмоции, выполняет некоторые требования взрослых, понимает запреты, произносит отдельные слова – «мама», «папа», «баба».

На 11-м и 12-м месяцах у детей появляются самостоятельные стояние и походка. Малыш переступает ногами, держась за мебель или перила одной рукой, приседает, берет игрушку, снова встает. Затем отпускает руку от барьера и начинает ходить один. Вначале он ходит, наклонив туловище вперед, на широко расставленных и полусогнутых в тазобедренных и коленных суставах ногах. По мере совершенствования реакция координации, его походка становится все более уверенной, во время ходьбы он останавливается, поворачивается, наклоняется за игрушкой, сохраняя при этом равновесие.

Малыш познает части тела и учится показывать их по просьбе взрослых, удерживает ложку в руке и пытается есть самостоятельно, пьет из чашки, поддерживая ее двумя руками, кивает головой в знак утверждения или отрицания, с удовольствием выполняет простые поручения родителей: найти игрушку, позвать бабушку, принести свои ботинки.

В его словарном запасе, как правило, уже несколько слов. Однако не следует огорчаться, если ваш малыш все еще не выговаривает отдельных слов, поскольку речь является одной из наиболее сложных высших психических функций и ее развитие очень индивидуально. Мальчики обычно начинают говорить на несколько месяцев позже, чем девочки, что связано с особенностями формирования и созревания их нервной системы. Речевая задержка часто наблюдается и у детей, чьи родители относятся к разным языковым группам и общаются с ребенком каждый на своем языке. Членам таких семей рекомендуется в интересах малыша выбрать единый язык общения до тех пор, пока ребенок его полностью не освоит, и лишь тогда обучать его второму. У большинства детей речь короткими фразами появляется от года до двух, а затем происходит ее усложнение и усовершенствование.

НА ПРИЕМЕ У НЕВРОЛОГА
Признаки нормального развития ребенка
от 1 до 12 месяцев
Отклонения в развитии
Всегда следует помнить, что в отличие от взрослого развивающаяся нервная система ребенка обладает большой пластичностью и способностью к компенсации, поэтому вовремя начатое и регулярно проводимое лечение приводит к положительным результатам.
В практической работе врач-невролог часто встречается со случаями различных отклонений в развитии ребенка на первом году жизни. Для своевременной их коррекции необходимо установить причины и динамику.

Развитие ребенка начинается не сразу после рождения, а гораздо раньше, с момента его зачатия. Течение беременности и сами роды также во многом определяют здоровье и благополучие малыша. Врач тщательно фиксирует все неблагоприятные факторы. В отдельную группу факторов риска относятся преждевременные (наступившие до 38 недель) или запоздалые (после 40 недель), а также быстрые или затяжные роды, асфиксию ребенка во время родов. Все это может вызвать родовую травму. Центральная нервная система плода наиболее чувствительна к недостатку кислорода, поэтому все новорожденные, перенесшие гипоксическое состояние, относятся неврологами к группе риска и требуют тщательного наблюдения, а при необходимости и лечения в течение первых лет жизни.

Последствия перенесенной кислородной недостаточности у детей раннего возраста объединяют под общим названием «перинатальная энцефалопатия», которая имеет ряд проявлений.

Наиболее часто встречается синдром гипервозбудимости, проявляющийся повышенной раздражительностью ребенка, снижением аппетита, частыми срыгиваниями во время кормления и отказом от груди, уменьшением продолжительности сна, трудностями засыпания. В состоянии бодрствования, даже при незначительном и непродолжительном волнении, у ребенка появляется хаотическая двигательная активность, сопровождающаяся дрожанием рук, ног, подбородка, резким пронзительным криком, покраснением лица, запрокидыванием головы.

Осмотр таких детей требует от врача особого умения и осторожности, поскольку в ответ на незнакомую обстановку, раздевание, прикосновение к телу холодных инструментов и другие неприятные ощущения малыш начинает плакать, активно сопротивляться обследованию, у него повышается тонус в мышцах-разгибателях, что значительно затрудняет постановку диагноза. При отсутствии своевременной медицинской помощи гипервозбудимость не только не проходит, но даже может усилиться.

Ребенок растет беспокойным, плаксивым, тревожным, часто встречаются жалобы на трудности засыпания, страшные сновидения, энурез. Своевременное обращение к специалистам и оказание ребенку необходимой медицинской помощи поможет избежать неприятных последствий.

Детям с синдромом гипервозбудимости с первых дней жизни рекомендован специальный массаж и лечебная физкультура, водные процедуры, а при необходимости – и медикаментозная терапия. Очень важным для такого малыша является правильное отношение всех членов семьи к его проблемам. Незаменимую помощь по мере его взросления оказывают детские психологи и дефектологи.

