Профессионально значимые качества воспитателя. Воспитатель дошкольного образовательного учреждения: специфика профессии

Педагогика – это целая наука, изучающая методы воспитания человека. Особенный уклон при этом делается на развитие личностных качеств в детско-юношеский период. Предметом педагогики выступает процесс направленного развития и формирования личности. Объектом научного подхода выделяют воспитание как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс. Говоря о воспитании в дошкольном образовательном учреждении, воспитатель должен привить навыки поведения в обществе и подготовить к более серьёзным задачам, которые ожидают ребёнка в начальной школе. Качества педагога ДОУ при этом играют важную роль в достижении намеченной цели.

Оценка ключевых факторов в работе педагога

К воспитателю всегда выдвигаются высокие требования. Ведь родители ожидают, что в образовательном учреждении их чадо получит полный набор знаний и навыков, способствующих беспрепятственно пройти начальную школу. Оценка профессиональных качеств воспитателя – это неотъемлемая процедура, которая должна выполняться не только при приёме на работу новых кадров, но и регулярно проводиться среди уже укомплектованного персонала. Понятие «качество профессиональной деятельности» подразумевает степень удовлетворённости потребностей и ожиданий всех участников образовательного процесса. Обычно сюда входят родители, преподаватели, дети и представители административной системы. Профессиональные качества воспитателя нашли своё отображение в популярной модели В.Д. Шадрикова, который в своих трудах выделяет шесть основных компетентностей:

  1. Наличие личных качеств, способствующих профессиональному росту.
  2. Умение грамотно распределять цели и задачи для их эффективного достижения и решения в максимально короткий период времени.
  3. Выбор мотивирующих факторов для участников образовательного процесса.
  4. Профессиональная компетентность в вопросе подбора информационных материалов, которые используются в педагогической сфере.
  5. Развитые навыки разработки обучающих программ, методических материалов и тематической литературы, способствующих развитию личных качеств у детей дошкольного возраста.
  6. Компетентность в организации педагогической деятельности на разных этапах педагогических процессов.

Идеальный педагог – это человек, который регулярно развивается, повышает свои профессиональные знания и навыки. Например, проходит курсы повышения квалификации в Школе Менеджера образования (school.menobr.ru). Сейчас в Школе открыты 6 практических курсов для воспитателей и 8 – для заведующих ДОО. Учиться можно без отрыва от работы, в любое удобное время. По итогам обучения каждый слушатель получает удостоверение установленного образца.

Оценка навыков педагога по четырёхуровневой модели

Развитие информационных технологий и внедрение новых методов обучения требует от воспитателя навыков, способных помочь ему подстроиться под возможные изменения. Профессиональные качества воспитателя детского сада или его компетенцию можно разделить на несколько уровней:

  1. Слабо профессиональный уровень. Определяет недостаточный уровень компетенции для ведения педагогической деятельности. Поведение воспитателя мешает достижению конкретно заданных целей и вызывает значительные трудности в процессе ведения профессиональной деятельности. На данном этапе рекомендуется активно развивать личные навыки преподавателя и следить за успехами.
  2. Базовый уровень определяет наличие профессиональных навыков для успешного решения несложных задач. Рассматриваемый этап служит допуском для работы с детьми, однако требует продолжения обучения через невозможность достичь выдающихся результатов. Уровень часто рассматривается как базовый.
  3. Профессиональный уровень может говорить о том, что преподаватель обладает достаточными навыками для решения сложных задач в процессе воспитания, а также для разработки индивидуальных методик. Действия, направленные на реализацию педагогического процесса отличаются эффективностью не только в краткосрочной, но и долгосрочной перспективе. Уровень служит ориентиром для большинства учителей и воспитателей.
  4. Высокопрофессиональный уровень говорит о том, что учитель смог достичь максимального уровня при развитии своих навыков. Может свободно применять профессиональные и личностные качества для решения сложных и нестандартных задач. Может смело заниматься педагогическими разработками для повышения квалификации педагогов, которые находятся на нижнем уровне.

От профессионального уровня воспитателя зависит развитие дошкольников. В Школе Менеджера образования на сайте school.menobr.ru есть обучающая программа “Компетенции воспитателя" . В ходе учебы педагоги узнают все особенности воспитания дошкольников и получат инструменты для работы с детьми. По итогам обучения оформим удостоверение о повышении квалификации установленного образца.

Валидность различных методов оценки компетенций

Существование множества методов оценки личностных качеств говорит о том, что не существует единого механизма, который смог бы точно дать ответ на вопрос о профессиональной пригодности кандидата. Поэтому каждый из оценочных способов имеет свой показатель валидности. Валидность – эмпирический показатель, который отображает, настолько оптимально метод раскрывает весь потенциал кандидата. По этому показателю зачастую выбирается инструмент диагностики. Ниже в Таблице 1 приведены коэффициенты корреляции для некоторых оценочных процедур.

Таблица 1 - Валидность различных методов оценки компетенций.

Оценочная процедура

Примерный интервал

эмпирической валидности

(коэффициента корреляции)

Интервью (оценки интервьюера без специальной подготовки в области ассессмента)

Тест-опросники личностные (характерологические, мотивационные)

Проективные методики

Тесты способностей и интеллекта

Оценки включенных наблюдателей

(опрос «360 градусов»)

Тесты квалификационные

Ассессмент (деловые игры, экспертные оценки имитационных упражнений)

Валидность не сможет дать ответ на вопрос: Каким должен быть воспитатель детского сада? Но с помощью данного показателя вы можете легко выбрать необходимый инструмент для проведения оценки профессиональных способностей воспитателя.

Оценивайте личностные и профессиональные качества не только кандидатов на должность воспитателя, но и действующих педагогов. Для этого проводите аттестацию внутри ДОО. Чтобы на аттестации воспитатели показывали высокие результаты, регулярно отправляйте их на курсы повышения квалификации. Удобнее всего это делать дистанционно, без отрыва от работы. Предлагаем рассмотреть два варианта.

Вариант 1. Обучение в Школе Менеджера образования на сайте . Этот вариант подойдет тем руководителям, которые хотят повысить квалификацию педагогов точечно. Например, отправить учиться одного-двух человек. Сам руководитель тоже может учиться в Школе: в ней много подходящих обучающих программ.

Вариант 2. Учеба через Академию Ресурсы образования . В Академии удобно обучать группу педагогов. Например, 10 человек. Платить за учебу каждого отдельного воспитателя не придется. Руководитель приобретает единый доступ к порталу, добавляет в него нужных педагогов и отправляет им приглашение на обучение.

В обоих случаях педагоги получат удостоверения о повышении квалификации установленного образца. Учиться можно в любое время и из любой точки мира. Нужны только компьютер, планшет или телефон и доступ к интернету.

Разбор принимаемых резюме воспитателей

Кандидаты на получение должности воспитателя в дошкольном образовательном учреждении в обязательном порядке предоставляют резюме, где указывают информацию о себе и о профессиональных качествах. Правильно оформленный документ предоставляет работодателю необходимые данные при отборочном этапе. Таблица 2 содержит обязательные пункты, которые должны быть высветлены в резюме.

Таблица 2 – Блоки для резюме.

Характеристика

Личная информация

Ф.И.О., место жительства, возраст, семейное положение, контактные данные.

Назначение документа

указание на конкретную соискаемую должность или круг должностей (например, «Цель резюме - соискание должности воспитателя детского сада»).

Образование кандидата

перечисление оконченных учебных заведений, пройденных курсов дополнительного образования.

Опыт работы соискателя

основные этапы трудовой деятельности, исполняемые трудовые функции, достижения.

Профессиональные навыки и познания соискателя

краткая информация о наличии профессиональной базы для ведения деятельности

Личные качества

перечисление актуальных для соискаемой профессии особенностей характера претендента на должность.

Дополнительные сведения

навыки, не имеющие значения для соискаемой должности, однако характеризующие соискателя как личность (увлечения, хобби; для тех должностей, для которых это не заявлено в качестве требования - владение иностранными языками, владение навыками работы на ПК).

характеристики с прежних мест работы или указанные в самом резюме контакты прежних нанимателей, могущих дать положительную оценку профессиональному уровню соискателя.

Информация в документе должна быть представлена в виде структурированных блоков, построенных по логической цепи. Представленный в Таблице 2 способ является классическим и часто используется при приёме на работу.

Обязанности воспитателя в ДОУ

Пройдя квалификационный этап, воспитатель начинает свою профессиональную деятельность в ДОУ. Федеральные государственные образовательные стандарты строго регламентируют обязанности воспитателя. Проект «Профессиональный стандарт педагога» четко определяет сферы занятий педагога и требования к уровню его профессиональной компетенции. Профессиональные навыки воспитателя должны помочь ему справляться с поставленными задачами:

  1. Обеспечения беспрерывного проведения педагогического процесса на высшем уровне в соответствии со стандартами, принятыми на территории дошкольного учебного заведения.
  2. Написание информативной базы и создание перспективных проектов для эффективного достижения целей по развитию группы детей.
  3. Поддержание навыков компетентности и принятие участие в деятельности дошкольной группы (игровой, учебно-познавательной, художественной, физкультурно-оздоровительной, бытовой).
  4. Обеспечение индивидуальной работы с ребёнком в случае возникновения у него каких-либо неудач в личностной и развивающейся сфере. Заключение об успехах или неудачах следует делать на основании личных наблюдений за детьми, их достижений в образовательной и культурной среде.
  5. Обеспечение моральной и физической безопасности детей во время их пребывания в ДОУ.
  6. Поиск и оказания содействия узким специалистам при выявлении индивидуальных особенностей развития у ребёнка.
  7. Обеспечение социализации детей в группе, развитие навыков социализации с окружающим миром. Подготовка к переходу в другую группу перед выпуском.
  8. Оказание всесторонней помощи в защите прав детей.

Существует ряд медицинских рекомендаций, согласно которым работа воспитателем запрещается. К ним относятся нарушение зрения, речевого аппарата и слуха. Постоянные судороги, потери сознания. Наличие серьёзных сердечно-сосудистых заболеваний. Психические расстройства и заболевания центральной нервной системы. Проблемы с алкоголем, табакокурением или приёмом наркотиков.

Особенности нормативно-правовых отношений в детском саду

Отношения между дошкольным образовательным учреждением и педагогом регулируются перечнем законов и норм. Ниже приведены некоторые особенности по организации рабочих отношений.

  1. Профессиональные качества педагога воспитателя оцениваются во время собеседования. При этом в случае отказа, в соответствии со ст. 64 ТК РФ кандидат может потребовать составить в письменной форме причину отказа. В этом случае работодатель обязан ответить на запрос. Поэтому при формировании вакансии, работодатель обязан указать все требования к будущему сотруднику. Иначе ситуация может обернуться незаконным отказом в получении вакантной должности и, в следствии, судебным разбирательством.
  2. Заключение трудового договора требует наличия ряда документов. В обязательном порядке предоставляются паспорт, страховое свидетельство, документы о тематическом образовании и уровне квалификации, справка о несудимости. При первом приёме на работу может отсутствовать трудовая книжка (первую запись в новой делает новый работодатель). Для военнообязанных лиц необходимо наличие военного билета.
  3. Приказ «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» требует от педагога наличие образовательного ценза.