Более редким, но и более тяжелым проявлением перинатальной энцефалопатии является синдром угнетения центральной нервной системы, который развивается после перенесенной асфиксии или родовой травмы и наблюдается в первые часы и дни жизни ребенка. У таких детей значительно снижены мышечный тонус и двигательная активность. Малыш выглядит вялым, крик тихий и слабый. Он быстро устает во время кормления, в наиболее тяжелых случаях сосательный рефлекс отсутствует, поэтому в родильном доме его кормят через соску или зонд. Во время осмотра врач обращает внимание на снижение или полное отсутствие безусловных рефлексов новорожденных. Такого ребенка нельзя оставлять в положении на животе, так как защитный рефлекс у него выражен очень слабо. Не работают рефлексы опоры, автоматической ходьбы и ползания. Как правило, дети с синдромом угнетения центральной нервной системы нуждаются в длительном врачебном наблюдении и профессиональном уходе, поэтому они остаются в родильном доме на более длительный срок или, при необходимости, госпитализируют в специализированную клинику для новорожденных.

Поскольку одним из основных проявлений этого состояния является мышечная гопотония, которая встречается при ряде заболеваний, задача врача – установить ее причину, оказать медицинскую помощь ребенку и дать родителям рекомендации по ее дальнейшему развитию. При своевременном и правильно проведенном лечении в большинстве случаев состояние новорожденного улучшается, восстанавливаются безусловные рефлексы, повышается двигательная активность.

У некоторых детей впоследствии синдром гипервозбудимости, о котором говорилось ранее.

Дальнейшее развитие ребенка может происходить с задержкой: он позже начинает держать голову, переворачиваться, сидеть, вставать и ходить, говорить. Ребенок, перенесший синдром угнетения, нуждается в длительном и регулярном врачебном контроле. При необходимости ему назначают повторные курсы медикаментозной терапии, которые, в зависимости от жалоб, включают успокоительные или, напротив, стимулирующие препараты.

Нередко родители отрицательно относятся к назначению их малышу лекарств, высказывают опасения относительно возможных побочных эффектов, занимаются самолечением. Существует мнение, что лекарства, применяемые при лечении взрослых пациентов, абсолютно непригодны в педиатрии. Однако большинство медикаментов, используемых в современной медицине, не имеет возрастных ограничений и в правильно подобранных дозах оказывают на ребенка положительный эффект без каких-либо отрицательных явлений. С другой стороны, слишком поздно начатое лечение может не оказать должного эффекта, задержка в развитии ребенка усугубляется, имеющиеся у него проблемы не только не уменьшаются, а даже усиливаются по мере роста.

Наряду с медикаментозными препаратами, в качестве дополнительной терапии, неврологи обычно рекомендуют также массаж, занятие лечебной физкультурой и плаванием под руководством специально обученного инструктора, закаливание, водные процедуры, лечение травами. В восстановительном периоде дополнительные методы лечения приобретают самостоятельное значение и могут быть рекомендованы в качестве способов общеукрепляющей и поддерживающей терапии.

Синдром мышечного гипертонуса также может быть одним из проявлений перинатальной энцефалопатии. Как правило, врач отмечает значительное повышение тонуса в мышцах-сгибателях. Руки такого ребенка прижаты к груди, кулачки крепко сжаты, ноги невозможно развести и разогнуть в тазобедренных суставах. Двигательная активность снижена. Безусловные рефлексы новорожденного выражены и сохраняются длительное время, мешая его нормальному развитию. Так, защитный рефлекс препятствует поднятию и удержанию головы, хватательный рефлекс создает определенные трудности при попытке произвольного захвата предмета, рефлексы опоры, автоматических ползания и походки тормозят развитие ползания на четвереньках, стояния и ходьбы. У детей с мышечной гипертонией могут развиваться спастическая кривошея, косолапость. Отсутствие своевременной медицинской помощи может привести к серьезным задержкам развития и даже к формированию детского церебрального паралича.

Таким детям показаны курсы расслабляющего массажа в сочетании со специально подобранной медикаментозной терапией. В качестве дополнительных методов эффективны водные процедуры, плавание, физиотерапия. В случаях стойкой мышечной гипертонии врачи рекомендуют лечение в специализированном стационаре.

Журнал «Материнство», апрель, 1998 г.

Как понять, почему плачет недавно родившийся ребенок?

Срочно вызывать врача или удастся справиться своими силами?

Эти вопросы часто задают молодые мамы на форумах и в социальных сетях.

Причина — в незнании правил поведения. Младенец учится жить в новом пространстве. У родителей нет опыта общения с незнакомцем. Узнайте, как понять младенца, что предпринять для облегчения его страданий. Научитесь подстраиваться друг под друга.