Профессиональная подготовка воспитателя детского сада требует систематизации знаний и последовательного подхода в вопросах образования. Они должны успешно сочетаться с личными чертами характера для достижения высокого профессионализма.

Конференция: Современный детский сад

Организация: ДРЦ «Аистенок»

Населенный пункт: Приморский край, г. Владивосток

Добрый день.

Все мы знаем, что воспитатель детского сада ежедневно является свидетелем и участником процесса формирования людей будущего, помогая, а иногда может быть и мешая их развитию. Так построена наша жизнь, что дети большую часть светового времени проводят не с собственными родителями, а с работниками детского сада, воспитателями. Этот факт подтверждает высокую социальную значимость профессии педагога.

Наряду с этим мы видим и знаем, мир постоянно информационно усложняется. Сегодня уже не достаточно однажды получив базовое образование, работать по специальности. Чтобы соответствовать современным требованиям, сохранять уровень компетентности необходимо постоянно учиться, заниматься самообразованием. Непрерывное образование должно стать необходимостью.

Потребность в повышении уровня знаний, умений и навыков проникает во все сферы жизни – профессиональную, семейную, общественную, личную и конечно сфера педагогической деятельности не исключение.

Сегодня мы поговорим с вами о личностных и профессиональных качествах современного педагога ДОУ и особенностях воспитательного процесса в современном дошкольном учреждении.

О профессиональных умениях педагога ДОУ.

Назовите наиболее важные, на ваш взгляд, профессиональные умения педагога дошкольного учреждения (высказывание воспитателей).

Деятельность педагога многогранна по своим функциям и содержанию. Она предполагает овладение разнообразными профессиональными умениями. Эти умения условно делятся на гностические, конструктивные, коммуникативные, организаторские и специальные.

Гностические умения – умения, с помощью которых педагог изучает ребенка (индивидуальные особенности, возрастные, личностные качества, взаимоотношение со сверстниками, взрослыми, степень эмоционального благополучия). Объектом изучения является семья. Гностические умения используются при изучении педагогического опыта других воспитателей. Педагогу важно развивать у себя способности к пониманию внутреннего мира ребенка.

Конструктивные умения – для проектирования педагогического процесса, воспитания детей с учетом перспектив образовательной работы. Педагог проектирует материальное оснащение образовательного процесса (поделка оборудования для игр, занятий, организация выставок художественного творчества детей и их родителей и т.д.). Конструктивные умения воплощаются в планировании работы, в составлении конспектов воспитательно-образовательной работы, сценариев, праздников, досуга.

Коммуникативные умения – проявляются при установлении педагогически целесообразных взаимоотношений с отдельными детьми и со всей группой, с родителями воспитанников, с коллегами по работе, с администрацией дошкольного учреждения.

Организаторские умения – распространяются на деятельность воспитанников, родителей, коллег. Важное решение, что будет делать он сам, а что можно поручить детям, к чему целесообразнее привлечь родителей.

Специальные умения – умения петь, танцевать, читать стихи (сочинять), вязать, мастерить игрушки, показывать (инсценировать) кукольный театр и другое.

Личностные качества современного педагога дошкольного учреждения.

Педагог, какой он?

Сейчас мы проведем с вами блиц-опрос. По кругу каждый называет одну характеристику.

Воспитатель в группе – носитель определенной модели поведения, и дети, находясь рядом в течение дня, видят и слышат, как воспитатель говорит, какое у него выражение лица, интонации, тембр голоса. В чем-то сознательно или бессознательно копируют его. Считают, что если воспитатель постоянно говорит на повышенных тонах, кричит, значит так и надо, это норма.

Именно в детском саду дети получают первый опыт общения в группе, в коллективе, а командует всем этим воспитатель.

Опыт показывает, что, в целом поведение группы детей это во многом зеркало поведения воспитателя.

А теперь поговорим о качествах педагога.

Важными качествами педагога являются трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, умение поставить цель, избрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня, стремление постоянно повышать качество своего труда и т.д.

В ряде личностных характеристик следует назвать качества, которые становятся профессионально значимыми предпосылками создания благоприятных отношений в воспитательно-образовательном процессе. В ряду этих качеств терпеливость, ответственность, обязательность, объективность, уважение к людям, оптимизм, эмоциональная уравновешенность, потребность в общении, интерес к жизни воспитанников, доброжелательность, сдержанность, отзывчивость и многие другие.

Все современные исследователи отмечают, что имен­но любовь к детям следует считать важнейшей лич­ностной и профессиональной чертой воспитателя, без чего невозможна эффективная педагогическая деятельность.

Современные дети более активны, подвижны в своих самовыражениях, более информированы, более не похожи друг на друга, у них более разные условия проживания и воспитания в семье. Все это предъявляет определенные требования к личности педагога. Чтобы соответствовать современным требованиям воспитатель должен быть:

Активным (чтобы поддерживать детей в их проявлениях активности, соответствовать им). Сидящего большую часть времени воспитателя на стуле и руководящим с него детской деятельностью, вряд ли можно назвать активным, стремящемся к разностороннему развитию детей;

Способным к изменениям - чтобы успевать за быстро меняющимся миром и изменившимися детьми и их родителями;

Внимательным – к себе, своему поведению, словесному самовыражению, к тому, как собственное поведение, речь влияет на окружающих, в том числе на детей. Воспитатель (в крике) – «встали», «пошли», «ну-ка сели», «замолчали». Опять же в крике, обращается к детям: «Ну, что вы кричите?». И другой вариант поведения: «Сейчас решим, сейчас поговорим».

Компетентным – стремящимся к повышению самообразования, компетентным в профессии.

В настоящее время в педагогической психологии анализу субъектных свойств педагога, определяющих эффективность (про­дуктивность) его педагогической деятельности, уделяется большое внимание.

Обратим внимание на личностные качества воспитателя, которые вызывают трудности в его профессиональной деятельности:

1) отсутствие специальной педагогической и внутренней направленности

2) несоответствие уровня способностей требованиям педагогического процесса

3) отсутствие специально-пе­дагогической, методической, социаль­но-психологической, компетентности.

Таким образом, у воспитателя могут быть как качества, которые обеспечивают успех его деятельности, так и напротив, личностные качества, вызывающие ряд трудностей.

Особенности воспитательного процесса.

Педагогическая деятельность, как и всякая иная, представляет собой систему, имеющую определенную структуру.

МОТИВ,ЦЕЛЬ,ПРЕДМЕТ,СПОСОБЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ,РЕЗУЛЬТАТ

Мотивы педагогической деятельности проявляются на этапе профессионального самоопределения: что именно побуждает выбрать педагогическую профессию, посвятить себя воспитательской деятельности. Цель педагогической деятельности определяется обществом. У каждого педагога трансформируется характер в индивидуальную установку, которую тот пытается реализовать в своей деятельности. Например, цель воспитания – разностороннее развитие ребенка – у воспитателей дошкольного учреждения на современном этапе конкретизуется как полноценная подготовка ребенка к обучению в школе, укрепление навыков, формирование творческих способностей. Своеобразие педагогической деятельности заключается в специфике предмета. Основные орудия педагогического труда – голос (громкость, интонация, выразительность), мимика, жесты (педагогическая техника) – это разнообразные умения личного воздействия педагога на воспитанников. Педагог должен уметь выбирать правильный тон и стиль общения с детьми в зависимости от конкретной ситуации. Освоение педагогической техники позволяет с меньшей затратой энергии добиваться лучших результатов.

А теперь давайте рассмотрим процесс воспитания. Это процесс развития личности, включающий в себя как целенаправленное воздействие из вне, так и развитие личности. Важное место занимает процесс воспитания (воспитательный процесс). Чтобы лучше понять роль этого процесса, рассмотрим его в структуре более общего процесса формирования личности.

В той части, где формирование личности имеет управляемый, контролирующий характер, где люди руководствуются сознательными намерениями, действуют не стихийно, а по заранее намеченному плану в соответствии с поставленными задачами, и проявляется воспитание. Воспитание – это поддержка в становлении личности, специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников.

Эта структура основана на выделении главных стадий воспитательного процесса. Критерий последовательности этапов, через которые обязательно должен пройти процесс, направленный на качественное решение поставленных задач. Данная структура очень важна для понимания глубинной закономерности единства и постепенности воспитательного процесса. Знания должны перейти в убеждения. Убеждения – это твердые, основанные на определенных принципах мировоззрение и взгляды, которые служат руководством в жизни. Например, уже в детском саду все дети знают, что с воспитателями нужно здороваться. Почему же не все дети это делают? Потому, что не убеждены. Значит, воспитание приостановилось на 1 этапе – знания, не достигнув следующего – убеждения. И еще один важный компонент – формирование чувств. Обостряя чувства и опираясь на них, воспитатели достигают правильного и быстрого восприятия требующих норм и правил. И наконец, формирование общей направленности личности, заключающее весь процесс, - это выработка устойчивости привычки поведения, которая становится нормой.

Одной из важнейших составляющих воспитательного процесса в ДОУ является создание условий для выявления и развития полноценного личностного ресурса каждого ребенка. Последние изменения в дошкольном образовании (с разработкой ФГТ) делают акцент на этом, то есть работа каждого педагога должна быть направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Работа ДОУ должна обеспечивать разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям. Основная цель - развитие личности ребенка.

В связи с этим от нас требуются некоторые изменения. Изменения – это дань времени. Компьютеризация нашей жизни, доступность разного рода, вида и качества информации, изменения в общественном строе, конечно, повлияли и на детей.

Каждый воспитатель в группе – носитель определенной модели поведения, и дети, видя каждый день примеры отношения воспитателя к ним, к какой-то деятельности, слыша речь, тембр интонации голоса воспитателя, чем младше они, тем более доверчиво считают, что так и нужно себя вести, так говорить, делать – что это норма. Дети конкретной группы во многом зеркало поведения конкретны

Воспитатель детского сада играет важную роль в воспитании ребенка. От воспитателя зависит психологический климат в группе, отношение к садику каждого ребенка. Одни дети ходят в садик с удовольствием, общение с воспитателем приносит определенное удовлетворение. Другие при виде воспитателя начинают капризничать или плакать, в группе замыкаются в себе, и посещение садика превращается в пытку. Выбирая детский сад, нужно в первую очередь познакомиться с воспитателем, понять его ценности, отношение к детям, выяснить уровень профессионализма. Человека, который удовлетворял бы всем требованиям родителей найти практически невозможно, но приближенного к идеалу поискать можно. Так как же выглядит портрет идеального воспитателя с точки зрения родителей?

Во-первых, воспитатель должен уметь ладить с детьми. Он должен понимать проблемы, интересы, потребности каждого ребенка. Многие малыши попадают в детский сад, не умея разговаривать. Многие не знают, как спросить о чем-то или попросить что-то. Ведь дома мама реагировала на любые его потребности, понимая все и без слов. Воспитатель должен так наладить контакт с малышом, чтобы последний не боялся и не стеснялся подойти даже с малейшим затруднением.

Во-вторых, воспитатель должен уметь и хотеть заботиться о ребенке. У хорошего воспитателя дети накормлены, уложены спать, умыты, подмыты, вовремя одеты, причесаны и заняты полезным делом.