Отчего может плакать малыш недельного возраста? Причины и рекомендации

Новорожденным детям свойственно привлекать внимание окружающих криком: по-иному выражать свои потребности они не умеют. Плач младенца — это проявление реакции организма на боль, голод или страх.

Сложнее определить причину крика у малыша до одного месяца. Это период активной адаптации организма к новой для новорожденного ребенка среде. Чем старше несмышленыш, тем легче определить источник беспокойства. После насыщения одномесячный ребенок засыпает на 1,5- 2 часа. У накормленного младенца меньшего возраста нередко появляются другие причины для плача (например, колики).

В зависимости от характера и темперамента, каждый малыш по-своему проявляет недовольство. Есть темпераментные дети, которые на незначительный дискомфорт реагируют десятками децибел крика. Иное дело — тихони. Терпеливые крохи сосредоточены на себе и не стремятся завладеть вниманием окружающих людей. Частая реакция интровертов — кряхтение и хныканье.

Дополнительная помощь — чтение «языка» тела младенца:

  • сгибание и разгибание ног;
  • размахивание руками;
  • движения мышц лица.


Плач ребенка: что делать для преодоления истерики?

Многих мам волнует вопрос: «Надо ли брать малышей на руки?». Ответ зависит от приспособляемости младенца и причины недомогания. Если источник дискомфорта не устранен, бесполезно успокаивать ребенка.

Проверенная временем методика - взять младенца на руки, и покачивая, спеть колыбельную. Как вариант, поставить музыку в стиле “релакс”, мелодичную классику. Малыш быстро заснет. Обратная сторона проблемы - младенец учится манипулировать взрослыми людьми.

Обязательное условие для прекращения крика — ровный настрой. Родителям категорически запрещается кричать, грозить и размахивать руками. В этом случае естественная реакция крохи — усиление плача, повышение внутричерепного давления и температуры.

Неполный перечень мотивов для крика:

  1. голод;
  2. метеозависимость;
  3. переполнение впечатлениями или недостаточность;
  4. неподходящие условия для сна и бодрствования;
  5. халатное отношение к родительским обязанностям;
  6. невнимание, усталость и неуверенность молодых родителей;
  7. ощущения крохи, вызванные болезненными проявлениями:

Как понять причину по звукам плача младенца возрастом до одного месяца?

Существует несколько методик, изучающих плач новорожденных детей. Специалисты наблюдали за поведением малюток в домашних условиях. Крики исследовали на устойчивость, длительность, раздражительность, частоту звуков. Интересное наблюдение: у новорожденных мальчиков и девочек характерных отличий не обнаружено.

Типы плача младенца

  • хныкающий: прерывистый, монотонный; сразу видно, что ребенок тужится, чтобы производить звуки;
  • призывный: по характеру тонов похож на хныкающий, но плачет кроха без видимых усилий;
  • жалобный: тихий, непрерывный, надрывный, кряхтящий звук;
  • интенсивный: мощный, громкий, нередко начинается с низкого тембра, по нарастающей переходит к высоким звукам, нередко — с захлебываниями.

Характер крика зависит от причины.

  1. Плач от голода начинается с хныканья ребенка. При отсутствии реакции — увеличивается громкость и уменьшается по частотности. На последней стадии — крик переходят в непрерывный рев.
  2. Плач от боли — жалобный, если недомогание слабо выражено, — хныкающий. У внезапно начавшейся боли тембр и громкость — интенсивные. Иногда плач переходит в истеричную фазу. От родителей требуется немедленная реакция, если плач внезапно прекращается, — это тревожный сигнал, требующий реагирования родителей. Лучше — вызвать скорую помощь.
  3. Плач от страха начинается со звуков верхнего регистра: громких, нередко — сразу с захлебыванием.
  4. Плач от дискомфорта, не связанного с болью, — хныкающий.

Что делать, когда новорожденный малыш часто кричит?

В моде - рекомендации придерживаться строго режима: по часам вставать, кормить, гулять, купать. Этому учат в школах молодым мам, советуют при выписке из роддома, пишут в книгах и СМИ. Много руководств, объясняющих причины поведения малыша. На практике молодые родители сталкиваются с нерезультативностью рекомендаций.


Организм человека — сложная система, у каждого человека — со своими особенностями. Рекомендации педиатров составлены на основании статистики. Поведение конкретного ребенка отличается от действий сверстников. Родители должны учитывать наработки педиатров, но делать окончательные выводы — с учетом индивидуальности младенца.

Как большинство младенцев сообщают о голоде, несоответствии условий, опрелости, коликах?