В-третьих, воспитатель должен быть специалистом, то есть владеть разными методиками образования и воспитания. Он должен как можно лучше подготовить ребенка к школе, настроить по какой- то одной программе, и воспитатель должен отлично в ней ориентироваться.

В-четвертых, воспитатель должен уметь общаться с родителями, решать конфликты, прислушиваться к разным мнениям и пожеланиям. Ни один вопрос не должен быть оставлен без ответа. Воспитатель должен давать рекомендации по воспитанию каждого малыша.

Профессия воспитателя сложна и ответственна. Требований, к ней предъявляемых, много, в том числе и со стороны родителей. Найти надежного, умного, воспитанного, уравновешенного, деликатного и любящего детей человека не просто. Но и доверять своего ребенка некомпетентному воспитателю также не стоит. Каждый родитель, ориентируясь на свой идеал воспитателя, способен выбрать для своего ребенка достойный вариант.

Иллюстрация — Анна Лукьянова.

Профессия воспитатель появилась в ХIХ веке. В связи с тем, что женщина начала заниматься общественным трудом, появилась необходимость в создании сети дошкольных учреждений. В процессе развития системы детских садов и появилась новая профессия – воспитатель дошкольного образования. И в современном обществе это одна из самых важных профессий. Конечно, никто не сможет заменить ребёнку общения с родителями, но реальность нашей жизни такова, что современные родители, бабушки и дедушки большую часть времени заняты на работе. Поэтому учит ребенка самостоятельности, правилам поведения, готовит к школе именно воспитатель.

Воспитатель дошкольного образования – это не просто профессия, а призвание и каждодневный огромный труд. Многие очень быстро уходят из этой профессии, потому что не видят себя в ней.

Где можно получить профессию Воспитатель дошкольного образования?

В современном обществе к воспитателю дошкольного образования предъявляются серьезные требования. Поэтому воспитатель детского сада должен иметь специальное образование. Среднее профессиональное образование можно получить в педагогическом колледже. Либо необходимо пройти соответствующее обучение в педагогическом институте или университете на факультете дошкольной педагогики и психологии. Получить образование в учебных заведениях можно по дневной или заочной форме обучения на базе неполного среднего и среднего образования. Кроме этого, обучение возможно на бюджетной и платной основе.

В любом дошкольном учреждении будут рады не только специалисту с дипломом о среднем или высшем профессиональном образовании, но и специалисту, имеющему дополнительную специализацию . Например, инструктор по физической культуре, логопед, специалист по изобразительной деятельности и другие.

Каковы обязанности у воспитателя?

В ряде нормативных документов чётко прописаны обязанности воспитателя. Это такие юридические документы как:

  • трудовой договор, который заключают воспитатель ДОУ и работодатель;
  • должностная инструкция;
  • санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13.

В соответствии с этими документами и будет выполнять свои обязанности воспитатель дошкольного образования.

Современный этап развития дошкольного образования характеризуется быстрым темпом внедрения инновационных технологий в практику работы детских садов. Вводимые в практику федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) предъявляют определенные требования к структуре общеобразовательной программы и выделенным в ней четырем образовательным областям (коммуникативно-личностной, познавательно-речевой, художественно-эстетической и области физического развития). А также, на основе взаимодействия взрослого и ребенка предполагается построение образовательного процесса в детском саду. Поэтому совершенствуются требования и к профессиональным качествам воспитателя.

Появилось новое понятие «профессиональная компетентность» , которая проявляется в способности эффективно осуществлять педагогическую деятельность, определённую должностными обязанностями, и основана на научном образовании и эмоционально-ценностном отношении к педагогической деятельности. Профессиональная компетентность предполагает, что воспитатель дошкольного образования владеет необходимой базой профессионально значимых установок и личностных качеств, теоретических знаний, профессиональных умений и навыков, которые он будет совершенствовать в процессе самообразования.

На обсуждение вынесен проект под названием «Профессиональный стандарт педагога» (концепция и содержание), который планируется ввести в действие к сентябрю 2014 года. В этом проекте в п. 4.5. перечислены профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования.

Согласно этому проекту педагог дошкольного образования должен:

Знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

Знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве; особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте.

Уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно-манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей. Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников.

Владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.

Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования (ФГТ).

Уметь планировать и корректировать образовательные задачи (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга, с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста.

Участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка в период пребывания в образовательной организации.

Владеть методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них необходимых интегративных качеств детей дошкольного возраста, необходимых для дальнейшего обучения и развития в начальной школе.

Владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возраста, уметь выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач.

Владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

Какими качествами должен обладать воспитатель?

Специфика профессиональной деятельности предъявляет к воспитателю дошкольного образования определённые требования. И, чтобы выполнять свои профессиональные обязанности, он должен обладать определёнными качествами личности. Вот некоторые из них:

  • Профессиональная направленность.

В основе такого качества личности, как профессиональная направленно, лежит интерес к профессии воспитателя и любовь к детям, педагогическое призвание, профессионально-педагогические намерения и склонности. Именно эти факторы побуждают к стремлению овладеть педагогическими знаниями и постоянно совершенствовать свой профессиональный уровень.

  • Эмпатия.

Это чувство характеризуется умением сопереживать и сочувствовать, эмоционально отзываться на переживания ребёнка. Воспитатель дошкольного образования, зная возрастные особенности дошкольников, должен внимательно замечать малейшие изменения в поведении ребёнка, проявлять чуткость, заботливость, доброжелательность, тактичность во взаимоотношениях.

  • Педагогический такт.

Тактичность – это чувство меры, которое проявляется в умении соблюдать правила приличия и вести себя должным образом. Когда в действиях воспитателя находят оптимальное сочетание ласка и твердость, доброта и взыскательность, доверие и контроль, шутка и строгость, гибкость поведения и воспитательных действий, можно говорить о тактичности воспитателя.

Наравне с требовательностью к участникам воспитательного процесса (детям, родителям, коллегам) воспитатель дошкольного образования остаётся к ним доброжелательным, верит в их силы и возможности.

  • Педагогический оптимизм.

Основой педагогического оптимизма является вера воспитателя в силы и возможности каждого ребёнка. Воспитатель дошкольного образования, любящий детей, всегда настроен на восприятие их положительных качеств. Создавая условия для проявления способностей каждого ребёнка, воспитатель помогает раскрыться личному потенциалу дошкольника. Оптимистически настроенный воспитатель не будет плохо говорить о ребёнке, жаловаться на него родителям. Воспитатель-оптимист характеризуется умением вдохновлять, жизнерадостностью, чувством юмора.

  • Культура профессионального общения.

Воспитатель дошкольного образования должен уметь строить правильные взаимоотношения с детьми, родителями, коллегами, то есть со всеми участникам педагогического процесса.

Во-первых, обладать высоким культурным уровнем и безукоризненным поведением. Дети — хорошие «подражатели», именно поведению воспитателя они подражают в первую очередь.

Во-вторых, стараться наладить партнёрские отношения с родителями, уметь предупредить и разрешить конфликтные ситуации.

В-третьих, с уважением и вниманием относиться к коллегам, обмениваться опытом, воспринимать критику.

  • Педагогическая рефлексия.

От способности к педагогической рефлексии во многом зависит успешность профессиональной деятельности воспитателя. Рефлексия подразумевает умение анализировать проделанные шаги, оценить полученные результаты и сравнить их с запланированной целью. На основе полученных выводов воспитатель дошкольного образования корректирует последующую деятельность для того, чтобы получить лучшие результаты.

  • Авторитетность.

Доверие родителей – вот первый шаг на пути к завоеванию авторитета. Пользоваться авторитетом у детей, родителей и коллег – это значит получить оценку своим нравственным качествам, культуре, эрудиции, преданности профессии. Способность бороться за свой авторитет, дорожить им, поддерживать авторитет родителей и коллег, дана только воспитателю, преданному своему делу.

Из необходимых качеств личности воспитателя также можно выделить: добросовестность, требовательность к себе, инициативность, терпение и выдержку. Хорошо, если воспитатель дошкольного образования умеет мастерить, рисовать, хорошо петь, имеет актёрские навыки. В этом случае он всегда будет интересен своим воспитанникам. Не последняя роль принадлежит и внешности воспитателя. Детям нравятся обаятельные, опрятные воспитатели, имеющие модную причёску и стильно одевающиеся.

Таким образом, можно отметить, что современному воспитателю сегодня необходимо наличие специальной профессиональной подготовки.

Воспитатель дошкольного образования должен владеть новейшими технологиями в области обучения и воспитания детей, а также обладать широкой эрудицией, педагогической интуицией, высокоразвитым интеллектом и высоким уровнем нравственной культуры.

Ирина Похолок
Профессионально-значимые качества воспитателя дошкольной общеобразовательной организации

В конце XIX века в исследованиях П. Ф. Каптерева, выдающего русского педагога и психолога, доказано, что одним из важнейших факторов успешности педагогической деятельности являются профессионально-значимые качества воспитателя . Он указал на необходимость наличия у воспитателя таких качеств , как скромность, наблюдательность, трудолюбие, целеустремленность, настойчивость, но особое место занимали такие качества , как артистичность, ораторские способности, остроумие. К особенно важным качествам личности воспитателя относится готовность к эмпатии, т. е. к пониманию психического состояния воспитанников , сопереживанию и потребность к социальному взаимодействию.

В работах учёных уделяется большое внимание педагогическому такту, в проявлении которого выражается общая культура воспитателя и высокий профессионализм его педагогической деятельности.

Педагогический такт - это умение находить в каждой возникшей ситуации наиболее правильный педагогический приём. Это умение воспитателя держать себя с детьми, умение в каждом отдельном случае понять состояние воспитанника , его интересы, побуждения и найти наиболее действенную меру воспитания . Педагогический такт - это мера педагогической целесообразности и полезности поступков воспитателя , его средств, слов и обращения с воспитанниками в целом . Педагогический такт позволяет воспитателю творчески подходить к решению учебно-воспитательных задач с учетом конкретной ситуации, возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников .

Педагог - это не только профессия , суть которой передавать знания, но это также почетная миссия воспитания личности , утверждения человека в самом себе. В связи с этим целью педагогического образования будет выступать непрерывное профессиональное и общее развитие воспитателя нового типа , который характеризуется следующими качествами :

Высокая гражданская ответственность и социальная активность;

Высокий профессионализм ;

Потребность в постоянном самообразовании;

Любовь к детям;

Интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими;

Физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность .

Характер социальной ориентации и деятельности, тип гражданского поведения проявляются в профессиональной позиции педагога . Различие между педагогическим призванием и педагогическим интересом, который может быть и созерцательным, заключается в осознании способности к педагогическому делу. Основа педагогического призвания - это любовь к детям, которая является неотъемлемой частью самосовершенствования, саморазвития у педагога таких качеств личности , которые характеризуют его профессионально -педагогическую направленность.

Такими качествами выступают - педагогическая ответственность и долг. Испытывая чувство педагогического долга, воспитатель считает нужным оказать помощь детям и взрослым в пределах своей компетенции и имеющихся прав; в своей деятельности он неукоснительно руководствуется кодексом педагогической морали, предъявляет к самому себе высокие требования. Самоотверженность педагога-это высшая степень проявления педагогического долга. Именно в ней находит свое отражение его мотивационно-ценностное отношение к труду.