Проявления голода у новорожденного младенца

Частая причина недоедания крохи — отсутствие опыта у родителей. Организм темпераментного ребенка с хорошей наследственностью требует много энергии. У болезненного и тихого младенца двигательная активность ниже, потребность в материнском молоке выражена слабее.

К причинам недоедания относят скудность молокоотделение. Мамам важно вовремя выявить причину плача, добавив в рацион питания искусственные смеси. Еще один источник плача - обильное срыгивание молока во время или после кормления.

Младенец проявляет голод поведением:

  • издает звуки, напоминающие ворчание;
  • начинает капризничать;
  • переходит в громкому и практически непрерывному плачу.

Характерные признаки плача: новорожденная кроха открывает рот и слегка причмокивает губами.

Существует два метода проверки.

  1. Приложить к губам лежащего в коляске ребенка согнутый мизинец. Если малыш голоден, об этом сообщит его беспокойное поведение, поворачивание головы в разные стороны, вытягивание корпуса вслед за пальцем.
  2. Когда мать берет ребенка на руки, младенец беспокойно ищет грудь.

Климатические условия

У взрослых людей кожный покров — это барьер, который препятствует перегреву или переохлаждению. У младенцев функция теплообмен — в стадии формирования. Грудные дети остро реагируют на любое изменение температуры.

Одни малыши хорошо переносят жару, но чувствительны к прохладе, другие — наоборот. Один из «барометров» для определения температурных параметров — запястье новорожденного ребенка.

К характерным признакам переохлаждения относятся: сначала — жалобный плач, затем — возникновение икоты. Икота периодически переходит во всхлипывающий плач.

Внешний вид кожи — бледный. При прикладывании ладони — ощутимое охлаждение кожи ребенка.

У новорожденного младенца, который перегрелся, багровеет кожа. Инстинктивно новорожденный ребенок сучит ногами и машет руками. Если младенец спеленутый, — начнет изгибаться. Проявления перегрева — громкий захлебывающийся плач.

Некоторые грудные дети от рождения метеозависимые. Они остро реагируют на явления, к которым малыш, в силу малого жизненного опыта, не приспособился:

  • оттепели на мороз;
  • жары на прохладу.

Немаловажны показатели: сила ветра, давление, влажность воздуха.


Опрелости у новорожденного малыша

Частая причина плача — мокрые подгузники. Об опорожнении желудка (или мочевого пузыря) новорожденный ребенок сообщает кряхтением, который постепенно переходит в интенсивный крик. Если родители недостаточно быстро реагируют, возникают раздражения в промежности, на ягодицах и складках ног. Чтобы унять зуд, младенец тянет к попе и расчесывает половые органы.

Признак мокрых пеленок: ребенок изгибается, ерзает по постели, пытаясь переместиться на другое место. Если руки свободные, — хватает складки или края пеленки.

  • вместо многоразовых подгузников использовать марлю, хлопчатобумажные пеленки, старые простыни;
  • после каждого опорожнения мочевого пузыря (или желудка) — смазывать раны и опрелости специальным кремом или лечебным препаратом.

Если раздражения кожи заметны, но раны не появились, — применять специальные подгузники (с биопрепаратами), предназначенные для ночного отдыха.

Плач от коликов

Колики — это боли в виде спазм, на которые новорожденный ребенок реагирует плачем. Характерны для детей с рождения до 3-4 месяцев. При кормлении малыш заглатывает воздух. Младенец много ест: ферменты не успевают переварить всю поступающую в желудок пищу. Образуются газы. По мере адаптации организма, количество и качество ферментов начинает соответствовать массе пищи.

У каждого ребенка есть характерные признаки и период возникновения колик. У одних детей — это ранее утро, других — днем, третьих — в вечернее время При коликах большая часть младенцев бросает грудь и начинает кричать.

Внешние проявления беспокойства от колик: покраснение кожи, громкий захлебывающийся крик. Освобожденный от пеленки, младенец сильно энергично размахивает ногами и руками.

Способ успокоения — в нахождении положения, которое новорожденному ребенку приносит облегчение, Один ребенок успокаивается в классической позе: лежа в горизонтальном положении на руках у матери. Иные — предпочитают положение «столбиком» (когда головка младенца покоится на плече у родителя или опирается о подбородок).

Хороший результат: положить новорожденному ребенку на живот что-то теплое, например, поглаженную пеленку или теплую грелку. Как вариант, обвязать вокруг корпуса шерстяной платок.

Это наиболее вероятные причины, объясняющие постоянный плач детей в возрасте до 1-3 месяцев. Родителям необходимо:

  • изучать наработки специалистов;
  • наблюдать за состоянием новорожденного ребенка;
  • регулярно советоваться со своим педиатром.