Сегодня посвящено огромное количество статей, очерков, книг теме "Каким должен быть современный педагог?". По этому вопросу большинство мнений расходиться и даются очень интересные ответы.

Ш. А. Амонашвили в своих «Размышлениях о гуманной педагогике» трактует одну из основных установок воспитателя гуманного педагогического процесса следующим образом : «Любить ребенка для меня является не просто идеей, а законом воспитателя . Но дело не в этом. Закон этот действительно очень старый, классический, и даже авторитарная педагогика, несмотря на ее бездетность, провозглашает его в качестве самой важной профессиональной черты воспитателя . Суть же заключается не столько в том, что надо любить ребенка, а в том, как любить ребенка, как на деле можно этот закон осуществить».

В исследовании Л. М. Митиной были выделены более пятидесяти личностных качеств педагога . Среди них впечатлительность, самообладание, гибкость поведения, гуманность, гражданственность, доброта, идейная убеждённость, инициативность, искренность, настойчивость, любовь к детям, ответственность, порядочность, педагогическая эрудиция, самокритичность, справедливость, стремление к самосовершенствованию, тактичность и др. Все перечисленные выше личностные характеристики воспитателя составляют психологический портрет идеального педагога. Его основой являются собственно личностные качества - направленность , уровень притязаний, самооценка, образ «я» .

Высокие ценностные установки такие, как патриотизм, гражданственность, любовь к детям раскрывают саму сущность педагогической профессии - служение на благо своего Отечества. Любовь к Родине, знание ее истории и традиций несут в себе воспитательную силу , поэтому педагог должен пользоваться каждой возможностью, чтобы укрепить в детях чувство патриотизма, стремление и готовность трудами и подвигами послужить Отечеству. Гражданская позиция представляет собой приоритет общественно значимых задач над личными, гражданскую активность, правовую культуру, коллективизм, принципиальность.

Еще одним качеством личности педагога , выражающим его "воспитательную силу ", можно считать "харизму". В переводе с греческого слово harisma означает "оказанная милость, дар", оно расшифровывается как необыкновенно большие способности или исключительная одаренность, вызывающая у окружающих (прежде всего, у детей) чувство полного доверия, искреннего преклонения, облагораживающего одухотворения, готовность следовать тому, чему учит педагог, подлинную веру, надежду, любовь. Но, прежде всего, такой педагог умеет творчески относиться к самому себе как личности : использование собственных возможностей достигает в таком педагоге своей высшей формы.

Особое сочетание личностно-деловых качеств отличает творческую личность, которой присуще такое свойство, как креативность (оригинальность, четкость, эвристичность, активность, фантазию, концентрированность, чувствительность). Педагогу-творцу присущи также такие качества , как инициативность, способность к преодолению инерции мышления, самостоятельность, целеустремленность,чувство подлинно нового и стремление к его познанию, наблюдательность, широта ассоциаций, развитая профессиональная память .

Творчество и креативность воспитателя могут проявляться в многообразных формах и способах творческой самореализации. Самореализация является формой приложения индивидуально-творческих возможностей личности. Вопрос о педагогическом творчестве имеет прямую связь с проблемой самореализации педагога. В связи с этим педагогическое творчество и есть процесс самореализации психологических, индивидуальных, интеллектуальных сил и способностей личности педагога.

Педагогический оптимизм - это неотъемлемое свойство хорошего воспитателя . Такому педагогу присуще сочетание в своей деятельности чуткого, отзывчивого отношения к детям с требовательностью, которая педагогически оправдана, то есть проводится в интересах самого ребенка.

Также одним из качеств воспитателя является направленность на определенный тип общения .

Авторитарный стиль педагогического взаимодействия характеризуется требовательностью в большей степени и в меньшей уважительным отношением к воспитанникам . Авторитарный педагог выстраивает свою работу на основе диктата, нажима, психологического давления. Важно обратить особое внимание на то, что воспитанники боятся такого воспитателя , стараются выполнять все его требования только, чтобы не иметь неприятностей. Дети внешне заискивают перед ним. Авторитарный педагог не пользуется в детском коллективе доверчивостью и имеет мнимый авторитет.

Для попустительского стиля педагогического взаимодействия в большей мере характерно уважительность и в меньшей степени требовательное отношение к воспитанникам . Авторитетом среди детей такой воспитатель не пользуется , так как дошкольники чувствуют его психологическую слабость; он не последователен в своих действиях, разбросан, часто свои требования не доводит до логического завершения. Уважительное отношение к детям создаёт у них впечатление легкомысленного, добродушного человека, в целом хорошего, но которого слушаться не обязательно. Дисциплина на уроках такого воспитателя плохая , в группе шумно, дети не слушают объяснений. Попустительский стиль также имеет негативные последствия. Часто дошкольники выражают недовольство и протест против такого стиля руководства, поскольку в конечном итоге мнимая свобода, изматывающее действует на самих детей. Мимика либерального педагога часто выражает добродушие, но вместе с тем некоторую нервозность. Его поза свидетельствует о нерешительности, неуверенности в себе.

Антипедагогический стиль взаимодействия с воспитанниками в практике работы воспитателя недопустимы . Этот стиль характеризуется низкой требовательностью и неуважительным отношением к детям. Воспитатель , который поступает непедагогично, вносит смятение и неуверенность в оценку воспитанниками своего поведения , разрушает нравственные ценности и познавательные интересы, порождает личностное отчуждения. Такой воспитатель является социально опасным.

Таким образом, основными профессионально-значимыми качествами являются :

Педагогический такт,

Педагогический оптимизм,

Креативность,

Самореализация,

Педагогический долг и ответственность,

Профессия воспитателя - особая по своей сущности и значимости. Особенность его труда состоит прежде всего в том, что объектом являет­ся ребенок - самый уникальный продукт природы, а также его физиче­ское, психическое, духовное развитие. Вот почему профессию воспитате­ля справедливо считают наиболее важной в современном мире.

Педагогическая деятельность выступает как метадеятельность, т. е. деятельность, направленная на организацию и управление другой дея­тельностью. В определенном смысле деятельность воспитателя ДОУ свя­зана со многими другими видами деятельностей: трудовой, игровой, му­зыкальной и различными видами творческой деятельности.

Педагогическая деятельность воспитателя реализуется через опреде­ленные функции.

Коммуникативно-стимулирующая функция связана с умением педа­гога общаться с детьми, умением устанавливать и поддерживать с ними доброжелательные отношения. Это определенный стиль взаимоотноше­ний воспитателя с детьми, который включает в себя проявление любви к детям, душевное отношение, теплоту и заботу о них. Данная функция предполагает общение не только с детьми, но и с другими педагогами, с администрацией детского сада, родителями детей.

Диагностическая функция педагогической деятельности связана с изучением детей и установлением уровня их развития, воспитанности.

Нельзя осуществлять учебно-воспитательную работу, не зная уровня его физического и психического развития, нравственной воспитанности, ус­ловий семейной жизни и воспитания и т.д.

Ориентационно-прогностическая функция педагогической деятель­ности выражается в умении воспитателя определять направление воспи­тательной деятельности, ее конкретные цели и задачи на каждом этапе воспитательной работы, прогнозировать ее результаты.

Конструктивно-проектировочная функция деятельности, органиче­ски связанная с ориентационно-прогностической, выражается в умении педагога не только планировать учебную и воспитательную работу, но и творчески подходить к ее организации.

Организаторская функция педагогической деятельности связана с во­влечением воспитанников в намеченную воспитательную работу и сти­мулированием их активности. Данная функция реализуется через отбор и структурирование информации в процессе общения с детьми; организа­цию различных видов деятельности воспитанников; организацию собст­венной деятельности и поведения в процессе взаимодействия с детьми.

Информационно-объяснительная функция педагогической деятельно­сти выражается в том, что в педагогическом процессе ДОУ воспитатель для ребенка всегда является источником информации.

Гностическая (исследовательская) функция педагогической деятель­ности осуществляется успешно, если воспитатель обладает потребностью к самообразованию и совершенствованию своего педагогического мас­терства, повышению определенных исследовательских навыков. Гности­ческая (исследовательская) функция предполагает развитие умения ана­лизировать, систематизировать, обобщать, классифицировать, оценивать.

Особо следует выделить функцию материнскую, обеспечивающую положительное эмоциональное состояние ребенка, его комфортность, защищенность, так необходимые для психического развития ребенка.

Педагог должен обладать определенными профессиональными и лич­ностными качествами. Можно выделить доминантные качества лично­сти воспитателя детского сада, отсутствие любого из которых влечет невозможность эффективного осуществления педагогической деятельно­сти: любовь к детям и желание работать с ними; гуманность - стремление и умение оказывать своевременную помощь и поддержку ребенку в его личностном развитии; толерантность - терпимость в работе с детьми; эмпатия (вчувствование) - умение понимать состояние ребенка, поставить себя на его место; педагогический оптимизм - вера в ребенка и его даль­нейшее развитие; педагогический такт - соблюдения общечеловеческих норм общения и взаимодействия с детьми с учетом их индивидуально-психологических особенностей; справедливость - способность действовать беспристрастно; честность и искренность в работе с детьми, добросове­стность в своей профессиональной деятельности; уравновешенность - способность контролировать свои поступки и действия в любых педагогических ситуациях; способность не теряться в любых экстремальны ситуациях - умение оперативно принимать педагогические решения действовать в соответствии с ними; обаяние - сплав духовности, привлекательности и вкуса; чувство юмора - умение не терять его в различны жизненных ситуациях; мудрость - наличие жизненного опыта; социальная активность - готовность и способность деятельно содействовать решению общественных проблем в сфере профессионально-педагогическо деятельности.

Определен и круг должностных обязанностей воспитателя:

Планирует, организует жизнедеятельность детей и осуществляет и воспитание;

Проводит повседневную работу, обеспечивающую создание условий для социально психологической реабилитации детей, социальной трудовой адаптации;

Использует разнообразные приемы, методы и средства обучения;

На основе изучения индивидуальных особенностей, рекомендации психолога планирует и проводит с детьми коррекционно-развивающую работу (с группой или индивидуально);

Совместно с медицинскими работниками обеспечивает сохранение укрепление здоровья детей, проводит мероприятия, способствующие их психофизическому развитию, отвечает за их жизнь и здоровье.

Деятельность педагога:

Организует выполнение детьми режима дня, организации досуга и получении дополнительного образования, вовлекая их в различны виды творческой деятельности согласно интересам и потребности каждого ребенка;

Организует с учетом возраста детей работу по самообслуживании: участие в общественно полезном труде;

Проводит работу по профилактике отклоняющегося поведения вредных привычек у детей;

Взаимодействует с родителями детей или лицами, их заменяющими информирует родителей о развитии и воспитании ребенка в ДОУ;

Координирует деятельность помощника воспитателя, младшего воспитателя в рамках единого образовательного процесса;

Организует и проводит культурно-массовую работу с детьми в тесном контакте с советом образовательного учреждения;

Планирует педагогический процесс в своей возрастной группе.

Педагог должен знать:

Конституцию Российской Федерации; законы РФ, решения Правительства Российской Федерации по вопросам образования; Конвенцию о правах ребенка;

Педагогику, психологию, возрастную физиологию, гигиену; основы довра­чебной медицинской помощи; теорию и методику воспитательной работы.